Заседание № 261
О проекте федерального закона № 587070-5 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу о подготовке лиц, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принят в первом чтении 18 октября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
33-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Вот здесь как раз в таблице шесть поправок, нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 39 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Решение принято. Выносим 33-й вопрос на "час голосования".
Пункт 33. Сначала голосуется во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 11 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается. 33-й пункт подготовлен к третьему чтению, я вижу по глазам Елены Борисовны. Нет возражений? Ставлю на голосование этот законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 37 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 587070-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня в повестке под пунктами 25 и 26 стоят два законопроекта, которые касаются государственной детской политики, при этом законопроект из пункта 25 представляет собой просто формальное внесение изменений в статью 22 закона "Об основных гарантиях прав ребёнка...". Поскольку до завершения этой сессии не предполагается обсуждение ни в каком формате положения детей в Российской Федерации, я просила бы пригласить на обсуждение этого вопроса хотя бы уполномоченного по правам ребёнка Павла Астахова. Более того, в отсутствие единой государственной структуры - вряд ли министерство здравоохранения сможет предоставить нам полноценную общую информацию - можно было бы пригласить генерального прокурора, министра внутренних дел, министра образования. Если для этого нужно перенести обсуждение вопроса на следующий день, давайте это сделаем, Олег Викторович. Спасибо.
Депутат Останина предлагает пригласить на обсуждение пунктов 25 и 26 уполномоченного по правам детей Павла Астахова. Я не возражаю, пожалуйста, аппарат может связаться с ним. Если есть такая возможность, если он выразит такое желание, мы готовы видеть его в зале, пускай присутствует. Думаю, палата с этим согласится. Никто не возражает, коллеги? Не надо голосовать? Нет, принимаем. Пожалуйста, свяжитесь с господином Астаховым, передайте такое предложение.
Переходим к пункту 26. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Игорь Михайлович Реморенко, официальный представитель Правительства Российской Федерации. РЕМОРЕНКО И. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагается на рассмотрение проект федерального закона о внесении изменений в законодательство по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроект разработан в целях помощи кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, а также обеспечения прав детей в замещающих семьях. В настоящее время существует ряд проблем, связанных с воспитанием детей-сирот в замещающих семьях, например, такие, как отказ от детей и возврат их в детские дома. В России ежегодно отменяется более восьми тысяч решений о передаче ребёнка на воспитание в семью, при том условии, что всего таких случаев в год более семидесяти тысяч, то есть более 10 процентов случаев отмены. Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является психолого-педагогическая подготовка потенциальных замещающих родителей к приёму в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Такая помощь позволит обеспечить максимально комфортное и безболезненное протекание периода адаптации как для ребёнка, помещённого в семью, так и семьи к новым условиям, неизбежно возникающим с появлением в ней приёмного ребёнка. Возможность непрохождения такой подготовки предусматривается для трёх категорий граждан. Ну, во-первых, для усыновителей, уже являющихся отчимами (мачехами) усыновлённых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают. Вторая категория - это усыновители, опекуны и приёмные родители, близкие родственники детей, оставшихся без попечения. Соответственно, что такое близкие родственники, у нас законодательство также разъясняет. Третья - это лица, которые уже являются или являлись усыновителями и опекунами и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Иностранные граждане также должны будут проходить подготовку на территории государства, в котором они постоянно проживают. В случае если иностранные граждане не прошли подготовку, указанная подготовка будет проходить на территории Российской Федерации. Принятие проекта закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета. Осуществляться подготовка кандидатов в замещающие родители будет за счёт средств регионов. При этом осуществлять подготовку граждан смогут как органы опеки и попечительства, так и уполномоченные ими организации: образовательные, медицинские, оказывающие социальные услуги или иные организации, в том числе для детей-сирот. Принятие проекта закона позволит снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье. Надо сказать, что в тех регионах, которые настоятельно ввели такую подготовку - Калужская, Московская области, Краснодарский край, Пермская область, - риски возврата снизились до десяти раз. Полагаем, что данный законопроект позволит это сделать и в других регионах. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Елена Борисовна Мизулина сделает содоклад от комитета. У нас восемь минут до перерыва, успеем, Елена Борисовна? Успеем. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Игорь Михайлович подробно осветил содержание законопроекта. Хочу обратить ваше внимание на то, что на самом деле это очень позитивный законопроект. Предложения, аналогичные содержащимся в этом законопроекте, о предварительной психолого-педагогической подготовке будущих усыновителей и приёмных родителей неоднократно вносили депутаты Государственной Думы, и вот такой законопроект сегодня мы имеем возможность принять. Несколько основных моментов. Вместо добровольного прохождения такая предварительная подготовка становится обязательной. Не распространяется это только на близких родственников, на лиц, которые уже являются усыновителями. Порядок, какой должна быть программа, источники финансирования, всё зафиксировано в этом законе, то есть нет фактически моментов, которые препятствовали бы его реализации. Эту подготовку могут осуществлять не только органы опеки и попечительства, обращаю ваше внимание, но и организации, осуществляющие эти виды деятельности, то есть в том числе некоммерческие организации. На это неоднократно указывали, говорили и Общественная палата Российской Федерации, и общественные организации, которые к нам обращаются. Комитет просит поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть один вопрос. Задержитесь на трибуне пока. Нина Александровна, вы к министру, да? Присаживайтесь, Елена Борисовна. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Игорь Михайлович, при обсуждении проекта федерального закона о бюджете Министерство образования и науки вышло с предложением делегировать регионам мандат по разовой выплате приёмным родителям, а также по оплате содержания и воспитания ребёнка по той причине, что в регионах якобы появляются свободные средства после вступления в силу закона "О полиции". И за счёт этих гипотетически высвобождающихся средств будут обеспечены разовые выплаты приёмным семьям, когда они берут ребёнка в семью, повторяю, и выплаты на содержание и воспитание самого ребёнка. Скажите, пожалуйста, чем вы руководствовались, принимая такое решение, потому что закона о делегировании этого мандата ещё нет, а в бюджет вот эта поправка уже внесена? И не считаете ли вы нужным всё-таки помочь приёмным семьям и в части... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Михайлович. РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемая Нина Александровна, надо сказать, что ежемесячные полномочия - это уже полномочия субъектов, а в целом действительно поле полномочий нуждается в корректировке. Это поле готовится к корректировке на уровне Министерства регионального развития, и мы предусмотрели в наших предложениях соответствующие корректировки на эту тему. В целом полагаем, что, поскольку действительно эта сфера регулируется на региональном уровне, где непосредственно общаются родители, опекуны с соответствующими региональными службами, на наш взгляд, представляется разумным осуществление полномочий на региональном уровне на этот счёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никто не настаивает на выступлении? Настаивает Нина Александровна. Пожалуйста. Осталось четыре минуты. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Не сомневаюсь в необходимости принятия закона, который обязывал бы впредь все приёмные семьи пройти психолого-педагогическую экспертизу, ибо статистика возврата детей в детские дома ужасающая. Я всё-таки хотела бы сказать о второй части этого законопроекта, которая осталась за кадром. В этом законопроекте абсолютно не прописаны обязательства государственной власти, в том числе и власти федеральной. Меня просто поразили ваши слова, уважаемый Игорь Михайлович, о том, что, уж коли семьи с приёмными детьми общаются на месте с местной властью, тогда и все обязательства по поддержке этих семей несёт местная власть - ну не приезжать ведь им сюда, не проводить же им здесь пикеты, перед вашим министерством! А иначе как вы их сегодня услышите? Восемь тысяч возвращённых детей практически ежегодно. Мы тоже понимаем, что отчасти причина не только в слабой психолого-педагогической подготовке, но и в слабой материальной поддержке этих семей. Я приведу такую статистику на сегодня: Чеченская Республика - 2 тысячи 500 рублей в месяц получает приёмная семья (хватит ли этих денег, для того чтобы помочь ребёнку?), Забайкальский край - 2 тысячи 500 рублей, Марий Эл - 2 тысячи 500 рублей, Мордовия - 3 тысячи 300 рублей. При этом по другим территориям другие суммы: Республика Тыва - 28 тысяч рублей, Ямало-Ненецкий автономный округ - тоже 28 тысяч рублей, Ставрополье, Мурманская область, Кировская область, Саратовская область - 23 тысячи рублей. Получается, что, с одной стороны, призывая родителей, призывая действительно сегодня семьи, которые и уже имеют детей, и хотели бы их иметь, но не могут иметь, принимать детей в свою семью, мы, к великому сожалению, с другой стороны, очень слабое финансовое сопровождение этому обеспечиваем, - отсюда и возвраты детей, потому что нынешняя кризисная ситуация сказалась на всех семьях, не только на тех семьях, где трое и больше детей, но и на семьях, где появляется первый ребёнок, там ребёнок является обременением для семьи, поскольку дорожают услуги ЖКХ, появляется платное дошкольное образование, школьное и прочие вещи. Мне кажется, большим лицемерием, говоря о заботе, о приёмных семьях, является желание сегодня федеральные полномочия сбрасывать на субъекты, я повторяю, разовые выплаты приёмной семье и на воспитание самого ребёнка. Приёмные родители получают так называемую заработную плату из бюджета субъекта, остальное шло из федерального бюджета, но, друзья мои, в 2010 году мы уже сбросили три мандата на регионы: по организации летнего отдыха, по софинансированию воспитания детей в детских садах, по софинансированию по детским пособиям. Сейчас мы сбрасываем четвёртый мандат и говорим, что заботимся о детях. Мне любопытно, как это вообще корреспондируется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 30 ноября двадцать девять минут президент говорил о необходимости заботы о семьях с детьми. Мы сегодня, по сути, сбрасываем последнее федеральное полномочие, делаем это даже в обход своего собственного Регламента: закон ещё не принят, министерство ваше ещё не внесло, а в бюджете эту строку уже упразднили. Мы, конечно, поддержим закон о необходимости проведения психолого-педагогической подготовки родителей, безусловно, но мы будем вносить поправки в этот законопроект, которыми обязывалась бы в том числе и федеральная власть финансово обеспечивать те семьи, которые отважились принять к себе биологически не родного ребёнка. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей президента, правительства? Нет. Выносим на "час голосования".
26-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 30 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принято.