Заседание № 12

13.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 583865-5 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также установления дополнительных составов административных правонарушений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5180 по 5547 из 6091
Переходим к обсуждению следующего вопроса. Пункт 21 повестки дня, проект        
федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сделает       
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы говорим в       
настоящее время о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи    
4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях", внесённом Думой Ставропольского края. Комитет по              
конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел   
представленный законопроект и отмечает следующее.                               
                                                                                
Согласно пояснительной записке целью представленного законопроекта является     
повышение эффективности применения мер административного воздействия за         
нарушение бюджетного законодательства. Для реализации поставленной цели         
законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса     
Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих     
увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за     
нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации до трёх лет, а       
также устанавливающих дополнительные составы правонарушений, указанных в        
статье 15.14 кодекса, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств    
и средств государственных внебюджетных фондов.                                  
                                                                                
По мнению авторов законопроекта, увеличение срока давности привлечения к        
административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства       
Российской Федерации, установленного статьёй 4.5 кодекса, с одного года до      
трёх лет вызвано необходимостью пресечения возросшего числа фактов нецелевого   
использования бюджетных средств.                                                
                                                                                
Мы неоднократно обсуждали данный законопроект, мнения, объективно говоря,       
были различные. Вместе с тем в результате мы пришли к следующему выводу.        
Следует отметить, что в сопроводительных материалах к законопроекту не          
приводятся конкретные статистические данные, свидетельствующие об               
актуальности рассматриваемой проблемы для Российской Федерации в целом.         
                                                                                
Следующий момент. При подготовке законопроекта не учтено, что сроки давности    
привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5      
кодекса, обуславливаются необходимостью оперативного назначения наказания,      
поскольку затрагивают финансовые интересы государства, а также необходимостью   
предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем,      
так и другими лицами.                                                           
                                                                                
Комитет отмечает, что за преступления, предусмотренные статьями 285-1           
"Нецелевое расходование бюджетных средств" и 285-2 "Нецелевое расходование      
средств государственных внебюджетных фондов" Уголовного кодекса Российской      
Федерации, срок давности привлечения к уголовной ответственности,               
установленный статьёй 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, не            
превышает двух лет.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы обратить внимание на то, что Конституционный Суд    
Российской Федерации в постановлении от 24 июня 2009 года № 11-П указал, что    
целью установления соответствующих сроков давности привлечения к                
административной ответственности является как обеспечение эффективности         
реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной          
организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой         
стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица,     
совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия,    
поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на    
неопределённый срок или слишком длительный срок.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, заключение комитета у вас имеется, поэтому я не буду         
называть другие позиции. Мы полагаем, что данный законопроект должен быть       
отклонён.                                                                       
                                                                                
И последнее, что хотелось бы сказать. Уважаемые коллеги, сроки давности, в      
течение которых могут рассматриваться административные дела или                 
расследоваться уголовные дела, конечно, имеют определяющее значение. Слишком    
большое увеличение такого срока давности предоставляет возможность              
правоохранителю, используя механизмы сроков рассмотрения и расследования,       
затягивать соответственно рассмотрение и расследование. И с моей точки          
зрения, в целом ряде случаев при расследованиях уголовных дел, которые длятся   
годами - и иногда это объясняется тем, что это якобы сложные уголовные дела,    
- имеет место злоупотребление этими сроками давности, а следственные действия   
с обвиняемыми либо не проводятся, либо излишнее время даётся на проведение      
экспертиз. Мы, конечно, говорим о сроках давности по административным делам,    
но тем не менее то же самое относится к срокам давности по уголовным делам.     
Это заслуживает внимания и исследования Государственной Думой, поскольку это    
приводит реально в целом ряде случаев к нарушению прав граждан Российской       
Федерации. С нашей точки зрения, того количества следственных работников,       
которое имеется в настоящее время в Следственном комитете, в МВД Российской     
Федерации, вполне достаточно для расследования уголовных дел вовремя.           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к Владимиру Николаевичу? Да, есть. Давайте запишемся.          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Пожалуйста, список покажите.                                                    
                                                                                
Андрей Николаевич Свинцов.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Уважаемый господин Плигин, вот поясните, пожалуйста, ещё раз      
свою позицию. Вы говорите, что сейчас срок - два года, и следственные органы,   
иногда, наверное, чем-то замотивированные, специально затягивают сроки          
расследования, тем самым выходят за рамки этих двух лет и прекращают дела об    
административных правонарушениях, но, с другой стороны, вы вроде как бы с       
этим согласны, то есть вы сами себя по руке бьёте. Вы распускаете коррупцию,    
допускаете, чтобы главы администраций - а я сам до избрания депутатом           
Государственной Думы был депутатом муниципального собрания и всё это видел      
собственными глазами... Люди тратят деньги, распределяют их по муниципальным    
предприятиям, потом заволакивают всё это дело - и деньги все теряются. Два      
года - это слишком маленький срок. Как вас понимать?                            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, я вынужден вас просить взять          
стенограмму заседания Государственной Думы, в частности стенограмму вашего      
вопроса. Когда вы возьмёте стенограмму вашего вопроса, мы его предметно         
разберём по тем понятиям, которые вы употребили, и тогда точно найдём           
взаимопонимание. К сожалению, сейчас ваш вопрос не позволяет мне на него        
ответить, поскольку речь идёт не о следствии, а об административных             
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Николаевич, вот только сегодня Счётная палата,          
Степашин выступал и приводил цифры, что нецелевое использование бюджетных       
средств из года в год растёт. Он конкретные цифры приводил и показал,           
насколько это страшный ущерб наносит интересам и народа, и бюджета.             
                                                                                
На уровне регионов, муниципальных образований, наверное, согласитесь, та же     
картина: каждый год увеличивается нецелевое использование бюджетных средств.    
За рубежом за это привлекают чиновника и через пять, и через десять, и через    
большее количество лет, если он украл и как-то не по целевому использовал       
деньги, он несёт ответственность. Почему за рубежом допускают такую             
возможность, а вы не допускаете? У нас же больше просто-напросто воруют. Или    
что-то взамен предложите. Что, они там глупее нас, за рубежом?                  
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Владимир Николаевич, я согласен с тем, что данные лица             
привлекаются и должны привлекаться в рамках расследования уголовных дел.        
Сроки по многим составам, в частности по хищению, по мошенничеству, являются    
очень большими, и это позволяет привлекать данных лиц к уголовной               
ответственности.                                                                
                                                                                
Что касается сроков административной ответственности и вообще... Когда я        
говорил о сроках расследования, не о сроках привлечения, а о сроках             
расследования, я говорил о необходимости компактности, точности этого           
процесса, это тоже имеет очень большое значение. Для уголовных дел несколько    
иные сроки, и вы, кстати, можете поставить вопрос об увеличении сроков.         
                                                                                
Что касается административных дел, комитет неоднократно ставил вопрос и         
изучал эту проблему, какой срок считать оптимальным. Мы остановились на том,    
что для исключения дополнительных бюрократических процедур и                    
неопределённостей действующая статья достаточна в настоящее время, это          
заставляет органы принимать необходимые меры.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, наверное, вы согласитесь, что        
бюджет России принадлежит всему государству и, в частности, каждому из нас, а   
тот чиновник, который использует с нарушениями бюджетные средства, наносит      
ущерб в какой-то небольшой степени каждому из нас. Так, может быть, было бы     
разумнее вообще убрать срок давности для таких административных дел, которые    
касаются нарушений бюджетного законодательства? Это первое.                     
                                                                                
И для примера я вам расскажу, как, используя норму срока давности, уходят от    
административной ответственности, допустим, лица, которых лишают прав.          
Сотрудник ДПС составляет неправильно протокол, направляет его в суд, в суде     
протокол рассматривают, направляют обратно в подразделение ДПС для доработки    
и обязывают вызвать водителя. Водитель не приходит, всё это тянется, через      
два месяца права возвращаются.                                                  
                                                                                
Используя эту норму, можно избежать вообще ответственности, нанося ущерб        
каждому из нас, не только здесь сидящему, но и каждому гражданину Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, что касается второй части вашего     
вопроса, о сроках привлечения к ответственности за нарушение Правил дорожного   
движения в рамках главы 12. Я очень прошу вас не забыть, что вы задали этот     
вопрос, и поставить его на заседании рабочей группы, которая будет              
создаваться в комитете. Вопрос имеет принципиальное значение, а для нас очень   
важно, что не только комитет является автором этого вопроса, но и вы в том      
числе.                                                                          
                                                                                
Что касается первого вопроса, то неопределённость сроков привлечения к          
ответственности за те или иные правонарушения, в данной ситуации я имею в       
виду и административные, и уголовные, приводит в том числе к дополнительному    
расходованию бюджетных средств. Поэтому, с одной стороны, конечно же, имеет     
значение наказание, но, с другой стороны, процедуры, которые с этим связаны,    
должны быть компактными. Эти процедуры, их компактность обеспечивается как      
законодательством, так и повышением ответственности должностных лиц, которые    
этими процедурами занимаются.                                                   
                                                                                
Поэтому в следующий раз, когда здесь будут выступать должностные лица, я        
просил бы вас поставить вопрос о той временной загрузке, с которой работают     
эти лица и их подчинённые, например конкретные лица, рассматривающие те или     
иные административные или уголовные дела. Смею вас заверить, мы найдём очень    
много пустот, которые можно заполнить действительно работой.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Присаживайтесь,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Коллеги, есть желающие выступить? Прошу записаться.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Пожалуйста, список покажите.                                                    
                                                                                
Андрей Николаевич Свинцов.                                                      
                                                                                
Свинцов А. Н. Уважаемые коллеги, господин Плигин как бы одёрнул меня, а тем     
не менее вопрос-то всё равно остался. Вот он, докладывая, утверждал, что        
сохранение двухгодичного срока для преступлений административного характера -   
это как бы забота о тех следователях или дознавателях, в общем, о тех лицах,    
которые занимаются этими преступлениями, и это как бы для того, чтобы они       
поэнергичнее работали. Но закон-то совершенно о другом - о сроке давности.      
                                                                                
Вы понимаете, в январе, скажем, глава города, глава района или ещё какое-то     
должностное лицо втихомолку переправляет деньги какому-то своему ГУПу, потом    
эти деньги теряются, ГУП банкротится, ещё что-то происходит, и вроде это не     
должностное преступление, то есть не уголовное: человек направил денежные       
бюджетные средства в какую-то организацию, потом выясняется, что,               
оказывается, по этому бюджетному, так сказать, траншу не было никаких           
решений, например, совета депутатов. Я вот сам был депутатом Совета депутатов   
муниципального образования Лыткарино Московской области, и мы каждое решение    
голосовали, но были случаи, когда деньги уходили и без нашего ведома. Мы        
обращались в прокуратуру, иногда прокуратура сама находила такие факты,         
обращалась к нам в совет с просьбой, чтобы мы приняли то или иное решение,      
прокуратура выносила протест, и мы отменяли решение даже совета, потому что     
порой он тоже принимает неправомерные решения, поскольку в советы, как вы       
знаете, партия власти умудрилась везде, по всей стране напихать учителей,       
врачей - специалистов высокопрофессиональных, но исключительно в узких          
сферах. То есть, может быть, он прекрасный учитель, замечательный доктор, но    
когда в совете депутатов города десять врачей и десять преподавателей из        
двадцати человек, то, наверное, они не самые профессиональные законодатели и,   
наверное, они не всегда профессионально могут оценить, законный акт, который    
они выносят, или не очень законный. И вот я, будучи год депутатом               
муниципального образования, на каждом заседании видел помощника прокурора,      
который каждый раз приносил нам тот или иной протест на тот или иной акт,       
который принимали до нас, потому что я пришёл в новый совет и до нас совет,     
действующий пять лет, понапринимал такого, что каждый раз мы по пачке           
отменяли.                                                                       
                                                                                
Поэтому здесь срок давности именно по преступлению, это не то же самое, что     
срок расследования преступления. Вот сроки расследования для наших органов,     
полиции, МВД, может быть, и нужно ставить жёстче, я не спорю, чтобы они не      
засыпали, чтобы они, так сказать, занимались реальным делом, а не крышеванием   
казино. Мы видели, как прокуроры всей Московской области хором занимаются       
крышеванием казино.                                                             
                                                                                
Вот мне на телефон до сих приходят эсэмэски, оказывается, у нас по всей         
стране куча подпольных казино. Мне приходят эсэмэски - я обращаюсь в органы     
МВД, но реакции нет, оказывается, что эти эсэмэски сложно проследить и так      
далее. Вот у нас чем занимаются органы МВД.                                     
                                                                                
А продление именно сроков давности, то, о чём мы сегодня говорим и что этот     
законопроект предлагает, даст нашим органам следствия возможность как можно     
подальше заглянуть, потому что не всегда они могут оперативно информацию        
получить. У нас несколько десятков тысяч муниципалитетов, и муниципальные       
депутаты принимают такие законы и отправляют деньги по таким адресам, что ни    
один прокурор, как говорится, в ежедневном формате не в состоянии это           
проконтролировать. И вот именно такая информация иногда может через год         
прийти, в конце года, предположим. Когда верстается и голосуется новый бюджет   
будущего года, депутаты, наиболее внимательные, смотрят: у нас в этом году      
были отправлены деньги в неизвестном направлении, вот есть статья, давайте      
разберёмся, как они были израсходованы. В следующем году поднимается вопрос     
правильности расходования средств, и выясняется, что эта организация уже не     
существует или ещё что-то с ней произошло. После этого идёт сигнал в            
прокуратуру. Пока прокуратура разбирается, выясняется, что срок давности        
прошёл, - всё, значит, глава администрации чистый, хороший и никаких            
претензий к нему нет.                                                           
                                                                                
Поэтому здесь с точки зрения именно правопорядка мы с вами заинтересованы,      
чтобы были увеличены сроки давности по таким преступлениям, а я подчёркиваю,    
что это преступления бюджетного формата, когда тратятся бюджетные деньги,       
народные деньги, деньги наших налогоплательщиков. И фракция ЛДПР всегда         
говорит о том, что надо по таким форматам преступлений сроки давности делать    
максимально длинными, чтобы при смене, например, прокурора района или           
начальника ГУВД района, области или города была возможность как можно дальше    
копнуть.                                                                        
                                                                                
Вот вам простой пример с Лужковым Юрием Михайловичем. Долгие годы сидел -       
было всё чисто, только его пинком под зад - сразу Счётная палата нам здесь      
сегодня на экране показала: 280 миллиардов рублей только по транспорту, а       
ведь в городе Москве не только же транспорт. Вы представляете, 280 миллиардов   
нецелевых денег только по транспортным вопросам города Москвы! То есть          
умножаем, скажем, на десять сфер и получаем почти 3 триллиона рублей            
нецелевых средств. Если у нас будет преступление со сроком давности три         
месяца, то вообще все чистые у нас будут, все чиновники, все мэры будут         
кристально, девственно чистые, вообще ни одного преступления на них не          
повесишь. Поэтому сроки желательно установить даже не три года, а, может        
быть, тридцать лет. Здесь ничего такого страшного нет: продлить для начала на   
один год, потом, может быть, и на пять лет продлить. Так что мы предлагаем      
этот законопроект поддержать.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему        
вниманию предложен проект федерального закона, направленный согласно            
пояснительной записке на повышение эффективности применения мер                 
административного воздействия за нарушения бюджетного законодательства          
Российской Федерации. Я хочу подчеркнуть для выступавшего передо мной           
коллеги, что имеются в виду только нарушения административные, нарушения        
именно бюджетного законодательства.                                             
                                                                                
Для реализации поставленной законопроектом цели предлагается внесение           
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,    
предусматривающих увеличение до трёх лет срока давности привлечения к           
административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства       
Российской Федерации, а также устанавливающих дополнительные составы            
правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и        
средств государственных внебюджетных фондов. Однако следует отметить, что       
сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные    
действующим кодексом, обоснованы и обусловлены необходимостью оперативного      
назначения наказания, поскольку затрагивают финансовые интересы государства,    
а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим                
правонарушителем, так и другими лицами.                                         
                                                                                
По данному вопросу, как уже отмечалось, имеется и соответствующее               
постановление Конституционного Суда Российской Федерации, в котором также       
подчёркивается обоснованность установленных сроков давности привлечения к       
административной ответственности, а также особо подчёркивается, что никто не    
может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределённый или    
слишком длительный срок.                                                        
                                                                                
По поводу дополнения статьи 15.14 кодекса новыми частями 3-6,                   
предусматривающими наказание за нецелевое использование субсидий и бюджетных    
кредитов юридическими лицами, некоммерческими организациями, бюджетными или     
автономными учреждениями. Полностью поддерживаю мнение комитета и полагаю,      
что предлагаемые составы являются частным случаем по отношению к тому, что      
изложено в части 1 статьи 15.4 кодекса, и убедительных сведений, указывающих    
на необходимость ужесточения административной ответственности за данные         
действия и их повышенную общественную опасность, не представлено. В этой        
связи предлагаю законопроект не поддерживать.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В связи с          
ремаркой Андрея Николаевича я хотел бы сказать, что, конечно же, никто не       
имеет права никого одёргивать, я только предложил обсудить содержательно его    
выступление, поскольку оно касалось не административной ответственности, а      
уголовной ответственности, он об этом в большей степени говорил.                
                                                                                
Поэтому, Андрей Николаевич, воспринимайте это как конструктивное предложение    
для обсуждения вашего же вопроса.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, в рамках "часа голосования" ставлю проект федерального закона на       
голосование.                                                                    
                                                                                
Прошу включить режим.                                                           
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              136 чел.30,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    139 чел.                                          
Не голосовало                 311 чел.69,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.