Заседание № 242
О проекте федерального закона № 592792-8 "О внесении изменений в статьи 226-1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 226-1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Ирины Александровны Панькиной. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Важный законопроект в части уточнения ответственности за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами. Подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Всего поступила одна поправка, она рекомендована комитетом к принятию. Просьба рассмотреть таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 08 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 32 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект также подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, пройдены все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет возражений. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 14 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 592792-8 "О внесении изменений в статьи 226-1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 226-1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действующей статьёй 226-1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных веществ, ядерных материалов, а статьёй 248 установлена ответственность за нарушение правил обращения с этими материалами. Но в то же время, несмотря на то что уже в 2020 году мы приняли закон "О биологической безопасности...", в котором установили понятие "патогенные биологические агенты", ключевой особенностью которых является то, что они несут в себе опасность для людей, для животных, для растений, уголовная ответственность за контрабанду патогенных биологических агентов не была установлена. В связи с этим мы в целях совершенствования законодательства в части установления ответственности за контрабанду патогенных биологических агентов и за нарушение правил обращения с ними предложили внести в статьи 226-1 и 248 соответствующие изменения. Предлагается уточнить название и диспозицию части первой статьи 226-1 Уголовного кодекса и дополнить эту статью примечанием 5, в котором указано, что перечень патогенных биологических агентов для целей применения этой статьи, а также статьи 248 устанавливается Правительством Российской Федерации. И предлагается уточнить предмет преступного посягательства в статье 248, потому что там прописана ответственность за нарушение правил обращения с микробиологическими или биологическими агентами и необходимо привести терминологию в соответствие с законом "О биологической безопасности...", прописать, что это нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами. Целый ряд замечаний был высказан Верховным Судом и правительством. Что касается вопросов о примечании, где говорится о том, что перечень этих предметов устанавливается правительством, эту позицию мы учли ещё при внесении, поэтому замечания Верховного Суда отработаны. Было замечание Правительства Российской Федерации о том, что необходимо уточнить, в какую часть статьи 248 вносятся изменения. Кроме того, с 1 апреля действует новая редакция статьи 226-1 - появилась новая часть, первая-1, и, безусловно, изменения надо вносить и в эту часть. Но эти поправки можно внести при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Прошу поддержать законопроект и усилить ответственность за указанные преступные деяния. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович, присаживайтесь. С содокладом выступает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, депутаты Государственной Думы, здравствуйте! Эрнест Абдулович прямо взял и лишил хлеба - рассказал про все замечания, но тем не менее всегда есть что добавить. Первое и самое главное - законопроект чрезвычайно важен, потому что во главе угла безопасность граждан России. Концепция принципиально полезна и важна. Действительно, в Федеральном законе № 492-ФЗ "О биологической безопасности..." даётся понятие "патогенные биологические агенты (патогены)", и вот сегодняшний законопроект связан с ними. Исходя из пункта 7 части 1 статьи 1 закона № 492-ФЗ ключевой особенностью патогенов является признак их опасности, патогенности для людей, животных, растений. Этот факт и явился основанием, причиной для внесения изменений в 157-й федеральный закон, в статьи об ответственности за террористический акт и диверсию, - это мы с вами уже приняли. При этом нормами СанПиН не все группы патогенов учтены в смысле их отнесения к той или иной группе. Например, бактерии чумы, сибирской язвы, холеры не относятся ни к отравляющим, ни к ядовитым веществам, которые упомянуты в названии и диспозиции части первой статьи 226-1 УК РФ. То есть патогены не являются химическими или отравляющими веществами и ввиду особого происхождения шире традиционного понятия "ядовитые вещества". На основании федеральных законов "Об экспортном контроле" и "О биологической безопасности в Российской Федерации", а также общих требований к контролю за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями предлагается установить, что незаконное перемещение патогенов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС согласно статье 226-1 УК РФ является уголовно наказуемым деянием, это первое. Второе, предлагается уточнить диспозицию статьи, как уже сказал докладчик, дополнить примечанием, в котором говорится, что перечень патогенов утверждает Правительство Российской Федерации. Это действительно являлось замечанием и доработано к первому чтению. И вносится ряд изменений в статью 248 УК РФ, так как в этой статье используется понятие "микробиологические либо другие биологические агенты или токсины" и это не то же самое, что даётся в определении патогенов. Этот термин не употребляется ни в биологии, ни в медицине, а его легальное и судебное толкования в постановлениях пленумов Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Именно поэтому предлагается сегодня тот законопроект, который мы с вами утверждаем. Ряд замечаний уже был высказан. При этом обязательно остаётся примечание 5 о том, что перечень патогенов утверждает Правительство Российской Федерации. Правительство предлагает уточнить, к какому деянию, предусмотренному первой или второй частью статьи 248, относится признак "повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". И необходимо соотнести положения этого законопроекта с теми, которые уже приняты, которые меняют статью 226-1, и с тем законопроектом, который мы с вами приняли в декабре в первом чтении, именно с тем, который предусматривает дифференциацию мер ответственности за деяния, изложенные в диспозиции части первой статьи 226-1 УК РФ. Также необходимо обратить внимание, что преступления, которые связаны с использованием патогенов, предусмотрены и статьями 205 и 281 УК РФ. Это всё действительно можно доработать ко второму чтению. Комитет рассмотрел данный законопроект внимательно, учтены все замечания, они все есть в заключении комитета. Будем работать ко второму чтению, предлагаем вам присоединиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Эрнест Абдулович, а сколько вообще до этого было зарегистрировано на территории Российской Федерации случаев незаконного перемещения, обращения с опасными патогенными биологическими агентами? Или это только такой превентивный механизм? И второй момент. Не является ли случай пересечения границы частным случаем незаконного обращения? И в данном случае будет, наверное, неправильно, что разные санкции, что наказание будет совершенно разное, когда внутри России кто-то перемещает вот эти опасные биологические агенты и когда через границу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Здесь статистики не может быть по одной простой причине, как я уже в докладе упоминал: уголовной ответственности за контрабанду патогенных биологических агентов не существовало. Ответственность была за контрабанду отравляющих веществ, ядовитых веществ, ядерных материалов, а это не одно и то же. Устанавливаются новые виды ответственности, новый вид преступления. Что касается различий, при перемещении через границу - это контрабанда, нарушение правил обращения внутри страны - это 248-я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 59 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.