Заседание № 201

03.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 590088-7 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2829 по 3283 из 4590
Пункт 7, проект федерального закона "О государственной монополии на             
производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции,           
производимой с использованием этилового спирта (водки)". Доклад Николая         
Васильевича Арефьева.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона    
"О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и        
(или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта     
(водки)". В чём заключается инициатива? Фракция КПРФ предлагает с 1 января      
2020 года создать на базе "Росспиртпрома" организацию, в которую будут          
входить предприятия, производящие спирт и спиртосодержащую продукцию, со        
стопроцентным капиталом государства, - в состав "Росспиртпрома" войдут на       
правах филиалов организации, осуществляющие производство и оборот этилового     
спирта на территории всей Российской Федерации. С 1 января 2020 года для        
частных предприятий, производящих спирт, действие лицензии будет прекращено.    
Изъятое имущество подлежит компенсации из средств федерального бюджета.         
Производство водки после принятия закона вправе будут осуществлять только       
предприятия со стопроцентным государственным капиталом либо казённые            
предприятия с уставным капиталом в размере не менее 80 миллионов рублей.        
Лицензии организациям, производящим лекарственные средства на основе спирта,    
будут выдаваться на десять лет с 1 июля 2019 года. Вот в принципе суть нашего   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Нам в качестве главного аргумента против принятия законопроекта выставляется    
то, что мы не указали расходы на выполнение этого закона, но этот закон         
вступит в силу с 1 января 2020 года - естественно, закон о бюджете к тому       
времени будет принят и основным источником финансирования этого закона будут    
средства государственного бюджета. Что касается конкретного источника в         
бюджете, мы в своей пояснительной записке и в финансово-экономическом           
обосновании указали, что на эти цели пойдут доходы, полученные от реализации    
этого закона. Доходы, я вам скажу, будут составлять примерно 450 миллиардов     
рублей в год.                                                                   
                                                                                
Что касается оценки затрат на реализацию этого закона, то есть на выкуп         
акций, это рассчитать довольно сложно. Во время написания этого законопроекта   
волатильность на рынке акций была очень велика, поэтому точно указать, какие    
расходы понесёт бюджет, невозможно. Я так полагаю, поэтапная реализация этого   
закона даст возможность чётко определить цену выкупа этих акций исходя из       
того, когда будет осуществляться, так сказать, национализация этих              
предприятий.                                                                    
                                                                                
В своём заключении правительство пишет, что, возможно, будет закрытие           
предприятий и люди станут безработными из-за того, что предприятия,             
производящие спирт и спиртосодержащую продукцию, будут закрыты. Ну, должен      
отметить, что у нас ежегодно закрывается около 400 предприятий из различных     
сфер деятельности и на это никто не обращает внимания. Что же касается          
закрытия именно заводов, производящих спирт, то этого всегда можно избежать,    
если государство будет защищать любое предприятие, включать механизмы           
санации, финансового оздоровления, и решение этих проблем, в общем-то, входит   
в компетенцию нашего правительства.                                             
                                                                                
Нам говорят, что нужен закон о национализации конкретных предприятий, что без   
национализации проводить такое огосударствление невозможно. Я вам должен        
сказать, что, с одной стороны, закон о национализации у нас есть, он внесён,    
и он предусматривает механизм национализации, но, с другой стороны, есть и      
другой вопрос: в Крыму национализация проводилась исключительно по инициативе   
правительства, и это не мешало проводить национализацию даже без закона.        
                                                                                
Нам говорят, что госмонополия не решает вопросы нелегального производства. Я    
хочу сказать, что важно то, как относиться к этому вопросу - вопросу            
госмонополии. Допустим, в Советском Союзе государственная монополия была, и в   
Советском Союзе вопрос нелегального производства был решён раз и навсегда и     
полностью, на 100 процентов. Должен сказать, что ещё во времена Петра I была    
государственная монополия на производство спирта, спиртосодержащей продукции,   
она давала половину бюджета тогдашней царской России; в советское время         
госмонополия давала 25 процентов бюджета. Ну и грех отказываться сегодня от     
огосударствления предприятий, производящих спирт, если у нас бюджет трещит по   
швам.                                                                           
                                                                                
Нам говорят, что такие законопроекты уже были, что и в 2011 году законопроект   
был отклонён, и в 2016 году, и в 2018 году два подобных законопроекта было      
отклонено. Все эти законопроекты вносили фракции от оппозиции - значит, такая   
проблема есть, значит, вопрос этот надо рассматривать и относиться к нему       
серьёзно. Я так полагаю, тот законопроект, который мы внесли, нужно сегодня     
внимательно рассмотреть и принять к исполнению. Все шероховатости, которые      
будут найдены в законопроекте, представленном для рассмотрения в первом         
чтении, мы учтём ко второму чтению.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Бахметьев Виталий Викторович.                            
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Исторический        
вопрос, и докладчик осветил, что уже 300 лет этому вопросу и что 300 лет        
вводили и отменяли госмонополию. Суть законопроекта очень проста:               
стопроцетная монополизация рынка производства спирта. Николай Васильевич        
подробно рассказал о законопроекте, и сложно не согласиться с его доводами,     
но при этом хотелось бы спросить следующее: где взять деньги, чтобы выкупить    
эти предприятия? Сегодня закон гласит: можно национализировать, но нужно        
искать ресурсы и выкупать. Если говорить сегодня о производстве спирта, то 70   
процентов рынка (даже не 70 процентов, наверное, ещё не дотянули до 70          
процентов) уже регулируют компании "Росспиртпром" (40 процентов рынка           
регулирует, компания на 100 процентов принадлежит федералам), "Башспиртпром",   
"Татспиртпром" (это региональные компании), они уже регулируют. Если говорить   
о наполняемости бюджета, то бюджет сегодня наполняется в пределах где-то 360    
миллиардов за счёт акцизов. И когда мы говорим, что будем национализировать,    
возникает вопрос: кого мы будем национализировать? Мы будем национализировать   
легальные компании, мы будем бороться с легалами, а нелегальный бизнес как      
оставался в тени, так и останется. Конечно же, есть вопрос по нелегальной       
продукции, но он решается и в существующей системе, той, что введена с 2006     
года, - ЕГАИС позволяет на 100 процентов контролировать производство спирта,    
от завода и до бутылочек, которые продаются в магазине.                         
                                                                                
Много разногласий по данному законопроекту. Как было сказано, мы не первый      
раз здесь отклоняем такой законопроект, но при этом хотелось бы понять одно:    
как бороться с этим, как бороться с алкоголизацией населения? Наверное, есть    
другие методы. Никогда государство не сможет регулировать эти вопросы через     
национализацию.                                                                 
                                                                                
Комитет не поддерживает данное предложение и предлагает Думе поддержать         
мнение комитета.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Викторович.                              
                                                                                
Коллеги, есть вопросы? Есть.                                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Виталий Викторович, вопрос вам. Из сказанного вами, кажется,          
вытекает, что вы являетесь принципиальным противником государственной           
монополии на производство и оборот спиртосодержащей продукции, несмотря на то   
что история России - это не история борьбы за введение и отказов, а в           
основном как раз история государственной монополии, это надо бы иметь в виду.   
                                                                                
Но я хотел бы спросить вот о чём: разве тот факт, что десятки, даже сотни       
тысяч наших граждан преждевременно, в том числе в трудоспособном возрасте,      
уходят из жизни из-за употребления некачественной спиртосодержащей продукции,   
не является весомым, достаточным и необходимым аргументом в пользу того, что    
госмонополия необходима и, соответственно, нужно закон принять?                 
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Уважаемый Николай Иванович, ну, опять же, я уже сказал в        
своём докладе... Почему люди травятся? Потому что они покупают у тех, кто       
нелегально производит. Кого мы будем национализировать? Тех, кто легально       
производит. Мы будем бороться с теми, кто легально работает на рынке, кто       
работает в системе ЕГАИС, кто показывает своё производство, мы им скажем:       
"Нет, мы у вас забираем"? Мы боимся того, что часть легальных производителей    
тогда просто уйдут в тень и ситуация ухудшится.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к докладчику.                                       
                                                                                
Николай Васильевич, законопроектом устанавливается, что Правительство           
Российской Федерации должно утвердить план мероприятий по изъятию и передаче    
в федеральную собственность имущественных комплексов и технологического         
оборудования ряда производителей, - а есть ли точные расчёты, сколько           
потребуется дополнительных финансовых средств из федерального бюджета для       
реализации данного пункта?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Арефьеву включите микрофон.                      
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Я в своём докладе сказал, что волатильность рынка акций           
настолько высока, что, когда мы писали этот законопроект, высчитать             
фактические затраты на выкуп акций частных предприятий не представилось         
возможным. Я думаю, что, когда такой план будет составляться, он будет, так     
сказать, исчисляться из стоимости акций конкретных предприятий: они же          
расположены на территории всей России, и стоимость акций спиртового завода,     
допустим, в Москве будет, наверное, отличаться от стоимости акций завода,       
допустим, в Якутии или на Чукотке. Применительно к конкретным условиям, к       
конкретным предприятиям правительство и должно указать затраты исходя из        
стоимости акций на тот период.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виталий Викторович, вы, вероятно, знаете, что        
система ЕГАИС была сделана за счёт федерального бюджета и почти десять лет её   
дорабатывали - не доработали, и, наверное, знаете причины, почему. И я понять   
не могу, почему вы против того, чтобы источник постоянного дохода, как это      
было в царское время, в советское время, вернулся наконец устойчиво в           
бюджетную систему Российской Федерации?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Николай Васильевич, источник реального дохода есть, это         
акциз, и довольно высокий акциз. Если посмотреть и разложить экономику          
производства спирта, то будет видно, что, если легально работать, там нет       
такой высокой доходности, если работать нелегально, то да, там доходность       
колоссальная, но мы же говорим о национализации легальных производителей. А     
ЕГАИС с 2006 года внедрялась, и сейчас, по опубликованной информации, уже по    
100 процентам произведённого алкоголя, что доходит до прилавка, совпадают       
данные; ещё в 2014 году 80 процентов всего проходило, а сейчас 100 процентов.   
Вся проблема всё-таки в нелегальном производителе, а мы хотим легального        
производителя национализировать и убить - того, кто платит налоги.              
                                                                                
А акциз в бюджете есть, он официальный, 367 миллиардов рублей в бюджете есть.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Николай Васильевич, как видно из вашего доклада, нам больше           
необходимо говорить о качестве правоприменительной практики в этой сфере. Ну    
а что касается государственной монополии и национализации в этой сфере, мы,     
так или иначе, затрагиваем конституционные права, в том числе наших граждан.    
В связи с этим скажите, пожалуйста, как именно учтены в проектируемых           
новеллах конституционные права наших граждан, например такие, как право         
каждого на свободное использование своих способностей и имущества для           
предпринимательской деятельности, а также право собственности?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Арефьеву включите микрофон.                      
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Дело в том, что та же самая Конституция предусматривает и         
другое: права граждан и юридических лиц могут быть ограничены в определённом    
порядке и в определённых условиях, в частности для безопасности страны, для     
развития экономики и для других целей, там такая формулировка тоже есть, есть   
она и в Гражданском кодексе.                                                    
                                                                                
А вообще говоря, права граждан не ущемляются никак, поскольку переход права     
собственности от частного лица государству не повлечёт за собой потерю          
рабочих мест, или снижение уровня зарплаты, или ещё что-то. Все работают по     
одним законам - что частные предприятия, что государственные, поэтому права     
работников ущемляться не будут.                                                 
                                                                                
Что касается частных собственников, то у нас закон предусматривает и            
национализацию, и приватизацию. И если возможна приватизация, то есть изъятие   
у государства собственности, то возможно и изъятие частной собственности в      
пользу государства с равноценным и предварительным возмещением стоимости        
собственнику - об этом говорят и Конституция, и Гражданский кодекс. И в         
общем-то, ничьи права не ущемляются, поскольку частные собственники получат     
своё в результате оценки их имущества. Я думаю, что оценка будет правильной.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к уважаемому Виталию Викторовичу.                                 
                                                                                
Вот вы сказали, что нельзя национализировать легальных. Почему нельзя?          
Национализировать можно, как мы представляем, и легальных, и нелегальных.       
Государство захочет - это сделает, потому что это будет, в общем-то, от имени   
и по воле народа. Это первое.                                                   
                                                                                
Второе. Говорят, что надо вернуть их, выкупить, - ну давайте! Вот я имел        
вклады в Сберегательном банке Советского Союза, мне их потом в течение долгих   
лет возвращали из расчёта один к трём в нынешних российских рублях, то есть 1   
советский рубль оценивается как 3 рубля нынешних российских. Давайте будем      
национализировать и все те самые объекты, которые действовали в Советском       
Союзе во времена советских политиков, вернём тоже как один к трём, это будет    
очень справедливо: раз народу один к трём, то и всем этим хозяевам-богатеям     
так же надо возвращать.                                                         
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Спасибо за вопрос, Валентин Сергеевич. Я сказал, что будет      
можно... Мы сегодня национализируем легальных производителей, а нелегальных     
нет. Кого национализировать? Сейчас 20 процентов - это нелегальный рынок, и     
мы с этим должны согласиться. Мы не можем никак... 20 процентов - нелегальный   
рынок, это официальные данные, он есть. Он постепенно уменьшается, создание     
системы ЕГИАС дало положительный результат, но 20 процентов остаётся, и если    
мы говорим сегодня, что надо приватизировать их, то... А их просто нет, кого    
приватизировать?!                                                               
                                                                                
Я считаю, комитет считает, что в первую очередь это будет проблема с            
легальными производителями, мы их приватизируем без вопросов, они есть на       
рынке, но часть из них, наверное, может уйти в тень, потому что не захочет      
потерять свои доходы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Викторович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Желающие выступить есть? Есть.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
От фракции, Николай Васильевич? От фракции.                                     
                                                                                
Поставьте, пожалуйста, семь минут.                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К сожалению, мы    
с вами тут лукавим: якобы не понимаем, почему в этой сфере существует           
нелегальный бизнес, прикидываемся, что не понимаем, почему надо                 
национализировать. А 300 лет существовало - понимали. У нас после 91-го не      
было пока шараханья и попытки национализации.                                   
                                                                                
Тут в законопроекте не хватает одного положения: надо национализировать и       
продажу. Тогда нелегальный бизнес можно привлечь за незаконное                  
предпринимательство, хотя и сейчас полиция, когда захочет, запросто статью      
159 инкриминирует любому виду бизнеса, хоть первую часть, хоть вторую, хоть     
третью, хоть четвёртую, хоть пятую - любую диспозицию. Но проблема как раз и    
заключается в том, что именно в этой сфере наиболее аффилированный              
правоохранитель: ни одна фура с палёной водкой не может проехать даже 10        
километров, если там неаффилированные правоохранители, - давайте называть       
вещи своими именами.                                                            
                                                                                
Мы не возражаем: давайте во втором чтении добавим такую главу, у нас было и     
круче - у нас здесь вносились законопроекты, которые содержали 50 страниц, а    
после второго чтения были уже по 700 страниц. Мы не возражаем: давайте,         
используя ваш опыт, Виталий Викторович, внесём главу о национализации продажи   
- тогда у нас нелегальная часть полностью отпадёт сама собой.                   
                                                                                
В части того, что вы говорите, мол, будут затраты - да никаких затрат не        
будет! Более того, государство будет в прибыли многократной. У нас, по          
официальной статистике за 2017 год, 760 тысяч граждан умерло от болезней,       
связанных с употреблением некачественного алкоголя, 50 тысяч отравилось         
напрямую, - 50 тысяч! - это в 3 раза больше, чем погибло в афганской войне за   
10 лет. Вы поняли, да? Это первое.                                              
                                                                                
Второе. Если вы посмотрите, сколько мы получили ещё, в общем-то, для общества   
нагрузки в виде детей-инвалидов, рождённых от алкоголиков, под этим делом,      
если вы посмотрите, сколько произошло аварий, если вы посмотрите, сколько       
бракованной продукции произведено, то поймёте, что этот ущерб несоизмерим с     
теми суммами, о которых вы говорите.                                            
                                                                                
Ну и конечно же, мы с вами должны понимать, что депопуляция населения в         
России идёт от трёх факторов. Первый - это нищета, безусловно                   
спровоцированная неправильной экономической и финансовой, кредитно-денежной     
политикой. Второй - это алкоголизация: 6 миллионов по официальным данным, а     
по факту 20 миллионов зависимы от алкоголя. У нас четверть населения            
фактически от этого страдает! Третий - это наркоманизация, ну, это следующий    
шаг, понимаете? Но мы же с вами ни с одним, ни со вторым, ни с третьим не       
хотим бороться, потому что любые попытки внесения соответствующих               
законопроектов хоть нами, хоть нашими коллегами из двух других оппозиционных    
фракций пресекаются молчаливым неголосованием за эти законопроекты.             
                                                                                
Я, вообще-то, предложил бы вам подумать над этим вопросом в другом ракурсе.     
Вот рекомендую вам прочитать книгу уважаемого Николая Васильевича Говорина,     
он по этой теме написал вполне себе аргументированный трактат, я его с          
удовольствием прочитал. Рекомендую вам почитать ранее выпущенные книги          
академика Углова, который посвятил всю свою жизнь исследованию этой проблемы.   
Ну и конечно же, вы вероятно помните, что до 91-го года качество нашей          
ликёроводочной продукции не подвергалось сомнению во всём мире и считалось      
эталонным. Сегодня же применяются эти палёные технологии, в каждом подвале      
могут выпускать, под охраной участкового (или, может быть, кого-то чуть         
постарше) перевозить и продавать. И травить уже не считается зазорным, уже      
появился опыт подавления морали, понимаете?                                     
                                                                                
Я всё-таки прошу уважаемых коллег поддержать наш законопроект. Давайте во       
втором чтении подработаем его. Ведь когда "Башнефть" национализировали,         
проблем не было, а там же цена значительно больше; когда другие компании по     
необходимости национализировали, проблем не было. Ну что же мы такие, в         
общем-то, не очень обоснованные аргументы приводим, когда касается чьих-то      
карманов, карманов тех, кто, вообще-то, у государства ворует?!                  
                                                                                
Я вот вам, как опытному человеку, вероятно очень квалифицированному в этом      
вопросе, предлагаю посмотреть, сколько с рубля от производства и продажи        
водки получали в царской России, сколько получали в советское время и сколько   
сейчас, - и вы увидите, что потери значительные. А это значит, что теневая      
экономика, с которой вы здесь боретесь - и в Интернете, и административными     
штрафами, и другими способами, - в этой сфере не поддаётся борьбе. Поэтому      
давайте писать меньше ненужных законов, а примем один нужный, который учёл бы   
все вот эти вопросы. Вот ЕГАИС, о которой вы говорили, - я по ней здесь         
десять раз ставил вопрос: почему бюджетные деньги выделены, а система не        
работает? А она нормально не работает, Сергей Иванович, из-за того, что вот     
эта колоссальная теневая составляющая давит, чтобы учёт был менее чётким,       
понимаете? Вы же понимаете это! Поэтому я предлагаю, чтобы мы тут тень на       
плетень не наводили: давайте сделаем первый шаг, вторым шагом национализируем   
продажу алкогольной продукции - мы с вами решим кучу других проблем,            
вытекающих из этого.                                                            
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Николай Васильевич, докладчик, будете выступать с заключительным словом?        
                                                                                
Депутату Арефьеву включите микрофон.                                            
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
Я долго выступать не намерен, но хочу сказать, что, вообще-то, политика         
нашего правительства такова, что национализировать, в общем-то, они ничего не   
собираются. Мало того, мы же тут приняли закон - предлагается вообще            
принуждать к приватизации унитарные предприятия. Ну, есть разные вопросы, но    
мы на приватизации уже набили очень много шишек и разгромили практически весь   
свой промышленный потенциал, и сельскохозяйственный тоже, пора уже, наверное,   
одуматься и говорить о национализации. Частная собственность, которая и так     
оберегается и нашей Конституцией, и правительством, к сожалению, себя ничем     
не оправдала: мы на сегодняшний день в третьеразрядных государствах             
находимся. Правительство, похоже, не хочет ничем управлять, поэтому, ну, вот    
уже, наверное, шестой закон на эту тему старается отвергнуть, чтобы не было     
даже поползновений ни к какой национализации. Хотя, я говорю, в Крыму           
национализация провелась тихо, мирно и без всяких законов, и никто не           
спрашивал: а есть ли закон и где брать деньги на национализацию?                
                                                                                
Кстати, к слову, где деньги взять? Я сказал, что 450 миллиардов                 
дополнительных доходов бюджет получит. Сколько надо потратить? Ну, давайте      
определимся уже исходя из национализации отдельных предприятий. Ну, я вам так   
скажу, что, когда задают вопрос: где взять деньги? - я тоже задаю вопрос: а     
где вы взяли деньги на Олимпиаду? Там 250 миллиардов было запланировано, а      
израсходовали больше триллиона. А где вы взяли на чемпионат мира по футболу?    
А где вы взяли на универсиаду? А где вы хотите взять деньги на скоростные       
дороги, строительство которых сейчас рассматривается, или на мост на Сахалин?   
Где вы собираетесь брать на это деньги? Почему вот на одно у вас деньги есть,   
а на другое у вас денег никак нет?                                              
                                                                                
Я должен отметить, что законопроект-то этот полезный и нужный, и надо           
проголосовать, а всё, по чему мы тут, так сказать, не сошлись во мнениях,       
можно будет отредактировать ко второму и третьему чтениям.                      
                                                                                
Прошу проголосовать за этот законопроект.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виталий Викторович, будете выступать?                                           
                                                                                
Депутату Бахметьеву, содокладчику, включите микрофон.                           
                                                                                
БАХМЕТЬЕВ В. В. Уважаемые коллеги, ну, борьба с нелегальным производителем,     
конечно, нужна, но национализацией мы эту проблему не решим. Ещё раз            
подчёркиваю: с нелегальным производителем надо бороться, надо это искоренять,   
но эта проблема так легко не решается.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование проект федерального      
закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта   
и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта   
(водки)".                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.