Заседание № 54
О проекте федерального закона № 58972-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад Игоря Вячеславовича Сапко. Пожалуйста. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По законопроекту проведены необходимые экспертизы, получены заключения. Мы с вами его рассмотрели во втором чтении 5 июля 2017 года. Комитет предлагает Государственной Думе поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 21 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается закон. Переходим к рассмотрению законопроектов во втором чтении.
Заседание № 53
О проекте федерального закона № 58972-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона; принят в первом чтении 22 марта 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проект закона, рассматриваемого во втором чтении, был принят в первом чтении 22 марта 2017 года. К законопроекту поступило две поправки, обе рекомендованы комитетом к принятию, подготовлена одна таблица. Предлагаю утвердить таблицу поправок к тексту законопроекта и принять проект закона во втором чтении. Необходимые заключения имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 10 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 34 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит рассмотреть проект закона в третьем чтении в пятницу, 7 июля 2017 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет, предложение принимается.
Заседание № 33
О проекте федерального закона № 58972-7 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка формирования представительного органа муниципального района; внесён Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, у нас два альтернативных законопроекта под пунктами 20.1 и 20.2. Пункт 20.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Михаила Львовича Гальперина. Пожалуйста. ГАЛЬПЕРИН М. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется законопроект, тоже подготовленный на основании решения Конституционного Суда от 1 декабря 2015 года. Конституционный Суд в своём постановлении признал, что глава поселения, избранный представительным органом поселения из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор, - то есть это те главы поселений, которые не прошли выборы, - не может входить в состав представительного органа муниципального района в том случае, если этот представительный орган формируется так называемым делегированным способом, то есть из глав поселений, которые входят в состав соответствующего муниципального района. По мнению Конституционного Суда, в случае, если не были проведены муниципальные выборы в части этого главы поселения, должно быть делегировано иное лицо из муниципального органа поселения, которое прошло соответствующие муниципальные выборы, и это лицо будет представлять своё поселение на уровне муниципального района. Мы провели мониторинг: около шестисот муниципальных районов в нашей стране осуществляют формирование своих органов таким способом, соответственно, эти муниципальные районы будут затронуты новыми изменениями. В целях приведения закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствие с позицией Конституционного Суда закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подготовлен данный законопроект. Просим поддержать. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Второй законопроект - "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - будет рассматриваться без доклада. Один содоклад по двум законопроектам сделает Алексей Николаевич Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Предельно доходчиво докладчик объяснил суть первого, правительственного законопроекта, второй проект закона внесён Тюменской областной Думой, и в принципе они касаются одного и того же предмета регулирования, одной и той же проблематики, на которую справедливо в своих решениях указал Конституционный Суд Российской Федерации. В случае, когда представительные органы муниципального района формируются путём делегирования, в их состав от каждого поселения входят глава и депутат. В связи с тем, что у нас новая схема избрания глав поселений - из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, то есть конкурсная комиссия представляет двух и более кандидатов, за них голосуют депутаты, - такая схема предполагает, что глава поселения может не проходить процедуру прямых выборов, вместе с тем он может быть делегирован в состав представительного органа муниципального района. По определению, по правовой природе, он не может иметь этот статус, входить в состав представительного органа, если он не прошёл процедуру прямых выборов - будь то в поселении, или в округе, в районе, или в списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением. Таким образом, Конституционный Суд справедливо отметил, что такой глава поселения, который избран депутатами не из состава депутатов представительного органа, а из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, не может быть делегирован в качестве депутата в муниципальный, районный или иной представительный орган. Правительственный законопроект направлен именно на то, чтобы эту возможность исключить, и в этом случае квота главы поселения будет предоставлена депутату представительного органа соответствующего поселения. Собственно говоря, второй законопроект об этой же проблематике, поскольку проект закона рождён практикой. По мнению комитета, текст и формулировки, изложенные в проекте закона, внесённом правительством, более детально и точно отражают необходимые правовые нормы. В связи с этим комитет решил предложить депутатам Государственной Думы поддержать правительственный проект закона в первом чтении, а проект, внесённый уважаемыми депутатами из Тюменской областной Думы, отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Маловато будет. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Михаил Львович, вот вы готовили законопроект, скажите, пожалуйста, есть ли у вас статистика: сколько сегодня муниципалитетов, так сказать, внизу, в которых из-за, скажем так, паритета кандидатов, представленных конкурсной комиссией, длительное время не назначается глава администрации? ГАЛЬПЕРИН М. Л. Такой статистики у нас нет, но есть статистика, что из порядка двадцати двух тысяч муниципалитетов такая система установлена в шестистах, то есть эти поправки на самом деле коснутся сравнительно маленького количества муниципалитетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Михаил Львович, на сегодняшний день кандидатов на должности глав поселений главы районов, депутаты, как говорится, ищут с собаками. Желающих занять эту должность становится всё меньше и меньше, из-за того что полномочиями мы их наделяем, а финансирование всё уменьшается и уменьшается, и мы постоянно вносим изменения в закон № 131-ФЗ. У меня есть предложение, в том числе к Алексею Николаевичу: мы уже внесли столько изменений в данный закон, что и сами главы, и юристы в этом не могут разобраться - может, пора приступить к разработке нового, чёткого и ёмкого закона о местном самоуправлении, в котором будут определены все цели и задачи? ГАЛЬПЕРИН М. Л. Виктор Петрович, спасибо большое за вопрос. Мы стараемся достаточно бережно относиться к закону об основах местного самоуправления, изменения вносятся только при необходимости, в том числе как раз в случае прямого указания Конституционного Суда. Конечно, мы, как юристы заинтересованы в том, чтобы законодательство было стабильным - вы абсолютно правы, - чтобы коллеги на муниципальном уровне разбирались в тех нормах, которые к ним применяются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ДИДЕНКО А. Н. Что касается необходимости внесения нового закона. Вряд ли произведение искусства, над которым несколько лет трудился мастер (а такие известны в истории искусства), будет уступать произведению искусства (в кавычках), которое состряпают в течение дня, а потом побегут демонстрировать всей стране. Чем больше шлифуется текст любого законодательного акта - и 131-го закона, и любого другого системообразующего закона, а 131-й закон является системным по целой отрасли муниципального управления, поскольку все граждане проживают в муниципалитетах, и на них распространяется действие этого закона... Так вот, количество внесённых поправок может говорить лишь о том, что практика применения совершенствует текст закона, и конечно, такие органические законы, кодексы, кодифицированные акты - Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, любой другой - в большей или меньшей степени нуждаются в постоянной корректировке и шлифовке. Поэтому ответ на ваш вопрос: нет, не требуется принятия нового федерального закона, регулирующего огромную часть общественных отношений - местное самоуправление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Михаил Львович, в Тюменской области применяются фактически все модели местного самоуправления. Сегодня мы рассматриваем альтернативные законопроекты, которые внесены правительством и Тюменской областной Думой, и понятно, что Тюменская областная Дума, весь её коллектив, очень длительное время работала для того, чтобы этот плод своего труда вынести на наше сегодняшнее рассмотрение, и он был внесён раньше, чем правительственный законопроект. Но Минюст, видимо, не хочет слышать о тех проблемах, которые обозначают регионы, и поддерживать их инициативы. Ведь фактически в законопроектах тема регулирования одна, предмет один, так для чего мы плодим переписку, тратим тонны бумаги?! Если вас чем-то не устраивал законопроект в данном случае депутатов Тюменской областной Думы, можно было бы многие вопросы решить ко второму чтению поправками. Почему такие ситуации очень часто складываются? Всё-таки это всё связано с МСУ, нужно чаще и больше слушать региональные Думы, есть проблемы, есть наболевшие вопросы, но позитивного отношения мы не видим. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Спасибо большое за вопрос. Хочу сказать, что правительство предлагает внести поправки в закон о местном самоуправлении всегда только после консультаций с законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, здесь мы всегда находимся в тесном контакте с коллегами. Ну и для нас самое главное - это результаты, неважно, кто выступит субъектом права законодательной инициативы, но поскольку решение Конституционного Суда всё-таки обращено к правительству, то правительство и должно было выполнить это указание, что и было сделано в рамках представленного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич, от фракции. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, несомненно, поддержит данную законодательную инициативу, но хотелось бы, пользуясь случаем, отметить, что это всего лишь капля в море. Представитель Минюста сейчас сказал о том, что он внимательно прислушивается к законодательным органам власти субъектов Российской Федерации. И вот как раз об этом коллега Сысоев и говорил: законодательная инициатива депутатов Тюменской областной Думы такая же, как и инициатива правительства. Уважаемые коллеги, можно более широко рассмотреть этот вопрос. Мне была предоставлена честь более тринадцати лет возглавлять региональное отделение политической партии на территории тотальной толерантности, в цитадели демократии, в регионе, где соблюдаются федеральные законы и конституционные права граждан, - я, конечно же, говорю о Рязанской области. Так вот, на территории данного субъекта выборы в районные Думы - это тот орган, о котором мы сегодня говорим, - отменены. Сегодня мы с вами принимаем поправку, согласно которой решаем только одну часть проблемы. В чём заключается суть вопроса? Раньше мы могли выдвигать кандидатов в депутаты районной Думы по партийным спискам либо по одномандатным округам, получалось, что партия ЛДПР выдвигает в районные Думы партийный список, несомненно, преодолевает проходной барьер и, несомненно, несколько человек становятся депутатами районной Думы, что, конечно же, вызывало определённую тревогу у главы района, потому что исполнение бюджетов муниципальных образований - я имею в виду сельские поселения - в основном проходит через район и все бюджеты, все отчёты главы района принимают депутаты районной Думы. Конечно же, человек, который получает от оппозиционной партии удостоверение депутата, получает определённые права, на него нельзя надавить, он может обеспечить работу органов местного самоуправления и исполнительной власти. Как эту проблему решили на федеральном уровне (к сожалению, я обращаю внимание Минюста, в 131-м законе есть такой пробел, такая огромная дыра, которую, я надеюсь, мы со временем закроем вместе с вами), то есть теперь что делается? Все главы сельских поселений, которые избраны народом, автоматически попадают в районную Думу в качестве депутатов (мы сейчас говорим только о тех главах сельских поселений, которые были избраны комиссией), то есть те главы сельских поселений, которые избираются избирателями, все равно после принятия этого закона будут становиться депутатами районной Думы. Вторая половина депутатов районной Думы формируется из числа депутатов сельских поселений, которых они туда делегируют, соответственно, на всей территории Рязанской области в данный момент выборов в районную Думу не существует. Мы можем много вопросов поднимать: ЖКХ, местное самоуправление, экология и многие-многие другие вопросы, но, если глава района, которого выбирают депутаты как сити-менеджера, никаким образом не подотчётен населению, он и не будет стремиться выполнять наказы, которые ему дают. К чему это в итоге приводит? Вот пример. После того как избирается районная Дума, эта районная Дума собирается и избирает главу муниципального образования из числа депутатов. Сами прекрасно понимаете, не в обиду вам будет сказано, выбирают себе подобного: практически везде большинство имеет партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", они выбирают своего представителя на должность главы муниципального образования, - а также эта районная Дума избирает сити-менеджера, главу администрации. В Рязанском районе Рязанской области буквально недавно была избрана на должность главы администрации госпожа Жунёва, диплом согласно требованиям должен соответствовать законодательству - прокурор Рязанского района внёс два протеста и одно представление по поводу того, что у данного кандидата, который прошёл конкурс, диплом, полученный в Казахстане, не соответствует требованиям, не прошёл переаттестацию. Мы от ЛДПР тоже выдвигали свою кандидатуру, но в связи с тем, что прямых выборов практически нигде не существует на муниципальном уровне, этот барьер преодолеть невозможно. К чему я привожу этот пример? Нам необходимо на местном уровне возвращать выборы депутатов районной Думы, чтобы представители всех политических партий получили возможность на прямое волеизъявление граждан влиять выдвижением своих кандидатур. У кого-то могут появиться подозрения, что могут попасть какие-то нездоровые, деструктивные элементы, но ведь политическая партия всегда может отозвать кандидата, и мы, политические партии, которые представлены в парламенте, можем принять соответствующие законы о том, что выдвигать кандидатов на выборы депутатов органов местного самоуправления могут парламентские партии, как и в отношении выборов губернаторов. Но дальше - больше. Есть информационное письмо от нашего представителя в Липецкой области: в городе Ельце сейчас проводят работу с депутатами от ЛДПР и КПРФ - они молодцы, держатся, - потому что необходимо внести поправку в закон "О выборах депутатов...", чтобы две трети избирались по одномандатным округам, а одна треть избиралась по партийным спискам. Сейчас - пятьдесят на пятьдесят, но, к сожалению партии парламентского большинства, депутат Елецкого городского совета ушёл на повышение, и у них теперь не хватает одного голоса. Для чего они хотят эту норму ввести? Чтобы иметь чёткий контроль над муниципальным представительным органом, через который проводится назначение главы администрации. То есть суть вопроса заключается в следующем: мы можем здесь говорить о многих проблемах, принимать законы, законы в основном будут исполняться на местах, но если назначение депутатов районной Думы происходит автоматически, если автоматически происходит назначение глав муниципальных образований, я имею в виду районы, сити-менеджеров, то, конечно же, они не имеют никакой ответственности перед своими избирателями. И самое страшное в конце. Сейчас мы готовимся к предстоящим выборам губернаторов в субъектах Российской Федерации. Мы, фракция ЛДПР, уже вносили законопроект о том, что хотя бы кандидаты от парламентских партий не обязаны проходить муниципальный фильтр. В законе сказано, что кандидат в губернаторы должен собрать 10 процентов - в одних субъектах процент больше, в других меньше, но в среднем 10 процентов - от числа депутатов по всей области, и среди этих депутатов в том числе депутаты районной Думы. А теперь скажите, где взять кандидату не от партии парламентского большинства депутатов районной Думы, если эти выборы во многих субъектах Российской Федерации отменены? Ну законы же должны не только друг другу не противоречить, они не должны противоречить здравому смыслу! Поэтому я обращаю внимание представителя Министерства юстиции, который всё моё выступление меня игнорирует - общаются между собой, - что эти пробелы в 131-м законе должны быть устранены и что, если мы говорим о местном самоуправлении, в соответствии со статьёй 3 Конституции Российской Федерации у граждан должно быть право выбирать депутатов районной Думы и глав администраций районов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле эти законопроекты не являются альтернативными, они об одном и том же, только, с моей точки зрения, законопроект Минюста написан более грамотно, но он точно так же, как и тюменский, предлагает вместо избранного главы делегировать депутата. Но я вас хочу вернуть к выступлению Веры Анатольевны: она сегодня в десятиминутке обращала наше внимание на проблему долгов субъектов, а это проецируется на муниципальное образование. У нас ведь какая проблема? У нас Минюст плохо представляет, как функционирует власть в России, в результате во многих местах... Ну вот в Ростовской области шестьдесят одно муниципальное образование, у нас есть все придуманные виды, образования муниципальной власти, но только долг 52 миллиарда из 150, понимаете? В результате к чему это приводит? Вот если шестьдесят четыре полномочия из ста двадцати делегированных не имеют финансового мандата, даже нобелевский лауреат по экономике вряд ли что-то сделает в муниципальном образовании. Однако есть другая проблема: узкая, ограниченная группа людей без выборов рисует депутатов, потом формирует состав депутатов районного собрания, но над этой группой ещё есть группа, которая сити-менеджеров утверждает, и, к сожалению, сегодня никто не анализирует, какой ущерб сити-менеджеры уже нанесли Российской Федерации. Я вам напомню, что первый сити-менеджер, из Перми уведя ресурсы - а это несколько миллиардов, - убежал за рубеж, и его до сих пор не нашли. Или последний пример: вот я был в городе Волгодонске Ростовской области, и Виктор Ефимович там был, он тоже знает об этом, потому что и к нему, и ко мне пришли на приём двенадцать - пятнадцать местных предпринимателей, малый бизнес. Они пытались для своих детей в школы поставлять качественные продукты питания, но назначили сити-менеджера из Ростова, он привёл начальника управления образования из Ростова, а она привела с собой предпринимателей, находящихся за 250 километров. А дальше взяли и упростили систему закупок - у единственного поставщика вместо тендера, в результате цена для школы выросла на треть. Но это ж только на первый квартал - мы же с вами знаем, как это проходит, - а в четвёртом квартале фактически не на что будет финансировать обеды в школах. Я от фракции выступаю - добавьте время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Проблема ведь в чём? Сити-менеджер, здесь правильно было сказано, груз Донбасса положил на весь представительный орган власти, потому что он никаким образом не зависит от этого органа власти. Мне кажется, если мы захотели централизовать власть, тогда не надо выдумывать верблюда и избирать двух глав, потому что там, где более опытные главы, которым уже за шестьдесят, естественно, их и избрали главами районов, у них там не забалуешь, всё равно они бюджеты утверждают. Но у нас таких единицы, а в основном происходит пикировка. Есть глава, которого избрала Дума, он предварительно избрался депутатом, и есть назначенный со стороны. Вот я обратил внимание, во многих муниципальных образованиях сити-менеджерами назначены люди, которые там ни дня не жили, понимаете? Мы с вами на будущее закладываем вообще отставание на десятилетия, потому что любому человеку, даже с квадратной головой, наполненной мозгами, надо там хотя бы два года пожить, для того чтобы понять, какие там проблемы и какие там финансы, то есть за счёт чего можно решать эти проблемы. А у сити-менеджера, который назначен на три или четыре года, задача - освоить деньги, ему проблемы людей по барабану. Товарищи, или господа, из Минюста, вообще-то, если мы провозгласили 131-м законом местное самоуправление, то надо решить один вопрос - вопрос финансирования: если будут деньги у мэра, у главы поселения, тогда ничего выдумывать не надо. А так получается, все проблемы сбросили на самый низ, он там и папа, и мама, и отец, и похоронщик, но у него нет денег, понимаете?! И есть великие в Минюсте, которые законы пишут, корректируют в соответствии с решением Конституционного Суда, но в итоге это приводит к анархии на местах, здесь коллеги правильно говорили. Сегодня даже для "ЕДИНОЙ РОССИИ" колоссальная проблема - подобрать кандидатов в органы местного самоуправления нижнего уровня, туда никто не хочет идти, потому что там ноль возможностей. Вопросы же ему будут задавать все соседи, а он решить ничего не сможет, в результате никто не хочет, поэтому во многих случаях принуждают бюджетников, учителей, библиотекарей идти туда, но какой прок с такого местного самоуправления? С моей точки зрения, всё это является колоссальным ограничителем развития России и отсылает нас в далёкое прошлое, потому что местное самоуправление у нас испокон века было, но только избирали на кругу или где-то ещё на собрании, а сегодня в принципе выбирает ограниченный круг лиц своих товарищей и друзей по бизнесу. Этот проект закона мы поддержим, но он в принципе не решает проблем, которые есть. Ещё раз подчеркиваю: у нас колоссальный рост проблем на самом нижнем уровне - на уровне местного самоуправления. Вот здесь, среди нас есть много опытнейших бывших глав районов и мэров, к сожалению, они в условиях "демократии" молчат, но они, если бы им разрешили, могли бы рассказать значительно больше. Поэтому, может быть, вам, Алексей Николаевич, как молодому председателю комитета, в кабинете 830 в закрытом режиме собрать их всех, чтобы они вас немножко поучили и рассказали, что действительно надо делать, и вот тогда можно было бы предложить более совершенный законопроект, который решал бы проблемы, а не обеспечивал статистику по законотворчеству. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я попрошу своих коллег, которые сейчас выступали, внимательно послушать, потому что вот это наше обсуждение, наверное, внимательно сейчас слушают губернаторы, и особенно внимательно - губернатор Орловской области, где все депутаты делегированы, а не избраны народом, так что, Николай Васильевич, я думаю, что он, конечно же, вас услышал. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, внесённый правительством, потому что даже шестьсот поселений из двадцати двух тысяч... И в том числе законодательная инициатива Тюменской областной Думы говорит о том, что ситуация назрела. Знаете, такая политика двойных стандартов: отмените фильтры, давайте мэров выбирать, сити-менеджеры чуть ли не по сговору назначаются - всё это, конечно, эмоции, а по факту депутаты районной Думы формируют районный бюджет, представительный орган формирует в том числе бюджеты поселений. И для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень важно, чтобы в районных Думах были представители, избранные народом, - то, о чём вы здесь каждый раз говорите. Говорят, что это два разных законопроекта, - это не так! Может быть, предложения наших коллег из Тюменской области не настолько юридически выверены, но фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" благодарит их за то, что они акцент очень правильно поставили. Мы будем поддерживать законодательную инициативу, повторяю, и дадим возможность... Если избран сити-менеджером глава, то он исполняет поручения депутатского корпуса, а значит, в районную Думу должны быть делегированы представители депутатского корпуса, всенародно избранные, будь то по списку политических партий, будь то по одномандатным округам. Нам не нужно отсюда диктовать муниципалитетам, по какому уставу жить, - каждый муниципалитет сам выбирает, так же как недавно мы говорили о том, что каждый регион с учётом своих географических, финансовых особенностей сам определится, что ему делать. Нам нужно здесь только поддерживать и давать возможность развиваться регионам. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и благодарит ещё раз Тюменскую областную Думу. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Александр Дмитриевич, я бы хотел, чтобы вы обратили внимание представителя правительства на необходимость слушать депутата во время выступления. Мне показалось, что Михаил Львович не услышал, что госпожа Жунёва после двух протестов прокурора Рязанского района продолжает исполнять обязанности главы администрации Рязанского района Рязанской области, несмотря на несоответствие её образования квалификационным требованиям, установленным законом. Мне показалось, что всё это время он общался и, может быть, это не услышал. Я бы хотел, чтобы он это воспринял как депутатский запрос, взял себе стенограмму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Он внимательно слушает вас. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Я хотела добавить к сказанному моим коллегой от коммунистов, что это Орловская область. И хочу сказать всем, кто не знает: губернатор Орловской области - коммунист. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика? Содокладчика? Нет. Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо всем участникам дискуссии за такое интересное обсуждение, причём ширина и глубина этого обсуждения вышли далеко за пределы правового регулирования конкретного текста проекта закона, который мы рассматривали. Я не совсем уловил логику уважаемого коллеги Коломейцева Николая Васильевича, который выступал за внедрение института прямой демократии, и, собственно говоря, ровно об этом законопроекты: вывести из состава представительных органов муниципальных районов делегированных глав поселений, не проходящих через процедуру выборов, и заменить их депутатами сельских поселений, которые прошли через процедуру выборов. Только об этом говорится в текстах обоих законопроектов, и они в принципе имеют право на существование. Только текст законопроекта, представленного правительством, нам представляется юридически более выверенным, хотя и коллеги из Тюменской области тоже проблематику справедливо отмечают. А что касается проблем местного самоуправления, уважаемый Николай Васильевич, я вас приглашаю в свою очередь в кабинет 1040 нового здания, это мой кабинет, где я в закрытом режиме вам расскажу о том, что проблем гораздо больше, чем вы назвали, и каждый день приходится с ними сталкиваться, работать как на своей территории, так и на других, в том числе покажу переписку с главами поселений, муниципалитетов второго уровня и городских округов, которых гораздо - гораздо! - больше, чем вы обозначили в своём выступлении от фракции. Ещё раз всех благодарю и призываю поддержать проект закона правительства в соответствии с решением комитета, а проект закона тюменских областных депутатов отклонить, хотя они были первыми. Ну а наша фракция определится голосованием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставятся на голосование два альтернативных законопроекта. Пункт 20.1 - законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь ставится на голосование законопроект под пунктом 20.2, внесённый Тюменской областной Думой. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 20.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 19 мин. 11 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % 415 голосов "за". Теперь по пункту 20.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 19 мин. 35 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % 78 голосов "за". Принимается законопроект под пунктом 20.1. Коллеги, переходим к рассмотрению... По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Николаевич, я бы рекомендовал вам опытных людей не только дома слушать, но и здесь - у нас порядка тридцати человек таких. Я вам тоже могу значительно больше рассказать. А о законопроектах именно я вам и сказал, что тексты не альтернативные, а идентичные, но правительственный написан более грамотно. Просто слушать надо внимательно.