Заседание № 258
О проекте федерального закона № 586699-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регламентации порядка наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслава Ивановича Лысакова. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить? Есть. Прошу включить режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, закон "О порядке формирования Совета Федерации..." по числу изменений может соперничать, наверное, только с КоАП, с Кодексом об административных правонарушениях: уж как только мы его не реформировали, как только мы его не формировали! И всё никак нам, дорогие коллеги, не удаётся сделать так, чтобы в Совет Федерации попадали люди с безупречной репутацией, как того требует статья 2 этого закона, ну не получается! Вот в очередной раз с подачи того же господина Клишаса, члена Совета Федерации, мы начинаем Совет Федерации формировать немного по-другому, причём это ясно как белый день, да? В случае если у губернатора не окажется претендентов... Если помните, последняя схема состоит в следующем. Губернатор, избираясь, говорит: в случае моего избрания я вот этих трёх человек, кого-то из них, в порядке очерёдности, наделю полномочиями представителя нашего региона в Совете Федерации. И вдруг оказывается, такая ситуация случается: бах - они все испарились. Ну, бывает такое, да, очень редко, но бывает, к сожалению, не очень редко, а очень часто. Подходят и говорят: откажись - и все пишут заявления. И вот тут возникает вопрос: в этом законе нет такой нормы. Если такая ситуация вдруг случается, ну, мало ли, все мы смертны, или ещё что-то такое, или пришли, как за Арашуковым, - всё, некого назначать, по закону можно было только из депутатов заксобрания, или областной Думы, как они у нас сейчас называются. Теперь не так, ребята, теперь вот этим законом вы позволяете формировать Совет Федерации опять же из кого ни попадя. Вот знаешь, где регион на карте находится, - всё, будешь представлять его в Совете Федерации. Такая же схема в отношении человека, который вообще ещё не избрался губернатором: прежний губернатор слагает полномочия, нового человека назначают исполняющим обязанности, и он начинает точно так же назначать представителя из широчайшей когорты тех, кто знает, где находится этот регион на карте России. Уважаемые коллеги, в конце концов, до каких пор мы будем издеваться? Я вам ещё раз говорю, за столько лет, сколько я нахожусь в Государственной Думе, я ни разу не видел помощника члена Совета Федерации в регионе, вот просто не видел физически, а ведь у них семь помощников, между прочим, мы наделили членов Совета Федерации абсолютно такими же полномочиями, как и депутатов Госдумы, хотя по нашей Конституции они вообще могут законопроекты не рассматривать. Вот у нас есть законопроект, я лично вносил, давайте вернёмся к старой схеме формирования Совета Федерации: губернатор и представитель заксобрания, руководитель. Всё. Их люди избирали, пускай свой регион представляют! Экономия денег - больше миллиарда в год! Но этот законопроект до сих пор не рассматривался. Почему? Политической воли нет. Давайте всё-таки политическую волю проявлять хотя бы таким образом, чтобы вот такие законопроекты, позорящие Федеральное Собрание Российской Федерации, здесь у нас не появлялись и не принимались! Мы против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! В целом хотелось бы отметить, что речь идёт о ликвидации существующего пробела в законодательном регулировании: конечно, со временем требуется регулирование, меняются нормы. Данным проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В частности, регламентируется порядок наделения полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа власти региона в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации в ситуации, когда полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации исполняются лицом, временно назначенным Президентом Российской Федерации. При этом все критерии, к которым была сделана отсылка предыдущим выступавшим, сохраняют своё действие в отношении кандидатур, перечень которых расширяется предлагаемым проектом федерального закона. С учётом того что законопроект позволит обеспечить реализацию конституционного положения о представительстве в Совете Федерации от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. Мы считаем, что Совет Федерации - это чрезвычайно важный орган государственной власти, верхняя палата парламента, которая никогда не прекращает свои полномочия. И естественно, мы считаем, что формироваться Совет Федерации должен на открытых выборах и представителя в Совет Федерации от каждого региона должны выбирать граждане. Та процедура, которая сейчас существует, не отвечает, скажем так, лучшим демократическим стандартам, и фактически то, что мы постоянно вносим в неё изменения, подтверждает, что процедура небезупречна, уязвима. Собственно говоря, мы предлагаем от неё отказаться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Ставится на голосование законопроект под пунктом 23 нашего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 49 чел.10,9 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 257
О проекте федерального закона № 586699-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регламентации порядка наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Вячеслава Ивановича Лысакова. Пожалуйста, Вячеслав Иванович. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Всего к законопроекту поступило шесть поправок: две поправки рекомендованы комитетом к принятию и включены в таблицу № 1, четыре поправки - одна от Катасонова Сергея Михайловича и три от Диденко Алексея Николаевича, - рекомендуются комитетом к отклонению и включены в таблицу № 2. Комитет просит Госдуму утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении просим поставить его для рассмотрения в третьем чтении на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 12 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Таблица № 1 принята. Есть замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица № 2. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 32 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 49 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Была просьба от комитета включить законопроект в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 586699-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регламентации порядка наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы просим 9-й вопрос повестки дня снять с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исключить 9-й вопрос, да? Коллеги, предлагается следующее: по 13, 14 и 20-му вопросам от комитета доложит Завальный, по 2-му вопросу - Слыщенко, 9-й вопрос исключаем из повестки дня. Нет возражений ни у кого? Нет.
Заседание № 169
О проекте федерального закона № 586699-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регламентации порядка наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. У меня два вопроса. Во-первых, я хотел бы предложить палате вместе с 11-м вопросом повестки дня рассмотреть 74-й вопрос, потому что оба эти вопроса касаются порядка формирования Совета Федерации. Но наш, фракции ЛДПР, законопроект, под пунктом 74, внесён уже год как и постоянно кочует из повестки в повестку, а законопроект под пунктом 11 не успел появиться - и уже на рассмотрении.
Коллега Иванов Сергей Владимирович несколько вопросов поднял. Во-первых, предложил рассмотреть 11-й и 74-й вопросы вместе. Сергей Владимирович, вы предложили последовательность поменять, то есть 11-й, а затем 74-й, правильно? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, Павел Владимирович, не будет возражений? Ольга Викторовна, ваш комитет профильный, да? Законопроект, Ольга Викторовна, ваш? Пожалуйста, прокомментируйте: вы не возражаете, если данные законопроекты будут последовательно рассмотрены в порядке, предложенном Сергеем Владимировичем Ивановым? Включите микрофон депутату Савастьяновой. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, комитетом этот законопроект внесён, подготовлен к рассмотрению. Я просто хочу обратить внимание на то, что в соответствии с Регламентом есть приоритетность и очерёдность рассмотрения вопросов. Данный законопроект предложен к отклонению - это первое, второе - они не являются альтернативными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Викторовна, речь не идёт об альтернативности - речь идёт о последовательном рассмотрении, мы исходим из предложения, которое прозвучало. Что касается приоритетности, понятно, что мы не всё можем уложить в нормы Регламента. По логике, если законопроекты об одном и том же, их, конечно, лучше ставить для рассмотрения вместе, а если они признаются альтернативными, значит, рассматривать альтернативно. Нет возражений против того, чтобы после 11-го вопроса рассмотреть 74-й, коллеги? Нет. Принимается предложение.
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Андрей Александрович Клишас. КЛИШАС А. А., член Совета Федерации. Уважаемый председательствующий Иван Иванович, уважаемые лидеры фракций, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на дополнение специального закона - я особо хочу это подчеркнуть, - закона "О порядке формирования Совета Федерации..." положениями о порядке наделения полномочиями члена Совета Федерации временно исполняющим обязанности губернатора. В действующем законодательстве, а именно в законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...", в статье 19, содержится ряд изъятий, касающихся того, каких полномочий нет у временно исполняющего обязанности губернатора, например у него нет возможности распускать законодательное собрание. В то же время нет изъятия права временно исполняющего обязанности губернатора назначать члена Совета Федерации, но такой пробел есть в специальном законе. Уважаемые коллеги, было несколько случаев в Совете Федерации, когда правовая неопределённость в этой сфере, которая довольно чувствительна для регионов, создавала непонимание либо определённые конфликтные ситуации, поэтому мы в Совете Федерации, в комитете по Регламенту, с коллегой Андреем Викторовичем Кутеповым, который тоже присутствует в зале, приняли решение о необходимости дополнить именно специальный закон - закон "О порядке формирования Совета Федерации..." - такой специальной нормой. То есть сейчас временно исполняющий обязанности губернатора вправе производить соответствующие назначения, при этом ссылки в документах даются на 19-ю статью закона "Об общих принципах организации...", это действующая норма. В то же время с учётом необходимости устранения правовой неопределённости мы включаем в закон "О порядке формирования Совета Федерации..." это право для временно исполняющего обязанности губернатора: если в период исполнения им полномочий член Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта сложил свои полномочия, он вправе назначить члена Совета Федерации из состава депутатов регионального законодательного собрания. Вот, в общем-то, основное содержание этого законопроекта. Кроме того, мы включили положение, в соответствии с которым просим отменить действие переходных положений данного закона, уже не применяемых, поскольку они были сформулированы для членов Совета Федерации, которые были назначены до вступления в силу закона "О порядке формирования Совета Федерации..." (напомню, что этот закон был принят в 2012 году). Уважаемые коллеги, мы просто устраняем правовую неопределённость в рамках специального регулирования, просим принять этот законопроект в первом чтении. Я с Павлом Владимировичем Крашенинниковым обсуждал этот вопрос после того, как комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Мы понимаем, что будут, наверное, какие-то дополнения, замечания, и в рамках второго чтения мы готовы совместно с коллегами из Государственной Думы конструктивно все возможные замечания и дополнения учесть. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо Андрею Александровичу за подробный доклад, я постараюсь не повторяться. Сейчас президентом ведётся активная работа по формированию профессионального губернаторского корпуса в нашей стране, в результате многими регионами в настоящее время руководят временно исполняющие обязанности губернатора, и зачастую, вернее, не зачастую, а как правило, срок до выборов составляет около года. Процесс ротации губернаторов показал, что неурегулированной остаётся ситуация, когда сенатор, назначенный предыдущим губернатором, досрочно слагает свои полномочия, а новый губернатор ещё не избран, регионом управляет временно исполняющий обязанности. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" за врио губернатора не закреплено право по наделению полномочиями сенатора представителя от исполнительного органа государственной власти, и в таком случае регион лишается полноценного представительства в Совете Федерации. Это противоречит закреплённому в Конституции принципу, когда в Совете Федерации представлено два сенатора - от исполнительного и законодательного органов. Наши коллеги предложили такое решение указанной проблемы: в случае досрочного прекращения по тем или иным причинам полномочий ранее назначенного сенатора от исполнительной власти предоставить врио губернатора право назначать сенатором кандидата из депутатов регионального парламента. Причём, коллеги, хочу обратить ваше внимание, что такой принцип назначения сенатором уже закреплён в действующей редакции закона - такое правило применяется в том случае, когда невозможно назначить сенатором кого-то из тройки, представленной кандидатом в губернаторы на выборах. Коллеги, законопроектом решается конкретная проблема - устраняется правовая неопределённость, поэтому комитет просит поддержать данную инициативу и принять данный проект закона в первом чтении. Имеются некоторые замечания у Правового управления, но они могут быть учтены ко второму чтению, с этими замечаниями, кстати, комитет согласен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е. У меня вопрос к Андрею Александровичу. Андрей Александрович, а почему вы в своём законопроекте сузили, так скажем, список кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации, предложив выбор только из депутатов законодательного собрания? Во-первых, у нас раньше могли наделяться этими полномочиями, например, депутаты муниципальных советов. Во-вторых, а как же депутаты Государственной Думы? Я считаю, что тут тоже много достойных людей, которых исполняющий обязанности мог бы наделить полномочиями. Или, например, назначили врио, а созыв заксобрания заканчивается, и уже выбрать не из кого. Как вы считаете, можно этот вопрос урегулировать ко второму чтению с помощью поправок? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КЛИШАС А. А. Большое спасибо за вопрос. Вы знаете, я с вами согласен. Наверное, можно такие вопросы в рамках второго чтения урегулировать, но мы в данном случае исходили из логики, которую профильный комитет Государственной Думы совершенно верно обозначил. Мы исходили из того, что даём исполняющему обязанности губернатора возможность назначить сенатора из состава законодательного собрания ровно по той причине, что у губернатора есть право назначить сенатора из состава законодательного собрания, если нет возможности для назначения сенатором кандидата из соответствующей тройки. Для нас всё-таки принципиально, чтобы этот человек имел непосредственную, живую связь с регионом, чтобы он работал с избирателями и хорошо понимал те проблемы, которые есть в регионе. Но я с вами согласен - можно в рамках подготовки ко второму чтению обсудить расширение этого списка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к Андрею Александровичу. Андрей Александрович, не совсем понятна логика. Когда назначается представитель от законодательного органа власти, ясно, что это должен быть депутат либо законодательного собрания, либо муниципальных представительных органов. Но здесь речь идёт о представителе от исполнительного органа власти, так почему не берётся та тройка кандидатов, которая есть? Ну один ушёл, но осталось ещё два кандидата, которые были определены при предыдущем губернаторе. А здесь фактически предлагается наделить депутата двойными полномочиями - я так понимаю, он будет и членом Совета Федерации, и депутатом на некоторый срок. КЛИШАС А. А. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопрос. Вы знаете, это, наверное, тот вопрос, который мы дольше всего обсуждали у нас в комитете, когда готовили данный проект закона: можно ли всё-таки предложить временно исполняющему обязанности выбирать из той тройки, которую в своё время предыдущий губернатор представлял в избирательную комиссию и из которой был назначен сенатор? Но мы пришли к выводу, что это будет неверно, потому что зачастую смена руководителя региона ведёт к смене команды и к смене некой парадигмы, к смене политической ситуации в регионе. Поэтому предписывать врио назначать в Совет Федерации представителя команды того человека, который руководил регионом в прошлом и ушёл, мы считаем не совсем верным и предлагаем ему всё-таки больший выбор: как правило, в законодательных собраниях есть представители и оппозиционных партий, поэтому выбор у временно исполняющего обязанности будет больше. Мы исходили из этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. У меня вопрос к авторам законопроекта. Уважаемый Андрей Александрович, когда мы обсуждали законопроект на заседании комитета, к сожалению, никого из представителей авторов не было. Если бы кто-то пришёл, возможно, сейчас дискуссия в зале была бы значительно менее жаркой. А так, видите, какое огромное количество вопросов! Вопрос у меня следующий. За созыв Государственной Думы мы вносим изменения в закон "О порядке формирования Совета Федерации..." в среднем раза два, и каждый раз, к сожалению, это вызвано лишь одной причиной - нужно, чтобы кто-то стал членом Совета Федерации. Несколько лет назад, лет десять примерно, был даже случай, когда мы внесли изменения в закон "О порядке формирования Совета Федерации...", коллега стал членом Совета Федерации, а потом мы в части этого изменения восстановили статус-кво. Поэтому сейчас вопрос такой: для кого? КЛИШАС А. А. Вы знаете, ответ на данный вопрос очень простой. Если вы посмотрите, например, на историю событий двухнедельной давности, то увидите, что вновь назначенные временно исполняющие обязанности в регионах назначают своих представителей, ссылаясь на положения 19-й статьи закона об общих принципах организации органов власти субъектов. Поэтому ответ: ни для кого. Дело в том, что сейчас временно исполняющие обязанности просто игнорируют положения закона "О порядке формирования Совета Федерации..." и руководствуются другим федеральным законом, при этом закон "О порядке формирования Совета Федерации..." и закон "Об общих принципах организации..." являются правовыми актами одного уровня, и тот, и другой - федеральные законы. Мы только устраняем неопределённость. Я принимаю, Игорь Владимирович, ваше замечание по поводу отсутствия на заседании комитета. Мы направляли соответствующее письмо в профильный комитет. Так сложилось, что авторы - два председателя комитетов: у меня комитет по конституционному законодательству, у Андрея Викторовича комитет по Регламенту. У нас было заседание Совета палаты, там тоже было несколько сложных вопросов. Мы приносим свои извинения профильному комитету, но мы заранее проконсультировались о возможности нашего отсутствия и получили на это согласие. Так что ни для кого, поверьте! Для кого нужно, есть статья 19 закона "Об общих принципах организации...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Александрович, у нас по сложившейся практике временно исполняющий обязанности губернатора, как правило, является кандидатом на должность губернатора на ближайших выборах. Соответственно, если мы предоставим ему право заранее формировать свою команду, в том числе представительство в Совете Федерации, то не окажется ли так, что человек, по сути, ещё не избрался губернатором, но уже своего человека направляет в Совет Федерации? И не окажет ли это влияния на избирательный процесс, не будет ли способствовать снижению конкурентности? То есть не будет ли это предопределять, за кого нужно голосовать на выборах? КЛИШАС А. А. Большое спасибо за вопрос. Временно исполняющего обязанности назначает Президент Российской Федерации. При этом срок полномочий члена Совета Федерации, который будет назначен, если вы согласитесь, в соответствии с положениями закона "О порядке формирования Совета Федерации..." будет привязан к сроку полномочий временно исполняющего обязанности. Действительно, это формирование команды, но, согласитесь, временно исполняющие обязанности иногда полгода, восемь, девять месяцев исполняют свои обязанности именно как временно исполняющие обязанности руководителей регионов. Они назначают состав правительства, формируют команду во всех сферах, связанных с государственным управлением. Мне кажется, вполне оправданно дать им такую возможность. А когда будут выборы и временно исполняющий обязанности пойдёт на выборы уже в качестве главы региона избираться, ну, очень хорошо, что избиратели посмотрят и на того, кого он выбрал в качестве сенатора, это, мне кажется, только поможет определиться избирателям со своей позицией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Александрович, несколько спорным выглядит ваше предложение. Почему? Предоставляя выбор из депутатов, вы делаете перекос в сторону представительной власти, хотя палата формируется из представителей исполнительной и представительной власти. Не проще ли сделать... Ну, есть два варианта. Первый - вернуться к прежнему порядку формирования: глава администрации или губернатор и председатель заксобрания, что было бы логичнее, потому что хоть и.о., хоть не и.о. - раз назначен, значит, имеет право занимать это место. И второй, более простой: вернуться к избранию, как это было для первого состава членов Совета Федерации, то есть если человека избрал край, область, тогда он будет ещё больше закреплён за субъектом. А вот ваше предложение больше правовой неопределённости... (Микрофон отключён.) КЛИШАС А. А. Спасибо большое за вопрос. Я объясню нашу логику, из которой мы исходили. Вы знаете, временно исполняющие обязанности зачастую могут не являться жителями того региона, куда они приезжают работать в качестве временно исполняющих обязанности, а базовый принцип, который мы стремимся не нарушать, - это всё-таки жёсткая привязка члена Совета Федерации к региону, чтобы не было, как в предыдущих редакциях закона, возможности назначать людей, которые с регионом практически не имеют никакой связи. Мы именно из этой логики исходили. Человеку, который временно исполняет обязанности, мы даём полномочия, но ограничиваем выбор законодательным собранием региона, потому что в законодательном собрании, безусловно, представлены люди, хорошо известные избирателям на данной территории. Предложение, которое вы высказываете, пожалуйста, давайте обсудим в рамках второго чтения, если это не будет нарушать наш базовый принцип жёсткой привязки к региону кандидата в Совет Федерации. Я думаю, это тоже вопрос для обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к авторам. Я концептуально поддерживаю законопроект: конечно, исполняющий обязанности должен иметь своего сенатора, чтобы эффективно исполнять свои полномочия. Но что получается? Президент оказывает в отношении региона исполняющему обязанности губернатора доверие, а вы его в своём законопроекте пытаетесь ограничить в выборе. Получается, будет два представителя от законодательного собрания, это узко. Может быть, действительно муниципалов, депутатов Госдумы включить? Ну а вообще, вы говорите, что исполняющие обязанности и сейчас вас игнорируют, - так, может быть, просто внести поправки в законодательство, чтобы они не игнорировали, а имели право на законном основании ввести своих исполнителей, кого посчитают нужным, ведь это временная мера? Зачем им нужна эта тройка, зачем им нужны именно депутаты законодательного собрания? Пусть они сами определятся, кто им нужен для эффективного исполнения своих обязанностей! КЛИШАС А. А. Спасибо большое за вопрос. Вот мы как раз не хотели бы, чтобы у них была абсолютная свобода выбора, потому что всё-таки (если Государственная Дума - это демократия избирателей, демократия населения, то Совет Федерации - это демократия субъектов) привязка к исполнительному, законодательному органу должна быть, мы руководствовались именно этим принципом. Но, повторю, в рамках второго чтения мы готовы обсуждать предложения, которые будут у коллег в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к авторам законопроекта. И тот, и другой выступающие говорили о временно исполняющих обязанности губернатора в течение года, но бывает, что президент назначает временно исполняющего обязанности за четыре месяца до выборов. В законе нет временных рамок для исполняющего обязанности губернатора, не указано, на какой срок он может быть назначен временно исполняющим обязанности. Получается, за четыре месяца до выборов его назначили, он назначает временно исполняющего обязанности члена Совета Федерации, но это довольно высокий статус, и мне кажется, что такое название не совсем корректно. С моей точки зрения, в законопроекте должны быть указаны временные рамки: на какой период возможно такое назначение. КЛИШАС А. А. Это есть в других положениях закона: полномочия члена Совета Федерации всегда привязаны к сроку полномочий того, кто его делегирует, будь то законодательное собрание или губернатор, руководитель региона или временно исполняющий обязанности. На период работы лица в качестве временно исполняющего обязанности - это следует из общих положений закона. Так что такой срок есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я всё-таки хочу вернуться к очень рациональному вопросу, который задал коллега Лебедев. У нас весь этот институт временно исполняющих обязанности, порядок их назначения существует на протяжении уже длительного времени, лет десять, кажется. В связи с этим вопрос: почему именно сейчас возникла такая необходимость, что послужило побудительным мотивом? На каких территориях конкретно, в каких регионах возникли ситуации, причём множественные ситуации, не одна, не две, требующие изменения целого федерального закона? КЛИШАС А. А. Давайте я вам приведу такой пример. Сенатор, то есть член Совета Федерации Дмитрий Азаров был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области, и мы в течение очень длительного времени в Совете Федерации оставались без представителя от Самарской области от исполнительного органа власти. Сенатор Азаров закон "О порядке формирования Совета Федерации..." считал в данном случае приоритетным, как временно исполняющий обязанности он не видел там полномочий по соответствующему назначению, и кресло сенатора пустовало в течение очень длительного времени, ну, не год, но сопоставимый период, сейчас только прошли выборы, прошли все назначения. Вот для исключения подобного рода случаев в первую очередь это и делается, а не под какое-то конкретное лицо, как вы пытаетесь... По всей видимости, вы хотите, чтобы я вам какие-то фамилии назвал, - у меня таких фамилий нет, я их не знаю. Я совершенно серьёзно и ответственно вам говорю: те временно исполняющие обязанности, которые действительно хотят назначить соответствующего представителя в Совет Федерации, делают это со ссылкой на положения статьи 19 закона "Об общих принципах организации...", и наш комитет по Регламенту в целом согласен с позицией, что это сопоставимое регулирование и если нет изъятий по статье 19 закона "Об общих принципах организации...", то такое полномочие у врио есть. Повторяю, мы просим вас восполнить пробел в специальном законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Два коротких вопроса. Первый. Не кажется ли вам, что нарушается равенство статусов члена Совета Федерации и депутата Госдумы? Вот вы привели пример коллеги Азарова, но и у нас бывают случаи, когда, допустим, депутаты, в первую очередь избранные по одномандатным округам, в октябре слагают полномочия или по каким-то иным обстоятельствам прекращаются их полномочия, и у нас почти целый год (а выборы, как вы знаете, проходят в сентябре), 11 месяцев пустует кресло депутата, и это никогда не было аргументом - пустующее кресло депутата - для того, чтобы менять закон о выборах депутатов Государственной Думы. Понятно, в случае с депутатами из партийного списка всё это оперативно делается, но вот с депутатами, избранными по одномандатным округам, эти проблемы существуют. Второй вопрос. Всё-таки не кажется ли вам, что нарушается право члена Совета Федерации, поскольку вводятся дополнительные основания для досрочного прекращения его полномочий? Вы говорили, что периоды установлены законом, но есть разница между периодом и сроком: сроки у нас законом об общих принципах установлены - от двух до пяти лет. Если сенатор избран на пять лет, он пять лет должен осуществлять свои полномочия, а то, что депутат захотел уйти в отставку добровольно, это наша проблема. КЛИШАС А. А. По первому вопросу. Я не считаю, что есть неравенство в статусе. Если вы полагаете, что необходимо урегулировать закон о выборах депутатов Государственной Думы, предусмотреть такие ситуации, - пожалуйста, наш комитет, как профильный по данному законодательству, тоже рассмотрит это, и я думаю, что мы возражать не будем, но этот вопрос необходимо обсуждать предметно. Что касается второго вопроса, я повторю: там срок привязан к сроку работы временно исполняющего обязанности, поэтому никакого нарушения прав члена Совета Федерации нет. Мы не рассматриваем ситуацию, когда члена Совета Федерации кто-то заставил уйти в отставку; член Совета Федерации сам может уйти в отставку в связи с уходом его губернатора, и в этом случае мы оказываемся в такой непростой ситуации, но при этом сенатору никто не запрещает и продолжить работать. И у нас есть принцип, тоже базовый, он заложен в законе: вновь назначенное лицо не может отозвать сенатора. Это решение было принято несколько лет назад, Государственная Дума тоже приняла соответствующую норму, и мы за это благодарны. Мы эту норму до сих пор поддерживаем, считаем её абсолютно верной: она обеспечивает сенатору в том числе независимость, которая ему необходима, - и, я думаю, мы и дальше будем стоять на этой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Андрей Александрович, на мой взгляд, посыл данного законопроекта очевиден: когда приходит новое лицо, это означает, что и команда новая практически, идёт полная смена правительства, и совершенно очевидно, что член Совета Федерации - это член команды... Так что в логике вам отказать нельзя. Вопрос такой. Если судить даже по последним выборам, довольно сложным (и, наверное, дальше они будут отличаться), на 80 процентов исполняющий обязанности - это, так сказать... Доверие, оказанное президентом, сказывается на выборах, поэтому вероятность того, что исполняющий обязанности останется, достаточно высокая. Почему всё-таки в этом случае вы не даёте возможности определиться сразу, за год, кто будет членом Совета Федерации, а потом это подтвердить на выборах? Почему узкий круг законодательного собрания, для чего это сделано и вообще обсуждались ли другие, более широкие варианты? КЛИШАС А. А. Вопрос мне понятен. Мы действительно обсуждали другие варианты, вот раньше была необходимость... Например, можно было избрать сенатором человека, который избран в органы местного самоуправления, является муниципальным депутатом, - эти варианты мы тоже рассматривали. Мы остановились на законодательном собрании, и я пояснил нашу логику. Возможно, эта логика небезупречна, но мы остановились на этом, ссылаясь на положения закона по так называемому исчерпанию тройки, когда из тройки все либо уже были сенаторами, либо просто отказались войти в состав Совета Федерации. Поэтому мы направили, по сути дела, временно исполняющего обязанности в законодательное собрание. Мы использовали некую аналогию специального закона с другим действующим законом, причина только эта, никаких других причин у нас не было. Команда формируется, вы правы, иногда на год, иногда на три-четыре месяца - разные сроки. Вводить какие-то специальные дополнительные сроки и пытаться определить как-то этот срок, кроме базового правила, которое в законе уже прописано, о том, что срок полномочий привязан к сроку исполнения полномочий соответствующим органом, даже если это временно исполняющий обязанности... Мне кажется, это правило не стоит размывать, и мы остаёмся на этой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. Коллеги, прежде чем мы проведём запись на выступления, я хочу вам сообщить, что вчера во время рассмотрения проекта порядка работы на заседании Совета Государственной Думы мы говорили о том, что нам крайне желательно рассмотреть законопроекты по 14-й включительно. Конечно, палата может поменять это решение, но всё-таки я прошу это иметь в виду. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. От фракции, Сергей Владимирович? От фракции - семь минут поставьте. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, если у вас есть время смотреть телевизор, то наверняка вы смотрите и рекламу - от этого бедствия никуда, конечно, не денешься. Помните рекламный ролик, где девушка говорит своему парню: "Хочу синенькие тарелочки. Нет, хочу красненькие тарелочки. Нет, давай встречать вдвоём Новый год. Нет, давай всех пригласим!"? Так вот такая же свистопляска, уважаемые коллеги, у нас происходит с законом "О порядке формирования Совета Федерации..." - честно говоря, это уже просто стыдоба! И каждый раз нам говорят о Конституции, вот, мол, Конституция требует, чтобы в Совете Федерации было по два представителя: один от законодательного органа госвласти, другой - от исполнительного. Уважаемые коллеги из Совета Федерации, я хочу у вас спросить: а почему это вы, ссылаясь на Конституцию и защищая её здесь, не вспоминаете, что в той же самой Конституции, по-моему в 95-й статье написано, что Совет Федерации состоит не только из этих представителей, но ещё и из представителей Российской Федерации, которые назначаются Президентом России в количестве не более 10 процентов от общего числа (по современному счёту это 17 человек)? Почему вы это не исправляете? Не исправляют, пока ситуация не назрела. И каждый раз у нас происходит что-то такое. Вот Игорь Владимирович спросил: под кого?.. Я вам могу сказать под кого: первый - это бывший губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов, а второй - это бывший губернатор Липецкой области, фамилия его Королёв, имя-отчество, к сожалению, не помню. Вот, уважаемые коллеги, почему мы меняем закон, и не надо нам рассказывать про Конституцию! К сожалению, уважаемые коллеги, закон о формировании Совета Федерации мы меняем регулярно. Как вы помните, первый раз, когда только Конституция была принята на так называемом всенародном голосовании, хотя должен был быть референдум, Совет Федерации и Государственная Дума избирались сроком на два года, и это был единственно верный принцип, который позволял избежать всего этого законодательного, извините, безобразия. Потом перешли к другой системе формирования: в Совет Федерации входили два представителя, один был руководителем высшего исполнительного органа власти субъекта, второй - законодательного. Потом кто-то в Москве наверху решил, что нет, не надо так, пусть эти лица не занимаются посторонними делами, хотя какие там дела, уважаемые коллеги? Они могут вообще не собираться, почитайте Конституцию: если за 14 дней не рассмотрели закон - бога ради, он считается одобренным Советом Федерации, и всё, живи - не хочу! А полномочия, и обязанности, и всё что угодно у них, как у депутатов Госдумы. Коллеги, поверьте, я за четыре созыва ни разу не видел помощника члена Совета Федерации - ни разу! - а у члена Совета Федерации их тоже семь, ну ладно, это лирическое отступление... Так вот, после этого безобразия стали говорить, что пусть это будет другой представитель от региона. И всё, понеслось - объявления во всех газетах: открывается вакансия на место представителя в Совете Федерации от такого-то региона. И началось: кого мы только не видели в Совете Федерации! Правда, некоторые из этих людей с трудом представляли, где находится их субъект, но кто-то приносил пользу. Вот, допустим, госпожа Нарусова сказала, что тувинская конопля - самая коноплянистая конопля, мол, давайте её продавать в Голландию, благодаря этому будут экспортные поступления и мы пополним бюджет дотационного региона. Не знаю, сделали они это или нет, но ведь было - работал человек! Потом, правда, отменили всё это и сказали: пусть избираются... И вот теперь та же самая ситуация. Сейчас, коллеги, стоит простой вопрос: а кто дал полномочия исполняющему обязанности назначать представителя в Совет Федерации? В Совет Федерации входит представитель от исполнительного органа власти. Есть такой исполнительный орган власти - временно исполняющий обязанности? Нет! Какие у него полномочия? Неизвестно, может, он пройдёт - выберут его, а может, и не пройдёт. И у нас появится два сорта членов Совета Федерации: одни - на пятилетний срок, будут всё время сидеть, другие - временно, от временно исполняющего обязанности, на шесть месяцев или, если повезёт, закончат пораньше. Кстати, уважаемые коллеги, извините, пожалуйста, за такое опять же лирическое отступление, но нет у нас сенаторов. Когда я слышу, как говорят: верхняя палата, нижняя палата, сенаторы... Коллеги, не унижайте себя, у нас таких понятий нет! Сенат есть в Америке, в Америке одна из палат парламента, Конгресса, называется Сенатом, там есть Сенат, верхняя палата, и Палата представителей; в Парламенте Франции тоже есть Сенат и, по-моему, палата народных представителей. У нас есть Государственная Дума, состоящая из депутатов Государственной Думы - 450 человек, и Совет Федерации, который состоит из членов Совета Федерации - представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти и представителей Российской Федерации, которых назначает президент. Так вот, если мы и дальше будем продолжать так формировать Совет Федерации, то, вы меня извините, как тогда вы можете требовать от граждан России, чтобы они исполняли законы, которые мы принимаем, если всеми этими мероприятиями мы всей стране показываем, что у нас закон что дышло? Завтра захотят, чтобы представителем от региона был не дипломат, не военный, а, допустим, гражданин, получивший гражданство по указу президента, и всё, тут же будет внесено изменение в закон "О порядке формирования Совета Федерации..." и это будет принято. Коллеги, до каких пор мы будем так себя вести?! Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР выступает за то, чтобы Совет Федерации избирался точно так же, как он избирался ровно 25 лет назад, в 93-м году, когда была принята Конституция, и чтобы никакие, так сказать, различные варианты туда не включались, потому что члены Совета Федерации точно так же представляют субъекты, а субъекты - это жители, и если человек вообще не знает, кто эти жители, где они находятся и как вести их приём, то на кой он вообще там нужен?! Наша фракция этот законопроект поддерживать не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Быков Олег Петрович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта. Мне хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты. Прежде всего затрону вопрос о легитимности - о той процедуре, которую предлагается взять за основу, когда временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями члена Совета Федерации депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичный порядок предусмотрен действующим законодательством в случае, когда член Совета Федерации прекратил осуществление своих полномочий и никто из так называемой тройки, предложенной губернатором, не соответствует всем требованиям и ограничениям, предусмотренным федеральным законом. Такая процедура, такая аналогия имеется, и с точки зрения легитимности представляется правильным взять её за основу, распространить на случай, когда назначен временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта, установив, что он может наделить полномочиями члена Совета Федерации депутата законодательного (представительного) органа государственной власти. Это первое. И второе. Хотелось бы обозначить, что никакие нормы, касающиеся порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не меняют, так сказать, своего фактического положения. Член Совета Федерации как осуществлял свои полномочия в соответствии с нормами данного федерального закона, так и будет осуществлять. Предлагаемый порядок может быть применён только в тех ситуациях, когда член Совета Федерации прекращает свои полномочия досрочно в период, когда исполняет обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации временно исполняющий обязанности, - только в этих случаях, все остальные нормы остаются действующими. Исходя из общей правовой логики, с учётом легитимности законодательных процедур, связанных с назначением членом Совета Федерации кандидатур из числа депутатского корпуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в целях урегулирования, устранения правового пробела фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит решение о принятии данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич от фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Совет Федерации принимает к рассмотрению достаточно серьёзные вопросы: объявление войны и мира, утверждение генерального прокурора, председателя Верховного Суда и судей Верховного... даже прежде Конституционного, а потом Верховного Суда и целый ряд других вопросов. В связи с этим, мне кажется, никаких врио, ничего временного не должно быть в Совете Федерации, это во-первых. Во-вторых, уважаемый автор, отвечая на вопросы, сказал, что нет никакой необходимости сенатору уходить, потому что по сегодняшнему законодательству сенатор имеет право работать в Совете Федерации до выборов. Поэтому мне кажется, чтобы не было ситуации, что гора родила мышь... Ну нет никаких оснований для принятия этого закона! В-третьих, уважаемые коллеги, мне кажется, если мы будем по таким мелким вопросам, как исполняющие... Я не хочу принизить важность и значимость исполняющих обязанности губернаторов, но если мы будем на каждый чих придумывать другой чих и создавать неопределённость... Я уважаемому автору хочу сказать: вот представьте, вы захотели назначить в Совет Федерации председателя комитета законодательного собрания или вице-спикера законодательного собрания, который уже исполняет обязанности и получает зарплату, - какую зарплату он будет получать, члена Совета Федерации или освобождённого депутата законодательного собрания? Это первое. Второе. Мы здесь уже говорили о том, что если мы от заксобрания даём право назначать, то создаём перекос и нарушаем действующий закон. Третье. Вы поймите, правильная система, если мы хотим сохранить многопартийное формирование власти, тогда у нас партии... Скажем, и мы, и ЛДПР, которая 25 лет участвует в процессе, на съезде утверждаем в том числе тройку, после того как вы изменили закон. Ну с какой стати брать и отказывать в доверии людям, которых уже наделили этим доверием?! То есть мы, получается, выказываем своим политическим институтам недоверие? И самое главное, мы на самом деле обижаем и назначенных членов Совета Федерации: он же не виноват, что губернатор не справился, он-то справляется, как член Совета Федерации, со своими обязанностями! С нашей точки зрения, правильнее следующее. Во-первых, нужны выборы членов Совета Федерации, чтобы потом их не дёргать. Да, мы должны обязательно оговорить критерии, кто может быть членом Совета Федерации; выбрать любого гражданина - это, наверное, будет неправильно, тут должен быть человек, который уже понимает, что такое субъект, что такое страна, он должен иметь соответствующий возраст, чтобы принимать серьёзные политические решения. Во-вторых, мы считаем, что неплохой конструкцией было, когда членами Совета Федерации были глава администрации по избранию и председатель заксобрания по избранию: это люди, которые облечены ответственностью за управление регионами, погружены в эти проблемы. Тогда снимается и проблема врио, потому что если кого-то назначили врио, то он уже по должности имеет право занимать пост члена Совета Федерации. Всё другие механизмы уже от лукавого. Мне кажется, что мы пытаемся приспособить важную должность под временные варианты - это неправильно. Мы не можем поддержать этот закон, так как считаем, что Совет Федерации имеет серьёзные полномочия, выполняет в стране важные задачи и нельзя делать из него как бы такой временный вариант. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта, и вот почему. Наша принципиальная позиция заключается в том, что граждане Российской Федерации достаточно сознательны и достаточно грамотны для того, чтобы полноценно избирать двухпалатный парламент в нашей стране. Мы, кстати, все хорошо знаем, что в далёком 93-м году, когда я был на стороне Верховного Совета, а события развернулись по-другому... Но часть авторов Конституции ведь подходила к ней исходя из некого сопоставления с Конституцией США, где, я напомню, нижняя палата вообще избирается сроком на два года, а верхняя палата, да, формируется сроком на шесть лет, но при этом избирается всенародно, - и мы видим совершенно другой порядок, который, к сожалению, возобладал по нашу сторону границы. Первая принципиальная позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" заключается как раз во всенародной выборности Совета Федерации. Второе. Нам говорят о том, что спустя долгие годы после того, как начал работать институт временно исполняющих обязанности, неожиданно возникла ситуация, при которой врио необходимо срочно взять и назначить кого-то на место представителя данного региона в верхней палате парламента. Собственно, почему, исходя из каких положений такая логика высказывается? Один пример, Самарская область, очевидно, не показателен, и не может правоприменительная практика меняться только исходя из примера одной территории, где, кстати, был назначен-то местный человек: господин Азаров - человек, который прекрасно знает Самарскую область, и в этом смысле нельзя приводить его в качестве примера, говоря о том, что в регионы посылаются люди, которые эти регионы подчас видят первый раз в своей жизни и поэтому не знают местной ситуации, местной картины, но при этом, оказывается, понимают, что действующий сенатор должен быть отправлен в отставку, а вместо него из действующего законодательного собрания другой местный человек должен стать в Совете Федерации представителем. Очевидно, что как раз временное исполнение обязанностей на то и временное, чтобы человек мог приглядеться, посмотреть, что к чему, прийти к каким-то выводам, посмотреть на работу, то есть принять спокойное, размеренное решение. Применительно, кстати, к истории с избирательными кампаниями (здесь справедливо был задан вопрос коллегами из ЛДПР) предлагаемое решение делает их более предопределёнными. Предопределёнными в том контексте, что резко усилится административный ресурс, поскольку возникает ещё один актор в ходе выборов, который может сказать, что он уже действующий сенатор от этого губернатора, и, соответственно, у него возникает глубочайшая мотивированность без всяких рисков - с точки зрения наличия альтернативных кандидатур, - с применением имеющегося у него в этом статусе административного ресурса активно продвигать в избирательной кампании соответствующие задачи и интересы. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", повторю ещё раз, проголосует против данного законопроекта. Мы исходим из того, что, во-первых, не видим его актуальности, а во-вторых, стоим на принципиальной позиции, что сенат должен всенародно избираться. Население Российской Федерации ничуть не дурнее, чем население в других странах мира, которое выбирает себе полноценный парламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Уважаемые коллеги, давайте послушаем позицию полномочного представителя президента. Гарри Владимирович, есть у вас позиция? МИНХ Г. В. Вы знаете, что у нас по всем вопросам есть точка зрения, просто я не всегда её публично высказываю, полагая, что Государственная Дума - это всё-таки площадка, на которой в первую очередь свою позицию должны депутаты высказывать. Тем не менее спасибо за такую возможность. Уважаемые коллеги, мы этот вопрос также внимательно анализировали. Здесь действительно есть проблема - это та самая правовая неопределённость, на которую нам часто указывает Конституционный Суд в своих решениях и которую нам необходимо преодолевать, понимая, что такая неопределённость имеется. И здесь, безусловно, имеет место в определённом смысле нестыковка двух основных начал, закреплённых в главе 1 Конституции: с одной стороны, Россия - это демократическое правовое государство, с другой стороны, Российская Федерация - это федеративное государство. С одной стороны, законопроект реализует конституционный принцип народовластия во всех его формах - и в прямой, и в представительной, - то, о чём коллеги говорили, то есть идею о необходимости направления в Совет Федерации человека, который прошёл электоральную проверку, получил мандат депутата законодательного органа власти субъекта, а с другой стороны, Конституция устанавливает, что все субъекты Российской Федерации равны, равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральной властью. И получается, что тот субъект Российской Федерации, который в силу разных обстоятельств имеет временно исполняющего обязанности главы субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица, в определённом смысле обделён: если от субъекта только один представитель - от законодательного органа власти, то, соответственно, элемент неравноправия явно прослеживается. Данная инициатива устраняет эту неопределённость, при этом, как абсолютно верно уже говорилось, в объёме полномочий у временного, неизбранного главы субъекта Российской Федерации есть только несколько изъятий и полномочие по назначению члена Совета Федерации в этих изъятиях не содержится. С одной стороны, в инструментарии такое полномочие есть, оно не исключено, а с другой стороны, применительно к порядку формирования такая норма точно не описана, и мы полагаем, что предложенное решение устранит эту неопределённость. Мы тоже считаем возможным поддержать эту инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Пожалуйста, полномочный представитель правительства. Позиция есть у вас по данному вопросу? СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, Правительство Российской Федерации поддерживает принятие данного проекта федерального закона в первом чтении. На наш взгляд, любые изменения, которые направлены на обеспечение ритмичной и бесперебойной работы одного из высших органов власти, должны только приветствоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Андрей Александрович Клишас, пожалуйста. КЛИШАС А. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Мы с моим соавтором, Андреем Викторовичем Кутеповым, благодарим вас за очень содержательное обсуждение нашего законопроекта. Вячеслав Викторович, если позволите, я очень коротко, по минуте буквально, прокомментирую... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, у вас такая возможность есть. КЛИШАС А. А. ...прокомментирую некоторые выступления представителей фракций. Врио - есть ли такое понятие в законодательстве? Сергей Владимирович Иванов задавал, по сути дела, этот вопрос в своём выступлении. Это понятие есть в том же самом законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...". Кроме того, сказали, что это делается под бывших руководителей регионов Королёва и Михайлова, но я хочу доложить Государственной Думе, что и Королёв, и Михайлов на сегодняшний день уже являются членами Совета Федерации, их полномочия подтверждены, они уже вошли в состав комитетов и работают в Совете Федерации как одной из палат парламента. Что касается того, что 17 человек могут быть назначены президентом, мы с вами абсолютно согласны. Мы не просто вспоминаем об этом, мы это помним ежедневно, но это право президента: когда президент решит воспользоваться своим правом, тогда и воспользуется, ни от Совета Федерации, ни от членов Совета Федерации, которые в том числе здесь перед вами стоят, это не зависит. Николай Васильевич, фракция КПРФ, выразил сомнение в отношении того, что врио должны обладать какими-то специальными полномочиями, предложил, чтобы член Совета Федерации, который был в тройке и уже назначен, продолжал исполнять свои обязанности. Николай Васильевич, мы с вами абсолютно согласны, никто члена Совета Федерации, или сенатора, как угодно, в отставку не отправляет, но если складывается такая ситуация, когда регион в Совете Федерации остаётся без представителя, то, конечно же, временно исполняющему обязанности нужно назначить своего представителя, руководствуясь в том числе положениями специального закона. Олег Васильевич Шеин, наверное, не совсем правильно нас понял. Мы привели в пример Азарова из Самарской области в качестве подтверждения тезиса, что правовая неопределённость может привести к тому, что кресло члена Совета Федерации пустует, человек отсутствует в течение достаточно длительного времени, а не в качестве подтверждения тезиса, что в регионы назначаются люди, которые до этого занимали другие должности в федеральных или региональных органах власти. Я прошу нас правильно понять: Самарская область - это пример именно того, как правовая неопределённость может остановить, в общем-то, процесс назначения члена Совета Федерации временно исполняющим обязанности. Вячеслав Викторович, я ещё раз хочу всех поблагодарить за обсуждение. Мы внимательно фиксировали замечания, которые были высказаны, и в рамках второго чтения готовы обсуждать с коллегами предложения, которые прозвучали. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", 11-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 57 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 59 чел.13,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Спасибо, уважаемый Андрей Александрович, коллеги, кто участвовал в рассмотрении этого вопроса.