Заседание № 23
О проекте федерального закона № 593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в целях совершенствования порядка осуществления государственной защиты).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Доклад председателя комитета по безопасности Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, представленный на ваше рассмотрение, принят во втором чтении 20 января этого года. К данному моменту он прошёл правовую, юридико-техническую, лингвостилистическую экспертизы и полностью подготовлен для принятия в третьем, окончательном, чтении. Коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 05 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 21
О проекте федерального закона № 593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в целях совершенствования порядка осуществления государственной защиты; принят в первом чтении 2 декабря 2016 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт. Во втором чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Докладывает Василий Иванович Пискарёв, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный на ваше рассмотрение законопроект принят нами в первом чтении 2 декабря прошлого года с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты... в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты". Напоминаю: законопроектом предлагается распространить законодательство о госзащите на военнослужащих, которые осуществляли контртеррористические и иные специальные операции в защиту интересов государства, а также пресекали действия незаконных вооружённых формирований и организованных преступных групп. Коллеги, к законопроекту поступило двенадцать поправок, все поправки носят юридико-технический и лингвостилистический характер, объединены в одну таблицу и предлагаются Комитетом по безопасности и противодействию коррупции к принятию; поправок, предлагаемых к отклонению, не поступило. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета, проголосовать за таблицу поправок и за принятие законопроекта во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 02 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 12
О проекте федерального закона № 593-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 113, рассмотрение которого запланировано в фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вынесенный на ваше рассмотрение законопроект направлен на повышение эффективности применения федеральных законов "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Все его новеллы разработаны на основе тщательного и всестороннего анализа правоприменительной практики, по результатам этого анализа устраняются выявленные пробелы и конкретизируются важные для обеспечения государственной защиты организационно-правовые вопросы. В частности, предлагается расширить круг лиц, подлежащих госзащите, путём отнесения к ним отдельных категорий военнослужащих органов военной полиции, органов внешней разведки и Вооружённых Сил Российской Федерации; уточняется закреплённый в законе перечень органов, обеспечивающих безопасность таких лиц; более чётко регламентируются основания для отмены государственной защиты, в качестве которых определяется отказ защищаемого лица от заключения договора с органом, осуществляющим меры безопасности, либо нарушение условий договора; устанавливается возможность применения мер безопасности в отношении лица, подлежащего госзащите, если его физическое состояние не позволяет выразить согласие на их применение, но имеются данные о реальной угрозе безопасности такого лица. При сохранении общего правила незамедлительного принятия решения о применении мер госзащиты в случаях, не терпящих отлагательств, либо в течение трёх суток с момента получения заявления о наличии угрозы безопасности предусматривается возможность увеличения при необходимости срока проверки фактов, изложенных в заявлении, до тридцати суток. Предусматривается также обязательное участие в такой проверке органов, осуществляющих меры безопасности. В отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, назначаемых на должность и освобождаемых от неё президентом, правительством, Советом Федерации, Государственной Думой, законодательными органами субъектов Российской Федерации, конкретизируется порядок применения такой меры, как перевод на другую работу. Терминология в законопроекте приводится в соответствие с терминологией федерального законодательства о защите персональных данных. Закрепляется право защищаемого лица на получение психологической помощи, чётко регламентируются процедуры полной и частичной отмены мер безопасности. Предлагаемые законопроектом изменения поддержаны Верховным Судом Российской Федерации, имеются положительные заключения заинтересованных ведомств. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации замечаний не высказало. Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации высказало ряд замечаний уточняющего и юридико-технического характера, которые могут быть устранены ко второму чтению. Реализация законопроекта предполагает внесение корреспондирующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, что будет сделано в виде отдельного законопроекта, который уже внесён. Дополнительные средства федерального бюджета при реализации закона не потребуются. На основании изложенного прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Официальный представитель правительства Зубов Игорь Николаевич подробно доложил о главных положениях представленного на ваше рассмотрение законопроекта. Я хотел бы остановиться на некоторых важных аспектах. Коллеги, в основе законопроекта лежит необходимость обеспечить мерами госзащиты тех, кто принимал участие в спецоперациях по защите интересов государства, тех, кто боролся с преступностью и особенно с её, так сказать, тяжкими формами и видами, но не подпал под действие законов о госзащите, а именно федеральных законов № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Так вот, предлагаемый к рассмотрению законопроект предусматривает возможность распространения законодательства о госзащите и на эту категорию граждан: предлагается обеспечить мерами госзащиты военнослужащих Вооружённых Сил, военнослужащих подразделений внешней разведки, которые принимали участие в контртеррористических и иных специальных мероприятиях по защите интересов государства, а также военнослужащих военной полиции, которые принимали участие в контртеррористической деятельности, а также в деятельности по пресечению действий незаконных вооружённых формирований, вооружённых преступников и организованных преступных групп. Очень важным является положение о возможности незамедлительного применения мер госзащиты в тех случаях, когда в этом есть острая необходимость. Кроме того, законопроект предлагает разработать порядок применения мер госзащиты в отношении лиц, которые в силу своего физического состояния не могут самостоятельно выразить согласие на их применение. Одним словом, законопроект направлен на повышение мер безопасности тех, кто в этом нуждается. Коллеги, законопроект рассмотрен профильным комитетом и полностью поддержан. Принято решение рекомендовать Госдуме также поддержать законопроект и проголосовать за него в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику есть? Есть. Просьба включить режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Игорь Николаевич, у меня вопрос к вам. В первую очередь хочу сказать, что данный законопроект очень актуальный, я сам сталкивался с тем, что мои подчинённые собровцы подвергались различным угрозам и так далее. А вопрос у меня такой: регулирует ли данный законопроект вопросы защиты членов семей военнослужащих и приравненных к ним граждан либо это регулируется другим нормативным правовым актом? ЗУБОВ И. Н. Ответ короткий: да, распространятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Игорь Николаевич, вопрос на уточнение. Под теми, кто в силу физического состояния не может выразить своего согласия, понимаются люди недееспособные, с ограниченной дееспособностью или кто-то другой? ЗУБОВ И. Н. Ну, эта категория чётко определена в законе. У лиц, находящихся в беспомощном состоянии, ограниченных в дееспособности, у тех, кто, как вы правильно говорите, по состоянию своего здоровья, например психологическому состоянию, не может принимать решение, есть законные представители, которые за них принимают решение, либо в нетерпящих отлагательства случаях орган, который будет обеспечивать безопасность, сам принимает такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганиев Фарит Глюсович. ГАНИЕВ Ф. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В связи с чем предусматривается возможность увеличения срока проведения проверки по фактам, изложенным в заявлении, для принятия решения о применении мер безопасности до тридцати суток. Раньше был срок не более трёх суток, зачем нужно тридцать суток? ЗУБОВ И. Н. Спасибо большое за вопрос. Ну, это очень легко объяснить. Порядок сохраняется, и такие меры при необходимости принимаются сразу же, то есть при очевидности угрозы даётся трое суток, о которых вы говорите. Но иногда бывают ситуации, когда в заявлении о применении мер госзащиты нет чёткого обоснования необходимости применения этих мер и требуется проверка самыми различными способами, включая оперативно-розыскные. Этот вопрос в настоящее время не регламентирован, и вот для таких неочевидных случаев предлагается срок проведения проверки до тридцати дней, по завершении которой принимается решение: да или нет. И кстати, это решение может быть обжаловано в установленном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович. Включите микрофон на трибуне. ПИСКАРЁВ В. И. Важно не только определить степень угрозы, но и, самое главное, выявить источник этой угрозы, на что требуется время, и законодатель специально дал возможность разобраться с этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Валееву. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты Государственной Думы, есть законодательные акты, в которых заключена обязательная правовая основа, - к таким актам в полной мере относится этот законопроект. И есть законопроекты, которые имеют очень мощную политическую подоплёку, - несомненно, к этим актам также относится рассматриваемый законопроект. В этом законопроекте прежде всего сконцентрированы политическая воля президента, профессиональный уровень специальных служб и, конечно же, солидарная позиция гражданского общества. Мы должны всегда извлекать уроки из прошлого. Двадцать пять с лишним лет назад свершилась катастрофа планетарного масштаба, по выражению Президента России Владимира Владимировича Путина: мы потеряли великую страну, и во многом потеряли из-за того, что фарисейское поведение политических деятелей, отсутствие подобных законов, которые чётко регулируют и выстраивают правовую систему защиты людей в погонах, не позволили им в полной мере выполнить свой служебный долг, хотя люди в погонах в отличие от политиков готовы были это сделать, потому что понятия служебного долга, защиты суверенитета государства, территориальной целостности, его конституционных основ у них вошли в плоть и кровь. Я приведу конкретный пример, который навеян недавним обсуждением событий в Вильнюсе и принятием соответствующего заявления, косвенно он касается и этого законопроекта. 1991 год, январские события в Вильнюсе. Много было ошибок, но система быстро сделала вывод, и спустя семь месяцев, при разгуле реакции в Прибалтике в августе 1991 года (наша молодёжь об этом мало знает), конституционный строй в республиках советской Прибалтики был полностью восстановлен. Когда я 19 августа доложил об этом председателю комитета товарищу Крючкову - а мне пришлось возглавлять оперативную группу Комитета государственной безопасности, - он не поверил, открыто выразил мне недоверие и только потом, убедившись, поблагодарил за службу, но было уже поздно. Именно рижский ОМОН, которым командовали Чеслав Млынник, Парфёнов, Бондаренко, другие люди и, надо сказать, Рубикс, первый секретарь рижского обкома, всё сделали для того, чтобы бескровно, без единого выстрела вынуть вот это жало в течение двух суток, чтобы советская власть и конституционный строй спустя годы разгула реакции были восстановлены. Мало кто знает об этом, потому что всё это притушёвывается. Все видимые и самые ответственные мероприятия были задокументированы, и соответствующий сотрудник передал эти материалы 20 августа руководству Комитета государственной безопасности, но советские люди эту пронзительную правду о том, что свершилось в республиках советской Прибалтики, не знали и не знают до сих пор. Мне кажется, что рассмотрение подобных законопроектов и таких заявлений, как по Вильнюсу, говорят о том, что мы рано или поздно должны обратить внимание на то, чтобы в псевдодемократических застенках наши люди не томились, потому что мы, и я в том числе, до сих пор находимся в чёрных списках. Не только данным законопроектом должно всё ограничиться, надо сделать в правовом отношении мощное, обоснованное заявление о том, что все участники тех событий находятся под защитой нашего государства. Мы имеем на это полное моральное и политическое право. Благодарю за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Валеев Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект, и вот почему. Мы полностью разделяем принцип, что лица, находящиеся на государственной службе, лица которых отечество подвергает особому риску, вправе рассчитывать на особую защиту государства. Расширение перечня лиц, которые подпадают под действие закона, связано с тем, что закон был принят в 1995 году, после этого появились новые органы, в частности органы военной полиции; кроме того, с принятием закона о борьбе с терроризмом в список участников КТО (контртеррористических операций) были включены военнослужащие ряда структур. Именно этим вызвана необходимость расширения перечня лиц, которые подпадают под действие закона. Изменения, которые вносятся, продиктованы практикой правоприменения. В частности, необходимость в заключении договора с защищаемым лицом связана с тем, что очень часто нарушения условий обеспечения защиты именно защищаемым лицом сводили на нет действия государственных органов. Все вносимые в закон изменения связаны, повторяю, именно с практикой правоприменения и отвечают на все возникающие вопросы, поэтому мы поддержим законопроект и призываем вас к этому же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем изменения в два закона, которые очень похожи, связаны одной проблематикой, темой о госзащите людей, только один закон был принят в 1995 году и касается правоохранителей, другой закон был принят десять лет спустя, в 2004 году, речь там идёт о защите участников судопроизводства: свидетелей, потерпевших и иных участников. Наша фракция, безусловно, поддерживает законопроект. Он своевременный, хотя ещё в позапрошлом созыве дважды, по-моему, я с этой трибуны говорил, что и один, и другой закон, особенно тот, что касается защиты участников судопроизводства, требуют максимальной доработки. Второй закон был достаточно короткий, более того, многие вопросы поднимались в нём со ссылкой на постановления правительства, и в связи с этим возникали разного рода недоразумения, о которых я скажу чуть позже. Вместе с тем, давая положительную оценку этому законопроекту, хотел бы обратить внимание правительства и депутатов Государственной Думы на то, что, конечно, необходимо внести соответствующие поправки ко второму чтению. Например, в статьях 1 и 2 законопроекта предлагаются идентичные изменения, дополнения соответствующих законодательных актов, согласно которым термины "персональные данные" и "оператор", используемые в этих законодательных актах, применяются в том же значении, что и в законе "О персональных данных". Кроме того, вводится возможность наложения запрета на выдачу сведений о защищаемом лице, находящемся у оператора. В связи с этим хотим обратить внимание на следующее. Согласно статье 3 указанного закона оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно и совместно с другими лицами осуществляет обработку персональных данных. Так вот применительно к любому физическому лицу операторов, обрабатывающих его персональные данные, большое количество: место работы или учёбы, поликлиника, страховая организация, муниципальный орган. В связи с этим важно установить, кто определяет перечень операторов, которым необходимо соблюдать запрет, кто их информирует о введении или снятии запрета. Вызывает вопросы процедура реализации нормы, вносимой в статью 15, - об оказании потерпевшим и свидетелям психологической помощи. По художественным фильмам мы знаем, как во многих развитых странах это активно применяется, но, как показывает западный опыт, это требует больших затрат из государственного бюджета (чего мы в законопроекте не увидели), а также привлечения к этой деятельности высококвалифицированных специалистов-психологов. Неясно, как будет организовываться эта работа, откуда будут изыскиваться бюджетные средства и, главное, каким в процедуре защиты будет статус этих психологов, будут ли на них налагаться те же обязанности, что и на лиц, непосредственно обеспечивающих защиту, будут ли они нести ответственность за разглашение информации? Нуждается в дополнительной проработке и вопрос о субъектах предоставления защиты. Как отмечается в предлагаемом законопроекте, право на защиту имеют участники уголовного производства, то есть лица, имеющие соответствующий процессуальный статус. А как быть в случаях, если лицо ещё процессуально не признано свидетелем или потерпевшим, но уже нуждается в защите? Ограничивая сферу применения закона, не ставим ли мы таких людей в уязвимое положение? Считаю, что законопроект следует, безусловно, принимать, но при соответствующей доработке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение состоялось. Заключительное слово докладчику? Нет. Содокладчик, Василий Иванович? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 113 нашей повестки. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 49 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.