Заседание № 234

12.09.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 590947-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1513 по 2186 из 4351
Пункт 4, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", проект        
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании   
в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий            
педагогических работников". Доклад Олега Васильевича Шеина.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева недавно привела        
цифры по ситуации с кадровым обеспечением в российской общеобразовательной      
школе. По её словам, доля учителей в возрасте до 25 лет составляет всего 5      
процентов от общего числа, в возрасте до 30 лет - всего 10 процентов. Такими    
темпами к 2030 году дефицит кадров в общеобразовательной школе достигнет даже   
по отношению к нынешним параметрам порядка 200 тысяч рабочих мест.              
                                                                                
Однако и сегодняшнее положение дел в российской общеобразовательной системе     
не является оптимальным. Общероссийский народный фронт относительно недавно     
проводил опрос в 83 регионах Российской Федерации, было опрошено 3 тысячи       
педагогов, каждый второй из которых сказал, что в их школе не хватает           
предметников - учителей, ведущих конкретные предметы. В том числе в 32          
процентах случаев отмечен дефицит учителей иностранного языка, в 25 процентах   
случаев - учителей русского языка и в 18 процентах случаев - учителей физики.   
При этом сами учителя также отмечают недостаточный размер их заработной         
платы, невзирая на известные майские указы президента, каждый второй учитель    
говорит, что он вынужден работать дополнительно, брать вторую ставку, где-то    
подрабатывать в качестве репетитора, каждый третий учитель вообще считает,      
что за последние годы у него снизилась реальная заработная плата вместо её      
роста. Это данные РАНХиГС, то есть профильного института при Президенте         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Почему так произошло и что в принципе происходит в системе                      
общеобразовательной школы? Если мы возьмём данные за 2010 год и данные за       
2018 год, то увидим, что прошли массовые сокращения учителей: в 2010 году в     
российской школе работал 1 миллион 800 тысяч человек, на текущий год - 1        
миллион 100 тысяч человек. Нам могут отчасти объяснять произошедшее             
сокращением и самого числа детей, но вот только демографическая волна имеет     
разные параметры, и в настоящее время в школу как раз пришли дети, рождённые    
в конце нулевых годов - в начале десятых годов, когда мы отмечали               
определённого рода повышение рождаемости в Российской Федерации. И если число   
учителей сократилось более чем на 40 процентов, то число детей сократилось      
процентов на 25-28, поэтому возросла и уплотнённость классов, по сравнению с    
2010 годом она возросла в полтора раза: если в 2010 году на одного учителя      
приходилось десять учащихся, то в настоящее время - 15, и эта цифра             
увеличивается. Поэтому в классах вместо уроков идут лекции, поэтому учитель     
не в состоянии преподать качественно предмет обучающемуся, поэтому родители,    
у кого есть какие-то деньги, вынуждены замещать недополученное на уроках в      
школе через наём репетиторов, и стоимость затрат на репетиторов ежегодно        
возрастает. Поскольку при медианной зарплате далеко не все могут себе           
позволить репетитора, мы имеем качественное ухудшение подготовки детей в        
общеобразовательной школе и качественное ухудшение подготовки абитуриентов,     
которые поступают в высшую школу, то есть в университеты. Это означает очень    
серьёзные проблемы для страны, в том числе дефицит квалифицированной рабочей    
силы, в том числе невозможность для бизнеса получить на выходе из высшей        
школы специалистов, что является уже сегодня предметом всеобщего обсуждения.    
И очевидно, что существующие меры государственного финансирования не являются   
достаточными.                                                                   
                                                                                
Вообще, чтобы мы имели другое госфинансирование... Необходимо увеличить         
затраты на систему образования в Российской Федерации примерно на 3 триллиона   
рублей, это общеизвестные параметры, поскольку есть такой объективный           
показатель, как доля затрат на образование в процентах от ВВП. В России доля    
затрат на образование в процентах от ВВП составляет 3,5, в странах              
Организации экономического сотрудничества и развития - порядка 6-7 процентов.   
Наш ВВП - 100 триллионов, поэтому очень легко посчитать, сколько денег не       
хватает.                                                                        
                                                                                
Но фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" сегодня предлагает принять чуть более          
скромные меры, стоимость вопроса - 0,2 процента от ВВП, а не 3 процента.        
Меры, которые предлагаются, обсуждались в том числе с профсоюзом "Учитель",     
новым профсоюзом, входящим в Конфедерацию труда России (объединение свободных   
профсоюзов страны), и среди этих мер следующие: право преподавателя получить    
один раз в десять лет дополнительный оплачиваемый отпуск; возможность           
получить подъёмные в размере до пяти окладов для молодых специалистов,          
которые собираются работать в системе образования, а не уходить куда-то в       
частный сектор; возможность получить подъёмные в размере 25 процентов в         
течение трёх лет с момента начала работы для молодых специалистов, готовых      
работать на селе; мера, поощряющая уход на пенсию людей, которые достигли       
глубокого возраста, - два оклада дополнительно к стандартным выплатам для       
учителей, которые готовы выйти на пенсию, чтобы было движение кадров и были     
рабочие места для молодёжи; возможность получить подъёмные для работы на селе   
в размере 200 тысяч рублей для молодых специалистов, которые готовы это         
делать (кстати, это важно в свете известного медведевского решения поотменять   
советские постановления 30-х годов, часть из которых, как известно, касалась    
компенсаций по отоплению, по электроэнергии для преподавателей, которые         
работают в сельской местности). Мы также предлагаем ввести фиксированную        
надбавку для преподавателей, имеющих научные степени: 3 тысячи рублей - за      
степень кандидата и 7 тысяч рублей - за степень доктора, поскольку сейчас нет   
твёрдых правил и соответствующие выплаты утверждаются коллективными             
договорами и местными решениями, а также небольшую выплату на Интернет.         
                                                                                
И отдельно хотелось бы сказать, конечно, об изменении системы окладов, потому   
что сегодня майские указы президента привязаны к заработной плате человека, а   
не к ставке, что поощряет сокращение штатов, что поощряет при сокращении        
штатов давать полуторную, двойную нагрузку на сотрудников, которые уцелели в    
очередной кадровой мясорубке. Мы предлагаем сделать то, о чём говорят           
профсоюзы - Конфедерация труда России, ФНПР, а именно: привязать майские        
указы президента к заработной плате в виде ставки учителя, что,                 
соответственно, потребует более качественного финансирования. Но даже при       
условии принятия того законопроекта, который предлагает фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ   
РОССИЯ", мы будем существенно отставать по объёмам финансирования в отношении   
к ВВП от стран Организации экономического сотрудничества и развития.            
                                                                                
Тем не менее первый пакет по заработной плате и по поощрению работы             
педагогов, согласованный нами со свободными профсоюзами, сегодня представлен    
в Государственную Думу.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Татьяны Викторовны Касаевой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По мнению комитета,          
вопросы совершенствования социальной поддержки работников образования,          
безусловно, являются актуальными, значимыми и не раз рассматривались и на       
заседаниях комитета, и на парламентских слушаниях. Конечно, комитет разделяет   
благую цель авторов в части совершенствования социальной поддержки педагогов,   
вместе с тем комитет обращает внимание на то, что предлагаемые механизмы не     
должны противоречить действующим нормам, должны предусматривать комплексные     
изменения законодательства с целью его гармонизации. Сразу хочу сказать, что    
комитет в этой редакции законопроект не поддерживает. По законопроекту          
поступил ряд серьёзных замечаний - если позволите, кратко основные назову.      
                                                                                
Реализация положений законопроекта приведёт к несогласованности с нормами       
Трудового кодекса. Например, согласно статьям 129 и 135 ТК предусмотренные      
законопроектом выплаты относятся к выплатам, входящим в состав заработной       
платы педагогических работников, устанавливаемым трудовым договором в           
соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Из этого       
следует, что образовательные организации не только наделены правом              
самостоятельно устанавливать размер и виды компенсационных и стимулирующих      
выплат педагогическим работникам, но решение таких вопросов кодексом отнесено   
именно к их полномочиям.                                                        
                                                                                
Также необходимо отметить, что трудовое законодательство не запрещает           
субъектам Российской Федерации, а также работодателю в локальных нормативных    
актах, в трудовом договоре предусмотреть дополнительные гарантии и меры         
социальной поддержки работников. Во многих регионах такие меры поддержки        
существуют и давно развиваются.                                                 
                                                                                
Многие предлагаемые законопроектом нормы уже предусмотрены действующим          
законодательством, а именно: право на сокращённую продолжительность рабочего    
дня, право на дополнительное профессиональное образование, право на ежегодный   
удлинённый оплачиваемый отпуск и другие. Также законопроект содержит            
положение, предусматривающее повышение оплаты труда педагогическим работникам   
до уровня не ниже средней заработной платы в субъекте, однако эта норма в       
субъектах Федерации уже действует.                                              
                                                                                
Обращаю ваше внимание, что у законопроекта отсутствует                          
финансово-экономическое обоснование, что нарушает нормы статьи 83 Бюджетного    
кодекса.                                                                        
                                                                                
Комитет законопроект не поддерживает и просит Государственную Думу его также    
не поддерживать.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. (Шум в зале.)                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
Сейчас, минуточку подождите.                                                    
                                                                                
По ведению - Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста.                                
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, у меня большая просьба             
периодически делать замечания депутатам, которые шумят, потому что хочется      
слушать докладчиков. Вопрос чрезвычайно важный.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы правы.                                             
                                                                                
Коллеги, я прошу присесть на свои места, очень шумно в зале. Действительно,     
трудно обсуждать.                                                               
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович по ведению.                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Прошу прощения, можно ли перенести рассмотрение 16-го вопроса на вторник, на    
17-е число?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы, как автор, можете, конечно, это сделать. Нет      
возражений? Хорошо.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Куринный.                                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Олег Васильевич, вам вопрос: как те меры, которые предлагаются и которые во     
многом дублируют, я так понимаю, советское законодательство, будут сочетаться   
с новой моделью финансирования общеобразовательных учреждений, я имею в виду    
подушевое финансирование?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеину включите микрофон.                                  
                                                                                
ШЕИН О. В. Вы хорошо знаете, что наша фракция выступала с критикой логики       
подушевого финансирования. Это первое.                                          
                                                                                
Второе. Если мы берём чисто юридические компоненты, ничто не мешает принять     
подзаконные акты, касающиеся введения дополнительных коэффициентов оплаты       
труда сотрудников, чтобы скорректировать проблемы, связанные с подушевым        
финансированием. Отдельно хочу отметить, что подобная модель у нас существует   
применительно к малокомплектным школам - пожалуйста, хотя напрямую в ТК это     
не прописано, но эта система работает практически на всей территории страны.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Благодарю. У меня также вопрос к докладчику.                                    
                                                                                
Уважаемый Олег Васильевич, очевидно, что реализация проекта федерального        
закона потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Для того чтобы понять   
целесообразность их выделения в той степени, в том объёме, который вы           
предлагаете в законопроекте, уточните, пожалуйста, какой принцип заложен в      
основе ваших расчётов? Приведите пример, допустим, в части стоимости путёвок    
на санаторно-курортное лечение.                                                 
                                                                                
ШЕИН О. В. Прекрасный вопрос. Я воспользуюсь той моделью ответа, которой в      
таких случаях пользуются ваши коллеги: мы с вами встретимся после заседания и   
с большим удовольствием ознакомим вас с нашими расчётами.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Васильевич, насколько я понял, вы предлагаете       
выдавать по 200 тысяч рублей в качестве подъёмных тем, кто поедет на село, но   
уже известно, что президент заявил о выдаче миллиона по программе "Земский      
учитель". Как вы расцениваете это предложение - миллион для земского учителя?   
И готовы ли вы в случае принятия законопроекта последовать предложениям         
президента и поднять подъёмные до миллиона?                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Олег Николаевич, большое спасибо за вопрос. Это замечательная        
иллюстрация того, что логика, идеи, которые высказывают левые думские           
фракции, местами потом реализуются независимо от финансовых параметров уже в    
действиях исполнительной власти, потому что то, о чём говорим мы, о чём         
говорите вы, - это то, что необходимо стране. Это первое.                       
                                                                                
Второе. Наш законопроект вносился год назад - естественно, жизнь не стоит на    
месте, и сегодняшние решения, в том числе решения Президента Российской         
Федерации, могут существенно опережать параметры, которые мы определяли год     
назад. Мы готовы увеличить сумму в нашем законопроекте даже не до 1 миллиона    
рублей, а, к примеру, до 2 миллионов.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо. У меня вопрос к докладчику.                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Васильевич, вот одно из главных замечаний к данному              
законопроекту, о котором было сказано содокладчиком в выступлении, - это его    
противоречие действующим нормам. Как вы можете прокомментировать данное         
замечание? И возможна ли реализация данного законопроекта в согласии с          
действующими нормами?                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Игорь Андреевич, большое спасибо за вопрос. На самом деле нормы      
Трудового кодекса, принятые в 2004 году, которые уничтожили, разрушили          
тарифную сетку, являются одной из причин бегства кадров как из системы          
образования, так и из системы здравоохранения. Приведу маленькую иллюстрацию:   
в моей родной Астраханской области местными нормативными актами, не             
противоречащими, конечно, никакому ТК, определено, что люди получают оклад в    
размере 5, 6, 7 тысяч рублей, а к этому добавляется надбавка за интенсивность   
- до 200 процентов, причём никто не знает, что такое интенсивность, - где-то    
ставится 200 процентов, где-то - 100 процентов, где-то - 5 процентов, и в       
итоге фонд оплаты труда делится по усмотрению начальников. Разумеется, ни       
один специалист в таких условиях работать не будет, поскольку ни один           
специалист не позволит себя унижать, - люди уходят в частный сектор. Мы как     
раз предлагаем отчасти вернуться к более чётким правилам, но у "СПРАВЕДЛИВОЙ    
РОССИИ" есть и другой законопроект - о восстановлении тарифной сетки в          
бюджетной системе Российской Федерации.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.                                 
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Олег Васильевич, у меня такой вот вопрос: скажите, пожалуйста, общую сумму вы   
просчитывали вот на все эти, можно сказать, хотелки, да? И сколько она          
составляет и откуда её можно взять?                                             
                                                                                
ШЕИН О. В. Наталья Дмитриевна, спасибо большое за вопрос. Ну, "хотелки" не у    
нас, а у нефтяного бизнеса, который только вчера в этом зале получил            
очередные преференции при поддержке вашей фракции, а у нас предложение о        
повышении доходов населения, причём в сегменте, от которого зависит будущее     
страны.                                                                         
                                                                                
Что касается стоимости вопроса, я о ней сказал с трибуны - 0,2 процента ВВП     
(я полагаю, здесь собрались люди, умеющие считать), это составляет порядка      
200 миллиардов рублей, из которых 20 миллиардов - это непосредственно           
стимулирующие надбавки по фиксированным правилам, по чётким, строгим            
правилам, а остальное - это увеличение фонда оплаты труда с учётом того, что    
мы предлагаем майский указ президента привязывать не к средней зарплате         
человека, работающего на полторы-две ставки, а к его окладу.                    
                                                                                
Что касается параметров, я напомню вам: в Российской Федерации ежегодно         
предоставляется налоговых преференций для капитала на сумму 13 процентов ВВП,   
или 13 триллионов рублей. И у нас есть вполне конкретные предложения по         
уменьшению этих преференций, с тем чтобы деньги пошли на обучение российских    
детей, на будущее страны.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Представителю комитета вопрос. Внимательно вас послушал, прочитал заключение    
комитета. В вашем заключении написано, что действующее законодательство         
позволяет все эти нормы реализовать, это полномочия субъектов Российской        
Федерации, - скажите, а почему они не реализуются, в чём причина? Вот каково    
мнение комитета? Вы говорите, что да, действительно это актуально, да,          
действительно это правильно, но ничего не происходит, а в законодательстве,     
говорите, всё нормально. В чём причина тогда, поясните.                         
                                                                                
КАСАЕВА Т. В. Спасибо, Валерий Карлович, за вопрос. Вопрос действительно        
сложный и актуальный. Во-первых, обсуждая столь сложные нормы, необходимо не    
забывать, что нормы должны быть реализуемы. И авторы готовя законопроекты       
такого характера, как минимум, должны были подготовить                          
финансово-экономическое обоснование. Вы согласны, я думаю, с этим замечанием,   
потому что затраты предполагаются здесь достаточно серьёзные.                   
                                                                                
Во-вторых, момент, который необходимо отметить. Всё-таки Российская Федерация   
- государство большое, субъекты разные, и, конечно, например, такой субъект     
Российской Федерации, как Москва, очень отличается от таких субъектов, как      
Ростовская область или Республика Дагестан. Соответственно, законодатель,       
делегируя полномочия регионам, даёт возможность, так скажем, учитывать          
специфику каждого региона. Приравнять всех в данном вопросе мы, к сожалению,    
не можем.                                                                       
                                                                                
Что касается регионального опыта, каждый субъект, вы здесь правы, пользуется    
предоставленными полномочиями по-разному. Если мы посмотрим законодательство    
субъектов, мы увидим, что, например, в Пермском крае предлагаемые вами          
выплаты установлены законом субъекта, в Москве предлагаемые вами выплаты в      
своих, так скажем, количественных характеристиках тоже уже используются.        
                                                                                
В чём причина неисполнения? Ну, наверное, в том числе в недостатке              
финансирования этой отрасли, о чём мы, собственно говоря, в заключении пишем.   
Мы отмечаем, что основную идею законопроекта комитет поддерживает, но, к        
сожалению, и юридико-техническая реализация, и содержательная реализация не     
позволяют эти нормы поддержать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
В продолжение предыдущего вопроса. Образование, безусловно, должно быть         
общегосударственной задачей, а не частным делом или каким-то местным,           
региональным, статус педагогических работников, соответственно, тоже, поэтому   
все ключевые решения в этой области должны быть приняты на федеральном          
уровне, скорее всего, должны быть нормами прямого действия.                     
                                                                                
А вопрос у меня к представителю комитета, к содокладчику: уважаемая Татьяна     
Викторовна, в заключении комитета есть такое утверждение, что в целом           
законопроект не поддержало 10 субъектов Российской Федерации из 85. Вы не       
могли бы назвать, какие субъекты не поддержали в целом?                         
                                                                                
КАСАЕВА Т. В. Не могла бы назвать. Справочную информацию в рабочем порядке      
комитет вам представит.                                                         
                                                                                
Что касается отзывов субъектов. Если в целом не поддержали, то это, как мы с    
вами знаем, означает, что не поддержали и исполнительные, и законодательные     
органы. Другие цифры по субъектам вы тоже в заключении видите, давайте их       
тогда тоже публично назовём: на законопроект поступили отзывы не от всех        
субъектов Российской Федерации, а от законодательных (представительных)         
органов власти 23 субъектов, из них 6 положительных, а 17 отрицательных,        
также 34 высших исполнительных органа государственной власти Российской         
Федерации представили свои отзывы - мы же тоже не должны об этом умалчивать,    
- и всего 2 из них положительных, а 32 отрицательных.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Будут.                                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции.                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша           
фракция, безусловно, поддерживает этот законопроект, и мы не понимаем, почему   
правительство и комитет не поддержали этот законопроект: никаких серьёзных      
доводов против я не услышал.                                                    
                                                                                
Здесь говорилось, что нет финансово-экономического обоснования, но вот оно,     
приложено в документах, все могут с ним ознакомиться. В своём выступлении       
автор назвал цифры - около 200 миллиардов рублей в год.                         
Финансово-экономическое обоснование есть.                                       
                                                                                
На вопрос, почему при наличии действующих норм в законодательстве и             
полномочий у субъектов Российской Федерации они не реализуются и сегодня        
учителя имеют нищенские заработные платы, фактически бегут из системы           
образования, вразумительного ответа я тоже не услышал. То, что в Москве есть    
возможность платить учителям нормальную заработную плату, нисколько не          
утешает учителей из Челябинской области и ещё из 80 субъектов Российской        
Федерации, где такой возможности нет. У нас что, не единая страна, что ли?      
Почему у нас в одном субъекте должны быть зарплаты в разы и даже на порядок     
выше, чем в других субъектах Российской Федерации, у учителей, которые учат     
по одной и той же программе? Это как такое возможно?! И мы предлагаем           
установить государственные гарантии федеральным законом.                        
                                                                                
Дальше, вы говорите, что это вмешательство в полномочия субъектов Российской    
Федерации. Никакого вмешательства нет! Если мы федеральным законом установим    
социальные гарантии, то в соответствии с этим законом мы с вами примем закон    
о бюджете, по которому мы недостающие деньги субъектам вынуждены будем дать,    
обязаны будем дать, и тогда у всех субъектов появится возможность               
финансировать систему образования так, чтобы учителя на свою ставку - 18        
часов в неделю - могли нормально жить. А не так, как сейчас, когда сокращаем    
количество учителей, фонд оплаты труда остаётся прежний, то есть нагружаем      
их, и они не только по 36 часов в неделю работают, а гораздо больше.            
Перегружаем их - потом говорим: вот, пожалуйста, вы там работайте, получайте,   
- и таким образом дотягиваем зарплату до средней по субъекту, а это две - две   
с половиной ставки, и не забывайте, что это в два с половиной раза больше       
работать. В таком режиме, с такой нагрузкой учитель работать не может.          
Сидящие здесь люди, которые работали в школе, это прекрасно понимают.           
                                                                                
Если вы мне скажете, что 200 миллиардов рублей в год - это большие деньги,      
отвечу: коллеги, вот вчера приняли решение, вчера в этом зале вы                
проголосовали за налоговые льготы для нефтяников. Я вам привёл пример: у них    
4,5 триллиона рублей в офшорах оседает - и вы им ещё помогаете! Им              
государство спокойно сотни миллиардов рублей отдаёт отрицательного акциза, а    
здесь на всю систему образования 200 миллиардов рублей в год мы не можем        
найти, хотя при этом у нас уже почти 5 триллионов рублей к концу года (по       
последним данным - больше чем 5 триллионов рублей) останутся в бюджете          
неизрасходованными. И мы говорим только о 200 миллиардах из 5 триллионов        
рублей, вдумайтесь только! Эта цифра составляет всего 4 процента от             
неизрасходованных собранных доходов федерального бюджета - смехотворно! Куда    
же их тогда тратить, если не на образование? Скажите мне, пожалуйста, куда      
ещё их тратить?! Опять отдать нефтяникам, которые их закопают в офшорах и       
себе яхты подлиннее купят, самолёты более современные? И в наших же офшорах     
ещё безналогово их будут содержать, потому что в зарубежных офшорах, видите     
ли, у них их могут отнять, так давайте, мол, мы ещё российские офшоры           
создадим!..                                                                     
                                                                                
Коллеги, мне вообще непонятна позиция ни комитета, ни правительства, потому     
что вот это выгодно со всех точек зрения. Это не только справедливо по          
отношению к учителям, это ещё и выгодно по отношению к экономике страны. Как    
вы собираетесь добиваться темпов роста экономики выше мировых, если у нас       
система образования деградирует, как?! Вы мне скажите, как вы это будете        
делать? Как по-другому это делается?! Экономика вырастает прямо в школе: если   
система образования лучшая в мире, то, соответственно, и темпы роста            
экономики будут лучшие в мире, и качество экономики будет другое. Или вы        
собираетесь всё время, ещё сто лет на этой нефтяной игле сидеть?! Коллеги, у    
меня просто нет слов.                                                           
                                                                                
Я считаю, что надо поддержать этот закон. Деньги для этого есть, ситуация       
созрела. Ну и ещё хочу обратиться к учителям, которые у нас составляют костяк   
избирательных комиссий, - вот сейчас много было видео в Интернете, как они      
бегают, стараются партии власти больше мандатов принести, - обращаюсь к         
учителям: посмотрите это обсуждение, посмотрите голосование и сделайте          
выводы.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. От фракции.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я начну с       
социоэкономики. Вы, конечно, знаете, что в России с 2013 года стагнация.        
Стагнация хуже, чем кризис, потому что она может продолжаться сколь угодно      
долго. Анализ ведущих российских экономистов, включая патриарха российской      
экономической науки академика Аганбегяна (об этом я надеюсь через неделю вам    
рассказать), показывает, что одна из главных причин стагнации - это падение     
доходов населения в течение уже теперь шести лет; кстати, об этом совсем        
недавно говорил Президент Российской Федерации. Однако как только поднимается   
какой-нибудь вопрос о том, чтобы какой-то социальной группе помочь, мы          
слышим: "Где деньги, Зин?"                                                      
                                                                                
Коллеги, ну вы же знаете, где деньги, - вы знаете, что есть профицит бюджета,   
я уж ни про что другое не говорю, ни про прогрессивный налог, ни про            
нефтяников. Вы же знаете, профицит бюджета в прошлом году составил 2            
триллиона, в этом году будет 2, по оценкам Минфина, а Алексей Леонидович        
предполагает, что будет 3 триллиона, но этих денег вам для учителей почему-то   
жалко. Хочу сказать, что стагнация не будет в России преодолена до тех пор,     
пока мы не изменим политику в отношении доходов населения. Некому покупать      
товары - так какой же, извините, дурак в бизнесе будет их производить, если     
он знает, что их купить некому?!                                                
                                                                                
Теперь, что касается некоторых возражений против закона, которые я сегодня      
слышал и которые кажутся мне чудными. Ну, например, закон не согласуется с      
нормами действующего законодательства - уважаемые коллеги, если так             
рассуждать, мы ни одного закона принять не можем, потому что любой закон        
предполагает изменение норм действующего законодательства.                      
                                                                                
Теперь по сути, коллеги. Проблема чрезвычайно важная. Вы помните расширенные    
парламентские слушания, вы помните выступление Ольги Юрьевны Васильевой         
здесь, в этом зале, в ноябре прошлого года - тогда нам Ольга Юрьевна сказала,   
что дефицит учительских кадров составляет 1 процент, но не смогла ответить на   
дополнительные вопросы Председателя Государственной Думы; 24 июня уважаемая     
Ольга Юрьевна сказала, что дефицит кадров в образовании - 10 процентов; на      
совещании у Вячеслава Викторовича председатель профильного комитета Вячеслав    
Алексеевич Никонов сказал, что, по его мнению, дефицит может быть и 25          
процентов. А мнение учителей, которых опросил Народный фронт (я приведу         
данные немного другого опроса, более конкретного, Народный фронт опросил 1310   
учителей) следующее: 44 процента заявили, что в их школах не хватает            
математиков, 39 процентов, что учителей иностранного языка, 30 процентов, что   
учителей русского языка и литературы, 26 процентов, что учителей начальных      
классов, и так далее. Кто прав? Да все, коллеги, потому что российский          
учитель давно работает за себя и за того парня, а получает только за себя. По   
данным того же Народного фронта, уже в 2016 году нагрузка составляла 28         
уроков в неделю, в пересчёте на часы - это 66-70 часов в неделю, по оценкам     
того же Народного фронта, при этом в 53 субъектах Российской Федерации каждый   
третий учитель получал зарплату меньше 15 тысяч рублей. И нагрузка продолжает   
расти, уважаемые коллеги, об этом говорят данные той же самой РАНХиГС           
(Российской академии народного хозяйства и госслужбы): уже 13 процентов         
учителей работают на две ставки в буквальном смысле. Как вы думаете, какое      
будет качество образования наших с вами детей и внуков? Может быть, мы          
задумаемся на эту тему, уважаемые коллеги?                                      
                                                                                
Предложения на эту тему были разные, в том числе предложения, которые сегодня   
внесены, - я считаю, что любое нужно поддерживать. Есть указ президента,        
кстати, в указе президента, кроме того, что там прямо не прописано, но          
подразумевается по смыслу, - это то, что на уровне средней зарплаты по          
региону нужно платить за одну ставку, мне кажется, есть ещё одна позиция,       
которую надо было бы улучшить: нужно сравнивать заработную плату учителя не     
только со средней по региону, но и со средней по Российской Федерации. Именно   
это мы предлагали в проекте закона "Об образовании для всех" - почему? Если     
верить последнему исследованию, которое я видел, на Ямале средняя зарплата      
учителя составляет 96 тысяч рублей, в Алтайском крае - 20 тысяч, после этого    
в Москве как-то заявили, что средняя зарплата учителя в городе Москве - 107     
тысяч, в одном квартале так заявили. Есть ещё одна версия нашего                
законопроекта, подготовленная, кстати, по предложению профсоюза "Учитель",      
суть которой состоит в том, чтобы базовую ставку учителя приравнять к двум      
прожиточным минимумам в регионе. И наконец, уважаемые коллеги, есть             
рекомендации парламентских слушаний, за которые вы все дружно голосовали, - а   
что там написано? Что базовая ставка учителя должна быть не ниже средней        
заработной платы по региону. А вы знаете, коллеги, сколько это в деньгах? Это   
намного больше, чем то, что предлагает уважаемый Олег Васильевич Шеин, но за    
это вы дружно голосовали.                                                       
                                                                                
Я хочу подчеркнуть ещё раз: если мы не изменим ситуацию с оплатой               
учительского труда, со статусом учителя, кадровый кризис в образовании          
неизбежен. Да, мы приняли законопроект, разрешающий студентам преподавать в     
школах, мы за него проголосовали, но мы понимаем, что это паллиатив. Вы         
поговорите с теми, у кого есть внуки, обучающиеся в разных регионах             
Российской Федерации, о том, как ведётся преподавание, и увидите, что где-то    
очень сильно, а где-то... Даже в московской школе, как мне рассказывали мои     
омичи, которые теперь москвичи, целый год не преподавалась химия. В омскую      
школу пришёл молодой парень преподавать информатику - не преподавал, садился    
за стол, а дети занимались бог знает чем. И так далее, и так далее.             
                                                                                
Напомню, что по финансированию образования мы занимаем 98-е место в мире.       
                                                                                
Минута?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Я только добавлю, что нельзя, чтобы мы жили как будто в разных     
странах и чтобы финансирование образования различалось в несколько раз.         
Уважаемые коллеги, можно работать дальше, искать версии, то ли ту, которая      
написана в рекомендациях парламентских слушаний, то ли ещё какую-то, но важно   
решить в концепции проекта закона - повышать статус учителя или не повышать.    
Мы, конечно, за то, чтобы статус учителя повышать и будем голосовать за.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кривенко Татьяна Олеговна.                                                      
                                                                                
КРИВЕНКО Т. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
От фракции, Александр Дмитриевич.                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом               
предлагается расширить социальные гарантии педагогических работников путём      
установления в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"       
норм прямого действия. Законопроект требует существенной доработки, так как     
отдельные его положения дублируют нормы действующего законодательства, тем      
самым являясь избыточными. Образовательные организации субъектов Российской     
Федерации не только наделены правом самостоятельно устанавливать размеры и      
виды компенсационных и стимулирующих выплат педагогическим работникам, но и     
решение таких вопросов согласно Трудовому кодексу Российской Федерации          
отнесено к их полномочиям и не требует внесения в закон норм прямого            
действия.                                                                       
                                                                                
Также обращаю ваше внимание, что в нарушение пункта 1 статьи 83 Бюджетного      
кодекса Российской Федерации законопроект не содержит положений, определяющих   
источники финансирования новых расходных обязательств.                          
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает рассматриваемый    
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик?        
                                                                                
Пожалуйста, Шеину включите микрофон.                                            
                                                                                
ШЕИН О. В. Меня не может не радовать универсальность подхода коллег из          
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые за последние полчаса сказали две               
замечательные вещи: во-первых, что закон дублирует нормы действующего           
законодательства, и во-вторых, что он им противоречит. Я хотел бы               
поблагодарить за столь необычный подход, и мне кажется, он новый для нашего     
парламента, и он показывает высокую эластичность в аргументации.                
                                                                                
Что касается содержательных вещей. Мы с вами видим на примере майских указов    
президента, как Федерация вторгается - и правильно вторгается! - в сферу        
заработной платы в системе образования и здравоохранения, но столь же           
очевидно, по данным и Общероссийского народного фронта, и Министерства          
просвещения, и РАНХиГС, что эти меры вторжения в сферу заработной платы         
сегодня недостаточны, потому что учитель не приходит в школу, молодых кадров    
нет в школе, повторю, только один из десяти учителей не достиг                  
тридцатилетнего возраста, а в классах мы наблюдаем колоссальную                 
переуплотнённость.                                                              
                                                                                
Косвенным, очень важным фактором, подтверждающим, по сути дела, сословность в   
системе общеобразовательной школы сегодня, является история с репетиторами. В   
старших классах репетиторов привлекают 45 процентов всех родителей, в среднем   
расходы на репетиторов достигают отметки в 23 тысячи рублей - это полноценная   
медианная заработная плата в Российской Федерации. Значит, малообеспеченные     
люди, одинокие семьи, многодетные семьи лишены возможности, чтобы их дети       
получили качественное образование.                                              
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на принятии социальных поправок. Мы    
уверены, что те предложения, которые мы вносим сейчас, рано или поздно будут    
приняты, только очень жаль, что пока это время - рано или поздно - не пришло,   
колоссальное количество людей в нашей стране, молодёжи и детей, не смогут       
получить нормальное образование, чтобы впредь, в будущем иметь нормальную       
квалификацию и хорошую работу. Но это ответственность тех людей, которые        
выступают против принятия данных поправок.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Да.                                          
                                                                                
Включите Касаевой микрофон.                                                     
                                                                                
КАСАЕВА Т. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, от имени комитета хочу поблагодарить вас за интересную       
дискуссию и в заключение сказать всего несколько слов.                          
                                                                                
На данный законопроект, который фракция поставила как приоритетный, поступил    
ряд отзывов, в том числе отрицательный отзыв Правового управления,              
отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. И в отзыве              
правительства, который, кстати, очень небольшой, указано, что фракция           
несколько раз аналогичные законопроекты вносила и аналогичные замечания уже     
получала, но авторы не посчитали правильным их учесть.                          
                                                                                
Что касается пластилиновых норм, отмечу, что нормы права всё-таки должны быть   
качественными, применимыми, ясными, чёткими, не должны создавать коллизий и     
пробелов, поэтому комитет, к сожалению, представленную законодательную          
инициативу не поддерживает.                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части               
установления дополнительных гарантий педагогических работников", пункт 4.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.