Заседание № 174
О проекте федерального закона № 592637-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части конкретизации мер ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 19-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части конкретизации мер ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства). Пожалуйста, Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." вводит ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, связанных с конфликтом интересов. Данной нормой мы не только решаем проблему неотвратимости ответственности, но и приводим закон в соответствие с едиными антикоррупционными стандартами. Комитетом по контролю и Регламенту законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все предусмотренные Регламентом процедуры проведены. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет желающих. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", 19-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 46 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги! Этот законопроект касается нас с вами и наших коллег из Совета Федерации. Законопроектом регулируются вопросы конфликта интересов, хотел бы обратить ваше внимание на это, потому что это вопросы, которые мы должны для себя очень серьёзно пересмотреть, особенно с учётом того, что иногда подписываются депутатские запросы по темам, которые в том числе подпадают под действие данного закона. Такие случаи были, и не единожды. Коллеги, не буду об этом подробнее говорить, просто хотелось бы, чтобы вы обратили на это внимание, потому что конфликт интересов - это вопрос, который в законодательстве недостаточно урегулирован, мы в наш закон впервые вносим определённые ограничения и соответственно вводим достаточно серьёзное наказание за нарушение норм данного закона - лишение руководящей должности в Государственной Думе и вынесение взыскания.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 592637-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части конкретизации мер ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства; принят в первом чтении 11 декабря 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
54-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Авдеев. АВДЕЕВ А. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект касается статуса члена Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы и конкретизирует меры ответственности членов верхней и нижней палат в случае несоблюдения антикоррупционного законодательства в части представления недостоверных сведений о доходах, об имуществе, о заработках и так далее. В первом чтении мы приняли законопроект на прошлой неделе. К нему был ряд замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитетом по контролю и Регламенту были приняты поправки, уточняющие эти нормы. В частности, было уточнено, что может быть принято решение об освобождении от должности, кроме должности члена комитета, что информация о мерах, которые будут применяться к депутату или члену Совета Федерации, должна быть опубликована в официальных средствах массовой информации или на сайте соответствующей палаты, а сам порядок применения санкций и мер будет определять каждая палата своим Регламентом. Всего Комитетом по контролю и Регламенту рассмотрено и одобрено четыре поправки к законопроекту. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Просьба рассмотреть таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, поддержать законопроект во втором чтении и в случае принятия поставить в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 20 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 44 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении единогласно.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 592637-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части конкретизации мер ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассмотрим пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". По сути, предлагаются две новеллы. Первая. Устанавливается ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, за нарушение порядка получения подарков и иных вознаграждений, за представление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также за нарушение других ограничений, запретов и требований, которые прямо установлены Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", но ответственность за которые не установлена. При этом проектируемые новеллы учитывают как статус члена Совета Федерации, так и статус депутата Государственной Думы, с одной стороны, а с другой стороны, базовые основы антикоррупционного законодательства в части, касающейся унификации запретов, ограничений и требований, и за нарушения, которые, подчеркну ещё раз, прямо указаны в законе, предусматривается ответственность, не влекущая за собой прекращения полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, а именно: предупреждение и освобождение от руководящих должностей, иной должности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы без прекращения полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Что же касается второй новеллы - порядка принятия решения о применении одной из мер ответственности, - такой порядок предлагается установить регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания. В завершение позволю себе обратить ваше внимание на обоснования данной законодательной инициативы. Во-первых, данным проектом федерального закона предусматривается выполнение требований Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, который утверждён указом Президента России. Напомню, согласно данному документу, Национальному плану противодействия коррупции на 2018-2020 годы, Федеральному Собранию рекомендовано рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения антикоррупционных требований, ограничений и запретов. Мы законодательно устанавливаем эффективные, причём соразмерные, сдерживающие санкции. Во-вторых, в своё время принятие таких мер нам было прямо рекомендовано ГРЕКО, Группой государств против коррупции, по результатам оценки исполнения Россией в рамках четвёртого раунда в части, касающейся противодействия коррупции среди парламентариев. И последнее. Предлагаемые новеллы направлены на реализацию государственной антикоррупционной политики. Дело в том, что согласно базовому закону "О противодействии коррупции" предусмотрено единство таких стандартов и требований, в том числе в части, касающейся должностных лиц, замещающих государственные должности, а, как вы знаете, законодательством о государственной службе во взаимосвязи со сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, который утверждён Президентом России, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы относятся к категории лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Таким образом, данный федеральный закон в случае принятия позволит, во-первых, реализовать Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утверждённый Президентом Российской Федерации, во-вторых, реализовать рекомендации ГРЕКО по итогам четвёртого раунда оценки России в части, касающейся предупреждения коррупции среди парламентариев, в-третьих (главным образом), реализовать государственную антикоррупционную политику в части, касающейся унификации стандартов и требований, в том числе в отношении должностных лиц, замещающих государственные должности. Прошу принять проект федерального закона в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Викторович Ламейкин, член Комитета по контролю и Регламенту. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и отмечает следующее. Проект федерального закона направлен на реализацию Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утверждённого указом Президента Российской Федерации, поручения Председателя Государственной Думы. С учётом рекомендаций ГРЕКО и международной практики предлагаемым законопроектом Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." приводится в соответствие унифицированным стандартам и требованиям государственной антикоррупционной политики, устраняется его несогласованность с другими законодательными актами в области противодействия коррупции. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утверждённому указом Президента Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы отнесены к категории лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Вместе с тем предусмотренные Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" меры ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, как было отмечено в основном докладе, существенно отличаются от тех, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" за аналогичные коррупционные правонарушения, совершаемые иными категориями лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что принятие этого закона будет способствовать приведению законодательства о статусе парламентариев в соответствие единому антикоррупционному стандарту, который действует в отношении всех лиц, замещающих государственные должности. Комитет-соисполнитель - Комитет по безопасности и противодействию коррупции - законопроект поддерживает. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет. Как я уже сказал, комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, с учётом того что предстоит работа и во втором, и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шулепов Евгений Борисович. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Вопрос содокладчику: здесь написано, что нельзя получать ссуды, - это означает, что депутаты Государственной Думы не могут получать кредит, ипотечный кредит в банке? Поясните, пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В. Коллеги, кредиты и ссуды, если говорить о тех же ипотечных кредитах, мы получать можем, мы это прекрасно понимаем. В принципе здесь речь идёт об ответственности, которая на сегодняшний день отсутствует, то есть мы говорим о том, что необходимо приводить в соответствие. Если опять же у вас есть какие-то предложения, поправки и изменения, комитет примет их к рассмотрению и при подготовке к рассмотрению во втором чтении будет обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к двум докладчикам сразу. У нас есть некоторая неравноценность, неравноправность в части наказания, или ответственности, между муниципальными, например, депутатами и депутатами Государственной Думы: в случае выявления ошибок при представлении сведений о доходах и расходах либо каких-то нарушений прокуратура десятками лишает полномочий и отправляет в отставку муниципальных депутатов, а для депутатов Государственной Думы за такое же нарушение мы предлагаем оставить предупреждение. Давайте тогда уж единообразие введём: либо для всех предупреждение, либо для всех соответствующее наказание, а то у нас, получается, разные депутаты на разных уровнях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Алексей Владимирович, дело в том, что сейчас никакая ответственность за коррупционные нарушения, которые перечислены в данном проекте федерального закона, не предусмотрена, и мы предлагаем установить такую меру ответственности, как предупреждение и освобождение от замещаемых руководящих должностей. А что касается муниципальных депутатов, это предмет правового регулирования совершенно другого федерального закона, и, в случае если мы установим такую ответственность, я думаю, это будет очень серьёзный шаг с точки зрения правового регулирования. Надо будет рассмотреть этот вопрос на муниципальном уровне в том числе. Есть разные нарушения, и не каждое нарушение должно влечь за собой сложение полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Анатолию Борисовичу. В вашем законопроекте предусматривается ответственность депутатов и сенаторов за нарушение антикоррупционного законодательства, однако из текста статьи 10-1 непонятно, в каком случае выносится предупреждение, а в каком наступает лишение должности: в зависимости от тяжести или как? Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Игорь Андреевич, согласно данному проекту федерального закона порядок установления одной из мер ответственности предлагается отражать в регламенте соответствующей палаты - эти вопросы будут определяться соответствующим регламентом, если мы говорим о Государственной Думе, то Регламентом Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Анатолий Борисович, в качестве меры ответственности предусмотрено освобождение от иной должности в Государственной Думе, Совете Федерации - о чём идёт речь? Освобождение от должности члена комитета, комиссии или от должности в Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ и так далее? Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Юрий Петрович, это очень правильный вопрос, профессиональный вопрос, на это обратило наше внимание и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. Перечень должностей, руководящих должностей, смещение с которых предусматривается, - это должности и в Совете Федерации, и в Государственной Думе - установлен, и в случае принятия проекта федерального закона в первом чтении мы этот вопрос во втором чтении доработаем. Речь идёт, конечно, о должностях председателя комитета, комиссии, заместителя председателя комитета, комиссии и так далее. В случае принятия проекта федерального закона в первом чтении мы этот вопрос будем дорабатывать во втором чтении: если мы примем данный проект федерального закона в первом чтении, предлагаю вам принять участие в его доработке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Анатолий Борисович, ну опять мы руководствуемся рекомендацией международной организации, ГРЕКО, - неужели мы сами не можем эти рекомендации выработать и сами их принять? Вопрос у меня следующий. Здесь указаны такие меры ответственности, как предупреждение и освобождение от руководящей либо иной должности. Но здесь же есть отсылочная норма, ссылка на регламент, поэтому получается, что в Государственной Думе могут быть одни регламентные нормы, а в Совете Федерации - другие. Я правильно это понимаю? Это первый вопрос. И второй вопрос. А сколько предупреждений можно вынести: десять, двадцать, сто? Как это будет регламентироваться? А если человека сегодня сняли с должности и через месяц снова назначили? Как вообще эта норма будет работать? По сути дела, это какая-то фикция получается. Скажите, пожалуйста, что вы, как автор законопроекта, об этой инициативе думаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Владимир Владимирович, первое, что касается ГРЕКО - группы государств против коррупции. Россия является активным участником Группы государств против коррупции, на сегодня членами ГРЕКО являются 46 государств, и, как правило, это европейские страны; это международная организация, целью деятельности которой является мониторинг соответствия национального законодательства и правоприменительной практики антикоррупционным стандартам международного уровня, и по результатам проведения четвёртого раунда оценки России на предмет противодействия коррупции среди парламентариев даны соответствующие рекомендации. При этом отдельно подчеркну, что Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы прямо рекомендовано федеральному парламенту рассмотреть вопрос, установить и законодательно закрепить порядок привлечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы к ответственности за нарушения в данной сфере. Конечно же, если допущены коррупционные правонарушения, например нарушен порядок получения подарков, иных вознаграждений, представлены неполные или недостоверные сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и если это повторяется неоднократно, то должно быть более серьёзное наказание, и на это также наше внимание обратили Государственно-правовое управление и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. В случае принятия данного проекта федерального закона в первом чтении мы позаботимся о том, чтобы после неоднократных предупреждений следовала более серьёзная санкция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Борисович, я думаю, со сведениями об имуществе и подарками всё понятно, но, когда обсуждался вопрос о так называемом конфликте интересов, обсуждали, в частности, и ситуацию, связанную с тем, что депутаты по одномандатным округам так или иначе стараются продвигать интересы граждан, организаций из своего округа. Скажите, пожалуйста, не приведёт ли принятие этого закона к тому, что депутаты по одномандатным округам, продвигающие интересы граждан, организаций из своего округа, будут попадать под наказание в связи с конфликтом интересов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Борисовичу Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Олег Николаевич, при проработке проект федерального закона тщательно обсуждался на разных площадках - и в Совете Федерации, и в администрации президента, и в Генеральной прокуратуре, и с другими министерствами и ведомствами, и это был один из ключевых вопросов: как оценивать конфликт интересов? В данном случае речь идёт о конфликте интересов, который прямо предусмотрен Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в том числе в части, касающейся наличия счетов, ценностей в иностранных банках, на территории других государств. Другими словами, эти нормы мы предусмотрели именно на предмет установления ответственности за нарушение ограничений и запретов, которые определены в базовом законе - в законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Что касается работы парламентариев в одномандатных округах - впрочем, не важно: если депутат избирался по списку, он тоже продвигает интересы наших граждан, - на эти отношения конфликт интересов не распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Борисович, скажите, пожалуйста, в рамках подготовки законопроекта к внесению помимо этих двух мер ответственности ещё какие-то меры ответственности рассматривались? Это первое. И второе, по поводу предупреждения. Какова ваша точка зрения, как вы считаете, после получения предупреждения депутат Госдумы или член Совета Федерации сможет претендовать на выборные должности в Госдуме или в Совете Федерации либо это предупреждение будет налагать ограничение, так что данный коллега уже не сможет претендовать на выборные должности в Госдуме или в Совете Федерации? Либо во втором чтении надо больше конкретизировать, прописать это? Выскажите своё мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Андрей Геннадьевич, это правильные вопросы, по существу. При проработке данного проекта федерального закона рассматривались разные инициативы и были подготовлены разные проекты федеральных законов. Ряд из них напрямую был направлен на лишение полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за нарушение ограничений, запретов и требований, которые предусмотрены в нашем базовом законе - законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Но мы пошли по другому пути: мы считаем, что не каждое нарушение антикоррупционного законодательства должно повлечь за собой лишение полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. На мой взгляд, данный проект федерального закона максимально учитывает, скажем так, запросы нашего общества, полностью соответствует государственной антикоррупционной политике и ожиданиям прежде всего наших избирателей, так же как и самих парламентариев, он достаточно сдержан, выверен и полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня. Что касается занятия выборных должностей, конечно же, предупреждение не является в дальнейшем сдерживающим фактором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Борисович, у меня и вопрос, и предложение такого порядка. В соответствии с действующим законодательством многие здесь присутствующие депутаты могут заниматься творческой, научной, педагогической деятельностью (там, где можно работать), в силу этого им приходится использовать служебные помещения, транспорт, связь. Если подходить формально, то к этому тоже можно будет, как говорится, придраться. Как вы смотрите на то, чтобы именно этот аспект уточнить в нормах, в изменениях, которые предлагаются? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Иван Михайлович, это тонкий и правильный вопрос с точки зрения осуществления парламентарием и своих функциональных обязанностей, и своих полномочий в рамках деятельности как в избирательном округе, так и в целом, как законодателя федерального уровня. Поскольку в данном проекте федерального закона предусмотрено, что порядок принятия решения о применении той или иной меры ответственности устанавливается регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, я думаю, все эти вопросы можно будет предусмотреть непосредственно в нашем Регламенте и учесть ваши предложения при доработке и подготовке данного проекта федерального закона к рассмотрению во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дивинский Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Не сработала кнопка, извините. Уважаемый Анатолий Борисович, у меня вопрос такой. У нас больше половины депутатов Государственной Думы используют не служебный транспорт Государственной Думы, а иной транспорт, и не всегда личный. Здесь говорится об услугах - я правильно понимаю, что теперь мы перестанем использовать иной транспорт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Выборному. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Игорь Борисович, если вы не пользуетесь служебным транспортом, за это вам большое спасибо: вы экономите государственные средства. Что касается возможности использовать другой транспорт, я просто подчеркну, что мы ведём речь только о запретах, требованиях и ограничениях, установленных федеральным законом, о котором мы уже неоднократно говорили, а пользование данной услугой не подпадает под ограничения, запреты и требования, которые установлены этим федеральным законом. Если есть беспокойство на этот счёт, в случае принятия проекта федерального закона в первом чтении мы можем это учесть при доработке его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Авдеев Александр Александрович. АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно выступают за то, чтобы привести в порядок наше законодательство с той целью, чтобы не допустить нарушений среди публичных людей, среди тех, кто занимает должности в органах исполнительной власти, должности в законодательных собраниях, в Государственной Думе, в Совете Федерации, не допустить туда людей, которые могут преследовать иные цели, нежели те, что прописаны в законе, государственные цели. Планы противодействия коррупции, которые были разработаны и утверждены президентом, последовательно реализуются, и законопроект, который мы сейчас рассматриваем, как раз из числа законопроектов, подготовленных в рамках реализации такого плана на 2018-2020 годы. Не стоит бояться того, что мы следуем и рекомендации Группы государств против коррупции, потому что мы не только выполняем чьи-то рекомендации, но и являемся примером: наши новеллы и нормы становятся примером в других странах. Если мы обратимся к пунктам, за нарушение которых в законопроекте предлагается ввести формы дисциплинарной ответственности, то увидим, что речь не идёт о запрете депутату или члену Совета Федерации жить обычной гражданской жизнью. Однако в случае наличия конфликта интересов лучше о нём заявить, если же человек этого не делает, то закрадываются подозрения, что его деятельность на посту депутата или члена Совета Федерации связана как раз с лоббированием интересов или с какими-то другими подобными вещами. Конечно, следует предупреждать такие проявления, потому что они могут привести к ситуациям, которые потом разбираются уже в другом поле и имеют другие правовые последствия, такие как снятие неприкосновенности, возбуждение уголовных дел и так далее. Исходя из того что мы последовательно выполняем рекомендации и президента, и стран - участниц Группы государств против коррупции, необходимо совершенствовать законодательство. Если по законопроекту есть вопросы, то во втором чтении их можно решить. Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции, Валерий Карлович? Семь минут поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я постараюсь быть кратким. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот я взял закон "О статусе...", тот самый пункт, о котором идёт речь. Здесь говорится, что депутат Государственной Думы должен сообщить о ситуации, "которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта", - это весьма расплывчатая норма, подчёркиваю. Мы, конечно, поддерживаем решение о принятии законопроекта, но считаем, что нужно эту норму прописать, возможно, в Регламенте, описать, что является конфликтом интересов, ведь это очень важно. Например, является ли конфликтом интересов голосование по законопроекту, который регулирует деятельность в отрасли, где до избрания работал депутат и где у него есть интересы, - может депутат голосовать или не может? А у нас две трети таких - так мы что, законы не будем принимать, коллеги? Это очень важный вопрос! Я буду краток. Хочу сказать, что концептуально мы с этим согласны, но, как известно, дьявол всегда в деталях, поэтому, если мы детали не пропишем - а прописать их можно в Регламенте, - это может очень плохо кончиться, просто может быть парализована работа парламента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Куринный Алексей Владимирович. От фракции, Алексей Владимирович? Пока три минуты поставьте. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, Валерий Карлович перепутал лоббистскую деятельность и собственно конфликт интересов, это немножечко разные вещи. Лоббистской деятельностью занимается каждый из здесь присутствующих в разной мере: кто-то за свою отрасль в целом, кто-то за свой регион, кто-то за конкретное учреждение, предприятие, хотя, конечно, если у депутата есть акции этого предприятия либо кто-то из родственников владеет этим предприятием, безусловно, здесь уже конфликт интересов, но это немного другое. Я хотел бы поговорить о другом, я хотел бы поговорить о равной доле ответственности: ответственность должна быть на всех уровнях одинаковая. Я не зря задал свой вопрос. Сегодня за одно и то же нарушение антикоррупционного законодательства депутаты разных уровней несут разную ответственность. За нарушение порядка представления сведений о доходах, об имуществе - за неполные или недостоверные сведения - депутат местного самоуправления, городской Думы прокуратурой лишается полномочий депутата, причём такие случаи не единичны, десятки таких случаев есть. Прокурор обращается в суд, если депутат не указал в качестве имущества, например, лодку, с давних пор за ним числящуюся, либо какой-то кредит, либо ещё что-то, и сложилась такая практика, что суд с лёгкостью лишает этого депутата полномочий. А депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных собраний немного в другом положении: за то же самое правонарушение мера ответственности совсем другая - предупреждение, либо лишение должности в составе комитета Государственной Думы, либо лишение иной руководящей должности. Но если мы одинаково относимся ко всем представителям народа во всех наших представительных органах, значит, и ответственность должна быть одинаковая! То же самое, например, с наличием заграничных счетов и владением финансовыми инструментами: депутат законодательного собрания региона точно так же по закону может быть за это лишён полномочий - депутат Государственной Думы будет только предупреждён. Мы поддержим решение по этому законопроекту, но настаиваем на том, чтобы меры ответственности для всех депутатов, начиная снизу, с муниципальных образований, и заканчивая Государственной Думой, были одинаковыми, только, может быть, не чрезмерно строгими: примеры, которые я приводил, на мой взгляд, демонстрируют уже излишнюю строгость правоохранительных органов и судебной системы, и вся правоприменительная практика именно такая. Кроме того, необходимо, чтобы меры в зависимости от правонарушения были дифференцированы. Сейчас одинаково: и за владение иностранными ценными бумагами, и, например, за то, что вам оплачивает отдых, скажем так, непонятно кто и вы этим пользуетесь, и за какую-то ошибку в декларации предусмотрена одна и та же ответственность в виде предупреждения. Может быть, во втором чтении стоит дифференцировать меры в зависимости от тяжести коррупционного проступка? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Анатолию Борисовичу Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, я позволю себе отреагировать на некоторые реплики. Ответ на вопрос, что такое конфликт интересов, прямо предусмотрен базовым Федеральным законом "О противодействии коррупции": согласно статье 10 под конфликтом интересов понимается ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, а под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества и так далее. Эта норма полностью синхронизирована с базовой нормой, которая устанавливает ограничения и запреты для парламентариев, для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Искренне благодарю за обсуждение данной законодательной инициативы. В завершение лишь подчеркну, что данный проект федерального закона является логическим развитием нашего антикоррупционного законодательства и направлен на реализацию принятых нашим государством международных обязательств на этот счёт. И главное - мы реализуем положения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, мы не на словах, а на деле унифицируем антикоррупционные стандарты и требования для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и в то же время мы создаём условия, при которых будут действовать принципы неотвратимости и соразмерности наказания. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Викторович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 56 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.