Заседание № 238

02.10.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 593402-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о снятии запрета на поступление на службу в некоторые федеральные органы исполнительной власти лица в случае прекращения в отношении него уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием по уголовным делам частного обвинения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2886 по 3153 из 4925
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской      
Федерации Михаил Владимирович Белоусов.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Владимирович.                                                
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В., сенатор Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Необходимость в подготовке         
законопроекта возникла после прохождения аналогичной законодательной            
инициативы, принятой во исполнение решения Конституционного Суда Российской     
Федерации в начале этого года. Так, Конституционный Суд признал закон "О        
службе в органах принудительного исполнения..." не соответствующим              
Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он устанавливает           
безусловный и бессрочный запрет поступления на службу в Федеральную службу      
судебных приставов России для лиц, уголовное преследование которых по делам     
частного обвинения было прекращено в связи с деятельным раскаянием.             
Конституционный Суд в своём постановлении сравнил фактор, который необходим     
для прекращения уголовного дела частного обвинения, в связи с деятельным        
раскаянием, и пришёл к выводу, что, безусловно, ограничения при поступлении     
на службу в ФССП лица в случае прекращения в отношении него уголовного          
преследования в связи с деятельным раскаянием свидетельствуют о                 
несоразмерности ограничения права гражданина поступить на службу и о            
нарушении принципов равенства и справедливости, в то время как прекращение      
уголовного дела частного обвинения в связи с примирением сторон не менее чем    
за три года до дня поступления на службу, а равно и освобождение от уголовной   
ответственности в связи с возмещением ущерба или с назначением судебного        
штрафа не являются препятствием для поступления на службу. Во исполнение        
указанного решения в начале этого года был принят закон, который                
предусматривает возможность поступления на службу в Федеральную службу          
судебных приставов России лица в случае прекращения в отношении него            
уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием по уголовным делам     
частного обвинения, прекращённым не менее чем за три года до дня поступления    
на службу в органы принудительного исполнения. Вместе с тем закон о службе в    
ФССП построен по типовой модели и имеет схожие запреты и ограничения для всех   
подвидов правоохранительной службы - в МВД, МЧС и ФСИН. Более того, общий для   
всех закон "О системе государственной службы..." закрепил такие принципы        
построения и функционирования системы госслужбы, как равный доступ граждан к    
государственной службе, а также единство правовых и организационных основ       
государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого      
подхода к организации государственной службы. В этой связи и в целях            
исключения правовой неопределённости и дополнительного обращения в              
Конституционный Суд по схожим основаниям предлагается внести аналогичные        
изменения в ряд федеральных законов, которые регламентируют отдельные виды      
правоохранительной службы.                                                      
                                                                                
Принятие закона не потребует финансовых расходов и признания утратившими силу   
нормативных правовых актов.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.                                            
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Михаил Владимирович          
Белоусов подробно рассказал суть законопроекта. Имеется постановление           
Конституционного Суда от 11 июля 2023 года, в котором запрет на принятие на     
государственную службу признан неконституционным. Есть закон, в который         
внесены изменения, - это закон о государственной службе в органах               
принудительного исполнения, в котором решение Конституционного Суда             
реализовано. Но в то же время такой запрет сохраняется в законе о службе в      
органах внутренних дел, в законе о службе в ФСИН и в законе о службе в          
противопожарной службе, о чём говорил докладчик, то есть есть необходимость     
внести изменения и в эти законы тоже.                                           
                                                                                
С учётом того что законопроект направлен на соблюдение принципа единства        
правовых организационных основ государственной службы, Комитет по               
безопасности и противодействию коррупции законопроект поддержал и рекомендует   
принять его в первом чтении. Есть замечания правительства                       
юридико-технического характера, они направлены на уточнение терминологии, их    
возможно учесть ко второму чтению.                                              
                                                                                
Прошу проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Михаилу Владимировичу вопрос.                                                   
                                                                                
Как известно, дьявол кроется в деталях, такой деталью этого законопроекта       
является, во всяком случае для меня, формулировка "деятельное раскаяние".       
Напомните, пожалуйста, что является деятельным раскаянием? Такое чёткое         
определение, вот чтобы затем при рассмотрении каких-то других обращений - не    
тех, кого уволили из различных органов, а тех, допустим, кто пострадал от       
действий этих нарушителей закона и кто хотел бы тоже в суде воспрепятствовать   
возвращению... Так вот, деятельное раскаяние - это такая важная деталь,         
давайте её определим, ну, пока на словах, а потом, может быть, в законе.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В. Определять особенно нечего, потому что определение дано в        
законе: "Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней           
тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после        
совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало          
раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным         
образом загладило вред, причинённый этим преступлением, и вследствие            
деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным". Так гласит закон,    
по-моему, здесь ясно.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Михаил Владимирович, понятно, решение Конституционного Суда в         
отношении одной из структур было принято, и в связи с этим вносятся             
изменения. Но там было решение по конкретному делу и в отношении конкретной,    
так сказать, структуры, а вы распространили это решение ещё на две силовых      
структуры - но почему такой избирательный подход? Почему, так сказать,          
оставшиеся силовые структуры, допустим, ФСБ, прокуратура, не знаю, Росгвардия   
не попали в этот перечень? Что, права этих служащих не нарушаются, если вот     
такая ситуация возникает?                                                       
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В. Дело в том, что закон о службе в Федеральной службе судебных     
приставов построен по типовой модели и имеет одинаковые параметры и             
ограничения со всеми подвидами правоохранительной службы, а именно со службой   
в МВД, МЧС и ФСИН. Они построены, ну, как под кальку и так далее, поэтому я     
думаю, что вполне справедливо говорить пока только об этом.                     
                                                                                
Что касается других правоохранительных и отвечающих за безопасность страны      
органов - там это определяется несколько другими параметрами.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Законопроектом исключается запрет из всех тех законов, в которых   
этот запрет содержится.                                                         
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В. Абсолютно верно.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Глубокоуважаемый Михаил Владимирович, вы исчерпывающе раскрыли суть вопроса с   
формальной точки зрения, но скажите, пожалуйста, как автор законопроекта, с     
содержательной точки зрения: для чего конкретно Министерству внутренних дел,    
если следовать законопроекту, нужны клеветники, пусть даже и раскаявшиеся?      
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе, есть ли оценки, сколько таких клеветников предполагается принять на   
службу в органы внутренних дел?                                                 
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В. Наверное, речь идёт именно о восстановлении справедливости и о   
том, что Конституционный Суд признал неправильным.                              
                                                                                
Что касается возможных последствий и так далее, я думаю, что частично           
кадровый голод, или нехватка сотрудников, в этих учреждениях может быть         
восполнен на незначащих или соответствующих должностях за счёт работы вот с     
этим небольшим контингентом лиц.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Вообще, речь идёт о трёх составах преступлений, дела по которым    
возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и прекращаются по примирению   
сторон, в этих делах нет интереса государства, это дела частного обвинения. А   
после прекращения преследования по этим составам мы получаем ситуацию, когда    
суд не признал человека виновным, то есть вообще нет основания для наложения    
этого запрета. Именно по такой логике принимал решение Конституционный Суд, а   
не в связи с недостатком кадров или другими основаниями.                        
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" не будет поддерживать представленный          
законопроект, потому что на сегодняшний день мы в принципе несогласны вот с     
той формулировкой, с тем определением деятельного раскаяния, которое было       
представлено автором законопроекта. Вот посмотрите, какие есть примеры          
настоящего деятельного раскаяния за совершённые преступления, - это контракт    
о прохождении службы в армии России в рамках СВО. Вот это и есть деятельное     
раскаяние!..                                                                    
                                                                                
К сожалению, не слушает автор меня, ну, потом, наверное, всё-таки посмотрит     
видео. Я прошу прощения, уважаемые коллеги, обратите внимание.                  
                                                                                
Так вот, давайте с учётом сегодняшней обстановки, с учётом надвигающихся, не    
знаю, других конфликтов, войн, третьей мировой, террористической больше         
думать не об интересах преступников, пусть и раскаявшихся, пусть и              
извинившихся, пусть и компенсировавших ущерб жертвам преступлений... Ну ещё     
бы!.. Вот это меня тоже, знаете, как-то, ну, не возмущает, но я с этим не       
согласен: мол, он компенсировал ущерб - он это должен сделать по решению        
суда, это не сверх того, что требует суд. То есть, если человек выполнил        
требования суда, значит, всё, он ни в чём не виноват, его можно вернуть на      
государственную службу - почему такое отношение к этим "деятелям"? У нас что,   
мало проблем, в том числе и в этих службах? Я уж не говорю про МВД, ФСИН и      
так далее. Посмотрите, сколько там оборотней и различного рода преступников!    
Нет, вот по обращению одного из них Конституционный Суд принял решение, а       
сенаторы решили распространить его на всех остальных.                           
                                                                                
Давайте побольше думать о других людях - о героях, об учителях, врачах, а не    
о преступниках, которые опять захотели работать на тех же самых должностях.     
Пусть едут на СВО, пусть едут, как вариант, работать на территориях новых       
наших регионов - вот это может походить на деятельное раскаяние, - а не         
возвращаются на своё тёпленькое место к своим дружкам, которые, возможно,       
тоже заинтересованы, чтобы именно он вернулся, а не новый человек работал в     
их коллективе.                                                                  
                                                                                
Не будем поддерживать.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово? Есть необходимость?                                                      
                                                                                
БЕЛОУСОВ М. В. С Олегом Анатольевичем можно соглашаться, только когда речь      
идёт о преступниках. Мы сейчас ведём речь о тех, кого суд не признал            
преступником. Здесь совершенно разные подходы, и мы говорим, по-моему,          
несколько о разных вещах. Я не знаю, что Олег Анатольевич собирается там        
говорить... А в принципе мы, ещё раз говорю, ведём речь о восстановлении        
справедливости в отношении их и о выполнении постановления Конституционного     
Суда.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон Валееву, пожалуйста.                                          
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. В связи с тем что автора законопроекта упрекнули в таком вольном   
определении понятия "деятельное раскаяние", вынужден дать справку. Понятие      
деятельного раскаяния уже имеется в действующем уголовном законе - в статье     
75 Уголовного кодекса и статье 28 Уголовно-процессуального кодекса. Этот        
термин не вводится автором законопроекта, используется уже действующий в        
законе.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 10.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.