Заседание № 218
18.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 594956-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушения требований в связи с проведением сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха, а также соблюдением квот выбросов загрязняющих веществ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2944 по 3471 из 6086
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 13-го вопроса, это законопроект первого чтения "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". С докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Константин Анатольевич Цыганов. Пожалуйста. ЦЫГАНОВ К. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Для достижения национальной цели "Экологическое благополучие" президентом поручено кардинально снизить выбросы опасных загрязняющих веществ в городах, где остро стоит вопрос о качестве воздуха, а для стимулирования предприятий к экологической модернизации установить административную ответственность за неисполнение требований закона о проведении эксперимента по квотированию выбросов, в том числе ответственность в виде оборотных штрафов исходя из суммы выручки. 95 процентов выбросов в городах федерального проекта "Чистый воздух" формирует промышленность, и снижение в них загрязняющих веществ достигается за счёт доведения предприятиям квот выбросов. При этом ответственность за недостижение квот сегодня не установлена. Законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьёй, предусматривающей такую ответственность, а также устанавливается ответственность за непредставление сведений для проведения сводных расчётов, неразработку планов мероприятий по достижению квот выбросов и воспрепятствование доступу на территорию предприятия. Вводится гибкий механизм ответственности в зависимости от степени невыполнения мероприятий по снижению выбросов. Так, при несоблюдении до 10 процентов квот выбросов устанавливается минимальный размер штрафа - от 0,1 до 0,2 процента выручки; максимальный штраф, при 100-процентном отказе предприятия от снижения выбросов, составляет до 5 процентов выручки за предшествующий календарный год. Такие размеры штрафа сопоставимы с затратами на экологическую модернизацию, это должно стимулировать предприятия снизить выбросы в установленные сроки (напомню, что для первых 12 городов это 2026 год, а для новых 29 городов федерального проекта предусмотрено поэтапное снижение к 2036 году). При этом для добросовестных предприятий рисков наступления ответственности законопроект не несёт. Протоколы об административных правонарушениях будет составлять Росприроднадзор, а правом рассмотрения административных дел о несоблюдении установленных квот выбросов предлагается наделить судей. В совокупности данные меры позволят добиться поставленных целей по снижению выбросов загрязняющих веществ и улучшить качество жизни более 13 миллионов человек. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нашего комитета есть ряд замечаний по данному законопроекту. Наверное, основное замечание - авторы предлагают начинать штрафовать за несоблюдение установленных квот, между тем у нас сейчас отсутствует механизм определения несоблюдения указанных квот. В действующем законе № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ..." отсутствует полномочие, которое было бы отнесено к какому-либо органу исполнительной власти, - полномочие по определению механизма определения несоблюдения указанных квот. Авторы законопроекта предлагают закрепить в Кодексе об административных правонарушениях норму о том, что определение такого механизма относится к полномочиям правительства, но наш комитет полагает, что такая норма должна закрепляться не в КоАП, а в отраслевом Федеральном законе № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ...". Кроме того, авторы законопроекта предлагают установить, что дела о данных административных правонарушениях будут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, которым поступило дело, передают его на рассмотрение суда, но в соответствии с действующей редакцией кодекса передача такого административного дела в суд осуществляется только в том случае, когда орган, рассматривающий дело, считает необходимым наложить административное наказание, что относится к исключительной компетенции суда. Между тем авторы законопроекта предлагают единственный вид административного наказания - это штрафы, а штрафы к исключительной компетенции суда не относятся. Так что здесь неясны критерии определения случаев направления дел указанной категории судьям. Это основные замечания нашего комитета, которые, впрочем, не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении и концептуальному одобрению, эти замечания могут быть учтены на стадии второго чтения. У комитета-соисполнителя - Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды также есть ряд замечаний по данному законопроекту, но с учётом этих замечаний комитет по экологии данный законопроект также поддерживает. У Счётной палаты замечаний по данному законопроекту нет. Счётная палата его, таким образом, тоже поддерживает. Исходя из изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Константин Анатольевич, ну, бесспорно, у государства и бизнеса общая задача - улучшение экологии, с этим никто не спорит. Скажите, пожалуйста, в связи с санкциями в отношении Российской Федерации готов ли наш бизнес к этой модернизации? Как говорится, всё ли идёт по плану? Львиная доля этого оборудования - это импортное оборудование, к которому сейчас наш бизнес доступа не имеет. И тем не менее насколько мы готовы, насколько готов бизнес к модернизации? Это первое. Второе, вот мы говорим про штрафы - это будет как-то учитываться? Предположим, это оборудование на территории Российской Федерации не выпускается, вот когда будем вовлекать бизнес, то есть привлекать к штрафам... вот как вы считаете, надо это учитывать либо нет? И насколько серьёзна эта проблема сейчас? ЦЫГАНОВ К. А. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопросы. Мы этот законопроект обсуждали многократно вместе с РСПП, у нас, по сути, консолидированная позиция. Более того, в 12 городах федерального проекта "Чистый воздух", где преобладают промышленные предприятия, у нас практически все крупные предприятия уже согласовали планы по достижению квот и в этих планах предусмотрены все мероприятия, включая оборудование. На текущий момент мы видим всего два крупных предприятия, с которыми продолжаем работу, - это НЛМК и "Норильский никель" (по Медному заводу), но там тоже есть решения. Конечно, все предложения законопроекта мы учли, у предприятий есть гибкий механизм, как выходить на изменение мероприятий. Нам же важно снизить выбросы, а за счёт какой технологии, решает предприятие. В принципе мы со всеми коллегами отработали, это такая консолидированная позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Константин Анатольевич, есть ряд вопросов по законопроекту. Скажите, пожалуйста, в связи с предлагаемыми нововведениями у предпринимателей будет время к ним подготовиться? Может быть, будут предусмотрены какие-то предупреждения, а потом уже штрафы? В министерстве вам подведомствен департамент финансов и цифровизации - все сведения, данные, отчёты предпринимателей вам передают на основе программных комплексов, в электронном виде или нет? ЦЫГАНОВ К. А. Михаил Сергеевич, у нас предусмотрено вступление закона в силу уже с 1 сентября текущего года, но логика достижения квоты предусматривает реализацию норм до конца 2026 года. То есть, во-первых, мы уже все планы по снижению, как я сказал, с предприятиями практически согласовали, идёт их реализация, а во-вторых, ответственность физически может наступить только в 2027 году, по факту выхода Росприроднадзора на объекты. По поводу цифровизации, будьте добры, уточните, честно говоря, не очень понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Константин Анатольевич, целью эксперимента, который действует с 1 января 2020 года, является снижение загрязнения воздуха на 20 процентов. Скажите, пожалуйста, достигнуты ли эти цифры, где-то в регионах снизилось загрязнение на 20 процентов? Меня прежде всего интересуют Алтайский край и Республика Тыва - регионы, которые я представляю в парламенте. ЦЫГАНОВ К. А. Анжелика Егоровна, у нас общее, совокупное снижение на конец 2023 года составляет уже 13,2 процента, по городам оно разное. Республика Алтай, вы сказали, и Тыва, да? В Тыве у нас города новые, которые входят в число 29, где мы будем решать эту задачу до 2036 года, первые 12 городов не в ваших регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Скажите, пожалуйста, не приведут ли многомиллионные штрафы к существенным финансовым потерям предприятий и проводилась ли оценка таких рисков? Следующий вопрос: каким образом надзорный орган будет определять юридические лица, у которых будет запрашивать информацию? Не возникнет ли здесь почва для избирательного давления на компании, на бизнес? И не является ли преждевременным введение такой ответственности, учитывая, что эксперимент проводится до конца 2026 года? ЦЫГАНОВ К. А. Сардана Владимировна, мы, конечно же, учитывали все риски, и в пояснительной записке к законопроекту написано, что 52 самых крупных предприятия мы проанализировали с разных сторон - и выручку их, и прибыль, и инвестиции в экологическую модернизацию. Я в своём выступлении коротко сказал, что мы рассчитываем, что никаким предприятиям не придётся платить этот оборотный штраф, но всё будет зависеть от добросовестного исполнения ими плана мероприятий. По всем крупным предприятиям мы ведём всё в ручном режиме - я не вижу таких рисков. А по поводу Росприроднадзора мы с вами специально ещё предыдущими законами внесли изменения: наделили Росприроднадзор полномочиями по текущей проверке начиная с этого года - уже достижение планов мероприятий. Мы начали эту работу, то есть Росприроднадзор сейчас уже сопровождает все предприятия, и мы не хотим доводить до каких-то конфликтов. Ещё раз хочу подчеркнуть, что наша задача - снизить выбросы, у предприятий планы есть, мы за их выполнением планомерно наблюдаем. Если и будет недостижение, то это не 5 процентов, а... Ну, у нас градация в законопроекте предусмотрена от 0,1 процента до 5. И если вы посмотрите, сколько это от выручки, то поймёте, что на самом деле 0,1 процента - это не такие большие суммы. Готов их назвать, у меня всё под рукой есть. Если нужно будет, готов озвучить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Канаев Алексей Валерианович. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Константин Анатольевич, в продолжение вопроса Андрея Геннадьевича Альшевских. Всё-таки будет ли наступать ответственность в отношении предприятий, которые реализуют мероприятия по снижению выбросов, в том случае, если в силу санкционных прежде всего рисков не получится внедрить те или иные технологии? Не секрет, что по-прежнему планы предприятий включают в себя в том числе модернизационные меры по новым технологиям, которые поставляются, ну, пусть даже из Китая, тем не менее риски есть, об этом производственники говорят на сегодняшний день. Это первое. И второе. Как вы относитесь к идее снизить меры ответственности, в случае если предприятия используют российские технологии? На сегодняшний день, к сожалению, многие компетенции утрачены, и наши российские промышленники, в частности в машиностроении, не готовы дать гарантии достижения целевых показателей в части экологических требований. ЦЫГАНОВ К. А. Ну вот по рискам. Я веду этот проект лично. Я, честно говоря, назвал два предприятия из крупных, по которым сейчас мы видим риски, причём работаем над технологиями плотно. По "Норильскому никелю" это касается Медного завода, который, скорее всего, будет вынесен за пределы города, а по НЛМК - смены технологий как раз из-за невозможности поставки той технологии, которая нужна. Мы вместе с Минпромом эту задачу решаем. Мы в своём законопроекте исключений не предполагаем. Мы с вами, если помните, уже сдвинули для предприятий сроки достижения квот выбросов с 2024 года на 2026-й в ответ на санкции, которые были введены, и другой сдвижки у нас не предусматривается. А вот поиск альтернативных технологий мы ведём в ежедневном, по сути, режиме и каких-то критичных вопросов от предприятий на сегодняшний день нет. Готовы вместе с вами, если хотите, на площадке нашего профильного комитета, по экологии, собраться с представителями крупных предприятий и обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос докладчику. Уважаемый Константин Анатольевич, когда мы говорим о загрязнении атмосферного воздуха предприятиями, там всё достаточно просто в большинстве случаев - это точечный источник загрязнения, то есть труба, можно поставить датчики и, соответственно, рассчитать загрязнение. А как насчёт площадных источников загрязнения? Это полигоны отходов, отстойники и так далее. Как там измерить, для них рассчитать и сделать план по снижению загрязнения? Что они должны сделать? ЦЫГАНОВ К. А. У нас в базе проекта как раз сама хронология проекта предусматривает сначала расчёт, потом доведение квот, потом разработку предприятиями планов по достижению квот. Мы понимаем, на какие точки в городах, где живут люди, какие вещества влияют, Роспотребнадзор нам говорит, какие из них вредные и влияют на здоровье людей. После этого мы определяем вот эти перечни, о которых вы говорите, в том числе площадные, и предприятия разрабатывают для каждой из площадок, которые называются квотируемыми объектами, свои планы по снижению. Ну, например, НЛМК: у них своя производственная площадка и есть ещё очистные, для обоих подразделений разные мероприятия, и самое главное для них - это достигнуть потолка по конкретному веществу. Вы правы, мы по трубам основным также уже приняли закон, до конца 2025 года основные трубы должны быть оснащены системами контроля. Площадные объекты мы будем мерить вместе с Росприроднадзором, коллеги из надзора знают, как это делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Константин Анатольевич, кроме предприятий, я думаю, вы знаете, у нас порядка 30 процентов посёлков, даже городов с населением 100 тысяч жителей не газифицировано. И что там творится зимой, я думаю, вы тоже прекрасно видели, когда посёлки и города топятся печками, да ещё и с использованием угля. Вот с этим что делать? Кого будем здесь мотивировать, наказывать, может быть, за то, что так неспешно будут ждать, пока "Газпром" к 2030 году газифицирует у нас абсолютное большинство посёлков и городов? Куда опять-таки будут направляться штрафы, которые по этому закону будут собираться? Действительно, надо и здесь власть употреблять: нет сегодня возможности газифицировать - ставьте газгольдер. ЦЫГАНОВ К. А. Да, Олег Анатольевич, вы абсолютно правы. Более того, я могу вам несколько городов назвать, где мы уже реализуем как раз перевод вот этих автономных источников отопления, ну, то есть с угля и дров на иные виды, на экологичное отопление, это и электричество, и автоматические комбинированные котлы, как вы правильно говорите, газгольдеры. Главный проект, с которым вы можете ознакомиться, посмотреть вместе с нами, - это газификация более 13 тысяч домовладений в городе Чите. Это в первых 12 городах мы этот проект ведём. Там предполагается строительство завода, куда будет привозиться сжиженный газ. Дальше газ по магистралям, которые мы строим, уже будет подаваться в регазифицированном виде в частные домовладения, частные домовладения будут по счётчикам платить. Причём сейчас частные дома мы за счёт федерального проекта также переоборудуем под отопление уже на основе газовых котлов. И самое главное, в новых 29 городах (у нас таких городов действительно будет много) мы сейчас как раз вместе с регионами очень плотно работаем. То есть если мы не сможем, например, по Иркутской области, а там семь городов, добиться результата в какой-то понятной перспективе (напомню, у нас к 2036 году поэтапное снижение) по магистральной трубе газа, хотя над этим очень серьёзно думаем, то будем так же, как, например, в Красноярске, комбинированно проект собирать, это и автоматические котлы - они на пеллетах и на угле, они позволяют стократно снизить выброс, - и газгольдеры, которые мы вкапываем для определённого, там, куста домов, и перевод на электричество, как мы сейчас планируем, например, в Улан-Удэ. То есть всё это мы прорабатываем вместе с регионами. Конечно же, этот законопроект к этим категориям не относится. Это законопроект в отношении предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Константин Анатольевич, в теории всё красиво, но, к сожалению, практика немножко другая. Наибольшие выбросы в городах совершают двигатели внутреннего сгорания. Что касается промышленных предприятий, о которых вы говорите, к сожалению, у нас станкостроения практически нет, подшипники не производим - без промышленных предприятий, без возникновения промышленных предприятий мы с вами экономику не потянем. А ваши изменения в Кодекс об административных правонарушениях дают возможность просто в зачатке уничтожать предприятия - какая защита будет у предприятий от уничтожения и где этот баланс? У нас в Ростовской области было предприятие "Меринос" (оно и сейчас есть), Ростехнадзор на три месяца закрыл его - пять лет предприятию, а они нашли какие-то недостатки там. Какие есть гарантии защиты предприятий... (Микрофон отключён.) ЦЫГАНОВ К. А. Евгений Иванович, у нас есть национальная цель - экологическое благополучие. Предусмотрено кардинальное снижение загрязняющих, опасных выбросов в воздух, которые влияют на здоровье людей. Эти решения приняты, эти решения реализуются, у нас есть целевые параметры, у нас есть сроки, когда нужно этих эффектов добиться. По поводу предприятий. Я докладывал, ещё раз готов повторить, что на текущий момент у нас все крупные предприятия планы по достижению квот представили, технологии там зашиты. Если они эти планы реализуют в те сроки, которые сами же подписали, никаких оборотных штрафов к ним применяться не будет. Этот законопроект направлен на недобросовестные предприятия, которые не хотят снижать выбросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Константин Анатольевич, получается так, что государство загружает бизнес штрафами без помощи и содействия. Вопрос: нельзя ли было вначале предусмотреть меры поддержки и содействия стимулированию технологического преодоления производственных барьеров с целью исключения таких выбросов и, соответственно, применения штрафных санкций? ЦЫГАНОВ К. А. Вячеслав Михайлович, меры поддержки предусмотрены, докладываю вам. Первое, что мы с вами сделали, - это здесь, в этом зале, приняли решение о сдвижке сроков на два года по проектам в 12 городах. Это сразу позволило предприятиям ещё лаг получить на импортозамещение. Второе, у нас есть Фонд развития промышленности Минпрома, он участвует в проекте, там льготные кредиты - от 1 до 3 процентов. Мы 11 таких кредитов предприятиям, которые за ними пришли, предоставили. Ещё одна мера поддержки, которую мы приняли на площадке правительства, - это субсидирование процентной ставки также под экологическую модернизацию. Сейчас у нас одна компания ТЭКа тоже эту меру поддержки получила. Поэтому, как вы правильно сказали, мы сначала спросили, чем помочь, и тут государство движется навстречу, то есть у нас также есть механизмы поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я просто позволю себе напомнить, что зелёная повестка является одним из способов удушения нормально развивающихся экономик, которые конкурируют с Западом. Когда у нас что-то развивается, это ведёт к неминуемым выбросам. Выбросов нет на кладбище. Нас сейчас собираются загнать именно туда под благовидными предлогами. Это та самая западная повестка дня. Насчёт того, что 50 крупных предприятий проверили и 50 крупных предприятий, так сказать, контролируют в ручном режиме. Да, у 50 олигархов действительно никаких проблем не будет - и не только потому, что власть их контролирует в ручном режиме, но и потому, что, насколько я могу предположить, они контролируют некоторую часть этой власти. А на обычные предприятия, которые где-то кому-то перейдут дорогу, тем же самым олигархам перейдут дорогу, завтра придут и скажут: так, отчёты, килограммы бумаг... у нас же цифровизация, значит, килотонны бумаг, вот где-то не там запятая - мы вас будем карать жестоко, беспощадно и последовательно. По сути дела, это сегодня способ злоупотребления монопольным положением, способ недобросовестной конкуренции, способ устранения неугодных. Да, у нас есть города с катастрофической экологической ситуацией: Дзержинск, Череповец, та самая Тыва, Минусинск, некоторые другие замечательные города, их много, но там вопрос точечной поддержки, потому что никто не будет топить грязным топливом, если есть доступный газ. Грязное топливо очень дорогое, топят им от безысходности, всегда, когда есть возможность, стараются топить чистым топливом. Ну, правда, у нас завышенные тарифы, скажем, на электричество, поэтому совсем чистое отопление сделать невозможно. И вот, вместо того чтобы бороться с произволом в сфере естественных монополий, мы сейчас создаём предпосылки для того, чтобы можно было останавливать наше развитие безупречно корректными экологическими терминами. Когда мы окажемся на кладбище, мы обнаружим, что там действительно нет никаких выбросов, но я не знаю, кто, кроме уважаемых профильных министерств, сможет этому порадоваться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Уважаемый Константин Анатольевич, я регулярно бываю в Республике Тыва, эта республика не газифицирована, там все объекты теплоснабжения 60-х годов, и никакой модернизации или установки очистных фильтров там не проводили и не собираются проводить, по крайней мере так мне ответила Сибирская генерирующая компания на мой депутатский запрос: ни копейки не будем вкладывать в очистные, в установку фильтров. По данным онкологов онкодиспансера города Кызыла, число страдающих онкозаболеваниями не только не снижается, оно растёт в прогрессии, а республику газифицировать никто не планирует, не собирается. И всё-таки я считаю, полагаю, что эту проблему нужно решать не установкой штрафов, а передачей объектов теплоснабжения в государственную собственность, поэтому прошу всё-таки такие вопросы рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коган Александр Борисович. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я просто хочу напомнить, собственно, почему возник этот законопроект. Было поручение Президента Российской Федерации, и этот законопроект стоит в цепочке огромного количества законов, которые мы с вами приняли, для того чтобы создать благополучную среду для наших граждан и повысить качество жизни. Нацпроект, который, собственно, называется "Чистый воздух", вы все поддерживаете. Это первое. Второе, мы с вами приняли достаточно много законов, согласно которым предприятия обязаны будут снизить нагрузку на окружающую среду за счёт уменьшения выбросов, - мы с вами эти решения приняли, но мы с вами не установили ответственность. О чём законопроект? Законопроект о том, что у каждого предприятия есть план по снижению выбросов в атмосферу, у каждого предприятия есть возможность воспользоваться системой поддержки, которую установило Правительство Российской Федерации, - либо льготные кредитования, субсидирование ставки, либо получение дополнительных субсидий. И вы услышали, что несколько предприятий уже по этому поводу обратились. У тех, которые не хотят этого делать, есть либо собственные средства, либо предоставленные ВЭБом кредиты. Итак, мы создали условия, но ответственность не установили. Чего хотят от нас люди? Люди не хотят цифр, процентов снижения, они хотят открыть форточку и дышать чистым воздухом. Вы сейчас говорите: слушайте, конечно, этого делать не надо, потому что есть вероятность закрытия предприятий, - да нет, такой вероятности вообще нет! Прежде всего хочу напомнить, что это коснётся только предприятий первой категории. Из нескольких сотен тысяч предприятий, которые находятся в Российской Федерации, всего 5 тысяч должны идти по этому пути, потому что они являются сегодня основными загрязнителями в Российской Федерации. Сардана Владимировна спросила, каким образом будут выбираться предприятия. В принципе каждое предприятие обязано будет пройти соответствующую сдачу очистных сооружений и доказать государству, что такие очистные сооружения работают, тогда вопрос будет снят. Абсолютно все предприятия, все 5 тысяч предприятий пройдут эту процедуру. Евгений Иванович спросил про систему поддержки - система поддержки существует. Михаил Геннадьевич сказал, что зелёную повестку придумали буржуи, - зелёную повестку придумали в Российской Федерации люди, которые хотят дышать чистым воздухом. И по поводу того, что на кладбище тихо, - это на самом деле так, а вот отходы там достаточно серьёзные и выбросов там гораздо больше, чем у вас, к примеру, на огороде, когда вы делаете костёр. Почему? Потому, что это выбросы в почву и выбросы в водные объекты, именно поэтому очень много ограничений при создании кладбищ. Да, там тихо, но там выбросов достаточно много. И здесь нет никаких других задумок, кроме как выполнение поручения президента и выполнение поручений наших граждан. Они говорят: вы, коллеги, создали предпосылки, но вы не установили ответственность. Вот сейчас устанавливаем ответственность. И мне интересно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? ЦЫГАНОВ К. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я ещё две цифры назову. Вот у нас в 12 городах квоты доведены до 310 предприятий. На текущий момент 185 предприятий (правда, мелкие, средние, но тем не менее) не представили плана по достижению квот. Ответственности на сегодняшний день нет, а людям рассказывают, что будет. Соответственно, прошу поддержать законопроект, потому что такую ответственность мы вводим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 22 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.