Заседание № 253
05.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 594843-5 "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1123 по 1796 из 7447
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 3-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Георгия Владимировича Каламанова. Пожалуйста. КАЛАМАНОВ Г. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода". Настоящее соглашение разработано в целях решения ряда ключевых задач, связанных с переходом от применения национальных мер защиты внутреннего рынка к применению наднациональных инструментов торговой защиты в рамках функционирования Таможенного союза. Соглашение подписано 19 ноября 2010 года. В принципе соглашение определяет порядок применения национальных мер защиты внутреннего рынка, порядок проведения ускоренного пересмотра национальных защитных мер с целью их применения на единой таможенной территории Таможенного союза, а также порядок принятия решений по вопросам введения мер защиты внутреннего рынка по результатам расследований, не завершённых до даты подписания соглашения, а также по результатам расследований, которые были завершены до указанной даты. Соглашение временно применяется: проведены пересмотры ряда мер защиты внутреннего рынка, которые были распространены на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан. Соглашение подлежит ратификации. Прошу поддержать данное решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Татьяны Николаевны Москальковой. Пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем ещё один важный законопроект, который станет основой укрепления правовой базы Таможенного союза. Данное соглашение имеет четыре основные цели. Первая - это защита национального производителя, вторая - проведение согласованной политики по применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле с третьими странами, третья - определение порядка зачисления и распределения полученных пошлин и четвёртая - создание условий, способствующих развитию конкуренции как между национальными и зарубежными товаропроизводителями, так и между национальными производителями на территории государств Таможенного союза. В соответствии с соглашением специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, содержание, порядок зачисления и реализация которых подробно освещены предыдущим оратором, позволяют увеличить долю производства национальных производителей. Хочу обратить внимание на то, что в случае если по результатам пересмотра установлено, что на долю национальных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара приходится не менее 25 процентов от общего объёма производства государств - членов Таможенного союза, то такая мера применяется в отношении импорта товаров из третьих стран на всю таможенную территорию Таможенного союза. В случае же если по результатам пересмотра установлено, что на долю национальных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара приходится менее 25 процентов от общего объёма производства государств - членов Таможенного союза, то такая мера может действовать до окончания срока её действия только в соответствии с национальным законодательством соответствующего государства - члена Таможенного союза, но без продления. Сегодня, в условиях, когда китайским производителем буквально перенасыщен рынок товаров и услуг Российской Федерации, очень важно выстроить систему инструментов для защиты нашего национального производителя от демпингования цен на товары и услуги в Российской Федерации, и это соглашение как раз позволяет выстроить такую систему защитных мер. В случае если между государствами - членами Таможенного союза Россией, Казахстаном и Белоруссией будет спор по данным вопросам, он рассматривается судом ЕврАзЭС. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по промышленности - поддерживает данный законопроект, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы также не содержит замечаний, препятствующих процедуре ратификации. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками на основании изложенного рекомендует поддержать данный ратификационный законопроект, "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода". Спасибо за внимание. Ещё раз просила бы поддержать решение нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Лекарева Вера Александровна, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Борис Вячеславович. У меня вопрос к основному докладчику - Георгию Владимировичу Каламанову. Скажите, пожалуйста, Георгий Владимирович, вот насколько эффективно будет защищён внутренний рынок Российской Федерации и кто, какой орган будет определять, увеличить долю национальных производителей или уменьшить? Речь идёт о национальных уполномоченных органах государств-участников или это будут какие-то специальные органы, предусмотренные данным законопроектом? Может, чего-то я здесь не увидела. КАЛАМАНОВ Г. В. Спасибо за вопрос. В соглашении сказано по поводу пересмотра ряда мер, я об этом говорил в своём докладе. Мы 22 июня 2011 года на Комиссии Таможенного союза пересмотрели ряд мер и распространили их на территории сопредельных государств. При пересмотре состоялся обмен информацией, мы посмотрели рынок, у нас в Российской Федерации было не менее 25 процентов рынка с соответствующей продукцией, поэтому в принципе все меры распространились на соседние государства, которые входят в Таможенный союз. Есть уполномоченный орган, это Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, если имеется в виду Российская Федерация, есть Комиссия Таможенного союза, в которой существует регламент проведения расследования. Но в принципе уже в названии данного соглашения как раз и содержится формула: соглашение о принятии мер в течение переходного периода, то есть в настоящее время это уполномоченный орган страны, но в будущем это будет Комиссия Таможенного союза. В настоящий момент такие процедуры проводятся, в том числе и внутри Комиссии Таможенного союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос, наверное, к представителю правительства. Скажите, а какие меры предусматриваются против фактов, которые существуют, когда эти страны используются в качестве транзитных, либо вот практика показывает, что через страны СНГ очень часто провозятся товары, которые так или иначе нежелательны на территории Российской Федерации, путём переклейки маркировки. Вот были случаи и по свинине, и ещё по ряду продукции, и через Белоруссию поставляли воду и вина из Грузии, несмотря на действующий запрет. Меняется маркировка, и это идёт уже как продукт, якобы произведённый на территории этих стран, в том числе мясо двадцатипятилетнего хранения, которое из Аргентины поступало. Какие меры в этой части предусмотрены настоящим соглашением? КАЛАМАНОВ Г. В. Спасибо за вопрос. Это точно не касается данного соглашения, поэтому вне рамок соглашения я отвечу со своей точки зрения. У нас существуют фитосанитарные меры, ветеринарные меры, меры таможенного контроля на общем периметре границы. Сейчас таможенная процедура проходит на внешнем контуре, и поэтому в принципе как раз мы, то есть Комиссия Таможенного союза, а также таможенные органы, органы контроля должны следить именно за теми вопросами, на которые вы сейчас указали. Это не касается применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер, потому что итогом проведения расследований является взимание пошлины, пошлины также взимаются и в рамках таможенной процедуры. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Разрешите, я добавлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, добавьте. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Вопрос действительно очень интересный, но в данном случае речь идёт о совершении общественно опасного деяния - преступления экономического характера. В рамках Таможенного союза мы заключили специальное соглашение - и мы с вами ратифицировали его - о международной правовой помощи по уголовным делам, которое позволяет выявлять эти преступления, осуществлять сбор доказательств и привлекать виновных к ответственности. Что же касается данного соглашения, то речь идёт о следующих мерах: первое - это установление квоты на импорт, второе - это установление специальной повышенной пошлины, и третье - это договорённость с третьим государством, которое будет поставлять к нам товар, о ценах, по которым оно поставляет, чтобы не демпинговать, не снижать цену на продукцию внутри рынка трёх государств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Георгий Владимирович, есть инструменты, позволяющие обойти эти предложения, которые есть в законопроекте, например, курсовая политика. Казахстан всё последнее время поддерживал курс тенге на более низком уровне, чем мы свой российский рубль, в результате казахстанские товары выигрывали конкурентную борьбу с российскими товарами. То есть без согласованной политики центральных банков России и Казахстана проблему выравнивания условий, таможенных условий, не решить. Ну и налоговый режим в Казахстане более благоприятный, сотни российских предприятий сейчас переходят под юрисдикцию Казахстана. Каким образом эту проблему собираются решать? КАЛАМАНОВ Г. В. Спасибо за вопрос. Что касается совместной налоговой политики, финансовой политики, курса валют и так далее. Я думаю, что эта координация также будет производиться в рамках Комиссии Таможенного союза. Как раз в настоящее время проводится работа по внесению изменений в Договор о Комиссии Таможенного союза, и сейчас рассматриваются дальнейшие пути развития этой организации, поэтому диалог должен быть в любом случае. Что касается обхода мер. У нас единый рынок, мы стремимся к тому, чтобы меры, которые будут применяться, касались как раз единого рынка, то есть мы или защищаемся от этих стран с помощью единого рынка, или применяем меры в отношении третьих стран совместно. У нас единая позиция, поэтому по отношению друг к другу мы точно ничего применять не будем. Это никак не будет касаться как раз предмета данного соглашения. Что касается координации политики, я согласен, что необходимо действовать в этом ключе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Вопрос представителю правительства. В статье 8 соглашения предусматривается обеспечение проведения консультаций с иностранными государствами и экспортёрами, интересы которых затрагиваются в связи с принятием этого соглашения или в связи с его пересмотром. В ходе подготовки этого соглашения с какими странами - наиболее крупными импортёрами в нашу страну проводились эти консультации? Можете назвать? КАЛАМАНОВ Г. В. Это Китайская Народная Республика, страны Евросоюза, Украина. Даже при пересмотре мер, о котором я говорил, в части стальной продукции, в части ряда защитных мер в том числе по никельсодержащему плоскому прокату это были именно Китайская Народная Республика, Украина и Евросоюз. По никельсодержащему плоскому прокату ещё были ЮАР и ряд других стран. И там установлена очень высокая пошлина, которая в настоящий момент распространилась на территорию стран, входящих в Таможенный союз. Это наши основные партнёры, с которыми мы постоянно ведём консультации, у нас даже все регламенты прописаны. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диалог уже закончен. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Георгий Владимирович, благодаря политике вашего министерства у нас фактически нет тракторостроения. За прошлый год, скажем, из семи тысяч тракторов для сельского хозяйства одна тысяча - это российские, а шесть произведены на территории Российской Федерации из белорусских узлов. Кроме того, особенно в Казахстане, в Белоруссии есть совместные предприятия не с Россией. Продолжая вопрос коллеги Аксакова, спрошу: каким образом будет ограждён наш рынок именно от продукции третьих стран, которая будет выпускаться под маркой казахской? Мне лично непонятно. Боюсь, что ваше предложение больше ударит по Белоруссии, чем по третьим странам. Спасибо. КАЛАМАНОВ Г. В. Что касается производства тракторов, не только тракторов, а вообще сельхозтехники, я думаю, мы в ближайшее время будем стремиться именно к локализации производства, в том числе на территории Российской Федерации, в основном на территории Российской Федерации. Такие переговоры в настоящий момент ведутся. У нас были яркие примеры за последнее время по подъёму ряда отраслей промышленности, например автопрома, в том числе за счёт именно локализации производства, то есть были созданы соответствующие условия, которые позволяли развиваться. По поводу сопредельных государств, так скажем, которые входят в Таможенный союз. Я могу сказать, что да, ряд позиций в этих государствах, в том числе и налоговых, конечно же, ниже, НДС ниже и так далее, но мы как раз в настоящий момент и должны задуматься над тем, как создать такие условия, чтобы инвестиции приходили именно на территорию Российской Федерации и чтобы мы могли защищать отечественного производителя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Введение единого таможенного тарифа - это самая, конечно, чувствительная тема. И по каждому виду товаров шли очень долгие и серьёзные дискуссии, но сегодня достигнуто всё-таки соглашение по всем тысячам наименований по Единому таможенному тарифу между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Единый таможенный тариф ратифицирован белорусской стороной. Поэтому вот как бы сами по себе они о себе уже позаботились, и мы сейчас должны выстроить именно антидемпинговые механизмы в отношении третьих стран, что, мне кажется, очень чётко прописано в данном соглашении: и процедура разрешения конфликта в суде в случае, если одна из сторон недовольна, и все три блока мер - защитные, компенсационные и антидемпинговые, - три группы разных мер, позволяющих уберечься от обвала цен на внутреннем рынке как в Белоруссии, так и в Казахстане, и в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Татьяна Николаевна, мне очень нравится, как вы отвечаете, поэтому к вам вопрос. Данное соглашение, насколько я понимаю, защищает национальное производство стран - участниц Таможенного союза установлением доли не менее 25 процентов от общего объёма производства государств - участников этого союза. В то же время мы знаем, что принципы ВТО совершено иные: там отдаётся предпочтение тем товарам, которые конкурентоспособны по цене. Вот у меня вопрос следующий. А что будет, если одна из стран - участниц Таможенного союза вступит в ВТО? Насколько будет работоспособно данное соглашение? Или мы сейчас принимаем временную меру в виде этого соглашения? МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Вы абсолютно правы, мы и начинали именно с того, что данное соглашение действует в течение переходного периода и речь идёт о пересмотре мер, который может проводиться национальными уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза, на территории которых была введена соответствующая мера. Три блока антидемпинговых мер я называла, и они имеют совершенно разные характеристики, - это введение специальной импортной квоты, это введение специальной пошлины, это введение антидемпинговой пошлины и заключение соглашения об одобрении ценовых обязательств, принятых экспортёром. Мне кажется, что в совокупности эти меры как раз и могут служить тем целям, которые поставлены в соглашении, - защитить национального производителя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику. Приведите пример, о чём идёт спор, на что направлено это соглашение. Какой вид товара вызывает у нас наибольшие опасения, допустим, казахстанское зерно будет более дешёвое, или белорусский бензин, или у нас не будут покупать изделия металлургической промышленности? О чём конкретно идёт речь? Как юридический этот документ хороший, но где опасность по линии вашего министерства, где вы видите необходимость регулировать все эти отношения на нашем внутреннем рынке, в связи с чем мы заключаем это соглашение? Хоть один товар приведите в пример и скажите, в чём сейчас проблема с ним. КАЛАМАНОВ Г. В. Владимир Вольфович, я ещё раз обращусь как раз к началу лета. Вот 22 июня на заседании КТС мы приняли ряд решений по пересмотру, и там можно как раз посмотреть всю эту линейку продукции. Например, это стальная продукция, это трубы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАЛАМАНОВ Г. В. Я сейчас отвечу дополнительно. Это трубы, это никельсодержащий плоский прокат, это ещё целый ряд продукции. И в настоящий момент определено два вида продукции, по которым в ближайшее время будут приниматься решения и тоже должны быть введены определённые защитные меры в отношении третьих стран, - это карамель и это валки, то есть машиностроительная продукция. Вот мы оценили серьёзный ущерб для российского рынка, для российских производителей с точки зрения поставки этой продукции. Поэтому ещё раз хочу сказать: в настоящий момент очень большое количество мер пересмотрено и распространено, это длительная предыдущая работа, но вот эти две позиции в ближайшее время будут вынесены на рассмотрение Комиссии Таможенного союза, по этим позициям мы и защищаемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна, присаживайтесь. Есть необходимость кому-то выступить? Три руки я вижу: Коломейцев, Жириновский и Гартунг. Всех я увидел? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот сегодня мы продолжаем необдуманно ратифицировать соглашения, которые не выверены. Почему? Вот мне наше правительство и эти все ратификации напоминают... вот если взять детскую команду и выставить её хотя бы во взрослой лиге в любой игровой - понимаете? С нами вообще-то профессиональные игроки - транснациональные корпорации сражаются, у которых колоссальная научно-исследовательская база, колоссальные возможности использования спецслужб с внедрением на территорию сопредельных государств. Ну, с моей точки зрения, вот вышел замминистра - ну расскажи: Казахстан, мы с ним единое таможенное пространство, сколько там совместных европейско-российских, то есть, вернее, европейско-казахских компаний, сколько китайско-казахских, сколько японско-казахских, сколько американо-казахских. Причём вся их работа направлена прежде всего на скрытый демпинг, потому что нам сказки рассказывают, как нам будет хорошо, когда мы вступим в ВТО, а на самом деле свою продукцию и Европа, и Америка, и Япония, и Китай скрыто субсидируют, особенно ту, которая направлена на экспорт. Мы же с вами из-за бездарной политики министерства промышленности фактически разгромили всю прикладную науку, все научно-исследовательские институты, которые профессионально разбирались. Ну я о том, в чём я лучше всего разбираюсь: станкостроение, машиностроение фактически разгромлены, они отданы торговцам воздухом. И я утверждаю, что на всех этих комиссиях и в министерстве отсутствуют профессионалы, которые могут на равных вести диалог или вырабатывать решения. Поэтому в данной ситуации мы как бы изображаем хорошую мину при плохой игре. У нас ведь сегодня что происходит? У нас сегодня есть, производятся тепловозы "Дженерал электрик" на территории Казахстана, но у нас есть НЭВЗ, который уже "Трансмашхолдинг" на 25 процентов продал французам, и они прежде всего что сделали? Убили конструкторскую часть. Вы ведь подумайте, что мы делаем! Мы с вами должны, первое, ну, собрать хотя бы состав экспертов, которые компетентны и которые в состоянии защитить хотя бы остатки производства. У нас же идёт вот... Ну, вот на вопрос Жириновского - он задал профессионально вопрос - разве последовал ответ? Если вы возьмёте глубже и уйдёте в отраслевые вопросы, то увидите, что у нас в министерстве промышленности фактически не осталось профессиональных людей. Почему? Потому что там департаменты по пять человек, из которых ни один человек даже на уровне генерального директора не работал, не говоря уже о том, что он там что-то понимает в отрасли. Разве в такой ситуации возможна выработка эффективных мер? Вот здесь профессионалы справа сидят. Липатов - он знает, что происходит в электротехнической промышленности, в электроэнергетике, он подтвердит, что это так. Вот здесь Гартунг - он может рассказать вам, что происходит в области машиностроения и что происходит, вообще-то, с экспансией заготовок и металлургической продукции. Все эти вопросы, с моей точки зрения, вообще-то нельзя таким образом решать. Здесь, с моей точки зрения... Понятно, что эта Дума уже ничего не сделает, но, Борис Вячеславович, с моей точки зрения, профильные комитеты должны привлекаться к выработке или подготовке к ратификации таких соглашений, потому что, ну, я уважительно отношусь к комитету по СНГ, но я точно знаю, что докладчик в принципе большой специалист в области МВД, но к промышленности отношения никакого не имеет, а вот этот закон прежде всего относится к отраслям промышленности. Мне кажется, что правильней такие вопросы решать с предварительной подготовкой - с проведением "круглых столов", парламентских слушаний, с привлечением остатков экспертного сообщества, потому что всякие поверхностные решения, кроме убытка для страны, ничего не дадут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Данное соглашение, если посмотреть на термины, вроде бы носит в основном юридико-технический характер, но подоплёка политическая вместе с экономической. Советский Союз мы собрали за счёт идеологии и одной партии и поняли, что это ошибка, хотя коммунисты до сих пор не признают этого, считают, что там случайно что-то распалось, виноваты предатели. Основой для Союза были одна лишь партия и идеология. Это невозможно, в основе должна быть экономика. Сейчас мы используем экономику, никакую политическую идеологию мы не выдвигаем, но опять экономика в пользу бедных, в пользу поддержки слабых, в пользу соседей и друзей, в пользу дружбы народов. И мы опять проигрываем! Ведь, естественно, в открытую не говорят, что в ЕврАзЭС создаются условия более благоприятные, чем в Европейском союзе, чем в отношениях наших соседей с Китаем, или с Турцией, или с Ираном. Там чистая прагматика, там, если вкладывают десять рублей, должны получить двенадцать. Русские вкладывают десять - получают восемь. Вот это причина нашей с вами бедности за последние сто лет. Самые здоровые отношения были в царской России, потому что мы, присоединив какие-то территории, не создавали союза, не говорили о федерации, речь шла об унитарном государстве: Россия единая и неделимая. И всем было понятно. Большевики сумели переагитировать население национальных окраин за счёт того, что пообещали всем независимость. Ельцин потом повторил это. Ленин получил власть за счёт обмана, Ельцин - за счёт обмана. Теперь мы уже идём чисто экономическим путём, но опять мы помогаем им и говорим: ребята, не торгуйте вы с Китаем, с турками, с американцами, со своими соседями, давай с нами, вам будет выгоднее. Им будет выгоднее, но будет ли нам выгоднее в этих условиях? Получится, что мы продолжаем опять создавать скрытую форму союза, союзнических отношений за счёт кормления, за счёт пряника. Советский Союз - кнутом: жёсткая идеология, Красная армия и НКВД. Всё было хорошо, но до определённого момента, всё быстро рухнуло, как только убрали партию и КГБ. Виновата не экономика, всякую чушь несут даже через двадцать лет, что муки оставалось на два дня, прямо голод был. Мы не были тогда, при советской власти? Всё было в магазинах! Да, три сорта колбасы, а не тридцать, но нормальная колбаса, молока меньше, сыра, но нормальное всё, потому что связей было меньше с Западом и до химии руки не доходили: не успевали скушать то, что было естественным путём произведено. И в этом смысле, конечно, мы с вами здесь должны учесть минусы. Вот тех министров, которые докладывают, КПРФ правильно критикует, что якобы вот за последние годы разгромили промышленность, науку прикладную, научные центры. А министру взять бы да и сказать: "А что вы делали в первые годы советской власти? Вы громили всю царскую промышленность, науку, чиновников, отправляли в ГУЛАГ и за границу". И они повторили сейчас точно, один в один, то, что было сделано в первые годы советской власти, даже все двадцать лет. Сталин, уже имея полную власть, продолжал громить кибернетику и все остальные виды уже советской науки, уже советский учёный Вавилов умирает в тюрьме, а Лысенко торжествует. Хотя Лысенко тоже был хороший, то есть Сталин правильно поддерживал Лысенко, но зачем в это время давить Вавилова-то? Вот в этом ошибка, а коммунисты до сих пор не хотят признать. Много делал хорошего Сталин одной рукой, а другой делал то, что плохо. В этом смысле надо давать объективную картину. Данное соглашение, конечно, приведёт к тому, что мы опять будем платить больше, а получать меньше. Ну, простой пример. Казахстан - южная республика, я сам оттуда, там экономика дешевле, так сказать, чем наша. Кто будет выигрывать при таких соглашениях? Казахстан. Плюс он теперь получает льготы от четырёх центров: Китая, Турции, Америки и России. Представляете, Казахстану из четырёх центров дают, а Россия, наоборот, отдаёт! Мы отдаём Европе, Америке, Китаю, Турции и Казахстану, мы отдаём - ну разве может страна добиться успеха? Или все деньги в оффшорах, - вот сегодня будет Набиуллина - все компании наши сидят в оффшорах, налоги там, деньги там, мало того, нашу продукцию продают туда своей дочерней фирме, а та продаёт дальше в пять раз дороже, или к нам возвращается наш же товар, но на внутреннем рынке становится дороже в пять раз. Это что, экономика? Это грабёж! Они министры, и КПРФ вправе их критиковать, но нужно каждый раз говорить, что то же самое делало ленинское правительство, точно так же делали: приглашали иностранных специалистов, которые грабили страну. Известный Хаммер привозил нам зерно, спасал голодных Поволжья и вывозил всё лучшее, что накопила царская Россия. Кто вам разрешил вывозить?! Тысячу лет Россия накапливала свои богатства, а вы вывозили, потому что работать вы не умели и не хотели, вы были революционеры, большевики. То есть ваша критика правильная в отношении этого правительства, но вы всячески обеляете все советские правительства. Вчера вы отмечали - правильно - траурную годовщину, годовщину гибели последних патриотов, людей, выступавших за советскую власть. И что? Коммунисты бились с коммунистами, это была гражданская война. Коммунист Хасбулатов, коммунисты Руцкой, Ачалов - все сидели в Верховном Совете, коммунисты, а на баррикадах были тоже коммунисты - офицеры и патриоты из Приднестровья, отовсюду. Вот что вы сделали нам восемнадцать лет назад - ещё одну гражданскую войну, и она продолжается на Кавказе и в других местах. Это вот проблема. И вот вы нам примеры приводите: был педофил в "ЕДИНОЙ РОССИИ", потом в "СПРАВЕДЛИВУЮ..." перешёл. Так "ЕДИНАЯ..." избавилась от него, а чего же вы-то его принимаете, если он педофил? То есть вы же не правы! Они имели право, узнав, избавиться, но у Миронова и у вас, у Михеева, не было права брать его. Отбросы эти зачем берёте-то? У нас мошенника зачем взяли? Я на всю страну сказал - мошенник, а вы его взяли. Потому что коррупция, потому что деньги: и педофил вам заплатил, и мой мошенник. Но Миронов на меня в суд пошёл, представляете? Это же дикость: я их обвиняю в коррупции, а в суд меня тащат! Я прошу защитить меня, председатель палаты, потому что человек, которого вы сюда незаконно призвали, Миронов, незаконно здесь находится - Вторыгину насильно заставили сдать мандат - и теперь на меня ещё в суд подаёт, это я ещё и виноват! Оказывается, эта партия и Миронов - идеальные люди, а плохой - я. Лужков меня до сих пор в суд таскает, теперь Миронов будет таскать. Вы дотаскаетесь! И Лужков кончит в тюрьме, и Миронов кончит в тюрьме - я это обещаю вам - после 5 марта. Вы ещё не знаете, кто станет президентом, большой сюрприз будет! И аресты начнём в понедельник, 5 марта, в 10.00. Десять тысяч чиновников - списки готовы, я их подписал уже. Уже подписаны списки, и там есть Миронов, и Гартунг, и Мизулина, и все остальные, и коммунисты есть, чуть-чуть и "ЕДИНОЙ РОССИИ" есть, и ЛДПР есть, те перебежчики, предатели, которые ушли - мы их выгнали, - треть губернаторов, половина правительства. Вы сидите - это последний Новый год вы на свободе, последний Новый год! Я вам устрою 8 Марта - ваши жёны будут вешаться, как повесилась та женщина, когда её внука загрызли бойцовые собаки! Это что за страна?! Вы даже с собаками не можете справиться! Неужели нельзя запретить держать собак бойцовых пород, запретить под страхом уголовного наказания? Зачем нужна ему бойцовая собака? Чтобы кого-то загрызли при нём? Он испытал радость - ребёнок в могиле, бабушка в могиле, - наконец он решил застрелить. Это порождение гражданской войны! Она продолжается, гражданская война, в каждой семье сегодня продолжается! И педофил в Волгограде, и гибель бабушки и внука в Кузбассе - это всё одно и то же, то же было, когда вы устроили террор в Петербурге за то, что убили Урицкого, незаконный захват власти. Здесь есть очень много отрицательного, господа министры, и вы должны учесть, что Казахстан выиграет и Белоруссия. Из Казахстана будет идти дешёвый хлеб, а из Белоруссии будет идти контрабанда, ибо у неё открыты границы с Западом, и всю эту контрабанду мы будем переваривать здесь, она будет дешёвая, как и бесплатный труд за счёт киргизских рабочих в Казахстане. Там один метр расстояние - здесь Киргизия, а здесь Казахстан, и они будут за копейки работать. У нас они готовы работать за тысячу рублей в день или за 500 рублей, там за 100 рублей будут работать, и их товар, казахстанский, будет дешевле нашего, и мы проиграем. Это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Предыдущий докладчик рассказал, кто виноват, а я расскажу, что делать, потому что выяснять отношения, я думаю, нужно в другом месте. И вообще, избиратели от нас ждут не того, чтобы мы выясняли отношения друг с другом, а чтобы мы что-то сделали для страны, потому что экономика страны в тяжёлой ситуации находится, и надвигается, надеюсь, не кризис, а хотя бы рецессия, но мы, к сожалению, менее готовы, чем три года назад. Поэтому мы, конечно же, поддержим соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, это шаг в правильном направлении, но этого явно недостаточно для того, чтобы вылечить нашу российскую экономику. Что для этого нужно? Для этого нужно ответить на главный вопрос: а что является главной проблемой российской экономики? Как вы считаете? Вот коммунисты считают, что непрофессиональное правительство. Я считаю, что всё-таки сырьевой характер развития экономики. Я думаю, что в этом зале никто спорить не будет, что эта причина есть. Что нужно сделать, чтобы изменить сырьевую направленность развития экономики? Что может сделать Правительство Российской Федерации? Прежде всего применить меры налогового стимулирования в обрабатывающих отраслях. Какие это меры, каких мер мы ждём от правительства? Конечно, ратификация соглашения - это очень важный акт, но всё-таки, чего мы ждём от правительства и прежде всего от министерства промышленности? Прежде всего нужно поддержать несырьевой экспорт. Не надо ничего придумывать, всё придумано давно уже. Посмотрите на нашего соседа - Китай, который уже много лет применяет практику выборочного возврата НДС, то есть чем более высокотехнологичную продукцию продают предприятия на экспорт, тем больше возврат НДС. Если предприятие продаёт сырьё либо продукцию, при производстве которой гигантские затраты энергоносителей, то НДС вообще не возвращается. Таким образом они стимулируют создание рабочих мест у себя в стране, занятость, добавленную стоимость. И темпы экономического роста на протяжении десятков лет уже у них за 10 процентов, а мы радуемся, когда у нас 4 процента. А мы могли бы иметь такие же темпы роста, как в Китае. Для этого что нужно сделать? Прежде всего отменить возврат НДС экспортёрам сырья. Например, если металлурги отправляют стальную заготовку, то НДС не надо возвращать, если они направляют за рубеж на экспорт сортовой прокат, листовой прокат, который применяется в автопроме, - пожалуйста, половину возвращайте, если готовые узлы, детали, изделия и автокомпоненты идут на экспорт, - пожалуйста, 100 процентов возмещайте. Таким образом, мы поддержим наших производителей высокотехнологичной продукции. Почему это злободневно, почему я с этого начинаю? Структура сбора нашего НДС такова: мы примерно 2 триллиона рублей по НДС собираем в стране и почти 1 триллион возвращаем потом экспортёрам, и из них большую часть получают сырьевики. То есть получается, что вся экономика России платит НДС, причём очень высокий НДС, гораздо выше, и вы это признали, чем у наших соседей, а сырьевики это забирают и при этом плачутся, что они большую налоговую нагрузку несут. Надо сравнивать не по доле налоговой нагрузки в объёме продаж, а по отдаче на рубль вложенный, инвестиционный рубль, сколько получилось прибыли в той или иной отрасли экономики. Если мы по этому показателю посмотрим, то увидим, что в сырьё в России вкладывать гораздо выгоднее, чем в обрабатывающее производство, при всех иных политических, коррупционных рисках. Следующее. Мы предлагаем снизить ставку страховых платежей хотя бы до 26 процентов. В идеале нужно было ещё ниже сделать, причём сделать её плоской. В этом зале два года назад принималось решение, к сожалению, только одни мы против него выступили. Сейчас, я думаю, многие уже поняли, что это было ошибочное решение, надо признать ошибку. Кстати, Геннадию Андреевичу тоже надо было бы признать ошибку. Ну, ошиблись, ничего страшного, кто не ошибается? Давайте её исправим в этом зале, давайте не будем ждать указаний президента. Сегодня правительство обсуждает: снизить до 30 процентов, до 20 для малого бизнеса. Это не решит проблемы! Нужно уходить минимум на 26 процентов, а то и ниже, и сделать плоской шкалу на все заработные платы. Таким образом, у нас, конечно же, в секторах экономики, где очень высокие зарплаты, - а это финансовый и сырьевой сектора, - нагрузка на фонд оплаты труда вырастет, но я думаю, что "Газпром" и Сбербанк переживут это повышение, а вот наши машиностроение, самолётостроение, автотракторная промышленность - они вздохнут более глубоко. Следующее - малый бизнес. Назад нужно вернуть ставку 14 процентов, потому что сегодня то, что могут себе позволить крупные предприятия, малые и даже средние предприятия не могут, они выдержать такой нагрузки не могут, 20 процентов для них будут непосильны, я уже не говорю о тех 34 процентах, которые сегодня приходится платить. Сегодня малый бизнес либо закрывается, либо уходит в тень. Извините меня, о каком развитии несырьевого сектора мы будем говорить, если мы основной сектор, в котором больше всего разработок инновационных внедряется, это малый бизнес, загоняем налогами в тень?! Никакого изменения вектора развития экономики мы не получим, поэтому мы ждём от правительства именно таких решений. Следующее. Вы правильно заметили, Георгий Владимирович Каламанов правильно заметил, что у нас условия ведения бизнеса немножко хуже, чем у наших соседей по Таможенному союзу, я уже не говорю о дальнем зарубежье. О какой проблеме ещё хотелось бы сказать? Тарифы на услуги естественных монополий. Возьмём железнодорожные перевозки. У нас тарифы на услуги естественных монополий в последние десять лет растут более высокими темпами, в разы более высокими темпами, чем средний уровень инфляции. То есть получается, что мы официально, скажем так, перекладываем рентабельность из обрабатывающих отраслей естественным монополиям. Но они и так у нас неплохо живут - посмотрите, какой уровень откатов при закупке товаров! Это просто дикость! Причём они даже обходят 94-й закон с помощью ухищрений, посмотрите... Я, кстати, министру транспорта задавал вопрос о том, знает ли он об уровне откатов. Ничего он на этот вопрос, к сожалению, не ответил, но я подозреваю, что знает, ответить, наверное, ему просто стыдно. Что сейчас творится в железнодорожных перевозках? Почему говорю о железнодорожных перевозках? Напоминаю: Россия - самая большая страна в мире по территории, и у нас стоимость тарифа очень существенно влияет на конкурентоспособность того или иного производителя. Чтобы довезти из Челябинска до черноморского порта, нужно огромный тариф заплатить. Поэтому нужно, конечно же, навести здесь порядок. У нас что сейчас происходит? Кроме тарифа, который установлен государством, ещё грузовые компании взимают арендную плату за вагоны, причём она сопоставима со стоимостью провоза, с провозной платой, даже больше, и получается, что мы двойной тариф сейчас устанавливаем для наших производителей. Мало того, даже нет гарантий поставки! Сегодня многие производители вынуждены закупать автомобильный транспорт, нести убытки, потому что риски срыва контрактов зарубежных у них очень высоки. И они переплачивают, потому что автомобильным транспортом везти при наших расстояниях, конечно же, менее выгодно. Это тоже проблема, по которой мы хотели бы, чтобы вы предложили решение, представители правительства. От вас мы ничего здесь не слышим! Следующее - демонополизация российской экономики. У нас, скажем так, слава богу, сейчас новый министр финансов, посмотрим, изменится ли позиция министерства по монетарному, скажем так, подходу к экономике. По нашему же глубокому убеждению, в России основой инфляции являются не доходы населения, а монополизация экономики, потому что при монопольной экономике сколько бы денег ни выделялось, монополист всегда будет поднимать цену. Я приводил пример, когда здесь выступал министр транспорта. Закупки железнодорожных вагонов: в 2009 году цена на вагон была 950 тысяч рублей, сегодня - 2 миллиона 400 тысяч, в два с половиной раза больше. Что изменилось? Что, цены на металл в два с половиной раза выросли? Или зарплата выросла в два с половиной раза? Что изменилось?! Ничего не изменилось! Просто монополисты имеют возможность объявлять ту цену, которую считают нужной. То же самое у нас и в металлургической отрасли. Напоминаю: стальную заготовку за рубеж продают на 60 процентов дешевле, - не в целом по сортаменту, а по отдельным позициям - на 60 процентов дешевле, чем продают в стране. Причём наши металлурги научились договариваться с Украиной - делят сортамент и поднимают цены. Вот с этим нужно бороться, и именно этого мы от вас и ждём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обсудили 3-й вопрос, выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5864 по 5883 из 7447
Ставится на голосование пункт 3 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 36 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принято.