Заседание № 54

22.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 58998-4 "О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона Российской Федерации "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о предоставлении членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы права посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также воинские части и организации независимо от форм собственности без оформления специального пропуска или иных пропускных документов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1563 по 2140 из 6115
Переходим к пункту 15. О проекте федерального закона "О внесении дополнения в   
статью 5 Федерального закона Российской Федерации "О статусе члена Совета       
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания         
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия            
Семёновича Иванова. Пожалуйста, Анатолий Семёнович.                             
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В соответствии со статьей 5    
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата        
Государственной Думы..." удостоверение, в частности депутата, является          
документом, дающим право беспрепятственно посещать органы государственной       
власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их         
коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части,        
организации независимо от форм собственности, полностью или частично            
финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта            
Российской Федерации, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов   
и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы             
государственной власти и (или) органы местного самоуправления.                  
                                                                                
Фактически же правом беспрепятственного посещения указанных органов, воинских   
частей и организаций депутаты не обладают. Ведь слово "беспрепятственный"       
означает "не связанный ни с какими затруднениями" - так это трактуется в        
словаре Ожегова. Думаю, необязательно даже ссылаться на словари, чтобы это      
понимать. Тем не менее я считал, что те затруднения с проходом в здания         
органов власти, воинских частей и организаций, связанные с оформлением          
пропусков, с включением в списки, которые иногда возникают у депутатов,         
вызваны непониманием смысла слова "беспрепятственно". В связи с этим данным     
законопроектом предлагается в текст части второй статьи 5, где говорится об     
этом праве депутата, внести дополнение, поясняющее смысл слова                  
"беспрепятственно", то есть без оформления специального пропуска или иных       
пропускных документов, - это как бы пояснение для бестолковых должностных       
лиц.                                                                            
                                                                                
При этом я всё же ожидал, что в официальном отзыве правительства и в            
заключении нашего профильного комитета будет содержаться разъяснение об         
отсутствии необходимости внесения такого дополнения, так как слово              
"беспрепятственно" уже подразумевает посещение депутатами органов власти,       
воинских частей и организаций без оформления пропускных документов. Мои         
ожидания не оправдались. Оказалось, в правительстве смысл этого слова не        
понимают. Так, наш бывший коллега Александр Дмитриевич Жуков в официальном      
отзыве отмечает, что оформление специального пропуска или иных пропускных       
документов обусловлено особенностями режима функционирования некоторых          
органов и организаций из указанного в части второй статьи 5 федерального        
закона перечня. Если наше правительство не понимает смысл такого простого       
слова, то как оно может управлять сложным государственным механизмом? Если же   
в правительстве понимают, но скрывают это, то какой смысл представляться,       
мягко говоря, непонимающими? Надо было выйти с инициативой об исключении из     
закона слова "беспрепятственно", мы бы это поддержали, ведь мы всё              
поддерживаем, что предлагает правительство. Вот и наш профильный комитет, как   
всегда, поддержал правительство, переписав свое заключение с его отзыва. То     
есть ни правительство, ни наши коллеги из профильного комитета не               
поддерживают данный законопроект, не признают право депутатов                   
беспрепятственно посещать указанные в законе о статусе органы и организации.    
Может быть, они правы, может быть, мы безосновательно требуем реализации        
своего законом установленного права? Считаю, что таким правом депутаты должны   
обладать.                                                                       
                                                                                
Приведу только один пример. В августе прошлого года мне позвонил один из моих   
избирателей, который находился на лечении в московском госпитале МВД. Это       
79-летний участник Великой Отечественной войны. Кстати, этот ветеран написал    
свой вариант гимна России, который я вносил на рассмотрение Госдумы в 2001      
году. Он мне позвонил и сказал, что находится в очень тяжелом положении,        
попросил срочно к нему приехать, у него было для меня поручение, поскольку он   
считал, что, наверное, умирает! Я собрался туда, стараясь честно выполнить      
свой долг депутата. Приезжаю - меня не пропускают. Стоят два милиционера. Я     
начинаю звонить и искать лиц, которые бы мне оформили пропуск. Таких лиц не     
оказалось. Ну, благо, всего два человека были передо мной, я силовым путем      
прошел на территорию госпиталя, пришел в палату к моему больному избирателю.    
Мы с ним переговорили, он мне дал 42 тысячи рублей на его похороны, потому      
что у него были сложные отношения с родственниками. Тут в палату прибежали      
капитан и еще несколько милиционеров и попытались меня оттуда выдворить, из     
этой палаты. На мое счастье, там, видимо, были свидетели, и ко мне не стали     
применять силовые действия. Но когда я выходил с территории госпиталя, на       
проходной уже стояло более пяти солдат. Я один с ними справиться не смог бы     
(а я очень спешил, у меня уже был железнодорожный билет), поэтому, учитывая,    
что мои физические возможности это позволяли, я перемахнул через забор, при     
этом поранив, правда, руку.                                                     
                                                                                
Можете спросить, стыдно ли было. Стыдно было, да, но стыдно было не за себя,    
собой я гордился, что честно выполнил свой депутатский долг. Было стыдно за     
нашу Думу, за то, что нас поставили в такое унизительное положение.             
                                                                                
Не согласен я и с мнением правительства, что депутат не может без оформления    
пропуска пройти в расположение воинской части. Без сомнения, на место           
дежурства боевого расчета ракетно-пускового комплекса, может быть, нас вообще   
нельзя допускать, а вот в расположение воинской части для встречи с             
военнослужащими мы должны проходить беспрепятственно, если это связано с        
выполнением обязанностей депутата. Например, у меня такая необходимость уже     
была и, наверное, скоро будет еще. Дело в том, что в одной из воинских частей   
в городе Верхняя Пышма Свердловской области 22 апреля текущего года скончался   
сержант Сергей Бакаев из города Тольятти, мой избиратель. При этом 18 и 19      
апреля он был жестоко избит подполковником Михайловым. По первоначальному       
медицинскому заключению Сергей скончался от отравления. Потом появилось новое   
заключение: смерть наступила в результате гнойного минингоэнцефалита.           
Подполковник Михайлов получил условное наказание с испытательным сроком в       
один год без лишения права занимать командные должности. На мои запросы         
приходят отписки со ссылкой на приговор суда - поеду.                           
                                                                                
Что касается воинских частей, то здесь можно обсуждать и, наверное, следовало   
бы в инструкциях о пропускном режиме воинских частей написать, куда мы можем    
входить беспрепятственно, куда по спецпропуску, а куда нельзя входить совсем.   
Можно было бы даже согласиться с тем, что депутаты без оформления пропусков     
могут посещать всё, что предусмотрено, кроме воинских частей. В этом случае     
законопроект приняли бы в первом чтении, а ко второму внесли бы указанные       
изменения.                                                                      
                                                                                
Однако правительство это не предлагает, из чего можно сделать вывод, что оно    
не желает, чтобы мы беспрепятственно посещали и правительственные структуры,    
несмотря на то что сами министры и даже их заместители входят в здание          
Госдумы по удостоверениям, без пропусков и списков. Кстати, более двадцати      
категорий должностных лиц проходят в Госдуму беспрепятственно. Всё это          
говорит об отношении к нам исполнительной власти. Нас не уважают, и,            
наверное, правильно: никогда не уважают тех, кто даже за себя постоять не       
может. Спасибо.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, содоклад председателя Комитета по конституционному                  
законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича         
Плигина.                                                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В настоящее       
время я понял причины настойчивости Анатолия Семёновича: они связаны с тем,     
что нужно тренироваться по нормам в прыжках...                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и             
госстроительству рассмотрел проект закона "О внесении дополнения в статью 5     
Федерального закона Российской Федерации "О статусе члена Совета Федерации и    
статуте депутата Государственной Думы...", внесенный депутатом Ивановым.        
Проект, как уже указывалось, дает право членам Совета Федерации и депутатам     
Государственной Думы без оформления специального пропуска или иных пропускных   
документов посещать органы государственной власти, органы местного              
самоуправления, воинские части, организации независимо от форм собственности,   
полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета,      
бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, либо имеющие льготы    
по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве              
учредителей органы государственной власти и (или) органы местного               
самоуправления. Это четкая редакция.                                            
                                                                                
Оформление специального пропуска или иных пропускных документов обусловлено     
особенностями функционирования некоторых органов и организаций из указанного    
в части второй статьи 5 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации   
и статусе депутата Государственной Думы..." перечня. Беспрепятственный проход   
без оформления дополнительных пропусков, которые, поверьте, сделать не так      
сложно, может повлечь нарушение режима деятельности воинских частей и иных      
организаций. Правительство Российской Федерации полагает, что действующая       
норма части второй статьи 5 федерального закона исчерпывающим образом           
закрепляет право членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на    
беспрепятственное посещение органов и организаций, и не поддерживает принятие   
указанного законопроекта.                                                       
                                                                                
Почему я говорю о настойчивости? Данный законопроект практически идентичен      
проекту федерального закона № 101979-3 "О внесении изменений и дополнений в     
Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата          
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который был   
также внесен депутатом Государственной Думы Ивановым и посвящен вопросам        
предоставления членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы права   
посещения органов государственной власти и местного самоуправления, а также     
учреждений и организаций различных форм собственности без оформления            
дополнительных специальных пропусков. 27 мая этого года законопроект №          
101979-3 был рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы, отклонен   
во втором чтении, снят с дальнейшего рассмотрения.                              
                                                                                
Поэтому при принятии решения по данному законопроекту мы руководствовались не   
некими условно соглашательскими позициями, мы полагаем, что законопроект,       
внесенный по вопросу, который уже рассмотрен Государственной Думой четвертого   
созыва и по которому принято решение об отклонении, также подлежит              
отклонению. Поэтому комитет полагает необходимым рассматриваемый законопроект   
отклонить. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Какие будут вопросы к докладчику и содокладчику, и будут ли? Два вижу.          
Значит, записи не будем делать.                                                 
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, вопрос ваш.                             
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу.                  
                                                                                
Владимир Николаевич, вот из вашего подробного доклада все-таки не совсем        
понятно: действительно такой проблемы нет, вы считаете, или все-таки в законе   
это не так четко прописал депутат Иванов? Или такой вообще проблемы нет? Нас    
действительно не пускают во многие места, и причем по желанию даже каких-то     
руководителей. Это ненормально.                                                 
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Вы знаете, прежде всего традиционно всегда возникает вопрос:       
каких руководителей? Значит, предоставление депутату неограниченного права      
посещать любые организации, здесь отмечены, в частности, организации, имеющие   
льготы по уплате налогов и обязательных платежей, имеющие в качестве            
учредителей органы государственной власти и органы местного самоуправления...   
В чем логика? Ведь существуют... С моей точки зрения (подчеркиваю - это         
собственное представление), мы должны ориентироваться на некоторые задачи,      
которые мы должны решать, и в этом плане мне представляется, что деятельность   
законодательной власти, наверное, не требует посещения организаций любых форм   
собственности, которые, в частности, имеют льготы по налогам. В чем логика?     
Здесь логики нет. Соответственно, мне представляется, что это вопрос            
элементарной деловой этики: когда ты звонишь накануне и договариваешься о       
посещении, этот вопрос решается всегда. Это вопрос деловой этики.               
                                                                                
Мы в этом году неоднократно сталкивались со следующими вещами: кроме            
депутатов, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской             
Федерации, члены различного рода общественных организаций - все настаивают на   
предоставлении дополнительных прав посещения разного рода учреждений, скажем,   
следственных изоляторов, мест содержания заключенных. Понимаете,                
дополнительно наведению порядка, в моем представлении, это способствовать не    
будет, логики в присутствии там депутата нет никакой.                           
                                                                                
Следующий момент. Я здесь, конечно же, выражаю сочувствие по поводу той         
ситуации, когда пять человек пытались вывести депутата или пытались применить   
к нему физическую силу, но, вы знаете, это тоже можно было решить достаточно    
просто. Поэтому логики в расширении перечня организаций не существует           
никакой. Это позиция.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня к Владимиру Николаевичу вопрос.                     
                                                                                
Владимир Николаевич, скажите, пожалуйста, по вашему мнению, каково              
юридическое содержание слова "беспрепятственно" в действующем законе? Это       
первое.                                                                         
                                                                                
И второе, с этим связанное. Слово "беспрепятственно" имеется, скажем, в         
законе "О прокуратуре..." - прокурор имеет право беспрепятственно посещать...   
Оно такое же или оно другое?                                                    
                                                                                
И наконец, третье. Почему вы полагаете, что если имеется действующий закон о    
статусе депутата, то вопросы, связанные с ограничением статуса депутата,        
должны какие-то люди в исполнительной власти решать? Вот по той логике,         
которую вы нарисовали, не тот ли это случай, когда действия исполнительной      
власти, или вообще даже и не власти, являются вмешательством в полномочия       
депутатов? То есть не должен ли этот вопрос однозначно регулироваться           
законом, а не какими-то подзаконными актами?                                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Сергей Алексеевич, трактовка слова "беспрепятственно" в части      
второй статьи 5: "Удостоверения члена Совета Федерации, депутата                
Государственной Думы являются документами, дающими право беспрепятственно       
посещать..." и далее по тексту. В данной формуле... Какой вы хотите             
комментарий: научно-практический или с точки зрения лингвиста? Я думаю, что     
слово "беспрепятственно" для данных целей и в том объеме, в котором это         
закреплено в части второй статьи 5, означает, что в любое рабочее время,        
установленное правилами внутреннего трудового распорядка соответственно того    
или иного органа, учреждения, организации, депутат Государственной Думы, член   
Совета Федерации имеют право появиться у пункта охраны и пройти туда,           
наверное, без предоставления каких-то дополнительных... беспрепятственно        
могут пройти туда.                                                              
                                                                                
Еще один очень важный момент. Я хочу сказать, что в практике режимных           
учреждений, как вы знаете, предполагается наличие некоего учетного документа,   
регистрирующего входящих и выходящих лиц, поэтому я думаю, что появление        
депутата Государственной Думы и нахождение его внутри помещения того или        
иного органа без документа, который фиксируется на выходе, является,            
наверное, нарушением порядка работы данной организации. Приведу пример.         
Человек, входящий в библиотеку имени Ленина (в настоящее время Российская       
государственная библиотека), получает пропуск, который он сдает на выходе.      
Депутату Государственной Думы, наверное, было бы неэтично прийти в              
библиотеку, пойти в фонды... Правило работы библиотеки: если зашел, ты должен   
быть зафиксирован на выходе. И поэтому получение такого рода пропуска, или      
документа, на вход, фиксирующего выход, с моей точки зрения, не является        
препятствием, надеюсь, Сергей Алексеевич с этим согласен.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Николаевич.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Пять депутатов: Плетнёва Тамара Васильевна,         
Кондратенко, Попов, Гудков и Бабурин.                                           
                                                                                
Плетнёвой Тамаре Васильевне, пожалуйста, включите микрофон.                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, когда этот законопроект поступил в            
комитеты, в частности в комитет по Регламенту, я внимательно его посмотрела.    
Меня такая мысль все эти годы посещала, потому что из опыта работы мы           
прекрасно знаем, что депутату надо быть везде, но везде быть не всегда          
возможно. Вот я, например, десять лет была депутатом от области, в которой      
очень много воинских частей. И так как я являюсь депутатом от оппозиции, то     
есть неугодной со своими мыслями, мне все время говорили: вы можете             
встречаться где угодно с военнослужащими, но в действующую воинскую часть вы    
пройти не можете, - в то время как другим депутатам вход туда был открыт, я     
это знаю. Поэтому у меня всегда была мысль... Что значит "беспрепятственно"?    
В моем понимании, это когда есть удостоверение и ты пришел, его предъявил и     
как депутат с целью изучения той или иной темы там можешь присутствовать.       
                                                                                
Вот я совершенно не согласна с Владимиром Николаевичем, который говорил: ну     
зачем вам быть в следственном изоляторе, зачем там быть? Извините, Владимир     
Николаевич, мы работаем над бюджетом и выделяем средства на любые структуры,    
в том числе и на следственные изоляторы, на содержание тех людей, которые       
сидят за решеткой. В то же время нам, как депутатам, не всё равно, например,    
когда туда попадают наши избиратели, ставшие преступниками. Мы какую-то там     
помощь оказываем. В частности, я в одной из колоний помогала школу сохранить,   
которую пытались закрыть, считая, что сидящим там наркоманам - ребятам          
молодым не надо учиться. И много таких вопросов бывает. Поэтому вы совершенно   
не правы в том, что нам не надо там бывать. Это не льгота - это наша            
обязанность, это наша работа! И вот эти все пропускные режимы - это             
препятствие, я еще раз говорю, и особенно для депутатов от оппозиции. Поэтому   
я поддерживаю этот законопроект.                                                
                                                                                
Единственное, конечно же, нам во втором чтении надо внести определенные         
поправки. Если секретные объекты, естественно, туда пройти никто вообще не      
может - ни по пропуску, ни без пропуска. Это надо закрепить.                    
                                                                                
Я буду голосовать за этот законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вопрос не    
новый. Вот седьмой раз заседаю... И почти всегда этот вопрос в парламенте       
вставал: хорошо помню, как его поднимали новодворские, потом... вот в ЛДПР      
был шут, который переодевался... Ну, таких как раз и надо пропускать везде, и   
тогда считайте, что из нашего государства гармоника получится. Я думаю, что     
нельзя вот так...                                                               
                                                                                
Тут рядом со мной сидит Анатолий Семёнович, я считал его человеком очень        
серьезным и обстоятельным, но, мне кажется, он поспешно доклад читал, тем       
более перепрыгивал... Я думаю, нам, депутатам, опускаться до такого положения   
нельзя, уважаемые коллеги, поэтому, я считаю, принимать этот нормативный акт    
нельзя. Я бы в дальнейшем один вопрос рассматривал: с правосудием у нас         
далеко не всё в порядке, судьбы людей кромсаются, следствие хромает. Деньги     
участвуют у нас в расследовании, в судах - везде. Вот здесь нам надо            
подумать, как нам, депутатам, защитить права наших избирателей. Но опять же     
надо обстоятельно, поэтапно всё проработать, а не наотмашь... по типу           
Новодворской или других шутов, которых мы встречали.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я чрезвычайно удовлетворен ответом Владимира Николаевича   
Плигина на первую часть моего вопроса, но отмечу, что на вторую и третью        
части Владимир Николаевич не ответил. Беспрепятственное посещение по            
предъявлении удостоверения, я абсолютно согласен, ровно то самое и означает,    
что, появившись в рабочее время около охраны, предъявивший удостоверение        
человек имеет право пройти. Такова норма закона, и она не подлежит изменению    
никаким другим актом, внутренним актом. Хорошая эта норма или плохая, но это    
решала Государственная Дума предыдущего созыва и решила, законодатель решил,    
что вот так должно быть. Поэтому сейчас обсуждать, нужно это или не нужно, -    
это другой вопрос. Так должно быть. Но, к сожалению, выполняется не так.        
                                                                                
В этой связи я вовсе не стал бы... Я буду голосовать против законопроекта по    
той простой причине, что не требуется его редакционная доработка. Наивно        
думать, что мы сейчас еще что-то внесем - и он станет выполняться. Не           
выполняют потому, что нет у нас такого обыкновения - выполнять законы.          
Подумаешь, закон, а вот у нас есть распоряжение - это общий принцип. Вот в      
Конституции написано, что законы прямого действия, но тем не менее, скажем,     
налоговая служба, зная, что принят закон, не станет его ни на йоту выполнять,   
пока не получит указание сверху, хотя закон прямого действия. Точно так же и    
здесь это выполняется.                                                          
                                                                                
Я могу сказать, что эта проблема не нова. Вот через наш комитет, допустим,      
проходит закон об адвокатуре. Конституционный Суд указал, что адвокату для      
того, чтобы встретиться со своим подзащитным, не нужно получать никакое         
разрешение от следователя. Вот просто пришел, предъявил удостоверение           
адвоката - и ты имеешь право посещения. Нет, Министерство юстиции крутится,     
меняет те или иные нормы, всё время этому препятствует, потому что не считает   
нужным выполнять ни закон, ни соответствующее постановление Конституционного    
Суда о толковании Конституции.                                                  
                                                                                
Я думаю, что проблемы здесь две. Первая состоит в том, что у нас вот такая, к   
сожалению, в стране практика, что невыполним закон... Вторая состоит в том,     
что в головах граждан статус Государственной Думы, безусловно, понижается. И    
даже в газетах пишут, что Государственная Дума стала подотделом                 
правительства, не отделом, а подотделом. А вот исполнительная власть - это      
сильно: мы за всё отвечаем, мы знаем, вот как мы решили, так оно и будет.       
                                                                                
Поэтому я думаю, что закон-то менять не нужно, а нужно добиваться его           
выполнения. Единственный способ, которым сейчас можно добиваться, - это через   
решение судебной власти, пока еще хоть как-то принимаются решения, не каждый    
раз, но бывает, что принимаются.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гудков Геннадий Владимирович.                                       
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу просто еще раз          
вернуться к тому, что депутата куда-то не пускают, даже когда он выполняет      
обязанности. Если предоставить право каждому депутату по любому поводу в        
любую организацию проходить - это, наверное, тоже неправильно. Вот в этой       
связи сейчас фактически наш коллега Иванов пытается реализовать функцию,        
которая могла бы быть давно реализована в форме парламентского контроля.        
Парламентский контроль вовсе не означает, что каждый депутат может прийти в     
любую организацию и проверить всё что угодно, но это означает, что              
специальная комиссия, которая создается на постоянной основе, получает допуск   
и доступ в определенные сферы, которые она контролирует. И тогда не возникнет   
этих вопросов, кто должен ходить, кто должен знакомиться с материалами, от      
кого скрывают то или иное правонарушение или даже преступление. И по сути       
дела, конечно, в том виде, в каком сегодня закон есть... Он от отчаяния...      
понятно, что это жест отчаяния, поскольку парламент у нас, к сожалению, в       
значительной степени не располагает реальными полномочиями. Вот, наверное, в    
таком виде законопроект поддерживать нельзя. Действительно, есть закон о        
статусе депутата. Но мне хотелось бы, пользуясь случаем, исходя из той темы,    
которая сегодня прозвучала в зале, еще раз, уважаемые коллеги, вернуться к      
вопросу о необходимости восстановления института парламентского контроля и      
парламентского расследования. Это очень важная на самом деле тема. И            
поверьте, это вовсе не означает вакханалию, это вовсе не означает, что          
депутаты, тряся, так сказать, своими ксивами, начнут проникать во все           
организации и поднимать скандалы или пиариться. Это означает очень серьезную    
работу. И поверьте мне, в комиссии парламентского контроля в той же Германии    
помимо полномочий на них возлагается огромная ответственность и огромные        
обязанности, в частности, они не могут в ходе расследования того или иного      
вопроса выходить к прессе, давать интервью, проводить пресс-конференции и так   
далее и заниматься чистым пиаром вместо практической работы.                    
                                                                                
Поэтому, конечно, нет смысла вот в этом виде закон поддерживать, просто, мне    
кажется, необходимо нам вернуться к теме парламентского контроля и              
проработать ее, чтобы таких вопросов не возникало. Если бы была комиссия        
парламентского контроля по той же войсковой части, куда не пускали Иванова,     
он бы, наверное, пришел в эту комиссию, и эта комиссия уже, используя           
специальные полномочия, данные парламентом, могла бы расследовать ту или иную   
ситуацию. И тогда не возникали бы ситуации с прыганьем через забор, с           
потасовкой с милицией и так далее, и тому подобное. Мне кажется, вот именно с   
этих позиций мы должны рассматривать этот вопрос, чтобы он у нас                
действительно приобретал цивилизованные формы. Спасибо большое.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бабурин Сергей Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я целиком        
поддерживаю идею только что выступившего Геннадия Владимировича Гудкова о       
необходимости восстановления, именно восстановления института парламентского    
расследования, но уже на более высоком уровне, чем это было в XX веке. Всё же   
хочу отделить эту проблему от проблемы прав депутатов. И несмотря на            
определенные недостатки законопроекта, я считаю, что он должен быть нами        
поддержан.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, народные депутаты РСФСР имели возможность заходить в любые   
государственные учреждения, посещать любые объекты только на основании своих    
удостоверений. Депутатов была тысяча человек. И отказ в допуске означал         
привлечение к ответственности должностных лиц, которые не обеспечили            
беспрепятственный вход для депутатов. И, смею вас уверить, это было             
оправданно. Когда депутат - вот сегодня это депутат Государственной Думы -      
идет в любое государственное учреждение, воинскую часть или любую               
организацию, органы местного самоуправления, он идет как представитель          
народа, отвечающий перед своими избирателями, и я уверен, что никакие           
дополнительные пропуска при этом не должны оформляться. При очень логичной      
аргументации Владимира Николаевича Плигина я не могу согласиться даже в         
отношении библиотечных фондов. Если на входе выдаются пропуска, то там должны   
фиксировать и вход, и выход члена парламента, а в идеале член парламента        
должен сопровождаться одним из работников этого учреждения. Я считаю, что это   
элементарная демократическая вещь, которая почему-то у нас вызывает вопросы.    
Либо у нас есть представители народа, либо у нас действительно депутаты будут   
низведены до роли даже уже не заместителей министров, а каких-то сотрудников,   
экспертов правительственных учреждений и ходить только по пропускам.            
                                                                                
Поэтому я предлагаю поддержать этот законопроект, посмотреть, конечно, эти      
формулировки, но идея, которая здесь действительно не от хорошей жизни          
изложена, требует нашей государственной поддержки, иначе мы с вами не сможем    
надлежащим образом выполнять прямые обязательства перед народом.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович, пожалуйста.                  
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вопрос           
действительно очевиден для тех, кто не один год является парламентарием,        
является депутатом. Совершенно понятно, что парламент сегодня исполняет         
функции не только законодательного органа, что очень важно, но и                
представительного. Это записано в Конституции, это красной нитью проходит       
через всё действующее законодательство, и в этой связи совершенно неуместно     
не только ломать, но и крушить в целом правовой статус депутата                 
Государственной Думы, что, к сожалению, наблюдается сегодня в стенах нашего     
парламента.                                                                     
                                                                                
Конечно, должен депутат беспрепятственно проходить на те объекты, которые его   
интересуют. Я не думаю, что здесь очень много злоупотреблений. Это довольно     
легко остановить через фракции, через комитеты и комиссии Государственной       
Думы, если это будет возникать.                                                 
                                                                                
Но совершенно очевидно и то, что два слова на сегодняшний день в нашем законе   
о статусе депутата Государственной Думы становятся ключевыми: это слово         
"беспрепятственно" и слово "бесплатно". Если вымывается слово "бесплатно" -     
понятно, что бесплатного ничего сегодня не бывает, всё равно эти расходы по     
обеспечению деятельности депутата возмещаются за счет средств федерального      
бюджета, а именно статей, посвященных деятельности Государственной Думы, - то   
остается одно могучее и великое слово "беспрепятственно", к которому привыкли   
в нашей стране, которое знают и которое является сегодня ключевым, наверное,    
в определении статуса депутата Государственной Думы.                            
                                                                                
Поэтому я поддерживаю эти предложения и не вижу здесь никаких вещей, которые    
бы действительно дискредитировали парламент. А что касается отдельных           
проявлений негативных, которые будут в этой связи возникать и уже возникали,    
то это вопросы, которые вполне могут быть разрешены в этих стенах.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства?       
Полномочному представителю президента? Нет. Докладчик - с заключительным        
словом. С места. Пожалуйста, Анатолий Семёнович Иванов.                         
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, конечно, я согласен с тем, что не нужно было    
вносить подобные изменения, потому что слово "беспрепятственно" уже означает,   
что без оформления пропусков. Поэтому нужно сейчас нам и власти                 
исполнительной, которая против выступает, или же выйти с инициативой это        
слово исключить, или же нам, Госдуме, всё же обязать исполнительную власть      
инструкции свои скорректировать, чтобы они предусматривали право депутатов      
без оформления пропусков проходить на те объекты, которые предусмотрены         
законом. И при этом, вот очень хорошо подсказал Сергей Николаевич Бабурин,      
следовало бы включить, что при появлении депутата Госдумы в организации         
должно быть выделено лицо, сопровождающее его в данной организации.             
                                                                                
Теперь что касается выступления Владимира Николаевича Плигина, ну вот я не      
совсем его понимаю. Он в основном мотивировал тем, не поддерживая               
законопроект, что вроде бы мы недавно отклонили подобный законопроект,          
который был принят в первом чтении Думой предыдущего созыва. Нет, совершенно    
не так было понято в комитете. Прежний мой законопроект предусматривал          
беспрепятственное посещение организаций всех форм собственности, поэтому все    
заключения, официальные отзывы на мой законопроект прежний, которые давались,   
основывались именно на этом. Но здесь вопрос, конечно, спорный, тем не менее    
Государственная Дума прежнего созыва тот законопроект приняла в первом          
чтении, то есть она была более эффективной, чем наша, она была готова даже      
поддержать беспрепятственный проход депутатов в организации всех форм           
собственности.                                                                  
                                                                                
Что касается ошибочного заключения комитета, нашего профильного комитета, я     
здесь, наверное, сказал бы, что мы, депутаты, иногда шутим между собой, что,    
мол, я же депутат Госдумы, я ведь закон не читал, я его принимал. Спасибо.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, появилась необходимость выступить. Пожалуйста, Андрей       
Викторович Логинов.                                                             
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, извините, что выступаю уже после               
заключительного слова автора законопроекта. Я хочу просто подчеркнуть           
важность четкого понимания граней между различным уровнем норм. Право на        
беспрепятственное посещение - и далее по списку - учреждений, организаций,      
органов федеральной власти, органов местного самоуправления, региональных и     
так далее, которое предусмотрено в данной статье закона "О статусе члена        
Совета Федерации и статусе депутата...", это право уже четко и ясно             
устанавливает возможность для депутатов беспрепятственно посещать все эти       
организации. Другое дело, на основании каких документов и как это должно        
сопровождаться. Ведь вы же пойдете в эту организацию не без депутатского        
значка и не без депутатского удостоверения, вы же его предъявите. Но            
предъявление этого депутатского удостоверения, безусловно, накладывает на       
сотрудников данной организации предусмотренное режимным порядком требование     
выдать хотя бы пропуск, зафиксировать ваше посещение. И все эти нормы никогда   
не оговаривались в законе.                                                      
                                                                                
Если мы пишем в законе, что мы предоставляем льготу на проезд на транспорте,    
мы же не пишем в законе, на основании каких документов, какой должна быть       
процедура подтверждения гражданином имеющегося права на данную льготу. Всё      
это идет в нормативных документах, в постановлениях правительства и так         
далее, и так далее. Более того, всё это предусмотрено и в режимных              
документах, внутренних документах, в инструкциях, приказах тех организаций,     
которые вы посещаете.                                                           
                                                                                
Поэтому мы считаем, что эта норма достаточная, не избыточная, а достаточная,    
которая имеется в действующем законе о статусе депутата, и поддерживаем         
отклонение законопроекта.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нам необходимо определиться голосованием по данному       
проекту "О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона Российской        
Федерации "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата                  
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в первом       
чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1%                                     
Проголосовало против           22 чел.4,9%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    119 чел.                                          
Не голосовало                 331 чел.73,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.