Заседание № 303

07.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 582426-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля" (принят в первом чтении 23 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4291 по 4369 из 5949
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" в целях совершенствования        
обязательного контроля". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков.              
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом уточняется    
перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и определяется            
исчерпывающий список операций, по которым каждая конкретная организация         
должна представлять информацию в службу по финансовому мониторингу. К этому     
законопроекту поступило три поправки, все они включены в таблицу поправок,      
рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По таблице поправок № 1 есть вопросы, коллеги? Нет.                             
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.                                      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в      
третьем чтении. Прошу его рассмотреть и поддержать. Спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет возражений, коллеги? Нет.                                                   
                                                                                
По мотивам есть желающие выступить? Нет.                                        
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении законопроект.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 214

23.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 582426-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4205 по 4476 из 5047
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в целях              
совершенствования обязательного контроля)". Докладывает первый заместитель      
председателя Комитета по финансовому рынку Игорь Борисович Дивинский.           
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Базовым элементом                   
функционирования российской системы противодействия легализации (отмыванию)     
доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и               
финансированию распространения оружия массового уничтожения является институт   
обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом,     
действующий уже более 15 лет на базе законодательно закреплённого закрытого     
перечня таких операций. С даты начала функционирования всем хорошо известного   
антиотмывочного закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)      
доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в него       
внесено значительное количество точечных изменений, расширивших перечень        
операций, на которые распространяется обязательный контроль. При этом уже       
включённые туда операции, подлежащие обязательному контролю, продолжительное    
время не пересматривались с точки зрения актуальности.                          
                                                                                
В то же время необходимо отметить, что в систему обязательного контроля по      
сей день вовлечены не все финансовые организации, нагрузка между                
организациями распределена неравномерно, что зачастую не совсем оправданно.     
Основным поставщиком сведений по операциям, подлежащим обязательному            
контролю, являются, конечно, банки: в 2017 году - более 10 миллионов            
сообщений, в 2018-м - более 11 миллионов. Иные организации - это страховые      
организации, лизинговые компании, организации ювелирного сектора, риелторские   
организации и прочие - по закону обязаны осуществлять обязательный контроль     
операций с денежными средствами и недвижимостью, и всё это, вместе взятое,      
составляет лишь десятую долю объёма информации, которую направляли кредитные    
организации в 2017 и 2018 годах. За 2018 год в сравнении с 2017-м отмечается    
рост сообщений от кредитных организаций на 10 процентов, но сокращение          
сообщений от операторов связи и негосударственных пенсионных фондов на 25       
процентов.                                                                      
                                                                                
Я и мои коллеги по результатам работы с Банком России и Росфинмониторингом      
предложили внести проект федерального закона "О внесении изменений в            
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в целях              
совершенствования обязательного контроля)", которым существенно реформируется   
система обязательного контроля операций с денежными средствами и иным           
имуществом.                                                                     
                                                                                
Законопроектом обновляется перечень операций, подлежащих обязательному          
контролю, с учётом результатов мониторинга правоприменения. Для каждой          
финансовой организации указывается, какие сведения будут подлежать              
направлению в Росфинмониторинг, таким образом, исключается задвоение            
информации об одних и тех же сделках - сейчас, например, об одних и тех же      
операциях с недвижимостью сообщают и риелторские компании, и банки, и другие.   
                                                                                
Законопроектом вводится разделение операций, подлежащих обязательному           
контролю, на операции и сделки. Следовательно, банки уже не будут запрашивать   
документы по сделкам, у них сохраняется обязанность контролировать только       
операции, что существенно снизит нагрузку как на банки, так и на клиентов.      
                                                                                
Также законопроектом предлагается скорректировать перечень операций,            
подлежащих обязательному контролю, исключив операции органов государственной    
власти, иных государственных органов, органов управления государственными       
внебюджетными фондами, государственных корпораций, госкомпаний,                 
потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих,   
огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Как показал         
анализ правоприменительной практики, за период с 2001 года (это начало          
мониторинга) сделок по отмыванию доходов, полученных преступным путём, путём    
финансирования терроризма, эти организации не осуществляли - так зачем, как     
говорят, огород городить? Кроме того, это позволит в разы сократить             
количество сообщений, направляемых от банков и некредитных финансовых           
организаций.                                                                    
                                                                                
Принятие закона позволит повысить эффективность контрольно-надзорной            
деятельности за исполнением антиотмывочного закона, поэтому мы с коллегами      
инициировали внесение этого законопроекта, исключающего неактуальные виды       
обязательного контроля и устанавливающего контроль в части почтовых переводов   
денежных средств и операций, осуществляемых операторами подвижной               
радиотелефонной связи.                                                          
                                                                                
Профильный комитет и Правительство Российской Федерации поддерживают этот       
законопроект при условии его доработки ко второму чтению в части                
обязательного контроля не только единичных сделок, но и связанных с ними        
сделок.                                                                         
                                                                                
Помимо этого прорабатывается вопрос об увеличении порогового значения суммы     
операций сделок, подлежащих обязательному контролю. Действующая редакция        
115-го федерального закона предполагает базовую сумму операций, равной,         
напоминаю вам, 600 тысячам рублей, однако с учётом изменений за предыдущие      
годы разрабатываются предложения, поправки ко второму чтению, и, если мы        
примем этот законопроект в первом чтении, предусматривается увеличить           
пороговую сумму до 1 миллиона рублей. Коллеги, вдумайтесь: да одно только это   
изменение сократит поступление сведений от финансовых организаций на треть!     
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку          
поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе         
принять законопроект в первом чтении.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шилков Данил Евгеньевич.                                                        
                                                                                
ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Игорь Борисович, в пояснительной записке сказано, что операционные расходы,     
связанные с мониторингом финансовой деятельности клиентов и их операций,        
закладываются в стоимость услуг для клиентов, и в связи с этим два вопроса.     
                                                                                
Первый вопрос: насколько сократится или же, наоборот, увеличится стоимость      
услуг в связи с принятием данного закона? И второй вопрос: ожидается ли         
сокращение числа сотрудников, которые занимались мониторингом финансовой        
деятельности клиентов и организаций?                                            
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, Данил Евгеньевич, за вопросы правильные, за вопросы    
актуальные. На стоимость услуг этот законопроект, конечно, повлияет - она       
сократится. Как говорится, меньше затрат кредитной организации - дешевле        
потребительские услуги для клиентов, то есть для нас с вами, для граждан        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Что касается штатной численности, наверное, и сотрудников будет меньше          
задействовано в этом контроле.                                                  
                                                                                
Только положительные моменты.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Игорь Борисович, очередная шокирующая находка 12 миллиардов         
рублей у одного из полковников ФСБ, очередного чёрного полковника (у            
полковника Захарченко - 9 миллиардов), свидетельствует, что - по принципу       
верхушки айсберга - у нас по стране перемещаются эшелоны украденных и отмытых   
денег, эшелоны денег. Где в этих условиях Росфинмониторинг? Где предложения и   
какие должны быть предложения, чтобы минимизировать этот вред? А вред,          
который наносят вот такие "деятели", можно сказать, и не снился никаким         
шпионам и террористам! А вы говорите, что нужно уже упростить, снизить, -       
что, мы уже победили эту беду?                                                  
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Олег Анатольевич, на самом деле вы поднимаете гораздо большую   
проблему - вопрос о воровстве, вопрос об укрывательстве, а 115-й федеральный    
закон говорит о противодействии финансированию терроризма и финансированию      
распространения оружия массового уничтожения, то есть о противодействии         
отмыванию доходов в этой сфере, - тут область немножко другая и признаки        
квалификации тоже другие. Вопрос о появлении незаконно полученных денег,        
конечно, хороший, его надо изучать, но в рамках других законов, а не в рамках   
закона о противодействии терроризму.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна.                                                        
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Игорь Борисович, я за этот законопроект, он актуальный, он важный, но,          
обращаю ваше внимание, на практике организации, занимающиеся этой               
деятельностью, после принятия закона должны будут внести целый ряд не           
технических, а очень важных, сущностных изменений в свои уставные документы.    
Прописывается срок 90 дней - я думаю, тут нужно вспомнить о той процедуре, на   
которую отводится 45 дней. Подача и регистрация документов, внесение            
изменений - может быть, не 90 дней, а больше времени дать, чтобы, уж если мы    
принимаем закон, он был живым?                                                  
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Ирина Михайловна, вы абсолютно правы. Мы вели переговоры с      
правоприменителями, они давно ждут этот законопроект: они в принципе            
понимают, что 90 дней может быть недостаточно - я с вами согласен, - поэтому    
заблаговременно подготовились. Это изменение методичек, изменение инструкций,   
то есть, скорее всего, это всё-таки работа техническая, менее затратная, и      
это один раз.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Игорь Борисович.                 
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шулепов Евгений Борисович.                                                      
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наша фракция будет голосовать за    
принятие данного законопроекта. Мы шаг за шагом выстраиваем положения 115-го    
федерального закона. Институт обязательного контроля, как жизнь показывает,     
требует постоянного совершенствования, потому что, как говорится, враг тоже     
не дремлет и мы обязаны оперативно реагировать на все отклонения в нашей        
экономике. Прежде всего это налаживание контроля за теневыми секторами, в том   
числе, как сказал Игорь Борисович, за риелторским сектором экономики, где,      
как мы знаем, серьёзная часть денег в тени. Этот закон, конечно, облегчит       
работу некоторых отраслевых институтов, в том числе государственных, и в то     
же время усилит контроль в сфере почтовых переводов и контроль за работой       
мобильных операторов. В целом благодаря этому закону, безусловно, повысится     
эффективность работы 115-го федерального закона, в то же время снимется         
излишняя регуляторика.                                                          
                                                                                
Наша фракция будет голосовать за принятие данного законопроекта. Коллеги,       
прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Борисович.                               
                                                                                
Бортко Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Вот замечательный закон, который называется: "О противодействии легализации     
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём..." - замечательное            
название, знаете, и оно сразу заставляет нас посмотреть на вещи несколько       
шире, чем просто конкретный закон. Единожды солгав, кто тебе поверит? -         
вспомним Козьму Пруткова. Я к чему это всё говорю? Мы все летим в Москву,       
нашу столицу, и, когда самолёт начинает снижаться, мы видим замечательные       
постройки, просто дворцы, окружающие наш замечательный город. И, вот так        
пролетая, я думаю: ого, сколько же стоят они, откуда же он взял эти деньги,     
где нашёл? И в то же время у нас не принимается замечательная статья            
конвенции ООН, которую приняли практически все страны, предусматривающая        
ответственность в случае увеличения активов чиновника, превышающего его         
доходы, если он не может объяснить, где их взял. Ведь просто, как воздух:       
"Парень, ты где взял эти деньги?" - "Украл". Это что означает? А это            
означает, извините, пожалуйста, что он занимался преступной деятельностью,      
намывал себе деньги, которые пойдут туда или сюда, не важно. Но я подумал,      
слушайте, не дай бог, если их всех сажать - так кто же тут останется? Страшно   
становится - пустыня! Но тем не менее всё равно нужно же что-то делать,         
обращать внимание на причину всего происходящего, на то, что, извините,         
воруют, как сказал классик, и воруют много.                                     
                                                                                
Поэтому мы, конечно... Да, фракция КПРФ вносила подобный закон, и не один       
раз, но, к сожалению, не принимается - почему бы это? Интересно стало. Я        
сейчас обращаюсь даже не к сидящим в зале, а, может быть, к СМИ, которые        
сидят рядом: напишите об этом! Вот это причина всего, в том числе всего         
остального.                                                                     
                                                                                
Есть такое слово замечательное - "паллиатив", то есть плащ, прикрытие           
чего-либо, так вот остальные законы против коррупции, которые мы принимаем,     
являются в какой-то степени паллиативом. "Парень, ты откуда взял деньги?" -     
вот это самое главное! Поэтому, конечно, мы примем, фракция за принятие этого   
закона, бесспорно, но понимаем, что это не решает проблемы. А проблему          
решает, ещё раз повторяю, ответ на вопрос: "Парень, откуда ты взял деньги?" -   
вот это я и хотел бы услышать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Игорь Борисович, будете выступать с заключительным словом?                      
                                                                                
Пожалуйста, депутату Дивинскому включите микрофон.                              
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я благодарю всех    
за столь активное участие в обсуждении этого законопроекта. Всем большое        
спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.