Заседание № 216
О проекте федерального закона № 594724-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о государственном регулировании цен на продовольственные товары; внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, В. И. Кашиным, Н. В. Арефьевым, И. И. Никитчуком, К. К. Тайсаевым, В. Н. Паутовым, Н. В. Коломейцевым, А. Ю. Русских, А. А. Андреевым, В. И. Гончаровым, А. А. Пономарёвым, Д. Х. Кононенко, Н. И. Васильевым, Д. Г. Новиковым, Ю. В. Афониным, С. П. Мамаевым, В. С. Шурчановым, В. С. Никитиным, В. Н. Федоткиным, М. Ю. Авдеевым, Б. В. Иванюженковым, В. Ф. Рашкиным, С. П. Обуховым, А. В. Корниенко, О. Н. Алимовой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Два альтернативных законопроекта. Пункт 10.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! То был закон против богатых, теперь - за самых необеспеченных, можно сказать, людей, которые действительно находятся за гранью бедности, на грани нищеты. Ещё раз повторю статистику: порядка 20 миллионов человек сегодня в стране получают доход меньше 7 тысяч 920 рублей, это официальная статистика. И если кто-то получает 7 тысяч 921 рубль или 7 тысяч 922 рубля, то вроде как он уже не за гранью бедности. Сколько десятков миллионов таких? Действительно, ситуация критическая. Назвать её катастрофической нельзя, наверное, только по одной причине - у этих граждан ещё были какие-то сбережения, которые сейчас они сняли со своих мизерных счетов, и, может быть, были какие-то заготовки на зиму благодаря работе на приусадебном участке. Вот скоро придёт весна, а весной всегда в России, к сожалению, чуть ли не голод начинается, и сегодня я всех об этом призываю подумать, и в первую очередь, конечно, правительство. Вот здесь должен был бы стоять министр Топилин, который нам объяснил бы, почему он до сих пор не повысил стоимость потребительской корзины, которая сегодня по-прежнему рассчитана по прошлому году, по четвёртому кварталу, то есть последний раз в октябре - ноябре рассчитывалась стоимость потребительской корзины, а от этой стоимости - минимальный прожиточный уровень, а от минимального прожиточного уровня - минимальная пенсия и минимальная зарплата. Всё это осталось по прошлому году, коллеги, а цены посмотрите куда ушли, - ну как минимум в два раза наши самые необеспеченные граждане стали беднее, хотя куда уж дальше! Как можно на 6-7 тысяч сегодня прокормить себя?! Я уж не говорю, что ещё лекарства нужны, ещё и ЖКХ, ещё и транспорт есть и так далее. Этот вопрос должен был давно здесь поставить министр Топилин или кто-то другой из правительства, например Голодец, - нет, приходится депутатам подобные предложения вносить, в том числе и это предложение. Я предлагаю развить идею, заложенную в 530-м постановлении правительства, где они застраховали, как они говорят, граждан от таких ситуаций, как сейчас. В 530-м постановлении говорится, что, если рост цен в течение месяца превысит тридцатипроцентный размер, тогда их можно заморозить. Речь идёт об ограниченном списке социально значимых продуктов, всего 24 наименования, и я этот список использую в своём законопроекте. Но если на 29 процентов выросли цены на эти продукты, то, выходит, ничего страшного? Надо, согласитесь, двигаться дальше. Я считаю, что порог уже пройден и необходимо ввести сейчас ограничения на торговую наценку к ценам производителя на следующие продукты (я быстро зачитаю): говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры, рыба, масло, сливочное масло, подсолнечное масло, молоко питьевое, яйца куриные, сахар, соль, чай, мука, хлеб, хлебобулочные изделия, рис, пшено, крупа гречневая, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки - всего 24 наименования. Только в отношении этих видов продуктов я предлагаю в торговых сетях, в крупных торговых центрах, где оборот больше 60 миллионов рублей, ограничить предельную наценку 15 процентами. Речь идёт об одном варианте социально значимого продукта, на другие варианты свинины, говядины, масла, соли - их может быть десять, двадцать, тридцать вариантов, - на все другие, более качественные варианты поднимайте цены, устанавливаете свободную рыночную цену! Но если у вас в ассортименте нет социально значимых продуктов - мяса, хлеба и так далее, - то вы не можете торговать другими продуктами по рыночным ценам. Вот такое предложение - ограничить торговую наценку в соответствующем законе, который как раз и существует для регулирования торговых наценок. Какой ещё аргумент хотел бы привести? Действительно, много информации указывается на этикетке, на ценнике продукта - кем произведён, когда, какой срок годности, какой состав, но покупателю сегодня, именно в это кризисное время, важно знать, сколько же он платит непосредственно производителю этого товара (это предмет другого законопроекта, я не буду сейчас останавливаться на этом; знаю, что и у коллег-коммунистов есть свои предложения). Именно регулирование цен и всего, что связано с ценоуказанием, считаю хоть и не самым главным, но важным элементом регулирования торговой деятельности. И считаю, что цены всё-таки должны быть ограничены, другого выхода нет, иначе нужно поднимать в разы пенсии, зарплаты бюджетникам, делать дополнительные социальные выплаты. Раз мы цены не можем сдержать, то результат уже очевиден - они обратно не будут двигаться, значит, выход, повторяю, только один - поднимать зарплату. Но где взять деньги, если наши предложения не принимаются, а других нет? Оставлять при таких пенсиях и зарплатах такие цены невозможно, поэтому, я считаю, решение должно быть комплексное: и ограничение цен на узкий круг социально значимых продуктов, и индексация, повышение размеров пенсий, зарплат бюджетникам и социальных пособий - какие-то дополнительные источники бюджета должны найтись. Думаю, что в любом случае " правительственный час" с участием министра Топилина и Голодец необходимо провести в Государственной Думе, чтобы услышать их предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос 10.2, проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Докладывает Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, вот мы только что не приняли законопроект о прогрессивной шкале налога. Во всём мире кризис - и финансовый, и экономический, и социальный, - и везде принимаются антикризисные законы. Вы сегодня слышали, депутаты говорили, что прогрессивная шкала налога установлена практически везде, и даже, совсем недавно, в Соединённых Штатах Америки, где экономика гораздо сильнее, чем наша. Там приняли - мы не хотим! Везде инфляция, и везде регулируют цены - мы тоже не хотим: получено отрицательное заключение на оба законопроекта, потому что правительство не хочет вмешиваться в вопрос регулирования цен. Между тем - я вот не поленился посчитать - все те законы по бюджету, которые мы с вами приняли в прошлом году... если учесть всю нагрузку, которую мы возложили на наше население, то получится, что стоимость минимальной потребительской корзины составляет на сегодняшний день 15 тысяч 200 рублей. Если взять статистику, посмотреть, сколько людей получает доходы меньше этой цифры, то получается, что доходы меньше минимального размера потребительской корзины у нас имеют 51,7 процента граждан. Надо регулировать цены? Надо, но для этого должна быть политическая воля! Фракция КПРФ представляет вам законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности..." - надо сказать, хороший законопроект, универсальный, приняв его, мы решили бы массу проблем. Смысл и содержание данного законопроекта заключаются в том, что правительству предоставляется право устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия - правительству, мы в законопроекте не устанавливаем их сами: будет на то воля правительства - установит, не будет - не установит. Для производителей первичного сырья - это зерно, молоко, овощи - предлагается надбавка в 45 процентов от себестоимости продукции (если сегодня сельхозтоваропроизводители вообще ничего не получают, иногда работают без прибыли, то мы предлагаем, чтобы хотя бы 45 процентов надбавка была), для организаций оптовой торговли - 10 процентов, для всех остальных, для переработчиков общепита и для розничной торговли, - 15 процентов. Результат: все рентабельны, все получают доходы, условия для всех одинаковы, и цена по сравнению со себестоимостью увеличивается всего в два раза, а не в десять-пятнадцать раз, как сегодня, наша отечественная сельскохозяйственная продукция становится конкурентоспособной - разве это плохо? И что мешает принять этот закон?! Также мы правительству даём право устанавливать предельные размеры удельного веса отдельных видов импортной сельскохозяйственной продукции, то есть определять размер импортной продукции - это тоже нужно, я об этом скажу чуть-чуть попозже. Законопроект на сегодняшний день очень актуален, и если мы хотим хоть как-то сдержать инфляцию, это единственный выход в данном положении для нашей страны. Нам возражают, говорят, что закон позволяет замораживать цены, если в течение месяца они повышаются на 30 процентов и более, - я имею в виду действующий закон, - но ведь эта норма нашим правительством в течение прошлого года и января этого года ни разу не использовалась! Вы посмотрите, у нас в три раза повысилась цена на гречку - разве правительство хоть раз ограничило цену вот этой мерой?! Или, например, - за январь я взял цифры - помидоры подорожали на 59,9 процента, капуста - на 52,3 процента, огурцы - на 51,3, морковь - на 44,1, лук - на 36,4 процента... и где эта мера, которая прописана в законе?! Цены стабильно росли, в течение месяца больше чем на 30 процентов повысились - почему правительство не принимает меры? То есть закон в этом плане не работает - почему?! (Шум в зале.) Мы предлагаем правительству регулировать объёмы импортной продукции и той, которая производится у нас. Вот посмотрите, я взял статистические данные за одиннадцать месяцев 2014 года: российское сельское хозяйство произвело продукцию на сумму - ну, округлим - 4 триллиона рублей, и в то же время импортного продовольствия завезено на 2,7 триллиона рублей, то есть более половины этого количества мы завезли. Кто завёз? Зарубежные торговые сети. Они завозят импорт, не берут нашу продукцию и диктуют нам цены, которые мы не хотим на сегодняшний день ограничивать, - наше сельское хозяйство, к сожалению, в такой ситуации не может быть конкурентоспособным. Необходимо развивать собственные торговые сети и не надеяться на зарубежные, но у нас всё наоборот: десять лет назад у нас было 6 тысяч 400 розничных рынков, которым принадлежало 26 процентов оборота и где трудились 1 миллион 200 тысяч работников, мы приняли закон о переселении рынков в стационарные помещения, и на сегодняшний день мы имеем 1 тысячу 540 рынков, а число работников уменьшилось в три раза. Есть и ещё один аспект, о котором следует сказать, говоря о контроле над ценами: у нас органы власти категорически боятся вмешательства государства в ценообразование, а между тем весь мир регулирует цены на государственном уровне и на муниципальном. Все знают, что в Испании есть рынок "Меркадо", куда свозится сельскохозяйственная продукция со всей Европы, на этом рынке муниципальные органы устанавливают цены на продукцию, есть рынок "Ранжис" во Франции - там цены устанавливают муниципалитеты, а в Италии муниципалитеты не только устанавливают цены, но и дают указания, где реализовывать продукцию. Поэтому если мы за этот закон сегодня не проголосуем, конечно, никогда от десятипроцентной инфляции мы не избавимся. Прошу проголосовать за данный закон. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. С содокладом по двум законопроектам выступает Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Концепция законопроектов одна, и сводится она к введению государственного регулирования цен на продовольственные товары. В одном случае - проект закона Олега Анатольевича - предлагается при необходимости на отдельные виды товаров устанавливать торговую наценку в размере 15 процентов от отпускной цены производителя, в другом законопроекте торговые надбавки предлагается устанавливать на всю продовольственную продукцию, от производства первичного сырья до розничной продажи продуктов питания. По мнению авторов обоих законопроектов, они направлены на предотвращение необоснованного роста цен на продукты, и здесь с авторами очень сложно поспорить, потому что концептуально законопроекты действительно пытаются решить одну из сегодняшних болевых проблем, связанную со спекулятивным зачастую ростом цен на основные продукты питания из потребительской корзины. Давайте два момента сразу обсудим. Первый момент касается исключительно правовой точки зрения. Мы живём в условиях и руководствуемся нормативами Таможенного союза. С 1 января 2015 года действует Договор о Евразийском экономическом союзе, указанные договором пункты закрепляют свободу движения товаров и соблюдение в первую очередь принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции. Также положениями этого договора установлены подходы к введению государственного ценового регулирования на товары и услуги, в частности введение ценового регулирования на товарных рынках должно осуществляться в исключительных случаях: в чрезвычайных ситуациях, при стихийных бедствиях и по соображениям национальной безопасности. Но в сегодняшней ситуации, при всей её жёсткости, достаточно сложно говорить о чрезвычайной ситуации и угрозе национальной безопасности. В качестве временной меры допускается введение ценового регулирования отдельных видов продовольствия в одной из стран - членов союза на определённый срок - это положение полностью соответствует части 5 статьи 8 закона о торговле. Таким образом, введение государственного регулирования цен, установление торговых наценок на продовольственные товары в одной стране не допускается, это должно согласовываться с государствами - членами союза, и если мы хотим следовать букве закона, то в первую очередь это надо делать, согласовывая с межправительственной комиссией в рамках Евразийского экономического союза. Теперь подойдём к экономическому разрезу. Эти инициативы также не могут быть поддержаны, поскольку они приведут к внутренним противоречиям в законе о торговле, приведут к нарушению основ гражданского законодательства и к ограничению конкуренции. В рыночных условиях установление государственного регулирования торговых наценок на продовольственные товары приведёт к снижению рентабельности торговых объектов, к нежеланию субъектов торговой деятельности работать с товаром, цена которого регулируется государством, и, как следствие, к возможному появлению дефицита, к социальной нестабильности и росту цен. Когда авторы говорят о том, что надо сдерживать поступательно торговые наценки как в оптовом, так и в розничном звене, они забывают об одном: сегодня, в условиях тяжелейшей финансовой ситуации именно в банковской сфере, мы понимаем, что достаточно большое количество поставщиков очень сильно закредитованы и говорить о необходимости сдерживать в первую очередь оптовое звено и поставщиков, которые являются наиболее уязвимыми с точки зрения кредитного бремени, значит автоматически ставить их в условия, когда при абсолютно жёсткой шкале ценовой наценки они будут не в состоянии оплачивать свои кредиты. Мы с вами это прекрасно понимаем и, с одной стороны, пытаемся соблюсти какие-то условия вопреки рынку, с другой стороны, мы абсолютно в неравные условия ставим наших поставщиков, о которых, кстати, заботятся авторы законопроекта. И вопрос ведь даже не в ретейле - мы говорим сейчас в первую очередь об оптовом звене. Теперь хочу вернуться к пресловутому 530-му постановлению. Да, действительно с ним есть проблема, и проблема не в том, что государство сегодня не может, с учётом того что на часть продуктов питания цены очень выросли, урегулировать вопрос этим постановлением, а в том, что там прописана неоднократность и это легко можно обойти. Вот изменение редакции этого постановления может привести к желаемому результату, и работать, на мой взгляд, надо в направлении снижения этих 30 процентов - убрать в 530-м постановлении 30 процентов, сделать процент меньше, но это вопрос правительства, а не Государственной Думы. Повторю: работать надо в этом направлении. С учётом изложенного комитет не поддерживает оба данных законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович.
Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, опять предлагаю не более двух вопросов от фракции. Нет возражений? Нет. От фракции КПРФ Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Виктору Фридриховичу. Уважаемый Виктор Фридрихович, у меня такое впечатление сложилось, что вы, когда выступали с трибуны, не совсем понимали, о чём говорите, - о каком-то согласовании цен... Что, с Казахстаном, с Белоруссией согласование повышения цены на гречку проводили, или на сахар, или на другие продукты? Кто проводил? Зачем наводить тень на плетень, как говорится? Вы вообще ничего не предложили! Скажите, рост цен, он реально есть? Вы снова на рынок уповаете, на невидимую руку - да, мы её чувствуем, и народ чувствует: одна такая рука уже схватила за горло, а вторая шарит по карманам народа нашего нищего! Всё-таки скажите, что вы реально предлагаете, для того чтобы обуздать этот бешеный рост цен? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Звагельскому включите микрофон. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Иван Игнатьевич. Не соглашусь с вами в том, что я не понимаю, о чём говорю. Я занимался законом о регулировании торговой деятельности ещё в прошлом созыве, и как раз тогда вопрос касался в первую очередь возможного снижения экспансии и монополизации ретейла именно в связи с тем, что они могут безудержно поднимать цены. Я говорю о правовом регулировании в условиях Таможенного союза - очень прошу вас, в свободное время всё-таки почитайте документы, - мы с вами живём в Едином экономическом пространстве, и нарушать его принципы мы не можем точно так же, как не можем нарушать принципы ВТО, хотим мы этого или не хотим. Сегодня по условиям Договора о Евразийском экономическом союзе мы не имеем права это делать в одностороннем порядке. Мы можем это сделать, но только сначала это должно быть согласовано с Евразийской экономической комиссией, а после того как это будет сделано, можно уже в том или ином виде вносить в Государственную Думу. Это просто вопрос правового регулирования, а мы же с вами всё-таки в правовом поле пытаемся работать! (Шум в зале.) Теперь что касается глобальных механизмов. Я уже объяснил, что сегодня решить вопрос можно путём изменения положений закона о регулировании торговой деятельности. А норма, касающаяся роста цен в пределах 30 процентов за тридцать дней, она не работает, это легко обойти. Но это изменить можно, а если вести речь о том, как обуздать рост цен, то либо должны сказать, что живём в условиях рынка, и тогда надо создать условия для поставщиков в первую очередь и в меньшей степени для торгового бизнеса, чтобы цены не задирались спекулятивным образом, и условия, связанные с кредитованием, с дотациями, с субсидиями, такие условия, которые дадут возможность уйти от коммерческого кредитования (это то, что я пытался вам сказать), либо мы должны сказать, что хотим уйти от рынка, и тогда это совсем другая тема, не относящаяся к данным поправкам и к данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семёнов Владимир Владиславович. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Вопрос Олегу Анатольевичу Нилову. Ну, большие торговые сети у нас россыпью той же гречкой не торгуют. Допустим, у нас с вами два производителя, один вырастил гречку, продал на элеватор, элеватор сохранил, переработал и отдал в фасовку, фасовка отдала в розницу, а второй производитель сам всё сделал: собрал урожай, переработал, расфасовал, - как будем считать в этих случаях 15 процентов, от какой базы? И как мы их будем классифицировать? НИЛОВ О. А. Действительно, правительство может более чётко и подробно прописать условия определения таких продуктов. Ещё раз хочу сказать, что их всего двадцать четыре, - не так сложно. Но если брать гречу, то моё видение следующее: действительно, греча бывает разных видов, посмотрите, в сетях сейчас десятки вариантов - разные цены, разное качество, разная упаковка (странно, конечно, но есть такая разница), поэтому не больше 15 процентов должна быть наценка на гречу, которая будет представлена по наименьшей закупочной цене в данной торговой точке. Таким образом, вот такой минимальной пятнадцатипроцентной наценкой должна быть обеспечена возможность того, чтобы у нас социальный продукт не стоил дороже, чем рыночный, поэтому важна минимальная цена поступившего продукта. И ещё одно: желательно, конечно, чтобы это был отечественный продукт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. Депутату Максимову включите микрофон, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Олегу Анатольевичу Нилову. Олег Анатольевич, в вашем докладе я услышал некоторые новеллы, которые, на мой взгляд, нуждаются в пояснении. Скажите, пожалуйста, какие виды продуктов вы называете социальными? Что такое "социальный чай" - какой из тысяч видов чая вы назначите социальным? Что такое "социальное подсолнечное масло" и что такое "социальное сливочное масло"? И будет ли это вообще маслом? Пожалуйста, поясните. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Ну, в ассортименте любой торговой сети, я думаю, сотни тысяч наименований, двести-триста тысяч, и из всего этого огромного количества предлагается выделить двадцать четыре продукта. И продукты, которые будут называться социальными продуктами, - скажем так, социальные полки будут заполнены этими продуктами - они будут отличаться от остальных, может быть, десятков видов аналогичных чаёв, круп и прочих продуктов тем, что поступают в эту торговую сеть по наименьшей цене. И естественно, благодаря вот этой норме закона о том, что наценка не может быть больше 15 процентов, они будут отличаться и минимальной розничной ценой относительно всех остальных так называемых рыночных продуктов. Да, такое разделение есть, но оно не прописано в законодательстве, это я говорю для того, чтобы проще было объяснить и коллегам, и журналистам: социальные продукты - это продукты по наименьшей цене, и закупочной (или цене производителя), и розничной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Потапов Александр Владимирович. Александр Владимирович, ваш вопрос. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Фридрихович, во-первых, неужели мы, Россия, не можем себе позволить о продуктах питания выпустить закон, чтобы народ мог лучше жить? Во-вторых, вы упоминаете о снижении рентабельности, а у нас с вами, посмотрите данные прокуратуры, от 70 до 150 процентов и даже до двухсот набавляют сети, очень богатые структуры. Вы сами понимаете, что норма о 30 процентах не работает, и с таким пессимизмом относитесь к идее законопроекта - такое отношение меня очень удивило. Как вы это можете объяснить? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. На самом деле я отношусь с пессимизмом потому, что регулировать таким образом, вне рыночного механизма, мы всё равно ничего не сможем. Отвечу на первую часть вашего вопроса: я просто привёл правовую оценку, связанную с Евразийским экономическим союзом, её можно опустить, по ней всё ясно, это вопрос чисто юридический. Второе, что касается экономической составляющей. Да, сегодня есть достаточно серьёзная наценка именно в конечном розничном звене, но опять же мы не можем под одну гребёнку, одинаково решить этот вопрос по всему ретейлу - при всём моём негативном отношении к тому, как ретейл работает в России. Почему? Потому что ретейл очень неоднороден: у нас есть большое количество так называемых дисконтёров - ретейл, который работает с минимальной маржой и зарабатывает исключительно за счёт большого объёма продукции. Уверяю вас, как только будет снижена торговая наценка или она будет узаконена на определённом уровне, сети-дисконтёры реально будут отказываться от этого товара, это абсолютно естественно. Кстати, об этом и правительство говорит, которое в целом поддерживает введение мер регулирования. Вот вы упоминаете только те сети, которые действительно устанавливают такую наценку, а возьмите большинство дисконтёров, где в основном и покупает большая часть нашего населения, подавляющая часть тех, кто социально не защищён от безудержного роста цен, - мы не можем сегодня распространить это ограничение, во-первых, на них, иначе там этих товаров не будет, а во-вторых, на большое количество точек несистемной розницы, где тоже довольно небольшая наценка. Сегодня вектор роста цен, к сожалению, во многом сместился, если говорить о так называемой социальной группе товаров, в оптовое звено: они вынуждены поднимать цены, чтобы хотя бы платить проценты по кредитам, - то, о чём я вам говорил. Сейчас многие ретейлеры живут на те самые 10-15 процентов, которыми вы их пытаетесь ограничить, это в лучшем случае, и очень сложно проводить здесь какие-то градации, точно так же как и градацию по группам товаров. Мы слышали про двадцать четыре группы товаров - говядина, свинина и всё остальное, но вы же понимаете, сколько в каждой такой группе различных вариантов, например той же говядины и свинины, мы не сможем всё это ограничить! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Олег Анатольевич, ну для начала я хотел бы сказать, что ваш законопроект важен и нужен, далее вопрос. Есть такой механизм государственного влияния, как право регулировать цены в экстренном случае, - я имею в виду право государства при определённых условиях замораживать цены на девяносто дней на социально значимые товары. Правда, на моей памяти, к сожалению, этот механизм в государственном масштабе ни разу не применялся. Вот скажите, возможно, нужно и в этом направлении пересматривать законодательство, разрабатывать новые методы и подходы? Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Ну, замораживать цены на девяносто и большее количество дней действительно, я думаю, неэффективно, потому что это может привести просто к тому, что опустеют полки, причём исчезнут все товары, к тому же я считаю, что сделать это будет очень сложно. Что касается других способов - да, мы хотели бы услышать от правительства предложения, увидеть его достижения, но пока это только попытки, пока только прокуратура прошлась кнутом по всей России, но никаких действительно особых, больших дел и большого страха мы не увидели. А нужны срочные меры. Если не нравятся наши законопроекты, уважаемые коллеги в профильных комитетах, предлагайте свои идеи, пусть правительство придёт и предложит что-то, но время работает не на правительство. Я считаю, что в ближайшее время придётся либо ограничивать цены хотя бы на отдельные жизненно важные продукты и лекарства, либо - другой вариант - пополнять кошельки миллионов, десятков миллионов людей, но это ещё более сложная задача, за неё правительство даже и не берётся, и не думает на эту тему, так что других вариантов нет! Тянуть, ждать в надежде на то, что кризис пройдёт сам собой, тоже нельзя, поэтому нужно, во-первых, экономическими путями, оставляя всё-таки рыночные механизмы как основу, регулировать, а во-вторых, делать экономически невыгодным получение сверхприбыли, но сегодня об этом никто пока даже не задумывался. Я считаю, что один из вариантов - ввести прогрессивную шкалу налогов для тех, у кого эти сверхнаценки и эта сверхприбыль, в первую очередь получаемая в розничной сети. Да, за сверхнаценки нужно платить сверхналоги - таким путём можно добиться того, что будет невыгодно повышать цены на сотни процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний вопрос - Кривоносов Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Николаю Васильевичу. Уважаемый Николай Васильевич, давайте вспомним недавнюю историю. Все мы жили в Советском Союзе, тогда были достаточно невысокие цены, но наступил момент, когда товары исчезли с прилавков магазинов, то есть возник дефицит, начал развиваться чёрный рынок, - мы жили в условиях плановой экономики, и все мы знаем, к чему это привело. Вот вы призываете нас вернуться на тридцать лет назад, но объясните, пожалуйста, в случае если бы мы приняли ваш закон, какой выход вы предложили бы - как действовать, как бороться с теми проблемами, через которые мы уже прошли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Сергей Владимирович, за вопрос. Ну, ответ на него очень простой. Мы забываем, что в советское время если в магазинах и не хватало мяса, или колбасы, или каких-то других продуктов, то на колхозных рынках всё всегда было и в потребкооперации по повышенным ценам тоже всё было, даже в самые голодные времена. Просто вы сегодня вспоминаете, что вот каких-то продуктов не хватало, - всё было! Сегодня мы говорим о рыночных ценах - ну так на здоровье, опуститесь на грешную землю, вспомните, что в Советском Союзе рыночные отношения тоже были, и колхозные рынки были, и потребкооперация была, да, цены там были другие, но не такие, как сегодня. Так что ни о каком голоде я и речи вести не хочу! А если вы вспоминаете начало 90-х годов - так это был саботаж, это уже давно всем известно: страна наша была самодостаточной, продуктов питания было достаточно, просто продукты закапывали, не доводили до потребителя - создали искусственно ажиотажный спрос, для того чтобы совершить государственный переворот, к чему мы и пришли, а сегодня мы пожинаем плоды этого государственного переворота. Вот сегодня во всём мире кризис, и везде введён прогрессивный налог на доходы, а у нас вот та самая когорта, которая пришла к власти, не хочет отрываться от кормушки. Стыдно, когда руководитель корпорации получает 3 миллиона рублей в день, его заместители - на 10 процентов меньше! Разоряют производство, разоряют государство, но, к сожалению, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" категорически не хочет принимать закон, ограничивающий хапуг! Мы говорим, что цены растут, что есть закон, который позволяет, если цены растут на 30 процентов в месяц, ограничить их, но опять правительство не исполняет закон, не хочет ограничивать, мы говорим, что можно заморозить на девяносто дней, - не хотим, не будем делать! Так ради кого работает это государство? Ради народа или ради олигархии? Ну, скорее всего, ради олигархии, потому что сегодня ни один закон, даже самый разумный, в интересах нашего народа, в интересах именно большинства, не принимается! Тогда о чём говорить, о каком Советском Союзе вы сегодня говорите? Наш сегодняшний строй не похож ни на какой - ни на советский, ни на кадетский, ни даже на царский строй, потому что сегодня всё подчинено олигархии и работает в её интересах, народ - просто быдло, и вы не хотите принимать никаких решений для того, чтобы ему стало хоть чуть-чуть легче! Вот мой ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ выступает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, я думаю, что всех, кто сегодня находится в зале, безусловно, волнует вопрос, связанный с тем, по какой же цене мы можем обеспечить продуктами питания наше население, и в первую очередь те 52 процента населения, у кого зарплата ниже 15 тысяч рублей, и те 20 миллионов, у кого пенсия ниже 7 тысяч рублей. Закон как раз и направлен в первую очередь на заботу о потребителях. Как мы можем семитысячную пенсию по покупательной способности сделать гораздо выше, чтобы люди не голодали? Вы сравните с тем, как питались в 90-х годах, в советский период времени, посмотрите ту корзину потребительскую и сегодняшнюю - вы увидите, что 35-70 процентов недоедают качественных продуктов питания, и ведь вы это хорошо знаете, особенно те, кто имеет отношение к торговле. Это первое. Второе. Мы говорим об импортозамещении, то есть о товаропроизводителях. Во всём мире, а особенно в странах с эффективной экономикой, которые мы привыкли приводить в пример, в рознице основные продукты питания (вот Геннадий Васильевич мне не даст солгать) имеют наценку не больше 50 процентов от стоимости у товаропроизводителя, от цены, по которой продаётся продукт, а у нас производитель мяса, зерна, молока имеет в рознице долю минимальную. И не случайно мы видим, что и в восемь, и в десять раз увеличивается цена, а это значит, что 800, 1000 процентов в общей сложности накручивается всякими структурами к тому, так сказать, труду, который вкладывает товаропроизводитель, не получая ничего для того, чтобы вести расширенное воспроизводство, чтобы решить проблему продовольственной безопасности нашей страны. Это как раз то, о чём говорит президент, это как раз та задача, которую должны решать правительство и мы с вами, как депутаты. Мы сейчас проявляем заботу о торговле. Слушайте, сегодня 90 процентов всего крупняка находится где, в чьих руках? Или в оффшорах, или это иностранные структуры. О ком мы заботимся?! Они грабят сегодня, по большому счёту, вместе с посредниками наше население, и эти денежки укатывают от нас снова за рубеж. Зачем, зачем это делать?! Мы с вами, когда 381-й закон принимали, создавали совместную межфракционную комиссию. Мы тогда, шесть лет назад, вам доказывали: вот механизм готовый, мы его с академиками отработали, мы отработали его с производителями, с теми же переработчиками, со всеми, кто заинтересован, в том числе и с союзом потребителей! Недавно мы два с половиной часа беседовали с Мантуровым, он всех заместителей... Когда мы объяснили ему суть этого закона, он согласился тоже работать с нами в этом направлении. Мы докладывали этот закон президенту, председателю правительства, мы получали от них поддержку. Ну я не вижу такого уж торгового лобби у нас здесь, чтобы губить эти правильные законодательные инициативы. Ну давайте, в конце концов, вдумываться, анализировать ситуацию, это же дурные объяснения, просто неудобно слушать! Значит, можно в ручном режиме что угодно регулировать, любую цену, любой тариф, а в законодательство внести системное изменение то нам ВТО мешает, то Евросоюз мешает, то теперь Евразийский экономический союз мешает! Чего придумываете-то, извините, зачем вы придумываете? Если у комитета есть какие-то серьёзные идеи, работали бы с авторами, подготовили бы предложения соответствующие. Повторяю, весь мир регулирует цены на основные продукты питания, только мы вот такую глупость допускаем. Уважаемые товарищи, вы посмотрите, что у нас с производством. Январь, февраль... Куда мы катимся сейчас? Статистика понятная, её никто не скрывает. Мы завтра увидим, что опять рабочих на улицы выбрасывают, мы с вами увидим, во что превращаются пенсия и заработная плата из-за девальвации. И если мы эту систему не будем внедрять, то у нас ничего хорошего не получится, будет только бунт такой серьёзный, что мало не покажется! И начнётся, естественно, в том числе и с депутатов, мы с вами будем проводить встречи - это уже было, когда 122-й закон принимали. А сегодня школы даже в Подмосковье у нас... Раньше мы открывали в каждой центральной усадьбе среднюю школу, а сейчас всё рубят, оставляют на район три-четыре школы. А если в Рязань заехать?.. Нам вот так красиво рассказывали сегодня о детских садах, а там на три района одну среднюю школу оставляют! Как получать образование в таких условиях? Везде всё платно! Медицина - невозможно уже об этом говорить без слёз: любая небольшая операция стоит 18-20 тысяч и более! Мы людей просто-напросто гробить начинаем! А молодёжь если пойдёт сейчас на улицы - она так хорошо поднакачана, особенно в ряде регионов? Ведь они обязаны кормить свои семьи, значит, наверняка пойдут на эти торговые сети - мы этого хотим?! Мы даём правительству возможность, палочку-выручалочку, как говорится, всё разжевали и в рот положили - предложили механизм готовый, осталось только проглотить и начать решать вопрос. Ну подумайте, задача: на 30 процентов каждый месяц это ограничение, значит, в год можно на 200, на 300 процентов повышать цены - ну неужели это не издевательство друг над другом!? Какое это ограничение, какое это регулирование?! Это не регулирование, а как раз снова из той оперы, когда мы хотим помочь пятой колонне - нашим недругам! Давайте думать, давайте принимать закон!.. (Микрофон отключён.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступает Кирилл Игоревич Черкасов, фракция ЛДПР. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, конечно, будет поддерживать оба законопроекта. Их актуальность сегодня, наверное, ещё больше возрастает в связи с тем, что мы с вами все понимаем: продукты, как правило, не привозятся из-за границы, они производятся нашими сельхозтоваропроизводителями. Сегодня, когда идут дискуссии о том, как нашим сельхозтоваропроизводителям проводить посевную 2015 года, очень остро встали некоторые вопросы, и мы увидели, как сразу после того, как наш Комитет по аграрным вопросам поднял эту тему, начали ходить лоббисты от производителей минеральных удобрений, от производителей семян, сразу стали появляться, сразу стали решать эти вопросы. И сегодня соглашения, которые подписываются между Минсельхозом и производителями удобрений, показывают, что у них есть резервы и они готовы идти на это, потому что основной их доход складывается за счёт того, что они продают удобрения за рубеж, и скидка, которую они сегодня дали сельхозтоваропроизводителям, не успевшим приобрести данные удобрения, достаточно существенна. И вот, таким образом, получается, что когда возникает подобная ситуация и законодатели и исполнительная власть вместе обращаются, то бизнес прогибается и находит возможность снизить цены, уменьшить свои аппетиты. Давайте посмотрим торговые сети, посмотрим их отчёты за 2013 год: у всех многомиллиардные прибыли, и разговоры о том, что они балансируют на уровне 10-15-процентной рентабельности, - ну, точно могу сказать, это не совсем достоверные сведения. Тот же "Магнит" - посмотрите, что он делал в 2013-2014 годах: если бы он начал так поступать в Европе, его давно уже раскатала бы антимонопольная служба и такими штрафами наградила бы, что именно в цивилизованной Европе бизнес просто закрылся бы! Я говорю о том, что ту прибыль, которую "Магнит" извлекает из торговли, он сейчас вкладывает в создание тепличных хозяйств, в создание овощеводческих предприятий - то есть у него хватает денег на то, чтобы влезть в товаропроизводящую цепочку, где он сегодня увидел ниши и где он сегодня сможет реализовать достаточно успешные инвестиционные проекты, которые прежде всего будут бить по конкуренции, будут бить по нашим отечественным сельхозтоваропроизводителям, как раз попадающим в неравные условия с ним. Почему? Потому что у них нет такого финансового потока - раз, и у них нет прилавков для реализации продукции. Им, чтобы в эту цепочку попасть, надо пройти очень большой путь через посредников, оптовые базы и всякие так называемые маркетинговые структуры, которые находятся рядом с сетями и снимают львиную долю дохода. А разные категории сельхозтоваропроизводителей, те, кто производит эту продукцию, получают 6, 10, 15, максимум 20 процентов, остальное получают или посредники, или торговая сеть. Далее, возвращаясь к "Магниту". Нам говорят, что невозможно договориться, - да всё можно! Когда мы обсуждали с сетями товаропроизводящую цепочку, сразу пришли представители и "Ашана", и "Метро", и "Перекрёстка", один "Магнит" не пришёл почему-то - это потому, что они уверены, что закон о торговле, который нам с вами сегодня не дают изменить, незыблем для них, то есть то лобби, которое стоит за этой компанией, позволяет ему вот так спокойно себя чувствовать и заходить дальше в регионы. А когда они приходят в регионы, мы понимаем, что в районном центре они просто убивают здоровую конкуренцию: они сначала добиваются того, что все наши небольшие предприниматели, небольшие магазинчики умирают, а дальше, когда они остаются одни, они начинают диктовать свои цены. Эти цены сегодня совсем необоснованные, и прибыль, которую они ежегодно, скажем так, распределяют не только среди акционеров, позволяет им так себя чувствовать. Хотя при этом мы видим, что произошло в том же Санкт-Петербурге с блокадницей из-за трёх кусков масла, - нет человека! И вот эта двоякая политика, двойные стандарты, к сожалению, присутствуют, и присутствуют там, где мы с вами, как законодатели, можем не только вынести это на обсуждение, но и поменять отношение к этим вопросам, что коллеги сегодня и попытались сделать этим законопроектом. Я уверен, что коллеги из комитета по экономической политике всё это понимают, и наверняка они приглашали представителей торговых сетей, наверняка есть возможность продолжить эту дискуссию, и наверняка, если мы вместе обратимся к сетям, мы сможем заставить их изменить эту позицию. И не только изменить её юридически, но и обеспечить, чтобы на полках наших магазинов появились отдельные группы товаров с такой вот наценкой. Это всё реально сделать, и нет в этом ничего страшного - это максимум 3-4 процента от их товарооборота. Мы все прекрасно знаем тот самый "золотой треугольник" - молоко, мясо и хлеб, - которым завлекают в сетях наших покупателей. И коллеги как раз говорят, что сети магазинов с оборотом более 60 миллионов основную свою прибыль извлекают именно из спиртоводочных изделий, из деликатесных групп и так далее. То есть вот эти социальные аспекты, о которых мы сегодня говорим, сюда не попадают, это максимум 3-6 процентов. Коллеги, я призываю, конечно, и остальные фракции принять очень важный закон, поддержать этот посыл, его и дальше надо через комитеты доводить до профессионального сообщества, с тем чтобы они реально посмотрели, что происходит в районах, что происходит в муниципалитетах. Ну не только же Кутузовский проспект и Арбат существуют, есть и муниципальные образования, в которых один или два магазина и люди просто не имеют возможности выбрать, и если там нет в ассортименте какого-то вида мяса, а рыбы там практически вообще не бывает хорошей, то, значит, у человека нет возможности накормить свою семью, у хозяйки нет возможности принести домой качественный доступный продукт - именно доступный, потому что те продукты, о которых нам сегодня пытаются сказать, - это, как правило, или продукты импортного происхождения, или деликатесная группа, это никакого отношения к данным законопроектам не имеет. Фракция ЛДПР будет поддерживать эти два законопроекта. И в заключение хочу сказать: Владимир Вольфович Жириновский осенью предложил или создать продовольственный комитет, или передать эти вопросы какому-то одному комитету (сегодня они в ведении трёх комитетов находятся), с тем чтобы действительно в Государственной Думе кто-то официально мог начать заниматься продовольствием. И я думаю, что коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", очень здравые... Вы поддержите нас, вынесите вы это предложение, пускай оно от вас исходит, но давайте это сделаем, всего... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Кирилл Игоревич. Олег Анатольевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Одно слово, одну фразу. Я хочу подчеркнуть разницу между коллегами, которые поддерживали сегодня эти законопроекты, и теми, которые им оппонировали. Виктор Фридрихович чётко сказал, что в первую очередь нужно руководствоваться принципами рыночной экономики, ну и в дальнейшем ещё остальными договорами - по ВТО, таможенными и прочими. Вот в чём разница, дорогие коллеги: мы говорим, что в первую очередь нужно руководствоваться правом гражданина России на хотя бы минимальный прожиточный уровень в части обеспечения продуктами питания, лекарствами и всем остальным, что необходимо для жизни, - вот чем нужно в первую очередь руководствоваться, а не мантрами о принципах рыночной экономики! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Николай Васильевич, будете выступать? Депутату Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович. Действительно, сегодня говорили о недопустимости внерыночных методов регулирования цен, но я вам уже сказал, что за рубежом существует во Франции рынок "Ранжис", в Испании - "Меркадо", где цены устанавливают муниципалитеты, а мы, в общем-то, даже и не предлагаем своим законом регулировать или устанавливать цены. Я попросил бы обратить на это внимание: мы ничего не увеличиваем и ничего не уменьшаем, мы даём право правительству определить порядок ценообразования. Правительство же определяет перечень продуктов питания, по которым будут регулироваться цены, то есть определяет порядок ценообразования, и правительство же будет ограничивать импорт тех продуктов питания, которые, допустим, конкурируют с нашими или избыточны в нашем государстве. Мы ничего законом не регулируем, мы отдаем всё правительству, оно будет решать эти вопросы: надо - будет вводить, не надо - не будет вводить. Я хотел бы обратить внимание ещё на одно обстоятельство: это нас раньше пугали Евросоюзом, но сегодня совершенно неуместно говорить о соглашениях Таможенного союза, которые не регулируют вопросы ценообразования, образования себестоимости и образования прибыли, - нет этого там, поэтому и бояться-то, в общем, нечего. Я считаю, что сегодня опасения совершенно другого рода: во-первых, потребление продуктов питания в России на порядок ниже, чем было в советское время; во-вторых, полностью разорено сельское хозяйство - посмотрите, у нас 70 процентов овощей и 80 процентов картофеля производится в личных подворьях граждан и статистикой не учитывается. Сколько они произвели, никто не знает, статистика пишет условные цифры, и мы этому верим. У нас половина животноводства сегодня приходится на личные подворья граждан, и из-за этого мы львиную долю мясных продуктов закупаем на Западе. Ну что там говорить: мы столько овощей производим, что за одиннадцать месяцев прошлого года мы ввезли 880 тысяч тонн помидоров, 660 тысяч тонн огурцов, примерно столько же картофеля и, к стыду сказать, 440 тысяч тонн чеснока и лука! Мы долго будем сидеть на этой продовольственной игле?! Мало того что мы сидим на нефтяной игле, мы на сегодняшний день сели ещё и на продовольственную, с которой слезать не хотим! Так вот наш закон как раз позволяет путём ценообразования заинтересовать сельскохозяйственных производителей в производстве продукции, вот тогда вопрос импортозамещения реально будет решён, а сегодня пока одно словоблудие. Вот посевная скоро будет, в марте, - посмотрим, как отсеемся, что посеем и что пожнём! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Виктор Фридрихович Звагельский, пожалуйста. Микрофон на трибуне включите. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. К вопросу о словоблудии. Давайте с вами решим: мы хотим, чтобы красиво звучало - "снижение цен", - или хотим добиться какого-то конкретного результата? Так вот я объясню, почему сегодня это невозможно. Что касается вопроса о социальной ответственности бизнеса. Я ни в коем случае не защищаю торговые сети, более того, планомерно пытаюсь с ними бороться. В своё время, когда было цунами в Японии, все местные торговые сети снизили цены на свои продукты, даже в убыток себе. А вот когда у нас была засуха, у нас эти цены совершенно несоразмерно выросли. Это к тому, как у нас бизнес относится вообще к работе в стране. Поэтому я их ни в коем случае не поддерживаю. Теперь самое главное, если мы хотим добиться конкретного результата. Что бы мы с вами ни делали, как бы мы с вами ни пытались ограничить 10, 15, 20 процентами торговые наценки, пока у нас закон о регулировании торговой деятельности не работает - а в том виде, в котором он вышел, лучше бы он, наверное, вообще не выходил, - все крупные, средние и мелкие торговые организации имеют возможность любым образом зарабатывать деньги, кроме основного, как они должны зарабатывать, то есть кроме реализации товара. В рамках профильного комитета мы очень много общались с представителями различных ассоциаций исключительно наших товаропроизводителей - попробуйте тоже с ними поговорить, они просят: "Ни в коем случае не ограничивайте нас!" - а в законе Олега Анатольевича есть ограничения, касающиеся именно оптового звена, к которому во многом относятся и отечественные производители, имеющие свои оптовые базы. "Ни в коем случае не ограничивайте нас! И если вы сегодня, не изменив закон о регулировании торговой деятельности, будете ограничивать сети, то они с нас будут добирать вот эти недостающие деньги, которые они недополучат, если вы будете их ограничивать, - вот что получится!" Сегодня существуют и ретробонусы, которые вроде как запрещены, и различные маркетинговые услуги, и дни рождения сетей, да всё подряд - и всё это в конечном счёте ложится тяжелейшим бременем на поставщика, в первую очередь на нашего отечественного производителя, поэтому полагать, что можно добиться сегодня минимальных цен в магазинах, добиться того, чтобы отечественный производитель был рентабелен, не изменив закона о регулировании торговой деятельности, это полнейшая профанация, мы ничего с вами не добьёмся! Мы говорили о том, что надо делать, и я во многом поддерживаю то, о чём вы говорили, но начинать надо не с этого. Если просто огульно взять и поставить некую планку - это не будет работать, это только даст возможность существовать различным схемам и в конечном счёте приведёт к тому, что либо отечественные производители не смогут конкурировать с западными - а мы сейчас говорим о том, что они должны быть конкурентоспособны, - либо их товары вообще исчезнут с полок, потому что они будут не в состоянии оплачивать все боковые договоры, связанные с тем, что называется принуждением к заключению договора, с тем, что навязывается ретейлом. Вот о чём надо говорить! Если вести речь о какой-то глобальной программе, то надо говорить о том, что отечественный производитель, в первую очередь сельхозпроизводитель, должен быть конкурентоспособен при коммерческом кредитовании, ведь сегодня, даже если государство берёт на себя 15 процентов, как декларируется, это невозможно: даже 10-12 процентов для сельхозпроизводителя - это неподъёмные проценты! Надо с этого начинать, а не с того, чтобы давать отечественному производителю коммерческое кредитование, а потом пытаться ограничить конечную цену. Ну это же законы экономики - хотите вы жить в рыночной экономике или не хотите, но это законы рыночной экономики, которые никуда не денешь! Ну нельзя в 20 процентов вложить 40 процентов, которые вы хотите сэкономить в данном случае! Я считаю, что в первую очередь надо поддержать вот те изменения в закон о регулировании торговой деятельности, которые внесены большой группой депутатов и которые будут первым реальным шагом к тому, чтобы обуздать монополизацию и экспансию торгового ретейла, из-за чего у нас сегодня идут основные надбавки к ценам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович. Переходим к голосованию. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 10.1, о котором докладывал Олег Анатольевич Нилов. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 10.2, о котором докладывал Николай Васильевич Арефьев. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 10.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 23 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: рейтинг 1 Двести шесть "за". Покажите результаты голосования по пункту 10.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 47 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: рейтинг 2 Двести семь "за". Таким образом, законопроект под пунктом 10.1 отклоняется. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 10.2. Включите режим голосования. Результаты можно сразу показать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 29 мин. 39 сек.) Проголосовало за 210 чел.46,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 211 чел. Не голосовало 239 чел.53,1 % Результат: не принято Законопроект тоже отклоняется.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 594724-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о государственном регулировании цен на продовольственные товары; внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, В. И. Кашиным, Н. В. Арефьевым, И. И. Никитчуком, К. К. Тайсаевым, В. Н. Паутовым, Н. В. Коломейцевым, А. Ю. Русских, А. А. Андреевым, В. И. Гончаровым, А. А. Пономарёвым, Д. Х. Кононенко, Н. И. Васильевым, Д. Г. Новиковым, Ю. В. Афониным, С. П. Мамаевым, В. С. Шурчановым, В. С. Никитиным, В. Н. Федоткиным, М. Ю. Авдеевым, Б. В. Иванюженковым, В. Ф. Рашкиным, С. П. Обуховым, А. В. Корниенко, О. Н. Алимовой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уже которое заседание довольно-таки важные законопроекты и фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и фракции КПРФ об ограничении наценки на социально значимые продукты и товары откладываются, мы не доходим до их рассмотрения. Складывается такая практика: вот мы практически дошли до них - это вопросы 27, 28.1 и 28.2, - но на следующем заседании они опять окажутся где-то в конце повестки дня. Я вас прошу использовать власть и сделать так, чтобы они были в числе первых рассматриваемых в первом чтении законопроектов на завтрашнем заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я прошу секретариат с учётом имеющихся возможностей обратить внимание на завтрашний порядок работы и учесть предложение депутата Нилова. Арефьев Николай Васильевич по ведению. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Иван Иванович, я по этому же вопросу: там два альтернативных законопроекта, и я бы попросил... Они действительно переносятся из повестки в повестку с ноября - давайте хотя бы завтра поставим их первыми в блоке вопросов, рассматриваемых в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже сказал: по возможности я прошу максимально высоко поднять эти законопроекты.