Заседание № 253
О проекте федерального закона № 579602-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей". Доклад депутата Государственной Думы Валерия Фёдоровича Рашкина. Пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей". Этот законопроект устанавливает протекционистские меры для национального товаропроизводителя в целях его поддержки в условиях кризиса. В связи с ростом напряжённости в международных отношениях, с введением внешнеэкономических и отраслевых санкций против России, падением темпов роста экономики российский внутренний рынок и отечественные товаропроизводители нуждаются в особой защите, в особенности с учётом членства России в ВТО, когда они поставлены в сложные условия и вынуждены конкурировать с иностранным производителем, изначально имевшим более сильные позиции. Законопроектом изменяется ряд принципов, действующих в российском законодательстве и препятствующих установлению преференций для национального товаропроизводителя. Так, пересматривается принцип равного доступа российских и иностранных предпринимателей к заключению контрактов на выполнение государственных и муниципальных заказов, то есть закрепляется правило, в соответствии с которым заказчики должны закупать товары, которые имеют отечественное происхождение, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими лицами. Согласно законопроекту правительство должно исходить из приоритета товаров, происходящих из стран Таможенного союза, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами стран Таможенного союза, а также учитывать необходимость отказа от закупок товаров из государств-агрессоров и государств, наложивших на нас экономические санкции или иным образом выстраивающих недружественную внешнюю политику в отношении Российской Федерации, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами этих государств. Определение данных государств должно производиться в соответствии с законодательством - напомню, существуют указы Президента Российской Федерации, определяющие круг государств, объявивших нам санкционную войну. Обвинения в нерыночном характере протекционистских мер в отношении российских товаропроизводителей звучат сегодня как минимум лукаво: чрезмерная открытость российской экономики для иностранных товаров и раньше не способствовала импортозамещению и росту отечественной промышленности, а теперь, когда против нашей страны введены санкции, когда нас в буквальном смысле теснят на зарубежных рынках, когда российский экспорт стремительно падает, а стоимость импортных товаров возросла, вообще нет никакого смысла играть в открытую экономику. Мы не говорим об автаркии России, мы говорим о минимально необходимых мерах поддержки, которые государство может и должно оказать национальным предприятиям. При этом речь идёт о закупках для государственных и муниципальных нужд, свобода экономической деятельности в частном секторе законодательством не ограничивается, хотя и здесь стоило бы подумать о защитных мерах, например в сфере ретейла, оптовой торговли товарами повседневного спроса. Соответствующие изменения мы предлагаем внести в Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в Федеральный закон № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В настоящее время в 44-м законе содержится норма о том, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей правительством устанавливаются запрет на допуск иностранных товаров, работ и услуг, а также ограничения допуска иностранных товаров, работ и услуг для целей осуществления закупок. Указанный запрет, как мы видим, введён в качестве исключения, но мы полагаем, что он должен стать не исключением, а правилом, исключением должна стать выдача Правительством России разрешения на допуск иностранных товаров, работ и услуг, например, при осуществлении заказчиком деятельности на территории иностранного государства, или если это соответствует международным договорам Российской Федерации, или при отсутствии адекватной замены необходимым товарам (работам и услугам), имеющим иностранное происхождение. Но и в этих случаях должен быть закреплён максимальный приоритет товаров (работ и услуг) из стран Таможенного союза и минимальный приоритет для товаров (работ и услуг) из государств-агрессоров и государств, которые ввели экономические санкции против России. Наша внешняя политика должна соответствовать нашей экономической политике. Предлагаемая в законопроекте формулировка позволяет правительству в достаточной степени оперативно выдать разрешение на допуск иностранных товаров, работ и услуг: предусмотрен семидесятипятидневный период после вступления закона в силу, в течение которого правительство должно выдать разрешение на допуск иностранных товаров, работ и услуг для целей осуществления закупок по ряду категорий, к примеру в сфере медицины, в случае если существующие отечественные товары уступают зарубежным аналогам. Поэтому не стоит опасаться исчезновения с российского рынка товаров, в наличии которых заинтересованы граждане. Наша задача - не слепая поддержка отечественного производителя, наша задача - прекращение поддержки иностранных производителей в ущерб собственным, предоставление возможности российским предприятиям вырасти и обрести конкурентоспособность, насытить рынок качественными товарами отечественного производства и услугами. Рассматриваемый законопроект - один из числа других поддерживающих отечественного товаропроизводителя законодательных инициатив, внесённых в Государственную Думу депутатами фракции КПРФ. В частности, в сентябре мы внесли законопроект "О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации", в котором также предусмотрена поддержка товаропроизводителей через создание механизма предоставления преференций для так называемых точек роста на основе государственного планирования. Прошу вас поддержать нашу инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Евгеньевича Карпова. КАРПОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом № 579602-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" предлагается внести изменения, направленные на ограничение закупок иностранных товаров, а также работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами. Предлагаемые законопроектом изменения носят преимущественно экономический характер. В этой связи требуют дополнительного анализа последствия принятия законопроекта, поскольку лишение заказчиков возможности заключения контрактов на поставки соответствующей продукции напрямую с её производителями означает неизбежное появление сети посредников и, как следствие, необоснованное удорожание контрактов. Кроме того, считаем необходимым отметить, что Государственной Думой в конце весенней сессии 2015 года был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым установлен запрет на заключение государственных и муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции с целью поддержки отечественных производителей товаров (работ, услуг) и стимулирования импортозамещения. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 579602-6. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Семёнов Владимир Владиславович, пожалуйста. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Законопроект, конечно, интересный и требует внимательного изучения, но, Валерий Фёдорович, возникает такой вопрос: если российские товары окажутся неконкурентоспособными по цене, то есть будут значительно дороже импортных аналогов, что тогда? И второй: если российские товары будут технологически устаревшими, хотя и будут отвечать действующим требованиям, они закроют доступ новым зарубежным технологиям для применения в России - как с этим быть? РАШКИН В. Ф. Спасибо огромное за вопросы. Первое, что касается цен. Отечественное товаропроизводство оно и есть отечественное товаропроизводство, и соответствующие службы следят за себестоимостью и за рынком, а рынок у нас сложившийся, поэтому бояться того, что наши товары, выпущенные на наших предприятиях, будут закупаться муниципалитетами и государственными учреждениями по каким-то завышенным ценам, не надо - это государственный вопрос и это подлежит регулированию. Но товары должны быть наши, даже если есть аналоги. Это что касается цен. Что касается закрытия доступа для иностранных технологий - он сейчас уже закрыт в связи с санкциями, и бояться того, что Америка, Евросоюз, ограничивая свободный доступ товаров на российскую территорию... Они принимают решение, и мы никоим образом не можем регулировать то, что они налагают на нас санкции. А технологии в соответствии с заключёнными договорами поступают на территорию Российской Федерации, их осваивают наши предприятия, этот процесс идёт, и я не вижу никакой опасности и не испытываю никакого волнения в части того, что после принятия закона будут ограничения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Анатолию Евгеньевичу. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, если вы были утром, то вы слышали выступление нашего товарища по фракции Арефьева Николая Васильевича. Он убедительно, на цифрах показал, что никакого импортозамещения нет, несмотря на многократные требования Президента Российской Федерации и главы правительства. Я вам напомню: все промышленные предприятия в минусе за восемь месяцев, на 64 миллиарда рублей закупили за рубежом оборудования и удобрений - то есть то, что всегда сами производили. Закупали мы и мясо, и рыбу, и молочные продукты, и лук с чесноком - что, чеснок не можем вырастить?! Так вот наш законопроект как раз и направлен на то, о чём говорит президент: нужно импортозамещение. И если вы его отвергаете, то что вы можете предложить взамен? Или слова президента просто пустой звук? КАРПОВ А. Е. Владимир Николаевич, я был, конечно, утром и слышал выступление депутата Арефьева, кстати, у меня возник вопрос: где он взял такую информацию, что пенсии в каких-то странах 2 тысячи 200 долларов? Я что-то таких стран не знаю. Ну и то, что у нас пенсия 190 долларов - это, конечно, самый низкий уровень, я думаю, что у большинства повыше. Если говорить об этом законопроекте, то мотивы и намерения ясны, мы их понимаем и разделяем, но экономический, политический эффект не ясен, и мы не можем сегодня сказать, будет лучше или хуже, потому что определить страну-производителя достаточно сложно, есть очень много обходных путей и, как я сказал, посредников. В общем, если будет что-то более конкретное и с точки зрения исполнения закона более ясное, то вполне возможно, что мы сможем и поддержать, но в таком виде этот законопроект мы поддержать не можем и предлагаем его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Автор? Включите микрофон депутату Рашкину. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы акцентировать внимание на том, что законопроект очень актуален именно в сегодняшнее время, и очень жалко, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" аргументирует свою позицию тем, что он непонятен, неясен, что якобы нет экономического и политического эффекта и что будут обходные пути. Насчёт обходных путей. Сегодня у нас есть федеральная служба расследований, у нас есть прокуратура, Следственный комитет, у нас есть государственные органы, которые должны эти обходные пути пресекать и сажать виновных. Это всё равно что сказать: "Ребята, ну, коррупция есть, поэтому бороться с ней не надо, есть же обходные пути, есть офшоры, есть, так сказать, посредники". Вот борьба со всем этим как раз и является задачей наших силовых структур и соответствующих государственных органов, и ссылаться на это, на мой взгляд, просто нельзя! Что касается экономического и политического эффекта. Америка и Евросоюз уже добились и экономического, и политического эффекта - это нам разве непонятно? Они ввели санкции, они разорвали все договора, они, так сказать, нагнули наши предприятия и оставили их банкротами, они уменьшают доходную часть нашего бюджета, за которую мы, депутаты, в том числе тоже отвечаем, - вот это и есть их эффект, и экономический, и политический. Наряду с этим наше товарное производство, наш товаропроизводитель абсолютно не защищён и бьётся как рыба об лёд даже при проведении госзакупок, муниципальных и государственных закупок, когда идёт лоббирование в пользу чьих-то карманов за счёт того, что иностранная продукция сбывается в первую очередь по сравнению с продукцией наших, отечественных производителей, нашего реального сектора. Вот я и предлагаю, мы предлагаем, фракция Компартии, перейти от слов к делу. Этот закон как раз закроет брешь, которая позволяет и посредникам, и офшорам, и всем, кто сегодня работает над продвижением иностранной продукции, у которой есть аналоги в Российской Федерации, сбывать её на территории Российской Федерации. Предлагаем ещё раз уже каждому депутату сейчас всё взвесить и проголосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступление от комитета? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 44 сек.) Проголосовало за 196 чел.43,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 579602-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я по просьбе автора прошу рассмотрение 27-го вопроса перенести на другой день. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, нет ли возражений, чтобы перенести 27, 40, 52, 50-й и... Михаил Васильевич, какой? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И 49-й. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Простите, 50-й - по сокращённой, а переносим, ещё раз повторяю, 27, 40, 52 и 49-й вопросы.