Заседание № 236
26.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 587614-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения понятийного аппарата).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3052 по 3402 из 4337
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад Сангаджи Андреевича Тарбаева. ТАРБАЕВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Cегодня у нас тема туризма звучит довольно часто, и мне это приятно. Я хочу представить на ваше рассмотрение законопроект № 587614-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности...", 132-го федерального закона. Прежде чем я буду вам говорить, рассказывать об этом законопроекте, я хотел бы, наверное, дать небольшую преамбулу. Мы и сегодня, и все эти годы вносим поправки в 132-й федеральный закон. 132-й федеральный закон был принят в 1996 году. Это единственный, основной закон, который сегодня в нашей стране регулирует туристическую деятельность. Мы постоянно сталкиваемся с такой проблемой, что многие правовые нормы, которые сегодня существуют в этом федеральном законе, входят в конфликт с реальностью, с действительностью, и просто с современными представлениями о туризме. И у меня, и у наших коллег есть стойкая уверенность в том, что 132-й федеральный закон морально устарел. На сегодняшний день он собой представляет, по сути, письмо Дяди Фёдора, потому что его писали люди разных поколений, в разных созывах, и каждый на своём этапе вносил какие-то поправки, которые сегодня конфликтуют друг с другом. И вот моя основная задача (я, по крайней мере, себе её поставил) - за этот созыв создать и представить вам новый законопроект о туризме, который сегодня... не сегодня, он уже практически полтора года разрабатывается и пишется. И в этом новом законопроекте я хотел бы как раз таки объединить все новеллы, которые отвечали бы тем вызовам, которые сегодня существуют в туристической индустрии и в действительности России. Говоря о 132-м федеральном законе, надо сказать, что этот закон в то время, в 1996 году, был больше направлен на выездной туризм. Те тенденции, которые сегодня существуют в Российской Федерации, больше связаны с развитием внутреннего туризма, перед нами стоит большая задача развития въездного туризма в России, и, безусловно, этого закон тоже, к сожалению, на сегодняшний день не отражает. Благодаря взаимодействию с нашими коллегами из правительства мы в прошлом году провели две стратегические сессии, с Михаилом Владимировичем Мишустиным в том числе, где утверждали концепцию нового федерального закона. Я могу только немножко анонсировать: новый федеральный закон будет состоять из 7 глав и 34 статей. И вот сегодня (я как раз таки подбираюсь к сути законопроекта, который сейчас вам хочу представить) я хочу с вами обсудить, представить вам некоторые пункты из первой главы этого закона. Мы приняли решение идти путём внесения поправок. Для того чтобы туристическая отрасль не испытывала стресс, мы хотим внести в 132-й закон ряд поправок, которые будут корреспондировать с новым законом, чтобы переход от старого закона к новому был максимально бесшовным, потому что от этого у нас зависит не только туриндустрия, но и в целом туристы. Главная цель нового закона - это поставить в центр туриста. В данном случае всё, что происходит в туристической сфере, прежде всего во главу угла, выполняя основную роль, должно ставить удовлетворение спроса туриста. И вот первая глава нового закона будет посвящена понятийному аппарату. Сегодня в туризме понятийный аппарат, к сожалению, очень неточный, местами те слова, которые мы используем в сфере туризма, просто никак не фигурируют в нормативных правовых актах, например "мастер-план", или "глэмпинг", или "туристическая услуга", хотя, казалось бы, закон о туризме должен прежде всего регулировать и объяснять, что такое услуга, потому что в центре туристической индустрии всё-таки находится услуга. Сегодня я представляю вам первые четыре понятия, которые в той или иной мере присутствуют в старом законе, но мы их немножко расширили и дополнили. Я их сейчас перечислю: понятие о том, что такое туриндустрия, понятие о том, что является субъектом туриндустрии, понятие, что является объектами туриндустрии, и, самое главное, что такое туристическая услуга. Мы надеемся на вашу поддержку в данном случае, готовы к обсуждению, потому что эти четыре понятия, которые мы сегодня вносим, не являются последними понятиями, которые мы хотим с вами обсудить, но эти понятия являются основополагающими. Нас ещё ждёт очень долгая дискуссия на тему, что такое турпродукт в нашей стране. Уважаемые коллеги, извините, что немножко больше времени посвятил не конкретному проекту федерального закона, но я таким образом попытался вам объяснить суть и стратегию нашей законотворческой деятельности в рамках туристической законотворческой деятельности. Что ещё надо добавить по этому проекту федерального закона? Я хотел бы сказать, что, я думаю, вопросы, которые возникнут после моего доклада, позволят мне конкретнее поговорить о каждом из этих четырёх понятий. Как говорится, дьявол кроется в деталях, поэтому наверняка у каждого из вас возникнут какие-то вопросы, связанные с теми определениями и теми словами, которые мы сегодня вам представляем. В целом это является первым шагом к тому новому закону, о котором я мечтаю, что мы примем его до конца нашего созыва. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Аллы Леонидовны Салаевой. Пожалуйста. САЛАЕВА А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Комитет рассмотрел проект федерального закона и отмечает следующее. Законопроект направлен на развитие понятийного аппарата, отражающего современные тенденции развития сферы туризма в Российской Федерации. Сангаджи Андреевич достаточно подробно остановился на этом, и, очевидно, нужно зафиксировать, что предлагаемые законопроектом изменения отражают динамику и сущность процессов, которые происходят в настоящее время в туристической отрасли. Предыдущие содержательные изменения в понятийный аппарат 132-го федерального закона, в частности в понятие "туристская индустрия", вносились достаточно давно, с 1996 года только один раз, в 2021 году, в связи с установлением специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Развитие предпринимательской активности в туризме за это время достигло широких масштабов, сформировалась обширная правоприменительная практика. Очевидно, это создало необходимость учёта в данном определении всего разнообразия отношений, возникающих при оказании туристических услуг нашим гражданам. По этим же причинам существенно выросло количество видов предпринимательской туристической активности и деятельности и число участников туристического рынка. Актуальна необходимость более чёткого определения для субъектов и объектов туристической индустрии. Введение соответствующих понятий позволит детально анализировать современные тренды развития отрасли, определять требования к их деятельности, эффективно регулировать направления их развития и оказывать различные меры поддержки, в том числе государственной, в которых отдельные виды туристической деятельности нуждаются. Конечно, здесь необходимо придерживаться золотой середины, чтобы не создать чрезмерного или избыточного регулирующего воздействия, но в то же время и не допустить правовых пробелов. Внесение предлагаемых изменений в понятийный аппарат потребует внесения корреспондирующих поправок во все статьи 132-го федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которые затрагивают данные новеллы. В связи с этим комитет обращает внимание на необходимость внесения соответствующих изменений в другие статьи федерального закона, непосредственно связанные с принятием предложенных изменений. Законодательными и исполнительными органами государственной власти большинства субъектов Российской Федерации принятие законопроекта поддерживается. Комитетом Совета Федерации по социальной политике концепция законопроекта поддержана, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы по тексту законопроекта высказаны замечания, которые могут быть учтены при его подготовке к рассмотрению во втором чтении. С учётом изложенного комитет поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сангаджи Андреевич, конечно, мой вопрос не напрямую касается внесённого вами законопроекта, но вы сами затронули вопрос о новой редакции закона. Мы постоянно получаем обращения, связанные с понятием "этнотуризм", такое направление у нас в законодательстве сегодня, скажем так, не обозначено. И говорят, что было бы неплохо, чтобы это направление в законодательстве присутствовало, это давало бы возможность развиваться более интенсивно этому направлению, чтобы не было никаких препятствий, в том числе правовых. Какова всё-таки ваша позиция вот именно в части этой терминологии? Предусматриваете ли в этой вашей новой редакции, чтобы мы его... (Микрофон отключён.) ТАРБАЕВ С. А. Спасибо большое за вопрос. Вы знаете, вопросы о видах туризма звучат регулярно в моём кабинете, но я вам так скажу. Если любое прилагательное добавить к слову "туризм", появится новый вид туризма - постоянно вносить законопроектами или поправками к закону какие-то виды туризма, на мой взгляд, нецелесообразно. Я предлагаю пойти другим путём. Я предлагаю в ГОСТе Российской Федерации закрепить понятия в отношении тех видов туризма, которые сформировались на территории Российской Федерации, а в законопроекте сделать отсылку к ГОСТу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Журова Светлана Сергеевна. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мой вопрос тоже касается определённых понятий. Дело в том, что, несомненно, туристическая индустрия идёт вперёд, но меня, как туриста, который ходит по туристическим тропам, интересует, можем ли мы внести это понятие в этот законопроект или готовятся какие-то другие поправки? Я направила вам предложения, мой округ - Ленинградская область, и там уже давно отрегулированы эти понятия. Мы живём, конечно, и по региональным законам, но понимаем, что нужно изменение федерального законодательства, чтобы, соответственно, унифицировать понятие туристических троп для всей страны. Это крайне важно, потому что сейчас популярность походов возросла, возрос интерес к теме походов, я сама, лично видела, насколько много сейчас людей всей семьёй ходят в походы. И нужно понимать, как это регулируется для них, а местным властям нужно понимать, каким образом это будет маркировано, каким образом будет оформлена земля, а также решено много других вопросов, связанных с этим понятием. ТАРБАЕВ С. А. Спасибо за вопрос, Светлана Сергеевна. Да, я получил от вас записку, справку по Ленинградской области, мы её изучаем внимательно. Что касается национальных троп, у нас существует на эту тему поручение Президента Российской Федерации. Агентство стратегических инициатив подготовило законопроект на эту тему. Мы неоднократно уже обсуждали сам законопроект в рамках Минэкономразвития, и, по моей информации, Минэкономразвития собирается вносить этот законопроект в осеннюю сессию. Могу вас заверить, что национальные тропы... вообще туризм, связанный с национальными тропами, является приоритетным, одним из приоритетных на территории Российской Федерации, потому что, вы правы, у нас очень большое количество национальных парков, особо охраняемых природных территорий, и обеспечить россиянам доступ к этим тропам с точки зрения осуществления экологического, скажем так, туризма - наша с вами задача. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сангаджи Андреевич, мы сегодня приняли в первом чтении законопроект № 674018-8, ну, практически на ту же тему. В какой степени они друг друга дополняют или, может быть, есть какое-то перекрытие норм? И не стоит ли во втором чтении, может быть, ваши вот эти понятийные моменты перенести в основной, большой законопроект? Это первое. И второй вопрос. Почему в перечне нормативных документов, несмотря на то что вы делаете здесь ссылку на определение Правительством Российской Федерации объектов туристической индустрии, нет указания на необходимость принятия такого документа? Это как-то не очень корректно, мне кажется. ТАРБАЕВ С. А. Спасибо большое, Галина Петровна, за вопросы. Я, честно говоря, считаю, что два этих законопроекта немножко на разные темы. Почему? Потому что тот законопроект, который мы принимали ранее, касается непосредственно классификации коллективных средств размещения, а здесь мы вводим общие понятия, по которым на данный момент есть правовой пробел в целом в туристической индустрии. И что касается того, о чём вы говорите, наверное, здесь больше подходит как раз таки понятие "субъекты туристической индустрии". Вот в этом смысле, да, они пересекаются, и мы посмотрим, можно ли каким-то образом, допустим, конкретно этот термин перенести в тот законопроект, чтобы они, скажем так, синхронизировались. Что касается отсылок, я, честно говоря, вас поддерживаю в том плане, что если принимать законопроект, то желательно принимать его уже с пакетом подзаконных актов, чтобы мы точно понимали, что это будет сделано именно так. В данном случае мы находимся в такой длинной дискуссии с Минэкономразвития, непосредственно с органом исполнительной власти, мы настаиваем, наша позиция именно такая. Будем просить у них пакет подзаконных актов под этот законопроект. Но понимаете, вот мы сейчас, например, презентуем этот законопроект, но мы до сих пор официальный отзыв правительства не получили, хотя все сроки уже прошли. Поэтому мы в соответствии с 117-й статьёй нашего Регламента... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТАРБАЕВ С. А. Они не обязаны, да, но тем не менее это же как бы диалог, соответственно, мы должны с ними в любом случае взаимодействовать и согласовывать. Если мы сейчас, в первом чтении это всё примем, то ко второму чтению я постараюсь этот диалог сделать более интенсивным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сангаджи Андреевич, судя по пояснительной записке, задача законопроекта, да и вы подтверждаете, - это развитие понятийного аппарата с учётом современных тенденций. Ну, семья - это, наверное, тенденция несовременная, она была во все времена у всех народов. Найдётся ли место в этом самом понятийном аппарате, а ещё точнее, в самих направлениях туристической деятельности для семейного туризма? Собственно, этот вопрос уже задавался Ириной Анатольевной при обсуждении первого вашего законопроекта. ТАРБАЕВ С. А. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Это всего лишь четыре понятия, которые мы только сейчас вносим, и этих понятий будет... Мы будем дальше предлагать вам новые поправки с новыми понятиями. Что касается семейного туризма, лично моё желание, вот коллега задавал вопрос по поводу закрепления каких-то видов туризма, я считаю, если что и нужно закрепить в законопроекте, так это социальный туризм, потому что государство прежде всего должно выполнять социальную функцию. А вот под социальным туризмом я подразумеваю как раз таки три категории - это дети, пенсионеры, семьи, и я считаю, что четвёртая категория - это ветераны СВО. Вот это как раз таки те четыре категории, которые должны быть закреплены в законопроекте в рамках социального туризма. И в таком случае у государства будут основания тратить деньги в приоритетном порядке конкретно на социальный туризм в первую очередь, а бизнес будет развивать туризм так, как он считает нужным. В таком случае наши средства будут идти более адресно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, мы неоднократно высказывались в пользу цивилизованного туризма, и поэтому нас особенно беспокоят моменты, о которых я уже говорила, когда мы обсуждали законопроект под пунктом 5 сегодняшней повестки, а именно об открытых перечнях. Вот обратите внимание, что в статье 1, в пункте "б", объекты туристской индустрии присутствуют дважды: иные объекты, используемые субъектами, а также иные объекты, определяемые Правительством Российской Федерации. Я считаю, что такие формулировки недопустимы: они резиновые, они позволяют вписать туда всё, что угодно, в том числе и жилые помещения в многоквартирных домах, где сегодня под видом посуточной аренды предоставляются гостиничные услуги. Причём в нашей сегодняшней ситуации это совершенно недопустимая вещь, потому что нет никакой регистрации по месту пребывания, мы не знаем, кто там живёт, кто приедет завтра, с какими баулами и что случится с этим домом или вообще с городом. Такая публика никак не фиксируется, не регистрируется органами внутренних дел. Мы этот вопрос поднимали в МВД, там согласились, да, опасность есть, но надо рассчитывать на сознательность собственника. Так вот с этой сознательностью у нас очень и очень плохо! Регистрации такой не было и нет, поэтому надо не на сознательность рассчитывать, а вводить норму, но это уже касается компетенции Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел. Если бы они позаботились о том, чтобы внести изменения в соответствующее постановление правительства, я сейчас не выступала бы, понимаете? Было бы спокойнее, по крайней мере, мы знали бы, кто въезжает в жилое помещение в многоквартирном доме. Сейчас нам идёт масса жалоб. Идут из Татарстана, между прочим, жалобы, из Ленинградской области, я уж про Москву не говорю. Используются жилые помещения специально. Вот один предприниматель наживается на этом, он имеет очень большую прибыль, а сам, конечно, в том доме не живёт, скандалы не слышит, на праздниках сильное звуковое оформление тоже не слышит, грязи не видит, понимаете? Он только получает деньги, и всё. А весь дом теряет рыночную стоимость квартир, люди не могут продать квартиру по нормальной цене, особенно если она уже... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчику заключительное слово нужно? Нет. Содокладчику? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 43 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.