Заседание № 209
О проекте федерального закона № 584141-6 "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся административного выдворения или депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", здесь совсем короткое название. Докладывает Михаил Иванович Сердюк. Пожалуйста. СЕРДЮК М. И. Большое спасибо за слова поддержки, которые были сказаны по предыдущему проекту закона. То, что эти законопроекты включены в повестку дня первого заседания этой сессии, - это всё-таки оценка значимости, серьёзности, и рано или поздно, я уверен, может быть, в другой форме, от этой практики уйдут, а рассмотрение той темы, которую мы сегодня затронули, действительно не пройдёт бесследно. Этот законопроект касается незаконной миграции, точнее говоря, даже не регулирования самого процесса, а тех бездумных, глупых расходов, которые несёт наша страна. Сегодня мы несём финансовую ответственность за того нерадивого работодателя, который принимает человека без временной регистрации, без разрешительных документов на работу, ФМС выявляет этот факт, а государство его депортирует за свой счёт. За 2014 год, к сожалению, нет полной статистики, но в 2013 году это обошлось нам с вами в полтора миллиарда рублей из государственной казны. Полтора миллиарда - это как минимум семь детских садов. Нужно нам нести эти расходы или нет? Думаю, что нет! Во многих странах существует норма, в соответствии с которой работодатель, принявший на работу человека без надлежащих документов, по сути нелегального мигранта, должен за счёт своих средств оплачивать эти расходы. У нас же получается наоборот: нерадивый работодатель извлекает из этого, практически рабского труда доход, получает, что называется, барыш, а государство все его финансовые риски, связанные с депортацией, принимает на себя. Абсолютно нелепая ситуация, нелогичная, нерациональная, и аналогичных примеров, наверное, нигде не найти! Предлагается все эти расходы, независимо от того, на каких основаниях в этом году работодатель должен принимать на работу и так далее, возложить исключительно на нарушителей, но никак не на государство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Подробно в своём докладе наш уважаемый коллега, Михаил Иванович Сердюк, доложил о мотивах внесения данного законопроекта. Хотел бы добавить, что на законопроект поступили концептуальные замечания Правового управления. Законопроект не поддерживается в официальном отзыве Верховного Суда Российской Федерации, не поддерживается профильным комитетом Совета Федерации. Наш комитет в своём заключении отмечает, что в действующем законодательстве есть нормы, полностью регулирующие эти вопросы, вопросы возмещения бюджетных расходов в связи с выдворением и депортацией иностранных граждан. Можно было бы согласиться с уважаемым коллегой, но в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" такие статьи, как 13-2, 13-5, 18, 31 и 34, полностью регламентируют, ещё раз повторяю, эти вопросы. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вот какое начало бурное. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к уважаемому Ризвану Данияловичу. Да, действительно, такой закон есть, это закон № 115-ФЗ, который возлагает на работодателей обязанность при соответствующем решении суда оплачивать эти все расходы. У вас очень серьёзный комитет и вы серьёзный человек - скажите, не могли бы вы привести цифры за истекший год, сколько было таких судебных исков со стороны государства в адрес работодателей и какую сумму государство возместило за нарушение работодателями действующего законодательства? Я должен сказать, что Михаил Иванович Сердюк привёл цифры, и довольно убедительные цифры, сумму назвал - 1,5 миллиарда рублей, что государство потратило на это, а... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д. Спасибо большое за вопрос. Хотел бы привести те самые статьи, на которые я обратил ваше внимание в выступлении, но не стал приводить, полагая, что в основной массе наши коллеги наверняка не в первый раз сталкиваются с этой проблематикой и знают, что в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" существуют такие статьи - хотелось бы их привести, зачитать, так сказать. Статья 13-2 и статья 13-5 названного закона: работодатель и заказчик услуг должны письменно подтверждать свои обязательства по оплате расходов, связанных с возможным административным выдворением или депортацией, то есть они заблаговременно письменно соглашаются с этим пунктом. Дальше - пункт 5 статьи 31, пункт 1 статьи 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан...", согласно которым депортация и административное выдворение в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законом порядка, осуществляются за счёт пригласившей стороны. Дальше - пункт 5 статьи 18 того же самого федерального закона, где говорится, что в случае нарушения порядка привлечения иностранного гражданина к работе средства, затраченные из бюджета на выезд иностранного гражданина, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя по иску органа, исполняющего постановление о соответствующем административном выдворении. Дальше - согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 18 работодатель либо заказчик услуг, пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязаны оплачивать расходы, связанные с депортацией и административным выдворением, в случае нарушения порядка привлечения к труду. Я думаю, уважаемые коллеги, этого перечня вполне достаточно, для того чтобы понимать, что данный аспект, ещё раз повторяю, полностью регламентируется действующими нормами законодательства. Что касается статистики, здесь вы абсолютно правы, к статистике, так сказать, мы относимся... Мы можем запросить и в рабочем порядке привести вам эти данные, но я уверяю вас, что в зале не найдётся ни одного человека, который при любой статистике не согласился бы с тем, что перечень, изложенный мною в настоящий момент, вполне достаточен, чтобы регулировать все эти процессы. Надеюсь, что автор этого законопроекта тоже знал об этих нормах, но почему-то их не учёл в ходе доклада. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Михаилу Ивановичу. Прежде всего хочу заметить, что вы зря оцениваете свои законопроекты, включённые в сегодняшнюю повестку, как значимые, серьёзные, скорее всего, это из-за отсутствия целенаправленной работы по выходу из кризисной ситуации. И рабский труд... вы знаете, в рабы не нанимаются, эти люди добровольно идут. Ну я всё-таки хотел бы знать: за чей счёт вы пытаетесь всё это сделать? То, что Ризван Даниялович статистику не привёл, говорит о следующем: если вы хотите эти деньги взять с того, кого привлекли к работе, то у него их нет, он их уже давно отправил за рубеж, к себе на родину, если вы хотите их взять с работодателя, то, как вы сказали, при таком рабском труде у них даже трудовые отношения не оформлены, значит, тоже невозможно привлечь. Как мы их вообще выдворять будем? Не получится ли так, что они вообще все у нас останутся в приёмниках? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И. Не совсем так, Сергей Владимирович. Сам факт фиксации незаконных трудовых отношений всё-таки происходит по инициативе ФМС, и мы имеем в виду лишь те случаи зафиксированных депортаций, когда факт трудовых отношений граждан с работодателями установлен - законно, незаконно, он установлен, - и депортируют, как правило, только таких граждан. Тех, кого, что называется, не поймали, соответственно, не депортируют, и они продолжают работать. Что касается первой части вашего вопроса, того, за счёт самих ли работников выдворяют, могу вас всё-таки к тексту законопроекта адресовать, и там написано, что это происходит за счёт работодателя. Что касается существующей практики. Ризван Даниялович уже говорил, это действительно так, практика весьма плачевна, действующие нормы не работают, и поэтому таких цифр не существует. Признаться честно, с учётом текущей экономической ситуации некая актуальность вопроса о нелегальных мигрантах, приезжающих в Россию, конечно, спадёт, такого их количества просто не будет на территории страны, поскольку обесценивание национальной валюты привело к тому, что большинству просто нецелесообразно здесь находиться и работать, но это не относится к тексту законопроекта и к нормам регулирования, хотя мы можем, в общем-то, на этом ещё не один год всё-таки "пожинать" плоды в результате бездействия и платить полным рублём из государственного бюджета за их депортацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Спасибо. Вопрос Ризвану Данияловичу. Вы убедительно ссылаетесь на статьи действующего федерального закона, но докладчик привёл примеры, свидетельствующие о том, что данные нормы на сегодняшний день явно не работают. У меня такой вопрос: готовы ли вообще рассматривать данный вопрос и какие меры - если не эти, то какие другие - вы предлагаете, чтобы это урегулировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д. Спасибо большое за вопрос. Из самого смысла вашего вопроса следует, что речь идёт о правоприменительной практике. И тогда у меня просто встречный вопрос и к вам, и к автору: а где гарантии, что в случае принятия, так сказать, этот закон будет исполняться? Если речь идёт о необходимости воздействия на исполнителей, то давайте вместе как-то думать об этом, работать, направлять запросы, обозначать это, то есть не просто здесь выступать в формате докладов, вопросов-ответов, а, используя наш депутатский статус, и статистику запросить, и спросить, почему данная норма где-то, как вы говорите, не работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 05 сек.) Проголосовало за 152 чел.33,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел.66,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 584141-6 "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся административного выдворения или депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По просьбе авторов прошу рассмотрение вопросов 60 и 61 перенести на январь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Так, просьба перенести 60, 61 и 45-й вопросы. Нет возражений.