Заседание № 186
О проекте федерального закона № 591365-6 "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (принят в первом чтении 19 сентября 2014 года с наименованием "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й пункт, проект федерального закона "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению. Всего поступило шесть поправок, которые носят в основном уточняющий, редакционный и лингвистический характер, они сведены в таблицу № 1. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает утвердить поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 32 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 58 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принимается. Включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, просьба принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 38 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 183
О проекте федерального закона № 591365-6 "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города Севастополя и образования в составе Федерации новых субъектов действует переходный период, в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов в экономическую и правовую систему России. Проведённый сравнительный анализ соответствия законодательства, регулирующего трудовые и иные связанные с ними отношения, которое действовало в Крыму и в Севастополе до 21 февраля 2014 года, российскому законодательству показал значительное расхождение правовых норм, что может ухудшить положение граждан, возможность получения ими гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством Российской Федерации. Так, по законодательству Крыма (читай - Украины) ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня, а по российскому законодательству - 28 календарных дней. В настоящее время появились предпосылки к высвобождению работников предприятий в связи с их перерегистрацией, с нахождением на территории Украины учредителей, которые не приняли решение о дальнейшей деятельности в Крыму, с переходом хозяйствующих субъектов в разряд предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны, безопасности государства, со сменой собственников и так далее, поэтому данным законопроектом предполагается обеспечить сохранение установленных трудовым законодательством России гарантий трудовых прав работников при реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Крыму, в Севастополе. В соответствии с ранее принятым федеральным конституционным законом на территориях Республики Крым и города Севастополя допускается до 1 января 2015 года обращение украинской национальной валюты. В связи с этим в целях защиты трудовых прав работников положениями данного законопроекта предусматривается требование о выплате заработной платы только в рублях, в национальной валюте Российской Федерации. Трудовые договоры, заключённые с работниками в Крыму и в Севастополе, подлежат приведению в соответствие с требованиями российского законодательства не позднее 1 января 2015 года. Трудовые договоры, условия которых противоречат российскому законодательству, прекратят действие с 1 января 2015 года. Трудовые книжки украинского образца будут продолжать действовать, они по законопроекту не подлежат замене и будут вестись в порядке, установленном российским законодательством, но при желании работника иметь трудовую книжку российского образца работодатель обязан будет исполнить это желание и выдать ему российскую трудовую книжку. Положениями представленного законопроекта предусматривается сохранение на переходный период установленных ранее компенсаций за работу во вредных и в опасных условиях труда по результатам ранее проведённой аттестации рабочих мест. Размеры компенсаций, в том числе и в натуральных продуктах, определяются в переходный период с учётом этих особенностей. В частности, если трудовым законодательством Российской Федерации предусматриваются более высокие компенсации, применяться должны они, если же действуют компенсации, которые выше российских, то до 1 января 2015 года применяться будут они. Есть в законопроекте ряд особенностей, касающихся проведения аттестации рабочих мест, спецоценки условий труда, которые также направлены на обеспечение плавности переходных процессов. Принятие закона не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета, так как эти средства были заложены ранее. Новеллы данного законопроекта, я подчёркиваю, будут действовать до 1 января 2015 года. Авторы законопроекта, к которым, кроме указанных в документах, присоединились наши коллеги Шайденко, Герасимова и ещё несколько человек, просят поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Докладчик очень подробно осветил данный законопроект. Мы его обсуждали в комитете. Проект федерального закона устанавливает особенности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в переходный период на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном с положениями проекта федерального закона согласны. Комитет Совета Федерации по социальной политике также поддерживает данный законопроект. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. И ещё дополнение: Сергей Евгеньевич, комитет просит этот законопроект поставить на рассмотрение во втором чтении на 26 сентября, в связи с тем что срок действия закона - до 1 января 2015 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие есть вопросы? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Михаил Васильевич, мы с вами это обсуждали и спорили об этом в комитете: вот вы уверены в том, что к 1 января будут исчерпаны все проблемы, которые сегодня, с моей точки зрения, накапливаются в Крыму? ТАРАСЕНКО М. В. Ну, я не могу гарантировать, что все проблемы, касающиеся вопросов трудового законодательства, будут к 1 января исчерпаны, безусловно, далеко не все, но есть возможность во время переходного периода, когда будут действовать и те, и другие нормы, подготовить трудовые коллективы, организации к тому, чтобы наше законодательство стало действовать в полной мере. В частности, что касается того, о чём мы говорили, тех же самых отпусков для женщин, имеющих двух и более детей, которые у нас не оплачиваются, а в Украине оплачивались, то даже если после 1 января 2015 года такая женщина захочет при расчёте получить компенсацию за этот отпуск, компенсация, безусловно, будет выплачиваться. Законопроект направлен на то, чтобы минимизировать те сложности, которые могут возникнуть при реализации трудового законодательства, но то, что российское трудовое законодательство более лояльно по отношению к работнику, это бесспорно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Этот закон, наверное, надо принимать, но, с моей точки зрения, он, безусловно, не решит проблемы. Почему? Мне кажется, уважаемые коллеги, что руководство Российской Федерации, к сожалению, сделало слишком большие преференции для крымских властей: там принято постановление Госсовета Крыма, которым все полномочия они отнесли себе, а там, мол, как получится, и в результате этого крайне болезненно идёт, а зачастую совсем не идёт создание региональных структур федеральных ведомств. С моей точки зрения, квалификации и компетенции крымского правительства недостаточно для того, чтобы в переходный период, обозначенный в указе президента и в законах, привести всё законодательство в порядок. Более того, отсутствие компетенции федеральных структур, с моей точки зрения, сейчас ведёт к нарастанию проблем. Ну, скажем, там отсутствуют такие структуры, как Роскадастр, Росреестр, и в результате не происходит предусмотренная положениями о переходном периоде перерегистрация предприятий, отсутствует нормальное переформатирование банковской системы. Я с этой трибуны многократно вам об этом говорил: было 2 тысячи отделений ведущих российских и украинских банков - на сегодняшний момент их четыреста пятьдесят. Я вас спрашиваю: возможно ли 45 тысяч юридических и физических лиц, частных предпринимателей перерегистрировать, если отсутствует банковская инфраструктура и другие структуры, которые обязаны это делать?! Более того, мы должны понимать, что украинские олигархи не сильно глупее российских в части "оптимизации" уплаты налогов, ухода от всевозможных проверок, и сегодня, если говорить о значительной части промышленных предприятий, принадлежавших ранее крупным украинским собственникам, они зарегистрированы как международные. Ну, то есть были куплены небольшие фабрики в различных странах, созданы совместные предприятия, и юрисдикция у них была не украинская, а совсем другая. В результате люди сегодня не получают заработную плату, а спросить не с кого - никто за это не отвечает! Я считал бы правильным от имени Думы принять обращение, адресованное и президенту, и правительству, чтобы ускорить инвентаризацию процессов, происходящих на территории Крыма. К сожалению, с моей точки зрения, Министерство по делам Крыма сегодня недостаточно хорошо владеет этой проблематикой и не владеет необходимым инструментарием для решения подобных проблем, а эта проблема может нам аукнуться уже к новому году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, я поддерживаю проект закона, но хотел бы сказать, что, думая о Крыме, мы должны рассматривать некоторые вещи не только в рамках трудового права и оформления тех или иных социальных позиций. Не скрою, с того момента, как мы побывали в Крыму и политически обозначили, что не колеблемся, что Крым российский и всё прочее, с самого начала мы говорили о том, что есть огромная опасность в степени бюрократизации системы управления в России, - это сейчас Николай Васильевич тоже затрагивал: отношение федеральных министерств и реальную способность быстро, энергично и конкретно решать те или иные проблемы. Газета "Правда" три дня назад написала: 80 процентов энергоснабжения Крыма - это Украина. Власти Украины - нам предельно ясно их лицо - с начала сентября ввели резкие ограничения. Впереди у крымчан тяжелейшая зима. Не знаю, как будет решена проблема газа, но если украинские власти начнут или даже усилят давление, то тогда вопрос к федеральным министерствам, причастным к этой проблеме: а в каком же положении будут предприятия Крыма, что будет с безработицей и что будет с разного рода социальными компенсациями? Сергей Евгеньевич, я попросил бы, чтобы вы лично прикинули: может быть, нам под эгидой одного из заместителей Председателя Государственной Думы провести встречу с участием представителей федеральных министерств и всё, что необходимо для ускорения реальной работы ведомств там, на месте, с соответствующими властями Крыма и Севастополя ещё раз детально рассмотреть? Да, глобальные политические конституционные законы мы провели, но я очень боюсь, что теперь, когда дело дошло до хозяйственно-управленческих решений, всё начнёт пробуксовывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выносим законопроект на "час голосования". По ведению - Александр Владимирович Потапов. ПОТАПОВ А. В. Я просто хотел задать вопрос или просто хотел бы кратко отметить, что в законопроекте предусмотрена оплата в рублях... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Владимирович, вы выступаете не по ведению. ПОТАПОВ А. В. Вы не ставили задачу нажать кнопку и записаться на вопросы, и я тянул руку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы завершили, спасибо.
12-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 23 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.