Заседание № 165
О проекте федерального закона № 580068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), третье чтение. Доклад Галины Петровны Хованской. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен к третьему чтению. У Правового управления нет замечаний юридико-технического, лингвистического характера. Я прошу вас поддержать законопроект, чтобы документ как можно быстрее попал в Совет Федерации и чтобы фонд с нового года заработал. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", 8-й вопрос нашей повестки. Просьба включить режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 30 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 164
О проекте федерального закона № 580068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; принят в первом чтении 13 ноября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Документ был принят в первом чтении. Ко второму чтению поступило пять поправок, четыре из них носят технический характер, юридико-технический, и одна поправка содержательная, в ней говорится о дополнении функций фонда мониторингом реализации региональными операторами деятельности по организации и проведению капремонта, что действительно очень полезно и нужно. Все поправки поддержаны комитетом, помещены в таблицу № 1 и рекомендуются к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 09 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 34 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, прошу этот законопроект поставить на 21 ноября для принятия в третьем чтении. Законопроект очень важный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Прошу учесть.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 580068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 30-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства). Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Натальи Николаевны Антипиной. Пожалуйста, Наталья Николаевна. АНТИПИНА Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона разработан во исполнение майского указа президента № 204, которым перед правительством поставлена задача обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда. Реализация указанной задачи в соответствии с перечнем поручений президента от 23 октября по итогам совещания с членами правительства по вопросу о переселении граждан из аварийного жилищного фонда будет происходить в два этапа. На первом этапе предлагается продлить действовавший до 1 января 2018 года и успешно зарекомендовавший себя механизм переселения граждан из аварийного жилищного фонда при участии государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. На втором этапе, срок которого в соответствии с поручением президента определён до 20 июля 2019 года, будут внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на уточнение и улучшение качества действующих механизмов и расширение их набора в реализации программ переселения из аварийного жилья. Рассматриваемый законопроект обеспечивает реализацию первого этапа. Проектом федерального закона предусматривается следующее: продление срока деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ до 1 января 2026 года; уточнение понятия "аварийный жилищный фонд", теперь он будет представлять собой совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными; уточнение целей деятельности Фонда ЖКХ, к которым предлагается отнести цель по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; установление срока действия региональных программ расселения аварийного жилищного фонда, утверждаемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов, начатых после 1 января 2019 года, до 1 сентября 2025 года. Финансирование реализации положений программы за счёт средств из федерального бюджета будет осуществляться в рамках федерального проекта обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда национального проекта "Жильё и городская среда" в размере 431,94 миллиарда рублей в период 2019-2024 годов при выделении долевого финансирования из региональных бюджетов в размере 67,83 миллиарда рублей. В среднем соотношение федерального и регионального финансирования будет 86 к 14 процентам. В рамках проекта предусмотрено переселение 530,8 тысячи граждан из аварийных домов площадью не менее 9,56 миллиона квадратных метров. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Николаевна. Пожалуйста, Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Основные моменты практически изложены. Действительно, это стихийное бедствие - аварийный жилищный фонд, с этим бедствием можно покончить только за счёт средств федерального бюджета, потому что большинство регионов просто не могут справиться с этой сложной задачей. А в дальнейшем мы уже, я думаю, перейдём и к реновации жилищного фонда, которая не позволит воспроизводить вот это аварийное жильё, но об этом мы поговорим 23-го числа - приглашаю всех на слушания. Действительно, многие моменты уточняются, убираются нормы, которые уже утратили силу, являются избыточными, поэтому подлежат исключению. Это первое чтение, собственно, тут никаких возражений нет, я думаю, все мы поддержим эту законодательную инициативу правительства. Я всех вас убедительно прошу поддержать принятие документа в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Если можно, не уходите с трибуны, потому что, возможно, и вам будут вопросы. Коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику. Есть вопросы. Включите режим записи. Пожалуйста, Вострецов Сергей Алексеевич. Вообще, уважаемые коллеги, Галина Петровна, вы просили рассмотреть в обязательном порядке законопроект сегодня, и, собственно, все на это пошли. Вопрос официальному представителю правительства: законопроект достаточно резонансный, важный, почему его не рассматривали во фракциях и в рамках комитета? АНТИПИНА Н. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, мы очень подробно рассматривали этот вопрос в рамках комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А во фракциях? АНТИПИНА Н. Н. Во фракциях - нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поэтому такое количество вопросов. Пожалуйста, депутату Вострецову включите микрофон. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Галина Петровна, вопрос Наталье Николаевне, но вы частично на него ответили. Действительно, это один из самых острых вопросов - я буквально вчера вёл приём по вопросам ветхого жилья. Программа замечательная, и то, что деятельность фонда до 2026 года будет продлена, тоже очень хорошо. У меня вопрос к представителю правительства: было сказано, что 23-го на слушаниях ответят на вопрос по поводу реновации. В Москве реновация есть, планируется ли?.. Хрущёвки - а это массовая застройка - рано или поздно будут признаны ветхими, и тогда нам никакой программы не хватит. Нужно в регионах, в том числе в Питере, в больших городах, в столицах регионов, думать об этом. Я надеюсь, на слушаниях мы услышим ответ министерства на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, пожалуйста, вы начали об этом говорить. ХОВАНСКАЯ Г. П. Я уже сказала, что приглашаю на парламентские слушания 23-го числа в 11.00 в Малый зал, где эта тема будет обсуждаться. Она оказалась очень интересной для субъектов, что было даже неожиданно для меня: я думала, что это будет спокойнее воспринято, но нет, очень-очень большую активность проявляют субъекты Федерации по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику. Уважаемая Наталья Николаевна, согласно пояснительной записке в настоящее время аварийный жилищный фонд, признанный таковым после 1 января 2012 года, преимущественно расселён. Уточните, пожалуйста, какой процент аварийного жилищного фонда не расселён? Какова динамика расселения на сегодняшний день? Сколько квадратных метров в случае принятия федерального закона, а значит, с учётом продления сроков деятельности фонда планируется расселить, например, в ближайшие три года? АНТИПИНА Н. Н. Уважаемый Анатолий Борисович, не переселено на сегодняшний день 6,6 тысячи человек (105 тысяч квадратных метров), программа выполнена на 98,8 процента. Что касается расселения в будущем, в целом будет расселено 12 миллионов квадратных метров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня в продолжение всё-таки, Наталья Николаевна, вопрос. По вашим данным, вы должны расселить по этой программе граждан, проживающих на 9,5 миллиона квадратных метров, - может быть, есть ещё какой-то задел теоретически, но этого крайне недостаточно. Вот 10 миллионов квадратных метров расселили, а 12,5 миллиона квадратных метров признаны аварийными за это же время. Даже по вашим расчётам, планируется расселить 9,5 миллиона, при этом за это время были признаны аварийными тоже в районе 12 миллионов. То есть фактически соотношение расселяемого жилья к признаваемому аварийным где-то 86,5 процента. Как вы планируете ликвидировать отставание, которое в принципе, я думаю, будет даже прогрессировать? К нам уже из регионов стали приходить соответствующие бумаги, так, для Ульяновской области недостаточно расселять 230 миллионов квадратных метров ежегодно по этой программе, чтобы хотя бы закрывать аварийный фонд, который уже сформирован. АНТИПИНА Н. Н. Алексей Владимирович, что касается вопроса, связанного с внебюджетными... У нас на сегодняшний день в рамках этой программы из внебюджетных источников - только 7,3 миллиарда. В прошлый вторник мы с вами принимали в первом чтении законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, которые позволят нам включить механизмы развития застроенных территорий, и в рамках в том числе этих проектов будет увеличиваться количество расселяемых домов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Наталье Николаевне вопрос. В проекте закона указано, что аварийный жилой фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года. А что делать с теми, которые появились после? Дело в том, что действие программы закончилось в 2012 году, мы как бы отчитались, что мы её выполнили, а сейчас, на минуточку, 2018 год. За пять с половиной лет сколько миллионов квадратных метров ветхого жилья появилось? И кстати, хочу сказать, для регионов это серьёзная проблема. Муниципалитеты не признают жильё ветхим, потому что у них просто нет источников финансирования. Прокуратура обращается в суд, суды выносят справедливые решения, обязывая муниципалитеты расселять людей, а им не на что это делать. Скажите, пожалуйста, как мы эту проблему будем решать? Жильё признавали аварийным до 2017 года, пока закон вступит в силу, будет 2019 год. Что дальше-то делать? АНТИПИНА Н. Н. Валерий Карлович, как я уже сказала, в соответствии с поручениями президента от 23 октября в рамках второго этапа с целью совершенствования законодательства предусматривается уточнение критериев отнесения домов к аварийным, введение понятия ветхого фонда, потому что сейчас в аварийный фонд попадают и ветхие дома. Безусловно, для ветхих домов, капитальный ремонт которых ещё можно провести и можно продлить их жизненный цикл, будет отдельная программа, которую надо продумывать. И как уже говорилось о национальных проектах, эти цифры неокончательные, при рассмотрении очередных изменений в бюджет мы будем уточнять эти цифры. Всё будет зависеть от того, какие мы с вами примем решения в рамках совершенствования механизмов переселения, а также иных способов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Наталья Николаевна, уважаемые коллеги! Конечно, законопроект имеет общественный резонанс, он очень важен для ряда субъектов Российской Федерации. И хотелось бы понять их место, узнать, какая сумма для них определена. Но ни в печатном, ни в электронном виде нет таблицы 2, о которой сказано в финансово-экономическом обосновании, - таблицы с распределением средств на расселение в разрезе субъектов на 2019-2024 годы. Хотелось бы услышать, хотя бы приблизительно узнать, как она выглядит. АНТИПИНА Н. Н. Николай Иванович, как я уже сказала, соотношение следующее: 86 процентов - это федеральный бюджет и 14 - это региональные бюджеты. Таблицу 2 мы готовы показать, она у меня с собой. Пожалуйста, могу представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ХОВАНСКАЯ Г. П. Действительно, в ходе выступлений мы не сказали о том, что резко увеличивается финансирование из федерального бюджета, никогда такого не было. Было до 50 процентов, но цифра "86 процентов" никогда не звучала, это впервые. В то же время я считаю, что объём средств, который планируется на расселение 9,5 миллиона квадратных метров, недостаточен, к сожалению, коллеги, ведь обнаружено уже почти 14 миллионов квадратных метров. Мы соответствующую поправку предлагали, к сожалению, она была отклонена на заседании комитета по бюджету, но я надеюсь, что в будущем это будет учтено, в последующих циклах бюджетного планирования. Да, это проблема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто хотел бы выступить, коллеги? Вопрос важный. Есть желающие. Включите режим записи. Присаживайтесь, Галина Петровна, спасибо. Покажите список желающих выступить. Натаров Сергей Васильевич. От фракции? НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Да, от фракции, но я думаю, что в три минуты уложусь. Коллеги, хотел довольно долго выступать, но в связи с тем, что мы уже переработали, совсем коротко. Законопроект, который сегодня предложен к принятию в первом чтении, по нашему мнению, не позволит сделать самое главное - выполнить поручение президента. В поручении президента определено, что должно быть достигнуто устойчивое сокращение объёма непригодного жилья, а этим законом мы сможем только стабилизировать ситуацию. В России как минимум 3,5 миллиона человек постоянно проживают в аварийном жилье. Изначально наша фракция заявляла, что необходим постоянно действующий механизм, который смог бы постоянно работать в рамках решения этой проблемы. Сегодня предлагают временную меру - продлить решение этой проблемы ещё на несколько лет. По данным того же фонда, на сегодняшний день около 14 миллионов квадратных метров аварийного жилья, а к 2025 году будет порядка 42 миллионов квадратных метров, к 2035 году - 85 миллионов. Никаких денег в бюджете не хватит, чтобы решить эту проблему! Более того, в 2018 году мы оставили субъекты Федерации без федерального софинансирования, не дали ни копейки на то, чтобы они решали эту проблему. Начнётся решение этой проблемы с 2019 года. Ещё раз говорю: пока мы не примем постоянно действующий механизм, который решал бы эту проблему, никакими временными законами её не решить! Закон, конечно, необходимо принимать, потому что субъекты его ждут, они сейчас даже не могут сформулировать и принять свои программы, потому что практически во всех субъектах это направление софинансируется. И правильно сегодня уже говорили, что прокуратура постоянно выписывает предписания главам субъектов, некоторые из них не признают ветхим и аварийным жильё, чтобы не попасть в такую ситуацию, а те, кто признаёт, получают предписания и идут оплачивать. Закон этот, конечно, надо принимать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". И ещё записывался на выступление Гартунг, он тоже от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Кто от фракции будет выступать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всецело приветствует данный законопроект, это то, о чём мы говорили в том числе в ходе избирательной кампании 2016 года. Есть три момента, на которых хотелось бы остановиться. Первое. Понятия ветхого и аварийного жилья нетождественны и никогда не были тождественны. Ветхим жильём, Наталья Николаевна, считается жильё, где износ по несущим конструкциям свыше 60 процентов, аварийным - где свыше 70 процентов, и, если только местные органы власти сами не напортачат при составлении соответствующих заключений межведомственных комиссий, никогда ветхий дом не будет признан аварийным. Это первое, о чём хотелось бы сказать, просто в порядке уточнения. Второе. Безусловно, мы считаем крайне важным, чтобы данные решения распространялись в том числе на дома, которые признаются в установленном порядке, в том числе судебном, например, аварийными и сейчас, потому что, если местные органы власти не признали какой-то объект аварийным либо он оказался таковым в силу ненадлежащей эксплуатации, подчас по вине тех же самых органов власти, которые назначают управляющие компании через конкурсную процедуру, это вовсе не означает, что мы должны этих людей, жильцов дома, оставить нигде, поскольку проживание в аварийном доме небезопасно для жизни и здоровья. В нашем понимании сфера действия данного закона должна распространяться в том числе на дома, которые признаются аварийными сейчас. И третий момент, принципиально важный. На самом деле, если какой-то объект признан аварийным, это вовсе не означает, что государство взамен предоставляет людям жильё. В соответствии с действующей нормой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если человек проживает в приватизированной квартире и его доходы хотя бы на рубль превышают так называемый прожиточный минимум - 10 тысяч рублей, - то ему не дают взамен иного жилья, а выплачивают так называемую выкупную цену. В моей родной Астрахани выкупная цена квартиры составляет подчас порядка 400 тысяч рублей, что при стоимости квадратного метра 40 тысяч, очевидно, не даёт возможности что-то купить взамен в принципе. Мы полагаем крайне важным и рассчитываем, что правительство поддержит законопроект, уже внесённый в Госдуму фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", направленный на то, чтобы была скорректирована 32-я статья Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники аварийного жилья получили право выбора между получением выкупной цены и предоставлением взамен иного жилья той же площади, которая у них изымается. Вот три момента, на которых я хотел остановиться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, что, собственно, насторожило, так это фраза заместителя министра о том, что будут пересматриваться критерии признания домов аварийными. Я напомню, сейчас процесс признания дома аварийным регулируется 47-м постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с этим постановлением собственникам помещений надо собирать ряд документов, среди которых самым сложным, безусловно, является заключение специализированной организации - строительной. Оно обычно стоит дорого: для самых маленьких домов - 30-50 тысяч, для больших - уже сотни тысяч рублей. Понятно, что собрать с собственников эту сумму практически невозможно, чем, собственно, органы местного управления и соответствующие должностные лица и пользуются, мол, уважаемые граждане, если нет у вас заключения, можете не приходить - это заключение обязательно входит в комплект документов. В связи с этим, я абсолютно согласен с коллегами, объём аварийного жилого фонда в Российской Федерации занижен, причём, может быть, даже в разы: люди не собирают деньги, не получают заключение специализированной организации, соответственно, нет реальной картины того, что собой представляют дома. Более того, помимо непризнания их аварийными они ещё попадают в программу капитального ремонта, и получается, что деревянная избушка, которой 150 лет, снаружи обшивается сайдингом, вроде красиво, что-то там на крыше тоже монтируют - и вот вам жильё, уважаемые, живите в нём ещё 30-50 лет, сколько придётся, хотя жить в нём реально невозможно. Так что я обращаюсь к правительству: если у вас родится проект, который ещё более ужесточает или затрудняет процесс признания дома аварийным, то это чревато и разрушением домов, и человеческими жизнями - пока немного таких случаев, но они уже есть, - и, естественно, ответственностью соответствующих должностных лиц. Кроме того, на мой взгляд, следует всё-таки предусмотреть возможность использования средств местных бюджетов для проведения экспертизы. Они категорически отрицают возможность участия, говоря, что это бюджетное нарушение, и, даже если в доме живут четыре пенсионера, инвалида, у которых доходы не позволяют не то что выделить по 10 тысяч рублей на проведение этой экспертизы, а вообще каким-то образом существовать, они говорят, мол, нет, мы ничего не знаем, квартиры приватизированные, соответственно вы, собственники, сами обязаны это сделать. Это первый момент. Второй момент - это всё-таки опережающий характер признания домов аварийными, даже при существующем механизме. Правительство, к сожалению, не определило механизм поэтапного замещения, скажем так, закрытия этой самой проблемы: 10 миллионов закрыли - 12 миллионов появилось, 9 миллионов закроем - 14 миллионов появится, в результате человек, который признаётся... Я прошу добавить немного времени, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление, добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. Человеку или семье, которая признаётся живущей в аварийном жилом фонде, сразу говорят: уважаемые, вам ждать пять лет. Несмотря на то что дом действительно находится в аварийном состоянии - мы бывали в таких домах, я думаю, и вы бывали в таких домах, где рушатся балки, падают потолки, где невозможно провести нормальное отопление, - им говорят, что вот даже по существующей программе им нужно будет ждать в лучшем случае пять-шесть лет. Много было разговоров о том, что мы, мол, кардинально изменим программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Правительство, соответствующее министерство говорило: дайте нам год, у нас много механизмов, это будут застроенные территории, это будет реновация, это будут совершенно другие подходы к работе с банками - но ничего не произошло, мы вернулись к такому же фактически механизму, который работал до 2017 года. 2018 год провалили, накопив ещё 1,5-2 миллиона квадратных метров жилья, и опять вернулись к этому же механизму, и сейчас предоставляем субсидии, не ставя модельных вопросов перед субъектами: сколько они должны переселить по механизму развития застроенных территорий, сколько они должны переселить по механизму реновации, который есть? И как это будет контролироваться министерством? Так же, как по предыдущему механизму? Но контроль был очень слабый, и вы помните, что подтянули вы программу буквально в последние год-два. И в некоторых сибирских регионах до сих пор не переселили 6 тысяч граждан - вроде бы небольшое число в сравнении с количеством тех, кто переселён, это полмиллиона человек, но это тоже реальные люди, реальные семьи, которые так и не дождались того, что им было положено и обещано ещё на 1 января 2012 года. Так что программа нуждается в коррекции. Мы просим профильное министерство всё-таки представить нам чёткий механизм, не приблизительно - вот, мол, 9,5 миллиона квадратных метров мы рассчитываем расселить, а там всё остальное как-нибудь, может быть, получится по другим механизмам, - нужен чёткий механизм того, как будут закрывать проблему оставшегося непереселённого жилья и, самое главное, нарастающего, увеличивающегося кома аварийного жилья. И естественно, должен быть проект постановления, которым вы планируете изменить механизм признания соответствующего жилого фонда аварийным, - представьте его, пожалуйста, нам, чтобы мы смогли с ним ознакомиться, чтобы потом уже не сталкиваться с проблемами его реализации на местах. Проект закона фракция поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Постараюсь быть кратким, потому что все основные тезисы уже были изложены, остановлюсь только на некоторых вещах. Это как раз тот самый закон, который направлен на реализацию указа президента - это надо подчеркнуть, - в отличие от предыдущего, который подавался в качестве реализации указа президента, но был лишь поводом для того, чтобы освоить бюджетные деньги, а вот этот законопроект - как раз тот самый случай, когда нужно проголосовать за него. Это первое. Второе. К сожалению, из финансово-экономического обоснования, которое приложено к этому законопроекту, следует, уже очевидно, что цели, поставленные в указе президента, не будут достигнуты, потому что денег заложено гораздо меньше. Надо подчеркнуть, что нам предлагается принять закон, который как бы имитирует выполнение указа президента, но не выполняет его до конца. Мне кажется, это неправильно, но во втором чтении это поправимо, я думаю, что во втором чтении можно это поправить. Следующее замечание. Я вопрос задавал, но, к сожалению, не услышал ответа. Дело в том, что аварийными и непригодными для проживания считаются дома, которые признаны таковыми на 1 января 2017 года. Но возникает вопрос: а как быть с теми, которые уже после были признаны судом таковыми? Потом, как быть с теми, в которых по факту невозможно проживать, а они по букве закона не подходят под эту категорию и, стало быть, не попадают в учёт? На них денег не выделяется, у субъектов на это денег нет. Когда я задавал вопрос, я говорил, что уже есть пачки судебных решений. В моём родном городе Копейске несколько десятков судебных решений, которые не исполняются по пять-шесть лет, запомните: пять-шесть лет не исполняются судебные решения о переселении из аварийного жилья! Вот о чём идёт речь-то! То есть уже накопились проблемы, которые муниципалитеты решить не могут, у субъектов на это денег нет, а в этой программе они тоже не учтены. Хотелось бы, чтобы ко второму чтению мы получили ответы, каким образом мы будем это решать. И надо сказать, что не устраивает такой ответ, что, дескать, мы потом, вторым шагом мы внесём... И действительно, возникает вопрос: вы измените процедуру признания жилья ветхим... Из практики мы знаем: изменяется процедура - уменьшается количество аварийного жилья, потому что вводится такая процедура, которую никто не пройдёт. Хотелось бы увидеть, скажем так, обратные движения. Естественно, конечно же, наша фракция поддержит этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Видите, коллеги, какое единодушие. А каков источник реализации этого закона, Наталья Николаевна? АНТИПИНА Н. Н. Федеральный бюджет, 432 миллиарда рублей из федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, какие хитросплетения в политике: такого единодушия не было, когда поддерживали бюджет. Так где же всё-таки истина?.. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Наталья Николаевна? Пожалуйста. АНТИПИНА Н. Н. Уважаемые депутаты, большое спасибо за поддержку законопроекта. Все вопросы, о которых было сказано с трибуны, в зоне нашего внимания. Вопросы возникают оттого, что коллеги не в курсе изменений, которые мы сейчас готовим. И проект постановления правительства, и проект федерального закона, даже на стадии подготовки этого проекта, мы, безусловно, покажем всем фракциям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, спасибо большое за терпение, за то, что вы всё-таки выслушали всех желающих, и я думаю, что сейчас все проголосуют и поддержат эту законодательную инициативу. Спасибо ещё раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 30, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), первое чтение. Кто за? Включите режим голосования. Коллеги, просьба за себя голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 48 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении принят единогласно - поздравляю!