Заседание № 4
О проекте федерального закона № 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (в связи с изменением положений Типового закона о международном торговом арбитраже; принят в первом чтении 25 января 2012 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы в этом году, я считаю, сделали огромное дело: мы изменили... мне не нравится слово "реформирование", но мы реформировали систему третейских судов. Теперь у нас в стране нет возможности при коммерческих судах создавать третейские суды, и теперь, я надеюсь, не будет такого понятия, как карманный третейский суд, - по поводу таких судов мы очень много дискутировали. Целый блок изменений, в том числе закон о третейском (арбитражном) суде, был принят, и теперь те законодательные акты, которые касаются изменения третейской процедуры, конечно же, неактуальны. В частности, неактуален законопроект, который был внесён ещё в 2011 году Правительством Российской Федерации. Мы его приняли в первом чтении, но теперь, после введения в действие с 1 сентября вот этого большого пакета законов, о котором я уже говорил, мы считаем, нужно проголосовать за отклонение данного законопроекта. Комитет просит Государственную Думу отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, законопроект выносится на "час голосования", он идёт в числе предлагаемых к отклонению.
Уважаемые коллеги, "час голосования", переходим к пункту 11. С учётом того что мы приняли соответствующую норму Регламента, в "час голосования" будем по законопроектам, предлагаемым к отклонению. Ставится на голосование пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Просьба проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 13 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 4
О проекте федерального закона № 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (в связи с изменением положений Типового закона о международном торговом арбитраже).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий вопрос - законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". Докладывает Андрей Викторович Логинов. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" внесён Правительством Российской Федерации, и основной целью законопроекта является оптимизация процессов принятия решений негосударственными арбитражными третейскими судами об обеспечительных мерах. Обеспечительные меры являются действенным, широко применяемым на практике инструментом защиты сторон спора, возможность полноценного использования которого во многом определяет эффективность и целесообразность третейского разбирательства. В основу законопроекта положены дополнения к Типовому закону о международном торговом арбитраже 1985 года, принятые Комиссией ООН по праву международной торговли в 2006 году. Как показала международная практика, в последние годы к первоочередным направлениям совершенствования правового регулирования международного коммерческого арбитража прежде всего относятся вопросы формы арбитражного соглашения, а также применение обеспечительных мер. Именно по этим двум направлениям, собственно говоря, и предлагаются новации в действующий Закон "О международном коммерческом арбитраже". Новое регулирование формы арбитражного соглашения сохраняет неизменным подход к обязательности письменной формы арбитражного соглашения, однако уточняет понятие письменной формы для целей закона. В частности, определяется, что арбитражное соглашение считается заключённым в письменной форме в отношении электронного сообщения, если содержащаяся в нём информация является доступной для её последующего использования и если оно заключено в соответствии с требованиями закона, предусмотренными для договора, заключаемого путём обмена документами посредством электронной связи. Как вы понимаете, в тех условиях, в которых работают механизмы международного арбитража, это является формой, безусловно, оптимизирующей делопроизводство, судопроизводство по этим вопросам. Новые положения типового закона в области обеспечительных мер, которые также учтены в правительственном законопроекте, отражают современные тенденции и являются международными стандартами в этой области. В законопроекте вводятся дополнительные положения о возможности вынесения решения относительно обеспечительных мер в любой форме, об условиях принятия обеспечительных мер и о временном характере таких мер. Условия применения обеспечительных мер в данном законопроекте строго регламентируются. Более того, отмечается возможность вынесения предварительных постановлений, которые действуют в определённых временных рамках, и определяется особый режим этих предварительных постановлений. Благодаря этому предусматривается возможность изменения, приостановления, отмены обеспечительной меры или предварительного постановления, а также предоставление встречного обеспечения. В совокупности все эти новации позволят в значительной степени усовершенствовать институт негосударственного разрешения коммерческих споров в соответствии с общепринятыми международными стандартами и повысить эффективность, результативность третейского разбирательства в целом. Обращаю ваше внимание на актуальность данных законодательных предложений в первую очередь в связи с решением проблем совершенствования и улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, поскольку механизмы, предусмотренные Законом "О международном коммерческом арбитраже", прежде всего направлены на этот сектор нашей экономики и благодаря их внедрению мы получаем большой экономический и, соответственно, социальный эффект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Юрьевича Фабричного. Пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предложенный нам законопроект направлен на согласование положений действующего российского законодательства о международном коммерческом арбитраже с дополнениями к Типовому закону о международном торговом арбитраже, которые были приняты Комиссией ООН по праву международной торговли. Собственно, в основе законопроекта лежат два вопроса. Вопрос первый - это новое регулирование формы арбитражного соглашения. Из двух вариантов, содержащихся в типовом законе, субъект права законодательной инициативы предлагает остановиться на варианте письменной формы с учётом современной практики заключения коммерческих договоров, и представитель правительства подробно в своём выступлении на этой теме остановился. Второй вопрос - это обеспечительные меры. Общее положение, выраженное как в законе Российской Федерации, так и в типовом законе и закрепляющее полномочие арбитража выносить по просьбе любой стороны определение о принятии обеспечительных мер, остаётся неизменным, это статья 17 действующей редакции. В то же время предлагается более всеобъемлющий правовой режим, регулирующий вопросы обеспечительных мер, и статья 17 преобразуется в целый раздел, раздел IV-1, включающий в себя девять статей. Комитет предлагает принять предложенный законопроект в первом чтении. В то же время, с нашей точки зрения, предложенная редакция содержит не все изменения, которые можно было бы внести в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". В частности, есть вопрос, касающийся юрисдикции судов общей юрисдикции и государственных арбитражных судов, есть вопрос об отсутствии специальных правил о вступлении положений в силу, но, с нашей точки зрения, эти замечания могут быть учтены уже после принятия законопроекта в первом чтении, при его подготовке ко второму чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, будут ли вопросы? Да, вопросы будут. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Беляков Антон Владимирович. Ваш вопрос кому? БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. К представителю комитета вопрос. Вот у нас уже есть опыт в области гражданского законодательства, когда, с одной стороны, международные суды оказались завалены исками из России, а с другой стороны, сейчас уже накопилось огромное количество претензий по поводу того, что решения международных судебных инстанций в России часто не выполняются. Мы говорим, что они судят предвзято, просим вводить туда больше или меньше наших представителей и так далее. Я искренне рад тому, что сейчас арбитражного законодательства коснётся некий международный фактор, потому что наши арбитражные суды... разве что прайс-листы там не висят на дверях. Тем не менее прокомментируйте, пожалуйста: не получится ли так, что мы сейчас какие-то меры принимаем, но опять будет море исков из России, а потом что-то не будет выполняться? Если можно, об этом скажите, особенно, кстати, в контексте вступления в ВТО. Вот что сейчас будет происходить? Мы будем обвинять в лоббизме международные судейские инстанции, будем говорить, что?.. (Микрофон отключён.) ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо за вопрос, Антон Владимирович. Я хочу ваше внимание обратить на то, что в общей сложности в системе международного коммерческого арбитража существует более ста учреждений, в том числе и два учреждения на территории Российской Федерации - Морская арбитражная комиссия и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате. У субъектов предпринимательской деятельности есть возможность обращаться и в эти учреждения для разрешения своих споров. Что касается ВТО, в данном случае, мне кажется, нужно понимать, что вступление во Всемирную торговую организацию - это, так скажем, заключение соглашения между государствами, а международный коммерческий арбитраж имеет негосударственный характер. Кроме того, в системе ВТО существует свой суд, который призван регулировать те вопросы, которые возникают во взаимоотношениях между государствами, которые вступили во Всемирную торговую организацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Мне, в общем-то, непонятно, почему, скажем, Минэкономразвития, где столько заместителей, но они у себя на сайте не вывесили ни одного условия вступления России в ВТО. С моей точки зрения, этот закон напрямую с этим связан, и мне кажется, что именно в нём надо оговорить и такие вопросы, как, например, почему Абрамович с Березовским судятся за "Сибнефть" - собственность Российской Федерации - в лондонском суде. Вы мне поясните. Может быть, всё-таки в этом законе стоит оговорить, что такие вопросы должны только под российской юрисдикцией рассматриваться? В противном случае ВТО... Вот вы все рассуждаете об этом, а ведь на самом деле ВТО - это наднациональная структура, которая ни у одного государства ничего спрашивать не будет, но будет накладывать многомиллиардные штрафы без нашего ведома и без нашего участия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос, Николай Васильевич? Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Ну, из всего сказанного вопросом является следующее: вывесило ли Минэкономразвития на своём сайте договоры и соглашения о вступлении в ВТО? Да, они вывешены были сразу после их подписания уже во второй декаде декабря прошлого года, документы в полном объёме находится на сайте Министерства экономического развития, и вы можете с ними ознакомиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства, касающийся той части, которая прописывает обеспечительные меры. Не секрет, что обеспечительные меры в Российской Федерации активно использовались рейдерскими структурами для организации рейдерских захватов. Так как по целому ряду случаев принятия подобных решений наш антирейдерский пакет работать не будет, предусмотрен ли механизм, предусмотрена ли защита в том случае, если данные обеспечительные меры принимаются в других, так называемых третьих странах? И второй вопрос: предусмотрена ли защита российских предпринимателей от так называемых политических обеспечительных мер? Вспомните, как имущество наших компаний, крупнейших российских компаний за рубежом неоднократно арестовывалось под видом обеспечительных мер, ну, видимо, по каким-то политическим мотивам. ЛОГИНОВ А. В. На оба этих вопроса можно дать один ответ, он вытекает из самой сути международного коммерческого арбитража как механизма разрешения споров между двумя сторонами, как бы негосударственного механизма разрешения спора между двумя сторонами. Что касается особого режима предварительных обеспечительных мер, то есть предварительного постановления, то оно имеет силу - и это прописано в тексте законопроекта - лишь для сторон и не имеет статуса арбитражного решения, следовательно, не может быть исполнено в принудительном порядке, то есть когда стороны согласны на взаимное применение этих обеспечительных мер, тогда возможно и дальнейшее движение к рассмотрению спора по существу. Это как раз делает данный механизм крайне независимым и невозможным для применения вот в тех самых рейдерских схемах и нападениях, о которых говорил наш коллега. Поэтому он и является в этом плане предпочтительным для решения споров в первую очередь с участием иностранных инвесторов, так как не секрет, что в данном случае речь обычно идёт о серьёзных, многомиллионных сделках. Иски, которые рассматривает международный коммерческий арбитраж в России... Действительно, количество дел там, может быть, и не так велико, как в наших государственных судах. Вот, например, в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате за 2010 год было рассмотрено триста дел, но совокупный объём этих исков многократно превышает, в общем-то, средние иски, которые рассматриваются в наших государственных судах, потому как этот инструмент действительно вызывает огромное доверие у инвесторов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На все вопросы даны ответы. Сергей Юрьевич, присаживайтесь, пожалуйста. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Просьба всё-таки ко всем докладчикам отвечать по существу. Вчера в 15 часов 50 минут председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству ни одного слова об этом не сказал. Он сказал: "Министерство нам ответило, что они готовят материалы". Поэтому, если они есть, пусть передадут, пусть депутаты почитают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все услышали. Коллеги, кто хотел бы выступить по докладу и содокладу? Нет желающих? Нет. Андрей Викторович? Нет. Выносим на "час голосования".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 19 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.