Заседание № 21
20.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 58992-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2014 по 2215 из 5990
Вопрос 5, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации соглашения между Правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток". Соглашение было подписано 10 октября 2016 года. Оно предусматривает создание благоприятной, прозрачной и стабильной нормативно-правовой базы, включая налоговый и таможенный режимы, для проектирования, строительства и эксплуатации двух морских и двух сухопутных участков газопровода "Турецкий поток" для поставки российского газа в Турецкую Республику, а также в целях обеспечения выполнения контрактных обязательств российской стороной по поставке газа в страны Европейского союза после 2019 года при минимизации транзитных рисков. Отмечу для справки, что газопроводная система пройдёт через акваторию Чёрного моря от компрессорной станции "Русская" (это Краснодарский край) до приёмного терминала на побережье Турции и далее по территории Турецкой Республики до границы с сопредельными с ней государствами и будет состоять из двух ниток общей максимальной производительностью в 31,5 миллиарда кубических метров газа в год. Ввод в эксплуатацию обеих ниток планируется осуществить до 30 декабря 2019 года. Инвестиции, необходимые для реализации проекта в двухниточном исполнении, включая затраты, понесённые ранее в рамках реализации морского участка проекта "Южный поток", составят около 7 миллиардов евро. Отмечу, что уполномоченными органами сторон по реализации соглашения определены Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики. Уполномоченными организациями сторон, ответственными за реализацию соглашения, определены акционерное общество "Газпром" с российской стороны и "БОТАШ" - с турецкой стороны. Соглашение регулирует вопросы учреждения и функционирования компаний, которые создаются для проектирования, строительства и эксплуатации морских и сухопутных участков названного газопровода, а также определяет права на использование его мощностей. При этом строительство и эксплуатацию морского участка газотранспортной системы реализует компания со стопроцентным российским участием, сухопутного участка газопровода для соединения первой нитки морского участка с действующей газотранспортной системой Турецкой Республики - компания со стопроцентным турецким участием. Для реализации второго сухопутного участка, который создаётся для транзита российского газа через территорию Турции, будет создана компания с участием российской и турецкой сторон в соотношении 50 на 50. При этом расходы, связанные с осуществлением проекта, участники компаний несут пропорционально принадлежащим им долям в уставном капитале проектных организаций. Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". В частности, оно предполагает неприменение налогов, таможенных пошлин и сборов, а также иных аналогичных платежей в отношении транспортных и технических средств (включая суда), труб, любых других предметов материально-технического назначения, которые предполагается использовать для осуществления проекта в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств - сторон соглашения в Чёрном море. При этом хочу отметить, что вопрос освобождения от уплаты таможенных пошлин будет решаться российской стороной во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией. Кроме того, соглашение содержит арбитражную оговорку, которая отличается от норм арбитражного процессуального законодательства. В соответствии с соглашением стороны обеспечивают все необходимые условия для беспрепятственного проведения работ по осуществлению проекта, а также оказывают содействие в получении всех необходимых разрешений, согласований и лицензий раздельно для морских и сухопутных участков. При этом отмечу, что соглашение не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров, участником которых является Российская Федерация. Реализация соглашения не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации. Вместе с тем надёжная и бесперебойная поставка российского газа по газопроводу "Турецкий поток" позволит обеспечить ежегодное поступление в бюджет России экспортных пошлин в размере около 750 миллионов долларов США только в отношении первой нитки газопровода, предназначенной для поставки газа турецким потребителям. В случае реализации второй нитки, в зависимости от перечня стран - покупателей газа, идущего транзитом через Турецкую Республику, сопоставимые поступления в бюджет Российской Федерации могут быть обеспечены и за счёт экспортных пошлин по поставкам по второй нитке. Отмечу, что вступление в силу данного соглашения осуществляется в установленном, обычном порядке, после поступления последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для его ратификации. Для справки: турецкая сторона официальной нотой от 28 декабря 2016 года уведомила нас о том, что соответствующие внутригосударственные процедуры в Турции завершены. С учётом изложенного прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по международным делам Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста, Леонид Эдуардович. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Юрий Петрович в своём блестящем докладе упомянул о мощности газопровода: две нитки по 15,75 миллиарда кубов - получается 31,5 миллиарда, это инфраструктурно значимый проект для России в области сотрудничества в газовой сфере. Запуск проекта, запуск двух ниток газопровода запланирован на конец 2019 года - это очень форсированно выполняемый проект. И мы прекрасно понимаем, зная, как обсуждался этот проект на разных международных площадках и что происходило в прошлом году, что те трагедии, которые могли привести, с точки зрения наших западных оппонентов, к разрыву (в связи с последней из них - убийством нашего чрезвычайного и полномочного посла Андрея Геннадьевича Карлова - мы приняли в этом зале специальное заявление), были нацелены на то, чтобы развести на годы Москву и Анкару и в том числе сорвать реализацию инфраструктурно значимого проекта в газовой сфере "Турецкий поток". Должен сказать, что много было шероховатостей и нюансов, предшествовавших подписанию этого соглашения в октябре прошлого года, проводились различного рода расчёты, велись переговоры между компаниями-операторами, - на сегодня все эти шероховатости сняты, вчера мы подробнейшим образом разобрали данную ситуацию на заседании Комитета по международным делам. Благодарим также за хорошую работу наш комитет-соисполнитель, Комитет Государственной Думы по энергетике, и призываем Государственную Думу поддержать ратификацию этого важнейшего соглашения, которое существенным образом усилит позиции России в газовой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Просьба включить режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. Приготовиться Белику. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Юрий Петрович, у меня вот такой вопрос. Когда через Болгарию собирались газопровод строить, этот газопровод носил название, насколько я помню, "Южный поток". Сейчас нам предлагают ратифицировать соглашение по газопроводу под названием "Турецкий поток". Между тем поток-то этот идёт из России через Турцию в Европу - не могли бы мы в рамках этого договора хотя бы название поменять на "Российско-турецкий поток"? А то потом могут какие-то притязания возникнуть со стороны Турции. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Сергей Владимирович, за вопрос. Такое название было выработано обеими сторонами, согласовано на самом высоком уровне, закреплено в тексте соглашения, которое я сегодня представил вашему вниманию, поэтому на данном этапе задаваться вопросом о смене названия, я думаю, нет необходимости, это нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, нет сомнений в необходимости ратификации данного соглашения, но есть ряд практических вопросов. Скажите, после ввода данного газопровода на полную мощность сможем ли мы обойтись без услуг нашего соседа, государства Украина, в качестве транзитёра? Это первый вопрос. И второй. Скажите, пожалуйста, какая ситуация сейчас с третьим энергопакетом, которым Европейский союз, скажем так, пытается обязать "Газпром", если я правильно понимаю, дать возможность другим поставщикам врезаться в газопровод? То есть третий энергопакет может существенно снизить рентабельность проекта? Уточните это, пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Дмитрий Анатольевич. Что касается первой части вашего вопроса - можем мы обойтись или нет. Хочу сказать, что ввод в действие данного газопровода существенно снижает транзитные риски и позволяет, безусловно, уменьшить объём газа, прокачиваемого через территорию соседа, отношения с которым у нас сегодня переживают не самый благоприятный период. При этом отмечу, что "Турецкий поток" будет сооружаться вкупе с решением вопросов по "Северному потоку-2". Всё это вместе позволит в значительной степени ослабить риски для транзита российского газа на европейский рынок. Хочу также отметить, что объёмы поставок российского газа на глобальные рынки, в частности на европейские, возрастают, поэтому сегодня однозначно нельзя сказать, что полностью будет решён вопрос с транзитом через Украину благодаря этим двум газопроводам. Я бы так не стал сегодня утверждать, но отмечаю существенное снижение транзитных рисков, это самая главная определяющая вещь. Что касается статуса третьего пакета. Российская сторона не ратифицировала третий пакет, Европейская энергетическая хартия не соглашается с этими подходами и предписывает выстраивать отношения в рамках двусторонних контактов. Хочу отметить, что поставки российского газа в Европу стабильно растут: в последние месяцы ушедшего года и в первые дни 2017 года поставки российского газа демонстрируют рекордные показатели по своим объёмам. Думаем, что эта политика продолжится и в дальнейшем, потому что без российского газа, по нашим оценкам, Европа не решит свои вопросы с обеспечением населения и промышленных предприятий теплом и энергией. Именно поэтому сегодня мы отмечаем продвижение в вопросах использования газопровода "OPAL" на территории Западной Европы, именно поэтому мы сегодня отмечаем консолидированную поддержку наших проектов газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток-2", так что, думаю, третий пакет не помешает реализации этого проекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2238 по 2689 из 5990
Продолжаем работать. Мы рассматриваем 5-й вопрос нашей повестки. Список записавшихся на вопросы перед вами. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Петрович, вот недавняя история в Турции с национализацией "Akfel Holding", где "Газпром" и "Газпромбанк" имели доли, связанная с тем, что Правительство Турции не одобрило опцион на покупку 50 процентов акций газовой компании, - как эту ситуацию оценивают в вашем министерстве и насколько она создаёт дополнительные риски для реализации масштабного проекта "Турецкий поток"? СЕНТЮРИН Ю. П. Антон Юрьевич, что касается соглашения, о котором мы сегодня ведём речь, у нас здесь есть два момента, которые, на наш взгляд, необходимо принимать в расчёт при анализе подобного рода ситуаций. Первый момент: текст соглашения содержит так называемую стабилизационную оговорку, суть которой - страховка участников соглашения от изменений законодательства или конкретной политики властей в неблагоприятную сторону для реализации проекта. И второй, очень важный: по нашей оценке, это соглашение очень выгодно нашим партнёрам - турецкой стороне, поскольку позволяет решить энергетическую проблему Турецкой Республики за счёт поставок российского газа в объёме 15 миллиардов кубометров в год дополнительно к тому объёму, который идёт по "Голубому потоку", плюс турецкая сторона в случае реализации второй нитки получает дополнительные транзитные доходы в свой бюджет. Данные обстоятельства, по нашей оценке, позволяют с уверенностью прогнозировать высокую практическую реализуемость обязательств, взятых сторонами по этому соглашению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, потребуются ли субсидии из федерального бюджета на реализацию этого проекта? СЕНТЮРИН Ю. П. Максим Анатольевич, субсидий из федерального бюджета не потребуется, и вообще никаких дополнительных расходов федеральный бюджет не понесёт. Инвестиции, которые будут вкладываться сторонами в данный проект - напомню, это около 7 миллиардов евро, - это инвестиции коммерческого корпоративного сектора. А федеральный бюджет начнёт получать доходы с момента запуска газопроводной системы в эксплуатацию после 1 января 2019 года. Объём доходов только в виде экспортных пошлин по поставкам по одной нитке составит около 750 миллионов долларов США, и сопоставимый объём доходов также в виде экспортных пошлин, помимо других доходов, планируется в случае реализации второй нитки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Одно замечание: у нас в соответствии с 75-й статьёй Конституции денежной единицей в России является рубль, а не доллар, а у вас там в долларах указано - может, в скобочках это написать? Но вопрос в другом. Вы говорите, что не потребуется затрат, а в соглашении чёрным по белому написано, что освобождается от налога на добавленную стоимость и от налога на прибыль, - это разве не преференции за счёт бюджета? Ведь эти налоги идут в бюджет. И ещё. Вот мы с вами уже построили и запустили "Голубой поток", вы помните эпопею: после того как кнопку установили на южном берегу Чёрного моря, турки резко потребовали снижения цены для себя. Не произойдёт ли этого и сейчас? СЕНТЮРИН Ю. П. Николай Васильевич, что касается валюты, указанной в соглашении, дело в том, что соглашение предполагает учёт инвестиций именно в долларах США, поэтому такие единицы и приведены, хотя для чистоты отношений в дальнейшем, конечно, будем оперировать и рублёвым эквивалентом указанных сумм. Это первое. Второе - относительно того, что стороны освобождают участников реализации этого соглашения от уплаты налогов и таможенных платежей: это делается для того, чтобы избежать двойного налогообложения в рамках действующего проекта, и направлено на то, чтобы скорейшим образом реализовать планы сторон. Напомню: сроки очень сжатые, до конца декабря 2019 года мощная газопроводная система должна быть введена в эксплуатацию, и с учётом тех доходов, которые получит бюджет начиная с 1 января 2019 года, это та часть налоговых платежей, которую можно назвать недополученной, не поступившей прибылью. Третье - что касается кнопки и давления турецкой стороны на российских участников после пуска "Голубого потока". Мы считаем, что диверсификация поставок голубого топлива в Турецкую Республику как раз приведёт к снижению подобных возможностей с турецкой стороны и если Турция будет вовлечена в транзит поставок российского газа, то это также сузит поле для манёвра турецких партнёров. Нам кажется, что в глобальном плане российская сторона и наше акционерное общество - участник этого соглашения выиграют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евтушенко Ирина Дмитриевна. ЕВТУШЕНКО И. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, у меня вопрос относительно "Голубого потока": он сейчас работает на полную мощность? Одно время были сведения, что не совсем, наполовину - есть ли в настоящий момент проблемы в работе "Голубого потока"? СЕНТЮРИН Ю. П. Ирина Дмитриевна, хочу отметить, что объём поставок голубого топлива по любой газопроводной системе в значительной степени зависит от погодно-климатических условий, он колеблется, это не какая-то константа. Вместе с тем напомню очень важное обстоятельство, о нём часто заявляют сегодня: поставки голубого топлива осуществляются исходя из принципа "бери или плати". В том случае, если наш партнёр не выбирает соответствующих объёмов, которые были заявлены до этого, он всё равно вынужден будет их оплачивать, поэтому российская сторона застрахована от того, что объём поставок голубого топлива в физическом измерении может быть иным, нежели предусматривают технические особенности. Скажу, что в настоящий момент "Голубой поток" загружен полностью. Более того, турецкая сторона испытывает дополнительную потребность в природном газе. Именно на это ориентирован "Турецкий поток": более 15 миллиардов кубических метров газа - это как раз для того, чтобы и население, и промпредприятия Турецкой Республики были полностью обеспечены этим топливом. Нам кажется, что проблем с поставками по "Турецкому потоку" не будет, опыт, приобретённый при реализации проекта "Голубой поток", будет учтён сторонами в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддержит ратификацию данного соглашения. Мы считаем, что на данном историческом этапе созданы условия, когда российский и турецкий народы могут преодолеть многовековые разногласия, случавшиеся в нашей истории, и вместе реализовывать крупные экономические, политические проекты, и для этого, конечно, "Турецкий поток" имеет важное значение. Мощность двух ниток - 31,5 миллиарда кубометров газа, и это существенная помощь Турции, которая нуждается в дополнительных поставках энергоресурсов, а также существенное увеличение доли России на газовом рынке Европы, особенно балканских государств, которые планируют приобретение российского газа через Турцию. ЛДПР в конце ноября прошлого года осуществила уникальную дипломатическую миссию: мы были в Турции, общались с турецкими политиками, Владимир Вольфович Жириновский встречался с Президентом Турции Эрдоганом. Есть понимание, что у турецких политиков возрос интерес к России и есть политическая воля к выстраиванию взаимовыгодных отношений: Турции уже надоело быть на второстепенных ролях в регионе и исполнять волю США и Евросоюза, быть сдерживающим фактором для потока мигрантов, который был искусственно сформирован на Ближнем Востоке, и её стремление к самостоятельной политике вызывает стремление к добрососедским и взаимовыгодным отношениям с Россией, поэтому исторический поворот Турции в сторону России, на север, о чём говорил председатель нашей партии Владимир Вольфович Жириновский, должен состояться в ближайшее время, по нашим оценкам. "Турецкий поток" создаёт существенное преимущество для России в сравнении с первоначальным "Южным потоком": он будет более дешёвым, увеличивает долю России в энергобалансе Европы и, главное, снижает транзитную зависимость от Украины - при этом, по оценкам экспертов, Украина может потерять порядка 700 миллионов долларов от снижения транзита российского газа, - а к 2020 году "Турецкий поток" может позволить России вообще отказаться от транзита газа через Украину. Как представляется, это может принудить Украину к пересмотру подходов к взаимоотношениям с Россией... Я от фракции, если можно, добавьте время, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции? Пожалуйста. Но только чтобы потом больше никто не претендовал... Добавьте время: выступление от фракции. МОРОЗОВ А. Ю. Вместе с тем мы осознаём определённые экономические и политические риски, связанные с реализацией "Турецкого потока", в их числе определённая низкая платёжеспособность турецких контрагентов в отличие от тех партнёров по "Южному потоку", которые планировались, и порой довольно жёсткие методы турецкой стороны по отстаиванию своих интересов - это проявилось в национализации компании "Akfel Holding", в которой "Газпром" имел свою долю. Хочется верить, что по "Турецкому потоку" будет более конструктивный разговор и такие жёсткие методы не будут применяться в отношении российских компаний. Ну и конечно, продуктивность нашего сотрудничества с Турцией определяется сирийской проблематикой. В наших двусторонних отношениях наблюдается рост понимания по ситуации в Сирийской Арабской Республике, вместе с тем остаётся ряд важных моментов, которые вызывают разногласия, - это курдский вопрос, судьба Башара Асада и поддержка Анкарой определённых радикальных группировок в Сирии. Турция - единственная страна на Ближнем Востоке, которая является членом НАТО, и она обладает самой крупной армией в альянсе после США, соответственно, любые экономические проекты, которые будут способствовать развитию наших двусторонних отношений, важны с точки зрения и борьбы в Сирии с международным терроризмом и окончательной ликвидации влияния террористических организаций. Реализация "Турецкого потока", как нам представляется, важна и в свете снятия санкций с Ирана и увеличения инвестиций в обновление энергодобывающего комплекса этой страны: Тегеран стремится создать инфраструктуру для транспортировки сжиженного природного газа в Европу, и это несёт определённые экономические конкурентные риски для России, поэтому, естественно, нам необходимо планомерно наращивать присутствие на европейском газовом рынке. На заседании комитета мы подробно рассмотрели текст самого соглашения, которое мы сегодня ратифицируем. Я поднимал вопрос в отношении персонала, российских специалистов, которые будут командированы в Турцию, - понятно, что проект довольно внушительный и будет много российских специалистов. В соглашении не прописаны определённые дополнительные меры безопасности в отношении наших специалистов, поскольку в Турции имеется существенная террористическая угроза, соответственно, могут быть провокации в отношении наших специалистов, - мы надеемся, что в ходе реализации этого проекта посредством дополнительных договорённостей будут приняты необходимые меры безопасности для наших специалистов, чтобы избежать возможных провокаций. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Юрьевич. Коломейцев Николай Васильевич. От фракции, семь минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну наверное, с политической точки зрения этот документ, раз подписали соглашение, сегодня принимать надо, но я на тысячу процентов уверен, что экономически дешевле было вернуть нормальную власть на Украине и получить нормального соседа, - понимаете? - нашего настоящего брата, а не самого неспокойного в течение трёхсот лет соседа, поэтому я не соглашусь с предыдущим оратором в плане стабильности соглашения. Если вы внимательно посмотрите, то поймёте: то, что проходит по турецкой территории - это на 100 процентов турецкая компания. Это о чём говорит? Тот, кто 100 процентов имеет, всегда диктует своё, поэтому завтра может получиться то, что было с "Голубым потоком": строили-строили, все договорённости подписали, соблюдали, но, когда трубопровод был готов и надо было разрезать ленточку, турки вдруг начали настаивать на том, что надо резко снизить стоимость для Турции. Это первое. Второй момент. Вот когда здесь принимали обращение, давали, мне кажется, неточные оценки. Война в Сирии (я подойду к тому, почему я её упомянул) вызвана прежде всего тем, что Саудовская Аравия и Катар хотели через территорию Турции проложить нефтепровод и газопровод и обещали сирийскому правительству за это 20 миллиардов долларов, но Асад, верный соглашениям, подписанным с Россией, отказался, и тогда саудиты и Катар ему прямо сказали: мы эти 20 миллиардов потратим на то, чтобы тебя свергнуть, но трубопровод и газопровод всё равно проложим. Я вам напомню, что через территорию Турции продолжает строиться нефтепровод "Набукко", который идёт из Казахстана, из Азербайджана и конкурирует с нашими нефтепроводными системами. Я вам напомню, что, к сожалению, с 93-го года, с момента подписания первичного соглашения, ситуация с Турцией, несмотря на то что мы там за свои деньги строим атомную станцию, менялась пять раз. Почему? Потому что в самой Турции политическое руководство, имея большие амбиции по восстановлению Оттоманской империи, в то же время очень противоречиво, действуют разные группы. И самое плохое то, что мы уже... Вот здесь коллега говорил, что это будет дешевле, - я вам напомню, что мы на "Южный поток" уже потратили огромные деньги, и если вы, может быть, были в Болгарии, то видели там горы труб, видели там всевозможные морские суда для прокладки, которые без дела простаивают уже много времени, а мы за это платим! Это, в общем-то, чисто политический вопрос, наверное, но я не верю, что не будет пересмотра. Вы понимаете, я, может быть, пессимист, но я просто хорошо знаю историю и знаю, что бывает, когда вмешивается крупная держава, а Америка никуда не делась, вы имейте в виду, сейчас, с протестами или без протестов, вступит в должность новый президент, и радость многих моих коллег по поводу Трампа может обернуться совсем другими чувствами... Почему? Потому что это коммерсант-прагматик, которому эмоции по барабану и который наберёт таких же жёстких прагматиков во все отрасли и начнёт отжимать нас со всех сторон вместе с нашими филологами и политологами, потому что у нас, к сожалению, на многих направлениях сегодня в правительстве находятся люди, которые профессионально не очень, с моей точки зрения, глубоко разбираются в экономических и в технологических вопросах, и об этом мы тоже должны помнить. Мы должны помнить, что триста лет у нас с Турцией постоянная зона нестабильности: в каждом столетии в том или ином состоянии мы трижды вступали в горячее противостояние, в некоторых столетиях - по полвека. Ну и конечно же, нам, вообще-то, надо думать, как замириться с Украиной, как, пока не устоялась новая власть в Америке, предпринять все меры, чтобы Украину вернуть в наше лоно, ведь даже американские советологи в лице Бжезинского уже давным-давно написали, что Россия никогда не возродит своё могущество, если не восстановит триединство русского народа - если Россия, Белоруссия и Украина вместе не будут. Именно при попустительстве наших властей была отторгнута Украина через вот этот переворот, но, если вы посмотрите, что там до переворота происходило... Янукович в каждой деревне повесил флаг Евросоюза и хотел по старой украинской привычке, как говорится, двух маток сосать, понимаете?! И Турция, кстати, там тоже участвовала, и сегодня участвует, несмотря на якобы восстановление наших взаимоотношений: в районе Мариуполя стоят "Серые волки"! Я там иногда бываю, поэтому могу вам прямо сказать, что нам не надо обольщаться красивыми заявлениями политиков, потому что политика - это искусство возможного, а в долгосрочной перспективе надо больше руководствоваться экономикой и считать деньги, которые, к сожалению, сегодня ни "Газпром", ни "Роснефть", ни другие госкорпорации, я вам многократно об этом говорил, не считают и нескромно платят себе неоправданные, незаработанные зарплаты. Сегодня мы, наверное, поддержим, но я, вообще, считаю соглашение не очень правильным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Чепа Алексей Васильевич. Тоже выступление от фракции. ЧЕПА А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! "Турецкий поток" - это не только масштабный экономический проект, это ещё один шаг к реализации нашей долгосрочной стратегии по снижению проблемной зависимости от стран, осуществляющих транзит поставляемых нами энергоносителей, в данном случае от Украины. Оппонируя Николаю Васильевичу, я хочу сказать, что эксплуатация и "Северного потока", и "Дружбы", и в будущем "Турецкого потока" даёт нам возможность выставлять приличную, достойную цену за транспортировку нефти, и это разумная и правильная стратегия. Напомню, что в настоящее время транзит газа из России в Турцию осуществляется по газопроводу "Голубой поток", сейчас он загружен на полную мощность - около 27 миллиардов кубов. Соглашение по "Турецкому потоку" предусматривает не только строительство новой ветки для поставки газа в Турцию и увеличение почти на 60 процентов объёма поставляемого газа, но и строительство новой ветки для поставки газа в южную Европу. Данный проект пришёл на замену "Южному потоку", о реализации которого договориться не удалось в первую очередь по причине изменчивой позиции прежних властей Болгарии, которые предпочли очевидной экономической выгоде возможность продемонстрировать лояльность своим западным патронам. Если оценивать всё это с точки зрения сложившейся на тот момент ситуации, решение о строительстве "Турецкого потока" было верным, вместе с тем ратифицируемому соглашению необходимо дать и взвешенную оценку. Турция - это страна, с которой за последние три века мы воевали восемь раз, в прошлом году российско-турецкие отношения подверглись очень серьёзному испытанию. Кроме того, в реализации данного соглашения присутствует также и геополитический аспект: мы даём нашим турецким партнёрам преимущество, усиливаем их позиции на любых переговорах с Европейским союзом. Определённое беспокойство вызывает опыт реализации "Голубого потока", когда загрузка газопровода росла относительно небольшими темпами, вместе с тем в целом проект газопровода "Турецкий поток" - яркий пример того, как внешняя политика способствует повышению национального благосостояния, обслуживает экономические интересы государства, в данном контексте это очень правильный шаг. В заключение хотел бы ещё раз отметить вклад Андрея Геннадьевича Карлова в то, что реализация данного соглашения вообще стала возможной. Он приложил огромные усилия для нормализации двусторонних отношений между нашими странами, и то, что данный проект всё-таки состоится, во многом его заслуга, все мы ему за это благодарны. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Васильевич. Шхагошев Адальби Люлевич. Семь минут. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, данное соглашение, я уверен, сейчас является объектом внимания не только в Турции и в России, но и во всём мире. Весь Ближний Восток наблюдает сейчас, весь Запад наблюдает и, естественно, Европейский союз, потому что энергетические отношения - это всегда конкуренция, всегда кто-то заинтересован в энергоресурсах, а кто-то обеспечивает безопасность: многие страны, которые поставляют газ, рискуют. Это соглашение и политическое, и экономическое, и наш разговор сегодня это доказывает. Политическое - потому что мы, конечно, хотим обойти Украину, как минимум снизить транзит газа через Украину, и причины абсолютно понятны. Экономическое - потому что в перспективе оно, естественно, может принести нам много экономических выгод. Чего мы вообще хотим достичь и что мы для этого делаем, какая у нас стратегия в энергетической сфере? Создать надёжную и, самое главное, независимую, защищённую от политических рисков энергетическую систему - вот задача номер один, и, конечно, "Турецкий поток" является здесь очень важным, серьёзным звеном, во-первых, потому, что Турция - самый серьёзный потребитель российского газа после Германии, а во-вторых, потому, что через "Турецкий поток" от нас получат газ девять стран юго-востока Европы, плюс три страны Центральной Европы, плюс Австрия и Италия. Если нам удастся всё сделать в соответствии с концепцией, коллеги, это означает, что в перспективе 35 процентов газа для Европы будет поступать через "Турецкий поток". И самое главное, третье, - этот проект, это соглашение обеспечивает гарантию и безопасность, усиливает энергетический треугольник "Европейский союз - Турция - Россия", вот о чём речь. Я вам скажу, что, вообще, подобные энергетические соглашения являются серьёзным геополитическим ресурсом, история это доказывает. Вспомните, - особенно коммунисты должны хорошо это помнить - в 1970 году впервые имел место факт крупномасштабной торговли нашими ресурсами: тогда, представьте себе, был заключён договор между Западом и Востоком - ФРГ и СССР. И столько препон ставилось, столько различных интриг было, чтобы этот проект не заработал, но он всё-таки заработал, и это говорит о том, что миром движет интерес, в том числе экономический интерес. Вот в чём преимущества этого соглашения. Далее. Европейский союз сегодня просто забывает, плохо, так скажем, ориентируясь в политике ПАСЕ, в ситуации с Киевом, что мы-то как раз упорно добиваемся, чтобы потоки газа были надёжными, чтобы выполнялись договорённости между Европой и Россией до 2035 года - у нас есть такой контракт, он как раз нас и обязывает искать различные способы вовремя и качественно поставлять газ в Европу. Вот с чем связана сегодня ратификация соглашения. Уважаемые коллеги, мы, конечно, очень сильно рискуем, мы прекрасно понимаем, что "Турецкий поток" - это определённый риск, но разве через Украину газ поставлять менее рискованно? Категорически нет! В данном случае, мы считаем, пусть будет несколько рисков: если мы договоримся с Украиной, как было сказано, - хорошо, но если не договоримся, то... Мы всегда говорили, что готовы через Украину поставлять наш газ, но ситуация так сложилась, что не получается. Да, с Турцией у нас были определённые проблемы, риски были серьёзные, и мало кто из экспертов верил, что мы вернёмся к этому соглашению, и тем не менее посмотрите - насколько серьёзно мы поссорились с Турцией и с какой скоростью благодаря проявлению воли нашего лидера и Эрдогана мы всё-таки достигли серьёзных договорённостей! И несмотря на то что этот ближневосточный узел, я имею в виду ситуацию в Сирии, серьёзно был завязан на Турции, мы добились решения двух задач: будем работать с Турцией в энергосфере - это раз, и, второе, коллеги, обратите внимание, мы добились того, что с международной террористической организацией "ИГИЛ" мы боремся именно вместе с Турцией, реальный пример - освобождение Алеппо, где были задействованы Иран и Турция. Вот на это мы и должны опираться, когда говорим о том, нужно или не нужно ратифицировать соглашение. И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не только из политических соображений поддерживает этот законопроект, но из экономических тоже. Я вам так скажу: внутри страны определённый порядок, позволяющий нам, в том числе фракциям, сегодня консолидированно действовать, объединяться при решении многочисленных вопросов, мы навели, но в отношении экономики каждый раз мы получаем упрёки с разных сторон - давайте теперь экономикой займёмся! Разве это не диверсифицированный подход, то, что мы сегодня делаем, - поставлять газ по разным каналам? Конечно да, и данное соглашение даст именно диверсифицированный эффект. Коллеги, уверен, мы должны ратифицировать это соглашение, и мы будем внимательно следить за его реализацией. Мне кажется, это соглашение - один из тех наших проектов, которые убеждают нас в том, что менеджмент, который занимается экономикой, начинает чувствовать острые углы. Мы ни в коем случае не должны прислушиваться к некоторым либеральным оценкам: мол, это газовая игла и надо с неё слезать. Это наш потенциал, это наш бюджет, это то, откуда мы получаем деньги сегодня, и мы знаем, каким образом решать наши социальные проблемы, - в том числе посредством данного соглашения. Спасибо большое, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адальби Люлевич. Юрий Петрович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Я только хотел поблагодарить за состоявшуюся дискуссию и за поддержку законопроекта о ратификации соглашения, которая была заявлена представителями фракций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Леонид Эдуардович? Нет, не будет выступать. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 5 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 41 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Закон принят.