Заседание № 205
О проекте федерального закона № 592129-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в части, касающейся порядка регистрации граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все экспертизы, просим принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
Вопрос 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 15 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
КУЛИК Г. В. Яровая по пунктам 2, 3, 4, 5 и 7 голосовала за.
Заседание № 204
О проекте федерального закона № 592129-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в части, касающейся порядка регистрации граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам; принят в первом чтении 21 октября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Одна таблица, четыре поправки - просим принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, я всё правильно говорю? Спасибо. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 59 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 21 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 592129-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, заместитель министра юстиции. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, которым в статью 5 Закона "О праве граждан... на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вносится изменение, предусматривающее, что регистрация по месту пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, производится без обязательного снятия гражданина с регистрационного учёта по месту жительства. Одновременно из статьи 7 закона предлагается исключить положение, согласно которому снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства в связи с осуждением к лишению свободы или принудительным работам производится органом регистрационного учёта на основании вступавшего в законную силу приговора суда. Эти изменения обусловлены тем, что статьями 5 и 7 указанного закона в действующей редакции предусматривается возможность регистрации гражданина по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы только после его снятия с регистрационного учёта по месту жительства в связи с осуждением к лишению свободы, которое производится органом регучёта на основании вступившего в законную силу приговора суда. В соответствии с постановлением Конституционного Суда № 8-П временное отсутствие гражданина - нанимателя жилого помещения или членов его семьи, в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением. Исключение из законодательства положений, предусматривающих возможность регистрации по месту пребывания в исправительном центре или исправительном учреждении только после снятия с учёта по месту жительства, позволит создать условия для защиты жилищных прав граждан, которые находятся в местах отбывания наказания в виде лишения свободы и в исправительных центрах. Кроме того, предлагается увеличить срок представления информации о регистрации и снятии граждан с регистрационного учёта по месту пребывания администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы с одного до семи дней. Предлагаемое изменение обусловлено тем, что в соответствии с 79-й статьёй УИК при поступлении осуждённого в исправительное учреждение он подлежит содержанию в карантинном отделении, при этом согласно ведомственным нормативным актам администрация должна выполнить ряд первоочередных мероприятий. Кроме того, в ряде случаев исправительные учреждения находятся на значительном расстоянии от мест дислокации территориального подразделения ФМС, что не позволяет осуществить доставку информации вот в этот дневной срок. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич. С содокладом выступает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, данный законопроект исключительно важен для социализации лиц, отбывающих или отбывших наказание, и, несомненно, комитет поддерживает его принятие в первом чтении. Одновременно хотел бы отметить, что в вашем распоряжении имеется очень подробное заключение Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Галина Петровна Хованская нам его направила. В заключении отмечается следующий важный момент: "В настоящее время гражданам, отбывшим наказание в местах лишения свободы и снятым с регистрационного учёта по указанным выше основаниям, зачастую отказывают в постановке на регистрационный учёт по месту жительства, в связи с чем такие граждане вынуждены восстанавливать свои жилищные права в судебном порядке". Речь идёт о многих тысячах, если не десятках тысяч граждан, и мне представляется, что принятие законопроекта способно будет урегулировать эту проблему хотя бы частично. Просим поддержать принятие законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Владимир Николаевич, ввиду того что, как вы правильно заметили, я пропустил заседание комитета, позволю себе набраться наглости и задать вам вопрос, чтобы получить ваши всеобъемлющие разъяснения. Вот скажите, пожалуйста, мы данным законопроектом, вернее, не мы, вы увеличиваете на семь дней срок регистрации вновь прибывшего осуждённого по месту осуждения, и в пояснительной записке говорится, что внесение предлагаемых изменений обусловлено тем, что при поступлении осуждённого нужно сделать некоторые вещи, в частности провести сверку данных, указанных в приговоре суда, с иными документами. То есть из этого я делаю вывод, что осуждают одного, а присылают другого. Может быть, дадим месяц, чтобы ещё и ДНК-контроль могли сделать, а то, не дай бог, не того посадят? ПЛИГИН В. Н. Сергей Владимирович, вы сегодня отличаетесь содержательностью своих предложений. Несомненно, вещи, связанные с экспертизой ДНК, заслуживают определённого внимания и определённого подхода, однако хотел бы обратить внимание, что основное содержание законопроекта строится не вокруг семи дней, а вокруг необходимости сохранения регистрации. И следующий момент, это уже совершенно без шуток. В зале присутствуют много лиц, которым приходилось принимать достаточно жёсткие решения в отношении целого ряда людей. И я ещё раз хочу подчеркнуть - без всякой улыбки, - что процедуры, выполняемые с лицами, которые помещаются в места лишения свободы, конечно же, это совершенно естественно, не могут уложиться в один день, они связаны с вопросами карантина. И наконец, вы задали ещё один вопрос, и он тоже не является шуткой. В судебной практике действительно имели место редчайшие случаи, когда происходила подмена даже на стадии судебного заседания, например, когда это касалось близнецов, - вот такие были казусы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Золочевский Виталий Сергеевич. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Владимир Николаевич, два тезиса я хотел бы изложить. Вот то, что мы не будем снимать осуждённого с регистрационного учёта, не скажется ли пагубно на величине коммунальных платежей, то есть не ляжет ли это коммунальным бременем на собственников жилого помещения в последующем? Это первое. И второе. Получается, если, например, осуждённый и собственник - это разные лица, то в случае, если собственник захочет продать свою квартиру, в которой прописан осуждённый, ему опять-таки придётся по новому законодательству через суд это делать, в то время как раньше он мог спокойно это своё право реализовать. То есть мне кажется, что мы дополнительные сложности создаём. Как вы считаете? ПЛИГИН В. Н. С сожалением приходится констатировать, что уровень преступности достаточно высок: в год открывается примерно 1 миллион 100 тысяч уголовных дел. Я не знаю точной статистики, но где-то около 30 процентов лиц осуждается к реальному лишению свободы (Эрнест Абдулович, может быть, меня поправит), то есть более 680 тысяч человек в настоящее время отбывают наказание. Поэтому к этому вопросу мы должны подходить очень взвешенно. Нельзя лишать этих людей права на проживание, права на жилище в дальнейшем, это действительно не соответствует социальной политике государства, не соответствует вопросам социализации. Что касается коммунальных платежей, я, честно говоря, здесь не являюсь профессионалом. Не знаю, возможно ли это по Регламенту, но, если Галина Петровна может это как-то объяснить, я был бы ей признателен. Но ещё раз хочу подчеркнуть: ни в коем случае мы не должны лишать граждан Российской Федерации, преступивших закон, в дальнейшем возвращающихся в общество, возможности проживания. У нас, к сожалению, в настоящее время утрачен опыт системной работы по реабилитации лиц, ранее судимых, поэтому в этой части те меры, которые мы предлагаем, должны быть применены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь. Включите микрофон Галине Петровне Хованской. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Я заодно и выступлю очень коротко по этому вопросу, потому что уже закончились вопросы. Уважаемые коллеги, наш комитет является соисполнителем, и мы действительно очень серьёзно отнеслись к этому законопроекту. К нам в комитет очень часто поступают от тех, кто был осуждён, обращения, в связи с тем что они утратили право пользования жилым помещением. И далеко не все в судебном порядке потом смогли это право реализовать, по крайней мере им приходилось длительное время оставаться без жилья, пока шёл судебный процесс. А нет жилья - значит, есть рецидивы, вы это прекрасно понимаете, потому что человек, оставшись на улице, снова ворует, совершает какие-то новые преступления. Поэтому это очень правильная, грамотная норма. В очередной раз надо сказать спасибо Конституционному Суду за то, что он инициировал вот этот процесс изменения законодательства. И большая просьба к правительству в самые кратчайшие сроки (там, по-моему, два месяца установлено) изменить правила регистрации, внести соответствующие изменения, чтобы больше мы не слышали вот об этих судебных процессах. Теперь в отношении платежей и всяких прочих проблем, которые возникают. Они возникают, как правило, только если это единственный наниматель жилого помещения или единственный собственник жилого помещения. Во всех остальных случаях возникает проблема только по оплате за услуги водоснабжения и водоотведения. Но в данном случае можно поставить счётчик и такой проблемы не будет, потому что, как вы знаете, жилищные услуги, услуги отопления, теплоснабжения, рассчитываются с квадратного метра. Так что те, кто остаётся в этом жилом помещении, соответственно будут оплачивать эти услуги в общем порядке. Ещё раз подчёркиваю, мы поддерживаем принятие этого законопроекта и благодарны Конституционному Суду. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Галина Петровна уже открыла прения. Давайте, если ещё есть желающие выступить, проведём запись на выступления. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, предлагающий установить иной порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, а именно с сохранением регистрации их по месту жительства во время пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы. Принятие закона позволит исключить возможность отказа гражданину, снятому с регистрационного учёта, в постановке на регистрационный учёт по месту жительства после отбытия им наказания в виде лишения свободы, что представляется обоснованным и, безусловно, направлено на защиту жилищных прав граждан. В настоящее время снятие граждан с регистрационного учёта по месту жительства в таких случаях осуществляется по заявлению заинтересованного физического или юридического лица на основании вступившего в законную силу приговора суда, что на практике нередко приводит к умышленному лишению права пользования жилым помещением граждан, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, и к необходимости восстановления этого права в судебном порядке по возращении. Я хочу поддержать товарища Хованскую: действительно, таких проблем очень много и хорошо, что Конституционный Суд вовремя... хотя, может быть, даже где-то с опозданием поправил... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Коллеги, давайте завершим обсуждение этого вопроса и после этого проведём "час голосования". Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я коротко. Я всегда очень рад задавать вопросы Владимиру Николаевичу, за которые он меня потом от всей души благодарит. И тот свой вопрос я задал не случайно, потому что, когда я служил в Советской Армии, там был парень, который служил уже вторые два года, то есть он служил за своего брата, так что случаи отсидки за других не редкость. А что касается прописки, хотя она у нас и отменена, - но я сейчас говорю об этом в обычном понимании слова, точнее, я имею в виду регистрацию. Мы сейчас вместо суток делаем семь суток, то есть получается такая ситуация: осуждённый человек прибывает в место лишения свободы, где он будет отбывать наказание... Если раньше его ставили на учёт по месту жительства за одни сутки, то теперь этот срок увеличивается до семи дней, но в результате этот человек может эту самую прописку и не получить, и тогда администрация просто-напросто его вышвыривает, как котёнка, он остаётся вообще без жилья. Вот мы как раз и выступаем против этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Сергей Владимирович, в данном случае как раз речь идёт о регистрации по месту пребывания, то есть здесь право на регистрацию по месту жительства не затрагивается, и цель законопроекта в том, чтобы эту коллизию устранить. Закон действительно важный, нужный, поскольку очень часто возникают такие ситуации, и лица, которые уже отбыли наказание, с этой проблемой на самом деле сталкиваются. Когда мы законом снимаем какие-то обременения, ограничения для одного лица, возникают какие-то неудобства, ограничения для других лиц. Вот о жилищно-коммунальных услугах уже мой коллега Виталий Золочевский задал вопрос, но могут возникнуть также и другие проблемы. Например, если лицо, которое не является единственным собственником или единственным нанимателем жилья, осуждено на значительный срок, допустим на двадцать лет, то другие собственники помещения ничего не могут сделать с этим помещением на протяжении двадцатилетнего срока. Насколько это справедливо с точки зрения права и учёта взаимных интересов? Всё-таки человека отправили не в командировку, он виновен в совершении преступления и в соответствии с решением суда отбывает наказание в местах лишения свободы, причём, скорее всего, это было преступление довольно тяжёлое. Вот здесь важно найти правильное соотношение, надо учесть интересы осуждённого, который, отбыв наказание, конечно же, должен социализироваться, вернуться в общество, не должен остаться без своего угла, но, конечно же, должны быть учтены и интересы совместно проживающих с ним лиц, которые не всегда с ним в хороших, в приятельских или в семейных отношениях. Фракция ЛДПР надеется, что ко второму чтению подобные механизмы будут предложены, и мы с Сергеем Владимировичем Ивановым с огромным удовольствием примем участие в их обсуждении на заседании комитета, в случае если материалы будут розданы заранее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Юрий Сергеевич, будете выступать с заключительным словом? Владимир Николаевич? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 46 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.