Заседание № 173
О проекте федерального закона № 593998-7 "О внесении изменений в статьи 76-1 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 76-1 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, третье чтение. Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены все экспертизы, законопроект готов к третьему чтению. Просьба поддержать комитет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Выступить по мотивам есть желающие? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Грибов Александр Сергеевич. Подготовиться Гартунгу. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, очень насыщенная повестка, поэтому буквально 30 секунд. Данный законопроект, он про людей: с одной стороны, это предприниматели, которые платят налоги, деятельность которых сопряжена с риском, о чём говорится и в Гражданском кодексе, и которым мы даём сегодня возможность, возместив ущерб, дальше заниматься своим делом и развивать экономику; с другой стороны, это люди, которые трудятся в коллективах и не должны становиться заложниками в сложных ситуациях, когда их работодатель преступил черту закона и, повторю, когда он нацелен свои ошибки исправить. Это важнейшие поправки, которые сегодня должны, с одной стороны, существенно либерализовать уголовное законодательство и существенно смягчить условия, в которых сегодня ведётся бизнес, и, с другой стороны, это поправки, которые помогут людям и обеспечат гарантии их трудовой деятельности. Мы поддержим, считаем их очень правильными и своевременными. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы, конечно же, поддержим этот законопроект, но я вышел на эту трибуну, чтобы сказать, что, к сожалению, этот законопроект проблему не решает, потому что предпринимателей сажают в тюрьму и держат по несколько месяцев не по 159-й статье, части пятая и седьмая, о которых идёт речь, а по 159-й статье, части первая и четвёртая. Речь идёт о том, что следствие неправильно квалифицирует преступления, вменяет статью, по которой предпринимателя можно держать под стражей и по которой он не может возместить ущерб. Мы обращаем внимание, что всё зависит от того, как будет развиваться правоприменительная практика: или она будет продолжаться в том же ключе, как сейчас, или она изменится после внесения поправок, которые мы сегодня примем. Но подчёркиваю ещё раз: к сожалению, поправки, которые мы сегодня принимаем, проблему не решают. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 76-1 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", третье чтение, 3-й вопрос. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 39 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 593998-7 "О внесении изменений в статьи 76-1 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба; принят в первом чтении 6 декабря 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 76-1 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Очень хочется сказать лаконично, но, боюсь, это, как всегда, не получится. Коллеги, это законопроект об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. Президент внёс данный законопроект, мы с вами его рассмотрели на прошлой неделе. Предлагаются две поправки к рассмотрению, комитет их поддерживает и, соответственно, просит вас их принять и поддержать данный законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 30 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 55 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 169
О проекте федерального закона № 593998-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Эта инициатива вытекает из положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, и основная цель, которую эта инициатива преследует, - создание более благоприятного делового климата в Российской Федерации. Хочу вам напомнить слова президента о том, что необходимо убрать всё, что позволяет нечистоплотным, коррумпированным представителям власти и правоохранительных органов оказывать давление на бизнес; также было отмечено, что Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами, такие споры нужно переводить в административную и арбитражную плоскость. В связи с этим был разработан законопроект, который я вам сегодня докладываю. Прежде всего, законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс. Предлагается расширить перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба, причинённого гражданам, организациям или государству в результате совершения преступления. Помимо преступлений экономической направленности предлагается эти составы дополнить преступлениями небольшой тяжести, сопряжёнными с мошенническими действиями (в сфере кредитования, при получении выплат, с использованием электронных платёжных средств, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации). Также в этот перечень предлагается включить преступления, связанные с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, предлагается отнести сюда плагиат, нарушение изобретательских и патентных прав, присвоение или растрату, а также причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием. Вносится изменение в примечание к статье 145-1 Уголовного кодекса: предусматривается, что за частичную невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, иных выплат лицо, которое впервые совершает подобное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев полностью погасит просроченную задолженность. Предлагается также внести ряд изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Предлагается расширить перечень уголовных дел частно-публичного обвинения, включив в него незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской заложенности и представления информации, определённой законодательством о ценных бумагах, а также незаконное использование средств индивидуализации товаров и злоупотребление полномочиями. Предлагается расширить запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу и распространить его на лиц, которые подозреваются и обвиняются в злоупотреблении полномочиями, если это деяние совершено в сфере предпринимательской деятельности. В статье 164 Уголовно-процессуального кодекса предлагается установить запрет на необоснованное применение мер, способных привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом же плане предполагается не допускать необоснованного изъятия электронных носителей информации. При этом в новой статье - статье 164-1 определяются исключительные случаи, когда допускается изъятие электронных носителей, а также устанавливается порядок их изъятия и копирования содержащейся на них информации. Уважаемые депутаты, таково содержание новелл, внесённых президентом. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом выступает Павел Владимирович Крашенинников, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Гарри Владимирович, как всегда, очень подробно доложил о законопроекте, но я хочу, чтобы мы ещё внимательнее взглянули на него. Вообще, он касается, на мой взгляд, более широкой темы - уголовно-правовой политики. У нас в части уголовно-правовй политики, когда нетяжкие составы, не связанные с посягательством на жизнь и здоровье, есть два варианта развития событий. По одному из вариантов мы, к сожалению, шли - это когда первоначально по этим небольшой тяжести составам возбуждаются дела, проводятся следствие, оперативные мероприятия, потом суд, человека отправляют в соответствующее учреждение, а потом мы берём и объявляем амнистию. И это тоже неплохо: мы здесь все говорим об этом, газеты об этом пишут, телевидение, человека выпускают - круто очень, красиво, ну просто с ума сойти как красиво! Однако, мне кажется, что пусть это и эффектно, но не очень эффективно. Есть второй вариант, по которому предлагает идти Президент Российской Федерации и по которому мы с вами также пошли, когда к 72-й статье приняли поправки по поводу исчисления срока наказания, если человек отсидел какой-то срок в следственном изоляторе. Вот в законопроекте как раз и говорится о том, что по незначительным составам вполне можно выбрать следующие варианты, которые предлагает президент. В частности, предлагается внести изменения в УК и в УПК, в соответствии с которыми прекращаются уголовные дела при возмещении соответствующего ущерба. Гарри Владимирович эти составы перечислял: преступления, связанные с мошенничеством, преступления небольшой тяжести, сопряжённые с нарушением авторского права, преступления в сфере кредитования и так далее, и так далее. Мы посмотрели постановления об амнистиях, которые мы принимали, в частности об амнистии 2013 года, об амнистии 2015 года, - именно эти составы там были. То есть машина работала, а потом мы проявляли гуманизм, отпускали этих людей, но что происходило с этим людьми, с их семьями, понятно, об этом и говорить, наверное, не нужно. И мне кажется, что это, конечно, очень хорошая идея - то, что нам здесь предлагается. Кроме того, предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, расширяющие перечень уголовных дел частно-публичного обвинения, то есть когда дело возбуждается по жалобе потерпевшего, Гарри Владимирович об этом сказал. Я считаю, что это тоже чрезвычайно правильно и очень эффективно. Также предлагается установить запрет на заключение под стражу подозреваемых и обвиняемых в злоупотреблении полномочиями в сфере предпринимательской деятельности - не в сфере, связанной с какими-то государственными делами, с отношениями с властью, а именно в сфере предпринимательства. И на мой взгляд, очень правильно, что в Уголовно-процессуальном кодексе будет механизм, препятствующий, как это часто сейчас бывает, необоснованному изъятию электронных носителей информации, которое, возможно, связано с конкретным деянием, но фактически парализует всю деятельность конкретного юридического лица. Общее правило - такого изъятия нет, но есть исключения, и они, кстати, указаны, что очень правильно, и также указан механизм, в каких случаях могут быть сняты копии. Мне кажется, это всё тоже очень правильно и очень понятно. Считаю, что в случае принятия данного закона будут даны дополнительные гарантии защиты прав предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, от недобросовестной конкуренции, в принципе гарантии защиты делового климата и защиты экономики. Наш комитет решил поддержать данный законопроект в первом чтении, и мы вас тоже об этом просим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос о задержке и невыплате заработной платы очень болезненный для Свердловской области, все мы помним, что Президенту Российской Федерации пришлось лично вмешиваться в решение данной проблемы на одном из промышленных предприятий города Нижнего Тагила. Гарри Владимирович, подскажите, пожалуйста, а нет ли у вас информации, сколько вообще на данный момент уголовных дел расследуется по данному направлению? МИНХ Г. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, нет, такой статистики у меня нет. Я попрошу её, получу и передам в рабочем порядке. Однако нужно иметь в виду, что предлагаемые изменения корректируют только примечание, где уточняется, что такое невыплата зарплаты. Остаётся действующая редакция, только говорится о том, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев полностью возмещает вот эти недоплаченные выплаты, включая зарплаты, пенсии и так далее. Это вопрос не только судебной или уголовной статистики, но и - я скажу шире - вопрос той самой справедливости и адекватности реакции со стороны государства в адрес таких горе-предпринимателей. Вы знаете, причины задержки зарплат бывают разные, цепочки с недобросовестными поставщиками - это те самые риски предпринимательской деятельности, из-за которых может наступить в том числе и уголовная ответственность, то есть иногда вины самого предпринимателя в прямом смысле слова нет, его вина только в том, что он выбрал неудачных контрагентов. Поэтому если предприниматель сумел устранить эти тяжёлые последствия, от которых мы защищаем уголовно-правовым механизмом, тогда всё, государство говорит: спасибо, мы к тебе больше уголовно-правовых претензий не имеем. Я повторю: это даже не вопрос статистики, это вопрос справедливости и соразмерности негативного последствия деяния и реакции на него со стороны государства. Если задача выполнена, выплаты осуществлены, мы не должны применять тяжёлых уголовно-правовых санкций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Павлу Владимировичу. А как же неотвратимость наказания? Ведь преступление совершено, какая разница, украл ты сто рублей или миллиард долларов? Ну вернул, но ведь само преступление совершено по факту, почему же этот человек должен освобождаться от ответственности за совершённое преступление? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Большое спасибо за вопрос. Я не хочу ещё раз приводить пример, который Гарри Владимирович сейчас уже привёл, со всеми этими цепочками. Так, к сожалению, довольно часто бывает, и в данном случае уже сам факт возвращения денег, конечно, даёт основания для того, чтобы дело было прекращено. Я хочу сказать, Гарри Владимирович, у нас же там части четвёртые статей не затрагиваются. То есть что касается особо крупного размера, особо крупного ущерба, части четвёртой, где предусмотрены самые суровые наказания, большая тяжесть, в том числе относительно финансового ущерба, то проектом закона это не затрагивается. В данном случае миллиардов это не будет касаться, как бы кому ни хотелось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Гарри Владимировичу вопрос. Ну, с зарплатами всё более-менее ясно: выплатил зарплаты - и свободен. А вот что касается мошеннических действий, то довольно-таки сложно определить размер ущерба, размер необходимых компенсаций обманутым людям, участникам различных пирамид, дольщикам, вкладчикам. Кто будет определять этот ущерб, следователь? И что делать, если прекратили уголовное дело, а потом ещё всплыли, объявились обманутые граждане или юридические лица? МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Анатольевич, я хочу обратить внимание на то, что речь идёт о различных видах мошенничества, это, как я уже сказал, и мошенничество в сфере кредитования, и мошенничество при получении выплат, и мошенничество с использованием электронных средств платежа, в сфере страхования, то есть здесь различные варианты правонарушений, преступлений против собственности, а это не только правовая, но и экономическая категория. И опять же обращаю внимание, что речь здесь идёт только о первых частях статей. Вопрос об установлении размера причинённого ущерба сейчас на практике достаточно спокойно решается. Мы здесь ничего не меняем, технология установления, определения этого размера существует, здесь, повторю, никакой новизны нет, просто речь идёт о той самой соразмерности. При этом обратите внимание на то, что общественная опасность преступления во многом связана с тем самым вредом, причинённым в виде ущерба, и если вред устраняется самим правонарушителем, ущерб компенсируется и участники уголовного процесса согласны с таким механизмом компенсации причинённого ущерба, то тогда и общественная опасность, по сути дела, исчезает. Мы добиваемся того, на что, по большому счёту, и направлено уголовное наказание, задача ведь восстановить справедливость, и наша задача не сажать или расстреливать всех, а сделать так, чтобы те люди, которым был причинён вред, получили адекватную и признаваемую ими компенсацию. Если эта задача решена, то зачем выдёргивать человека из его мира, из его среды, ведь это всё наши граждане, это люди, у которых есть жёны, мужья, дети и так далее. Как вы понимаете, те косвенные издержки, которые неизбежно возникают и о которых Павел Владимирович говорил, тоже наносят нашему общему делу непоправимый вред, который мы уже ничем потом не компенсируем. Мне кажется, предложен вполне разумный, правильный и корректный вариант решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, что касается соразмерности: в этом законопроекте указана часть седьмая статьи 159, то есть планируется в том числе выводить из-под уголовной ответственности лиц, которые возместили ущерб, причинённый в особо крупном размере, - 12 миллионов рублей. Получается, что 12 миллионов рублей, грубо говоря, украл, и если поймали, то заплатил и тебя освободили от уголовной ответственности, не поймали - ну, соответственно, стал богаче. Это первое. И второй вопрос, он касается мошеннических действий с использованием электронных средств. Специалисты-криминалисты говорят, что им удаётся поймать преступника, может быть, по одному эпизоду из десяти, это случай, когда такой человек попадается и преступление доказано, в одном случае из десяти он привлекается к уголовной ответственности с соответствующими последствиями. Получается, что теперь кого-то поймают по одному из эпизодов, а он заплатил и дальше может спокойно этой же деятельностью заниматься. Логика в чём? МИНХ Г. В. Уважаемый Алексей Владимирович, логика, на мой взгляд, абсолютно очевидная. Вот вы говорите, что кого-то не поймали. Я хочу вам напомнить пословицу: не пойман - не вор. У нас здесь нет даже субъекта, дела такого рода, вы знаете, приостанавливаются по очень простому основанию - в связи с неустановлением лица, причинившего тот или иной вред. Мы можем размахивать кулаками и проявлять свою позицию какими-то другими дополнительными угрожающими действиями, но, как вы понимаете, от этого ни для потерпевшего, ни для государства, ни для восстановления справедливости никакой пользы не будет. В тех же случаях, когда лицо установлено, в отношении его проведены процедуры, определён ущерб (даже если ущерб в том самом размере, о котором вы говорите), основная задача - восстановить экономическую составляющую, потому что это преступление в сфере экономической деятельности, это преступление против собственности. Мы лицо определили, мы понимаем, что это преступник, мы понимаем, что это лицо виновное, но мы его освобождаем от уголовной ответственности, если собственнику ущерб возмещён, то есть здесь, я считаю, цели уголовного наказания, о которых мы говорим, в полной мере реализуются. Лицо установлено, ущерб возмещён, тем не менее мы, так сказать, сохранили этого человека, он не попал в ту среду, из которой далеко не всегда люди выходят исправленными, надо смотреть правде в глаза. Люди там могут терять не только годы или месяцы свободы, но и здоровье - это тоже надо иметь в виду, а этого мы в целях уголовного наказания, как вы понимаете, не предусматриваем, поэтому такие риски мы стараемся преодолеть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. У меня тоже к Гарри Владимировичу вопрос. Гарри Владимирович, данная инициатива отличная, это значит, что законодательство становится всё гуманнее, но не получится ли так, что богатые смогут уже официально откупиться, а бедные всё равно вынуждены будут отбывать наказание? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, обратите внимание на то, что здесь речь идёт о следующем. Упрощённо скажу так: ты возвращаешь то, что украл. Вопрос не в том, беден ты или богат в стартовой позиции, вопрос вот в чём: каким бы ты ни был, обеспеченным или малообеспеченным, сколько украл - столько вернул. Если ты это сделал, государство уголовно-правовых претензий к тебе не имеет, но обращаю внимание - напомню ещё раз слова президента, - что подобного рода дела надо переводить либо в арбитражную, либо в административно-правовую практику. Таким образом, негативные правовые последствия для этих лиц будут, но они уже не будут носить уголовно-правового характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, а не создаём ли мы дополнительное искушение для следователей, которые вправе переквалифицировать действия с одной части статьи на другую и увеличить размер "отпускных"? Кроме того, вы слышали, мы совсем недавно рассматривали вопрос о дольщиках. Несмотря на принимаемые меры, количество обманутых дольщиков растёт и искусственно занижается через невключение в реестр. И далее. Что-то логика гуманизации не просматривается: за второй репост - посадка, а в случае колоссального нанесения вреда - либерализация, просматривается чисто классовая суть: "денежный мешок" неподсуден. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, думаю, что ваши оценки не очень корректны, я могу это отнести только к вашей глубокой заинтересованности в справедливости и к отсутствию классовой борьбы, но, мне кажется, это всё-таки не совсем в логике и идеологии той партии, которую вы представляете. Говоря о гуманизации уголовного права и об уголовно-правовой политике вообще, мы исходим всё-таки из того, что гуманизация - это не тотальный вектор. Мы должны чётко определять, какие общественно опасные деяния и преступления являются наиболее опасными, а какие - менее опасными, поэтому, как вы справедливо сказали, по отдельным видам правонарушений мы ужесточаем санкции, в частности в отношении преступлений террористической или экстремистской направленности. Публицистические оценки, которые вы используете, конечно, не вполне корректны, и вряд ли их можно считать серьёзными доводами. Повторю, государство исходит из степени общественной опасности тех или иных деяний. Вы помните, какова была общественная опасность в определённый период, когда за подобранные на поле колоски была довольно серьёзная уголовная ответственность в тяжёлые времена, а сейчас, как вы понимаете, слава богу, это не влечёт за собой уголовной ответственности. Здесь абсолютно нормальная практика, и я не видел бы в этом какую-то классовую или социальную рознь, которую, на ваш взгляд, мы вносим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хочу сказать Гарри Владимировичу огромное спасибо за представленный законопроект. Многие даже не представляют, как трудно сегодня работать на местах руководителям: за всё, извините, уголовная ответственность. А если какие-то небольшие нарушения? Конечно, надо наказывать, административная ответственность остаётся. Меня интересует такой вопрос: а кто будет определять виновность? Может, ко второму чтению можно было бы подготовить конкретный список тех людей, которые... Или список проступков, которые нужно наказывать именно таким образом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видимо, вопрос вам, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Наталья Дмитриевна, прежде всего спасибо не мне, а президенту: всё-таки субъект права законодательной инициативы - глава государства, и здесь я представляю позицию Путина Владимира Владимировича. Что касается "конкретного списка людей" - я цитирую, Наталья Дмитриевна, - это, конечно, сложновато сделать. Я понимаю, что вы имели в виду органы и должностных лиц, которые расследуют соответствующие дела, но здесь всё абсолютно понятно, мы в этом плане уголовно-процессуальное законодательство не трогаем, все те, кто сейчас имеет право на возбуждение и расследование уголовных дел в сфере предпринимательства, все те органы и должностные лица остаются. Так что здесь новизны никакой нет, всё в этом плане стабильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, вы уже в принципе ответили, но всё-таки такой вопрос. Вы сказали: не пойман - не вор, но нас всегда учили, что вор должен сидеть в тюрьме. Что, украл, вернул украденное, пусть это будет преступление небольшой тяжести, - и продолжай дальше воровать? Как вы считаете, не усугубит ли это ситуацию? Пусть небольшой тяжести, но всё равно это преступление, это преступник, даже если ещё решения суда не было. Каково ваше мнение по поводу принятия такого решения? Мне кажется, это ещё больше может усугубить ситуацию. МИНХ Г. В. Ну, я уже говорил, и Павел Владимирович такую же точку зрения высказывал в качестве позиции комитета, что ситуацию мы всё-таки расцениваем как положительную, абсолютно и безусловно положительную. И вор должен сидеть в тюрьме, но вор - это тот, кто соответствующим компетентным органом, то есть судом, признан таковым. При этом если мы опять же исходим из логики, что существует презумпция невиновности, то я повторю вот этот тезис: до тех пор пока не определено лицо, которое причинило тот или иной вред, ущерб материальный, и говорить не о ком. А реальный ущерб существует, и наша задача - с помощью подобных мер постараться этот ущерб возместить, но при этом не разрушать бизнес, не разрушать семьи, не подрывать здоровье людей. Мне кажется, это абсолютно, ещё раз повторю, справедливо и соразмерно, потому что главная задача... Вы просто поставьте себя на место тех людей, которым, например, не выплатили зарплату или совершили какие-то мошеннические действия в отношении их, так что они потеряли достаточно крупную сумму, допустим 100 тысяч рублей. Что для вас будет главное - чтобы этот человек сидел в тюрьме или чтобы этот человек вернул вам деньги? Для меня, безусловно, второй вариант предпочтителен, потому что, если он будет привлечён к уголовной ответственности в виде реального лишения свободы или будет содержаться на предварительном следствии под стражей, вы понимаете, какова технология возмещения ущерба: он будет зарабатывать не очень большие деньги, и вы будете постепенно, ежемесячно получать копейки (если у него нет другого имущества, на которое можно обратить взыскание); если этот человек доживёт и выйдет на свободу, то и дальше вы будете получать небольшие суммы, только через несколько лет вам возместят ущерб, а тут и инфляция, и другие какие-то события... Я думаю, что это абсолютно нелогично, принцип "око за око, зуб за зуб" - это всё-таки принцип более древних цивилизаций, а мы современное государство, поэтому нам надо от этого отходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. Включите микрофон. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Павел Владимирович, у меня такой вопрос. История с данным проектом напоминает шараханье из стороны в сторону: мы то усиливаем ответственность, то ослабляем, то вообще снимаем ответственность за совершённое преступление. Тут уже поднимался вопрос о неотвратимости наказания. Все предлагаемые вами статьи характеризуются наличием прямого умысла, здесь речь не идёт о какой-либо неосторожности, тут только прямой умысел, а мы освобождаем от ответственности, забывая о том... Как Гарри Владимирович предлагал - не сажать. Есть такая форма уголовной ответственности, смею вам напомнить, как судебный штраф, - никакого лишения свободы, никаких проблем с детьми, никакого давления на бизнес. Украл - вернул и заплатил за это штраф, судебный штраф, который и является уголовной ответственностью... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Альбертович, у нас минута даётся на то, чтобы задать вопрос. Вы у нас новый депутат, поэтому просьба: сформулируйте вопрос Павлу Владимировичу. Десять секунд ещё. КУЗЬМИН А. А. Почему мы их освобождаем, почему за умышленное преступление освобождаем от ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. Я просто, Андрей Альбертович, хочу сказать, что мы их не просто так освобождаем, критерии будут указаны в законе, и в проекте об этом чётко говорится. Более того, хочу обратить внимание на то, что это составы нетяжкие, небольшой тяжести, эти лица не представляют общественной опасности, они могут жить в семье, они могут работать. Более того, они возмещают ущерб, причём в законе говорится, что не только государству или муниципальному образованию, это может быть юридическое лицо, это может быть гражданин, то есть возмещают всем. Что касается штрафов, я с вами полностью согласен. В Уголовном кодексе, особенно что касается экономических норм, штрафы наряду с возмещением ущерба должны применяться гораздо чаще, и штрафы должны быть очень большие, я с вами согласен. Ну и, пользуясь возможностью, я хотел бы сказать Денису Андреевичу (он, к сожалению, ушёл), что, в отличие от Конституции 36-го года... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАШЕНИННИКОВ П. В. Кто здесь? Я говорю про Дениса Андреевича. (Оживление в зале.) Понимаете, он сравнивал Конституцию 36-го года и Конституцию 93-го года. В Конституции 93-го года установлена презумпция невиновности, совершенно чётко об этом говорится; также в Конституции 93-го года говорится о том, что виновность определяется исключительно судом, а не какими-то другими учреждениями. Мы с вами, кстати, только что избавились от подведомственности, оставили только подсудность - подведомственность ушла в историю на прошлой неделе, когда президент подписал поправки в процессуальное законодательство. Ну и я хочу сказать, что по Конституции 36-го года состав преступления правоохранительные органы вполне могли расширять по своему усмотрению; более того, принимавшаяся уголовная норма, которая ухудшала положение граждан, могла иметь обратную силу. Вот вам, пожалуйста, сравнение двух конституций. Коллеги, ещё раз хочу предложить поддержать данный законопроект в первом чтении. Он оздоровит ситуацию в бизнесе, уверен на сто процентов, и избиратели вам только спасибо скажут! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я кратко, буквально несколько слов скажу. Разгорелась дискуссия по поводу того, что вор должен сидеть в тюрьме, мол, как же так, люди будут выходить, не будут нести ответственность и так далее. Но по преступлениям небольшой тяжести у нас суды, как правило, назначают условное наказание, очень редко кто-то получает наказание в виде реального лишения свободы. И вообще, когда человек получает судимость, это пятно на всю оставшуюся жизнь, ему потом сложно работать, тем более в сфере предпринимательской деятельности. Я этот законопроект поддерживаю и считаю, что он абсолютно правильный и верный. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николаев Олег Алексеевич. Олег Алексеевич, от фракции? Три минуты поставьте, пожалуйста. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", несомненно, будет поддерживать данный законопроект. Самое главное, на наш взгляд, в том, что законопроект реально направлен на улучшение делового климата в стране, а это, несомненно, является главным, фундаментальным основанием для реализации главной задачи, изложенной в послании президента, - задачи ускоренного экономического роста для решения всех остальных задач. Я хочу обратить ваше внимание - много было дискуссий во время ответов на вопросы, - что за последние годы много уголовных дел, тысячи уголовных дел были возбуждены в отношении предпринимателей, и в основном по независящим от них обстоятельствам. Зачастую это было связано с тем, что резко изменилась экономическая ситуация. Помните, в 2014 году была резкая девальвация, и тогда резко изменились условия большого количества контрактов, которые имели валютную составляющую. Предприниматели, можно так сказать, разными способами выходили из ситуации, выправляли ситуацию, чтобы достигать поставленных целей. А поставленные цели - это выполнить задачу развития бизнеса, обеспечить людям возможность трудиться и, соответственно, сделать вклад в развитие экономики нашей страны. Президент даёт чёткий сигнал, президент говорит о том, что нельзя в рамках уголовного преследования допускать, чтобы предпринимательская деятельность, осуществляемая на законных основаниях, прекратилась из-за того, что было совершено некое нарушение. Я хотел бы обратить внимание ещё на один факт: данным законом мы освободим от уголовной ответственности тех, кто возместил ущерб - гражданину, организации либо государству, - но при этом очень важно иметь в виду, что большое количество предпринимателей подпало под уголовное преследование, получив государственную поддержку в той или иной форме. Уважаемый Гарри Владимирович, может быть, вам, нам вместе надо это посмотреть?.. Когда предприниматель получает государственную поддержку в виде субсидий либо в иной форме, ведь главное - обеспечить выполнение задачи, на которое и была получена субсидия, поддержка. Зачастую получается, что задача решена, проект реализован, люди работают, но якобы из-за нецелевых каких-то факторов возбуждаются уголовные дела и предприниматели страдают. На наш взгляд, данный закон позволит в том числе изменить и в этом направлении ситуацию, поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ещё раз говорит о том, что будет его поддерживать, и призывает всех остальных за нами последовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. От фракции, Сергей Владимирович? Три минуты поставьте, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Гарри Владимирович! Почему такая дискуссия разгорелась? Поставленные цели и методы их достижения явно входят в диссонанс. Ну вот сами подумайте, в пояснительной записке написано, что "проект федерального закона направлен на дальнейшее формирование благоприятного делового климата в стране, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности", и для этого предлагается не сажать мошенников по всяким разным статьям, вот по тем, которые перечислены, - ну где здесь логика, уважаемые коллеги?! Гарри Владимирович говорит, что наша задача не в том, чтобы человек сидел, а в том, чтобы человек возместил ущерб, - извините, я не согласен. Если мы всех преступников будем ловить, штрафовать на 100 рублей и отпускать, что получится? Наша задача, чтобы подобных преступлений не было вообще! Вы, уважаемый Гарри Владимирович, говорите, что не пойман - не вор, но я с вами не согласен: это вор, только непойманный, но это уже проблема правоохранительных органов. Сейчас, коллеги, сплошь и рядом распространилась такая напасть, когда так называемые предприниматели - так называемые! - ходят и облапошивают пожилых людей, предлагая разные лекарства, которые якобы вернут им молодость, поправят здоровье и так далее. И вот этих людей предлагается освобождать от уголовной ответственности, потому что это причинение имущественного вреда путём обмана или злоупотребление доверием. Но ведь огромное количество людей попадает в лапы таких мошенников! Что это такое, коллеги?.. Я, честно говоря, не понимаю... Где вообще вы видели, чтобы это способствовало улучшению делового климата в стране? Где здесь деловой климат и всё остальное?.. Поэтому действительно так много вопросов. Будет ли это способствовать развитию предпринимательской деятельности или это, наоборот, будет способствовать тому, что люди будут просто-напросто откупаться, как правильно сказал наш коллега? Не важно, какой ущерб ты нанёс, - если не поймали и есть возможность насобирать деньги, можно откупиться и дальше продолжать. И ещё было правильное замечание, что это всё умышленные действия и дело не в том, что, например, в случае с невыплатой зарплаты просто контрагент задолжал (тут, кстати, я согласен) и так далее. Ещё раз говорю: мы не звери, мы не собираемся людей просто так сажать. Один мой коллега правильно сказал: если бы государство лишало только свободы - это одно, но, сажая, отправляя в места не столь отдалённые, оно лишает ещё и здоровья. Но это опять же из другой оперы - тут уже сотрудники правоохранительных органов и пенитенциарной системы должны следить за тем, чтобы человек, попав туда за незначительное преступление, не возвращался оттуда калекой. А вот в том, что данный закон приведёт к улучшению делового климата, я очень сильно сомневаюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грибов Александр Сергеевич. Выступление от фракции - поставьте семь минут. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы заострить внимание на том, что сказал Павел Владимирович Крашенинников, представляя позицию комитета по данному законопроекту. Этот законопроект ведь не про какие-то конкретные статьи, этот законопроект про уголовно-правовую политику, уголовно-правовую позицию государства по таким важным вопросам, как экономическая деятельность и преступления, которые совершаются в сфере экономической, предпринимательской деятельности. Здесь прозвучало много позиций по поводу того, что эти поправки носят, может быть, ситуативный характер, приводились какие-то конкретные примеры. Я процитирую Владимира Владимировича Путина, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2015 год, он говорил о том, что только 15 процентов уголовных дел по экономическим преступлениям в нашей стране заканчиваются приговорами, при этом абсолютное большинство, 83 процента, предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес, то есть их попрессовали, обобрали и отпустили. Это было сказано в 2015 году, три года назад. Тогда были даны поручения Федеральному Собранию, правительству, Верховный Суд занимался обобщением практики и рекомендациями регионам, порождающим те дела, которые мы как раз и обсуждаем вместе со средствами массовой информации, - какие-то точечные примеры, когда прессуют предпринимателей. Тогда возникла и практика судебных штрафов, о которых говорили до меня коллеги. Работают сегодня под чётким и внимательным, пристальным контролем Генеральной прокуратуры статьи, которые наказывают недобросовестных чиновников и представителей правоохранительных органов за необоснованное преследование бизнеса и незаконное возбуждение уголовных дел. Но гражданское общество, которое сегодня со стороны бизнеса активно представлено и имеет свой голос - его голос звучит от Торгово-промышленной палаты, от "Деловой России" и даже от Федеральной палаты адвокатов, заявившей свою позицию по этому вопросу, - говорит о том, что, к сожалению, тенденцию пока переломить не удалось, по-прежнему возбуждается большое количество уголовных дел. А что за этим стоит? Много было сказано о деловом климате. Но давайте посмотрим: каждый предприниматель - это работодатель, он предоставляет рабочие места, это значит, что люди могут лишиться заработной платы, социального пакета, а бюджет - налогов. И вопрос репутации: когда в СМИ появляется информация о том, что в отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело, страдает в том числе инвестиционная привлекательность конкретного города или конкретного региона. Приводили в пример ситуацию с зарплатами. Что важнее: чтобы человек, который частично не выплатил заработную плату, нанимал дорогих адвокатов и строил линию защиты или чтобы он изыскивал денежные средства, где-то перекредитовывался для погашения долгов по заработной плате? Давайте встанем на позицию пострадавших людей: конечно, важнее выплатить заработную плату. И это тот путь, который сегодня предлагает президент. Если мы посмотрим в глубь изменяемой статьи Общей части Уголовного кодекса, на те статьи, по которым будет возможен этот порядок, то увидим, что там не самые страшные преступления, степень их общественной опасности не такая, чтобы людей за решётку отправлять. И Гарри Владимирович подчеркнул, что важная задача - это восстановление социальной справедливости, коллеги, именно в этом суть данных поправок. Если ты совершил это в первый раз и возместил ущерб, удовлетворил претензии человека, то справедливость для пострадавшей стороны, чьи права были нарушены, восторжествовала. Коллеги, безусловно, это комплексная работа, и началась она не вчера. К сожалению, надо констатировать, что мы законодательными мерами вынуждены корректировать и правоприменительную практику, я надеюсь, что это будет сделано, потому что сигнал даёт президент, а перегибов на местах по-прежнему достаточно, они в большом количестве. Давайте посмотрим и на изменения уголовно-процессуального законодательства. Часто мы видим, как в момент возбуждения дела или проведения оперативных мероприятий изымаются компьютеры, флешки, носители, после этого бизнес парализован, после этого фирма, по сути... Повторю слова из послания 2015 года: 83 процента предпринимателей тогда теряют бизнес, всё. Огромное количество людей, которые у них работали, остаются без работы. Поэтому то, что президент говорит: нельзя изымать компьютеры и парализовывать работу предприятий, - мы считаем принципиальной позицией. Коллеги, это важный законопроект, он не столько про либерализацию или гуманизацию уголовного законодательства, сколько про людей - чтобы люди не становились заложниками ситуации. Нельзя, чтобы в сфере бизнеса при невыплате заработной платы, в других случаях, по которым сегодня предлагается ввести этот порядок, люди страдали, ведь все понимают, что бизнес - это и в Гражданском кодексе написано - сопряжён с риском. Нельзя делать людей заложниками риска, который может возникнуть при ведении предпринимательской деятельности, надо дать возможность возместить ущерб, сделать так, чтобы, если человек совершил ошибку, он мог нанесённый ущерб возместить и избежать уголовной ответственности, опять же чтобы не пострадали люди, которые работают в предпринимательской и экономической среде. Коллеги, законопроект важный, мы будем его поддерживать. Как уже сегодня говорили с этой трибуны, о нём просило гражданское общество, просили избиратели. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович от фракции. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, заканчивая своё выступление, Павел Владимирович отметил, что избиратели нам скажут спасибо за данный закон. Да, избиратели все разные, видимо найдутся и те, кто действительно скажет спасибо. Мы прекрасно представляем, что сейчас у бизнес-сообщества, у тех организаций, которые назывались в качестве инициаторов либо горячо поддержавших данный законопроект, гораздо больше возможностей для лоббирования своих интересов, чем у простых граждан. Давайте будем исходить из логики уголовного законодательства. Какова его задача? Безусловно, профилактика, предупреждение преступлений. В соответствии с этой логикой наша задача состоит в том, чтобы люди меньше воровали, а внесённый законопроект, к сожалению, не целиком эту задачу выполняет, у него задача другая - воруйте столько же, но привлекать к уголовной ответственности будем меньше. Мы не против того, чтобы меньше сажали, и часть положений, которые представлены в этом законопроекте, безусловно, нами поддерживается. Это касается и необязательности помещения в СИЗО при обвинении по некоторым статьям, и невыплаты заработной платы - очень широко применяемая сегодня статья, иногда действительно выплатить заработную плату важнее, - и необоснованного изъятия электронных носителей информации, что может парализовать работу бизнеса (безусловно, это так). Но если мы вдумаемся и проанализируем ситуацию, то здесь далеко не самые безобидные составы. Я не зря спрашивал Гарри Владимировича про часть седьмую статьи 159, по которой сейчас можно получить до десяти лет. Она касается деяний, совершённых в особо крупном размере, то есть больше 12 миллионов украли, по большому счёту, и сейчас в Уголовном кодексе за это предусматривается лишение свободы на срок до десяти лет. Сами понимаете, что это далеко не лёгкое преступление - это, безусловно, умышленное деяние, которое наносит огромный вред в том числе и общественным интересам, а мы сегодня говорим: ничего страшного, если попался и заплатил 12-15 миллионов, то можешь быть освобождён от уголовной ответственности. Безусловно, такой вариант не приветствуется нами. Если человек совершил преступление, даже при возмещении соответствующих, скажем так, прямых расходов или потерь контрагента это не должно быть для него своеобразной индульгенцией. Есть механизм назначения штрафа, про него сегодня уже говорили. Привлекли человека к уголовной ответственности - не надо его сажать, отправлять в колонию, гробить там его здоровье, но если он совершил преступление, то несмотря на то, что он возместил ущерб, который причинил, всё равно он должен быть подвергнут уголовному преследованию, пусть не в строгой форме - он должен заплатить штраф. Я напомню, что над уголовными делами работают следователи, которые едят государственный хлеб, проводят экспертизы, тратят бюджетные средства, и вот, собрав кучу доказательств - вы знаете, что такое уголовное дело, - следователь приходит в суд, а ему говорят: извините, ваш клиент всё заплатил. И вся многомесячная, иногда многолетняя работа коту под хвост, все государственные деньги, затраты, извините, тоже никто никогда не вернёт, а человек может выйти на свободу не то что с чистой совестью, а даже без всякого уголовного преследования, без всякой записи, отметки о том, что он преступник. Мы, фракция КПРФ, поддерживаем многое из того, что предлагается в законопроекте и направлено на гуманизацию законодательства, безусловно, приветствуем гуманизацию законодательства и считаем, что в некоторых статьях сейчас установлена незаслуженно жёсткая ответственность. Мы имеем в виду 282-ю статью, которую сейчас пытаются корректировать, статью, связанную с привлечением к уголовной ответственности за неправильное проведение публичных мероприятий или за нарушения при проведении публичных мероприятий, когда на третий раз можно подвергнуться уголовному преследованию. И безусловно, когда мы ставим на чаши весов второй репост и украденные 12 миллионов рублей, то, естественно ни о какой соразмерности говорить не приходится. Фракция КПРФ не будет поддерживать принятие данного законопроекта в первом чтении. Мы предложим поправки, которые позволят реализовать то, о чём я говорил: чтобы человек, который совершил преступление, понёс заслуженное наказание, не связанное с лишением свободы, с применением каких-то сверхмер, но он должен почувствовать тяжесть наказания, и это должно стать уроком для всех остальных, должно показать, что совершать подобные действия, мягко говоря, не рекомендуется, что за это установлена ответственность, придётся вернуть деньги и заплатить штраф, а самое главное - навсегда останется отметка, что человек был привлечён к уголовной ответственности, даже если он не сел, не испытал на своей шкуре, скажем так, всех прелестей нашей пенитенциарной системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, пожалуйста, заключительное слово. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, большое спасибо за живую дискуссию, но, к сожалению, очень часто избыток энтузиазма приводит к не очень хорошему результату. Уважаемые коллеги, когда сейчас Иванов Сергей Владимирович приводил пример, как недобросовестные граждане пытаются обмануть пожилых людей, предлагая им какие-то лекарства, он изложил своё понимание того, что такое мошенничество. У меня простой встречный вопрос: а какое отношение это имеет к той законодательной инициативе, которую внёс президент? Ответ очень простой: никакого. Почему? Да потому, что применительно к мошенничеству речь идёт о частях пятой - седьмой статьи 159, а в частях шестой и седьмой - о совершённых в крупном и особо крупном размере деяниях, предусмотренных частью пятой, то есть о мошенничестве, связанном с намеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Какое отношение к этому имеют бабушки и дедушки? Повторяю, Сергей Владимирович, при всём уважении к вам, никакого, так что это выстрел в никуда. И он, скорее, против позиции, которую высказал наш коллега Иванов. Следующее, упование на штрафы. Вроде мы с вами не сторонники мер так называемого кровавого законодательства - это в Средневековье, например, в Англии за небольшую кражу карали публичным повешением на площади, и общеизвестно, что в тот момент, когда шёл процесс публичного приведения в исполнение этих приговоров, на площади вовсю орудовали карманники, так что никакого профилактического и иного воздействия эти меры не имели. Почему? Да потому, что надо решать проблему, применяя экономическую базу. Если экономика преступления станет бессмысленной, тогда мы получим результат от применения мер, в том числе и профилактического характера. Подумайте об этом, а то ведь есть такая шутка печальная: человек думает о том, какую совершить ошибку, чтобы потом, после выхода на свободу, ему было не жалко, что он её совершил. Если человек выйдет на свободу через три, пять, даже десять лет, но у него в заначке где-то лежит невозвращённая большая сумма похищенного, то какие меры, какая профилактика?.. Это всё некая наивность и такая, я бы сказал, детская болезнь левизны. Штраф, хочу вам напомнить, идёт в казну, а не потерпевшему. Потерпевший будет получать жалкие копейки от официального дохода осуждённого, он в конце концов получит возмещение ущерба, но может и не дожить до светлого будущего. Уважаемые коллеги, давайте обсуждать всё-таки более осмысленно и менее эмоционально. Напоминаю, мы с вами работаем, исполняем обязанности на профессиональной основе, и заработную плату получают не только следователи, прокуроры и судьи, но и депутатский корпус. Спасибо за внимание и ещё раз прошу вас поддержать президентскую инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Владимирович, будете выступать? Депутату Крашенинникову включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Два слова. Коллеги, те нормы, в которые вносятся изменения, сами, так сказать, порождают коррупционное искушение и дают возможность совершать другие преступления. Мы с вами что, не знаем, что довольно часто происходит вмешательство правоохранительных органов в то, что называют исполнением хозяйственных договоров? Выполняется нормальный гражданско-правовой договор, допустим поставка определённого товара или строительный подряд, что-то происходит, какой-то сбой - легче найти виновных через мошенничество, арестовать имущество, арестовать людей и так далее. Может быть, цель совершенно другая, да зачастую она и есть другая - недобросовестная конкуренция, и все эти нормы применяются. Конечно, в данном случае мы спасаем, во-первых, этих людей, про которых говорим, во-вторых, мы спасаем часть сотрудников правоохранительных органов, которые ещё не стали недобросовестными, поэтому также колоссальное превентивное значение имеет этот закон, и я предлагаю перед голосованием об этом подумать. Ну и также призываю всё-таки проголосовать за данный законопроект в первом чтении, ко второму чтению будем рассматривать поправки. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 40 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.