Заседание № 267
О проекте федерального закона № 583244-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в целях повышения эффективности медицинского обеспечения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 31-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Он прошёл все необходимые экспертизы. Проект постановления имеется. Комитет по обороне просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 31-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 11 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 583244-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в целях повышения эффективности медицинского обеспечения; принят в первом чтении 13 ноября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части, касающейся медицинского обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию во втором чтении. К нему поступило 11 поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию, включены в таблицу поправок № 1. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 18 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 43 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по обороне просит включить законопроект в порядок работы Думы на 18 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 254
О проекте федерального закона № 583244-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части, касающейся медицинского обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" (в целях повышения эффективности медицинского обеспечения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы договорились рассмотреть 18-й вопрос нашей повестки дня, и нам ещё надо будет рассмотреть проект постановления под пунктом 64. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части, касающейся медицинского обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". Доклад члена Совета Федерации Франца Адамовича Клинцевича. Пожалуйста. КЛИНЦЕВИЧ Ф. А., член Совета Федерации. Спасибо, Александр Дмитриевич и уважаемые коллеги, что пошли навстречу ветерану боевых действий и Государственной Думы. Законопроект направлен на формирование правовой основы деятельности медицинских подразделений Вооружённых Сил и других войск и формирований. Существующее законодательство в области здравоохранения направлено на регулирование правовых отношений в мирное время, но не учитывает особенностей медицинского обеспечения Вооружённых Сил России и других войск и органов при выполнении ими задач по предназначению. Базовый перечень государственных услуг, формируемый Минздравом и Минфином, не предусматривает включения в него государственных услуг и работ, осуществляемых медицинскими подразделениями при выполнении ими задач по предназначению, по большому счёту, при выполнении боевых задач и в случае техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Включение услуг и работ в указанный перечень также ограничивается характером решаемых специальных задач и отнесением их к государственной тайне. Практика показала положительное воздействие введения упрощённого порядка осуществления деятельности медицинских подразделений. Например, подразделения - медицинские роты, пункты, лазареты, центры - соединений и воинских частей и организаций войск национальной гвардии успешно осуществляют свою деятельность без лицензирования, но это стало возможно только по одному федеральному закону - по закону № 226-ФЗ от 2016 года. Законодательная база системы государственной регистрации лекарственных препаратов, медицинских изделий и технологий не обеспечивает оперативного применения специальных препаратов и медицинских изделий (созданных в рамках специальных программ, изделий и технологий иностранного производства, разрешённых к применению в стране-изготовителе), которые предназначены для использования подразделениями, частями и организациями Вооружённых Сил и других войск при выполнении ими задач по предназначению, а также создаёт предпосылки к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Практическая деятельность наших подразделений в Сирийской Арабской Республике показывает, что созданные образцы вооружения, военной техники и специальной медицинской техники, прошедшие весь необходимый комплекс разработки и государственных испытаний и принятые на снабжение Вооружённых Сил, не могут быть допущены к применению по назначению без разрешения Министерства здравоохранения России. Это приводит к длительным задержкам приведения их в эксплуатацию и к срывам сроков выполнения государственных контрактов по их поставкам. Принятие закона обеспечит устойчивость, оперативность и непрерывность выполнения задач медицинского обеспечения Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований при выполнении ими задач по предназначению, а также рациональное планирование затрат на их деятельность по предназначению и экономное расходование бюджетных средств. Принятие закона не требует дополнительного финансирования из федерального бюджета. Реализация норм будущего федерального закона будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на выполнение установленных функций. Прошу, коллеги, принять. Крайне важно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Леонидовича Красова. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Медицинское обеспечение является одним из видов всестороннего обеспечения Вооружённых Сил и, как любой вид обеспечения, должно соответствовать ряду критериев, таких как устойчивость, оперативность, непрерывность. К сожалению, действующее законодательство Российской Федерации не в полной мере учитывает специфику медицинского обеспечения Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов. Мы понимаем, что вся медицинская деятельность подлежит лицензированию, вместе с тем складывающаяся в последнее время правоприменительная практика оказывает негативное влияние в первую очередь на военно-медицинские подразделения, такие как батальонные медицинские пункты, медицинские взвода, роты, отряды, лазареты, медпосты кораблей и подводных лодок, судовые госпиталя. Данное обстоятельство как раз и послужило поводом для разработки данного законопроекта. Коллеги, данным законопроектом также предлагается устранить все эти правовые пробелы в части медицинского обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации и других силовых структур. Вместе с тем Комитет по обороне совместно с Комитетом по охране здоровья, соглашаясь с авторами законопроекта, отмечает необходимость доработки текста указанного законопроекта. Добавлю ещё, что этот законопроект достаточно долгое время обсуждался и на площадке Государственной Думы, и в Правительстве Российской Федерации. Все заинтересованные министерства и ведомства при обсуждении рассматриваемого законопроекта высказались за его поддержку. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и сделать медицинское обеспечение устойчивым, оперативным и непрерывным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Франц Адамович, не является ли это следствием реформы Вооружённых Сил по Сердюкову и не надо ли теперь возвращаться к предыдущей схеме обеспечения медицинским обслуживанием Вооружённых Сил? Как вы считаете? КЛИНЦЕВИЧ Ф. А. Спасибо за вопрос. Нет, это является следствием нашей с вами законодательной деятельности. Мы сами обязали Минздрав проводить лицензирование всех медицинских учреждений, а в силу того, что подразделения, о которых мы с Андреем Леонидовичем говорим, создаются иногда на два, на три года, иногда на полгода, это требует крайне оперативного решения, чтобы они работали в правовом поле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Николай Васильевич, помимо тех подразделений медицинского обеспечения войскового звена, которые я обозначил, - это медицинский пункт, медицинский взвод, рота, отряд, подвижные медицинские группы - создаются под задачу медицинские подразделения, которые обеспечивают выполнение боевой задачи. Вот мы ведём речь про это медицинское обеспечение и про эти медицинские подразделения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Дмитрий Анатольевич, пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Леонидович, прежде всего, я хочу отметить важность этого законопроекта. Все мы хорошо знаем об успехах медицинского обеспечения Вооружённых Сил и во время Великой Отечественной войны, и в Афганистане, беспрецедентные результаты, которых мир даже не может достичь, и хочу поблагодарить вас за совместную работу. Тем не менее хотелось бы, чтобы вы ещё раз сказали, подчеркнули, какие подразделения Вооружённых Сил смогут осуществлять свою медицинскую деятельность без привычного нам лицензирования. КРАСОВ А. Л. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, за вопрос. И я также хочу высказать слова благодарности вам и членам вашего комитета за совместную работу над этим законопроектом. Значит, изменения коснутся только медицинских подразделений войскового звена, а именно медицинских взводов, пунктов, медицинских рот, отрядов, передовых подвижных медицинских групп. Что же касается медицинских организаций, которые осуществляют медицинское обеспечение в пунктах постоянной дислокации, или военных госпиталей, то они медицинское обеспечение будут осуществлять в соответствии с порядком, правилами и стандартами, утверждёнными Министерством здравоохранения Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня к обоим докладчикам вопросы. В общем-то, профильный комитет действительно рассматривал вопрос, но к единому мнению не пришёл. Минздрав, я так понял, был против принятия данного законопроекта, и не в части контроля, лицензирования вот этих боевых медицинских единиц, а в части лицензирования медицинской техники как таковой и в части регистрации специальных лекарственных препаратов или лекарственных веществ, потому что при Минздраве сложилась единая система, она работает, она в принципе достаточно эффективна, и создавать её вновь на базе военного ведомства - это дополнительные затраты, дополнительные сложности. Это первое. И второй момент. Военные тоже люди, и мы понимаем, что, если для них применяются лекарства, общие правила внедрения, общие правила регистрации должны распространяться тоже. Вот как преодолён вот этот, скажем так, ну, не негатив, а замечание со стороны Минздрава? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Франц Адамович Клинцевич, пожалуйста. КЛИНЦЕВИЧ Ф. А. Мы провели достаточно много совещаний с разными ведомствами, в том числе с Министерством здравоохранения, и разговор идёт только об особом случае, об одном-двух особых специальных изделиях, которые могут появиться и которые требуют оперативного применения. При этом ещё был разговор о медицинских препаратах иностранного производства - я в докладе об этом сказал, - которые у нас не лицензированы, но их очень важно было бы в отдельных случаях применять, потому что они эффективны. Это особая ситуация, связанная с временно создаваемыми медицинскими подразделениями, о чём доложил Андрей Леонидович, и это крайне важно. В данном случае позиция Министерства здравоохранения для нас непонятна, это тормозит работу и создаёт трудности при применении войск и подразделений, при обеспечении их важнейшим медицинским компонентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. КРАСОВ А. Л. Алексей Владимирович, спасибо за ваш вопрос. Я начну свой ответ с примера. Представьте, есть дизельная подводная лодка, там есть медицинский пост, и в лицензии на обеспечение медицинской деятельности или медицинское обеспечение указано, что этот медицинский пост должен медицинское обеспечение проводить только в месте получения медицинской лицензии. Но у подводной лодки сегодня - западные лица, дальше - Средиземное море, а вот уже и берега Америки, и это только при выполнении учебных задач! Подходит это под условия получения лицензии? Конечно нет. И мы провели разделение: есть военно-медицинские подразделения и есть военно-медицинские организации. Вот подразделения осуществляют свою деятельность без лицензии, а медицинские организации - в соответствии с установленными требованиями. И второе. Ну, если бы все заинтересованные стороны не договорились, этот вопрос мы не рассматривали бы, он не был бы включён в повестку сегодняшнего заседания Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Куринный. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, нет, не только. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Фракция ЛДПР, несомненно, поддержит данную законодательную инициативу, чтобы, как сказал Андрей Леонидович, нашим подводным лодкам у берегов Америки не пришлось тоже какую-то документацию собирать. Ну и, пользуясь случаем, хочу также поздравить всех выпускников десантного училища со 101-й годовщиной со дня его образования! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Богодухов Владимир Иванович. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Одна из задач военной медицины - это организация медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья личного состава войск, по оказанию медицинской помощи военнослужащим, по их лечению и быстрейшему восстановлению боеспособности и трудоспособности, а также по оказанию квалифицированной медицинской помощи в минимальные сроки после ранения и сохранению жизни максимальному числу военных. Законопроектом предлагается установить особенности правового регулирования медицинского обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск и воинских формирований; установить упрощённый порядок, без лицензирования, для подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации и других силовых структур; установить особенности обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, разработанных по заданию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны страны и безопасности государства, и предназначенных для применения именно в условиях военного времени, в условиях ведения боевых действий. Законопроект направлен на совершенствование многоуровневой системы медицинского обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, которая обеспечивает реализацию права военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". От себя попроще доложу по этому вопросу. Всё, что относится к обороту медицинских препаратов и иных средств, определяют федеральные органы исполнительной власти. Что же касается оказания медицинской помощи, вплоть до медицинских частей включительно, а это и отряды, и, кстати, есть ещё отдельные медицинские батальоны, медпункты, взвод и прочее, - разговор как раз идёт о том, что они не должны иметь лицензию. А что касается госпиталей, окружных, фронтовых и так далее, - здесь уже должно быть лицензирование, осуществляемое теми органами, которые обеспечивают, извините за тавтологию, медицинское обеспечение. Одним словом, всё, что относится, так скажем, к военно-полевой части, за исключением госпиталей, будет работать без лицензии, чтобы была оперативность и могли... Ведь это же комплектуется за счёт тех, кто приходит на военную службу, в том числе по призыву. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я уточню: мы не против, мы даже за то, чтобы боевые подразделения, медицинские пункты полка, плавающие пункты на подводных лодках, может, где-то есть ещё и летающие, не лицензировались, это нормальное явление, это поддерживается двумя руками. Я говорил немножко о другом - об отдельной системе регистрации, которую предполагается ввести для военных препаратов. И докладчик в некоторой степени подтвердил мои опасения по поводу того, что некие незарегистрированные и не разрешённые к применению на территории Российской Федерации препараты планируется ввести для военного применения. Почему-то наше ведомство, Минздрав, не регистрирует эти препараты, если они нужны? Видимо, есть какие-то сомнения в их безопасности, есть какие-то сомнения, связанные с последующим действием, влиянием этих препаратов. Вот в этом основной вопрос. Фракция в первом чтении поддержит законопроект, но ко второму чтению мы всё-таки хотели бы получить официальное заключение Министерства здравоохранения - они были против на том заседании комитета, где я присутствовал, и не знаю, где это согласовали, - и ответы на соответствующие вопросы, связанные с регистрацией лекарственных препаратов, отдельной, повторяю, от гражданской, и регистрацией медизделий. Всё остальное поддерживается. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Морозов Дмитрий Анатольевич. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, я вынужден добавить, что в ходе тщательной, детальной работы комитетов и ведомств все противоречия были сняты в той редакции, которая будет представлена ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет выступать? Нет. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и статью 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части, касающейся медицинского обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 14 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.