Заседание № 249
О проекте федерального закона № 589321-7 "О внесении изменения в статью 188-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий арбитражного суда при обнаружении признаков преступления).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 188-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Даниил Владимирович Бессарабов, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом уточняются полномочия арбитражных судов при обнаружении признаков преступления. Законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении, прошёл необходимые экспертизы, замечаний нет. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 39 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 589321-7 "О внесении изменения в статью 188-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий арбитражного суда при обнаружении признаков преступления; принят в первом чтении 17 июля 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 188-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Даниил Владимирович Бессарабов, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил названный законопроект ко второму чтению. В установленные сроки к нам в комитет поступило три поправки, они все включены в таблицу № 1. Поправки 1 и 2 носят юридико-технический характер, поправка 3 - содержательный, она конкретизирует форму сообщения арбитражным судом о выявленных признаках состава преступления, мы, собственно говоря, конкретизируем, что арбитражный суд направляет копию частного определения в адрес органов дознания или предварительного следствия. Просим утвердить таблицу поправок и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 33 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 57 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 589321-7 "О внесении изменения в статью 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий арбитражного суда при обнаружении признаков преступления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Законодательного собрания Ленинградской области депутат Государственной Думы Владимир Петрович Драчёв. Пожалуйста, Владимир Петрович. ДРАЧЁВ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Иван Иванович! Добрый день, коллеги! Проектом федерального закона предлагается обязать арбитражные суды сообщать в органы дознания и предварительного следствия об обнаружении в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц и иных лиц признаков преступления. Аналогичные нормы содержатся в части третьей статьи 226 Гражданского процессуального кодекса и части 4 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства. В статье 188-1 АПК, несмотря на общую схожесть правовой природы задач каждого из перечисленных кодексов, аналогичная правовая норма отсутствует. Данный законодательный пробел способствует различным злоупотреблениям со стороны недобросовестных лиц, участвующих в рассмотрении дел. В частности, речь может идти о фальсификации судебных доказательств в арбитражных процессах. В настоящее время арбитражные суды, осуществляющие проверку обоснованности заявлений о фальсификации доказательства в рамках статьи 161 АПК, должны лишь отразить результаты данной проверки в протоколе судебного заседания, но не обязаны сообщать о признаках преступления в соответствующие органы. В соответствии с изложенным в целях обеспечения единообразной организации судопроизводства во всех видах судебных процессов, а также выполнения задач, определённых статьёй 2 АПК, в данном законопроекте предлагается ввести правовую норму, обязывающую арбитражные суды сообщать в органы дознания или предварительного следствия об обнаружении в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц и иных лиц признаков преступления. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектируемая норма в полном объёме соответствует задачам судопроизводства, которые определены в Арбитражном процессуальном кодексе, а это и укрепление законности, и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие у арбитражных судов таких полномочий, которые, как справедливо сказал докладчик, есть у судей судов общей юрисдикции, может способствовать недобросовестному поведению участников рассматриваемого дела, сторон этого конкретного хозяйственного спора, в том числе это может выражаться в представлении поддельных доказательств в рамках рассмотрения этого дела. Таким образом, внесение изменений в соответствующую статью АПК РФ согласуется с тенденциями унификации процессуального законодательства и будет обеспечивать действие принципа законности, являться превентивной мерой на пути совершения противоправных деяний со стороны участников арбитражного процесса. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект, Правовое управление замечаний концептуального характера не имеет. Комитет инициативу поддержал. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть у Гартунга Валерия Карловича. Нет больше вопросов? Валерию Карловичу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я согласен с тем, что если в рамках заседания суда стало известно о преступлении, то, безусловно, ограничиваться только констатацией факта в судебном протоколе неправильно, нужно направлять эту информацию на проверку. Но у меня есть вопрос: а если в процессе судебного заседания прозвучала информация, которая свидетельствует о том, что было совершено преступление, - либо в рамках рассматриваемого дела, либо просто в процессе представления доказательств, - есть ли сегодня обязанность у судов общей юрисдикции такого рода проверки проводить? Даже если это не является... Например, показания являются ложными, но они не влияют на принятие решения в рассматриваемом процессе, тем не менее это свидетельствует о преступлении. Меня вот это интересует, потому что для арбитражных судов такое правило... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Даниил Владимирович, это, наверное, вам вопрос. БЕССАРАБОВ Д. В. Валерий Карлович, если вы внимательно посмотрите текст представленного проекта закона, то увидите, что там говорится дословно следующее: "В случае, если при рассмотрении дела арбитражный суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, арбитражный суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия". Здесь не говорится, по какой категории дел, здесь не говорится, совершено преступление или нет, - у арбитражного суда нет полномочий сделать соответствующие выводы. Действительно, необходимо провести определённые проверки, следствие и после этого прийти к выводу: есть состав преступления или нет - и передать на рассмотрение по соответствующей компетенции в тот суд, который должен рассматривать это дело. Мне кажется, в этой части всё понятно и конкретизировано в этой инициативе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Будут ли желающие выступить? Валерий Карлович. Давайте запись проведём. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Быков Олег Петрович. Трёх минут хватит, Олег Петрович? Три минуты поставьте, пожалуйста. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз хочу обратить внимание на суть данного законопроекта. В нём предлагается дополнить статью 188-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации частью 4, в соответствии с которой, если при рассмотрении дела арбитражный суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, признаки преступления, арбитражный суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия. Как уже отмечалось в выступлениях докладчика и содокладчика, аналогичные нормы содержатся в Гражданском процессуальном кодексе и в Кодексе административного судопроизводства. Отсутствие у арбитражного суда полномочий сообщать в правоохранительные органы о выявлении признаков преступления может способствовать недобросовестному поведению участников арбитражного процесса, в частности выраженному в представлении фальсифицированных доказательств, о чём мы также слышали в выступлениях докладчика и содокладчика. Указанный законопроект направлен на достижение единообразия в регулировании правоотношений в существующих процессуальных законах. Основываясь на этих важных положениях, учитывая необходимость применения аналогии и внесения соответствующих изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. От фракции. Семь минут поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я буду краток, да и вопрос очень простой. Наша фракция поддерживает этот законопроект, мы движемся в правильном направлении. Только я хотел сказать, что у нас правоприменительная практика часто такова, что мы диву даёмся, как решения, которые мы здесь принимаем, потом интерпретируются. Я недаром задал вопрос. Мы обязываем арбитражные суды подавать заявление, если они обнаружили признаки преступления в действиях участвующих или не участвующих в деле сторон. Такие же нормы, как выяснилось, существуют и для других судов, только они почему-то... почему-то суды не усматривают, скажем так, абсолютно явных признаков преступления в информации, данных, которые в судах звучат, и не только не подают заявлений, не сообщают об этом в правоохранительные органы, но и вообще не придают этому значения - как с этим быть? У меня вопрос очень простой. Объективная информация, абсолютно точно, даже неюристу понятно: данные показания свидетельствуют о том, что совершено преступление, - никакой реакции со стороны суда! Как в этой ситуации быть? Наверное, нам нужно не только принимать меры по совершенствованию законодательства, но и следить за тем, как это законодательство потом применяется, потому что в итоге мы ожидаемого результата не получаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Заключительное слово. Докладчик будет выступать? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 07 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.