Заседание № 10
О проекте федерального закона № 589209-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
АПАРИНА А. В. По ведению я сказала, а предложение по повестке следующее: я предлагаю, чтобы по 4-му вопросу повестки, касающемуся детей-сирот, кроме Крашенинникова также выступила как содокладчик председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, чтобы мы выслушали и их мнение.
И предложение депутата Апариной по выступающим дополнительно по пункту 4 - этот законопроект будет голосоваться в третьем чтении, поэтому по мотивам могут выступить представители фракций.
Коллеги, следующий вопрос - пункт 4. Пока нет докладчика, Павла Владимировича Крашенинникова. Нет возражений, если мы перейдём к рассмотрению следующего вопроса, 5-го? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович появился в зале. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. Законопроект также рассматривается в третьем чтении. Павел Владимирович, не опаздывайте в следующий раз. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Да, спасибо большое. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на обеспечение прав и законных интересов детей-сирот, а также на устранение имеющих, к сожалению, место незаконных сделок, мошеннических операций с предоставленными детям-сиротам жилыми помещениями. Данным законопроектом предлагается создание нового специализированного жилищного фонда, в котором предоставляются жилые помещения на срок до пяти лет. Уважаемые коллеги, мы данный законопроект рассмотрели во втором чтении 25 января 2012 года, и хочу напомнить, что у нас здесь, в зале, была достаточно большая дискуссия, связанная в первую очередь с возрастом - двадцать три года. Многие из здесь присутствующих считали этот возраст пресекательным сроком, после которого соответствующие жилые помещения не предоставляются. Мы очень тщательно проанализировали данную дискуссию вместе с правительством, вместе с администрацией президента и полагаем, что основания для дискуссии имеют место, поскольку всё-таки судебная практика противоречива - есть соответствующий обзор судебной практики ещё за 2006 год, который свидетельствует, что, в общем-то, нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних всё-таки допускаются. Поэтому мы предлагаем вернуть данный законопроект во второе чтение и утвердить соответствующие поправки, которые находятся у нас в дополнительной таблице поправок, принятых комитетом. Сразу хочу обратить внимание на то, что это поправки не только членов нашего комитета, но и наших коллег - депутата Мизулиной и членов Совета Федерации Орловой и Драгункиной. Уважаемые коллеги, в поправках как раз и предлагается заменить формулировку о двадцатитрёхлетнем возрасте на другую: до выполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений. Поэтому здесь мы социальную справедливость, так сказать, поднимаем на более высокий уровень и проблемы, возникающие в судебной практике, мы преодолеваем через законодательное регулирование. Также есть поправки юридико-технического характера, связанные с этим вопросом, поэтому предлагается вернуть законопроект во второе чтение и утвердить таблицу поправок, рекомендованных комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование предложение профильного комитета возвратить законопроект к процедуре второго чтения. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 13 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принято. Павел Владимирович, пожалуйста, по таблице поправок. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, роздана одна-единственная таблица поправок, второй таблицы нет. Все поправки комитет согласовал и с правительством, и с администрацией президента, и с коллегами из других комитетов, я уже сказал, кто является авторами данных поправок. Я предлагаю эту таблицу утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли возражения, замечания по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 15 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования" во втором и в третьем чтениях. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - в "час голосования".
Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 08 сек.) Проголосовало за 250 чел.55,6 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. По мотивам голосования от фракции ЛДПР - депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, начну сразу с положительного: фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект - всё-таки он хоть немного, но улучшает то положение, в котором оказались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. С другой стороны, нормы в этом законопроекте вроде как улучшающие, но тоже как бы чуть-чуть. Вот детям-сиротам, которые должны получить жильё после того, как они достигли восемнадцатилетия, принятием закона мы говорим, что в двадцать три те, которые не получили квартиру, могут продолжать стоять в очереди, пока им не дадут квартиру. Вдумайтесь - восемнадцатилетнему ребёнку, у которого нет родителей, которому просто негде жить, мы говорим: знаешь, парень или девушка, ты постой в очереди, раньше ты только до двадцати трёх лет мог стоять в очереди, а теперь ты можешь стоять в ней всю свою жизнь. А где ему жить?! Вы меня извините, этого сироту - либо социального сироту, либо ребёнка, оставшегося без родителей в результате трагического случая, - мы выкидываем на улицу и говорим: знаешь, вот у муниципалитета нет возможности тебе дать квартиру, ты пошляйся где-нибудь там, мы же тебя с очереди не снимаем, а лет через пять - семь мы скажем, где тебе можно жить. Что мы с вами тут принимаем?! Вы меня извините, конечно... Кроме того, в законопроекте есть такая оговорка: жильё, пригодное для проживания. Я вот участвовал недавно в одной передаче, где были две девочки-сироты, у них родители умерли от радиационного заражения в том месте, где они жили: дом находится в зоне радиационного заражения, повышенной опасности. Местные считают, что там можно жить в принципе, там компенсации... Их забрали, они в другом городе жили, после того как родители умерли, выпустились они в восемнадцать лет - им говорят: а теперь валите в свою хижину, где ваши родители умерли, получив там определённое заболевание, связанное с местом нахождения этого дома, и живите там. Мы с вами сами плодим коррупцию, сами плодим непонятно что, а самое главное - мы с вами принимаем законопроект, где говорим, что можно и не давать квартиру, пускай они постоят в очереди. Я думаю, что вот это нам с вами надо исправить и найти выход, чтобы детям было куда идти, после того как они достигнут совершеннолетия. А законопроект поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Галина Петровна Хованская. С места. Микрофон включите, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, хочу вам сказать, что создаётся иллюзия, что у нас нет социального жилья, но есть некий специализированный фонд, - нет ни того, ни другого! Если бы они были, то не было бы очереди на социальное жильё, не было бы вступивших в силу судебных решений, которые необходимо исполнять. Представленный сегодня законопроект грубо нарушает права детей-сирот и нарушает часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Вместо постоянного жилья, которое предоставляется на сегодняшний день вне очереди - и это право можно защитить в суде, - детям теперь будет предложено постоять в очереди на временное жильё, которого тоже нет, им может быть предоставлено это жильё на десять лет. То есть до двадцати восьми лет выпускник такого детского учреждения, сирота, будет жить на птичьих правах, не имея возможности поменять это жильё на жильё в другом городе, если, например, ему нужно устроиться на работу в другом городе, потому что условия найма не позволяют производить операции обмена; он не сможет досрочно расторгнуть этот договор, если, например, он вступит в брак и ему нужно всё-таки каким-то образом этим жильём распоряжаться - вселять, менять и так далее, а самое главное - у детей исчезает право на судебную защиту. Не предусмотрена возможность досрочного расторжения и, следовательно, возможность поменять, об этом я уже сказала. Более циничного документа я давно не видела! Если этот документ будет принят и вступит в силу, мы приложим все усилия, чтобы обратиться в Конституционный Суд. Подоплёка тут чисто финансовая: нет ни того, ни другого вида жилищного фонда, были бы деньги - приобрели бы жильё на вторичном рынке и предоставили бы по договору социального найма ребёнку-сироте, вот и всё. Наша фракция будет голосовать против, и всех призываю, по крайней мере оппозицию, не поддерживать этот документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ - Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, судя по названию закона, казалось бы, все фракции должны в едином порыве проголосовать за него, но, как говорят в Одессе, надпись и суть - это две большие разницы. Даже с учётом тех маленьких поправок коммунисты не будут голосовать за этот закон, потому что он, к сожалению, как и многие другие, ущемляет права одной из самых незащищённых категорий граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их судьбу мы отдаём в руки чиновников, причём не всегда чистых в своих помыслах, вверяем решение судьбы детей регионам, которые по своему усмотрению будут определять, кому и за сколько давать нормальное благоустроенное жильё, а кому - жильё в специализированном фонде, которого, кстати, пока нет, а если и есть, то там живут либо бомжи, либо больные, а теперь по этому закону к ним можно подселять и детей. Данным законопроектом устанавливается, что невозможно проживание детей-сирот в ранее занимаемых помещениях совместно с лицами, страдающими тяжёлой формой хронических заболеваний, с психическими или туберкулёзными больными, а с алкоголиками и наркоманами - можно! Якобы по данному закону детям-сиротам не будет предоставляться жилое помещение, в котором невозможно проживать, потому что оно не отвечает санитарным и техническим нормам, но, к сожалению, таким нормам и требованиям в субъектах не соответствует примерно одна треть жилья. Люди, проживающие там, стоят в очереди годами и не могут получить жильё, чтобы выехать из этих аварийных или ветхих лачуг, а теперь к этой бесконечной очереди прибавятся ещё дети-сироты, ведь они по этому закону не обладают правом первоочередного получения жилья. Правда, в этом законе есть оговорка: если ребёнок не согласен с беззаконием, он может обратиться в суд. А вы видели решения суда в пользу бедного и беззащитного? Я таких решений ещё не видела. В законопроекте говорится о специализированном жилищном фонде - и у тех, кто будет реализовывать эту норму закона, появится соблазн выделить комнатку в общежитии, ведь построить хорошее, добротное жильё при нынешней системе откатов, захватов, заходов, по-моему, в реальной жизни невозможно, а в виртуальной жизни не решить проблем детей-сирот! Фракция Коммунистической партии за то, чтобы дети-сироты получали качественное жильё, а не комнату в бомжатнике, поэтому данный законопроект наша фракция поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Что, собственно, устанавливает данный закон? Данный закон устанавливает, что в Российской Федерации учреждается новый жилищный фонд - специализированный жилищный фонд для детей-сирот, которые закончили соответствующее учебное заведение, высшее либо среднее техническое учебное заведение, или отслужили срочную военную службу. Всем им предоставляется на срок до пяти лет соответствующее жилое помещение в виде отдельного жилого помещения, то есть в виде квартиры, заключается договор найма специализированного жилого помещения, как я уже сказал, на срок до пяти лет. Если гражданин социально не устроился, если у него есть проблемы с трудоустройством либо с законом, однократно возможно продление данного договора ещё на пять лет, если всё нормально - этот договор преобразуется в договор социального найма, подчёркиваю это. Соответственно, если он получил данное жилое помещение, он остаётся в очереди. Если он проживает и всё у него нормально, появилась семья и так далее, то этот договор, ещё раз подчёркиваю, преобразовывается в договор социального найма - что здесь плохого, я не очень понимаю. Теперь что касается данного закона и тех денег, которые предполагаются. Этот жилищный фонд будет находиться в субъекте Федерации, как я уже сказал, и, внеся данный законопроект, Правительство Российской Федерации, напоминаю это, естественно, выделяет соответствующие средства, для того чтобы этот жилищный фонд создавался. Что касается отсутствия судебной защиты, я напоминаю, что эти нормы вводятся в Жилищный кодекс. В Жилищном кодексе есть общие нормы, которые говорят о судебной защите любых жилищных прав, это будет распространяться в том числе на данные положения закона. Уважаемые коллеги, я считаю, что это, безусловно, прорыв по сравнению с тем, что было. И то, что не даётся возможность заключать какие-либо сделки, - это, на мой взгляд, хорошо, поскольку нет соблазнов у криминала посягнуть на соответствующее жилое помещение и заставить продать его, подарить и так далее. В данном случае сделки будут запрещены, в том числе обмен жилого помещения, но после того как договор будет преобразован в договор социального найма, договор обмена будет вполне возможен. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам проголосовать за данный закон - он действительно защищает жилищные права конкретных лиц и устраняет социальную несправедливость, которая, к сожалению, у нас в России ещё присутствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование в третьем чтении данный законопроект. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 00 сек.) Проголосовало за 252 чел.56,0 % Проголосовало против 67 чел.14,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 4
О проекте федерального закона № 589209-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят в первом чтении 17 ноября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 5, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Это второе чтение законопроекта, которым устанавливается новый специализированный жилищный фонд для детей-сирот, которые закончили соответствующие детские учреждения либо которые отслужили в армии. Предлагаются, как я уже сказал, новый специализированный жилищный фонд, заключение договора найма специализированного жилого помещения. На наш взгляд, данный закон предотвратит злоупотребления и, я бы даже сказал, преступления в этой сфере, связанные с тем, что до настоящего времени жильё предоставлялось по договору социального найма, жильё часто в результате правонарушений уходило от несовершеннолетних и за ними не закреплялось, дети оставались фактически без жилья, становились объектами различных преступлений. Мы приняли данный законопроект 17 ноября прошлого года. Сейчас, как я уже сказал, второе чтение. Поступило двадцать три поправки, из них двенадцать поправок мы предлагаем принять и одиннадцать поправок соответственно отклонить. Вашему вниманию предлагаются приложение 1 и приложение 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении? Нет. Голосуем по таблице 1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 24 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принято. Есть ли возражения, замечания по таблице 2? Есть. Так, Елена Борисовна Мизулина. По какой поправке? МИЗУЛИНА Е. Б. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2 и 4 из таблицы 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу проголосовать за поправки, внесённые в таблицу 2, без поправок 1, 2 и 4. Включите режим голосования. Пожалуйста, результаты покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 28 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 243 чел. Не голосовало 207 чел.46,0 % Результат: принято Принято. По поправке 1 из таблицы 2 - Елена Борисовна Мизулина. Микрофон, пожалуйста, включите. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Поправка 1 позволяет сохранить за лицами из числа детей-сирот при достижении ими двадцати трёх лет право на получение жилья из специализированного жилищного фонда. Я обращаю ваше внимание на то, что статьёй 1 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривается, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это только лица в возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет. Если не принять поправку, которую я предлагаю, ещё раз обращаю ваше внимание, все из стоящих в очереди на получение жилья, кто достиг двадцатитрёхлетнего возраста, перестают быть лицами из числа детей-сирот. Напомню, что мы с вами в конце прошлого года приняли правительственный законопроект, которым снимается ограничение в "двадцать три года", и мы внесли в этот закон, 159-й, специальную оговорку применительно к гарантиям для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, обучающихся в высших учебных заведениях и средних специальных учебных заведениях. Без этой оговорки закон будет работать только в отношении таких детей до двадцати трёх лет. Мы просим поддержать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович, мнение комитета. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Ну, во-первых, поправка сформулирована так, что в любых случаях нужно предоставлять жильё, а мы знаем, что есть случаи, когда у детей-сирот есть какое-то жильё. Оно может быть на праве собственности, по договору найма, они могут возвратиться в соответствующее жилое помещение. Кроме того, должна соблюдаться процедура, в соответствии с которой должно быть написано заявление. Нуждаемость здесь тоже должна иметь место: если человек не нуждается в жилье, значит, он не должен получить жилое помещение. И ещё я хотел бы обратить внимание на то, что данный закон будет иметь обратную силу и граждане, допустим выпускники вот этих детских учреждений прошлого года или позапрошлого, если они не получили жильё, в эти списки будут вноситься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1 из таблицы 2. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 44 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Поправка не принята. Поправка 2 из таблицы 2. Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Неточную дал информацию Павел Владимирович, никакого расширения в 1-й поправке не было. Обращаю внимание депутатов, которые проголосовали против моей поправки: вы ограничили права лиц из числа детей-сирот. Увидите, какая будет проблема. 2-я поправка касается ситуации, связанной с тем, как быть, если по окончании учреждения образовательного или после выхода из учреждения для детей-сирот это жильё немедленно не предоставляется. Наш комитет анализировал практику предоставления жилья в регионах. Обращаю внимание: среднее стояние - три года, а бывает, и до семи лет. Где будут жить эти дети? В детских домах им не разрешают, вы знаете, существует ограничение. В результате они остаются без жилья. Моей поправкой предлагается механизм предоставления жилья. В течение года орган исполнительной власти, если не может немедленно предоставить жильё, обеспечивает жильём для временного проживания: снимает квартиру, гостиницу, это дело субъекта Федерации. Если в течение года не предоставлено жильё в соответствии с настоящим законом, тогда выплачивают ребёнку денежную компенсацию из средств областного бюджета. То есть это поправка-гарантия, которой оказывается давление на орган исполнительной власти, обязывают выполнить этот закон, поправкой решается проблема, как быть, когда орган исполнительной власти не может незамедлительно такое жильё предоставить. Ещё раз обращаю внимание: средний срок стояния - три года. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Елена Борисовна, я с вами полностью согласен, что действительно нынешняя ситуация, когда мы детям-сиротам, бывшим детям-сиротам дали право на внеочередное, так сказать, получение жилья, фактически ничего не дала. И поэтому, как вы говорите, среднее стояние - три года, в некоторых регионах ещё больше. Именно поэтому правительство предлагает совершенно другой механизм и создаёт новый жилищный фонд, которого у нас в стране ещё не было до этого времени, - специализированный жилищный фонд для детей-сирот. Соответственно, новый Жилищный кодекс, который действует у нас с 2005 года, в отличие от советского Жилищного кодекса предусматривает судебную защиту всех жилищных прав. В Жилищном кодексе РСФСР, я напоминаю, была административная защита, здесь, если это право нарушено, вполне возможно обращение в суд, не то что возможно, а необходимо обращение в суд, и именно суд будет в субъектах Федерации выносить решение о предоставлении соответствующего жилого помещения. Это всё есть, так что с этой точки зрения такая гарантия существует, во всяком случае она гораздо выше, чем та, которая есть на сегодняшний день. Поэтому эту поправку мы тоже предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 2 из таблицы 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 35 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Результат: не принято Поправка не принята. Поправка 4 из таблицы 2. Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Третья поправка тоже очень важная. Павел Владимирович не случайно сказал: нового вида жилищных фондов, специализированных жилищных фондов для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, пока в субъектах не создано, на это требуется время. Мы запрашивали субъекты - из субъектов идут письма в связи с этим законопроектом и рассмотрением его Государственной Думой, где они пишут, что у них нет таких фондов и на это требуется время. Комитет закладывает для введения его в действие шесть месяцев. В поправке, которую я предлагаю, совершенно другой механизм. Во-первых, с 1 января 2013 года до 1 января 2014 года устанавливается переходный период, в течение которого сохраняется и действующий порядок предоставления жилья детям-сиротам, то есть не из специализированного фонда, а из того жилищного фонда, которым располагает субъект Российской Федерации, это и предоставление на условиях договора социального найма, и внеочередной порядок. Кроме того, расписано, что должен будет в переходный период сделать субъект Российской Федерации, какие вопросы урегулировать, какие законы принять. Этот переходный период фактически получится более года, и это срок более приемлемый и достаточный, для того чтобы образовать специализированный жилищный фонд или реализовать какой-то другой вариант, который предложит субъект Российской Федерации, быстрее не создать. В противном случае этот закон создаст массу проблем, и многие из вас, уважаемые депутаты, будут вынуждены объяснять избирателям, почему сложилась такая патовая ситуация при хорошей, в общем-то, идее выделения из федерального бюджета специальных средств в достаточно большом объёме и невозможности обеспечения жильём детей-сирот, поскольку соответствующего фонда просто нет. Не говорю уже о том, что вот этот отказ от внеочередного порядка предоставления жилья практически одномоментно с предоставлением... Как предполагается, - презумпция у авторов, - ребёнку сразу будет предоставляться жильё из специализированного фонда, как только это жильё ему понадобится. Конечно, это иллюзии, такого не будет в реальности. Нашей поправкой предлагается учитывать сегодняшние реалии и установить переходный период, который будет более мягким для перехода к совершенно новой системе обеспечения жильём детей-сирот. Мы просим поддержать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, пожалуйста, мнение комитета. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Я хочу Елену Борисовну в данном случае поддержать, её выступление, но не поправку. Давайте вспомним, кто автор законодательной инициативы: автор законодательной инициативы - правительство. Мы с ними работали по данному законопроекту, они готовят рекомендации, чтобы субъекты Федерации как можно быстрее приняли необходимые документы. Мы предлагаем шестимесячный срок... вернее, мы не шестимесячный срок предлагаем, у нас есть специальный федеральный закон, которым регулируется порядок публикации и порядок вступления в силу федеральных законов. В соответствии с этим федеральным законом мы и говорим, что он должен быть опубликован и должен вступить в силу. Мы полагаем, что за это время данные документы в субъектах Федерации будут приняты. Если даже они не будут приняты, то, как я уже говорил, данный закон будет иметь обратную силу. Ну и поскольку мы, наш комитет, выступаем в качестве наследодателя, мы передаём жилищное законодательство Галине Петровне, я предлагаю, чтобы мы, три комитета, подписали письмо в правительство, с тем чтобы Министерство регионального развития типовой документ подготовило побыстрее, чтобы субъекты Федерации его приняли. Деньги они уже на этот специализированный жилищный фонд выделили. Так что с этой точки зрения мы полагаем, что наше предложение более объективное, и предлагаем данную поправку отклонить, хотя поддерживаем то, что регионам нужно эти документы принимать как можно быстрее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 4 из таблицы 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 02 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Поправка не принята. Уважаемые коллеги, все поправки проголосованы. Выносим проект федерального закона на "час голосования" для принятия во втором чтении. По ведению - Тамара Васильевна Плетнёва. Пожалуйста, Тамара Васильевна. Микрофон включите. ПЛЕТНЁВА Т. В. Сергей Евгеньевич, я вас очень прошу перед голосованием по этому законопроекту во втором чтении... Обращаюсь к фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": мы сейчас нажатием кнопки совершили бесчеловечный акт! Практически все дети-сироты не получают до двадцати трёх лет квартиры... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, вы выступаете не по ведению. ПЛЕТНЁВА Т. В. Но я прошу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я предлагаю "час голосования" по этим законопроектам сейчас сделать или, может быть, чуть попозже, то есть вскоре после того, как мы их обсудили, потому что, мне кажется, многие наши коллеги не поняли нынешнее обсуждение. Нам придётся по этому закону, о котором сейчас Мизулина и Крашенинников говорили, ещё десяток лет давать пояснения в регионах, так же как с квартирами для ветеранов войны. Мы такое сейчас грузим на себя - спецфонд этот, - что, мне кажется, коллег надо расшевелить. Это очень серьёзный закон, и, как мне кажется, ошибочно мы его принимаем. Вместо того чтобы раздать детям-сиротам деньги, мы опять создаём специализированный жилой фонд... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, вы также выступаете не по ведению. По ведению - Мизулина Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, в "час голосования", перед голосованием по этому законопроекту, я просила бы дать мне время для выступления. Там в течение минуты, по-моему, есть возможность выступить по мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Сергей Евгеньевич, вы нарушаете порядок ведения заседания: вы предоставляете слово людям, которые выступают и по мотивам, и как угодно, выражают своё мнение. Так делать нельзя. Уже много раз так получается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Маркелов Михаил Юрьевич. МАРКЕЛОВ М. Ю. В данном случае я поддерживаю депутата Иванова. Обращаюсь к коллегам, прошу: коллеги, давайте соблюдать Регламент! Ну что же вы вытворяете-то?! Если нажимаете кнопку "по ведению", говорите по ведению! Депутат Мизулина сейчас выступила - через пять минут возьмёт трубку телефона и будет разговаривать на весь зал, и работать невозможно, рядом находиться. Давайте как-то дисциплину соблюдать, мы всё-таки вместе работаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ставится на голосование во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 31 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (внесён Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Поступило письменное заявление от депутата Кауфмана, разрешающего нам рассмотреть пункт 49.3 без его участия, поэтому я объявляю пункты 49.1, 49.2, 49.3, 49.4 - это четыре альтернативных законопроекта. По пункту 49.1 доклад делает Игорь Михайлович Реморенко, официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Дальше три законопроекта у нас идут с письменным обращением авторов о рассмотрении без их участия, поэтому после доклада я предоставлю слово для содоклада от комитета Павлу Владимировичу Крашенинникову. Пожалуйста, Игорь Михайлович. РЕМОРЕНКО И. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На рассмотрение представляется разработанный Минобрнауки России проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В настоящее время очерёдность по обеспечению помещений для детей-сирот составляет 77 тысяч 500 человек. Ежегодный прирост численности детей, нуждающихся в жилых помещениях, составляет в среднем 12 тысяч человек. Анализ действующего федерального законодательства показывает следующее. Проблемы, связанные с обеспечением детей-сирот, состоят в том, что не определён возраст, по достижении которого дети-сироты должны быть обеспечены жильём. Федеральным законом предусмотрено, что жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и лица из их числа. Отмечу, что к "лицам из их числа" относятся граждане в возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет, что нередко лишает лиц старше двадцати трёх лет их конституционного права на жилище. Также острой проблемой является то, что дети-сироты после выхода из детских домов, не успев адаптироваться в новых, непривычных для них условиях, под влиянием различного рода мошенников теряют своё имущество, не осознавая его ценность. Кроме этого, есть группы детей-сирот, которые формально имеют жильё, но в силу различных жизненных обстоятельств проживать в нём не могут, тем самым пополняя категорию лиц без определённого места жительства. В целях урегулирования сложившейся ситуации законопроект предлагает, первое, предоставлять жилое помещение детям-сиротам по достижении ими возраста восемнадцати лет. При этом, если указанные лица не нуждаются в данный момент в безотлагательном предоставлении жилья, по их письменному заявлению оно может быть предоставлено им позднее. Это касается ребят, которые уходят в армию, которые учатся в учреждениях, предоставляющих общежитие и так далее. Второе. Создать на региональном уровне новый вид специализированного жилищного фонда - только для обеспечения жильём детей-сирот. Жилые помещения из указанного фонда предлагается предоставлять детям-сиротам по срочному договору найма, что не позволит им в течение пяти лет продать данное имущество. Третье. Предоставить право на обеспечение жильём детям-сиротам, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения, например, в случае, если жилое помещение признают ветхим или несоответствующим санитарным или техническим нормам, а также в случае проживания в жилом помещении лиц, лишённых в отношении данного ребёнка родительских прав или страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний. Перечисленные меры позволят в обозримом будущем ликвидировать задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и снять имеющуюся социальную напряжённость. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников, ваш доклад по обсуждаемым законопроектам. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Игорь Михайлович на правительственном законопроекте достаточно подробно остановился, я ещё к нему вернусь. Но хотелось бы сказать, что на данную тему ещё три законопроекта поступило. Совет народных депутатов Кемеровской области предложил законопроект, в котором детям-сиротам предлагается предоставлять жильё по договору безвозмездного пользования, при этом не оговаривается ни срок, ни оплата данного жилого помещения, говорится только о том, что есть ограничения, что такие жилые помещения не подлежат приватизации. Но по договору безвозмездного пользования они у нас и так не подлежат приватизации. Два законопроекта, Приморского края и Забайкальского края, по сути, одинаковые, они устанавливают запрет на отчуждение жилых помещений в течение десяти лет - вот так, ни много ни мало. На мой взгляд, и эти два законопроекта, и кемеровский - прекрасный материал для Конституционного Суда, и если мы их поддержим, то, конечно, мы не решим проблему, а просто её обострим, поскольку эти три законопроекта в том числе и Конституции противоречат. Но тем не менее я хочу сказать, что четыре субъекта права законодательной инициативы - три субъекта и правительство, - конечно, понимают, что эта тема очень важная, очень нужная, и соответственно каждый предлагает своё решение. Что касается того законопроекта, который Игорь Михайлович нам докладывал, то, конечно, он с юридико-технической точки зрения наилучшим образом проработан. Здесь предлагается новый вид специализированного жилищного фонда, так он и будет называться: "специализированный жилищный фонд для обеспечения жильём детей-сирот", здесь предлагается срочный договор сроком на пять лет. Конечно, из всех этих законопроектов он самый лучший, но что хотелось бы сказать. Во-первых, мы понимаем, что достижение восемнадцатилетнего возраста, а тем более если человек ушёл в армию, потом вернулся... Конечно, надо бы всё-таки как-то эту категорию обозначить по-другому, а то получается: дети-сироты, но уже вот как из того фильма. Мы с точки зрения содержания понимаем, что это такое, но с точки зрения терминологической, конечно, надо бы более чётко здесь обрисовать. Дальше, вторая проблема, которая, на мой взгляд, тоже очень важна. Ну хорошо, дали им это жильё сроком на пять лет, вот они прожили - дальше что, выселять их из этого жилья или что? Мы полагаем, что во втором чтении можно было бы предложить, чтобы по истечении вот этого пятилетнего срока данный договор найма специализированного жилого помещения автоматически преобразовывался бы в договор социального найма со всеми вытекающими последствиями, которые есть в Жилищном кодексе: и оплата, и бессрочность, и так далее, и так далее. Но это, как я говорю, вопросы второго чтения. Из всех вот этих четырёх законопроектов, которые мы сегодня рассматриваем, мы предлагаем поддержать правительственный законопроект и, как сегодня один из обладателей грамоты говорил, ждём поправок. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на секундочку. Есть ли желающие задать вопрос от фракции? Есть. Депутат Хованская. Один вопрос, других нет. Подводим черту. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я задам вопрос Игорю Михайловичу. Уважаемый Игорь Михайлович, вы знакомы с опытом Москвы, где эта система отработана в варианте не введения какого-то нового вида специализированного жилищного фонда, а договора о безвозмездном пользовании, который прерывается, если у ребёнка возникли другие обстоятельства - он стал взрослым, он женился, или там девушка вышла замуж, - и переводится в договор социального найма по их заявлению. Почему эта форма не использована? Почему вы ломаете схему и изобретаете какой-то велосипед, который не нужно изобретать? И как это улучшит ситуацию в стране? Потому что тот же жилищный фонд надо построить, надо ввести, он должен быть благоустроенным, и никакого улучшения в этом смысле вы детям не делаете, более того, вы их лишаете права на получение жилья вне очереди. Вот в этом вся как бы закавыка, загогулина в этом законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемая Галина Петровна, не совсем так. Действительно, мы опирались не только на опыт Москвы, но и на опыт других регионов, которые реализуют подобную практику по введению специального фонда. На наш взгляд, введение специального фонда как раз таки и позволит практику развития этого фонда, предоставления помещений из этого фонда сделать более прозрачной, более понятной, такой, как и с договорами социального найма. Второй момент - возможность перевода потом помещений на договора социального найма. Это предусмотрено законопроектом, эти помещения не изымаются, они переводятся по договору социального найма, как и следовало ожидать, как это и есть в отношении помещений фонда социального найма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Кто хотел бы выступить по обсуждаемой теме от фракций? Депутат Мизулина, одно выступление. Подводим черту. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Павел Владимирович! Несколько замечаний по правительственному законопроекту, поскольку на самом деле именно правительственный законопроект наиболее оптимальный из всех четырёх предложенных. Но замечания очень серьёзные, которые в случае, если они не будут доработаны до второго чтения, не позволят "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проголосовать за данный законопроект. Во-первых, в законодательстве большинства регионов - а этот закон связан с региональным законодательством - есть ограничение по предоставлению жилья ребёнку-сироте по возрасту - до достижения им двадцати трёх лет. Но я напомню уважаемым депутатам, что мы приняли в этом созыве Государственной Думы закон, который снимает это ограничение, двадцать три года, для получения ребёнком-сиротой или лицом из числа детей-сирот мер материальной поддержки, в случае если по окончании пребывания в детском учреждении они поступают на дневную форму обучения в техникум или вуз, до окончания техникума или вуза. Та же самая ситуация, то есть снятие ограничения, двадцать три года, должна быть и применительно к детям-сиротам при получении ими жилья, то есть до фактического получения ими жилья за ними должно сохраняться такое право. И эту оговорку надо сделать в федеральном законе, иначе мы существенно ухудшим положение таких детей, если отдадим это на откуп регионам. Второе, отменяется внеочередной порядок предоставления жилья. Мы обсуждали это со всеми специалистами, и нас просто удивляет: с одной стороны, мы с вами увеличили более чем в шесть раз сумму средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение жильём детей-сирот, - мы считаем, это действительно хорошая мера поддержки со стороны государства этой обездоленной категории детей - и в то же время, с другой стороны, убираем внеочередное предоставление жилья. Если даже предположить, что оно всё-таки каким-то образом сохраняется, это прописано нечётко - как ни крути, трактовать можно и так, и иначе. Обязательно внеочередное предоставление жилья во втором чтении должно быть чётко зафиксировано. Ещё один момент. Понятно, что для того, чтобы закладывать хотя бы примерные средства в региональном бюджете на обеспечение жильём детей-сирот, чтобы можно было сразу обеспечивать их жильём, обязательно должен вестись какой-то мониторинг, какой-то учёт детей-сирот - кто когда заканчивает детское учреждение, выходит из приёмной семьи. Соответственно обязательно нужно закладывать норму - ведение предварительного учёта таких детей-сирот, нуждающихся в будущем в получении жилья. Ещё один момент - ограничение по сроку договора. Его нельзя прервать, нельзя изменить место жительства, а сплошь и рядом такие ситуации: где ребёнок заканчивает детское учреждение, там он и состоит на учёте для получения жилья; он получает жильё и в другой город, может быть крупный, уезжает, начинает учиться в высшем учебном заведении, то есть у него жильё есть, но не там, где он учится, - ну что ж, теперь пять лет надо ждать, а жильё тем временем без него будет пропадать. Совершенно очевидно, что во втором чтении должен появиться перечень исключительных обстоятельств вот такого рода, при наличии которых может быть изменён этот договор, например, может быть предоставлено жильё по месту получения ребёнком-сиротой образования. Если мы эти меры, гарантирующие лицу из числа детей-сирот - это уже всё-таки взрослые ребята, - предусмотрим в данном законопроекте, уберём вот эти противоречия, которые фактически создают возможность и изъятия у них жилья, и обмана при последующем пользовании жильём, если мы устраним такого рода лазейки, то это будет очень хороший закон, за который, я думаю, очень многие из детей, которые оказываются в этом бедственном положении, будут нам признательны. Мы просили бы комитет отнестись с большой серьёзностью к подготовке законопроекта ко второму чтению. И последнее. Олег Викторович, уважаемые депутаты! В следующей Думе надо отказываться вот от таких коллизий по профильным законопроектам. Не случайно создан Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, у нас отношение к детям и семье иное, чем в Комитете по гражданскому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше время истекло. Ну, понятна позиция. Представители правительства и президента не настаивают на выступлении. Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове. Коллеги, у нас осталось шесть минут. Я обращаюсь к Сергею Алексеевичу и к Плигину: уложимся? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, два не можем, коллеги, ну что вы, у нас всего час перерыв.
Голосуется законопроект под пунктом 49 в первом чтении. А, извините, не так, стоп-стоп-стоп. У нас четыре альтернативных законопроекта, поэтому мы сначала по ним будем голосовать в рейтинговом режиме, а потом законопроект, который наберёт наибольшее число голосов, либо сразу будет признан принятым, если он наберёт больше двухсот двадцати пяти голосов, либо будет поставлен на отдельное голосование. Итак, вначале голосуется законопроект из пункта 49.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты. Ой, извините. Пункт 49.2. Голосуйте. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 49.3. Голосуйте. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Отвлекают, говорят: давайте до восьми работать. Ну вот что делать? И голосуем по пункту 49.4. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты голосования по пункту 49.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 42 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Так, покажите результаты голосования по пункту 49.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 03 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Покажите результаты по пункту 49.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 18 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел.85,8 % И покажите результаты по пункту 49.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 32 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Итак, по результатам рейтингового голосования принятым в первом чтении считается законопроект под пунктом 49.1.