Заседание № 229
25.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 581689-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (в части уточнения требований по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2838 по 3016 из 6244
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Сергей Александрович Кучушев. КУЧУШЕВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Для рассмотрения в первом чтении представлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 года № ПР-1553 и поручения Президента Российской Федерации от 30 ноября 2021 года № ПР-2253. На сегодняшний день в государстве насчитывается около 18 тысяч значимых объектов критической инфраструктуры. При этом от функционирования данных объектов критической инфраструктуры зависит работоспособность таких сфер, как приём платежей, связь, системы транспорта и энергоснабжения, а также многих иных значимых сфер и значимых объектов. На наш взгляд, принятие законопроекта позволит увеличить устойчивость работы данных значимых объектов КИИ. Законопроект предусматривает обязанность использования российских программного обеспечения и радиоэлектронной продукции на всех значимых объектах КИИ. В отношении всех значимых объектов КИИ Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями устанавливать порядок перехода на российские решения, его мониторинг, а также срок. Крайне важно отметить, что срок будет устанавливаться с учётом как уже готовых российских решений, так и позиций, которые будут выражать как отраслевые регуляторы, так и субъекты КИИ, которые непосредственно будут обязаны устанавливать российские программное обеспечение и РЭП. И появляется новелла - обязанность отраслевых регуляторов определять типовые объекты КИИ, подлежащие обязательному категорированию, для всех критически значимых отраслей, на которых использование российских ПО и РЭП будет обязательным. Законопроект перед внесением в Государственную Думу был согласован со всеми заинтересованными государственными органами, получил все необходимые заключения и прошёл все установленные, регламентные процедуры. Просим поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь. С содокладом выступает Антон Игоревич Немкин. НЕМКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Сергей Александрович достаточно подробно рассказал о поправках, предусмотренных законопроектом. Комитет поддерживает законопроект в первом чтении, но есть ряд замечаний. В частности, законопроектом предлагается переход субъектов КИИ на преимущественное использование российских программного обеспечения и радиоэлектронной продукции - необходимо выработать критерии этого перехода, кроме того, сам термин "преимущественное использование" в дальнейшем при правоприменении может трактоваться по различным сценариям. Также предлагается скорректировать предлагаемый законопроектом подход: предусмотреть обязанность субъектов КИИ перейти на российское программное обеспечение и базы данных, сведения о которых находятся в реестре отечественного программного обеспечения. Законопроектом вводится мониторинг предоставления субъектами КИИ актуальных и достоверных сведений об объектах критической инфраструктуры, но в законопроекте не определено, какой федеральный орган исполнительной власти будет осуществлять этот самый мониторинг. Ряд норм, в частности норма об учёте при присвоении категории значимости объекту КИИ, являются предметом регулирования ведомственных нормативных актов, и закрепление их на уровне федерального закона представляется излишним. Коллеги, цель данного законопроекта - обеспечить технологическую независимость и безопасность критически важной инфраструктуры. Мы работаем над укреплением нашего технологического суверенитета, ведь от устойчивости функционирования критически важной инфраструктуры напрямую зависит работоспособность платёжных систем и других чувствительных отраслей. Просим поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Комитеты-соисполнители - Комитет по безопасности и противодействию коррупции и Комитет по финансовому рынку также поддерживают данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Игоревич. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Сергей Александрович, может быть, вы нам всё-таки расшифруете, что такое в понимании правительства "преимущественное использование российского программного обеспечения и отечественной радиоэлектронной аппаратуры"? 30 процентов, 40 процентов, там, от возможного или как-то иначе? На что ориентировалось правительство, когда предлагало вот такой термин? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. КУЧУШЕВ С. А. Спасибо за вопрос. Преимущественное использование программного обеспечения мы уже проработали. И на сегодняшний день показатели, которые определены, в том числе у нас указные показатели, которых мы должны достичь к 2030 году, - не менее 95 процентов использования российского программного обеспечения в организациях госсектора и с госучастием, а также не менее 80 процентов российских организаций, использующих российское программное обеспечение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Александрович, в продолжение замечаний, которые высказал вам комитет. Скажите, пожалуйста, когда вы говорите о значимых объектах, о каких именно объектах критического информационного обеспечения идёт речь и в каких объёмах? И радиоэлектронная продукция, которая собрана у нас здесь, в России, из иностранных компонентов, может быть рекомендована к установке на этих объектах или нет? Она отечественная или не отечественная? В этой части чётких критериев, которые были бы закреплены в законопроекте, мы не увидели. КУЧУШЕВ С. А. Нина Александровна, спасибо за вопрос. На сегодняшний день уже прошло категорирование, выделено 18 тысяч значимых объектов КИИ, эти объекты были определены непосредственно субъектами КИИ, которые их используют. Когда мы говорим о том, на какое программное обеспечение должны перейти субъекты, речь идёт непосредственно о том программном обеспечении, которое включается в реестр отечественного программного обеспечения. В рамках процедуры включения в реестр отечественного программного обеспечения есть достаточно существенное требование: исключительные права на исходный код и программное обеспечение, которое включается в World Wide, полностью должны принадлежать российскому субъекту, более 50 процентов бенефициарного владения должно быть у российских граждан. Таким образом, мы при включении в реестр отечественного ПО защищаем нашу отрасль, чтобы туда не попадало программное обеспечение, которое принадлежит, например, иностранцам либо было создано при участии иностранного сектора. И наша задача, поскольку это значимые объекты и от них зависит работоспособность критических отраслей, - обеспечить, чтобы там работали либо российская электронная продукция, либо российское программное обеспечение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос докладчику. Уважаемый Сергей Александрович, законопроектом устанавливается, что правительство получает полномочия по установлению требований к значимым объектам критической инфраструктуры, и вы сказали, что категорировано на сегодня порядка 18 тысяч. Вопрос: а будут ли устанавливаться какие-то требования к некатегорированным объектам, для которых не установлена ни одна категория значимости? КУЧУШЕВ С. А. Спасибо за вопрос. На сегодняшний день в первую очередь законопроект направлен на значимые объекты. И на сегодняшний день уже действующим законодательством предусмотрено, что все значимые объекты у нас подлежат категорированию. Вопрос услышали, и я думаю, что мы действительно обсудим это совместно с комитетом и подумаем, как этот вопрос в дальнейшем урегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 19 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.