Заседание № 263
11.12.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 581324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1100 по 1223 из 5876
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации". Доклад Ивана Владимировича Медведева. Пожалуйста, Иван Владимирович. МЕДВЕДЕВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все необходимые экспертизы, согласования, готов к принятию в третьем чтении. Комитет предлагает поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Есть. Раиса Васильевна, по мотивам есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Завальный Павел Николаевич. Выступать будет против. Павел Николаевич, против будете выступать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поддержать хотите. Ну, выступайте, это ваше право, раз заявку подали на выступление, значит, аргументируйте. Если есть риски, что законопроект не будет принят, надо его защищать. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, я хотел бы буквально пару слов в рамках третьего чтения сказать о сути законопроекта, о том, что он решает для страны, для людей. С введением микрогенерации можно будет на каждом домохозяйстве ставить солнечные батареи, по сути, каждое домохозяйство может стать маленькой электростанцией, причём без отключения от сети и с возможностью подачи избыточной энергии в сеть, и это будет оплаченная электроэнергия. Это повышает надёжность энергоснабжения, особенно в отдалённых посёлках и городах, качество энергоснабжения, снижает нагрузку в целом на генерацию, на сетевой комплекс. Кроме того, в рамках этого проекта закона, коллеги, мы на один год продлеваем для Дальнего Востока режим снижения стоимости электроэнергии для бизнеса, для промышленности до среднероссийского уровня. Мы планировали продлить этот режим, несколько изменив условия, потому что сегодня 60 процентов бенефициаров - это большие компании, монополисты, в том числе в железнодорожной сфере, золотоискатели, то есть планировали изменить режим, но правительство, к сожалению, не успело подготовить эти изменения, законопроект был готов, но не прошёл необходимые экспертизы. Поэтому мы продлеваем на один год режим и потом к этой проблеме вернёмся, чтобы уже на более длительный срок, до десяти лет, продлить поддержку Дальнего Востока в части снижения стоимости электроэнергии для промышленности. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает такое решение, прошу тоже поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович. Вот Федот Семёнович выступит наверняка против принятия данного законопроекта. Да, Федот Семёнович? ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, но у нас есть два существенных замечания. Первое. Законопроект изначально был предназначен для развития микрогенерации, то есть некие частные лица развивают свою генерацию и продают электроэнергию оптовым сетям. Но во втором чтении были внесены такие поправки, которые абсолютно не будут стимулировать, так скажем, частных генераторов продавать эту электроэнергию, даже по ценовой политике, они будут стремиться только экономить. Так что законопроект в изначальном виде, в том, в котором он задуман... Я сомневаюсь, что он будет работать эффективно. Второе существенное замечание. Во втором чтении была внесена поправка о продлении срока применения метода регулирования тарифов для Дальневосточного федерального округа по закону, который мы с вами приняли три года назад. 1 января 2020 года норма этого закона перестаёт работать, и Правительство Российской Федерации, и доблестное Минэнерго так сработали, что в последние дни уходящего года внесли эту поправку. Вы знаете, мы, конечно, за эту поправку, но я хочу обратить ваше внимание на то, как законопроект был внесён. Во-первых, законопроект о микрогенерации никакого отношения к этому вопросу не имеет. Во-вторых, год назад я вносил законопроект, специальный законопроект о том, чтобы продлить ещё на десять лет действие вот этого метода регулирования, однако Комитет по энергетике его, естественно, заморозил, положил под сукно. Ну, после того как второе чтение прошло, он его, естественно, вытащил и сказал, мол, решение принято, поэтому мы его отклоняем. Я хочу сказать, что я опять буду вносить и надеюсь, что через год мы с вами его примем и продлим не на год, а на десять лет, потому что эту проблему для Дальневосточного федерального округа именно таким образом надо решать, если мы хотим развивать севера, если мы хотим развивать Дальний Восток. Другого метода нет. И ссылки, там, на крупные и так далее - это абсолютно некорректные ссылки. Но, ещё раз повторяю, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" высказывает эти замечания и будет голосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации", третье чтение, 2-й вопрос нашей повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 23 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 184
06.02.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 581324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2614 по 3482 из 4465
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации Анастасия Борисовна Бондаренко. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации". Законопроект разработан в соответствии с Планом мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 киловатт, утверждённым правительством. Справочно могу пояснить, что объект микрогенерации - это объект по производству электрической энергии, функционирующий в том числе на основании использования возобновляемых источников энергии, к которым относятся солнечная энергия, ветровая, водная, с максимальной мощностью до 15 киловатт. Примером могут служить солнечные панели, устанавливаемые на крышах жилых домов. Использование решений, предлагаемых в законопроекте, мы полагаем, будет способствовать развитию распределённой генерации в стране, отвечать целям, поставленным майским указом президента № 204, повышать надёжность работы энергосистемы, а также позволит сгладить пиковые часы потребления и сократить затраты потребителей на энергообеспечение своих домохозяйств. Кроме того, законопроект направлен на стимулирование мер поддержки российской промышленности по производству такого оборудования. Законопроектом предусматривается введение в понятийный аппарат законодательства самого понятия микрогенерации и критериев объекта микрогенерации, создание правовых основ для функционирования на розничных рынках соответствующих отношений. Предполагается, что Правительством Российской Федерации будут установлены особенности технологического подключения таких объектов к электрическим сетям, а также обеспечения возможности продажи владельцами таких объектов излишков выработанной этими объектами и непотреблённой энергии в сеть. Также предлагается наделить правительство полномочиями по установлению особенностей коммерческого учёта соответствующих объёмов электрической энергии. Кроме того, вводится обязанность для гарантирующих поставщиков покупать соответствующие объёмы электроэнергии у населения. Для обеспечения безопасного функционирования в пределах ранее запроектированных параметров внутридомовых инженерных систем законопроект не предполагает установки систем микрогенерации в многоквартирных жилых домах. Целесообразно отметить, что принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации поддержало законопроект. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров. Просим вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по энергетике выступает Иван Владимирович Медведев. МЕДВЕДЕВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике поддерживает данный законопроект, и мы отмечаем, что он будет способствовать развитию распределённой генерации, то есть развитию генерации в местах её потребления, причём не просто генерации, а "зелёной" генерации, то есть такой, какой мы всё время и добиваемся. Мы отмечаем, что это первый законопроект, призванный узаконить распределённую генерацию, правда пока только микро. Надеемся, что министерство разработает и представит законопроект по малой распределённой генерации - уже не до 15 киловатт, а хотя бы до 25 мегаватт, что тем более будет способствовать развитию "зелёной" энергетики и генерации энергии в местах её потребления. При этом комитет высказал ряд замечаний. В частности, относительно установленной мощности - 15 киловатт. Ну, чтобы в моём доме получить 15 киловатт от солнечной батареи, как минимум в три раза мощность объекта генерации надо увеличить, особенно в пасмурные дни, иначе я не получу эти киловатты. Целесообразнее регулировать не установленную мощность объекта генерации, а мощность выдачи в сеть, то есть чтобы в сеть подавалось не более 15 киловатт, а что касается установленной мощности, пусть потребитель, домовладелец ставит хоть сколько киловатт, но в сеть выдаёт не более 15 киловатт. Это первое. И второе замечание. Согласно законопроекту когда я потребляю, то плачу по тарифу для населения - в среднем по России это 4 рубля за киловатт в час, а когда я выдаю в сеть, то мне сбытовая компания будет оплачивать по тарифу опта, то есть примерно по 1,5 рубля. Конечно, это не совсем правильно и утяжеляет взаиморасчёты между домовладениями и сбытовыми компаниями. Конечно, надо упрощать, и лучше всего переходить на сальдирование. Тем более что если я поставлю солнечные батареи, то отпускать буду только днём, а ночью буду потреблять, как раз всё это сальдируется и будет способствовать именно развитию "зелёной" энергетики и распределённой малой генерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы тоже высказало замечания, и они практически совпадают с замечаниями комитета. Комитет предлагает поддержать законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учётом сделанных замечаний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, рассматривая законопроект, принимая закон, очень важно понимать прогнозируемые и прочие последствия. Вопрос такой: как в случае принятия закона могут измениться объёмы производимой электроэнергии, как может измениться рынок электроэнергии, тарифы, цены и так далее? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое, Николай Иванович, за вопрос. Как изменится рынок, будет зависеть от того, какое количество граждан нашей страны пожелает опробовать этот механизм в собственных домохозяйствах. Мы оцениваем, что сначала это будет, конечно, небольшой объём, измеряемый десятками мегаватт, вряд ли больше, так что на первых порах внедрение этого механизма существенно картину производства электрической энергии, наверное, не изменит. Тут надо очень хорошо понимать, что такое возобновляемая энергетика. Возобновляемая энергетика - это негарантированное производство электрической энергии: в какой-то момент в зависимости от природных условий электрическая энергия вырабатывается объектом, а в какой-то момент - нет. Чтобы обеспечить надёжное и стабильное снабжение населения и промышленных предприятий электрической энергией, наша система вынуждена резервировать соответствующую мощность классическими объектами генерации, всегда создаётся запас мощности, для того чтобы, когда не светит солнце, потребитель был обеспечен электрической энергией. Законопроект направлен в первую очередь на старт такого механизма, как поддержка участия именно населения и нашей промышленности, которая должна получить точный сигнал, что можно производить такое оборудование. Оценивать мы будем уже по результатам внедрения, когда закон будет принят, исходя из того, каким образом пойдёт его практика применения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Уважаемая Анастасия Борисовна, кроме создания правовых условий, очевидно, нужны будут какие-то инфраструктурные решения. На чьи плечи будут ложиться расходы по выполнению этих решений? Это первое. И второй вопрос. Каким образом будет устанавливаться тариф и будет ли у электросетевых компаний возможность отказаться от покупки электроэнергии у объекта микрогенерации? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопросы. Выбор размера мощности объекта генерации - до 15 киловатт - был продиктован несколькими соображениями. Иван Владимирович совершенно правильно отметил, что у Комитета по энергетике на этот счёт есть своё мнение, и мы обязательно проработаем предложения комитета ко второму чтению. Но хочу по мощности объекта генерации дать следующие пояснения. Есть особенности присоединения к сети некрупных объектов генерации, до 15 киловатт, их присоединение не угрожает безопасности самой системы. Присоединяя более крупный объект генерации к системе, надо делать новое присоединение к сети и в одних случаях расширять сеть, в других смотреть на параметры работы объекта генерации, который будет выдавать в сеть обратно электрическую энергию, чтобы не допустить перегорания самой сети, отключения самой сети, а также перегорания энергопринимающих устройств потребителя. Объекты малой мощности, такой, какую мы предлагаем, не будут влиять на безопасность системы - на этот счёт у нас есть заключение системного оператора Единой энергетической системы. Как это повлияет на тариф. На тариф никоим образом это не повлияет, потому что здесь в рамках взаимоотношений потребителей с гарантирующими поставщиками будет учёт выданных обратно в сеть излишков электрической энергии и сальдирование, как правильно отметил содокладчик. В конструкции этого законопроекта сетевые организации и их тарифы также не затронуты, потому что обязанность по покупке электрической энергии, выдаваемой объектами микрогенерации, возложена на гарантирующих поставщиков, то есть это не сетевые организации, а сбытовые организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Анастасия Борисовна, я думаю, что, когда вы оценивали возможность присоединения при такой мощности, о которой вы сейчас говорили, наверняка вот этот рынок и количество таких подключений как-то анализировались. Можете ли вы сегодня сказать, о какой суммарной выдаваемой мощности вообще, ну, в ближайшие год, два, три можно говорить в отношении объектов с такой установленной мощностью, принадлежащих индивидуальным или, может быть, даже каким-то юридическим лицам? И, поскольку всё-таки интерес к этой части энергетики большой, конечно, на повестке дня стоит вопрос о большей мощности, о следующем её увеличении: скажите, когда вы, как вам видится, можете подойти к следующему документу, к разработке подключения более высокой нагрузки? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое, Сергей Михайлович, за вопросы. Но сделаю акцент: всё-таки этот законопроект направлен в первую очередь на развитие микрогенерации для удовлетворения собственных бытовых нужд. Кроме того, "дорожной картой" наряду с принятием этого закона предусмотрено принятие связанного с ним закона о внесении изменений в налоговое законодательство, чтобы освободить физических лиц от налога на доходы в связи с этим. То есть мы не говорим сейчас о промышленном применении. Насчёт установленной мощности. Ну, я уже упомянула, что оценивать это достаточно сложно в настоящий момент, мы можем приблизительные цифры назвать: речь идёт о нескольких десятках мегаватт. Как будет развиваться - будем смотреть по практике применения. И тут ещё тоже важный акцент надо сделать. Само внедрение этого механизма призвано сделать удобным и возможным применение микрогенерации там, где оно оправданно, например, в тех регионах, где много солнечных дней в году. Это не только юг Российской Федерации, но и, например, Якутская область - иногда она соперничает по количеству солнечных дней с южными регионами. И каждый раз этот выбор - вложиться ли в покупку и установку солнечной батареи себе на крышу? - будет делать потребитель, который должен, конечно, иметь для этого свободные средства. Но мы не ставим целью этим законопроектом стимулировать предпринимательскую деятельность физических лиц, мы лишь говорим: вы можете оптимизировать собственное энергоснабжение - начнём пока с этого. Что касается инициативы в отношении большего объёма, этот вопрос будет прорабатываться в том числе с точки зрения применения этого закона, а также в рамках иных мер, которые мы сейчас разрабатываем, по поддержке ВИЭ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анастасия Борисовна, прекрасный посыл, действительно дополнительная генерация нужна, и это хорошо, что мы в эту сферу идём и привлекаем внимание людей, но вот вопрос: в связи с введением такого понятия, как объект микрогенерации, не появится ли у людей необходимость, не будут ли они обязаны впоследствии регистрировать данные объекты, предусматривается ли какая-то форма учёта или оформления? БОНДАРЕНКО А. Б. Дмитрий Викторович, в корень зрите этим вопросом! Законопроект на данный момент, в предлагаемой к первому чтению редакции, содержит запись в принципе концептуального характера о том, что деятельность по установке объектов микрогенерации - а она влечёт деятельность по возможной выдаче излишков в сеть - не является предпринимательской деятельностью. Такая формулировка потребовалась нам для того, чтобы физические лица, эта категория населения, не становились генераторами с точки зрения законодательства об электроэнергии, ведь это накладывает существенные обязательства, создаёт необходимость соответствия очень многим требованиям. Также они не должны становиться сбытовыми организациями. То есть путём внедрения в эту систему гражданина, который установил себе солнечную панель, мы не подменяем предпринимательские отношения в этой сфере, мы лишь говорим, даём посыл, что если ты, некий гражданин, хочешь такую батарею установить, то, пожалуйста, вот тебе механизм, тебя льготно присоединят, у тебя будут особенности коммерческого учёта и ты даже сможешь выдать излишки в сеть, если они образуются. Но мы не стимулируем к предпринимательству, чтобы все это поставили и немедленно начали торговать электрической энергией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кудрявцев Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анастасия Борисовна, вопрос вам, как докладчику. На сегодняшний день в Российской Федерации объёмы микрогенерации невелики, причин тому несколько. Одна из этих причин - это то, что такие проекты имеют длительный срок окупаемости, порядка 15-20 лет, в лучшем случае десять. В связи с этим хотелось бы услышать, существует ли в России достаточное количество интересантов для устойчивого развития этого процесса и какой доли рынка микрогенерации планируется достичь на начальном этапе? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопрос, Максим Георгиевич. Да, срок окупаемости действительно большой, примерно в тех параметрах, которые вы назвали, вплоть до 20 лет. Тут надо сделать акцент на том, что сроки окупаемости, безусловно, будут снижаться в случае роста цены на электрическую энергию, но, поскольку это не может быть целью, также не является целью и внедрить механизм окупаемости микрогенерации. Целью законопроекта является внедрить в принципе систему микрогенерации, а её окупаемость может зависеть от многих параметров, как я уже сказала, в том числе от роста цены на электрическую энергию: чем выше будет цена на те излишки, которые гражданин будет выдавать в сеть, тем быстрее он окупит затраты. Но поскольку такие решения не могут быть приняты в отрыве, только для поддержки именно развития микрогенерации, а в целом правительство ограничило, безусловно, подготовку любых решений, которые вызывают рост цены на электрическую энергию выше, чем установлено прогнозом, я думаю, что мы будем оценивать объём, который займёт микрогенерация, по первоначальным периодам внедрения. Сейчас предположить, каким будет количество, довольно сложно, поэтому про количество заинтересованных, единственно, могу сказать: да, заинтересованные есть, есть даже энтузиасты, которые это сейчас делают в отсутствие закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поздняков Владимир Георгиевич. ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ. У меня вопрос к Анастасии Борисовне. Нужно приветствовать то, что сейчас делает и предлагает Министерство энергетики. Ну конечно, при передаче через ЛЭП большие потери электроэнергии, и вот то, что сейчас этим заняты, это прекрасно. Конечно, Чернобыль очень напряг Европу и мир, поэтому сейчас боятся строить большие атомные станции, большого объёма, и в то же время нельзя строить объекты для передачи через ЛЭП. У меня вопрос такой: какие-то предприятия или малонаселённые пункты обеспечить себя электроэнергией, используя такие "зелёные" объекты не смогут, а используя несколько другие объекты, скажем малые атомные предприятия, у которых мощность больше - 100, 200, 500 киловатт, чтобы на мегаватты выходить, смогут, вот процесс такого развития идёт? БОНДАРЕНКО А. Б. Владимир Георгиевич, вы абсолютно правы, процесс идёт. У нас строительство системы генерации ВИЭ в принципе не ограничивается, более того, оно имеет поддержку, определённые меры поддержки оказываются как со стороны производителей промышленного оборудования, так и со стороны участников рынка с точки зрения оплаты мощности, которую даёт эта генерация, ведь не секрет, что это дорогая мощность, и за поддержание мощности генерации на основе ВИЭ платят оставшиеся участники рынка, так что в этом плане, конечно, полная поддержка. Но помимо всего прочего, мы рассчитываем на развитие промышленности и на удешевление технологий по производству этих объектов. Считаем, что и этот закон, и те меры, которые сейчас обсуждаются в правительстве, будут стимулировать более масштабное внедрение этого. Одна из целей - это в том числе именно удешевление производства самого оборудования для объекта ВИЭ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к официальному представителю правительства. Действительно, хорошая инициатива, очень надеюсь, что она будет востребована гражданами России. Мы все понимаем, что она действительно направлена на стимулирование развития электрогенерации на основе возобновляемых источников энергии в первую очередь. Вопросы у меня следующие. Анастасия Борисовна, на какие альтернативные источники вы делаете упор с учётом того, какие виды производства сегодня в стране развиваются в этом направлении? Увязан ли законопроект, который вы предлагаете, с программами Минпромторга по поддержке производства? С какими проблемами могут столкнуться граждане в отношениях с гарантирующими поставщиками? Даже сегодня, чтобы просто получить подключение, а не давать электричество в общую систему, возникает масса проблем - каким образом можно снять эти административные, бюрократические ограничения, чтобы гражданам всё-таки было комфортно заниматься поставкой дополнительной электроэнергии в общую российскую сеть? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Владимир Владимирович, за вопросы. Начну с последнего, касающегося гарантирующих поставщиков, проблем с подключением. Правительством будет разработан проект подзаконного акта, которым будет устанавливаться так называемое льготное технологическое присоединение, то есть будет упрощённая процедура. И с учётом того, что технически этот объект присоединяется к сети опосредованно, через энергопринимающее устройство потребителя, отношения с гарантирующим поставщиком - это не отношения с сетью, это отношения с той организацией, которая осуществляет сбыт, то есть продажу электрической энергии, с ней надо будет урегулировать отношения по обязательной покупке гарантирующим поставщиком излишков, таким образом, это отношения не с сетью. Что касается особенностей коммерческого учёта и взаимоотношений с гарантирующим поставщиком и особенностей техприсоединения в отношениях с сетевой организацией, именно упрощённого, предусмотрена разработка акта правительства, мы над этим работаем. По поводу того, кто производит, как синхронизировано с Минпромторгом. Ну, основной производитель в стране - это компания "Хевел", кроме того, есть также проекты у "Росатома" и у "РОСНАНО" по производству такого оборудования. Конечно, у нас это синхронизировано с программами Минпромторга по поддержке отечественных производителей как в рамках импортозамещения, так и в рамках просто уже идущего сейчас технологического прогресса. В отношении сложностей. Ну, пока относительно высока стоимость этого оборудования у российских производителей, и в связи с этим серьёзную конкуренцию нам составляют производители азиатского рынка - это и Китай, это и Япония (у Японии чуть дороже). Из-за курсовой разницы большие преимущества по предоставлению такого оборудования именно у азиатского рынка по сравнению с европейским. Российские технологии должны быть более конкурентоспособными в этом случае, и мне кажется, что принятие этого закона - это как раз прекрасный посыл, сигнал для их развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемая Анастасия Борисовна, сама техническая идея, безусловно, интересная - я её вполне понимаю, я тоже инженер-электрик - с точки зрения того, что изолированные потребители, находящиеся в разноудалённых местах, могут автономно в системе спокойно работать, но для того, чтобы подключиться к единой сети, необходимо... Мне, например, многие вопросы непонятны. Ну, чтобы подключиться, сеть уже должна быть проведена, моя нагрузка, потребление, допустим, порядка 2 киловатт (это до 15 киловатт), таким образом, если лишнее выработано (ведь возобновляемые источники энергии - это ветер и солнечная энергия, они всё же имеют ограничения по использованию, по выработке электроэнергии в течение суток), почему, раз у меня уже есть сеть, я должен на свои деньги ставить такую систему, чтобы потом энергию пытаться продавать? Мне, например, представляется... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. ...это абсолютно нецелесообразным для таких маленьких мощностей, тем более что вся аппаратура по синхронизации с единой системой действительно очень дорого стоит. Север надо поддерживать, мы в Чувашии за это дело. И у нас был такой опыт - ветряные электростанции на берегу Волги устанавливали, тоже малой мощности, до 50 киловатт, но они, как правило, не справлялись. Синхронизация в итоге выходит из строя, они остаются без присмотра, без достаточного обслуживания, и это абсолютно экономически нецелесообразно. То есть работать надо, но, мне кажется, надо посчитать с точки зрения отдельного потребителя, насколько это целесообразно с учётом экономии и выгодности. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое, Валентин Сергеевич, за вопрос. Обязанности по установке нет, это право, которое предоставляет закон, в случае если потребитель хочет оптимизировать энергоснабжение своего жилого дома: если у потребителя есть такая возможность, если он проживает в районе с большим количеством солнечных дней, если он считает, что ему это со всех сторон выгодно, потом окупится, потом будет работать в плюс, то он этим правом воспользуется. Мы создаём правовой механизм, который позволит это сделать, более того, мы создаём правовой механизм, который даст посыл российской промышленности производить соответствующее оборудование. Я, отвечая на предыдущий вопрос, мне кажется, забыла сказать... Прозвучал вопрос, какое именно оборудование... У нас хорошая, развитая доля рынка по производству солнечных батарей, но, например, с производством оборудования, использующего энергию ветра, сейчас пока ещё... Все технологии в разработке, и в отношении технологий ветряной энергетики именно малой мощности - большие мощности имеются - это как раз пример посыла для промышленности, это сигнал, что вот такие объекты получают поддержку, что на них будет спрос, соответственно, промышленность должна ответить на вопрос, готова ли она и хочет ли она такое оборудование производить. Возвращаясь к вопросу Валентина Сергеевича: обязанности нет, экономию каждый будет рассчитывать для себя сам, правила расчёта в принципе понятны, и для каждого потребителя это лишь вопрос оптимизации его собственных расходов на электроснабжение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста, Иван Владимирович. МЕДВЕДЕВ И. В. Валентин Сергеевич, вот поэтому комитет и сделал замечание, предлагает, чтобы было 15 киловатт подачи в сеть. Сегодня домовладения подключены на эти 15 киловатт, то есть синхронизация уже проведена, если одно домовладение отпустит в сеть 15 киловатт и не надо будет трансформировать в высокое напряжение, то соседнее эти 15 киловатт получит, употребит, а если надо будет, то через трансформатор на 10 киловольт можно пропустить - трансформатору же всё равно, что с 10 на 0,4 киловольта, что с 0,4 на 10 киловольт, то есть тоже синхронизация есть. Анастасия Борисовна сказала, что системный оператор это всё согласовал и это всё уже просчитал, никакой дополнительной синхронизации не потребуется, это всё уже решено и заложено при подсоединении домовладения к существующей сети на 15 киловатт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ветлужских Андрей Леонидович. ВЕТЛУЖСКИХ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анастасия Борисовна, вы сказали, что подключение к общей сети будет льготным и будет осуществляться в короткие сроки. Здорово, если так, но если всё же это будет связано с серьёзной бюрократией и сложностями для человека, правильно ли я понимаю, что он сможет установить себе это оборудование и использовать его сам, без подключения к сети? Это первый вопрос. И второй вопрос. Вы хотите дать сигнал промышленности, несколько раз сказали об этом. А не получится ли, что мы всё-таки рынок создадим для западных производителей, если наша промышленность этот сигнал не поймёт? Если вы считаете, что с производством солнечных батарей нормально, то можно только по нему разрешить, а по оборудованию для ветряной энергетики, если наши ещё не разработали, пока не разрешать, не давать такого сигнала? Ведь он может быть не понят, и тогда мы просто создадим рынок для чужой промышленности. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопросы. В отношении сигнала промышленности к развитию необходимо отметить, что цель законопроекта - внедрение указанного механизма, а задачу дать сигнал промышленности законопроект решает в том числе. Но если ты внедряешь сам механизм, возможность установки у себя батареи (это ответ на первую часть вашего вопроса)... Вы можете установить батарею сейчас, пожалуйста, но вы не имеете сейчас правовых механизмов. Если вы одновременно для обеспечения надёжности своего снабжения подсоединены к сети и потребляете энергию сети, когда не работает батарея или нет солнца, это одна история. Если вы подсоединены к сети, и ваша батарея вырабатывает электрическую энергию, и за счёт выработки вашей батареи вы потребили меньше, то излишки вы могли бы выдать в сеть. Так вот сейчас законодательство не позволяет вам выдать эти излишки в сеть и не позволяет произвести итоговые расчёты. Мы внедряем механизм, который позволит это делать, цель законопроекта в этом, просто одновременно промышленности даётся сигнал производить соответствующее оборудование. Конечно, мы считаем, что основной посыл - нашей отечественной промышленности, а если конкурентоспособной будет импортная промышленность, то нашей промышленности придётся решать, конкурировать или нет. На рынке должен быть производитель, чьё оборудование граждане будут покупать, если захотят оптимизировать энергоснабжение, - и тогда нашей промышленности придётся догонять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анастасия Борисовна, всё-таки проясните - мой вопрос в продолжение предыдущего, - расскажите: сейчас на рынке электрогенерирующего оборудования мощностью до 15 киловатт чьи производители преобладают, сколько там процентов наших, сколько импортных и какие всё-таки у нашей промышленности перспективы занять этот рынок? БОНДАРЕНКО А. Б. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос. Точные проценты сейчас, наверное, назвать очень сложно, потому что рынок постоянно меняется, и производители этого оборудования всё-таки больше в зоне внимания Минпромторга, но после заседания я обязательно вам, прямо отдельно, в письменном виде, если разрешите, представлю самую свежую информацию о процентном соотношении, о доле импортного и неимпортного оборудования. На данный момент я могу только пояснить, что российские компании имеются, есть конкурирующие с ними производители из Китая, из Японии и европейские производители, оборудование в целом по техническим параметрам схожее, цены различаются. Но долю российских производителей в точных цифрах не хочу называть, чтобы не обмануть вас, - если позволите, я вам справку об этом представлю отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ И. В. Я ещё добавлю - мы в комитете занимаемся этим. Наши производители солнечных батарей вполне конкурентоспособны, они могут конкурировать с зарубежными производителями и, самое главное, вышли на КПД выше, чем у конкурентов, ведь это вопрос не только цены, но ещё и КПД: при одинаковом освещении солнцем наше оборудование производит больше электроэнергии, чем зарубежные аналоги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемая Анастасия Борисовна, сегодня во многих сёлах очень остро стоит вопрос обеспечения электроэнергией: электроприборы массово выходят из строя из-за перепадов напряжения, к тому же люди часто остаются без воды, так как насосы, как известно, питаются от электричества, а электричество периодически отключают. Вопрос: как вы считаете, возможно, стоит предусмотреть преференции предприятиям, которые будут строить объекты микрогенерации ближе к отдалённым сёлам, и, возможно, стоить продумать дополнительный механизм компенсации части стоимости оборудования или подключения к сетям? Хоть вы и сказали, что речь о предпринимательстве в этой сфере не идёт, тем не менее прокомментируйте, пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопрос. Да, это нами прорабатывается в рамках вопроса о поддержке возобновляемой энергетики в целом, то есть когда производство электрической энергии на основе ВИЭ является предпринимательской деятельностью, когда это крупные объекты, дополнительные меры правительство в ближайшее время будет рассматривать и соответствующим образом одобрять и принимать. В том числе отдельно мы, конечно, рассматриваем вопросы, связанные с энергоснабжением потребителей в сёлах. А что касается нашего законопроекта, мы полагаем, что какая-то категория граждан, проживающих в сельской местности, может себе позволить, так сказать, стартовать по этому проекту, установив солнечные батареи на крышах. Но тут надо очень хорошо понимать, что любое размещение объекта генерации, любое подключение объекта генерации к существующей сети должно быть оценено по техническим параметрам, если объект генерации крупный, то сеть должна выдерживать нагрузку. В этой части у нас целый блок, большой блок электроэнергетики, который рассматривается с точки зрения как технических, так и экономических параметров, ВИЭ здесь занимает большую часть. Меры по поддержке ВИЭ, которые сейчас реализуются в стране и будут реализовываться дальше, в настоящий момент рассматриваются правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемая Анастасия Борисовна, вы прекрасно знаете, что на северах есть так называемая локальная дизельная электрогенерация: в каждой деревне стоит электродизель, и он обеспечивает людей электроэнергией, её себестоимость доходит до 100 рублей, а иногда и выше, но продают, конечно, по ценам гораздо меньше - по 4 рубля и так далее. Вот как это будет работать в данных условиях и с точки зрения ценовой политики, и с точки зрения конкуренции? БОНДАРЕНКО А. Б. Использование локальной дизельной генерации - это та деятельность, которая сейчас не запрещена, так же как не запрещено сейчас устанавливать солнечные батареи. Безусловно, дизельная генерация сейчас дешевле, чем солнечная. Нашим законопроектом предлагаются меры поддержки, в том числе и в части налогообложения, льготного технического присоединения, упрощённого порядка коммерческого учёта как потребляемой, так и выдаваемой электрической энергии в сеть. В отношении цен у нас идёт дискуссия с Комитетом по энергетике, мы доводим позицию правительства о том, какая логика заложена в оплату тех излишков, которые гражданин может выдать в сеть: у нас сейчас предлагается продажа по средневзвешенной цене на оптовом рынке, потому что помимо всего прочего в конечную цену для населения входят ещё цена услуг по передаче и сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Здесь этих отношений нет, поэтому мы и говорим, что излишки, которые выработал данный объект генерации, как и любой другой объект генерации, должны быть оплачены по той цене, которая действует в соответствующей зоне. У нас на территории страны есть ценовые зоны, неценовые зоны и технологически изолированные системы, в каждой зоне складывается разное ценообразование на киловатт-час электрической энергии. В данный момент средневзвешенная цена киловатт-часа - 2 рубля 11 копеек на оптовом рынке, это средняя цена и по первой, и по второй ценовым зонам. Как будут работать эти предложения, будем смотреть при применении закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ И. В. Относительно изолированных участков или маленькой сети в посёлке и так далее - да, там генерация на дизеле гораздо дороже, чем генерация электроэнергии за счёт энергии солнца или ветра, только потому, что туда очень дорого доставить дизельное топливо. Но когда мы применяем энергию солнца или ветра, то потребление дизеля уменьшается - это 50, 60 процентов, даже до двух третей доходит. Нам надо вместе с Министерством энергетики посмотреть, как дотировать и стимулировать установку именно вот на этих небольших дизельных электростанциях генераторов электроэнергии за счёт энергии солнца и ветра, чтобы хотя бы экономить дизельное топливо и тем самым удешевлять электроэнергию. Можно посмотреть, как сделать это и через надбавку для первой ценовой зоны, для второй ценовой зоны, которую мы отдаём Дальнему Востоку, оттуда можно взять деньги и направить на удешевление установки в таких регионах генераторов электроэнергии за счёт энергии солнца и ветра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Иван Владимирович, спасибо. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы! В данный законопроект заложена, конечно, очень хорошая философия. Есть генерация, и закладывается идея стимулирования дополнительной генерации. Вспомните, когда начиналась реформа электроэнергетики, так и было сказано: мы проводим реформу электроэнергетики, чтобы стимулировать генерацию, - но ничего подобного не произошло. Сейчас хотя бы на уровне микрогенерации предлагается механизм развития генерации. В то же время возникает очень много вопросов. Первое. Почему только 15 киловатт, тогда как даже мощность так называемых аварийных источников электроэнергии доходит до 30, до 60 киловатт? Почему нельзя увеличить? Тут сказано о безопасности, но надо посмотреть: неужели нет современных технических устройств, которые обеспечивали бы безопасность? Второе. Я не зря задавал вопрос. У нас на северах применяется так называемая локальная дизельная электроэнергетика, и она очень дорогая с точки зрения себестоимости, как тут правильно было сказано, за счёт того, что стоимость завозимого топлива очень высокая. Конкретно у нас себестоимость доходит до 100 рублей и выше. И ещё там работают как бы два источника: первый - генерация тепла, второй, совершенно другая организация, - генерация электроэнергии. Оба производят энергию, и это работает неэффективно. И тут появляется механизм, который мог бы стимулировать альтернативное производство энергии, но возникает вопрос: какой будет ценовая политика? Если себестоимость энергии 100 рублей, а продают населению по 2 рубля, по 4 рубля, тогда и этому производителю надо продавать по 4 рубля, что ему абсолютно невыгодно. В этом законопроекте заложена очень хорошая философия, как я уже сказал, а эти и другие вопросы надо ко второму чтению очень внимательно посмотреть. Естественно, мы поддерживаем данный законопроект, его надо принять в целях реального стимулирования инвесторов, чтобы они вкладывались в электроэнергетику, чтобы они вкладывались в генерацию электроэнергии, именно с таким расчётом надо его поддержать, а во втором чтении поправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Назарова Наталья Васильевна, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, сегодняшний законопроект неслучайно вызвал такие дебаты, вызвал такое огромное количество вопросов, потому что в саму концепцию законопроекта заложен принцип изменения, децентрализации системы энергоснабжения Российской Федерации. В ХХ веке была создана централизованная, строго централизованная система энергоснабжения, которая была основана на выработке электроэнергии на крупных, на относительно крупных станциях, которых относительно немного в стране, и передаче этой электроэнергии на большие расстояния через высоковольтные линии. Мировой опыт показывает, что сложилась парадигма развития мировой энергетики, заключающаяся в децентрализации, в уходе от централизованной системы, и в Российской Федерации тоже возникла потребность в уходе от централизованной системы. Развитие требований потребителей, развитие интеллектуальных систем учёта, интеллектуальных систем централизованного энергоснабжения, развитие технологий, оборудования для производства малой генерации - все эти компоненты показывают, что мы подошли к этапу, когда нужно уйти от централизованной системы. И представленный законопроект, наверное, лишь в малой толике позволит нам продвинуться к осуществлению этого перехода. Конечно, сначала при децентрализации системы нам хотелось бы видеть законодательную базу по развитию распределённой генерации, малой генерации, а затем уже уйти к более узкой части - к микрогенерации. Тем не менее то, что предложило правительство, мы рассматриваем очень позитивно, и, наверное, с учётом всех тех замечаний - я не буду на них останавливаться, о них сегодня очень много говорили - ко второму чтению мы будем иметь уже гораздо более выверенный законопроект, который, став законом, сможет работать и принести гораздо больше пользы для развития нашей энергетической системы. Могу только сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию этого законопроекта, предлагает всем депутатам проголосовать за него и выражает надежду на то, что замечания, которые сегодня прозвучали, будут учтены ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В общем-то, было много сказано по этому законопроекту. Сразу скажу, что наша фракция поддерживает законопроект, и на этом можно было бы остановиться, но дело в том, что в обществе идёт дискуссия, поднятая известным человеком, сказавшим, что, дескать, у нас дешёвая электроэнергия и надо бы пересмотреть нормативы потребления, надо брать больше денег за это и так далее. Так вот хочу сказать, что электроэнергия у нас достаточно дорогая, и если бы мы дали больше возможностей для развития малой генерации - предыдущий докладчик только что сказал об этом, и я полностью согласен с тем, что мы ждём от правительства прежде всего шагов по развитию малой генерации, а не микрогенерации, - то могли бы получить гораздо больший экономический эффект в масштабах страны. Уже сейчас очевидно, что развитие генерации, ну, в пределах, не знаю, нескольких мегаватт, 10, 20 мегаватт, притом что половина мощности идёт на выработку электроэнергии... Ну, таковы у нас, скажем так, энерговырабатывающие устройства, что половина идёт на электроэнергию, а половина идёт в тепло, и если мы дадим возможность продавать излишки не только электроэнергии, но ещё и тепла, то у малой генерации вообще экономика будет очень хорошей, и это в свою очередь приведёт к снижению цен для населения и к снижению тарифов. Уже сейчас очевидно, особенно в промышленных центрах, где есть большие сложности с развитием производства, энергоёмкого производства, что производители той или иной продукции готовы создавать свои мощности, но у них возникает проблема с присоединением к сетям. Вот я хотел бы, чтобы мы услышали от правительства как раз ответы на эти вопросы, потому что эффект от этих предложений будет гораздо больший. Теперь что касается нынешнего законопроекта, по микрогенерации. Безусловно, шаг в правильном направлении, но что такое 15 киловатт? Я знаю, откуда возникли эти 15 киловатт. Да просто по закону бесплатно обязаны гражданину предоставить присоединение энергопринимающего устройства мощностью до 15 киловатт. Вот по-любому, хотите вы этого или нет, выгодно или не выгодно, но по закону обязаны предоставить. Поэтому сетевики с этим и согласились, мол, ну а что, в любом случае мы это делаем, ничем это нам не грозит. Но ведь 15 киловатт... Посмотрите на современные дома, ну где вы увидите, чтобы мощность, суммарная мощность энергопотребляющих устройств была не более 15 киловатт? Как правило, это 50, 60, может быть, и 100 киловатт. Конечно же, нужно поднимать этот порог, безусловно! И мы просим вас всё-таки посмотреть это ко второму чтению. Если есть какие-то ограничения... Я понимаю, 15 киловатт - это безусловно, но, может быть, надо рассмотреть условия, при которых возможна продажа электроэнергии с устройств до 100 киловатт, до 150 киловатт? Если техническая возможность сети позволяет, почему бы не разрешить это? А мы в законе сразу закладываем ограничение - 15 киловатт, не более. Если есть какие-то опасения, ну давайте проведём эксперимент в каких-то регионах. Есть системы, которые... Ну почему не сделать больше, если техническая возможность позволяет? Я думаю, это надо предусмотреть ко второму чтению. Это первое замечание. И второе, конечно же, мы считаем, что надо в этом направлении двигаться и надо посмотреть рынок производителей энерговырабатывающих устройств до 15 киловатт. Коллеги задавали вопросы - вы сказали, что дадите письменно информацию, вот хотелось бы ко второму чтению её получить. Сейчас объясню, почему мы такие вопросы задавали. Нас интересует: этот закон, вообще, на бумаге останется или будет работать? Потому что если не будет энерговырабатывающих устройств мощностью до 15 киловатт, то в принципе и смысла нет его принимать, понимаете? Если мы принимаем закон, который никакого эффекта не даст, какой смысл в этом? Зачем мы тратим время? Да нам зарплату за это время заплатят больше, чем будет экономический эффект от принятия этого закона! Смысл какой вообще в этой работе? Поэтому мы просим вас всё-таки предоставить информацию. И если у российских производителей нет таких устройств, то зачем мы создаём рынок для иностранных компаний? Ну давайте мы посмотрим этот порог, поднимем его - не 15 киловатт, а 20, 25, 30, - посоветуемся с промышленностью! С Минпромторгом посоветуйтесь, какие устройства наиболее эффективны, и уже тогда этот порог можно установить. Вот это будет взвешенный подход. А сейчас получается так: нам не жалко 15 киловатт, давайте установим, а дальше посмотрим. Мне кажется, такой подход работать не будет, и ко второму чтению у нас есть возможность это поправить. А в целом, конечно же, мы считаем, что это очень хороший закон, шаг в правильном направлении, который при дальнейшем его развитии может привести к снижению цен на электроэнергию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анастасия Борисовна, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Иван Иванович. Я хочу поблагодарить всех коллег за сегодняшнюю дискуссию. Количество ваших вопросов и их содержание показывают, что тема очень живая, затрагивает все слои населения и влияет на промышленность, влияет на нашу энергосистему. Я также хочу поблагодарить Наталью Васильевну за очень чёткую формулировку в отношении этапности развития законодательства в сфере энергетики - вы абсолютно правы, но и над мерами по поддержке малой генерации, конечно же, правительство работает. И особенно хочу остановиться на выступлении Валерия Карловича и прокомментировать только то, что я уже говорила, но, может быть, недостаточно чётко. Порог в 15 киловатт был выбран не только по тем основаниям, которые Валерий Карлович перечислил, но в первую очередь по причине безопасности подключения этого объекта без модернизации сети - расширения её сечения, изменения трансформаторного оборудования. Эти объекты население может безопасно подключить сейчас в рамках действующей системы, без так называемого нового техприсоединения. Что касается объектов большей генерации, мы обязательно этот вопрос ко второму чтению проработаем, посыл от депутатов мы принимаем и обязательно развернём дискуссию ко второму чтению и позицию представим, но основные параметры - до 15 киловатт - были выбраны в целях обеспечения безопасности самой энергосистемы. В отношении рынка производителей я обещала представить информацию именно по соотношению долей импортного оборудования и российского. Просто в отношении текущей ситуации у меня на данный момент свежих цифр нет, но мы их представим. При этом я не могу согласиться с подходом, что если у нас не будет отечественного производителя, то мы не должны развивать это направление в интересах иностранного производителя, - мы развиваем не только промышленность, мы механизм развиваем. Если на данный момент у нас импортное оборудование, если оно будет востребовано, значит, пока развитию этого механизма будет способствовать импортное оборудование, если будет развиваться российская промышленность, на что мы надеемся и на что все эти меры будут направлены (мы в абсолютно плотном контакте работали над этим законопроектом в том числе с Минпромторгом), то, конечно же... То есть глобальная, основная цель - это в том числе и развитие российской промышленности. Просим поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Иван Владимирович, будете выступать? Депутату Медведеву включите микрофон. МЕДВЕДЕВ И. В. Коллеги, спасибо за дискуссию. Безусловно, вопросы, которые мы подняли, мы с министерством отработаем, и надеюсь, что найдём общий язык, чтобы наше население, то есть наши домовладения всё-таки вошли в эту тему и стали развивать микрогенерацию, что будет способствовать, конечно, и их надёжному электроснабжению, и их соседей, которые не пойдут на это. А что касается 15 киловатт, то это именно выдача в сеть, не установленная мощность: у себя можно ставить хоть 100, но вот в сеть выдавать можно только 15 киловатт. Почему? Потому, что вы присоединены на 15 киловатт и если у вас сечение провода точно рассчитано на 15 киловатт, то вы просто его сожжёте, если будете выдавать больше. Вот почему 15 киловатт. А у себя вы можете ставить, ради бога, хоть 100, хоть 200 киловатт, почему комитет и сделал замечание, что 15 киловатт не установленная мощность, а именно выдача в сеть. Пожалуйста, если вам надо 100, так поставьте у себя 100, но в сеть больше 15 киловатт не выдавать. Я думаю, что мы с министерством договоримся об этом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Владимирович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 17 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.