Заседание № 233
18.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 585565-8 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (о порядке исполнения наказания в виде исправительных работ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3792 по 4065 из 5450
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад... Да, мы будем рассматривать 18-й и 19-й вопросы одновременно, с одним докладом и содокладом. Значит, 18-й я огласил. 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Доклад и содоклад одновременно Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторским коллективом действительно подготовлены два проекта законов. Один из них - это изменения в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, второй - это соответствующие изменения, развивающие эти положения, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Они объединены одним смыслом, одними сутевыми предложениями, и суть их заключается в следующем. С 1 января 2017 года в Российской Федерации введён новый вид уголовного наказания - принудительные работы. Это одно из предложений, которые изложил Президент Российской Федерации в ходе Послания Федеральному Собранию Российской Федерации. На сегодняшний день согласно части первой статьи 53-1 Уголовного кодекса наказание в виде принудительных работ - это альтернатива лишению свободы, назначается в соответствии с частью второй статьи 53-1 путём замены осуждённым наказания в виде лишения свободы. Годы реализации судебной и правоприменительной практики, использования принудительных работ в качестве вида наказания подтверждают целесообразность определения принудительных работ как самостоятельного вида наказания, без предварительного назначения лишения свободы. Практика исполнения наказания в виде принудительных работ свидетельствует о положительном его превентивном воздействии. Хотел бы подчеркнуть, что уровень повторной преступности среди данной категории осуждённых по итогам 2022 года составил 0,58 процента, что в 4 раза ниже аналогичного показателя среди иных категорий осуждённых без изоляции от общества. Осуждённые обладают высокой мотивацией к правопослушному поведению, демонстрируют добросовестное отношение к труду, отбывают наказание в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали и были осуждены. Я ещё раз подчеркну, что мы, разрабатывая нормы этого законопроекта, тесно взаимодействовали с правоохранительными органами, с Министерством юстиции и уголовно-исполнительной системой, с Верховным Судом, в том числе мы запросили к пленарному заседанию свежую статистику. Так вот, по состоянию на 19 июля 2024 года в стране действует 409 исправительных центров и участков, функционирующих как исправительные центры, с общим лимитом наполнения 50 974 места. Условия отбывания принудительных работ позволяют осуждённым сохранять социальные связи, передвигаться без конвоя, находиться в свободное от работы время в ИЦ, оборудованным всем необходимым, обеспечивать себя одеждой, обувью, питанием за счёт заработной платы, использовать мобильные телефоны и компьютеры. Привлечение к оплачиваемому труду обеспечивает возможность возмещения вреда, причинённого преступлением. И напомню, закон требует погасить ущерб государству, ну и, собственно говоря, потерпевшим в рамках конкретного уголовного дела. При этом уровень рецидивной преступности, я уже пояснил, существенно ниже. Развитие сети ИЦ привело к росту количества вынесенных судами приговоров о назначении принудительных работ в качестве основного вида наказания. Вот если взять статистику за 2021, 2022 и 2023 годы, то цифра к 2023 году увеличилась в 3 раза. Это говорит о востребованности и значимости такого вида наказания, что, в свою очередь, способствует исключению распространения криминальной субкультуры среди осуждённых. Кроме того, следующее наше предложение, наряду с изложенным законопроект направлен на разрешение проблемного вопроса, возникающего при исполнении наказания в виде исправительных работ, - мы предлагаем назначать исправительные работы, только если осуждённый имеет основное место работы. Сегодня по закону он может иметь основное место работы, а может и не иметь, и тогда уголовно-исполнительная система должна принять соответствующие меры, для того чтобы он был трудоустроен. Но вот в чём проблема: нетрудоустроенные осуждённые в большинстве своём ведут асоциальный образ жизни, у них сформирована отрицательная позиция к трудовой деятельности, что приводит к нарушению порядка отбывания наказания и последующей замене наказания более строгими видами - либо принудительными работами, либо уже лишением свободы. Согласно правовой регламентации исполнения наказания в виде исправительных работ фактически обязанность трудоустройства возложена на уголовно-исполнительные инспекции, что, собственно говоря, нехарактерная для них функция, и здесь возникают многие практические проблемы. Так вот статистика о чём говорит? В 2022 году в уголовно-исполнительную систему соответствующие судебные решения по исправработам поступили в отношении 60 157 осуждённых, из них 54 процента не имели места работы, и с трудом удавалось их - и далеко не всех - трудоустроить. Процент по 2022 году: осуждённым к исправительным работам, не имеющим места работы, выдано 77 951 предписание о трудоустройстве, но около 44 тысяч так и не были трудоустроены. Две третьих, коллеги, две третьих не были трудоустроены! И мы делаем соответствующий вывод и предложение: лицам, не трудоустроенным на момент вынесения судебного решения, целесообразно назначить наказание в виде принудительных работ. Процент трудоустройства осуждённых к принудительным работам составляет 99 процентов. Причины... Я уже об этом сказал. Ну и третий блок вопросов - это, собственно говоря, те 45 составов Уголовного кодекса, где мы предлагаем расширить санкции, добавив принудительные работы. Позиция комитета. Комитет поддерживает концепции этих законопроектов. В то же самое время отмечаем, что надо изучить тему о том, что вот в ряде составов УК, УПК у нас предусмотрен единственный основной вид наказания в виде лишения свободы, и с учётом обратной силы закона, который смягчает наказание, нам надо эту тему рассмотреть, чтобы это не привело к потенциальной возможности добиться более мягкого наказания лицам, которые были уже осуждены к лишению свободы. В отношении норм Уголовно-исполнительного кодекса, ввиду того что потребуется принятие подзаконных актов нормативно-правового характера, мы всё-таки считаем, что надо рассмотреть отлагательную норму вступления в силу предложений федерального закона. И о позиции коллег. Правительство заявило о том, что законопроект направлен на совершенствование институтов исправительных и принудительных работ, представляется актуальным, заслуживает внимания. Официальный отзыв Верховного Суда: с учётом направленности данных новелл на устранение проблемных вопросов, возникающих при исполнении наказания в виде исправработ лицами, не имеющими основного места работы, законопроект поддерживается. Поддержан законопроект и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а также коллегами из Комитета по обороне и комитета по социальной политике. Замечаний у Правового управления тоже нет. Просил бы поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Два законопроекта одновременно мы рассматриваем. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Даниил Владимирович, вот один практический вопрос. Как потенциально годный или готовый к исправительным работам будет подтверждать то, что он имеет место работы? Вот он сидит в колонии - он что, должен найти себе работодателя на территории, где предполагается исправительный центр, сам заключить договор, так как, я так понял, уголовно-исполнительная инспекция, её представители исключаются из этого процесса, и только после этого получить право на данную меру наказания? Или как это вообще будет выглядеть? Либо, если это основное наказание и он не работал до этого, то для него, для безработных однозначно будет только лишение свободы? БЕССАРАБОВ Д. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Ещё раз поясню наши предложения. Мы предлагаем использовать исправительные работы как основной вид наказания. Уже на этапе, когда идёт предварительное следствие, собственно говоря, исследуются все обстоятельства, имеющие юридическое значение, характеризующие личность, в том числе наличие у него места работы. Если имеется место работы - одна история, если нет - тогда исправительные работы не назначаем, назначаем принудительные работы. Вот об этом речь. В момент вынесения приговора суда эти данные уже имеются, работает человек или не работает, и суд уже применяет то или иное наказание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Даниил Владимирович, спасибо. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция поддержит представленные законопроекты. И хотелось бы авторам пожелать продолжить работу - может быть, во втором чтении более активно прописать использование принудительных работ в качестве наказания вместо отбытия какого-то срока в тюрьме, вместо многочисленных предупреждений, штрафов вот этим нерадивым, образно говоря, васькам, которые на эти штрафы и предупреждения плевали, образно говоря. Я говорю, например, о многочисленных таких правонарушителях будь то административное законодательство, ну, или там уголовное. Посмотрите, допустим, вот на этих гонщиков без правил без прав, там, под воздействием каких-то, может быть, препаратов: они на все эти штрафы, на предложения, там, пройти проверку как плевали, так и продолжают плевать. Вот на принудительные работы, например, в качестве водителя в Курской области - сейчас там очень нужны такие дерзкие водители, которые адреналина ищут, - их можно и должно направлять. Многочисленных, знаете, нарушителей порядка, таких вот тоже искателей приключений, таких бойцов без правил, таких накачанных, которые тут с оружием, по всей Москве разъезжают и показывают свою удаль, вот этих бойцов тоже туда, на новые территории, значит, кого - копать, кого - возить, кого - охранять. Вот я бы предложил вообще сейчас сделать это чуть ли не основным вариантом наказания, ну, вот за такие мелкие, пока ещё не уголовные, там, жёсткие преступления назначать принудительные работы в массовом порядке, и не здесь, на территориях Москвы, других регионов, а вот там, где рабочие руки, вот такая "удаль молодецкая" очень нужны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бутина Мария Валерьевна. БУТИНА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, добрый день! Позвольте мне внести некоторую ясность, потому что, может быть, из-за терминологической сложности мы не совсем правильно понимаем, что есть принудительные, что есть исправительные работы. Принудительные работы проводятся в исправительных центрах, это специально отведённый участок, он всегда существует на какой-то основе, при каком-то работодателе, например при обувной фабрике (я сейчас привожу вам конкретный пример из Кировской области - эта инициатива родилась у меня и моих коллег не случайно, она пришла действительно из региона). Итак, принудительные работы - это когда человек направляется в исправительный центр работать на участке, где он получает, как правило, рыночную заработную плату, но не ниже минималки. Что касается исправительных работ, вы обратили внимание, что в законопроекте указано: если у человека уже есть основное место работы, то есть исправительные работы он проходит там, где работал ранее. Теперь что касается инициативы. Инициатива на самом деле, коллеги, важнейшая. Что происходило раньше? Первое, это, условно говоря, "путешествие" по стране. Человеку выносили приговор в виде лишения свободы, он отправлялся на зону, там ему искали исправительный центр, где будут проходить принудительные работы, формировалась документальная база, снова проводилась оценка личности - всё это время он находился на государственном обеспечении в местах лишения свободы, - потом его направляли, причём направляли его в ближайший исправительный центр, а потом начинались жалобы: очень просят, как правило, перевести туда, где семья, ведь пребывание в исправительном центре означает, что человек может видеться с семьёй, ну и так далее. То есть возникала целая цепочка, огромное количество вовлечённых в это дело лиц, хотя можно было это упростить, назначая сразу, если человек квалифицирован, принудительные работы. Теперь, как сказал мой коллега, это возможно. Второй момент, касающийся исправительных работ, - человек уже имеет основное место работы, ему не нужно искать дополнительно работу, у него есть работа, он сразу может там проходить по решению суда исправительные работы. Я позволила себе несколько отклониться от текста своего выступления, чтобы внести эту ясность, потому что я сама в этом разбиралась и поняла только на месте, вот когда, собственно, приехала в город Кирово-Чепецк Кировской области, где до меня донесли сотрудники ФСИН эту проблему. Мы всё сопоставили, проработали законопроект. И я буду очень признательна, если вы его поддержите. Все необходимые поправки будем готовы внести. Ещё раз благодарю вас, спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 23 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 56 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.