Заседание № 209

06.05.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 594949-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (о свободной экономической зоне на отдельных территориях субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1935 по 2328 из 4967
11-й и 12-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами.      
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной          
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской     
области", и 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской              
Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель     
министра экономического развития Дмитрий Сергеевич Вахруков.                    
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан по          
поручению президента и даст нам возможность распространить на приграничные с    
Украиной регионы режим свободной экономической зоны, который вот уже год как    
работает на Донбассе и в Новороссии. Уже более ста компаний получили статус     
резидента, инвестпроекты там на сумму более 50 миллиардов рублей, это в новых   
регионах.                                                                       
                                                                                
Как вы знаете, мы тоже ездили недавно в Белгород. Предприятия, инфраструктура   
в приграничных регионах регулярно подвергаются обстрелам со стороны             
вооружённых формирований Украины, и это требует внимания не только со стороны   
военных ведомств, но и в части поддержки развития, функционирования этих        
предприятий. Именно поэтому президент поручил, а мы реализуем это поручение с   
точки зрения распространения на эти предприятия, на земельные участки, где      
они находятся, режима свободной экономической зоны, для того чтобы              
предприятия могли восстановить свою деятельность и запустить новое              
производство. Это основная специфика закона, она именно в том, что инвестиции   
резидентов будут засчитываться в том числе в ремонт основных средств, которые   
пострадали.                                                                     
                                                                                
Законопроект идёт в пакете с поправками в Налоговый кодекс. Поправки в          
Налоговый кодекс как раз и дадут участникам свободной экономической зоны        
льготный режим налогообложения по аналогии с уже действующим на Донбассе и в    
Новороссии. Прежде всего, это будут налоговые льготы по налогу на прибыль: мы   
обнулим федеральную часть налога на прибыль на десять лет с момента получения   
первой прибыли. Регионы смогут обнулить земельный налог, налог на имущество.    
Самое важное: для того чтобы повысить фонд оплаты труда, стимулировать          
сохранение численности, стимулировать приток людей на эти предприятия,          
бизнесу будут доступны сниженные тарифы по страховым взносам - 7,6 процента -   
не менее чем на пять лет. Помимо этого участникам свободной экономической       
зоны будет доступна процедура свободной таможенной зоны, вдвое ускорим          
амортизацию имущества и обнулим акцизы на жидкую сталь.                         
                                                                                
По нашим с регионами предварительным оценкам, принятие законопроектов           
позволит поддержать около 300 пострадавших компаний, где уже сейчас работает    
20 тысяч человек. По новым инвестициям, которые эти компании заявляют, это      
порядка 80 миллиардов рублей на ближайшие пять лет. Просим поддержать.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом по 11-му вопросу выступает Максим Анатольевич Топилин.             
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Официальный представитель           
правительства очень подробно изложил суть двух законопроектов, они              
рассматриваются в пакете. Я напомню, что поручение, в связи с которым           
разработаны данные законопроекты, прозвучало на "Прямой линии" с Президентом    
Российской Федерации в декабре прошлого года, где звучала тема, связанная с     
укреплением экономического потенциала по схеме свободных экономических зон в    
городе Шебекино Белгородской области. Законопроекты, которые мы с вами          
сегодня рассматриваем, предусматривают более широкий подход к решению задач,    
связанных с созданием более комфортных условий для инвестиций в те              
территории, которые находятся в приграничной зоне с новыми российскими          
территориями, и тот режим свободной экономической зоны, который действует       
сегодня для четырёх новых регионов Российской Федерации. Напомню, с 1 июля      
прошлого года он предусматривается для внедрения на приграничных территориях    
в тех точках, которые в связи с определёнными обстоятельствами будет            
определять Правительство Российской Федерации.                                  
                                                                                
С точки зрения управления свободными экономическими зонами, для которых будут   
предусмотрены соответствующие льготы, главная из которых - это льгота по        
страховым взносам (7,6 процента), это самый существенный льготный режим, это    
будет определяться субъектами Российской Федерации, и организацию данной        
работы будет реализовывать Министерство экономического развития на              
федеральном уровне.                                                             
                                                                                
Комитет по экономической политике рассмотрел данные законопроекты и просит      
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом по 12-му вопросу выступит Ольга Николаевна Ануфриева.              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! И официальный представитель         
правительства, и Максим Анатольевич Топилин очень подробно рассказали о сути    
пакета законопроектов. Я лишь скажу, что действительно законопроект, вносящий   
изменения в Налоговый кодекс, является техническим, он расширяет перечень       
территорий, на которых действует режим свободной экономической зоны. Есть       
некоторые юридико-технические моменты, которые необходимо будет поправить.      
Концептуальных замечаний к законопроекту не имеется. Комитет по бюджету         
рекомендует законопроект под пунктом 12 поддержать в первом чтении.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Наумов Станислав Александрович.                                                 
                                                                                
Просьба называть, к кому вопрос.                                                
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Дмитрию Сергеевичу.                                             
                                                                                
Дмитрий Сергеевич, как известно, за свободную экономическую зону Донбасса       
отвечает Министерство строительства и ЖКХ. В данном случае появляется второй    
центр принятия решений в Министерстве экономического развития. Скажите, нет     
ли у вас каких-то разногласий с министерством строительства и как вы будете     
выстраивать координацию ваших действий?                                         
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С. Станислав Александрович, спасибо за вопрос. Никаких              
разногласий, естественно, у нас с Минстроем и в правительстве нет. За           
социально-экономическое развитие новых территорий у нас отвечает Минстрой,      
это их прямые полномочия, за социально-экономическое развитие территорий, о     
которых мы сегодня говорим, то есть прилегающих, отвечает Минэкономразвития,    
и здесь, я думаю, у нас никаких проблем и разногласий не будет.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо. У меня также вопрос к представителю Правительства России.              
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Сергеевич, поддерживая данный проект федерального закона,     
хотелось бы уточнить: как вы считаете, в случае принятия законопроекта в        
первом чтении и его подготовки ко второму насколько целесообразно               
распространить на участников свободной экономической зоны преференции на        
выдачу льготных кредитов, да и другие преимущества, которые предусмотрены       
статьёй 18 федерального закона?                                                 
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С. Я думаю, что исходя из той ситуации, в которой сегодня           
находятся предприятия и предприятия, на которые мы собираемся распространить    
режим свободной экономической зоны, такая мера была бы целесообразной.          
Спасибо за предложение.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Сергеевич, несомненно, очень важные решения. Вы знаете, с 1   
мая вступил в силу закон о целевой подготовке кадров, и в настоящее время мы    
готовим дополнения в закон, с тем чтобы резиденты территорий как раз            
экономического развития новых наших субъектов имели возможность за счёт         
бюджета готовить специалистов. А как вы полагаете? Мы считаем, что это          
принципиально важно, потому что нам важно создавать и гарантированные рабочие   
места в том числе для тех ребят, которые заканчивают школу на территориях       
новых субъектов. И это даст дополнительную преференцию для тех, кто придёт на   
эти территории с инвестициями и будет реализовывать свою экономическую          
деятельность. Ваша позиция?                                                     
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С. В отношении новых регионов, безусловно, работа очень важная и    
нужная. Мы считаем, что такую же работу в отношении прилегающих территорий, с   
учётом того что мы сегодня видим определённый отток кадров из них, тоже можно   
распространить. Но там, на мой взгляд, вот в первоочередном порядке нужно       
сохранить тех, кто там уже работает. Там на самом деле очень                    
высококвалифицированные специалисты. Мы посетили больше десятка предприятий,    
будучи в Белгороде, там очень хорошие, сбитые коллективы, они готовы            
оставаться на своих местах, говорят: "Сохраните только нам предприятие, мы      
будем там работать". Вот это сейчас, на мой взгляд, первоочередное. А для       
молодых специалистов, конечно, да, давайте здесь посмотрим и поддержим.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полуянова Наталия Владимировна.                                                 
                                                                                
ПОЛУЯНОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Большое спасибо, Иван Иванович. У меня, скорее, не вопрос, а комментарий и      
поддержка важности принимаемого сегодня законопроекта.                          
                                                                                
Белгородская область - это та территория, которая ежедневно подвергается        
террористическим атакам, и задача предприятий и экономики региона - выстоять.   
И безусловно, все те меры, которые сегодня прописаны, не сомневайтесь, будут    
исполнены. Сегодня правительство региона в полной мере работает со всеми        
профильными ведомствами, для того чтобы исполнить в полной мере все те          
направления, которые указаны. Это наша основная задача - сохранение и           
предприятий, и кадрового потенциала региона, который всегда работал на          
высоте. Мы готовы, мы это сделаем. И искренне признательны за то внимание,      
которое субъекту было оказано. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталия Владимировна.                            
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи,     
вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Вопрос Дмитрию Сергеевичу.                                                      
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Сергеевич, ну, я впервые вижу, чтобы и пояснительная          
записка, и финансово-экономическое обоснование были такими лаконичными:         
потенциальные расходы невозможно посчитать. Хорошо, а потенциальные доходы      
тогда? Вы назвали сумму инвестиций 300 миллиардов, но при этом в                
законопроекте нет даже определения, что такое капитальные вложения. Это         
замечание делает вам Правовое управление. Мы можем гипотетически понимать,      
что это даст, вот депутаты от Белгорода здесь правильно сейчас говорят... И     
все мы тоже будем поддерживать, но чего ждать, чего положительного ждать от     
этого законопроекта, сколько принесёт он в казну регионам?                      
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С. Вы знаете, если такая оценка допустима, на мой взгляд, она       
вполне допустима... Мы создали свободную экономическую зону в Крыму в 2015      
году, на сегодня в свободную экономическую зону вложено 370 миллиардов рублей   
полутора тысячами предприятий, так вот объём налогов этих предприятий           
(конечно, Минфин может меня поправить) уже сейчас составил 260 миллиардов       
рублей. То есть, я думаю, если экстраполировать объём инвестиций                
соответственно с объёмом налогов, то примерно на такие же цифры мы в            
состоянии будем выйти, потому что, ну, очень похожий режим в Крыму. Вот мы      
рассчитываем на такие цифры.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич.                               
                                                                                
Коллеги... А, ещё есть вопросы.                                                 
                                                                                
Скруг Валерий Степанович, пожалуйста.                                           
                                                                                
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Дмитрий Сергеевич, безусловно, Белгородская область и другие приграничные       
территории ждут этого законопроекта и будут использовать в своей                
деятельности, но я хотел бы задать следующий вопрос. Какие ещё дополнительные   
подзаконные акты правительства или на региональном уровне необходимы и в        
какой срок они будут приняты, на ваш взгляд?                                    
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С. Спасибо, Валерий Степанович. Мы очень рассчитываем на то, что    
законопроект будет принят во втором и третьем чтениях уже в весеннюю сессию.    
Нам нужно с федеральной стороны разработать порядок создания свободных          
экономических зон, определения этих земельных участков, а регионы, в свою       
очередь, своими законами установят, как они будут принимать туда резидентов.    
Все эти акты мы разработали, и регионы, я знаю, активно уже над ними            
работают, ждём принятия законопроекта во втором и в третьем чтениях. Наша       
цель, наша задача - чтобы в августе режим уже заработал.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексеенко Николай Николаевич.                                                  
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Я вот, как представитель Брянской области, тоже очень поддерживаю данный        
законопроект, но хотел бы уточнить: речь идёт вообще о всей территории, либо    
о каких-то частях территории, либо о перечне каких-то предприятий? И опять же   
ответственным оператором, я так понимаю, будет Минстрой, оператором - Фонд      
развития территорий, или в этой части будет Минэкономразвития? Как будет        
выстроена вот вся система?                                                      
                                                                                
ВАХРУКОВ Д. С. Давайте я постараюсь более подробно объяснить. Нет, у нас не     
будет оператором Минстрой, не будет ФРТ. Ключевые полномочия передаются в       
регионы, вот эта особенность отличает законопроект: мы распространяем эти       
полномочия на новые территории и прилегающие территории. И вторая ключевая      
особенность, о которой я сказал, - мы будем работать с конкретными земельными   
участками, вот как у нас территории опережающего развития на Дальнем Востоке    
работают: мы кадастровые номера просто пишем, на территориях этих земельных     
участков применяются все льготы. Подразумевается, что это будут пострадавшие    
предприятия и перспективные точки роста.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Эдуард Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ",           
безусловно, поддерживается принятие двух законопроектов. Фракция считает, что   
принятие этих законопроектов положительно отразится на                          
социально-экономическом развитии новых территорий, субъектов Российской         
Федерации, граничащих с территориями Донецкой и Луганской народных республик,   
Запорожской и Херсонской областей. Также закон позволит поддержать отрасли      
экономики и бизнеса на указанных территориях, пострадавших от действий          
вооружённых сил Украины. Принятие законопроекта будет способствовать            
привлечению дополнительных инвестиций в экономику указанных регионов. Кроме     
того, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 части         
первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" является         
законопроектом-спутником к указанному законопроекту, и фракция "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и будет             
голосовать за его принятие.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эдуард Анатольевич.                              
                                                                                
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
НАУМОВ С. А. Депутаты фракции ЛДПР были соавторами поправок к исходному         
законопроекту о свободной экономической зоне Донбасса, поэтому мы, конечно      
же, так же как и коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", будем поддерживать внесённый       
сегодня законопроект. Но при этом между первым и вторым чтениями в прошлом      
году мы выдвинули ряд инициатив, которые не сразу, но были поддержаны           
правительством. Я бы хотел обратить внимание на те изменения, которые, на мой   
взгляд, на наш взгляд, нужно будет внести при доработке законопроекта ко        
второму чтению. Мы недавно были в Ростове-на-Дону, проводили форум              
"Интеграция-2024", собрали всех представителей промышленных предприятий,        
предпринимателей, и вот я хотел бы обобщить их запрос на совершенствование      
закона о свободной экономической зоне Донбасса.                                 
                                                                                
Во-первых, действительно нужно что-то делать с требованием сохранять среднюю    
численность занятых на предприятиях по состоянию на 1 января 2023 года. Эта     
норма неэффективна, лучше оперировать показателями "фонд оплаты труда",         
"производительность труда", поскольку в ходе модернизации производств           
повышается эффективность процессов и нет необходимости просто держать           
численность ради численности. Тем более что это в первую очередь важно для      
того, чтобы трудоустраивать тех участников специальной военной операции,        
которые возвращаются в свои города, в свои посёлки.                             
                                                                                
Во-вторых, необходимо принять очень важную оговорку, что не повышаются          
таможенные пошлины, поскольку продукция предприятий идёт в том числе на         
экспорт, по сравнению с тем уровнем, который был установлен на                  
внешнеэкономические пошлины на 1 июля 2023 года. Иначе выбивается экономика     
предприятия.                                                                    
                                                                                
И третье важное предложение связано с тем, чтобы распространить существующие    
льготы не только на инвестиционные проекты сами по себе, но и на деятельность   
этих предприятий как таковых. Ситуация очень сложная, очень непростая, нужны    
неординарные решения, для того чтобы как можно быстрее запустить работу         
предприятий Донбасса в первую очередь.                                          
                                                                                
И здесь же я отметил бы вопрос об уровне тарифов на железнодорожные             
перевозки. Он явно сегодня завышен и не вписывается в задачи, связанные с       
ускоренной модернизацией производств.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович.                         
                                                                                
Выступления завершены.                                                          
                                                                                
Заключительное слово, Дмитрий Сергеевич, если есть необходимость, пожалуйста.   
Нет необходимости. Максим Анатольевич? Тоже нет. Ольга Николаевна? Тоже нет.    
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию по законопроектам.       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой       
Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и       
Херсонской области", 11-й вопрос.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в    
статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской              
Федерации", 12-й вопрос.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              425 чел.94,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    425 чел.                                          
Не голосовало                  25 чел.5,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении также единогласно. Спасибо.