Заседание № 214

23.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 592388-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1750 по 1906 из 5047
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "Об обращении лекарственных средств" в части государственного             
регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно    
необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Докладывает Александр        
Петрович Петров.                                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение                
представляется законопроект, который был принят Государственной Думой во        
втором чтении 21 мая текущего года. Законопроект прошёл все необходимые         
экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Заключение Правового        
управления Аппарата Государственной Думы тоже получено, замечаний нет.          
Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает принять данный       
федеральный закон.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Федот           
Семёнович Тумусов. Давайте запись проведём.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Я с места.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места. Включён микрофон.                                
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы принимаем очень важный закон - закон о регулировании      
цен на определённый перечень лекарственных средств, и это, естественно, будет   
влиять на уровень жизни, качество жизни каждого гражданина Российской           
Федерации, но мы не должны забывать, что вопрос имеет как бы две стороны. С     
одной стороны, это регулирование цен, которое обеспечивает стабильность,        
обеспечивает доступность цен. С другой стороны, мы сейчас развиваем нашу        
фарму, фармацевтическую промышленность, она является одним из флагманов нашей   
промышленности: ежегодный рост 10-12 процентов - это итог правительственной     
программы по локализации, по развитию нашей фармацевтической промышленности,    
и в этом смысле мы создаём нашим отечественным производителям некоторые         
трудности, особенно в части, касающейся лекарств так называемого низкого        
ценового сегмента, лекарственных средств стоимостью до 50-100 рублей. Мы там    
так зарегулировали, что многие лекарства уже стали абсолютно нерентабельными,   
невыгодными для заводов и - производителей можно понять - их просто перестают   
производить. А взамен что приходит? Приходят иностранные лекарства, которые,    
естественно, намного дороже. Из двух зол мы, конечно, сегодня выбираем          
меньшее, как нам кажется, но при этом мы ущемляем наших отечественных           
производителей.                                                                 
                                                                                
Я призываю и правительство, и коллег в будущем задуматься над тем, как же нам   
поддержать наших отечественных производителей, чтобы они могли производить      
дешёвые лекарства для наших граждан. Мы, конечно, поддерживаем законопроект в   
окончательном виде, но в то же время указываем, что есть такие проблемы,        
такие моменты, которые ущемляют наших отечественных производителей.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.                                 
                                                                                
Морозов Дмитрий Анатольевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я имею честь сказать, что фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект, и хочу сначала отреагировать    
на слова Федота Семёновича. Конечно, то, о чём он сказал, лежит в несколько     
другой плоскости, хотя и посвящено тоже лекарственному обеспечению.             
                                                                                
И сразу же скажу, что, как вы помните, уважаемые коллеги, в Государственной     
Думе создана межфракционная рабочая группа, которую возглавляет Андрей          
Константинович Исаев и которая занимается абсолютно всем спектром проблем       
лекарственного обеспечения, в том числе теми, о которых говорил Федот           
Семёнович. Естественно, мы приглашаем всех к совместной работе. Медицинские     
законы, повторю, всегда являются межфракционными, являются результатом нашего   
совместного труда.                                                              
                                                                                
Возвращаясь к законопроекту, рассматриваемому в третьем чтении, о котором       
сегодня идёт речь, я хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что,   
по нашему глубокому убеждению, это просто элементарное наведение порядка в      
ценообразовании в важнейшем сегменте - сегменте жизненно необходимых и          
важнейших лекарственных средств. Это результат многолетней экспертной,          
государственной работы, которая наконец-то выводит нас на совершенно новый      
уровень: когда цены на эти препараты, необходимые для лечения                   
сердечно-сосудистой патологии, онкологической патологии, самой тяжёлой          
патологии, которыми пользуются наши граждане и которые, между прочим,           
являются основой государственных закупок и лечения пациентов не только в        
амбулаторных, но и в стационарных условиях, - цены на эти препараты будут       
регулироваться государством.                                                    
                                                                                
Чрезвычайно важно, что установлены основные регуляторы: Министерство            
здравоохранения, Правительство Российской Федерации, которое будет              
устанавливать и методику, и порядок вступления в силу и осуществлять контроль   
за этим, Федеральная антимонопольная служба, которая будет проводить            
экономический анализ. Мы определили необходимость установить парламентский      
контроль на всех этапах реализации этого закона, поскольку слышим опасения от   
наших коллег в сфере фармацевтики, провели многочисленные совещания и с         
фармацевтическим сообществом, и с пациентскими общественными организациями, с   
представителями федеральных органов исполнительной власти. Комитет провёл       
очень большую работу, в том числе в рамках экспертного совета и подкомитета.    
Мы считаем, что сегодняшний законопроект - это на самом деле новая страница     
бытия нашего, это наведёт порядок и даст возможность урегулировать нам          
взаимоотношения в сложнейшей сфере лекарственного обеспечения граждан.          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Фракция поддержит этот законопроект.                                            
                                                                                
Безусловно, старая методика ценообразования показала свою неэффективность,      
поэтому, конечно же, приведение в соответствие цены... Многие, выезжая в        
европейские страны, видели, что цены на лекарства у нас и в европейских         
странах отличаются в разы, но так быть не должно, поэтому, конечно, от нас      
люди ждут в первую очередь контроля за ценами. И наконец-то вот эта методика,   
перерегистрация даст возможность привести всё в соответствие.                   
                                                                                
Но есть риски, о них говорили и при рассмотрении в первом чтении, и на многих   
экспертных площадках, где мы собирались и обсуждали эту тему. Есть опасность,   
что некоторые лекарственные препараты производители к нам в Россию не           
повезут. То есть в этой части Министерство здравоохранения, Росздравнадзор      
должен держать руку на пульсе, потому что, хотя доля наших препаратов в         
натуральном выражении и достигла порядка 60 процентов, всё равно очень много    
препаратов мы завозим, и если часть, особенно из списка жизненно важных         
препаратов, производители не будут поставлять в Россию, то это большие риски.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич.                               
                                                                                
Коллеги, выступления по мотивам завершены, ставлю законопроект на               
голосование.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 212

21.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 592388-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3173 по 3181 из 5592
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об обращении лекарственных средств" в части государственного             
регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно    
необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Докладывает Александр        
Петрович Петров.                                                                
                                                                                
Что-то я не вижу его в зале... Хорошо, коллеги, давайте тогда рассмотрим        
следующий пункт повестки дня. Александр Петрович, видимо, день рождения         
празднует, попозже подойдёт, и мы вернёмся к этому вопросу.                     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3270 по 3361 из 5592
Теперь возвращаемся к 12-му пункту. О проекте федерального закона "О внесении   
изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части      
государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в     
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Доклад     
Александра Петровича Петрова.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен    
для рассмотрения во втором чтении законопроект о внесении изменений в закон     
"Об обращении лекарственных средств" в части государственного регулирования     
цен на лекарственные препараты, включённые в список жизненно необходимых и      
важнейших лекарственных препаратов. Я хочу обратить внимание, что данный        
законопроект будет касаться каждого россиянина, каждый столкнётся в своей       
жизни с законом, который мы с вами примем. Данный законопроект касается не      
всех лекарственных препаратов - их у нас в Российской Федерации                 
зарегистрировано более 14 тысяч, - он касается только тех лекарственных         
препаратов, которые входят в список жизненно важных, таких лекарственных        
препаратов на сегодня 835, и законопроектом осуществляется регулирование цен    
на лекарственные препараты данной категории.                                    
                                                                                
Мы с вами приняли этот законопроект в первом чтении. У нас есть две таблицы     
поправок: таблица поправок № 1, рекомендованных к принятию, которые носят       
юридико-технический характер, и таблица поправок № 2, рекомендованных к         
отклонению, где поправки, внесённые депутатом Кобилевым.                        
                                                                                
Данный законопроект рассмотрен на заседании Комитета по охране здоровья 20      
мая, Комитет по охране здоровья предлагает законопроект принять во втором       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, прошу включить данный законопроект для          
рассмотрения в третьем чтении в повестку на 23 мая текущего года.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          

Заседание № 178

16.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 592388-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2322 по 2873 из 4804
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса повестки дня. О проекте федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных    
средств" в части государственного регулирования цен на лекарственные            
препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших               
лекарственных препаратов". Доклад официального представителя Правительства      
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра здравоохранения     
Российской Федерации Дмитрия Вячеславовича Костенникова.                        
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович.                                               
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской           
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Проект настоящего федерального закона подготовлен также во исполнение           
поручения Президента Российской Федерации и предусматривает наделение           
Правительства Российской Федерации полномочием по принятию нормативного         
правового акта, устанавливающего правила обязательной перерегистрации в         
2019-2020 годах ранее зарегистрированных предельных отпускных цен на            
лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, и обязанность держателей    
или владельцев регистрационных удостоверений лекарственных препаратов снижать   
ранее зарегистрированные цены на лекарственные препараты, в связи с чем         
держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного            
препарата или уполномоченное им лицо будет обязано представить заявление о      
снижении зарегистрированной цены производителя на лекарственный препарат,       
включённый в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных            
препаратов, при наступлении определённых случаев, которые также                 
предусматриваются в проекте федерального закона.                                
                                                                                
Это будет необходимо сделать, если снижены цены на данные лекарственные         
препараты в стране производителя и в странах, в которых препарат                
зарегистрирован или в которые поставляется производителем, если превышена       
предельная отпускная цена на первый воспроизведённый биоаналоговый              
(биоподобный) лекарственный препарат над предельной отпускной ценой на второй   
воспроизведённый соответствующий лекарственный препарат, рассчитанной в         
соответствии с методикой, утверждённой Правительством Российской Федерации.     
Законопроектом также предусматривается обязательная перерегистрация в           
2019-2020 годах предельных отпускных цен производителей на лекарственные        
препараты, зарегистрированные по различным методикам начиная с 2010 года до     
вступления в силу настоящего законопроекта. При этом представление заявления    
о такой перерегистрации не потребуется. Законопроектом дополнительно            
уточняется, что зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на   
лекарственный препарат может быть перерегистрирована в сторону увеличения с     
учётом уровня инфляции не чаще одного раза в год.                               
                                                                                
В связи с обязательной перерегистрацией цен производителей на лекарственные     
препараты установлен переходный период, в течение которого реализация и ввоз    
лекарственных препаратов на территорию Российской Федерации производителем      
осуществляется по ранее зарегистрированным ценам. При этом устанавливается      
полномочие Правительства Российской Федерации определять порядок вступления в   
силу приказа уполномоченного органа о государственной регистрации или           
перерегистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные        
препараты и срок, по истечении которого реализация производителями              
лекарственных препаратов с учётом ранее зарегистрированных цен не               
допускается. В настоящее время такие приказы вступают в силу сразу после их     
издания. Законопроект также содержит положение, уточняющее, что реализация      
лекарственных препаратов их производителями по ценам, превышающим               
зарегистрированные предельные отпускные цены, запрещена.                        
                                                                                
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен необходимостью его    
скорейшего вступления в силу и урегулирования соответствующих правоотношений.   
                                                                                
В целом этот законопроект направлен на совершенствование, упорядочение          
государственного регулирования цен на ЖНВЛП, что повлечёт, как мы ожидаем,      
снижение бюджетных расходов на лекарственное обеспечение граждан, а также       
сдерживание роста уровня цен на лекарственные препараты. Чего мы не ожидаем,    
так это того, что может возникнуть опасность вымывания какой-то части,          
какого-то сегмента лекарственных препаратов с рынка, поскольку уже имеющийся    
опыт применения подобных методик говорит о том, что при снижении цен по уже     
имеющейся, действующей с 2018 года методике и по ранее применявшимся            
методикам такого ухода с рынка не происходило.                                  
                                                                                
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом      
союзе и Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных        
средств в рамках Евразийского экономического союза. Прошу поддержать.           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Петровича Петрова.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы дополнить доклад официального представителя       
Правительства Российской Федерации, потому что этот законопроект касается       
каждого из нас. Он касается каждого жителя Российской Федерации, эта тема       
постоянно звучит на встречах с избирателями, когда избиратели задают вопросы    
о том, почему цены на лекарства растут.                                         
                                                                                
Этот законопроект касается не всех лекарственных препаратов. Для понимания:     
список жизненно важных - это примерно 800 лекарственных препаратов, чуть        
меньше 800 лекарственных препаратов, из общего количества, из десятков тысяч    
лекарств, поэтому ваше внимание должно быть сосредоточено на том, что это те    
лекарства, цены на которые контролируются государством. Цены на остальные       
лекарственные препараты регулируются рынком, а вот здесь государство жёстко     
говорит: эти цены контролируем мы и мы отвечаем за рост этих цен.               
                                                                                
Этот законопроект, конечно, обсуждался в профессиональном сообществе, он        
обсуждался с экспертами, этот вопрос звучал достаточно широко на заседании у    
президента осенью 2018 года, отсюда возникло поручение президента рассмотреть   
ещё раз эту тему.                                                               
                                                                                
Почему возникло это поручение? Оно возникло не случайно, а потому, что, как     
оказалось, различные методики формирования цен не устраивают сегодня ни тех     
ни других, а закон обоюдоострый, и это всегда конфликт интересов у              
фармацевтических производителей. Это всегда, скажем так, не угрозы, а, я бы     
сказал, некоторые предложения в том смысле, что если их не будет устраивать     
цена - особенно это относится к иностранным фармпроизводителям, - то они не     
будут это лекарство ввозить в Российскую Федерацию. Поэтому здесь мы должны     
соблюдать... С другой стороны, если мы с вами примем закон в неправильном       
варианте, мы, конечно, рискуем убить российские фармпредприятия, которые        
только встают на ноги, поэтому нужен баланс. Это обоюдоострый вопрос: мы        
должны эти цены контролировать, но мы должны соблюдать баланс интересов.        
                                                                                
Мы даём этим законопроектом достаточно много полномочий - практически весь      
законопроект посвящён полномочиям, которые мы передаём правительству.           
Безусловно, с концепцией комитет согласен, и я предлагаю вам согласиться с      
ней в первом чтении.                                                            
                                                                                
При этом есть хороший вопрос: правительство предлагает директивной нормой в     
законе наделить Федеральную антимонопольную службу полномочием по проведению    
экономического анализа предельной отпускной цены, я не буду утомлять вас        
терминами, речь об экономическом анализе. Ну, если можно, я так выскажусь:      
целовал себя сам, уходя на работу, - я бы это так назвал. Давайте мы            
посмотрим ко второму чтению, наверное, это всё-таки вопрос не ФАС, всё-таки     
это должно быть полномочием правительства, и посмотрим, кому его отдать.        
                                                                                
И ещё один вопрос, очень серьёзный, связанный с методикой расчёта цены. Эту     
методику должны увидеть те производители, те держатели регистрационных          
удостоверений, которые будут проходить перерегистрацию в 2019-2020 годах.       
Срок довольно короткий, а работы там достаточно много, поэтому нам, наверное,   
нужно предложить - и в протокол записать, - чтобы правительство к третьему      
чтению представило проекты своих подзаконных актов, хотя бы концептуальное      
видение этой методики, чтобы мы это рассмотрели, например, на заседании         
подкомитета или даже на заседании комитета с присутствием экспертов.            
                                                                                
Вот такие предложения. А концептуально в первом чтении предлагаем принять       
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Благодарю. Вопрос представителю Министерства здравоохранения.     
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Вячеславович, по тексту законопроекта у меня вопросов нет,    
но есть вопрос по данной теме. Как вы, как специалист, как работник высокого    
ранга, оцениваете ситуацию с перечнем жизненно необходимых и важнейших          
лекарственных препаратов с точки зрения доступности и наличия их в регионах     
на настоящий момент?                                                            
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Николай Иванович, прежде всего перечень жизненно              
необходимых и важнейших лекарственных препаратов постоянно расширяется.         
Производители и импортёры лекарственных препаратов стремятся, чтобы их          
препараты попали в этот перечень. Кроме того, именно на препараты, которые      
входят в этот перечень, цены растут самым минимальным образом, поскольку        
правительство принимает необходимые меры для контроля за этим сегментом         
рынка. И можно констатировать в отношении лекарственных препаратов, которые     
входят в этот перечень, что их доступность для граждан, для лечебных            
учреждений постоянно увеличивается.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста.                     
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые Дмитрий Вячеславович, Александр Петрович! Скажите, пожалуйста,        
после введения данной нормы не создастся ли на рынке лекарственных средств, в   
сегменте ЖНВЛП, дефицита тех средств, на которые мы предельно ограничим цены?   
И что мы с вами ещё должны сделать, для того чтобы такая ситуация не            
возникла?                                                                       
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Ильдар Зинурович, примерно 80 процентов препаратов, которые   
входят в перечень ЖНВЛП, производится на территории Российской Федерации.       
Министерство промышленности и торговли имеет определённую программу,            
предусматривающую в дальнейшем принятие дополнительных мер по                   
импортозамещению и расширению производства жизненно необходимых лекарственных   
препаратов на территории Российской Федерации. Кроме того, надо сказать, что    
та методика, по которой предусматривается дальше пересматривать цены на         
лекарственные препараты, которую планируется применять, уже действует в         
Российской Федерации и в общем положительно себя зарекомендовала, никакого      
вымывания или проблем с лекарственными препаратами, с их доступностью в связи   
с применением этой методики не возникает.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. На самом деле вопрос: будет ли дефицит - это серьёзный вопрос.     
Как раз от того, какой мы примем закон, какая методика будет у правительства,   
будут зависеть цены на лекарства из списка, по которому осуществляет            
финансирование государство.                                                     
                                                                                
Надо отметить, что в соответствии с майским указом президента 2012 года,        
который касается списка жизненно необходимых лекарств, предполагалось, что 90   
процентов этих лекарств должно производиться к 2018 году на территории          
Российской Федерации - этот показатель недоисполнен, и нам с вами нужно         
обязательно добиться, чтобы производилось 90 процентов. Все лекарства,          
конечно, невозможно у нас производить, потому что список меняется,              
дополняется, что-то исключается, но показателя 90 процентов мы должны           
достигнуть, я предполагаю, к 2020 году, потому что работа продолжается, и       
Фонд развития промышленности эту программу поддерживает.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Герасименко Николай Фёдорович.                            
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня вопрос к представителю Министерства здравоохранения.                     
                                                                                
Вот смотрите: у нас все аптеки - это коммерческие предприятия, за исключением   
муниципальных унитарных предприятий, и поскольку это коммерческие               
организации, там очень неохотно берут на продажу препараты с низкими ценами.    
В последнее время шла такая кампания по уменьшению числа унитарных              
предприятий, а они в основном занимаются и наркотиками, и социальными           
вопросам, и так далее. Вопрос представителю Министерства здравоохранения:       
какие меры и рычаги воздействия на аптеки у нас будут, я имею в виду прежде     
всего коммерческие аптеки, чтобы они брали эти препараты, которые будут         
продаваться по фиксированным низким ценам? И какое вообще количество аптек в    
форме муниципальных унитарных предприятий у нас осталось в России?              
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Николай Фёдорович, действительно, есть проблемы с   
доступностью лекарственных препаратов там, где, скажем, превалируют только      
коммерческие аптеки, как вы их назвали, хотя надо сказать, что аптеки,          
которые принадлежат муниципальным органам власти или органам власти субъектов   
Российской Федерации, также в основном в виде коммерческих организаций          
действуют, поэтому проблемы сходные в каком-то плане для тех и для других. Но   
надо отметить, что существует минимальный обязательный перечень лекарственных   
препаратов, который должен присутствовать в аптеках, он охватывает              
действительно очень большой сегмент, и отсутствие этих препаратов в аптеках     
будет являться нарушением лицензионных требований. В данном случае              
регулирование производится именно таким образом.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович.                             
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Дмитрий Вячеславович, ну, во-первых, спасибо в вашем лице          
Минздраву за оперативное вмешательство в ситуацию со снабжением                 
лекарственными препаратами удалённых территорий, в частности Берёзовского       
района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, - видно, без Минздрава      
региональные власти не в состоянии решить вопрос о полноценном снабжении        
лекарственными препаратами.                                                     
                                                                                
Вопрос к вам будет следующим. Мы понимаем прекрасно, что важно не только        
снижение цены, что тоже важно, но и чтобы жизненно необходимые и важнейшие      
лекарственные препараты и в целом лекарства вообще были в аптеках. Вот у меня   
вопрос: в чём всё-таки сегодня приоритет у Росздравнадзора, который должен      
выполнять функцию контроля за наличием лекарств вообще в отдалённых наших       
аптеках? Всегда легко проверять в крупных городах, малых городах, а на          
удалённых территориях эта проблема часто присутствует, и, к сожалению,          
Росздравнадзор полагается на региональные власти, которые, к сожалению, не      
всегда дают объективную информацию.                                             
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Владимир Владимирович, ну, Росздравнадзор не        
определяет какие-то конкретные приоритеты, он старается строить свою работу     
на плановой основе и на том, чтобы контролировать в целом доступность и         
качество лекарственных препаратов, которые продаются во всех аптеках на         
территории Российской Федерации, независимо от того, где эти аптеки             
находятся. Действительно, у него не такие большие силы, чтобы постоянно         
охватывать весь, скажем, перечень аптечных учреждений, который достаточно       
значителен, тем не менее такая работа планово ведётся, и особенно интенсивно    
она ведётся тогда, когда возникают определённые жалобы на те или иные           
аптечные организации. В целом же основой для того, чтобы обеспечивать           
доступность лекарственных препаратов в аптеках любого уровня, является          
необходимый минимальный перечень лекарственных препаратов, которые должны       
присутствовать во всех аптеках.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня вопрос тоже к Дмитрию Вячеславовичу.             
                                                                                
Дмитрий Вячеславович, первый вопрос - временной: срок - 2019-2020 годы,         
успеют ли физически все производители перерегистрироваться за это время? Это    
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Риск дефицита во многом будет зависеть, конечно, от методики, которая   
пока не утверждена, я так понимаю, - что изменится в методике, что              
предполагается изменить? Некоторые производители высказывают мнение, что        
переход или снижение цен на ЖНВЛП в результате введения референтных цен         
приведут к уходу с рынка оригинальных препаратов, к которым привыкли многие     
наши граждане.                                                                  
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Алексей Владимирович, эта методика, по которой в    
настоящее время происходит регистрация лекарственных препаратов, уже работает   
и уже применяется, фактически та методика, которая будет применяться для        
перерегистрации цен, в целом основана на уже действующей методике, и            
единственное отличие современной методики - это отказ от затратной оценки       
стоимости лекарственного препарата и переход на референтную. Это не наше        
изобретение, не российское, сейчас большинство стран мира, большинство          
развитых юрисдикций переходят именно на эту методику, которая себя оправдала.   
Надо сказать, что это и практически все страны Европейского союза, если         
говорить о странах, которые не входят в Европейский союз, это, скажем, такая    
большая страна, как Турция, и в настоящее время переход на референтное          
ценообразование происходит в Соединённых Штатах Америки, которые                
перестраиваются также на дженериковую политику в плане обеспечения населения    
лекарственными препаратами. Тем не менее, несмотря на то что действительно      
эти методики больше направлены на то, чтобы развивать именно производство       
дженериков, которые являются более дешёвыми, риска ухода оригинальных           
препаратов в данном случае тоже не наблюдается. Повторяю, что не мы первые      
применяем эту методику.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синяговский Владимир Ильич, пожалуйста.                   
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Дмитрий Вячеславович, будет ли предусмотрена ответственность производителя за   
реализацию по неперерегистрированным предельным отпускным ценам?                
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Такая ответственность уже предусмотрена. На самом деле это    
нарушение лицензионных требований, и предусмотрена соответствующая              
ответственность, в том числе в Кодексе об административных правонарушениях,     
вплоть до приостановления деятельности.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Дмитрий Вячеславович, я не разделяю вашего оптимизма относительно               
невозможности вымывания части препаратов, особенно тех, которые производятся    
отечественными производителями. В связи с этим я хотел бы уточнить: есть ли у   
вас отзывы профессионального сообщества, я имею в виду всё-таки российских      
фармпроизводителей?                                                             
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Да, Василий Юрьевич.                                          
                                                                                
Уважаемый Василий Юрьевич, конечно, этот законопроект обсуждался очень          
широко, так же как и обсуждалась и проходила оценку регулирующего воздействия   
та методика, которая утверждена уже постановлением правительства в 2018 году.   
В течение трёх месяцев после вступления в силу настоящего федерального закона   
мы будем обязаны разработать, и правительство должно будет принять уже          
методику по пересмотру в 2019 и 2020 годах по всем лекарственным препаратам,    
которые подпадут под действие этого закона. Я думаю, что, во-первых, мы всё     
успеем, а во-вторых, этот проект также будет в ближайшее время опубликован      
для общественного обсуждения, будет обсуждаться с общественностью, с            
производителями и будет проходить также оценку регулирующего воздействия.       
Поэтому я думаю, что... ну, у меня лично нет опасений, которые есть у вас, в    
плане вымывания лекарственных средств, особенно нижнего ценового сегмента, их   
эта новелла затронет в меньшей степени.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста.                  
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Дмитрий Вячеславович, согласно законопроекту будет осуществляться               
экономический анализ предельной отпускной цены, в связи с этим вопрос: каким    
органом государственной власти эта работа будет вестись - будут это структуры   
Минздрава либо какие-то другие структуры правительства?                         
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Дмитрий Викторович, на самом деле такой экономический         
анализ уже проводится с 2010 года, раньше этим занималась Федеральная служба    
по тарифам, а после передачи полномочий этой службы в ФАС соответственно        
занимается Федеральная антимонопольная служба. И в данном случае планируется,   
что такой экономический анализ, как, собственно, уже сказал содокладчик,        
будет осуществляться именно Федеральной антимонопольной службой, которая уже    
имеет соответствующий опыт - опыт проведения такого экономического анализа.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кудрявцев Максим Георгиевич.                              
                                                                                
КУДРЯВЦЕВ М. Г. Дмитрий Вячеславович, законопроектом вводится следующая         
обязанность: владельцы регистрационных удостоверений препаратов будут обязаны   
снижать цены на препараты такой важной категории, как жизненно необходимые и    
важнейшие лекарственные препараты, в случае снижения цен на них в валюте в      
стране производителя или снижения цен на референтные препараты. Понятно, что    
представители бизнеса, поставщики и производители крайне неохотно пойдут на     
эту меру, потому что это снижение маржинальности бизнеса и потеря прибыли.      
Вот хотелось бы услышать, какой будет процедура подачи таких заявлений, какие   
будут сроки и какой, на ваш взгляд, должна быть ответственность за              
непредставление документов о снижении цен на такие важные препараты?            
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Максим Георгиевич, предусматривается, в общем-то,   
довольно мягкий механизм. Сначала сам производитель должен это оценить,         
поскольку они все ведут, обязаны вести соответствующий мониторинг цен на        
лекарственные препараты в референтных странах. Если такого заявления не         
последует, то Федеральная антимонопольная служба направит производителю         
предложение представить соответствующее заявление о снижении цены. Если этого   
не произойдёт, то в дальнейшем будет ставиться вопрос, как мы предполагаем,     
об отзыве или аннулировании регистрационного удостоверения на данный            
лекарственный препарат.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Дмитрий          
Вячеславович, конечно, инициатива важная, мы её поддержим, но я хотел бы        
проинформировать, что ещё 12 мая 2017 года наша фракция внесла законопроект о   
внесении изменения тоже в закон "Об обращении лекарственных средств", где       
речь идёт о предельной доле допустимых расходов на жизненно важные лекарства    
каждого гражданина Российской Федерации. Мы понимаем, что да, важно             
регулировать цену, не допускать её повышения на уровень выше инфляции, в чём    
вы сейчас нас убеждаете и что мы все в принципе, конечно, поддерживаем.         
Вопрос: почему до сих пор ни правительство, - Александр Дмитриевич, к вам       
обращаюсь! - ни Дума не выносят этот законопроект на рассмотрение? Уважаемые    
коллеги, это архиважно, это защита наших людей, да ещё больных, а раз это       
жизненно важные лекарства, значит, очень серьёзно больных. Мы предлагаем: 10    
процентов собственных доходов пусть граждане тратят на эти цели, а всё          
остальное должны обеспечить региональные и федеральные власти. Вот на это я     
прошу обратить внимание.                                                        
                                                                                
И вопрос, просьба высказаться министерству нашему уважаемому: вы                
поддерживаете эту инициативу? Ну а как иначе? Коллеги, посмотрите, какие цены   
на жизненно важные лекарства! А если денег нет в кошельке - что делать?         
Обращаться с экранов телевизоров: помогите, товарищи дорогие, эсэмэсками?       
                                                                                
Вот эту инициативу мы и предлагаем не задерживать больше, а рассмотреть в       
ближайшее время. Говорят, что у нас в казне нет денег, в бюджете нет денег, -   
да, но хотя бы так ответьте! Получается, что второй год вот такая инициатива    
лежит и ждёт рассмотрения.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста.                    
                                                                                
НАТАРОВ С. В. Можно с места?                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно, поддержит этот законопроект,          
поскольку речь идёт о государственном регулировании цен на лекарственные        
препараты. Однако риски, о которых сегодня задавали вопросы коллеги, многие     
говорили, остаются. Почему? Потому что всё-таки в этом перечне огромное         
количество препаратов иностранного производства. Сейчас, пока нет методики,     
ни сами компании, ни мы не можем понять, насколько риски могут быть             
объективными, но факт тот, что в соседних странах, таких как Белоруссия,        
Азербайджан, Казахстан, произошло вымывание после таких мероприятий, поэтому,   
конечно, всё нужно держать на особом контроле. В этой части, может быть, в      
методике надо определить, что, кроме одного раза в год, когда определяется      
цена, возможны ещё какие-то корректировки, потому что курс доллара может        
меняться, рубль может упасть, не дай бог, в этой части риски сохраняются.       
                                                                                
В первом чтении законопроект мы поддержим.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Цыбизова Татьяна Игоревна, пожалуйста.                    
                                                                                
ЦЫБИЗОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
поддержит данный законопроект, и вот почему.                                    
                                                                                
Ещё в ноябре, выступая в правительстве, Президент Российской Федерации          
призвал оградить наших граждан от чрезмерного роста цен на лекарственные        
препараты и обеспечить порядок в ценообразовании. Вот данный законопроект -     
это один из шагов к достижению этой цели.                                       
                                                                                
Здесь уже долго обсуждали, задавали вопросы, и основные моменты законопроекта   
освещены, я остановлюсь лишь на самых главных. Скажу о том, что                 
предусматривается перерегистрация, предусматривается запрет на увеличение       
предельной отпускной цены, запрет на реализацию производителем по цене выше     
предельной отпускной, и это самое главное, что защищает наших граждан.          
                                                                                
Мы, наша фракция, тоже разделяем опасения в части доступности лекарственных     
препаратов, мы разделяем опасения и в части экономического благополучия наших   
фармацевтических компаний, но мы понимаем, что на сегодняшний день концепция    
законопроекта, которая, во-первых, защищает права граждан на получение          
лекарственного обеспечения по адекватным ценам и, во-вторых, защищает наши      
бюджетные учреждения от чрезмерных трат, актуальна, поэтому фракция "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ" данный законопроект в первом чтении поддержит.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик?        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я хотел   
бы ещё раз подчеркнуть, что методика, в соответствии с которой будет            
фактически производиться пересмотр цен на лекарственные препараты, входящие в   
перечень ЖНВЛП, уже действует, она применяется с 2018 года и базируется в       
основном на тех методиках, которые существовали ранее. Дело в том, что с 2010   
года цены на весь этот массив лекарственных препаратов регистрировались по      
различным методикам, которые менялись. В результате мы имеем некоторые          
парадоксы. Скажем, есть какие-то воспроизведённые лекарственные препараты,      
которые сейчас стоят дороже оригинальных. Поэтому на самом деле законопроект    
даёт правительству полномочия по утверждению методики для пересмотра цен на     
весь этот массив в течение 2019 и 2020 годов, чтобы устранить противоречия и,   
так сказать, привести все лекарственные препараты к единому знаменателю.        
Ничего особенно революционного этот законопроект в данном случае не несёт, и,   
соответственно, никаких особенно новых рисков в связи с его принятием не        
возникает. Это я хотел бы ещё раз подчеркнуть.                                  
                                                                                
И в отношении выступления Олега Анатольевича я хотел бы сказать, что по         
поручению президента сейчас ведётся интенсивная работа и консультации с         
профессиональным сообществом, с различными организациями по поводу того,        
чтобы рассмотреть новый механизм льготного лекарственного обеспечения граждан   
с целью повысить доступность лекарственных препаратов особенно для тех          
больных, которые в них сильно нуждаются, снизить затраты больных на             
приобретение лекарственных препаратов. В настоящее время все возможные          
варианты просчитываются и такая работа ведётся, через некоторое время мы        
готовы будем представить соответствующие предложения правительству, ну а,       
соответственно, правительство - в Государственную Думу.                         
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содокладчик.                                  
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, ещё раз убедительно прошу вас поддержать в      
первом чтении данный законопроект. Хотя, безусловно, я вместе с вами не         
поддерживаю оптимизм, выраженный по поводу методики формирования цены, не       
надо нам успокаиваться, потому что методика формирования цены через             
референтные цены тоже несёт в себе много рисков, и есть международный опыт.     
Нам за этим нужно следить, поэтому методику к третьему чтению...                
Правительство, вы нам сейчас хотите сказать, что она уже есть и ничего не       
нужно смотреть, - нет, давайте к третьему чтению всё-таки посмотрим эту         
методику, что это будет, какие будут референтные страны? Ведь экономическая     
агрессия происходит всё чаще и чаще, и экономики многих референтных стран       
находятся вот на таком, так сказать, балансе.                                   
                                                                                
И ещё один момент. Хочу ещё раз сказать справедливости ради: правительство      
провело хорошую работу по контролю за ценами на лекарства из списка жизненно    
важных, это примерно 800 препаратов. Действительно, темпы роста цен в 2018      
году - мы уже смотрели - ниже уровня инфляции, это серьёзная, эффективная       
работа. Наверное, нам нужно и дальше отталкиваться не от того, насколько        
можно ещё цену снизить, это было бы очень хорошо, но нам нужно добиться того,   
чтобы и дальше темпы роста цен на лекарства из списка жизненно важных были      
ниже уровня инфляции, и тогда можно будет признать работу правительства         
удовлетворительной.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части                  
государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включённые в     
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.