Заседание № 14
16.03.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 579729-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части расширения перечня обязательной информации, предоставляемой потребителю).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5156 по 5490 из 5871
Следующий пункт повестки - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Александр Петрович Починок, пожалуйста. ПОЧИНОК А. П., член Совета Федерации. Глубокоуважаемый председатель, дорогие коллеги! Я понимаю, что юридико-технически в законопроекте явно есть то, что позволяет его отклонить, но буду говорить о работе дальше, на перспективу. Идея законопроекта была очень простая. Население страны крайне плохо информировано о том, что, покупая лампы со ртутью, ртутьсодержащие люминесцентные лампы, люди покупают источник загрязнения, они плохо представляют, как его утилизировать, скорее всего, вообще никто не представляет. Теоретически юристы правительства правы, я это признаю: действительно, информацию о том, что эти лампы вредные, часть производителей даёт мелким шрифтом, так, что и прочесть невозможно, и понять невозможно. Поэтому я понимаю, что, конечно, сегодня законопроект будет отклонён, я с этим даже согласен, против очевидного не пойдёшь, и призываю: мы нашли вариант, как законопроект переделать, чтобы он стал логичным, чтобы действительно информировать население о том, как утилизировать эти лампы, чтобы наши дети не играли вот этими люминесцентными лампами в джедаев в конце концов, чтобы снова его внести, - и давайте это сделаем. Приглашаю к совместной работе. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, за короткий доклад. Виктор Владимирович Климов, содоклад. К трибуне идёт Виктор Владимирович. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проблема, которую Александр Петрович обозначил, действительно является важной. Вместе с тем внесение изменений в статью 10 Закона "О защите прав потребителей" не представляется целесообразным, поскольку в Законе "О защите прав потребителей", в статье 7, существует норма, которой прямо предписывается: если для безопасности использования товара необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель эти правила обязан указать либо в документации, либо на маркировке. Кроме того, следует отметить, что деятельность по утилизации, по транспортировке регулируется соответствующим лицензированием и находится под контролем. Кроме того, у органов местного самоуправления существуют обязательства по организации безопасной утилизации тех самых люминесцентных ламп. На основании вышеизложенного комитет не поддерживает данный законопроект, ну а рабочую группу с Александром Петровичем будем создавать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Запишемся. Прошу включить режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Александр Петрович, я полагаю, готовя этот законопроект, вы вникали и в существо вопроса. Не скажете ли, каков объём ввоза этих ламп из-за рубежа? И какой базой располагает Россия сегодня для переработки подобных ламп? А то ведь президенту в своё время подкинули эту идею, так она и попала в закон. А какова реальность? ПОЧИНОК А. П. Валентин Степанович, ситуация действительно сложная. Как ни парадоксально, идеально точной статистики нет. Я понял, что вы имеете в виду лампы из Китая, их ввозят сотнями миллионов штук, я имею в виду только вредные, с ртутью. А база создана в целом ряде городов Российской Федерации, мы анкетировали муниципалитеты, но мы нашли тысячи муниципалитетов, которые вообще никакой системы утилизации не вводили, я про сельскую местность даже не говорю. Во многих городах этой базы вообще нет, то есть по закону обязанность есть, а практически... Вот мы сейчас проверяли, и у некоторых даже китайских производителей есть вот эта запись мелким-мелким шрифтом, внутри коробочки пишут так, что толком и не разберёшь. Вот такая ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Анатольевич Овсянников. СВИНЦОВ А. Н. Депутат Свинцов Андрей Николаевич по карточке Овсянникова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н. Вопрос к господину Починку: подскажите, пожалуйста, есть какие-то данные, вообще, кто-то собирал эти лампочки, как-то утилизировал их у нас в стране? Какая-то практика вообще есть? ПОЧИНОК А. П. Слава богу, практика есть. У нас есть территории, которые хорошо наладили сбор радиоактивных отходов, как вы знаете, есть муниципалитеты, в которых есть специальные контейнеры для сбора лампочек, у нас есть даже муниципалитеты, которые собирают вот эти свинцовые батарейки, как в Европе, но опять-таки это, увы, капля в море. Мы специально в Совет Федерации приглашали тех, кто это делал, слушали рассказ об их опыте, теперь думаем, как это всё-таки распространить по стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос представителю комитета. Скажите, пожалуйста, вы не приглашали в комитет ответственное министерство? На самом деле у нас отсутствует система утилизации, которая, кстати, у нас в стране была, я имел несчастье или счастье с этим сталкиваться, и если вы не сдавали своевременно отходы или не имели мест утилизации, даже в разрезе цехов, за это сильно штрафовали. Комитет эту проблему вообще понимает? Президент провозгласил, что надо переходить на экономичные лампочки, но надо же ещё подумать, куда лампочку деть, после того как она перегорит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КЛИМОВ В. В. Вы правы, проблема существует, проблему комитет видит, однако её решение невозможно в рамках данного законопроекта. Понятно, что вопросы утилизации связаны с другим законодательством, в том числе регулирующим полномочия по бюджетной обеспеченности местного самоуправления, поэтому работа будет продолжена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Владимирович Ширшов. ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! У меня вопрос и Александру Петровичу, и Виктору Владимировичу. Александр Петрович - бывший сенатор от Краснодарского края, он наверняка хорошо знает Южный федеральный округ, Северный Кавказ. Вот конкретно в Южном федеральном округе, Александр Петрович, вы можете назвать город, район или, я не знаю, область, где есть такой центр по утилизации? И аналогичный вопрос, только по другой территории, Виктору Владимировичу. По Приволжскому федеральному округу вы можете назвать такую область либо город, где вот такие пункты по утилизации существуют, чтобы вот и мы знали и направляли, значит, возможных желающих легально утилизировать - именно легально, имеющих лицензии, - на эти территории? ПОЧИНОК А. П. Константин Владимирович, вы знаете ответ: ну нету у нас, вернее, в Краснодарском крае нет таких пунктов! Проблема в том, чтобы их создать. Давайте пропишем в законе... Содокладчик ведь о чём говорил? Нам нужно сейчас прописать это в правах местного самоуправления, так? Нам нужно прикинуть, какие ресурсы на это будут затрачены - это серьёзные деньги, - и тогда уже законопроект, насыщенный деньгами, принимать. Это будет стоить денег, но это надо будет делать, вы правы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Владимирович, теперь вы. Микрофон на трибуне включите. КЛИМОВ В. В. Про Приволжский федеральный округ я, наверное, не смогу ответить, есть там такой центр или нет, но, собственно, проблема действительно не в этом. Проблема в том, о чём Александр Петрович говорит. Давайте заниматься её решением, сейчас тут нечего, на мой взгляд, обсуждать, мы говорим про конкретный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Петрович, действительно, проблема очень важная. Я вспоминаю себя школьником, когда мы на уроках физкультуры эти лампы десятками разбивали о стены, это сопровождалось громкими взрывами, всё было красиво, а мы не знали о том, что тогда уже травили себя ртутью. Вопрос, конечно, важный и интересный, но так как вы занимаетесь законом "О защите прав потребителей", хотел бы услышать ваше мнение по двум инициативам фракции ЛДПР, которые также касаются закона "О защите прав потребителей". Первый - мы предложили обязать молочных производителей указывать обязательно крупным ярким шрифтом на упаковке информацию о том, что содержится сухое молоко в молочной продукции. И второй - обязать всех производителей указывать себестоимость продукции на упаковке. ПОЧИНОК А. П. Вопросы не по существу данного законопроекта, а как профессионал-экономист скажу, что указывать себестоимость - это нереально. Что касается указания на натуральность молока, соков, нектаров, вы помните, позиция Совета Федерации, даже не только моя, в целом всегда была: указывать, указывать и указывать, чтобы потребитель знал, что он получает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, коллеги. Есть ли желающие выступить? Есть. Запишемся. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Николай Васильевич Коломейцев. С места и коротко. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конечно, странная позиция у Александра Петровича, который, будучи уверенным в том, что его законопроект не нужен, забрал наше время и докладывал, но тем не менее я хотел бы подчеркнуть, что здесь есть проблема, а по ответу представителя комитета я понял, что комитет даже не озаботился этой проблемой. А проблема заключается в следующем. Раньше утилизацией таких ламп и подобных приборов, скажем так, занимались предприятия и в принципе на любом сложном предприятии была система, которая их утилизировала, были специальные печи, в которых это сжигали, и всё это дело туда сдавали. Сегодня, когда, если верить докладу Сергея Вадимовича Степашина, семьдесят пять тысяч предприятий приказали долго жить, соответствующих министерств у нас нет, вместе с этой системой стройной рухнула и вся система безопасности. Вы имейте в виду, это очень сложный вопрос, это вопрос, ну, я бы сказал, скрытых болезней, потому что ртуть - это страшный яд, как известно, поэтому, с нашей точки зрения, этот законопроект надо в первом чтении принять, поручить комитету ко второму чтению провести парламентские слушания с представителями заинтересованных министерств и выработать меры, может быть, другой законопроект ко второму чтению поправками принять, в другой структуре - мы это тоже в Думе неоднократно делали. С нашей точки зрения, закрывать глаза, причём при широкой пиар-акции... Вероятно, кто-то из приближённых к руководству страны открыл новый завод по производству этих ламп - мы видели, что пиар был сильнейший. Ну, любой производитель на Западе, на Востоке и даже у нас горд, если высшие руководители страны упоминают продукцию его завода, но нам бы сегодня надо, чтобы те руководители, которые, так сказать, поднесли ко двору пиар своим компаниям, теперь представили нам меры, как они предлагают утилизировать вышедшую из строя их продукцию. Мне кажется, что комитет обязан ускорить работу над поправками к этому закону во благо страны, жителей нашей страны. Мы будем поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владиславович Семёнов. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект, поскольку действительно у нас в Законе "О защите прав потребителей", в статье 7, уже есть ссылка, что информация, связанная с безопасностью использования товаров, должна быть указана в маркировке. И в общем-то, здесь даже больше, наверное, стоит вопрос не о том, должно это быть или не должно, - безусловно должно, - а о том, как это исполняется. Но хотелось бы сказать о другом. Мне кажется, что проблема утилизации ламп не в том, есть маркировка на коробочке или нет (достали лампу из коробки, а коробку выбросили), вопрос именно в утилизации. И вот здесь наша страна оказалась абсолютно не подготовленной к реализации того закона, который мы с вами приняли в 2009 году, - "Об энергосбережении...", № 261-ФЗ. Ведь смотрите, что получилось. У нас на предприятиях практически не осталось проблем с утилизацией, это было решено ещё в советский период, но у нас сейчас 70 процентов данной продукции потребляют уже граждане, и они не знают, куда нести и как это вообще утилизировать, они этого не знают, потому что они не видят места, куда бы это можно было отнести. И по большому счёту, это ведь касается не только люминесцентных ламп, содержащих ртуть, это касается вообще большой группы товаров и веществ, которые мы относим к I-IV классу опасности. Это касается, например, той же самой железной дороги: у нас сотни вагонов с отработанными шпалами заскладировано вокруг железной дороги, может быть, даже тысячи таких вагонов, то есть миллионы шпал с пропиткой креозотом, и неизвестно, как их утилизировать. Проблема утилизации стоит очень и очень остро. Вспомните случай, когда у нас материалы, будем говорить, послеоперационной деятельности больниц находились в контейнерах с мусором, и это тоже вопрос. А вспомните, какое у нас количество всевозможных просроченных вакцин, которые тоже подлежат специальной утилизации, а такого оборудования нет. Так вот к этому, наверное, надо подойти более серьёзно, чем просто вносить изменения в данный закон. Быть может, есть смысл нам приостановить действие 261-го федерального закона, "Об энергосбережении...", если мы не можем обеспечить утилизацию? Давайте, когда мы сможем обеспечить утилизацию, тогда и будем вводить переход на новые энергосберегающие системы. И может быть, Онищенко лучше не заниматься тем, насколько плох или хорош боржоми и когда его надо продавать в России, а как раз обратить на эту проблему внимание, потому что это касается всей страны. И действительно, как правильно уже сказали, утилизация опасных отходов - это прерогатива муниципалитетов, а есть ли у муниципалитетов деньги, для того чтобы решить данную проблему, поставить эти установки по утилизации? Да я вас уверяю: нет. Тогда давайте мы сперва в бюджете на это деньги предусмотрим, обяжем, поставим, запустим, а тогда уже и население будем переводить на новые технологии. Фракция ЛДПР, как я уже сказал, не поддержит данный законопроект, но проблема существует, и мы считаем, что Государственная Дума должна самым внимательным образом подойти к её решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение фракции ЛДПР представлено, но при этом... А, прошу прощения, ещё Олег Анатольевич Нилов. Да, это уже другая фракция. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый автор, Александр Петрович! Вы довольно-таки опытный парламентарий, и довольно редко возникает такая ситуация, когда автор выходит и говорит: да, мы тут с коллегами брачок некий сваляли, отняли время у многочисленных комитетов, согласующих инстанций, у вас, четырёхсот пятидесяти депутатов, поэтому я соглашусь, и в связи с тем, что заключение правительства отрицательное, давайте завалим мой законопроект. Александр Петрович, а как бы ответить за брак, вернуть денежки, которые были потрачены в качестве заработной платы вашей и ваших коллег, многочисленных юристов? Я предлагаю, коллеги, не снимать с повестки дня этот законопроект, принять его за основу, потому что ситуация действительно нерешённая и огромное количество обращений с требованием заняться этой проблемой, а не начинать сначала, как предлагает автор, и опять создавать рабочие группы, то есть годами, до следующего созыва, опять тянуть эту волынку, тратить деньги. Ничего подобного, давайте примем за основу - это мнение нашей фракции - и заставим авторов и соответствующие комитеты всё-таки с помощью поправок доработать законопроект по этой важной, актуальной проблеме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет желания у докладчика и содокладчика ещё что-то сказать? Пожалуйста, Александр Петрович. ПОЧИНОК А. П. Докладчик обязуется, когда доработаем законопроект, на его представление ваше время не тратить. Я очень рад, что все поняли важность проблемы. Ещё раз повторяю: я признаю, что в таком виде его сейчас принять нельзя. Ещё раз приглашаю: приходите, сделаем тот текст, который будет всех удовлетворять, и тогда не будем тратить время на его обсуждение, сразу примем, сэкономим. Ответственность готов нести полную, лишь бы проблема была решена, а она есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование данный проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 22 сек.) Проголосовало за 149 чел.33,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 149 чел. Не голосовало 301 чел.66,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.