Заседание № 130

14.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 586986-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности" (принят в первом чтении 22 января 2019 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3609 по 3665 из 6204
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности    
специальных субъектов лизинговой деятельности". Докладывает Олег Дмитриевич     
Димов.                                                                          
                                                                                
ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом в редакции          
первого чтения было предусмотрено введение регулирования деятельности           
лизинговых компаний, связанных с государством и получающих меры                 
государственной поддержки, то есть специальных субъектов лизинговой             
деятельности, а также вводилось саморегулирование на лизинговом рынке.          
                                                                                
По законопроекту имеются поддержанные Государственно-правовым управлением       
президента возражения, которые были представлены Евразийской экономической      
комиссией, согласно которым регулирование лизинговой деятельности               
противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе. По мнению              
Евразийской экономической комиссии, лизинг является нефинансовой услугой,       
некоторые виды договоров лизинга включены в общий рынок. Принятие же            
законопроекта в редакции первого чтения может привести к разделению рынка и к   
вынужденной работе его субъектов в условиях предъявления к регулированию их     
деятельности принципиально различных требований.                                
                                                                                
К настоящему моменту не удалось выработать единой и согласованной позиции в     
части учёта замечаний, высказанных по законопроекту в первом чтении, которые    
противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. В           
процессе подготовки законопроекта ко второму чтению Государственно-правовым     
управлением была высказана позиция о нецелесообразности дальнейшей работы над   
данным законопроектом.                                                          
                                                                                
С учётом того что законопроект начал рассматриваться в Государственной Думе с   
2018 года, рассматривать его сегодня практически уже неактуально. Комитет       
Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует отклонить данный проект   
в соответствии со статьёй 123 Регламента.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли выступления от фракций? Нет выступлений от фракций.           
Действительно, рук нет.                                                         
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование: кто за то, чтобы отклонить принятый в         
первом чтении законопроект?                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 180

22.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 586986-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1965 по 2679 из 5462
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности    
специальных субъектов лизинговой деятельности". Докладывает официальный         
представитель правительства заместитель министра финансов Алексей               
Владимирович Моисеев.                                                           
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается       
законопроект, направленный на регулирование деятельности лизинговых компаний,   
которые отнесены к специальным субъектам лизинговой деятельности.               
                                                                                
В настоящее время лизинговая деятельность в Российской Федерации никак не       
регулируется и даже границы этой деятельности установлены общими нормами        
Гражданского кодекса, никакого специального регулирования, которое обозначало   
бы границы этого вида деятельности, сейчас нет.                                 
                                                                                
В связи с этим, а также с учётом опыта негативных финансовых ситуаций, целого   
ряда негативных ситуаций, сложившихся в 2014 году, правительство разработало    
законопроект, который вот эти границы лизинговой отрасли вырисовывает и         
выставляет ряд требований к компаниям, занимающимся лизинговой деятельностью.   
Эти требования в основном касаются обязательного представления отчётности,      
обязательного внесения сведений в реестр Центрального банка, а также ведения    
лизинговой деятельности как исключительного вида деятельности при регистрации   
юридических лиц. При этом не запрещается такого рода деятельность для всех      
остальных, в рамках данного законопроекта предлагается, чтобы любое             
юридическое лицо могло и дальше продолжать делать то, что может по своей        
экономической сути считаться лизингом. Тем не менее только те компании,         
которые будут находиться в реестре и представлять отчётность, будут иметь       
возможность получать разного рода государственную помощь, такую как субсидии    
на уплату процентов лизинговой ставки для клиентов, ну и другие меры такого     
рода. При этом никакого специального регулирования для лизинговых компаний не   
предлагается, предлагается создание СРО и саморегулирование на основании        
данной СРО.                                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом выступает Анатолий Геннадьевич Аксаков, председатель Комитета по   
финансовому рынку.                                                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Лизинг - это вид деятельности,      
позволяющий осуществлять инвестиционные процессы с помощью инструмента,         
который может быть эффективным. И вроде бы ситуация на рынке с темпами роста    
этого вида деятельности благоприятная: лизинг растёт темпами 20, 30, а то и     
больше 40 процентов в год в последнее время. И при этом удивительно, что        
такая быстрорастущая отрасль является в то же время в значительной степени      
убыточной. Это навевает мысли о том, что сектор крайне непрозрачен, много       
злоупотреблений, махинаций, которые с помощью различных схем как раз и          
формируют эту убыточность, в том числе и для того, чтобы не платить налоги.     
При этом лизинговые компании зачастую пользуются государственной поддержкой и   
на федеральном уровне, и на субъектовом, также и муниципалитеты часто           
предоставляют различные виды помощи таким компаниям. И вот, с одной стороны,    
мы имеем непрозрачную ситуацию, когда есть специализированные лизинговые        
компании, когда любая организация фактически имеет право поставлять             
оборудование по лизингу, то есть размываются границы, а с другой стороны,       
государственные, муниципальные средства направляются в эту отрасль, и           
зачастую, к сожалению, эти средства растворяются в деятельности этих            
компаний, в том числе растворяются в убыточности этого бизнеса.                 
                                                                                
Предложенный законопроект решает главную проблему - всё-таки повышение          
прозрачности этого бизнеса, наведение определённого порядка на этом рынке.      
Здесь три основных направления.                                                 
                                                                                
Первое - это формирование реестра лизинговых компаний, то есть компаний,        
которые специализируются на этом виде деятельности. Реестр будет вести          
Центральный банк, но этот реестр добровольный, то есть тот, кто хочет           
работать с государственными средствами, тот, кто хочет работать с               
муниципальными средствами, тот, кто хочет участвовать в разных программах,      
использовать возможность ускоренной амортизации, может добровольно войти в      
реестр Центрального банка.                                                      
                                                                                
Второе - вводятся требования: эти компании должны составлять отчётность по      
международным стандартам финансовой отчётности, соответственно, прозрачность    
этих компаний будет достаточная для того, чтобы понимать, каково их состояние   
и стоит ли их допускать к пользованию государственными и муниципальными         
ресурсами.                                                                      
                                                                                
Ну и третье направление, о нём уже сказал Алексей Владимирович Моисеев, - это   
саморегулирование, то есть компании должны определить стандарты своей           
деятельности, и исходя из этих стандартов, я так понимаю, Центральный банк      
всё-таки будет определять и участие соответствующих организаций на рынке.       
                                                                                
Комитет в целом поддержал законопроект, считает его необходимым шагом для       
того, чтобы отрасль развивалась прозрачно, эффективно, ну и вполне возможно,    
что благодаря этому и инвестиционный процесс в нашей стране также улучшится.    
В то же время у нас есть некоторые предложения, в том числе мы предлагаем       
дополнить число специальных субъектов лизинговой деятельности теми              
организациями, которые работают с клиентами, получающими государственную        
помощь, для того чтобы повысить прозрачность опять же использования             
государственных и муниципальных средств.                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, оба докладчика обосновали важность отрасли, в связи с     
этим вопрос: почему вы хотите режим саморегулирования распространить только     
на те организации, которые будут использовать меры государственной поддержки?   
Вообще у нас, я считаю, саморегулирование - это способ, скажем так, снять с     
государства эту нагрузку, но стандарты работы для тех компаний, которые не      
пользуются госденьгами, не нужны, что ли? В чём проблема? Я считаю, что         
господдержка - отдельно, Центробанк со своими механизмами - отдельно, но        
саморегулирование на эту сферу надо, на мой взгляд, распространить полностью.   
Почему вы отказываетесь от этой идеи?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Отказ от этой идеи был вызван тем, что иначе это было бы          
профанацией, а вы нас, коллеги-депутаты, учите, что мы не должны писать         
нормы, которые будут профанацией, они должны быть исполнимы.                    
                                                                                
Дело в том, что мы можем эффективно заставить вступить в СРО только те          
компании - если на то не будет их доброй воли, ну и понятно, что СРО будет      
открыта для всех, кто проявит такую добрую волю, - которые войдут в реестр, а   
войдут в реестр только те... мы сможем заставить войти в реестр только тех,     
кто получает те или иные меры государственной поддержки, вернее, более точно    
будет сказать, что не сами компании получают меры государственной поддержки,    
а их клиенты получают меры государственной поддержки, это будет более точное    
определение. И в этом, собственно говоря, весь смысл. Дело в том, что у нас     
сделки, которые по своей экономической сути являются лизингом, осуществляют     
иногда в разовом порядке, на эпизодической основе некоторые, отдельно взятые    
юридические лица, и понятно, что они не заинтересуются ни вступлением в СРО,    
ни вхождением в реестр, им это совершенно не надо, для них это просто удобный   
механизм, и по ГК он не запрещён никому. Любое юридическое лицо в рамках ГК     
может совершать сделку, которая по экономической сути является лизингом, в      
отличие от банковских сделок. Вот для того, чтобы не ломать устоявшуюся         
экономическую схему, мы такое решение на этом этапе предлагаем.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Сергей Михайлович, этот вопрос возникал на заседании комитета,    
и в ходе дискуссии стало понятно, что подавляющее большинство компаний          
становятся лизинговыми и работают в этой сфере, потому что здесь есть           
возможность применять ускоренную амортизацию, которая позволяет получить        
выгоду при налогообложении. Практически все, кто хочет пользоваться этой        
выгодой в соответствии с Налоговым кодексом, очевидно, будут входить в реестр   
Центрального банка и захотят быть саморегулируемыми, потому что в противном     
случае потеряют это преимущество.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Скруг Валерий Степанович.                                                       
                                                                                
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Алексей Владимирович, исходя из вашей информации, лизинговые компании,          
которые входят в реестр специальных субъектов, ведут бухгалтерский учёт по      
мировым стандартам, те компании, которые не входят, - по обычным нормативам.    
Скажите, правильно ли я понимаю, что одинаковые лизинговые компании будут       
вести разные виды бухгалтерского учёта?                                         
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Вы знаете, как я уже сказал, общий смысл, концепция данного       
законопроекта заключается в том, что, как и предусмотрено сейчас ГК, лизинг     
как таковой не является чем-то исключительным. Если компания произвела          
какой-то станок, она может его продать, передать своему клиенту не за деньги,   
а по договору лизинга, это её полное право. Условно говоря, какой-то завод      
что-то произвёл и кому-то эту продукцию продал, кому-то передал в кредит,       
кому-то по договору лизинга - это его право таким образом вести свою            
хозяйственную деятельность. Соответственно, мы на этот вид хозяйственной        
деятельности субъектов не посягаем, мы говорим только о тех, кто занимается     
лизинговой деятельностью профессионально, а те, кто занимается этой             
деятельностью профессионально, как раз получают, их клиенты получают            
возможность применять ускоренную амортизацию и всё остальное. Поэтому мы и      
говорим, что только на тех, кто занимается лизинговой деятельностью на          
профессиональной основе, это распространяется. Но поскольку в отличие от        
банков или страховых компаний нет запрета на лизинг, так сказать,               
эпизодически, то мы вынуждены прописывать такого рода нормы. И естественно,     
мы предполагаем все эти нормативы применять только к тем, кто войдёт в          
реестр, к тем, кто занимается лизинговой деятельностью на постоянной основе     
как основным видом деятельности.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, будут ли при подготовке              
законопроекта к рассмотрению во втором чтении внесены положения о включении в   
реестр специальных субъектов лизинговой деятельности тех лизинговых компаний    
(лизингополучателей), которые пользуются мерами государственной поддержки в     
виде субсидий, а также в виде права на ускоренную амортизацию?                  
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. В этом заключается концепция данного законопроекта. Мне           
сказали, что там это прописано не очень аккуратно, но ровно это мы предлагаем   
сделать. Коллеги нам указали, что это надо прописать более точно, я надеюсь,    
что мы в рамках доработки законопроекта в рамках процедуры второго чтения всё   
это уточним, а смысл именно такой.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос Алексею Владимировичу.                                                   
                                                                                
Алексей Владимирович, лизинг очень долгое время являлся таким драйвером,        
инструментом модернизации основных фондов для многих предприятий. Мы            
понимаем, что сегодня крупнейшими участниками лизингового рынка являются        
компании, напрямую связанные с государством либо аффилированные с его           
структурами.                                                                    
                                                                                
Исходя в том числе из пояснительной записки мой первый вопрос будет таким:      
всё-таки чьи это были рекомендации, что нам нужно урегулировать данные          
вопросы именно законом?                                                         
                                                                                
И второй вопрос: не приведёт ли это к дальнейшей монополизации рынка и к        
тому, что на рынке у нас останутся только крупные компании, опять-таки          
полностью, напрямую, либо косвенно аффилированные с государством либо с         
государственными банками?                                                       
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. По поводу первой части вашего вопроса. Это решение было принято   
Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности, который            
возглавляет первый вице-премьер правительства и в который входят руководители   
Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономического          
развития, ну и ещё некоторые чиновники. В то время, когда было принято данное   
решение, первым вице-премьером и председателем Национального совета по          
обеспечению финансовой стабильности был Игорь Иванович Шувалов. Вот чью не      
рекомендацию, а чьё указание мы исполняем.                                      
                                                                                
Второе - по поводу монополизации. Вы знаете, государственные банки, наоборот,   
говорят, что для них создаётся более тяжёлая ситуация, а для частных - более    
лёгкая. То есть здесь имеются разные точки зрения. Я считаю, что данный         
подход сбалансирован и ничего такого нет в этом законопроекте, даже             
минимальный капитал, который там обозначен, настолько невелик, что это никому   
не помешает осуществлять данную деятельность. Хотя если смотреть на             
международный опыт, там, конечно, значительно более жёсткое регулирование       
лизинговой деятельности, похожее на регулирование банковской, но мы про это     
даже не начинаем говорить, то есть у нас ничего такого в законопроекте нет.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Была проведена оценка регулирующего воздействия, перед тем, как   
законопроект был внесён в Государственную Думу, и Федеральная антимонопольная   
служба также проанализировала законопроект и выдала свою оценку по нему.        
Министерство экономического развития говорит, что издержки лизинговых           
компаний не будут возрастать, и ФАС подтверждает, что ситуация на рынке с       
точки зрения конкуренции не изменится. По нашим оценкам, до 90 процентов        
реально работающих лизинговых компаний войдёт и в реестр, и в число             
саморегулируемых организаций. Это означает, что ситуация с количеством          
участников на рынке практически не изменится, значит, конкуренция будет.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства, к Алексею Владимировичу.           
                                                                                
Не приведёт ли введение саморегулирования для лизинговых компаний к             
удорожанию лизинговых платежей? Дело в том, что строители, понятно, вносят      
плату в саморегулируемые организации за счёт своей прибыли, наверное, в         
лизинге эти расходы будут перенесены на платежи? Это первое.                    
                                                                                
И второе. Планируете ли вы регулировать соотношение платежей на весь период     
лизинговых платежей? Вот в ипотечном кредитовании сначала берут проценты, а     
потом только так называемое тело кредита. А в отношении лизинговых платежей     
будет регулирование, чтобы равномерно платили?                                  
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Федот Семёнович, абсолютно с вами согласен в том, что   
расходы на любое регулирование в конечном счёте ложатся на плечи тех, кто       
получает продукт регулируемой отрасли. Понятно, что чем жёстче регулирование    
в лизинговой отрасли, тем больше разного рода требований и тем дороже           
становится лизинг. Это вполне очевидное правило. Но в данной ситуации мы не     
вводим никакого регулирования - мы действительно, как вы правильно сказали,     
вводим саморегулирование, и это саморегулирование, конечно, будет носить        
очень лёгкий характер. Мы не ожидаем, что саморегулируемые лизинговые           
организации сами себе установят слишком жёсткие требования. Они будут           
соотносить эти меры, то, как они будут сами себя регулировать, со своей         
бизнес-моделью и с издержками, которые эта бизнес-модель понесёт. Я уверен,     
что там никаких серьёзных издержек не возникнет.                                
                                                                                
В части равномерности платежей - нет, на этом этапе мы не предлагаем никаким    
образом вмешиваться в деятельность лизинговых компаний, а предлагаем только     
собирать с них отчётность. Если в рамках саморегулирования они такую норму      
для себя установят, то это будет их право.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня к Алексею Владимировичу вопрос.                                          
                                                                                
В пояснительной записке сказано, что 70 процентов лизинговых активов            
принадлежит государству, в то же время не все лизинговые компании               
отчитываются по своим активам, и мне совсем непонятно, как такое можно вообще   
допускать, тем более что лизинговый сектор является хронически убыточным, как   
отмечено в пояснительной записке.                                               
                                                                                
Так теперь эта нагрузка перекладывается на клиентов? То есть произойдёт         
удорожание лизинга, и значительное удорожание, потому что мало того что СРО,    
так ещё и процентная ставка.                                                    
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Мы с вами полностью согласны, поэтому, собственно, и вносим       
законопроект: допускать такое, я согласен, нельзя. В связи с этим прошу вас     
поддержать данный законопроект, ведь именно его скорейшее принятие приведёт к   
тому, что государство сможет навести хотя бы какой-то порядок в данной          
отрасли.                                                                        
                                                                                
Что касается возможности удорожания, повышения лизинговой ставки, то, как я     
уже сказал, отвечая на предыдущий вопрос, я не вижу никаких причин - прошу      
вас мне на них указать, если они содержатся в данном законопроекте, но я        
таких не вижу, - которые могут привести к повышению лизинговой ставки в         
результате его принятия.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яхнюк Сергей Васильевич.                                                        
                                                                                
ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Вопрос Алексею Владимировичу.                                                   
                                                                                
Как вы оцениваете развитие лизинга в аграрном секторе, в частности результаты   
деятельности компании "Росагролизинг"? Как он всё же повлияет на процесс        
модернизации производственных фондов сельхозтоваропроизводителей, если эти      
изменения будут внесены?                                                        
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Я не знаком, к сожалению, с деятельностью компании                
"Росагролизинг". Могу только сказать, что "Росагролизинг", как компания,        
которая напрямую получает государственную поддержку, обязательно должна быть    
включена в реестр и должна сдавать отчётность по МСФО. В результате этого       
деятельность компании "Росагролизинг" станет более прозрачной и понятной для    
всех, кто наблюдает за деятельностью со стороны, не является инсайдером, то     
есть такой же, как и деятельность всех остальных компаний, как                  
государственных, так и негосударственных, которые окажутся в реестре.           
Собственно говоря, цель этого законопроекта - повышение прозрачности            
деятельности в данной отрасли. И я уверен, что в случае принятия данного        
закона вы сможете, открыв сайт данной компании, узнать про неё всё, что вам     
необходимо знать, в части в её деятельности и эффективности. И вы сможете,      
если у вас будут возникать какие-то вопросы, основываться уже на знаниях, а     
не на каких-то предположениях.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Задумка благая, регулятор будет осуществлять мониторинг субъектов лизинговой    
деятельности, но не столкнёмся ли мы с ситуацией, как, предположим, с банком    
"Югра", когда представители ЦБ вроде как бдели, но в конце концов граждане      
остались без своих сбережений? Это первое.                                      
                                                                                
Второе: как вы считаете, из-за упомянутого контроля Центробанка требования к    
капиталу, к отчётности и к прозрачности не приведут ли к тому, что с            
лизингового рынка уйдут мелкие компании?                                        
                                                                                
И третий момент: практически три года велась дискуссия между представителями    
ЦБ и Минфина и участниками лизингового рынка - скажите, по итогам этого         
обсуждения, как вы считаете, мы не станем свидетелями недобросовестной          
конкуренции между госсектором и частными лизинговыми компаниями?                
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Как я уже сказал, пока нас уверяли, что мы, наоборот,             
дискриминируем государственные компании по отношению к частным, вот такого      
рода обвинения мы слышали, и мы, естественно, будем просить вас учесть это      
при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении в случае его       
принятия в первом чтении.                                                       
                                                                                
Что касается того, что Центральный банк, очевидно, пропустил ситуацию в банке   
"Югра", как вы сказали, это как бы общего принципа не меняет: знаете, если у    
вас есть надзор, то под вопросом, то ли пропустит, то ли не пропустит, а если   
надзора нет, то точно пропустит, понимаете? Вот это, естественно, имеет         
вероятность либо 100 процентов, либо всё-таки меньше 100 процентов, поэтому     
здесь мы, конечно, ситуацию улучшаем.                                           
                                                                                
Что касается малых компаний, там всё-таки очень незначительный капитал - 30     
миллионов рублей, - и то с переходным периодом, и, конечно, этот уровень ни в   
коей мере ни для кого не является запретительным. Вообще говоря, компания,      
которая привлекает средства и выдаёт кредиты, конечно, должна иметь             
минимальный капитал, но, обращаю внимание, этот минимальный капитал в 10 раз    
меньше, чем минимальный капитал для банков даже с базовой лицензией, и в 30     
раз меньше, чем для банков с генеральной лицензией.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, будьте добры, для большей полноты понимания     
обсуждаемого вопроса приведите данные (хотя бы примерный порядок цифр, я        
надеюсь, вы этим владеете), сколько всего компаний, занимающихся лизинговой     
деятельностью, сколько из них с государственным, муниципальным участием и       
сколько с иностранным участием.                                                 
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Мы, к сожалению, не имеем точных данных, и в этом проблема.       
Когда мы начали работать в 2015 году, как было правильно отмечено в             
предыдущем вопросе, мы провели опрос и, к сожалению, пришли к выводу, что       
никакого другого способа узнать, что это компании лизинговые, нет, кроме как    
путём опроса и добровольного заявления самой компании о себе, что она           
является лизинговой. Поэтому меры, о которых мы сказали, - господдержка в       
части процентных ставок и в части амортизации - по крайней мере позволят нам    
выявить, кто реально работает на этом рынке (тогда мы точно получим ответ,      
кто работает), и тогда мы сможем (через несколько лет работы этого закона в     
случае его принятия) дать точный ответ на ваш вопрос, потому что компании,      
которые будут входить в реестр, естественно, всё про себя расскажут.            
                                                                                
На данном этапе могу сказать только про ту информацию, которая имеется,         
получена на основе вот такого опроса: у нас есть примерно полдюжины компаний    
с государственным участием, их не очень много, они все известны, основные -     
это действительно "Росагролизинг", "ГТЛК" и ещё несколько; есть, насколько      
мне известно, чуть больше десяти компаний с иностранным капиталом; остальные    
компании - это производные российские компании, которые работают на рынке       
продаж средств производства или других дорогостоящих предметов длительного      
использования.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все заданы.                                                             
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь.                                           
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Достаточно бурное обсуждение, и оба докладчика отвечали на      
вопросы, которые, на мой взгляд, обоснованны, но я хочу сказать, Анатолий       
Геннадьевич, Алексей Владимирович, что на вопрос, который я задавал, о          
наведении здесь порядка и о том, что такой реестр должен быть единым для        
всех, я убедительного ответа не получил. Или вот смотрите, последний вопрос     
касался того, сколько вообще таких компаний, - у нас информации об этом нет.    
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Анатолий Геннадьевич говорит: убыточный сектор, убыточный. Но мы же     
реально понимаем, что льготы, право на ускоренную амортизацию, Анатолий         
Геннадьевич, получают не лизинговые компании: право на ускоренную амортизацию   
получают те предприятия, которые пользуются лизингом. О чём мы говорим? Мы      
говорим не о создании проблем для наших сельхозтоваропроизводителей, для        
строителей, мы говорим о наведении порядка, для того чтобы бюджет получал те    
налоги, которые положено.                                                       
                                                                                
Вообще странно, на мой взгляд: мы же не говорим, что при саморегулировании      
должны быть огромные компенсационные взносы, ещё что-то, но элементарные        
стандарты - каким должен быть размер уставного капитала в зависимости от        
оборотов, какая численность, какая квалификация - это-то можно туда внести! Я   
считаю, крупные предприятия... я не говорю даже о производителях, мы знаем,     
что есть крупные, даже средние предприятия, которые, для того чтобы решать      
вопросы, открывают собственные лизинговые компании в холдингах и через них      
работают. Саморегулирование - это естественный процесс.                         
                                                                                
Далее. Как вы хотите обеспечить равные условия, конкуренцию? Как только из      
такой компании придут в банк, там спросят, в реестре они или нет, и, если в     
реестре нет, значит, для банка компания не будет такой же                       
конкурентноспособной, что и другие.                                             
                                                                                
Далее. Если в законопроекте говорится о том, что это определённая, так          
сказать, реформа, то хотелось бы определиться, каковы основные направления      
этой реформы, то есть в какое направление будут вкладываться средства? Как      
будет осуществляться контроль? О контроле в данном законопроекте ничего нет.    
Что, Центральный банк будет включать в свой ежегодный отчёт информацию по       
этому направлению или каким образом это будет делаться? Этого нет. А как        
будут выделяться средства государственной поддержки, которые необходимы для     
поддержки того или иного сектора, какое будет обоснование? Кто будет            
принимать решения? Этого здесь тоже нет.                                        
                                                                                
Мы совсем недавно приняли закон об обосновании инвестиций для государственных   
компаний. Я считаю, что здесь темы очень близкие, пересекающиеся. Я считаю,     
что если это, скажем так, революционный законопроект в лизинге и мы об этом     
говорим, то мы с вами должны определить критерии государственной поддержки...   
                                                                                
Иван Иванович, добавьте время.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. ...то есть должно быть обосновано направление деятельности      
лизинговой компании, какой будет эффект, что в той или иной отрасли             
произойдёт, если будет действовать данная мера государственной поддержки.       
                                                                                
Ну и ещё один момент, о котором я хотел бы сказать. Всё-таки нужно определить   
основные направления, которые необходимо поддержать. Давайте мы с вами          
рассмотрим две отрасли, например сельское хозяйство и строительство. Ну,        
строительство мне ближе, и я могу сказать, что сегодня 50 процентов износа в    
строительстве, из них 17 процентов - стопроцентный износ. Если мы говорим о     
таком революционном проекте, то нужно, наверное, всё-таки определить            
направления, у которых будет государственная поддержка. Я не касаюсь сейчас     
тех компаний, которые созданы при производителях какой-то крупной техники и     
которые сами определяют направление своей деятельности. Но мы же говорим о      
государственных деньгах! Если мы вводим новое регулирование, то, конечно,       
нужно было бы предусмотреть и сказать, каким образом государственные средства   
будут направляться. И эти сектора есть: строительство,                          
сельхозтоваропроизводители... И если сейчас здесь представители комитета        
выступят, то они скажут об энергооснащённости наших предприятий и вообще об     
уровне износа - там у нас совсем критическая ситуация.                          
                                                                                
Ну и что касается региональных компаний. Я считаю, что здесь нужно всё-таки     
тоже предусмотреть вариант вхождения в СРО, предусмотрев меры государственной   
поддержки при различном капитале, который будет коррелировать, скажем так, с    
объёмами кредитования и поддержки, он тоже должен быть.                         
                                                                                
Я считаю, что место для доработки ко второму чтению здесь ещё есть, идеи        
заложены правильные, государственный контроль нужен. Фракция ЛДПР считает,      
что можно доработать и улучшить данный законопроект при подготовке к            
рассмотрению во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, от фракции.                                           
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот         
законопроект.                                                                   
                                                                                
В ходе дискуссии стало понятно, что вопрос сложный для понимания, и я           
постараюсь более простым языком объяснить, о чём идёт речь в этом               
законопроекте.                                                                  
                                                                                
В пояснительной записке было сказано, что растущий рынок на удивление           
показывает убытки. Обратите внимание, да это же... ну не сходятся два           
понятия! Как рынок может расти и одновременно генерировать убытки? Кто          
бенефициар этого процесса? Почему рынок растёт? Значит, кому-то это нужно?      
Для того чтобы узнать кому, нужно посмотреть отчётность компаний, посмотреть,   
какие компании показывают убытки, а какие генерируют прибыль. И если мы в       
этом разрезе рассмотрим вопрос, то увидим, что генерируют убытки прежде всего   
государственные компании, а зарабатывают частные компании. Что это значит?      
Это значит, что государственные средства, идущие на поддержку лизинговых        
компаний, попросту разворовываются, это очевидная вещь! Не может частный        
бизнес, генерируя убытки, расти, этого в принципе быть не может, потому что     
рано или поздно тот, кто даёт на это деньги, разорится. А если рынок,           
генерируя убытки, растёт, значит, тот, кто даёт деньги, разориться в принципе   
не может. Кто же это может быть? Государство. Понятно всё. Вот о чём идёт       
речь.                                                                           
                                                                                
Мы, конечно же, поддержим этот законопроект. Другое дело, мы не уверены, что    
принятием этого закона достигнем цели, то есть что это даст искомый             
результат. Для того чтобы мы получили результат, мы должны понимать,            
собственно говоря, кто генерирует убытки, а кто генерирует прибыль и что        
нужно сделать для того, чтобы контролировать тот сектор, который генерирует     
убытки, то есть как перекрыть те финансовые схемы, через которые                
государственные средства переходят в частные карманы. Вот, собственно, и всё.   
                                                                                
С учётом того что законопроект правильный и нужный, а проблема, поднятая в      
нём, актуальна, мы этот законопроект поддерживаем, но я думаю, что в рамках     
процедуры второго чтения здесь есть над чем поработать.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
Следующим выступит Шулепов Евгений Борисович.                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР не поддержит данный   
законопроект, и вот почему.                                                     
                                                                                
Первое. Если мы говорим о том, что российский рынок достиг своего               
значительного развития и требуется госрегулирование, то возникает вопрос: а     
на каком месте среди многих стран мира находится российский рынок лизинга? И    
вот в пояснительной записке автор законопроекта, Правительство России, даёт     
нам сравнение: российский рынок лизинга сопоставим с рынками Малайзии и         
Аргентины - ну вы сравните объём экономики и объём природных ресурсов, объём    
территории Малайзии, Аргентины и России.                                        
                                                                                
Второе. Говорят о том, что к российскому рынку лизинга невысокое доверие со     
стороны инвесторов. Да, оно невысокое, но оно невысокое не потому, что рынок    
урегулирован либо неурегулирован, что есть какие-то законы, которые эту сферу   
регулируют, или их нет, а потому, что инвесторы не верят и не верят в           
определённой степени в макроэкономическую политику, потому что у нас валюта     
скачет вверх-вниз, мы инфляцию никак удержать не можем и у нас до сих пор нет   
длинных денег, а они крайне важны для рынка лизинга. Ведь лизинг является       
основным источником, инструментом для модернизации основных фондов, и это уже   
длинные деньги, деньги с дешёвыми кредитными ресурсами, а сегодня этого, к      
сожалению, нет.                                                                 
                                                                                
Что касается рынков лизинга других стран, там, наверное, государство            
участвует в этом рынке в меньшей степени, чем сегодня в России. С приходом      
государственных банков, с приходом государственного сектора на этот рынок он    
вырос, но, к сожалению, мы серьёзно снизили конкуренцию на этом рынке, многие   
частные компании стали банкротами, ушли с этого рынка. И проблема не в том,     
что рынок прозрачный или непрозрачный, - у нас сегодня все они сдают            
отчётность по российской системе бухучёта. Ну, если нужно, давайте попросим,    
чтобы они и по МСФО сдавали, но это же не повысит прозрачность рынка. Сегодня   
основная проблема в том, что лизингодатели очень часто не могут с               
лизингополучателей получить долги. У нас даже правоохранительные органы очень   
плохо работают, особенно по статьям, связанным с мошенничеством, по статьям,    
связанным с невозвратами таких долгих, длинных долгов, которые были созданы,    
и у нас люди случайно как-то пропадают, их даже объявляют в федеральный         
розыск, нельзя найти лизингополучателя - вот в чём проблема, проблема в         
нестабильности этого рынка.                                                     
                                                                                
Мы говорим о том, что мы не можем оценить реальное состояние рынка. Рынок       
столько лет существует, а мы не можем этого понять! Ответы на вопросы, кто же   
на этом рынке у нас с вами сегодня работает, каков объём этого рынка, не        
прозвучали, а мы хотим эту сферу сегодня регулировать!                          
                                                                                
Если мы здесь говорим, что правительство вложило в лизинговые компании около    
4,8 миллиарда рублей, а понесло убытки на 180 миллиардов, тогда нам нужно       
подумать об эффективности управления государственной собственностью, а не       
реестр создавать.                                                               
                                                                                
Ещё раз подчеркну: фракция ЛДПР не поддержит данный законопроект, нам нужна     
конкуренция на рынке лизинговых услуг, а не его монополизация.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Шулепов Евгений Борисович, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Лизинговый рынок за последние 20    
лет, конечно, очень серьёзно вырос. Я несколько цифр приведу: общий портфель    
- 3,5 триллиона рублей; как сказал содокладчик, Анатолий Геннадьевич, 20, 30,   
40 процентов роста за последние годы. Но в развитых экономиках стран Европы,    
Соединённых Штатов Америки лизинговый рынок занимает в общем портфеле           
инвестиций в основные фонды более 30 процентов, а у нас пока на уровне 7        
процентов, то есть, по нашим оценкам, лизинговый рынок должен вырасти где-то    
до 15 триллионов рублей в ближайшие пять - семь лет.                            
                                                                                
Коллеги, как говорят врачи, легче профилактировать, диагностировать, чем        
лечить. Мы видим, что сегодня по ряду компаний есть проблемы. При таких         
темпах роста мы, конечно же, должны видеть, что происходит в этом бизнесе,      
потому что в целом он очень серьёзно начинает влиять на финансовую систему      
страны. В связи с этим принято решение взять под контроль процесс лизингового   
кредитования. Центральный банк занимает здесь активную позицию, и без           
контроля, без отчёта, без налаживания отчётности, конечно же, мы не можем       
понять и контролировать устойчивость этой системы. Для того чтобы лизинговый    
бизнес был устойчивым и в целом положительно влиял на развитие финансовой       
системы страны, мы обязаны принять этот законопроект, коллеги. Конечно, во      
втором чтении можно его доработать, есть определённые предложения и             
замечания, но в целом фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
Прошу за него проголосовать, коллеги.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Борисович.                               
                                                                                
Алексей Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет.            
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, будете выступать?                                         
                                                                                
Депутату Аксакову включите микрофон.                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, я являюсь одним из авторов последней           
редакции закона о лизинге, и в этом зале мы как раз пробивали для этого вида    
деятельности возможность использовать ускоренную амортизацию, для того чтобы    
стимулировать инвестиционный процесс. Действительно, ускоренной амортизацией    
пользуется тот, кто предмет лизинга в своей производственной деятельности       
использует для бизнеса, но при этом он привлекает этот предмет, как раз         
ориентируясь на ускоренную амортизацию, и приобретает его специально в          
лизинг, пользуясь законом, поэтому оторвать эти две вещи друг от друга          
невозможно.                                                                     
                                                                                
Что касается размера рынка. Лизинг среди всех финансовых рынков занимает        
второе место, после банковского, то есть его объём довольно значительный, и,    
очевидно, он может быть намного больше. Я несколько раз ставил перед            
Центральным банком вопрос о том, что необходимо снизить резервы для кредитных   
организаций, которые выдают кредиты лизинговым компаниям, потому что там есть   
вроде бы обеспечение - оборудование. На что ЦБ мне справедливо отвечал: очень   
непрозрачный рынок, непонятные схемы, вроде бы да, есть обеспечение,            
выделяются государственные субсидии, но при этом очень многие компании          
убыточны. Если мы наведём порядок здесь, обеспечим прозрачность рынка, то       
Центральный банк в том числе сможет снизить требования к резервам по кредитам   
для этих компаний, а значит, кредиты станут намного дешевле.                    
                                                                                
Ну и так далее, много было объяснений, аргументов в пользу принятия этого       
закона. Прошу поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.