Заседание № 261
О проекте федерального закона № 586641-5 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о подготовке единого Государственного доклада о положении детей и семей с детьми).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Ко второму чтению поступило шесть поправок, они редакционно-уточняющего содержания. Комитет все их рекомендует к принятию и просит поддержать эти поправки и сам текст законопроекта ко второму чтению. Законопроект очень позитивный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, мы сейчас 32-й вопрос рассматриваем, это законопроект "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". У меня здесь одна поправка. МИЗУЛИНА Е. Б. Извините, пожалуйста. Да, там одна поправка. Это о ежегодном докладе по вопросам семьи и детей, и там только одна поправка, рекомендуемая к принятию. Комитет поддерживает. Это тоже очень позитивный законопроект, правительственный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет необходимости обсуждать поправку? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 51 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принято. Выносим 32-й вопрос на "час голосования".
Пункт 32. Пожалуйста, во втором чтении голосуем. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 18 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается. Мизулина Елена Борисовна по ведению. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен к третьему чтению. Просим проголосовать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания? Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 51 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принято. Пункт 33 сначала голосуется во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 51 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 586641-5 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о подготовке единого Государственного доклада о положении детей и семей с детьми).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня в повестке под пунктами 25 и 26 стоят два законопроекта, которые касаются государственной детской политики, при этом законопроект из пункта 25 представляет собой просто формальное внесение изменений в статью 22 закона "Об основных гарантиях прав ребёнка...". Поскольку до завершения этой сессии не предполагается обсуждение ни в каком формате положения детей в Российской Федерации, я просила бы пригласить на обсуждение этого вопроса хотя бы уполномоченного по правам ребёнка Павла Астахова. Более того, в отсутствие единой государственной структуры - вряд ли министерство здравоохранения сможет предоставить нам полноценную общую информацию - можно было бы пригласить генерального прокурора, министра внутренних дел, министра образования. Если для этого нужно перенести обсуждение вопроса на следующий день, давайте это сделаем, Олег Викторович. Спасибо.
Депутат Останина предлагает пригласить на обсуждение пунктов 25 и 26 уполномоченного по правам детей Павла Астахова. Я не возражаю, пожалуйста, аппарат может связаться с ним. Если есть такая возможность, если он выразит такое желание, мы готовы видеть его в зале, пускай присутствует. Думаю, палата с этим согласится. Никто не возражает, коллеги? Не надо голосовать? Нет, принимаем. Пожалуйста, свяжитесь с господином Астаховым, передайте такое предложение.
24-й пункт мы уже рассмотрели, следующий - пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Топилин, официальный представитель Правительства Российской Федерации. ТОПИЛИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Данный законопроект содержит две новеллы, которые мы предлагаем на ваше обсуждение. Первая. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации готовится государственный доклад о положении детей. Мы, проанализировав практику подготовки таких докладов, которые разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития и направляются в правительство и палаты Федерального Собрания, увидели, что очень сложно эти доклады готовить вне связки с вопросами, отражающими ситуацию не только с положением ребёнка, но и с семьями, в которых растут дети. В связи с этим предлагается готовить государственный доклад - а готовится он ежегодно - не только о положении детей, он будет называться: Государственный доклад о положении детей и семей с детьми в Российской Федерации. Нам кажется, что это будет более комплексный документ, который, как я уже сказал, представляется ежегодно, в том числе и на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вторая новелла, которая этим в принципе небольшим законопроектом предусмотрена, - это технологизация и раскрытие конструкции подготовки самого доклада и его внутреннего содержания. Сейчас в законе у нас просто написано о том, что существует такой доклад. Мы, с тем чтобы более точно отразить в докладе и более точно собрать сведения, характеризующие положение детей и семей с детьми, предполагаем в самом законе написать, что Правительство Российской Федерации будет устанавливать требования к содержанию разделов доклада, системе показателей, которые будут на постоянной основе мониторироваться, порядок общественного обсуждения государственного доклада путём его размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, то есть на сайте министерства здравоохранения. Поэтому в законопроекте предусматривается вот такая технология подготовки доклада, его структуры, показателей и порядка обсуждения. Мы намерены в короткие сроки подготовить соответствующие проекты решений в случае одобрения данного законопроекта палатами Федерального Собрания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Елена Борисовна Мизулина сделает содоклад от комитета. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Максим Анатольевич дал очень подробное объяснение того, какой законопроект мы сейчас рассматриваем, я просто хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что, хотя в действующем законе на самом деле есть положение относительно того, что правительство представляет госдоклад о положении детей в Российской Федерации, эта процедура до сих пор была очень непрозрачной и никакой эффективности от этой нормы не было. Тот законопроект, за который мы сегодня имеем возможность все вместе проголосовать, во-первых, позволит нам получать информацию о положении не только детей, но и семей с детьми, потому что благополучие ребёнка зависит именно от семьи. Во-вторых, будут обязательными опубликование доклада на официальном сайте и организация его публичного обсуждения, в котором смогут принять участие и депутаты, и общественные организации. Ну и в-третьих, основные разделы, структура, показатели, параметры этого доклада тоже будут утверждаться правительством. Текст будет доступен для всех - значит, каждый из нас, депутатов, и каждый заинтересованный человек сможет представлять свои предложения к этому докладу. Это небольшой законопроект, но, по мнению комитета, знаковый, важный. Мы признательны правительству за то, что оно выступило с этой инициативой, и просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичный и чёткий доклад. Уважаемые коллеги, сообщаю, что по просьбе Нины Александровны Останиной мы обратились с приглашением к господину Астахову, но в настоящее время он отсутствует в стране и поэтому не сможет принять участие в нашем заседании. У вас вопрос или выступление? Пока вопрос. Пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Максиму Анатольевичу. Уважаемый Максим Анатольевич, вы говорили о том, что в короткие сроки будут представлены соответствующие проекты решений о критериях разработки доклада и так далее. Вот под короткими сроками что можно понимать? И не целесообразнее ли было бы всё-таки, чтобы мы, депутаты, вместе с вами обсудили критерии подготовки этого доклада, размещения материала? Я так полагаю, что сегодня мы принимаем чисто техническое решение о названии доклада. Мне непонятно, что такое публичное обсуждение. Хорошо, доклад будет официально размещён на сайте, а каков формат публичного обсуждения? Я несколько раз пыталась на заседании Государственной Думы поднять вопрос о приглашении уполномоченного по правам ребёнка Павла Астахова, вот сегодня согласились пригласить его на обсуждение проекта закона, но на отчёт о положении детей - не моги. Как вы считаете, не целесообразнее ли было бы в этой ситуации привлечь к подготовке этого доклада в том числе общественное?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТОПИЛИН М. А. Спасибо, уважаемая Нина Александровна. Первое, что я хотел бы заметить, - мы действительно уже подготовили проекты решений правительства по исполнению этой нормы законопроекта - мы обязаны делать это заблаговременно - и готовы направить их в профильные комитеты, с тем чтобы представители Государственной Думы высказали свои замечания и предложения по процедуре, по структуре доклада, по порядку его общественного обсуждения. Безусловно, мы всё время, готовя доклады в действующей конструкции, обсуждаем и направляем проекты докладов в том числе и различным негосударственным организациям - это обычная практика, просто она не закреплена, как я сказал, в действующих нормативных актах. Итак, мы в короткие сроки, в течение, допустим, недели готовы представить всем заинтересованным представителям Государственной Думы наши проекты решений и будем признательны за замечания и предложения по ним. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТОПИЛИН М. А. Правительство выпускает акты после того, как будет принят закон, сам выпуск актов предусмотрен после принятия закона. Как только закон будет принят, у правительства появятся полномочия по утверждению соответствующей структуры, порядка обсуждения, порядка размещения на сайте и так далее. Я сказал о тех проектах решений правительства, которые есть, мы их готовы представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нина Александровна, настаиваете на выступлении? Настаивает. Других рук я не вижу. Одно выступление - подводим черту. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В 2005 году Правительство Российской Федерации отчитывалось на заседании Комитета ООН по правам ребёнка, представляя там свой доклад о положении детей в Российской Федерации. Впервые на такого рода форуме была создана юридическая коллизия: не согласившись с теми цифрами, с той статистикой, которая была заложена в официальном докладе правительства, представители общественных организаций подготовили свой, альтернативный доклад о положении детей в Российской Федерации, и им было позволено огласить этот альтернативный доклад. Я думаю, что неловко чувствовали себя не только представители власти, неловко чувствовали себя все. Почему? Я не знаю, исходя из каких критериев верстался официальный доклад правительства, какие ответы на официальные запросы правительства были получены из регионов, но того факта, что главам территорий зачастую хочется каким-то образом представить ситуацию лучше, чем она есть, я думаю, не станет отрицать никто, поэтому я и задавала вопрос Максиму Анатольевичу. Всё-таки мы доверяем принятием данного законопроекта разработку системы показателей доклада, порядок разработки, общественного обсуждения и прочие вещи правительству, но опять вопрос: берёт ли Министерство здравоохранения и социального развития, уважаемый Максим Анатольевич, на себя ответственность за все те разделы будущего доклада о положении детей и положении семей с детьми, которые мы хотели бы всё-таки увидеть, чтобы иметь полноценную, полновесную картину положения детей в Российской Федерации? Посмотрите, ведь вы часто бываете на заседании нашего комитета - спасибо, что откликаетесь, - но когда мы задаём вам вопросы даже по одной проблеме, по организации летнего отдыха, вы говорите, что влиять напрямую на улучшение его организации ваше министерство не может, даже координировать работу не может, только собирает статистику. Максим Анатольевич, не получится ли так, что и сейчас министерство - судя по тому, что вы представляли проект этого закона, это Министерство здравоохранения и социального развития - берёт на себя непосильную ношу? Согласитесь, сегодня отсутствует какой-либо институт в исполнительной власти, который координировал бы работу в отношении детей и вообще проводил бы государственную политику по защите семей с детьми. Часть информации есть у вас, часть работы проводите вы, часть работы проводит министерство образования. Там, где неблагополучная семья, - понятно, что это сфера Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Роспотребнадзора и прочих структур. В этой связи хотелось бы знать: у нас в исполнительной власти когда-нибудь появится хотя бы один институт, где можно было бы получить всю информацию о том, как живут сегодня наши дети? И каким образом вы собираетесь тогда строить вот этот доклад? Что будет собой представлять общественное обсуждение? Мы знаем, что на сайте Минобрнауки был опубликован проект федерального закона "Об образовании", на сайте Минздравсоцразвития - проект федерального закона о здоровье, но при этом, невзирая на общественные обсуждения этих проектов, на обсуждение палаты они поступили примерно в том виде, в каком они вносились правительством. Кому нужна эта профанация? Поэтому любопытно было бы, конечно, получить ответ на вопрос: вот как будет обсуждать этот доклад Общественная палата, в каком формате Государственная Дума заслушает? Потому что, как правило, это сводилось к следующему: тайком у нас вот там, на столиках, как-то потихоньку появлялись доклады и нигде никогда не обсуждались. Действительно, вызывают сомнение многие цифры, которые есть в этом докладе, и, больше того, сам подход к формированию доклада. Вот мы сегодня получили доклад за 2008-2009 годы, а на дворе уже 2011 год заканчивается - с опозданием на два года! Ну что мы знаем о положении наших детей, с тем чтобы дальше политику выстраивать? Поэтому хотелось бы, первое, чтобы доклад был ежегодный: периодичность - один раз в год. Ну если появляется информация двухлетней давности - кому нужен такой доклад? Поэтому, Максим Анатольевич, и эти вещи должны были быть отражены сегодня в вашем докладе. Мы хотели бы об этом знать и слышать, потому что очень многое сегодня зависит от того, какие параметры на будущее задаст наша власть. Если в этом глянцевом докладе всё будет здорово, то вряд ли тогда можно рассчитывать на помощь федерального центра нашим регионам. Ведь сегодня вся политика, которая касается семей с детьми, является полномочием субъектов Федерации, а получается, что наше министерство только собирает статистику в субъектах, не оказывая никакой поддержки этим субъектам. Для меня эта ситуация печальная. Мы поддержим этот закон, безусловно, но хотели бы внести свои поправки, которые я отразила в выступлении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, других выступлений нет. Настаивает ли на выступлении представитель президента? Не вижу. Представитель правительства? Также нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
25-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 51 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принято.