Заседание № 251
22.09.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 590575-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1709 по 2443 из 6428
Пункт 5, это ратификация. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединённой российской военной базе на территории Республики Абхазия". Совет Думы принял решение рассматривать два законопроекта о ратификации одновременно, поэтому я называю и законопроект, обозначенный под пунктом 6: "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия". Докладывает Николай Александрович Панков, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Два соглашения, которые вынесены на ваше рассмотрение, подписаны в целях регулирования на межгосударственном уровне вопросов правового статуса, размещения и функционирования объединённых российских военных баз на территории Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Принципиальным моментом соглашений является тот факт, что они предусматривают обеспечение безопасности Республики Абхазия и Республики Южная Осетия совместно с вооружёнными силами этих государств. Кроме того, соглашения регулируют следующие основные вопросы: статус российских военных баз, их личного состава и членов семей, порядок использования недвижимого имущества, порядок функционирования объединённых российских военных баз и взаимные обязательства сторон. Соглашения заключены на сорок девять лет с возможностью автоматического продления на пятнадцатилетние периоды. Реализация соглашений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В соответствии с нашим законодательством они подлежат ратификации, так как затрагивают вопрос обороноспособности нашей страны. Все необходимые заключения и согласования имеются. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас ещё также докладчиком является главнокомандующий Сухопутными войсками Александр Николаевич Постников-Стрельцов. Его нет? Один доклад будет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просто так указано в повестке. Тогда содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Сергеевича Стародубца. СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединённой российской военной базе на территории Республики Абхазия и Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия внесены на ратификацию в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 8 августа текущего года. Соглашение с Республикой Абхазия и соглашение с Республикой Южная Осетия были подписаны в Москве 17 февраля и 7 апреля 2010 года соответственно. Заключение подобных соглашений прямо предусмотрено подписанными 17 сентября 2008 года между Россией и республиками Абхазия и Южная Осетия договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Ратифицируемые соглашения направлены на формирование нормативно-правовой основы, регламентирующей вопросы размещения и функционирования объединённых российских военных баз на территории республик Абхазия и Южная Осетия, и предусматривают, что воинские формирования объединённых российских военных баз обеспечивают совместно с вооружёнными силами республик Абхазия и Южная Осетия во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами соответствующих республик, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами российской стороны защиту суверенитета и безопасности Российской Федерации и республик Абхазия и Южная Осетия. Соглашения определяют компетенцию уполномоченных органов сторон по реализации договоров, устанавливают порядок применения воинских формирований объединённых российских военных баз во взаимодействии с вооружёнными силами республик Абхазия и Южная Осетия для защиты суверенитета и безопасности Российской Федерации и соответствующих республик, определяют порядок полётов российских воздушных судов, движение наземных транспортных средств, порядок использования средств связи, пересечения государственной границы. Соглашениями регулируются вопросы юрисдикции договаривающихся сторон в отношении объединённых российских военных баз, определения статуса личного состава военной базы, членов семей военнослужащих и гражданского персонала. В соответствии с соглашениями объединённые российские военные базы обладают статусом, предусмотренным Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года для дипломатических представительств. Личному составу военных баз и членам семей предоставляются привилегии и иммунитеты, предусмотренные в отношении административно-технического персонала дипломатических представительств. Соглашение не направлено против третьих государств и не затрагивает прав и обязательств каждой из договаривающихся сторон, вытекающих из других международных договоров, участницей которых она является. Соглашение действует в течение сорока девяти лет и может автоматически пролонгироваться на последующие пятнадцатилетние периоды. На законопроект даны положительные заключения Правительством Российской Федерации, комитетами Государственной Думы по обороне и по международным делам, а также Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Ратификация Соглашения в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, подтверждает курс на развитие многопланового взаимовыгодного сотрудничества с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, будет способствовать развитию дружественных, добрососедских отношений, поддержанию мира и стабильности в регионе. В этой связи Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединённой российской военной базе на территории Республики Абхазия и Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть, вижу две руки, три, четыре. Так, называю, чтобы никого не потерять: Федоткин, Селезнёв, Лекарева и Грешневиков. Никого не упустил? Ещё Локоть. Федоткин, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Николай Александрович, в печати уже прошла несколько раз информация о том, что из Турции переводятся несколько десятков семей - я не могу сказать, какое там племя, народность, - достаточно воинственные и организованные, подготовленные в военном деле лучше, чем грузины, с целью их использования в конфликтах с Абхазией, с нашими друзьями. Что вы можете сказать в плане того, насколько это действительно серьёзно? И отсюда второй вопрос. Когда была война в Чечне, очень много было сообщений о том, что наши солдаты не подготовлены, не хватает вооружения хорошего, у противника лучше, не хватает питания. Насколько наши военнослужащие на этой базе обеспечены всем на случай конфликта? Не повторится ли ситуация, как с Чечнёй, что ребят подставили - не хватает современных танков, БМП, даже продуктов не хватает? Вот два вопроса. Вы можете ответить? ПАНКОВ Н. А. Спасибо огромное. Вопросы на самом деле очень хорошие, содержательные, и лучше бы по этим вопросам говорить в закрытом режиме. Я отвечу. На самом деле ситуация непростая, и в этой связи нам тем более надо ратифицировать вот эти соглашения, потому что они направлены на обеспечение безопасности и в регионе, и в целом безопасности нашей страны. Что касается второго вашего вопроса. Конечно, это правильно, и министр неоднократно в стенах Государственной Думы говорил о том, что есть проблемы с подготовкой личного состава, с подготовкой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Говорили мы о том, что у нас есть очень серьёзные претензии к вооружению - к качеству вооружения и военной техники. Здесь на эту тему был очень обстоятельный разговор, мы сейчас резко ужесточили требования к вооружению и военной технике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к обоим докладчикам и содокладчику. Я не буду задавать вопросы, связанные с необходимостью закрытого режима, понимая то, что размещение наших совместных баз необходимо для защиты тех рубежей, о которых мы говорим, но тем не менее мы продолжаем кормить Абхазию в одностороннем порядке: за 2009-2010 годы это порядка 8 миллиардов и за 2011 год порядка 5 миллиардов. Я округляю, но такие цифры даже и не снились некоторым субъектам нашей Федерации. Соответственно, у меня вопрос: а насколько абхазы вообще выполняют данное соглашение? Они должны были передавать имущество согласно данному соглашению ещё в прошлом году, в июле. И какие преференции дополнительно мы получаем, помимо военных? Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. ПАНКОВ Н. А. Я готов. На самом деле мы - и я, и Анатолий Сергеевич - подчёркивали, что дополнительных расходов из федерального бюджета реализация соглашений не потребует. Вы, видимо, имеете в виду обобщённую цифру. Мы говорим сегодня о военной, военно-политической составляющей. Взаимоотношения с абхазской стороной у нас очень конструктивные. На самом деле пункт 6 соглашения предусматривает передачу земельных участков и объектов недвижимости российской стороне. Эта работа сейчас идёт, она не завершена - и, видимо, этим обусловлен ваш вопрос, - но мы полагаем, что формат конструктивный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Александрович, безусловно, важный договор, он важен для республик, для жителей республик, в конечном итоге это гарантия безопасности от слишком беспокойных, нервозных соседей; он важен для Российской Федерации, стратегически важен, потому что закрепляет статус нашего присутствия на Кавказе, но тем большее недоумение вызывает то, почему мы его ратифицируем только через год после подписания? Ведь у нас есть закон о порядке прохождения подобных ратификаций, в течение полугода мы должны были это сделать. Давайте мы как-то разберёмся с этим, чтобы выполнялись эти нормы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А. Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос. Ответ достаточно прост: есть определённые ратификационные процедуры, связанные с согласованием на федеральном уровне с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Наверное, можно было сработать и оперативнее - здесь я готов разделить озабоченность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Николаю Александровичу. Николай Александрович, конечно, безусловно, вас надо поддерживать, но депутатов беспокоит удивительная уступчивость Российской Федерации, когда речь идёт о выполнении договорных обязательств в части возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью военнослужащих. Намерены ли вы встраиваться в международные стандарты правового поведения в вопросе защиты российских военнослужащих, как это делают Израиль, США, Западная Европа? Каков порядок определения объёма возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью военнослужащих и членам их семей? Нуждаетесь ли вы в изменениях и дополнениях к законодательству? Опыт таких соглашений с постсоветскими республиками, которые у нас подписаны, говорит о том, что ущемляются права и военных пенсионеров, и членов их семей. Вот как мы защитим наших российских военнослужащих? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПАНКОВ Н. А. Наверное, какие-то конкретные случаи есть. Если вы задаёте вопросы, полагаю, конечно, есть, но, оценивая динамику нашей работы в этом направлении, я думаю, мы стали работать оперативнее, лучше. Редки случаи нарушений обязательных выплат. Видимо, вы имеете в виду... Я помню, вы не в первый раз задаёте вопрос, в частности, о размерах вот этих обязательных страховых выплат. Мы полагаем, что в этом направлении, несомненно, нужно работать, и мы взяли за правило, кроме обязательных выплат, изыскивать возможности использовать и наши внебюджетные средства для выплат семьям военнослужащих - погибших, не дай бог, и тех, кто получил ранения, увечья. В обязательном порядке приоритетно решаем вопросы обеспечения жильём. Но в любом случае вопрос хороший, правильный, и надо нам вместе работать в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Николай Александрович, на территории города Сухума, как вам известно, находится военный санаторий "Сухум". Он располагается в центре города на 20 гектарах, 800 метров - у берега моря, там находится более десяти корпусов. Скажите, пожалуйста, каков на сегодня статус военного санатория "Сухум"? Продан ли он коммерсантам? Там работает одна тысяча триста сотрудников, которые являются гражданами России - что будет с ними, какова их судьба? Спасибо. ПАНКОВ Н. А. Уважаемые депутаты, я эту тему знаю очень хорошо, если хотите, в нюансах. Я специально туда выезжал, работал на месте, дважды встречался, кстати говоря, с трудовым коллективом этого санатория, поэтому даю абсолютно осознанный и чёткий ответ. Первое. У него статус российского санатория вот с теми параметрами, которые вы только что назвали, за исключением персонала: меньше, чем одна тысяча триста человек. Второе, и это принципиальный момент. Речи о продаже санатория, о перепрофилировании санатория вообще не идёт, речь идёт о том, чтобы сделать капитальный ремонт санатория. Он пережил войну, там дня не проходит, чтобы не рвались средства коммуникаций. Он на самом деле в очень тяжёлом состоянии, ряд зданий просто в аварийном состоянии. Только в этом году Министерство обороны вложило в нашу санаторно-курортную сферу около 6 миллиардов рублей. Ни одного объекта не продано, ни одного объекта не перепрофилировано. Всё это в полной мере относится и к санаторию "Сухум". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев говорит, что я не увидел его руку, когда он её поднимал в фойе, поэтому я позволяю ему задать вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Олег Викторович, вы очень добры. Николай Александрович, вот вы так долго готовили к ратификации этот законопроект, а почему нельзя было вместе с пограничной службой оговорить в том числе вопросы пограничных переходов? Там развивается ненависть русских и абхазов друг к другу. Почему? Ну, все знают, что при известных обстоятельствах 90 процентов граждан Абхазии стали гражданами Российской Федерации, и сегодня издевательство идёт на пограничных переходах, и молодёжь сегодня крайне негативно относится к русским. Ну, конечно, сказывается и то, что некоторые губернаторы купили по пол-Абхазии... Ну хотя бы этот вопрос можно было предусмотреть в этом соглашении? Спасибо. ПАНКОВ Н. А. Мне кажется, это было бы непросто сделать, потому что предмет соглашения - объединённая российская военная база, а пограничные переходы - сфера деятельности не наша, а другого уважаемого федерального органа исполнительной власти. Может быть, это следует выделить в отдельный вопрос, в отдельный предмет и проработать дополнительно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это очевидно. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Да. Калашников, Жириновский, Багдасаров - три выступления. Подводим черту. Калашников, пожалуйста. КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, соглашения о российских военных базах в Абхазии и Южной Осетии являются важным стратегическим шагом в укреплении наших южных рубежей. В условиях, когда почти по всему периметру мы имеем откровенно недружественные государства, многие из которых входят в НАТО или стремятся туда, когда ракеты и радары американской ПРО размещаются у наших границ, эти российские форпосты на Чёрном море и Кавказе трудно переоценить. Хотел бы я задать вопрос сидящим в этом зале: если бы мы так легкомысленно не ликвидировали базу в Лурдесе на Кубе, бегал бы сейчас по Европе со своей противоракетной дубинкой Расмуссен или нет? Конечно, нет. И очень хорошо, что мы немного начинаем в этом смысле что-то переоценивать. Соглашения о военных базах регламентируют пребывание российских Вооружённых Сил на территории Абхазии и Южной Осетии, однако создание и функционирование наших военных баз в этих республиках - настолько стратегически важное направление нашей внешней политики, что мы просто не имеем права выпускать этот вопрос из-под парламентского контроля, полностью положившись на компетентность Министерства обороны. Как говорится, война - слишком серьёзное дело, чтобы доверять его генералам, тем более если эти генералы всё хуже разбираются в армейских делах и всё лучше - в аутсорсинге. Если бы грузины не были так самонадеянны и перекрыли Рокский тоннель, мы сидели бы там несколько месяцев - и все мы знаем, сколько техники там оставили. Ведомство господина Сердюкова в этом году окончательно дискредитировало себя тем, что сорвало гособоронзаказ, практически парализовало работу многих предприятий военно-промышленного комплекса, и все уверения при ратификации СНВ-3 о скорой поставке новых баллистических ракет оказались фикцией, об этом уже со страниц прессы вынужден был заявить и Соломонов. Минобороны, вместо того чтобы выстраивать конструктивные отношения с новым руководством и населением республики, уже создаёт там очаги конфликтов. Вы, Николай Александрович, были не совсем искренни, когда говорили о Сухуми и прежде всего о военном санатории. Весной этого года в нашу фракцию поступило коллективное обращение от сотрудников военного санатория "Сухум", расположенного в абхазской столице и принадлежащего Министерству обороны. История, изложенная сотрудниками, просто возмутительна. Это медицинское учреждение работает более пятидесяти лет и в год принимает около шестнадцати тысяч военнослужащих. В апреле санаторий "Сухум" был закрыт под предлогом капитального ремонта, а все тысяча триста его сотрудников выброшены на улицу. Это вопиющее нарушение соглашения, которое мы с вами сегодня ратифицируем. Персонал, работающий на российских военных объектах, находится под защитой российского трудового законодательства, независимо от гражданства. Российский Трудовой кодекс не позволяет увольнять сотрудников при закрытии на капитальный ремонт или реорганизации предприятия. Представляете, что значат для города с населением шестьдесят четыре тысячи человек тысяча триста новых безработных? Геннадий Андреевич Зюганов обратился к президенту Медведеву с просьбой разобраться в этой скандальной ситуации. Ответ пришёл за вашей подписью, Николай Александрович, и суть его вкратце такова: Минобороны ничего не нарушило, уволив весь коллектив санатория, а вот абхазская сторона до сих пор не передала недвижимость, земельные участки и строения, в безвозмездное пользование российским военным на срок, определённый соглашением о военной базе, поэтому, дескать, Минобороны не может начать ремонт, пока недвижимость соответствующим образом не оформлена. Но, простите, зачем тогда было разгонять коллектив нормально работающего санатория, лишать тысячи российских военнослужащих возможности отдохнуть на Чёрном море, если у вас ещё даже нет возможности приступить к ремонту?! Более того, из письма сотрудников санатория следует, что ни плана капремонта, ни соответствующей строки в бюджете военного ведомства тоже ещё нет. И больше всего, как пишут медики, это похоже на попытку рейдерского захвата лакомого куска недвижимости - 20 гектаров земли - в центре абхазской столицы. И вот в такой атмосфере скандала Минобороны намерено строить надёжный форпост российской обороны? Ещё Диоген говорил: протягивая руку друзьям, не сжимают пальцы в кулак. Для того чтобы наша военная база нормально функционировала, нужна безоговорочная поддержка местного населения, а подобными хамскими действиями можно добиться совсем другого. Ещё один момент, требующий обязательного контроля со стороны парламента, - финансирование военных баз. Я с этой трибуны уже говорил о необходимости жёсткого депутатского контроля за финансовыми потоками российской помощи Южной Осетии. За три года, прошедшие со времени этой пятидневной войны, в эту крошечную республику закачано около 1 миллиарда долларов, но процесс восстановления разрушенного войной хозяйства всё ещё очень далёк от завершения. Да, помилуйте, на эти деньги можно было каждому из пятидесяти тысяч жителей Южной Осетии дом построить, а там всё ещё никак разрушенные детские сады и школы не восстановят! (Я был там, видел эти детские сады и школы.) Куда уходят деньги? Как их осваивает присланное из России правительство? Счётная палата России обнаружила несчётное количество нарушений, Генпрокуратура завела десятки дел, но воз и ныне там: деньги текут, восстановление не заканчивается - просто чёрная дыра какая-то! Мы уже предлагали создать межпарламентскую комиссию для контроля процесса финансирования и восстановления южноосетинского хозяйства, и я снова возвращаюсь к этому предложению. Мы должны взять под парламентский контроль все финансовые потоки, идущие в Абхазию и Южную Осетию, особенно по линии Минобороны, иначе ни наше военное присутствие там, ни взаимодействие с правительствами этих стран никогда не будут эффективными. Мы заразим молодые республики своей чудовищной коррупцией, вырастим новых иждивенцев и вместо военных баз получим новые чёрные дыры российского бюджета. Как управляется мир и разгораются войны, известно: дипломаты и военные обычно лгут журналистам, но потом, читая эти же газеты, верят этой лжи. Мы завтра сможем прочесть эту ложь в одной из наших газет, например в "Независимой...". Безусловно, фракция КПРФ сегодня будет голосовать за ратификацию обоих соглашений о военных базах, а нашу инициативу о создании парламентской комиссии предлагаю обсудить в ближайшее время на заседаниях профильных комитетов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, пожалуйста, ваше выступление. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В этом зале только фракция ЛДПР не поддержала ратификацию соглашения с Украиной, заключённого в Харькове. Из чего мы исходили? Из того, что оно не будет выполняться или будет выполняться в пользу Украины. И что мы видим сегодня? Полный поворот Украины в сторону Брюсселя и полное нежелание сохранить цены, которые уже были определены, на поставку газа на Украину и желание получать его чуть ли не бесплатно. И доходит уже до абсурда: они предлагают трубу, которую мы ведём в обход, чтобы не быть зависимыми от Киева, проложить снова через территорию Украины. То есть они смеются над нами: мол, давайте ведите газопровод через территорию Украины. Зачем через них вести, если у нас уже готовый есть? Эти соглашения мы тоже не можем поддержать, потому что здесь вопрос ещё более коварный. Я служил на Кавказе и изучаю Кавказ и Ближний Восток уже пятьдесят лет, и я ещё раз говорю и настаиваю на восстановлении 7-го управления в Генштабе российской армии - это управление спецпропаганды, - потому что кроме поставок пушек и ракет нужно работать с местным населением, с окружением. Вот представитель КПРФ говорит: мы поддержим, всё плохо, но мы поддержим. Непонятная позиция: если вы видите изъяны и предполагаете в дальнейшем появление каких-то отрицательных моментов, зачем тогда сам документ-то поддерживать - он же развязывает руки?! Вот такая позиция очень пагубна. Нужно было честно признать, что потеря Закавказья, Средней Азии и всех наших как бы вот достижений за советский период - это как раз вина тех лиц, которые навязали порядок управления страной, внешнюю и оборонную политику после октябрьского переворота. Ведь дело не в идее коммунизма или какой-то другой - был нарушен порядок управления территориями Российской Империи, порядок управления народами, проживающими на территории Империи. Тот, царский, был наиболее объективный, наиболее эффективный, гибкий, и не было никакой угрозы Российскому государству - тишина была 1 января 14-го, полная тишина, и было развитие бешеное русской промышленности, и был успех России. Поэтому здесь что бы я предложил? Надо подумать о том, чтобы перевести столицу Северной Осетии в Цхинвал и создавать там рабочие места, с тем чтобы Осетия развивалась в основном за счёт южной части, с тем чтобы там обеспечить национальные интересы осетинского народа. А Владикавказ сделать столицей Кавказа, убрать слово "Северный". Из Пятигорска перевести штаб-квартиру полпреда Северо-Кавказского федерального округа во Владикавказ. Так сделал царь. Чувствуете, названия городов: Владикавказ - "владей Кавказом", Владивосток - "владей Востоком"? Владикавказ, а не Орджоникидзе. Орджонидзе силой вернул Грузию в лоно советской власти, и мы потом всё потеряли. Вот такие экстремисты нам с вами не нужны. Вот тогда бы мы решили проблему Ставрополья (население очень недовольно тем, что Пятигорск - столица Северо-Кавказского федерального округа) и закрепились бы больше в Цхинвале, дали бы возможность развития, чтобы не было этого: Северная Осетия - Южная Осетия. Северная Корея - Южная Корея, Западная Германия - Восточная Германия, это всё кончается плохо, потому что один немецкий народ, один корейский народ и один осетинский народ. Вот сегодня говорят: как хорошо, что мы тут статус баз определяем! Слушайте, это всё было частью Российской Империи: была Тифлисская губерния, Бакинская, стояла русская армия на границе с Ираном и угрожала Турции - тишина была и в Турции, и в Иране. А сейчас вы радуетесь тому, что вы теперь будете тратить бешеные деньги на содержание военных баз в Южной Осетии и в Абхазии. Если мы будем проводить нынешний курс внешней политики, то все деньги будут впустую потрачены, мы потеряем, всё потеряем. Как потеряем все деньги, если мы их действительно вложим в развитие туристического комплекса Северного Кавказа, - ничего не получится, абсолютно! Не так нужно развивать Кавказ! Должны работать специалисты, не Хлопонин из Красноярского края. Может быть, он великолепный губернатор для Сибири, но если ты совершенно не разбираешься в Кавказе, если ты первый раз видишь гору Эльбрус, или Домбай, или Теберду... Я вот не буду разбираться в Сибири, если я не оттуда. Я не врач, я востоковед. И страна должна использовать востоковедов. Я не о себе говорю - тысячи специалистов по Кавказу есть, и у них работы нет, а Хлопонин, оказывается, полпред и занимается Кавказом, ничего в нём не понимая. При этом он мог хорошо разбираться в Красноярском крае. То есть нужно поставить специалистов-востоковедов, чтобы они были везде - и в Цхинвале, и в Сухуме. Вы все должны знать одно: нас они уважают и любят, пока Грузия им угрожает. Как только они увидят, что Грузия им больше не угрожает, они так же от нас будут вырываться, из-под нашего влияния, как это сделали сама Грузия, Азербайджан и все остальные. Грузины не смогли проводить хитрую политику, гибкую и так напугали осетин и абхазов, что они с удовольствием на всё пойдут, лишь бы сохранить себя, но Турция... На территории Турции проживает около шестисот тысяч абхазов, которые, конечно, в основном уже стали турками, но они помнят свои абхазские корни. Потихонечку они будут проникать в Абхазию, и там произойдёт изменение состава населения из пророссийского в протурецкое или прогрузинское, и все наши денежки будут плакать. Я не хочу радоваться тому, что через десять лет с этой трибуны мы с вами это будем всё фиксировать как результат, я не буду радоваться этому. Как не радуюсь тому, что вы проиграли, ратифицировав соглашение с Украиной в этом зале в 98-м году. В основном коммунисты влияли, Селезнёв один раз вышел сюда, он всегда сидел там, и только ради того, чтобы продавить ратификацию договора о дружбе с Украиной, он вышел сюда и умолял. Ратифицировали в 98-м году, ратифицировали в этом году, а никакого толку не будет: Брюсселю выгоднее подкармливать Украину, чтобы только она боролась с Россией. Советский Союз они боялись - сейчас они не боятся. С Кавказом нужно проводить другую политику. Я согласен с заместителем министра обороны Панковым, что эти вопросы должны рассматриваться только в закрытом режиме. Оборону нашу знают, мы ракеты пускаем, видно, куда летят, долетают ли, самолёты летят - всё это видно, а вот национальный вопрос ни в коем случае нельзя обсуждать открыто, ни в коем случае, тем более Кавказ - самый многонациональный регион, самый неуправляемый регион, самый тяжёлый за всю историю, и при советской власти, и в царский период. Посмотрите сегодня: Армения и Азербайджан - только мы сдерживаем войну, уберите Россию - и завтра они будут друг друга уничтожать, Армения и Азербайджан. Турция бомбит пятьдесят лет курдов - и что, кто-нибудь защищает курдов? Никому не нужны курды, пока нужна Турция. Как только Турция окончательно бросит Израиль, окончательно соединится с исламскими радикалами, вот увидите, сразу на повестке дня встанет вопрос о независимости Курдистана и сорок миллионов курдов получат проамериканское правительство, хотя там Рабочая партия Курдистана была пророссийская. То есть везде мы проигрываем. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Пророссийская, пророссийская, господин Локоть! Пока вы навязывали советскую идеологию, мы всё проиграли из-за вашего Ленина, который помог Кемалю Ататюрку, самому ярому националисту Турции. А можно было бы раздолбать остатки Турции вместе с греками православными и с христианами-итальянцами, и сегодня был бы Курдистан пророссийский и большая Армения была бы, но ваш Ленин ничего не понимал в восточном вопросе, и проиграли. Сталин понимал, и он предлагал не СССР создавать, а РСФСР, в которую на правах частей войдут все республики, но государство - Россия, а язык в культурно-национальных автономиях все избрали бы русский, и не было бы проблем. То есть у Сталина единственный был плюс - это решение национального вопроса, всё остальное минус у него, а это он знал: он оттуда. Позиция ЛДПР моя не потому, что мы, так сказать, имеем много аналитиков, литературы, - я там жил, служил, я знал: там никакой советской власти, Локоть, не было, ни одного, ни одного часа! Секретаря райкома выбирали по принципу кто больше даст: вот вы, десять человек, мне дадите по миллиону... то есть нет, я вам дам, членам бюро, и я - секретарь райкома. Кто даст больше, тот и будет. Там никогда близко не было советской власти, коммунистической идеологии, левых убеждений! Люди торговать любят, продавать любят, и хорошо, пусть торгуют, продают. А на заводах работать не любят. В Тбилиси работали курды, армяне и русские на заводах, а в лавках, в магазинах, в ресторанах сидели грузины. Это их образ жизни, вмешиваться не надо. Повторяю: ошибка наша на Кавказе продолжается. И до тех пор будет продолжаться, пока специалисты не будут сидеть в администрации президента, в МИДе и в Министерстве обороны. Востоковедов возьмите десять человек, и у вас будут блестящие успехи на Кавказе. Пока у вас партии и экономисты впереди, важнее национального прошлого, мы успехов не добьёмся. Мы проиграли всё в 91-м году, двадцать лет назад, и я не хотел бы, чтобы эти ошибки продолжались, поэтому передайте решение проблем Кавказа и всего Востока... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые друзья, для того, чтобы ответить, насколько важны эти соглашения, давайте зададим вопрос: а война с Грузией будет ещё? Я вам говорю: война с Грузией будет до 2014 года, можете даже не сомневаться. Я приведу, как говорится, разведфакты, которые подтверждают это. Грузинская армия на сегодняшний день не просто восстановилась в численном составе, а стала на восемь тысяч человек больше, на сегодняшний день это тридцать девять с хвостиком тысяч человек. Восстановлено полностью всё вооружение. Поставки осуществлялись из стран Запада, а также из Израиля и Турции. Новое вооружение более приспособлено для ведения боевых действий в горных условиях, чем то, которое было ранее. В Грузии принята новая система отмобилизования, новая мобилизационная система, очень эффективная, которая позволит в считанное время поставить под ружьё дополнительное количество людей. Кроме того, когда у нас в комитете рассматривался вопрос и присутствовал исполняющий обязанности начальника Генерального штаба, я ему действительно сказал: нам очень сильно повезло, что во главе главного штаба вооружённых сил Грузии стояли абсолютно бестолковые люди. Вот когда, Олег Викторович, мы посещали Цхинвал через несколько дней после событий, я с удивлением отметил, что Рокский тоннель еле-еле держится, там всё течёт. Анклавы грузинские подходят прямо к этому Рокскому тоннелю. Там очень много таких завитушек, где можно сделать засады. Если бы там грамотно всё, не дай бог, планировали, мы бы полгодика-годик так поштурмовали, но нам, слава богу, повезло. Но повезёт ли в следующий раз? Сейчас грузинское руководство, как я уже сказал, принимает меры. Кстати, происходят и некоторые вещи в той же Турции, выгодные для них. Господин Эрдоган тоже решил придать новый облик своим вооружённым силам. Ну, ему есть за что ненавидеть свои вооружённые силы, потому что они его в своё время сажали в рамках действия конституции, и поэтому он разгромил генеральный штаб вооружённых сил Турции и вообще командование турецких вооружённых сил. Там в одночасье был снят начальник генерального штаба, командующий сухопутными войсками, всеми родами войск, командующий четырьмя полевыми армиями - основными структурами, - и вместо них начальником генерального штаба назначен командующий жандармерии - в общем, там ещё хуже, чем у нас, только я не пойму, у нас-то за что армию ненавидят... Соответственно, освободилось огромное количество высококвалифицированных людей, которых за хорошие деньги, я больше чем уверен, пригласят в Грузию, где они будут консультировать. Турецкая военная школа очень хорошая, и, поверьте, в следующий раз они спланируют боевые действия очень грамотно, я даже знаю как. И вопрос возникает: а как мы будем этому противостоять? А почему мы не говорим об ошибках, которые были допущены тогда? Извините меня за откровенность, ошибки были допущены преступного характера. Вот смотрите, у нас есть совместные соглашения с югоосетинскими вооружёнными силами, с абхазскими. Как были подготовлены югоосетинские вооружённые формирования? Крайне плохо, предельно негативно, и не потому, что... Они смелые, храбрые, отдадим должное человеческим достоинствам, но вы посмотрите на вооружение вооружённых сил Южной Осетии: танки Т-55 на вооружении - металлолом! Вот я уже седой человек и то в 60-х годах учился на машинах Т-72. То есть им дали металлолом, говорили: вооружённые силы... Сколько человек? Одна тысяча сто с лишним. И вот эти бедняги пытались что-то организовать. Для сравнения вам приведу пример... Я тут как-то говорил в присутствии министра обороны, что вся наша проблема в том, что в последнее время Генеральный штаб, Министерство обороны в плане военного интеллекта очень ослабли, - это страшное явление! Раньше, в советское время, прошли боевые действия где-то на Ближнем Востоке, и всё, а сейчас - десятилетие локальных войн: на Ближнем Востоке, в Афганистане, в Ираке и, самое интересное, в Ливане. Вот то, что происходило в Ливане - столкновение "Хезболлы" с израильской армией, - это вот по театру военных действий, по рельефу местности очень похоже на то, что в Южной Осетии. Только мне как-то стыдно сравнивать лучшую армию на Ближнем Востоке - израильскую армию - с этим чудищем под названием "грузинская армия", но которая сейчас, правда, улучшает свои качества. Так вот там на первых порах израильской армии, ЦАХАЛ так называемой, противостояла одна тысяча боевиков "Хезболлы", мобилизационный ресурс, шесть тысяч человек, находился в долине Бекаа - это ещё дальше, чем Цхинвал от передовой. В Осетии вооружённые силы - тысяча и сколько-то там ещё человек и от семи до одиннадцати тысяч - мобилизационный ресурс. Чем закончилась война на Ближнем Востоке, вы знаете: тем, что на уши был поставлен весь Израиль, ушло всё руководство Израиля, признав поражение, а американцы... Тогдашний министр обороны Гейтс этому посвятил вообще целый доклад: почему же это произошло, ну ведь не должно было так происходить - высокоманёвренная, хорошо обученная, вооружённая армия - и вдруг так. А произошло потому, что там был учтён весь опыт предыдущей войны, небольшая армия была подготовлена. Она не вела боевых действий: "Ура! Вперёд! Двадцать человек туда, пятьдесят сюда. Где наша рота? Она в Цхинвале сидит", - нет, воевали мелкие мобильные отряды по пять-шесть человек, вооружённые в основном противотанковым оружием, в первую очередь советского, кстати, производства, "Метис", "Корнет" (не знаю, как оно туда попало, это не наше дело) и РПГ-29 "Вампир". Так вот эти мобильные отряды просто истерзали всю израильскую армию! Кроме того, использовалась целая система очень выгодных инженерных сооружений, позволяющая выходить этим мобильным отрядам вниз с Запада на фланги и в тыл израильской армии и наносить соответствующие удары. Слушайте, у нас вообще и близко этого нет, у нас никто этого не знает! На заседании комитета присутствовал человек, я его уважаю, это генерал, у него в глазах было изумление: "Слушайте, мы как собираемся воевать?!" Нам надо югоосетинскую армию, абхазскую армию - они все крутые, понятно, - готовить по этой системе. Не российский Иванов и русский Петров должны воевать, они должны только помочь создать боеспособную структуру, которой должны нанести поражение грузинской армии. Это, кстати, будет очень эффективно и в морально-политическом плане. Мы же пока этого не делаем. Министр обороны Южной Осетии - я так понял, понятно, кто... - говорит: ну да, нам надо перевооружать южноосетинскую армию, но денег в бюджете нет. А куда делись сорок три с лишним миллиарда рублей на республику с населением менее пятидесяти тысяч человек, если даже на армию не хватает? Слушайте, вы что делаете-то?! Всё воровать-то у самих себя уж нельзя, ну чуть-чуть-то можно на оборону хоть потратиться! Ну так же нельзя! И сейчас мы размещаем базы. Я спрашиваю: структура базы какая? По какой схеме они будут создаваться: рота, батальон - ура, вперёд?.. Снова потеряем людей. Так какие же выводы надо делать? А выводы сделали за нас американцы, провоевав в локальных войнах и посмотрев на поражение своего союзника Израиля. Они сделали вывод, что в подобных войнах есть несколько вещей, которые нужны. В первую очередь - разведка, хорошая, классная разведка, способная очень своевременно предупредить основное направление движения противника. "Хезболла" умудрялась иметь ещё другие отряды, которыми заманивала в ловушку израильскую армию, а потом её там громили и терзали так, что дальше некуда. Хвалёные танки "Меркава-4" сжигали, десятками сжигали! Сорок семь танков за несколько дней - израильтяне сами признают - было пущено на ветер, что называется. Потери были огромные! Они умудрялись, действуя противотанковыми средствами, уничтожать не только танки, но и вертолёты, и живую силу противника. Высочайшее отмобилизование: в кратчайший срок отмобилизовали тысячу человек и перебросили их в места боевых действий. А где наши резервисты югоосетинские были? При этом, когда мы в Цхинвал приехали, почти каждый второй мужчина ходит в военной форме, военный он человек. Если вы поедете когда-нибудь в Ливан и посетите долину Бекаа - это основной мобилизационный ресурс "Хезболлы", - вы не увидите ни одного человека в форме, как они мобилизовываются, я не знаю. Учиться нам теперь приходится там. Да и не мудрено - нам министр обороны сказал, что наше военное образование нулевое. Ну, если нулевое, надо поучиться у того, кто что-то из себя представляет, к стыду нашему. А как у нас разведка налажена была? Министр обороны с этой трибуны, помните, сказал: "Ну, что вы хотите, у нас не было данных, потому что спутник разведывательный пролетает над этим районом Южной Осетии один раз в четыре дня. А потому, что один раз в четыре дня, у нас и не было данных". Слушайте, я удивляюсь, вот каждый выпускник советского - не российского, я понимаю, российское образование всё уже - вуза, выпускник танкового командного училища, общевойскового командного училища знает, на втором курсе его уже учат: если противник занимает господствующие высоты, значит, он будет атаковать, поэтому его надо сбросить оттуда. И у нас что, теперь только когда спутник летает?.. А всё остальное уже доведено до абсурда? Следующий вывод, вооружение. В вооружении не должно быть танков, это горно-лесистая местность - какие танки? Ну, идиоты грузины пустили танки - прекрасно, значит, нужны мобильные группы, вооружённые высококлассными противотанковыми средствами. Недавно по телевидению - это можно говорить в открытую - показали новую шипуновскую машину, "Корнет-Д" называется. Слушайте, я вот не знаю, но больше чем уверен, что ни одного "Корнета-Д" да и ни одного "Корнета" нет на вооружении нашей базы, вот у меня почему-то такое чувство. Я уже не говорю о вооружённых силах Южной Осетии и Абхазии. Слушайте, кто этим занимается? А я вам назову причины: полная, я бы сказал, деградация Генерального штаба - за три неполных года уходят из Генштаба, вне зависимости от здоровья... Если говорят, что уж у Третьяка плохое здоровье, то я тогда вообще должен сюда ползти... Молодой генерал-лейтенант пишет рапорт, уходит, заместитель начальника Генерального штаба... В советское время эта должность - начальника ГОУ - была совмещена с должностью первого заместителя начальника Генерального штаба. А до этого ушёл ещё один начальник ГОУ, до конфликта, и я поневоле задаю вопрос: "А что тогда в Генштабе происходит?" А я вам скажу ещё хуже: вот у меня товарищ, окончил две академии, военное училище танковое, почти двадцать лет в разных ипостасях проработал на Ближнем Востоке. Перед тем как уходить в последнюю командировку, говорит: "Аркадьевич, я больше не могу, ну всё на корзину, я увольняюсь". Ну, уволился - помогли, хорошо устроился. Кто потерял, он? Нет, он только выиграл, потеряла страна, потерял Генеральный штаб, потому что, чтобы подготовить такого специалиста, нам нужны десятилетия, и ещё не факт, что такой специалист будет подготовлен. Так как же мы собираемся воевать - нести потери рядовыми Ивановыми и сержантами Петровыми, а не воевать интеллектом?! Может быть, пора вот этот вопрос поставить вопросом номер один, а не другие вопросы? Ну хорошо, закупаем какие-то странные вещи типа "Мистраля", я уже говорил об этом в присутствии министра обороны. Ну это вообще только коррупционная схема, это никаким образом не вписывается в нашу оборонную систему. У французов и то два "Мистраля", а вы пять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-нибудь на заключительном слове? Докладчик? Содокладчик? Пожалуйста. ПАНКОВ Н. А. Спасибо за заинтересованное обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Выносим данные вопросы на "час голосования". По ведению - Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, утверждение о неизбежности войны с Грузией не является официальной позицией "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5002 по 5033 из 6428
Пункт 5, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединённой российской военной базе на территории Республики Абхазия". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 25 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается. 6-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия". Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 55 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается.