Заседание № 277
О проекте федерального закона № 583048-7 "О внесении изменений в часть вторую статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (в целях ускорения темпов поэтапного увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Докладывает Павел Сергеевич Дорохин. Пять минут у вас, Павел Сергеевич. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, друзья, товарищи! Я представляю ещё один законопроект фракции КПРФ, который несёт большую социальную нагрузку. Оппоненты часто обвиняют нас в том, что мы занимаемся самопиаром, так сказать, самопродвижением, вносим какие-то нереалистичные законопроекты. Но если и тот законопроект, о котором я сейчас докладываю от лица нашей фракции - а его подписало всё руководство фракции, - кто-то назовёт самопиаром и отсутствием заботы или какой-то псевдозаботой о ветеранах-военнослужащих, тогда, знаете, нам уже не о чем говорить! Совсем недавно, 15 января, в послании президента Путина Федеральному Собранию был намечен, я бы сказал, социальный поворот, и президент нашей страны это подчеркнул - он с этого начал своё послание. Так вот наш законопроект идёт в русле этого социального поворота. В законопроекте предлагается внести в часть вторую статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" изменения, согласно которым - послушайте! - с 1 января 2019 года (ну, законопроект вносился раньше, поэтому здесь надо мультиплицировать вперёд) размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, увеличивается с 72,23 процента до 77 процентов, а начиная с 2020 года указанное денежное довольствие предлагается ежегодно увеличивать на 5 процентов, а также установить, что с учётом уровня инфляции и потребительских цен указанное ежегодное увеличение может быть установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, превышающем 5 процентов. Таким образом, в законопроекте предлагается ускорить темпы поэтапного увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, с нынешних 2 процентов до 5 процентов, и, соответственно, сократить период, в течение которого указанное денежное довольствие достигнет стопроцентного размера. Невыполнение той нормы, которую мы предлагаем внести в закон, как раз противоречит указу Президента Российской Федерации № 604, и, если она не будет выполняться, это фактически дискредитирует государство, так как не будет обеспечен гарантированный уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли бы рассчитывать на перерасчёт пенсионных выплат сверх инфляции. При этом требование указа не будет исполнено уже четвёртый год подряд - четвёртый год подряд президент говорит, а мы не исполняем! Уровень пенсионного обеспечения и реальная покупательная способность военных пенсионеров снижались в итоге за эти годы более чем на 5-6 процентов в год. Военные пенсионеры, в отношении которых будет действовать предлагаемое положение, как мы все понимаем, несли необходимую для государства и опасную для них лично военную службу. Что такое военная служба? Это особый вид федеральной государственной службы, сопряжённый с ограничением прав и свобод, с беспрекословным выполнением поставленных задач со значительным риском для жизни и здоровья. Предложенный законопроект призван устранить сложившийся дисбаланс в объёме мер социальной защиты, предоставляемых военным пенсионерам и членам их семей, восстановить социальную справедливость, что позволит снизить уровень социальной напряжённости в этой среде. Да, недавно мы приняли половинчатый закон со значительно меньшим мультипликатором повышения пенсий военнослужащим, и мы получили, и я, как член Комитета по обороне, и мои коллеги, море писем от военных пенсионеров о том, что в этом плане надо что-то менять. Да, нужны будут дополнительные расходы - порядка 100 миллиардов рублей в первые два года, потом расходы уменьшатся до 50 миллиардов, здесь всё логично. Президент, кстати, в своём послании говорил о том, что резервы есть, средства можно изыскать. Таким образом, я ещё раз хочу сказать, мы выполняем большую государственную задачу, фактически соответствующая инициатива была выдвинута раньше, с опережением, а президент её поддержал своим социальным поворотом - в своём послании от 15 января. Давайте консолидируемся, пересмотрим старые финансовые позиции, которые нам навязывал Минфин, и примем этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Сергеевич. С содокладом от Комитета по обороне выступает первый заместитель председателя комитета Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Здесь прозвучали слова "самопиар", "дисбаланс" - я постараюсь в содокладе ответить, является этот законопроект самопиаром или нет и существует в действующем законодательстве дисбаланс или всё-таки не существует. Начнём с исходных данных. Какую исходную цель преследовали авторы данной законодательной инициативы? Казалось бы, цель благая - это ускорение темпов поэтапного увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, с 2 до 5 процентов. Надо отметить, уважаемые коллеги, что вопросы социальной защиты, социальной обеспеченности военнослужащих постоянно находятся в поле зрения нашего комитета. Так вот, насчёт дисбаланса, того, существует дисбаланс или нет. Необходимо отметить, что в настоящее время часть вторая статьи 43 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих не содержит законодательного ограничения величины ежегодного увеличения денежного довольствия, которое учитывается при исчислении пенсий, размер этого увеличения зависит от возможностей федерального бюджета, оно может составить, к примеру, и 5 процентов, и 10 процентов - нет ограничения. Так есть ли у нас дисбаланс или нет? Комитет считает, что никакого дисбаланса нет и предлагаемые в законопроекте изменения, по сути, являются избыточными, и комитет полагает, что рассматриваемый законопроект не меняет механизма индексации военных пенсий, поэтому предлагает этот законопроект отклонить. Ну и по решению, которое будет принято, мы увидим, самопиар это или нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Андрей Леонидович, я прекрасно понимаю заботу российского государства о военных пенсионерах, но как вы можете объяснить такую социальную поддержку, какую сегодня Правительство Российской Федерации оказывает военным пенсионерам: на шесть лет заморозили увеличение пенсий, сделали небольшой разрыв и дальше заморозили? Ведь предлагаемый законопроект улучшает ситуацию, а не ухудшает, как вы только что сказали. И как, по вашему мнению, всё-таки будет улучшаться социальное обеспечение, в том числе в материальной части, и пенсионеров МВД, и военных пенсионеров, и пенсионеров всех остальных силовых структур? КРАСОВ А. Л. Уважаемый Андрей Альбертович, начну со второй части вашего вопроса. Механизм, предназначенный для исчисления военных пенсий, уже существует. Что касается заморозки пенсий. Прозвучало, что шесть лет подряд пенсии были заморожены. Да, мы приостанавливали действие статьи 43, замораживали, однако правительство находило возможность индексировать пенсии военным пенсионерам. Вы не улыбайтесь, я вам приведу цифры. Вот с 1 января 2013 года было повышение на 2 процента (это только индексация, которую мы учитываем при исчислении военных пенсий), в 2013 году - на 2,05 процента, в 2014-м - на 2 процента, потом на 2,07 процента, в 2015 году - на 4,66 процента, в 2016 году - на 2,67 процента, в 2017 году - на 2,78 процента. Да, в 2018 году индексация военных пенсий не проводилась, но это не шесть лет, а один год. А в 2019 году было увеличено денежное довольствие военнослужащих, а равно и пенсии: пенсионерам прибавили, как вы знаете, 6,3 процента - именно на эту величину были увеличены пенсии. Так что механизм уже существует, и нормы, которые предлагают авторы законопроекта, избыточны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Леонидович, вы помните об указе президента 2012 года, в котором указывалось на необходимость индексации пенсий военнослужащим - плюс 2 процента к инфляции? И вот - на случай если вы не знаете, скажу - в законе о федеральном бюджете ежегодно приостанавливается действие этой статьи в нарушение указа президента. Вы в комитете разве об этом не знаете? КРАСОВ А. Л. Николай Васильевич, ну я не буду повторяться. Мы приостанавливали действие статьи 43, но одновременно с приостановкой мы индексировали денежное довольствие, которое учитывалось при исчислении пенсий. Не было индексации только в 2018 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Павел Сергеевич, вы правильно подчеркнули в докладе, что реализация федерального закона повлечёт за собой серьёзную социальную нагрузку. Тем не менее из вашего доклада я не услышал обоснованной позиции в отношении доводов о невозможности принятия данного федерального закона, которые изложены в заключении Правительства России. Могли бы вы внести ясность на этот счёт? Например, что касается отсутствия расчётов дополнительных расходов федерального бюджета, так как финансово-экономическое обоснование их не содержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дорохину включите микрофон. ДОРОХИН П. С. Да, конечно. Ну, обоснование, которое изложено в заключении правительства, нас не устраивает, так же как и обоснование Минфина, министра финансов Силуанова и его представителей, которые были у нас на заседании комитета. Мы так и не получили обоснования логики, по которой нужно было заморозить на этот период выплаты военным пенсионерам и представителям других правоохранительных структур, мы не услышали ничего о механизме и ответа на вопрос, почему именно на столько, а не на другую сумму. И когда мы на последних заседаниях комитета обсуждали этот вопрос, они опять уходили от ответа. Я вижу здесь чисто бухгалтерский подход: когда кризис, когда недостаточно средств в бюджете на те или иные статьи - а на самом деле это не так, особенно в последние годы, - лучше просто урезать по бухгалтерскому принципу, а потом уже, после этого урезания, что-то добавить. А что добавить... Это не плохо, мы не говорим, что это плохо, это нужно, мы говорим о том, что логика социальной поддержки населения в целом, логика поддержки людей, выполняющих особо сложные задачи, - военнослужащих, и мультипликатор увеличения несопоставимы с теми возможностями, которые есть у государства, здесь явно занижение. И я не случайно привёл слова президента, потому что он, видимо, после того как рассмотрел последний период, принял решение, что пора пересматривать вот эту бухгалтерскую логику. Вот такое моё понимание этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Сергеевич, у меня к вам вопрос. Скажите, почему вы считаете, что военные имеют право на 100 процентов пенсии, а гражданское население не должно получать такую пенсию? Я считаю, что если правительство, государство что-то делает, то это для всех должно быть одинаково. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дорохину включите микрофон. ДОРОХИН П. С. Ещё раз, я уже об этом говорил, и это в действующем законодательстве в разных законах прописано: военная служба - это особый вид федеральной госслужбы, сопряжённый с ограничением прав и свобод, с беспрекословным выполнением поставленных задач со значительным риском для жизни и здоровья. Это несопоставимо с другими профессиями, вот поэтому здесь приоритет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Давайте проведём запись, а если будет более одного желающего выступить от фракции, то фракция определится. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Романенко Роман Юрьевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. Три минуты. РОМАНЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Меры, предлагаемые в данном законопроекте, финансово не обеспечены, а это, на минуточку, около 100 миллиардов рублей, причём, где найти эти средства в бюджете, авторы законопроекта не указывают, то есть придётся это делать за счёт других статей раздела "Национальная оборона". Кроме того, данный законопроект не меняет установленного механизма повышения пенсий, который сегодня позволяет повышать указанные денежные выплаты опережающими темпами. Подводя итоги, хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Юрьевич. Выступление представителя фракции КПРФ - Шурчанов Валентин Сергеевич. Три минуты. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот говорят: денег нет. У нас трёхтриллионный профицитный бюджет, в Фонде национального благосостояния набралось уже порядка 8 триллионов рублей, есть и другие источники. Если всё это сложить, получается, по нашим расчётам, примерно 25 триллионов рублей, а если ещё золотовалютные резервы страны включить - 19 процентов в золоте у нас лежит, а всё остальное за границей, - то порядка 60 триллионов рублей, а мы нашим доблестным Вооружённым Силам, офицерам, не можем найти какие-то жалкие, вот здесь сказали, 100 миллиардов рублей. Я недавно выступал и говорил о том, что если только мы двадцатидвухпроцентный взнос в Пенсионный фонд для всех введём, то сэкономим 370 миллиардов рублей, - слушайте, три раза можно все эти вопросы, касающиеся Вооружённых Сил, полностью решить! Мы просто не принимаем, не желаем принимать решения, чтобы у нас страна развивалась, чтобы Вооружённые Силы развивались, чтобы экономический рост действительно был опережающим, выше мировых темпов. Мы можем решить эти вопросы, но есть чья-то политическая воля, кто-то сегодня действительно не хочет решать эти вопросы и отдаёт страну на заклание. Я хотел бы привести пример. Мы ежегодно принимаем закон и приостанавливаем действие нынешнего закона, который обсуждается, мы не можем вернуть населению вклады в Сбербанке, хотя это серьёзным образом двинуло бы экономику вперёд, офицерам мы не помогаем, пенсионеров мы не хотим никак поддержать, но в то же время хотим удержаться у власти - не может система, которая ничего не делает для народа, держаться долго и находиться у власти. Если мы хотим перспективы, хотим, чтобы страна росла, развивалась, то нам нужно, если хотите, мы даже вынуждены против всех ваших политических, идейных убеждений принимать такие решения, поэтому фракция и внесла такой законопроект. Этим законом мы ускорим развитие экономики за счёт увеличения внутреннего спроса, мы повысим, по сути дела, готовность наших воинов защищать до последней капли крови, как сказано в присяге, интересы нашей страны и нашего народа. В конце концов, давайте посмотрим с точки зрения гуманизма: нельзя всё время душить свой народ, причём ведь есть огромные запасы! Тем более что эти запасы сейчас будут отправлять... Сбербанк хотят купить за 2,8 триллиона рублей, Центробанку вернём эти деньги, а Центробанк куда их отправит? За границу! Видимо, ещё давным-давно была такая договорённость между западным финансовым капиталом и властями нашей республики. Мы предлагаем поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Шерин Александр Николаевич, фракция ЛДПР. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, удивительно было услышать от представителя фракции, которая голосовала за повышение возраста выхода на пенсию, вопрос, почему мы якобы хотим поддержать военных пенсионеров, но не хотим поддержать гражданских. Да мы всех пенсионеров хотим поддержать! Самое интересное, коллеги, что эту законодательную инициативу вносит член Комитета по обороне, в котором мы все очень бойко выступаем за то, чтобы военным пенсионерам повышали пенсии и поступали с ними по справедливости. Знаете, как мы в Комитете по обороне спрашиваем с представителей Министерства финансов? Но наверное, после сегодняшнего голосования все последующие совещания в Комитете по обороне на эту тему можно будет помножить на ноль. Я благодарен коллеге, который внёс конкретную законодательную инициативу, и я сейчас вам доступным, доходчивым языком, для гражданских, объясню, о чём речь идёт. Речь идёт о следующем. Есть формула, по которой рассчитывается пенсия военного пенсионера, пенсионера МВД, ну и ряда категорий силовиков. 1 января 2012 года начала действовать норма, в соответствии с которой из-за нехватки денежек в нашей стране военным пенсионерам платят 54 процента той пенсии, которую они должны получать. Далее появилась норма - часть вторая статьи 43 закона о пенсионном обеспечении военных пенсионеров, и там сказано, что, для того чтобы вернуть те самые 100 процентов, которые военные пенсионеры должны получать, необходимо добавлять ежегодно по 2 процента помимо уровня инфляции. Когда мы принимаем закон о бюджете, нам правительство приводит показатель инфляции: 4,3 процента, 3,3 процента, 4 процента - и мы, в соответствии с законом, проводим индексацию на уровень инфляции. Но помимо этого в соответствии с частью второй статьи 43 закона о пенсионном обеспечении военных пенсионеров мы должны к уровню инфляции добавлять вот эти 2 процента, чтобы вернуться к 100 процентам, которые у военных пенсионеров отняли. Так вот эту норму, коллеги (о чём я вчера тоже говорил), наше правительство ежегодно замораживает. Вам докладывали, что военным пенсионерам проводят индексацию, - но индексацию им проводят без этих 2 процентов. Коллега внёс инициативу, предложил 2 процента заменить на 5 процентов, чтобы выпавшие деньги, которые военным пенсионерам недоиндексировали, быстрее наверстать. А теперь, коллеги, про 100 миллиардов рублей. Ну, наверное, когда деятели заходили к руководителю страны и говорили, мол, надо пяти нашим нефтяным компаниям платить 90 миллиардов рублей в год, чтобы они не повышали цены на бензин из нашей нефти, никто не спросил: "Слушайте, а где мы такие деньжищи возьмём? Нам же ещё военным пенсионерам нужно платить". Так вот давайте мы в первую очередь заплатим пенсии нашим пенсионерам - и гражданским, и военным, благодаря которым мы имеем ту самую независимость, благодаря которым наши нефтяные компании добывают, разрабатывают наши недра. Давайте мы выплатим военным пенсионерам то, что они заслужили! Фракция ЛДПР за. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Павел Сергеевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Дорохину включите микрофон. Пожалуйста. ДОРОХИН П. С. Уважаемые коллеги, уважаемые друзья! Я ещё раз хочу обратиться, ну, фактически перефразировав, изменив на свой, может быть, лад, к словам нашего президента, призвавшего нас к консолидации 15 января во время послания Федеральному Собранию. Он что сказал? Да, нужно посмотреть, где найти средства, но средства есть. Средства есть на намного большие программы, о которых он сказал и которые все мы поддержали, - на социальные программы и для малоимущих семей, и для многодетных семьей и так далее. Но и это тоже важный вопрос, мы просто подсказываем правительству, и, может быть, я даже уверен, что, если бы президент был здесь, он бы нас поддержал, потому что он сам военнослужащий, сам носит погоны и имеет воинское звание и то, что мы предлагаем, тоже в русле этих идей. А 100 миллиардов рублей можно найти в Фонде национального благосостояния, в резервном фонде правительства, эти деньги есть. Есть ещё очень важный момент, об этом сейчас говорил мой коллега депутат Шерин, тоже член Комитета по обороне: государство не должно себя дискредитировать. Если оно пообещало, потом замораживает, а потом даёт чуть-чуть больше, доверие к государству пропадает. Мы хотим, чтобы люди шли в армию, чтобы молодёжь подписывала контракты, но для этого должно быть доверие, уверенность в том, что, если сегодня контракт подписан на одних условиях, завтра он не будет расторгнут или перезаключён на других. Социальное доверие населения - это очень важно. Фактически мы призываем путём принятия этого закона прийти к политическому консенсусу, поддержать решение президента - социальный поворот - и не дискредитировать его указ № 604, где обо всём этом тоже говорится. Призываю вас поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Сергеевич. Андрей Леонидович Красов, содокладчик, пожалуйста. Депутату Красову включите микрофон. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз подчеркну то, что было сказано в содокладе: внесённый законопроект не меняет механизма исчисления военных пенсий. Коллеги, ещё раз повторю: не меняет механизма исчисления военных пенсий! Такой механизм уже существует в действующем законодательстве, и общая наша задача - а мы, как члены Комитета по обороне, тоже хотим, чтобы и денежное довольствие увеличивалось, и пенсии росли у военных пенсионеров, - добиваться исполнения действующего законодательства. Это наша главная задача в отношении военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 14 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 31 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.