Заседание № 249
О проекте федерального закона № 594791-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации права избирать (назначать) своих представителей в Совет Федерации также и из числа депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, предлагаю исключить сегодня из повестки дня вопрос 4, законопроект о внесении изменений в закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", взять тайм-аут, чтобы запросить мнение субъектов по данному вопросу, потому что именно субъектам предстоит определиться, кого из действующих сегодня членов Совета Федерации отозвать и кого из нынешних депутатов Государственной Думы на их место назначить, если данный закон будет принят. То есть это закон совместного ведения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич предлагает исключить 4-й вопрос из порядка работы. Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич, от комитета ваше мнение. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью прошёл все необходимые рассылки в соответствии с Регламентом, Конституцией Российской Федерации. Считаем необходимым его оставить в повестке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение исключить 4-й вопрос из порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 05 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3 % Результат: не принято
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Имеется одна таблица поправок, в ней содержится поправка, предлагаемая к отклонению. Предлагаю утвердить таблицу и в дальнейшем в соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поправка одна в таблице, нужно ли её обсуждать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов не может быть по поправке, я почему и формулирую именно так. Пожалуйста, по поправке - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, вы у нас опытный юрист, один из лучших, как говорят, но это закон совместного ведения. Почему он внесён на второе чтение раньше чем через месяц? Когда же написать вам могли регионы? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, я специально, почти лично для вас обратил внимание на статью 71, пункт "г", Конституции Российской Федерации: формирование федеральных органов государственной власти относится к ведению Российской Федерации. Это статья 71. Статья 72 Конституции говорит о совместном ведении. В рамках коллизии двух этих статей мы и предлагаем рассматривать данный вопрос как относящийся исключительно к компетенции Российской Федерации. Что касается вопроса вашего коллеги Локотя, то его вопрос относился к тому, кто будет назначаться. Действительно, вопросы назначения, избрания относятся к компетенции субъектов Российской Федерации, они будут решаться после принятия закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 49 чел.10,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принято. Выносим 4-й вопрос на "час голосования".
Пункт 4, "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 11 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 97 чел.21,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Плигину включите микрофон на рабочем месте. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Необходимые экспертизы проведены, замечаний нет. Просим принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли кто-то на выступлении по мотивам? Депутат Локоть, депутат Иванов, депутат Емельянов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чилингаров? Нет, он руку не поднимал. У меня пока всё хорошо со зрением, я Чилингарова от Лебедева отличаю. Пожалуйста, Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты! (Я прежде всего обращаюсь к депутатам из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Петрович, и к вам тоже.) Данная законодательная инициатива, безусловно, корёжит российское законодательство - я других слов не нахожу, это наиболее мягкое выражение, которое я смог подобрать к данному законопроекту. Делается это исходя из политической конъюнктуры. Понимаете, политическая конъюнктура сегодня такая, а завтра будет другая. Сегодня вы пользуетесь большинством, монополией своей, и вам это кажется выгодным, поскольку вы решаете сиюминутные вопросы. А завтра изменится ситуация, и вас будет меньшинство, вас будет меньше. Я не хочу никого оскорбить, но таковы уж политические качели парламентаризма: сегодня ты наверху, а завтра ты будешь в меньшинстве. Это произойдёт рано или поздно, и тогда данный законопроект, если он будет принят, ударит именно по вам, потому что тогда начнётся вычищение тех членов Совета Федерации, проблемы которых вы пытаетесь сейчас решить. Я считаю, что реформировать наше законодательное право с точки зрения политической конъюнктуры ни в коем случае нельзя, а данный закон иначе, как законом о клонировании членов Федерального Собрания, назвать я никак не могу. Именно так - клонирование членов Федерального Собрания. Это касается нас с вами, и прежде всего вас. Это были бы наши проблемы, но создаются проблемы и для общества. Его-то, общество, за что? Я хочу назвать три проблемы, которые вы создаёте для общества сегодня. Первая. Нарушается порядок прохождения законопроекта, когда вы не советуетесь с субъектами Российской Федерации. К чему это приведёт? Владимир Николаевич, опытный юрист и очень опытный депутат, очень изящно отправил нас к Конституции Российской Федерации, но дело в том, что именно субъектам Российской Федерации предстоит решить важнейший вопрос: кого же из членов Совета Федерации отозвать, чтобы их заменили, - ведь свободных мест нет, Совет Федерации сегодня укомплектован. Вы эту проблему возлагаете на субъекты Федерации. Я не думаю, что это пройдёт безболезненно. А вдруг кто-то из субъектов Российской Федерации заартачится, не согласится с вашим мнением, - ведь впереди выборы в Государственную Думу - и тогда возникнут проблемы, серьёзные проблемы. Вторая проблема. Совету Федерации предстоит, вообще говоря, большая чистка, и я думаю, что сегодня, решая судьбу данного законопроекта, они очень глубоко над этой проблемой задумаются. И третья проблема - теперь уже в том числе для ваших депутатов, которые пойдут в Совет Федерации. У них же свой ресурс, они же будут упираться, они не согласятся с вами, и это будет очень серьёзная проблема. Одним словом, если данный законопроект будет принят, обществу грозят глубокие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто? Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР выступала в первом чтении по поводу данного законопроекта, и выступала категорически против. Я напомню вам, уважаемые коллеги, что Конституция - это всё-таки наш основной закон. В Конституции написано, что депутатом Государственной Думы не может быть гражданин моложе восемнадцати лет. В Конституции установлено, что Президентом Российской Федерации не может быть гражданин моложе тридцати пяти лет. В Конституции установлено, что депутат Государственной Думы не может являться депутатом какого-нибудь другого уровня - областного, краевого, муниципального. Но Конституция Российской Федерации установила, что членом Совета Федерации не может быть только депутат Государственной Думы, все остальные лица - будь то дворник, будь то бывший депутат, будь то депутат муниципального образования - имеют полное право претендовать на этот пост, и никакие подзаконные акты, как вы знаете, не могут противоречить Конституции. Поэтому всё, что мы сейчас принимаем, это, извините за выражение, просто филькина грамота, желание обеспечить тёплым местом кого-нибудь, кто пойдёт... Мы примерно знаем, кто туда пойдёт, но не хотим его отпускать. Мне кажется, что этот человек - украшение нашего парламента, так скажем, живой иконостас, и поэтому лучше, чтобы он оставался в Государственной Думе, а то потом некому будет участвовать в переговорах с Норвегией, потому что нет другого такого человека, который обладал бы таким же большим опытом. Ну и в заключение, уважаемые коллеги, я хочу сказать, что, конечно, если мы, например, нашего Александра Петровича Москальца, всеми любимого, наделим таким правом - быть сенатором от Новосибирской области, то, конечно, это будет очень правильное решение. Ведь он же из Новосибирской области не вылезает, его знает там каждая собака, и поэтому все новосибирцы будут радостно и восторженно голосовать за данное решение. Мы категорически против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Емельянов, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы не будем голосовать за этот законопроект, хотя, на первый взгляд, вроде бы определённая логика в нём есть: если уж мы даём право быть членом Совета Федерации депутату муниципального уровня или депутату законодательного собрания субъекта Федерации, то депутат Госдумы, с нашим-то опытом, с нашей компетентностью, ну, наверное, может быть членом Совета Федерации. Дело не в том, что мы кого-то хотим трудоустроить или не хотим трудоустроить, не в том, что депутат какого-то уровня может быть членом Совета Федерации, а какого-то не может. Мы против самой логики формирования нынешнего Совета Федерации - она искорёжена, действительно искорёжена. Ведь почему был принят закон о том, что для того, чтобы стать членом Совета Федерации, надо быть депутатом хоть какого-то уровня? Это вопрос легитимности. И корень этой проблемы был заложен тогда, когда была отменена выборность губернаторов. Когда губернаторов выбирали прямым голосованием и они получали свою власть непосредственно от населения субъекта Федерации, назначение членом Совета Федерации губернатора имело хоть какую-то легитимность. Отмена выборности губернаторов и переход, по сути, к их назначению, или, по законодательной терминологии, к наделению полномочиями, привели к тому, что теперь власть получает от народа президент, он потом назначает губернатора, а губернатор потом назначает членов Совета Федерации. Это неприемлемо, это бюрократическая, а не демократическая логика, и то, что мы предоставим право быть сенаторами членам муниципального представительного органа или даже депутатам Госдумы, её не исправит. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно выступает за прямые выборы членов Совета Федерации, а заодно и за возвращение к прямым выборам губернаторов. Только в этом случае мы сможем исправить ту порочную логику, которая лежит в основе нынешнего порядка формирования Совета Федерации. Наделением депутатов Госдумы правом быть членами Совета Федерации мы эту логику не исправим, поэтому за этот законопроект мы голосовать не будем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 41 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 97 чел.21,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 594791-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части предоставления законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации права избирать (назначать) своих представителей в Совет Федерации также и из числа депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Автор - депутат Государственной Думы Владимир Николаевич Плигин - доверил представить законопроект депутату Государственной Думы Александру Петровичу Москальцу, он объединит данное выступление с содокладом от комитета. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект предлагает предоставить право законодательным органам и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации избирать или назначать своих представителей в Совете Федерации также и из числа депутатов Государственной Думы. Что можно сказать в связи с этим? Вы знаете, что хотя конституционно-правовая база формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы практически одинакова, но по роли и влиянию общества и населения на процессы формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы они не могут быть полностью сопоставимы. И главное тут в том, что депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Почему я акцентирую внимание на этих позициях? Отвечу. В Российской Федерации мы имеем двухпалатный парламент без определения, какая палата является высшей или низшей. Высших и низших палат у нас нет, а всё остальное от лукавого, как, например, слова "спикер", "сенатор", "премьер" и другие. Таким образом, в плане места в системе государственного устройства и механизме государственной власти разницы между палатами нет, но назначение и полномочия палат разные, так же как и режим деятельности у них разный, с разным институтом прекращения полномочий и другим. Полагаю, сказанного уже достаточно, чтобы оценить особое состояние палат, но при этом возможности по внесению законопроектов у всех членов парламента одинаковые. И вы можете спросить: а будет ли верным, если депутат Государственной Думы может быть без процедуры субъектовых или муниципальных выборов членом Совета Федерации, а член Совета Федерации, минуя выборы, депутатом Государственной Думы не может быть? То есть мы как бы закладываем неравенство палат парламента. Однако, уважаемые коллеги, хочу вас успокоить, никакого незаконного неравенства тут нет, ибо даже Конституция Российской Федерации определила как разную правовую природу палат, так и разный объём их полномочий, да и даже Совет Федерации как палата имеет разноплановый состав. Возьмём только один пример. Право законодательной инициативы в Совете Федерации имеют и представители законодательной власти, и представители исполнительной власти субъекта, при этом сам орган законодательной власти также имеет право законодательной инициативы, но не имеет такого права исполнительная власть. Я завершаю сквозные экскурсы в систему конституционного права и хочу резюмировать их тем, что рассматриваемый сегодня законопроект полностью соответствует Конституции и всевозможные иные мнения выстроены лишь на практике восприятия и ранжирования то государственных органов власти, то высших должностных лиц: кто там первый, второй или третий и так далее (мы нередко упоминаем и о каком-то четвёртом виде власти). И вот с учётом того что депутат Государственной Думы является представителем народа, статусное состояние депутата полностью вписывается в общее состояние депутатского корпуса страны и логика закона позволяет ему войти и в состав другой палаты при соблюдении всех других процедур утверждения и назначения. Всё перечисленное связано и с тем, что нормы Конституции, регулирующие вопрос деятельности парламента, соответствующим образом сбалансированы. И это даже при том, что Конституция допускает наличие режима самоорганизации работы палат и не предусматривает принятия каких-либо законов о статусе парламента или его отдельно взятых палат. Всё это является предметом конституционного регулирования, поэтому наличие у гражданина статуса депутата Государственной Думы является адекватной легитимацией для избрания его членом Совета Федерации. И вот с учётом изложенного автор законопроекта предлагает нам и Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Иванов Сергей Владимирович, Коломейцев, Локоть и Фокин. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Петрович, всё, конечно, понятно, но не стоило, наверное, столь длительный экскурс проводить. Не могли бы вы честно и прямо сказать, для кого из депутатов написан этот законопроект? Фамилию назовите. МОСКАЛЕЦ А. П. Честно и прямо говорю: не знаю и даже не предполагаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, вопрос такой, простой тоже. Ну, если не знаете для кого, то почему именно сейчас данный законопроект предлагается принять Государственной Думе? Нам сейчас уже понятно, что потребовалось избрать губернатора Матвиенко членом Совета Федерации - около года назад изменили законодательство, этот закон именно изменили, чтобы можно было назначать членом Совета Федерации от муниципалитетов. Всё, приняли, утвердили, члена Совета Федерации избрали, скоро будет Председатель Совета Федерации - прекрасно, аплодируем... Почему именно сейчас это делается, накануне выборов? Вопрос, я понимаю, риторический, но отвечать на него всё равно придётся, если не нам, депутатам меньшинства, то своим избирателям уж точно. Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, вы знаете, всё-таки практика применения и закона "О порядке формирования Совета Федерации...", и закона "О выборах депутатов Государственной Думы..." постоянно нас заставляет вносить в них те или иные изменения. Вот и вы привели пример, да и до этого были соответствующие примеры. И мы видим, как развивается сегодня парламентаризм в России и как мы идём поступательно по пути совершенствования всего избирательного законодательства. И, вы знаете, оно просто, по-моему, всем временем, всей жизнью рождено, вот это направление, которое авторы законопроекта предлагают нам с вами рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фокин Александр Иванович, ваш вопрос. ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Петрович, как вы считаете, можно ли норму делегирования депутата Государственной Думы от региона в Совет Федерации рассматривать, не привязывая конкретно к тому региону, где депутат был избран? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Александр Иванович, сразу должен вас поправить. Вы говорите о некой норме делегирования. Но тут речь идёт не о делегировании, речь идёт о том, что субъект Российской Федерации может, если его будущий представитель является депутатом Государственной Думы, минуя процедуру субъектовых и муниципальных выборов, принять решение в отношении этого гражданина, потому что он, в общем-то, процедуру выборов уже прошёл. А то, что вы предлагаете: не только по конкретным региональным группам или там по краям, областям, по субъектам Российской Федерации, но и расширить возможности для назначения или избрания на должность члена Совета Федерации и других депутатов, - я думаю, что ко второму чтению можно этот вопрос обсудить. Я почему это не исключаю? Потому что мы знаем, что сегодня многие депутаты Государственной Думы работают сразу в нескольких субъектах Российской Федерации, и мы же не признаём незаконной их деятельность в этих субъектах. Ну и в поддержку этой идеи я могу приводить ещё и целый ряд других, пусть даже пока личных, доводов. Ко второму чтению я готов, пожалуйста, очень внимательно вашу идею рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Петрович, а не считаете ли вы, что в данной ситуации вы игнорируете высказывание даже президента, который признавал правильным всё же избрание члена Совета Федерации всем населением субъекта? Это первое. Второе. Мне кажется, вы ошиблись, когда отвечали на вопрос предыдущего коллеги. В этом законе сегодня есть даже ценз оседлости: проживание не менее десяти лет на территории субъекта, от которого избирается. И третье. Мне кажется, что вот такие формулировки противоречат существующему положению вещей, когда один член Совета Федерации направляется исполнительным органом власти, а другой - законодательным, то есть вы хотите лишить один из органов его полномочий, я так понимаю. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, начну сразу с третьего вопроса. Никаких полномочий здесь никто не лишается, и как законодательная, так и исполнительная власть - всё остаётся в том же режиме. Предлагается решать вопрос о формировании Совета Федерации через избрание. Ну, когда будет решён этот вопрос, тогда так и будем к нему подходить. Мы пока исходим из того режима, который есть: выборы субъектового или муниципального уровня, а теперь ещё мы предлагаем через вот эту ситуацию, которая заложена в рассматриваемом законопроекте. Что касается ценза оседлости, я думаю, что это вполне учитываемая ситуация. Точно так же, заметьте, ведь и возрастной ценз в Совете Федерации и в Госдуме разный: здесь - двадцать один год в соответствии с Конституцией, Конституция для членов Совета Федерации вообще ценза не устанавливает, но закон установил - тридцать лет. Ну, конечно, я уже сказал об этом: с учётом требований и принципов формирования Совета Федерации, и сам закон это нисколько не отрицает, а ценз оседлости тоже вполне можно учесть. Вот, скажем, я служил в Сибири, и более десяти лет по некоторым регионам у меня уже есть в запасе, хотя этот закон меня не касается, как вы понимаете. И другие депутаты или кандидаты, то же самое, могут учитывать и этот момент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить? Локоть Анатолий Евгеньевич, Иванов Сергей Владимирович - двое. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Точное замечание, наверное, Николай Дмитриевич делает. Уважаемые депутаты, российский народ остёр на язык, у него богатый юмор, он с большим юмором воспринимает те реформы, которые проходят у нас и в экономике, и в политической системе, и сочинил очень много интересных анекдотов про парламент, про депутатов. Мы друг другу их рассказываем, смеёмся, но самые интересные анекдоты сочиняют, конечно, депутаты сами про себя, особенно в виде законопроектов, таких как данный законопроект. Это что, законопроект о порядке формирования Совета Федерации? Да одумайтесь! Конечно же нет. Это законопроект о клонировании депутатов, о клонировании членов Совета Федерации, о клонировании фракций, о клонировании Федерального Собрания Российской Федерации. Вот так можно назвать данный законопроект. Мы говорим о том, как развивается поступательно парламентаризм в Российской Федерации. Давайте посмотрим, как он поступательно развивается. Во всём мире он движется от назначения членов парламента, как это было в Средние века в Англии и Франции, к выборности законодательных органов, как происходит сейчас. В Российской Федерации идёт ровно наоборот движение: в советское время избирались обе палаты всенародно, сейчас же мы поступательно, медленно, шаг за шагом, двигаемся к назначению. Мы назначаем уже верхнюю палату, я не удивлюсь, что через несколько лет будем назначать и депутатов Государственной Думы, и ни о какой выборной системе говорить не приходится. Сегодня принцип формирования верхней палаты парламента Российской Федерации - это самая критикуемая часть политической системы нашей страны. Мы что, этого не знаем? Мы что, не встречаемся с избирателями? Мы что, не слышим этих упрёков? Нет, слышим, тем не менее мы стараемся очередным законодательным актом закрепить эту систему. Вообще, на сегодняшний день, надо признать честно, верхняя палата не является ни в коем случае политическим органом управления нашей страны. Там нет фракций, там нет дискуссий, там "не место для дискуссий". Действительно, этот принцип там реализован стопроцентно. Я хочу задать вам вопрос: а кто знает членов Совета Федерации? Ну, на федеральном уровне звучит несколько фамилий, а давайте обратимся в свои округа, приедем в субъекты Российской Федерации: кто-то назовёт своих членов Совета Федерации или скажет, чем вообще занимается верхняя палата? Вряд ли, потому что народ не видит этого места. Я не критикую своих коллег по верхней палате, там много достойных людей, они во многом заложники этой системы. Нашёлся один идеалист, который поверил действительно, что можно иметь мнение, отличное от монопольного, от монополии "ЕДИНОЙ РОССИИ", иметь мнение в Совете Федерации, это Сергей Михайлович Миронов. За свой политический наив, за эти иллюзии он и поплатился - теперь расплачивается, сидит здесь, в середине зала, ну, когда, конечно, здесь присутствует. КПРФ всегда выступала за выборность верхней палаты - Совета Федерации, и мы считаем это принципиальным. Кстати сказать, если мы обращаемся к советскому опыту... как бы кто ни относился к советскому опыту, но это был самый демократичный опыт в том смысле, что все избиратели имели возможность реализовать своё конституционное право на своего представителя в парламенте. Это правда, поскольку обе палаты избирались. Вопрос не праздный: почему именно сейчас принимается это решение? Ну, не секрет, коллеги, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сегодня испытывает определённый предвыборный кризис. Это не наши оценки, это ваши оценки, они звучат в средствах массовой информации, вы об этом говорите между собой. Совершенно понятно, что в будущем парламенте будет меньшее количество мест у "ЕДИНОЙ РОССИИ", от этого внутренняя конкуренция в партии возросла, возникла необходимость как-то решить судьбу каких-то людей, каких-то депутатов. Кстати, ничего плохого в этом не вижу, хорошо, что думают о людях, ну, хотя бы о депутатах нынешних заботятся. Но почему внутрипартийные проблемы должна решать вся страна? Почему это должно решиться за счёт всей политической системы Российской Федерации? Это ваше внутрипартийное дело, решите у себя этот вопрос. Ну, Владимир Владимирович Путин, он отменил праймериз уже в ряде регионов, потому что у вас они идут со скандалом, с большим напряжением. Это ваши внутренние проблемы, ну зачем же натягивать на всю политическую систему эти свои проблемы? Нельзя ни в коем случае этого делать! Ещё раз повторяю о ярком примере: сейчас со всей очевидностью становится понятно, зачем вносились в этот закон изменения, около года назад мы это с вами сделали, и зачем убеждали нас, что это увеличивает демократию, что народ напрямую будет формировать Совет Федерации. Делалось это только с одной целью: чтобы избрать губернатора Санкт-Петербурга (Ленинграда) Матвиенко в Совет Федерации. Всё, проблему решили. Сейчас для кого-то лично потребовался этот закон - ну нельзя так с законодательством поступать, под каких-то конкретных людей или под ситуацию его постоянно менять! Нельзя так вилять! Это может очень серьёзно отразиться на будущем нашей страны и на целостности нашей страны. Поэтому мы против этого, это насилие, если хотите, и насилие в извращённой форме над политической системой. КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации - всегда выступала за выборность, и мы считаем, что надо возвращаться к выборности, надо не вносить поправки в данный закон, а разрабатывать специально новый законопроект о формировании верхней палаты и делать это на основе выборности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, ну, я не понимаю, честно говоря, такого пренебрежительного отношения к данному законопроекту. Важнейший законопроект, поверьте, важнейший! Ведь к полномочиям члена Совета Федерации относятся такие вопросы, как утверждение границ между субъектами Российской Федерации, утверждение указа президента о введении чрезвычайного и военного положения. И разве после того, как весь Совет Федерации после известных нововведений стал формироваться из депутатов органов местного самоуправления, им можно доверить такие важные вопросы? Конечно, нельзя! Не все же, как Матвиенко, приходят туда подкованные и образованные. Ну как вы этого не понимаете, уважаемые коллеги? Это же важнейший вопрос! Вот Александр Петрович не даст соврать, закон Конституции абсолютно не противоречит, хотя почему-то бывший представитель президента в Государственной Думе Котенков Александр Алексеевич назвал его антиконституционным. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству говорит: да нет, всё нормально. Статья 97 читаем: одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Понятно всё, да? Понятно. Дальше: депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тоже понятно? Тоже понятно всё. Исходя из вот этого, из этой статьи абсолютно любое лицо может быть членом Совета Федерации. Александр Петрович тут, кстати, говорил, что разница между членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы большая. Некоторые не понимают, как в советское время говорили: разница существенная - есть коммунист, а есть член партии, почувствуйте разницу. То же самое - и член Совета Федерации, понимаете? Этот закон в принципе абсолютно не нужен, потому что он, правильно, как сказал Котенков, антиконституционный. Здесь никаких запретов нет, выбирайте любого посредством того, как его либо выбирают представители областных, краевых Дум, либо назначает исполнительная власть, но возникает небольшое "но", как говорится. Недавно мы с вами с почестями проводили нашего коллегу в Совет Федерации. И вот если бы это нововведение, которое сейчас... Владимир Николаевич Плигин, кстати, - крайне предусмотрительный человек: внести внёс, но доверил представлять Александру Петровичу, молодец, и даже доверенность не забыл написать. Ведь если бы этот закон был уже принят, то тогда не потребовалось бы в Курской областной Думе отменять закон о статусе депутата Курской областной Думы, потому что он, возглавляя список, ушёл в Государственную Думу, хотя обещал построить заводы, дворцы, пароходы и так далее. Избиратели, конечно, огорчились. Потом он одумался и решил вернуться, но закон-то не позволяет. Ничего страшного: за два дня поменяли закон, позволив человеку, который отказался от места в областной Думе и ушёл в Государственную, вернуться обратно. Вернулся, избиратели Курской области обрадовались, думали, сейчас всё будет построено. Ничего подобного, тут же его направили в Совет Федерации. А вот такую загогулинку сделали бы - и пожалуйста, и не надо валять дурака, и всё было бы просто. Кстати, насчёт Матвиенко вы не правы, это не для неё мы в тот раз вводили все эти вещи, мы вводили для того, чтобы в Совете Федерации люди, которых, как вы правильно сказали, никто не знает, кроме как по фамилии, представляли регион, а не денежные мешки. Поэтому, уважаемые коллеги, то, что мы сейчас делаем: а) противоречит Конституции; б) позорит российский парламент. Кроме того, Александр Петрович, я уж в детали не стал вдаваться, но, коллеги, заметьте, какой простор это всё открывает: в соответствии с поправками, которые были внесены, любой абсолютно депутат, который с 93-го года был депутатом Государственной Думы, имеет право претендовать, не только тот, кто сейчас, ведь необязательно приносить справку из отдела кадров, что ты депутат Госдумы, можно зайти в избирком и сказать: я баллотировался от такого-то субъекта, принести вот эту справку - вперёд и с песней. У нас таких много. Этим мы существенно повысим качество, качественный уровень Совета Федерации. Поэтому ЛДПР, конечно, с удовольствием поддержит данный законопроект, но с одной оговоркой: если в первом чтении или во втором чтении в него будет внесено изменение, что можно будет выбирать и из тех людей, которые только будут депутатами Государственной Думы в соответствии с партийным решением от соответствующей группы или региона. И тогда мы с вами убьём сразу двух зайцев: у нас Совет Федерации медленно отомрёт как атавизм или рудимент, исчезнет просто-напросто, президент будет всё время, чрезвычайное положение никто не введёт, генпрокурора никто не выгонит, в стране наступит стабильность. Вот это мы поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Требуется ли заключительное слово? Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в выступлениях прозвучала фраза о том, что якобы партия переживает некий кризис, но, уважаемые товарищи, всё-таки самокритичная и даже иногда нелицеприятная оценка своей собственной деятельности - это как раз, вообще-то, наоборот, признак силы и уверенности в себе. И второе. Было сказано, что к полномочиям члена Совета Федерации относится утверждение вопросов войны и мира и так далее. Нет, уважаемые коллеги, это относится к полномочиям Совета Федерации как палаты в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим голосование на 17.00.
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 04 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принято.