Заседание № 40

07.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 58994-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части совершенствования механизма выявления фактов преступной деятельности, связанной с финансированием терроризма).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6341 по 6582 из 7696
Вопрос 15, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путем, и финансированию терроризма". Доклад председателя Комитета    
по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется           
законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии       
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и                 
финансированию терроризма". Принятие этого законопроекта обусловлено            
необходимостью учета новой редакции сорока рекомендаций группы разработки       
финансовых мер борьбы с отмыванием денег, так называемой организации ФАТФ.      
Законопроект предусматривает расширение перечня субъектов, представляющих       
информацию в уполномоченный орган, за счет организаций, являющихся              
профессиональными посредниками на рынке купли-продажи недвижимого имущества,    
также адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую           
деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг. Проект         
предусматривает, что указанные лица уведомляют уполномоченный орган только      
при наличии у них оснований полагать, что соответствующие сделки или            
финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях          
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или               
финансирования терроризма. При этом, подчеркиваю, исполнение требований         
законодательства о соблюдении адвокатской тайны является обязательным.          
                                                                                
Одновременно в состав операций, подлежащих обязательному контролю, включаются   
предоставление некредитными организациями беспроцентных займов на сумму не      
менее 600 тысяч рублей (это та норма, которая на сегодняшний день действует в   
законе), а также сделки с недвижимым имуществом на сумму не менее 3 миллионов   
рублей. Кредитным организациям запрещается открывать счета без личного          
присутствия клиента - физлица или его представителя, устанавливать и            
поддерживать отношения с банками, не имеющими физического присутствия на        
территории государств, в которых они зарегистрированы, - норма, признанная      
уже во всем мире. Организациям, осуществляющим операции с денежными             
средствами или иным имуществом, обеспечивается доступ к официальной             
информации, необходимой для проверки клиентов, включая сведения, содержащиеся   
в едином госреестре юрлиц, сводном госреестре аккредитованных на территории     
России представительств иностранных компаний, а также - подчеркиваю это -       
сведения об утерянных, недействительных паспортах, паспортах умерших            
физических лиц, утерянных бланках паспортов. То есть это приведет к тому, что   
у нас фирм-однодневок больше не будет, любой банк при открытии счета нажимает   
соответствующую клавишу на своем компьютере и получает только одну              
информацию: действителен паспорт или нет. Никаких других данных он не           
получает. Если недействителен, отказывает в регистрации.                        
                                                                                
Перечень сведений, необходимых для идентификации клиента, дополняется данными   
миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина   
или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.     
                                                                                
Еще раз хочу подчеркнуть, что принятие данного законопроекта направлено на      
совершенствование правового механизма борьбы с терроризмом и преступностью и    
также на приведение федерального законодательства в соответствие с              
международными стандартами.                                                     
                                                                                
Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Учтены замечания     
всех согласовывающих законопроект субъектов. Есть положительный отзыв           
правительства. С учетом вышесказанного Комитет по кредитным организациям и      
финансовым рынкам рекомендовал принять этот законопроект в первом чтении и в    
целом, поскольку обязательства России инкорпорировать в законодательство        
положения сорока рекомендаций ФАТФ требуют срочной реализации. Спасибо.         
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли вопросы?                        
                                                                                
У меня есть вопросы, Владислав Матусович, три вопроса. Вы здесь пишете: вношу   
уточненную редакцию проекта закона. А где та, не уточненная?                    
                                                                                
РЕЗНИК В. М. В свое время была одна редакция закона, который проходил           
правовую экспертизу в Государственной Думе, и выпало слово "тотализатор". В     
уточненной редакции слово "тотализатор" восстановлено.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Второй вопрос: этот законопроект вносится вами   
как депутатом Государственной Думы, но я здесь не нашла ни заключения, ни       
отзыва правительства.                                                           
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я полагаю, что сейчас правительство скажет об отзыве.              
Положительный отзыв правительства, насколько я знаю, имеется. Заключение        
Правового управления без замечаний также есть.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь оно есть, да.                                       
                                                                                
И третий вопрос. Все ли сорок рекомендаций обычных и восемь специальных         
учтены в этом законопроекте?                                                    
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Могу ответить. Все сорок обычных рекомендаций и восемь             
специальных учтены, и прошу подтвердить это заместителя председателя Комитета   
Российской Федерации по финансовому мониторингу господина Осипова.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто еще хотел бы задать вопросы? Кто хотел бы выступить? Депутат Аксаков,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Владислав Матусович, когда мы принимали закон о либерализации         
валютного регулирования, то предусмотрели, что идентификация личности не        
требуется при покупке валюты на сумму менее 600 тысяч рублей. К сожалению, по   
закону "О противодействии легализации..." требуется идентификация при любых     
суммах. И сейчас многие граждане как раз с этим противоречием столкнулись,      
поскольку инструкция ЦБ требует идентификации личности при продаже-покупке      
валюты.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, хочу особо обратить ваше внимание на     
то, что по данному законопроекту, при принятии его, будет требоваться           
идентификация личности покупателя или продавца валюты в валютном пункте,        
только если он приобретает или продает сумму, эквивалентную 600 тысячам         
рублей, в иных случаях, при продаже меньших сумм, - и я полагаю, что с этим     
согласится представитель Комитета по финансовому мониторингу, присутствующий    
здесь, - документов и справок больше не потребуется. Спасибо.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Рыжков Владимир Александрович, у вас вопрос или по         
ведению?                                                                        
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Нет вопроса.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева, вопрос?                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Елене Владимировне Афанасьевой.                   
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Будьте любезны, такой момент уточните.                         
                                                                                
Мы год назад отменили контроль за всеми сделками, а сейчас опять, получается,   
вводим. Причем интересная такая сейчас происходит вещь: нам раздают             
законопроект в первом чтении и тут же предлагают принять в целом, то есть нам   
даже не дают возможности внести поправки, если они у нас будут.                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я готов ответить на ваш вопрос, глубокоуважаемая коллега.          
                                                                                
Во-первых, данный законопроект направлен исключительно на выполнение тех        
рекомендаций ФАТФ, которые мы, Россия, как член этой организации, обязаны       
выполнить. Вместе с тем разница заключается только в следующем. Если раньше     
был обязательный контроль за любыми крупными сделками, то при принятии этого    
законопроекта он будет в случае, если сделка подпадает под ряд параметров (я    
Осипова Сергея Константиновича попрошу уточнить этот вопрос), по-моему по       
четырем или пяти параметрам, только в этом случае будет контроль. Спасибо.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Бугера Михаил Евгеньевич.                           
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Выступление очень           
короткое. Вчера, когда у нас во внутрифракционной группе обсуждался данный      
вопрос, выступал, к сожалению, сейчас отсутствующий Гришанков Михаил            
Игнатьевич, председатель нашей думской комиссии по борьбе с коррупцией, и у     
него, в общем-то, было достаточно аргументированное мнение, что сейчас нужно    
принять данный законопроект только в первом чтении, поскольку некоторые         
рекомендации вот этой международной организации не вошли в данный               
законопроект, хотя они достаточно важные, заслуживающие включения,              
направленные на ужесточение мер по борьбе с отмыванием, легализацией и так      
далее. Спасибо.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Константинович Осипов.                                       
                                                                                
ОСИПОВ С. К., статс-секретарь - заместитель председателя Комитета Российской    
Федерации по финансовому мониторингу.                                           
                                                                                
Что касается сорока рекомендаций, то я со всей ответственностью заявляю, что    
все учтены полностью. И мы, конечно, ни в коей мере не предлагали бы сейчас     
поддержать ни в первом чтении, ни в целом тот проект, который содержал бы       
какие-то пробелы в этой части, тем более что нам уже через несколько месяцев    
предстоит проходить международные инспекции и краснеть мы бы не хотели. Вы      
знаете, Россия с прошлого года является членом ФАТФ и участвует в разработке    
этих рекомендаций.                                                              
                                                                                
Что касается Гришанкова Михаила Игнатьевича, я с ним сегодня утром общался,     
я, к сожалению, его в зале не видел, он сказал, что все его вопросы сняты. Он   
лично готов поддержать, и в целом в том числе.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Константинович. Знаете, почему такие      
вопросы? Потому, что никто не видел этих сорока рекомендаций, никто не может    
проверить, вошли или не вошли. У нас слишком мало времени было у всех.          
Приходится верить на слово, поэтому такие вопросы сегодня в зале и возникают.   
Так что вы берете на себя ответственность, подтверждая, что вошло всё. Вот и    
всё.                                                                            
                                                                                
У меня телеграмма господина Зубкова (мы с ним разговаривали), и здесь просят    
принять просто проект закона, здесь не говорится о принятии в целом. Поэтому    
всё на усмотрение ответственного представителя, господина Зубкова и комитета.   
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Представители правительства, президента         
желали бы что-то сказать? Не желают. Коллеги, ставится на голосование проект    
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,   
и финансированию терроризма". Кто за принятие данного законопроекта в первом    
чтении? Прошу проголосовать.                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Владислав Матусович, пожалуйста, на трибуну.                                    
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я еще раз подтверждаю, что комитет       
внимательнейшим образом рассмотрел данный законопроект. Учтены все сорок        
рекомендаций ФАТФ, это подтверждено сейчас представителем Комитета по           
финансовому мониторингу. Законопроект готовился в основном Комитетом по         
финансовому мониторингу, внимательно обсуждался в правовом управлении           
президента, побуквенно буквально. Наш комитет его также внимательно             
рассмотрел. С учетом проведенных экспертиз, правовой и лингвистической,         
просим принять его в целом. Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование ставится в рамках "часа           
голосования" законопроект, который мы несколько минут назад приняли в первом    
чтении. Кто за то, чтобы принять закон в целом? Прошу проголосовать.            
                                                                                
Сергей Константинович, а у меня к вам личная просьба, дайте мне, пожалуйста,    
сорок основных и восемь специальных рекомендаций ФАТФ, переведенных на          
русский язык, я хотела бы просто сама убедиться... В официальном переводе,      
естественно. Потому что сама сессия закончилась только 2 июля.                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.