Заседание № 253
05.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 579275-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1797 по 2380 из 7447
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации протокола, название которого сейчас прозвучало. Данный законопроект был подготовлен в соответствии со статьёй 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Упомянутый протокол вносит изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере в связи с окончанием предусмотренного соглашением строительства и вводом в эксплуатацию подводного перехода нефтепровода Сковородино - Мохэ через реку Амур. Для справки. Нефтепровод, о котором идёт речь, является ответвлением от нефтепроводной системы, широко известной сегодня, "Восточная Сибирь - Тихий океан". Он построен для того, чтобы диверсифицировать экспорт российской нефти, добываемой на месторождениях Западной и Восточной Сибири. Основным рынком сбыта для нефти, которая идёт этим нефтепроводным маршрутом, является Китайская Народная Республика. Нефтепровод состоит из сухопутной и водной, или, точнее, подводной части. Сухопутные участки находятся на территории двух государств, Китая и России, и подводный - переход через реку Амур - поделён между двумя участниками этой системы. Поставки сырья по нефтепроводу начались с 1 января текущего года и будут осуществляться в рамках долгосрочных контрактных отношений в течение двадцати лет в объёме 15 миллионов тонн прокачки нефти ежегодно. Протокол подлежит ратификации в соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку он вносит изменения в соглашение, устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, вводимое протоколом положение предполагает дополнения к ранее предоставленным льготам, а именно: освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление при ввозе и вывозе китайской подрядной организацией, китайской уполномоченной организацией необходимых для строительства нефтепровода строительных материалов, оборудования, включая строительную технику и транспортные средства; распространение этих льгот на расходные материалы, ввозимые китайской подрядной организацией; расширение льгот за счёт освобождения от уплаты акциза на нефтепродукты, которые относятся к расходным материалам; снятие ограничения срока действия льгот сроками строительства подводного перехода и распространение льгот на период эксплуатации на случай необходимости привлечения людских ресурсов и средств государства другой стороны при проведении работ по предотвращению и устранению аварий и их последствий, что чрезвычайно важно для окружающей среды. Помимо этого протоколом уточняются категории товаров, которые перемещаются через российско-китайскую границу в упрощённом порядке: определяются мероприятия, связанные с эксплуатацией объекта, с акцентом на предотвращение и устранение последствий аварий, в частности предполагается разработка планов ликвидации таких аварий. С целью пропуска на российскую территорию китайского персонала предусматривается изменение режима функционирования специально созданного ранее временного пункта пропуска через государственную границу России, который будет действовать на нерегулярной основе по заявке российской уполномоченной организации в случае необходимости проведения работ с привлечением вышеупомянутого персонала. Реализация протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации. С другой стороны, ожидаемые расчётные суммы налогов за 2011 год при транспортировке нефти на экспорт по вышеупомянутому нефтепроводу могут составить в годовом исчислении 2 миллиарда 7 миллионов рублей. Кроме того, ежегодные сборы от внешнеэкономической деятельности по продаже нефти на экспорт при существующих текущих рыночных ценах и при среднем курсе рубля ожидаются на уровне не ниже 142 миллиардов рублей. Реализация соглашения и протокола позволит продолжить развитие месторождений нефти в Восточной и Западной Сибири, промышленной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока, создать новые рабочие места, построить новое жильё и улучшить в целом социально-бытовую инфраструктуру региона. С учётом вышесказанного прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад председателя Комитета по энергетике Юрия Александровича Липатова. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Протоколом, подписанным в Пекине 27 сентября 2010 года, вносятся изменения и дополнения в соглашение в связи с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию подводного перехода нефтепровода через реку Амур от нефтеперекачивающей станции "Сковородино", находящейся на территории Российской Федерации, до нефтеперекачивающей станции "Мохэ", расположенной на территории Китайской Народной Республики. Комитет отмечает актуальность внесения в протокол изменений, касающихся вопросов усиления безопасности на этапе эксплуатации подводного перехода. В частности, предлагается при участии уполномоченных организаций с обеих сторон согласовывать и утверждать внесение изменений в статью 7 соглашения, предусматривающих необходимость разработки и утверждения планов ликвидации аварийных разливов нефти. Не буду повторять подробно доклад представителя правительства. Скажу, что в адрес комитета поступили заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и Комитета Государственной Думы по международным делам, а также отзыв Комитета Совета Федерации по международным делам, в которых отмечается, что протокол поступил в Государственную Думу с нарушением шестимесячного срока, установленного Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" для временно принимаемых международных договоров, однако комитет считает, что ратификация протокола отвечает интересам Российской Федерации, его реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Исходя из этого Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе ратифицировать данный протокол. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Борис Вячеславович. У меня к Юрию Петровичу вопрос. Насколько известно, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года не содержало права доступа к нефтепроводу. Скажите, пожалуйста, чем вызвано вот такое дополнение, и насколько рискует российская сторона, и есть ли примеры доступа России, например, к производству того же оборудования в Китае? Нам известно, какие товары поступают на территорию Российской Федерации из Китайской Народной Республики, - к сожалению, они бывают иногда даже и вредными. Поэтому насколько учтены интересы российской стороны и насколько это вынужденная мера - такая вот широта наших решений? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Вера Александровна. Если говорить о праве доступа, хотел бы сказать, что строительство подводного участка нефтепровода осуществлялось китайской подрядной организацией в сотрудничестве с российскими уполномоченными организациями и органами. На сегодняшний день действует трёхлетний период гарантий, в течение которого трубопровод должен обслуживаться должным образом. И протокол, о котором сегодня мы говорили, нацелен на то, чтобы предотвратить, не допустить и в случае, если, не дай бог, случится какая-то авария, быстрейшим образом устранить её последствия. Для того чтобы это оперативно осуществлять, необходимо было продлить режим временного пересечения границы, режим действия временного пропускного пункта. Подчёркиваю: он будет теперь действовать на нерегулярной основе, по заявке российской уполномоченной организации. Речь идёт о сугубо технических вопросах, нацеленных на нормальное функционирование, нормальную эксплуатацию этого нефтепровода, на недопущение экологического ущерба для реки и для России в целом. Здесь никакой дискриминации нет, интересы России не ущемляются, наоборот, по нашему мнению, мы выигрываем от такого режима, потому что данный режим позволяет внимательно контролировать то, что въезжает, входит, ввозится на нашу территорию, и смотреть, чтобы ввозимые товары, оборудование, техника не наносили ущерба ни природе, ни интересам российских хозяйствующих субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня к докладчику вопрос. Мы снимаем словосочетание "строительные материалы", то есть любые можно завозить, и снимаем сроки, то есть можно и в период эксплуатации, правда, ограничиваем: если будет авария или устранение аварии и её последствий. А вот тип аварии кто будет определять? Допустим, закапало - и китайцы везут любые материалы, рабочих в огромном количестве, и они, естественно, могут работать и подальше от этого перехода. Вот это как-то мы регламентируем, может, какой-то дополнительный протокол? Понятие аварии в чём заключается? На Саяно-Шушенской ГЭС авария - рухнула мощнейшая гидростанция, а здесь переход, и любой китайский специалист, специалист с той стороны, скажет: "Всё, давайте считать режимом аварии, мы везём с нашей стороны необходимые материалы, пропускайте наших людей, будем там открывать производство, на вашей стороне." Эту опасность вы учитываете? Понятие аварии не раскрыто, и всё это может использоваться китайской стороной для... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. СЕНТЮРИН Ю. П. Владимир Вольфович, что касается аварийных ситуаций, предотвращения и недопущения аварийных ситуаций, то подобного рода сюжеты очень подробно, детально прописаны в технической документации, которая обеспечивает эксплуатацию трубопроводных систем. Такая документация есть и у эксплуатирующей организации с российской стороны - это АК "Транснефть", аналогичная документация существует и у китайских партнёров. Эксплуатирующие организации находятся в постоянном контакте друг с другом. На сегодняшний день существует исчерпывающий список вот того, что мы здесь называем, даётся перечисление: товары, оборудование, техника, расходные материалы, которые могут потребоваться для выполнения соответствующих работ в режиме обмена между соответствующими организациями двух государств. И мы здесь на сегодняшний день проблем не видим. Необходимо обеспечить режим для работы этих организаций, который позволял бы оперативно прибыть к месту, где, не дай бог, намечается или уже случилась авария, и устранить её последствия - на это и нацелен данный протокол. А так техническая документация вся есть, в случае интереса к ней эксплуатирующие организации готовы предоставить эти детально разработанные технические документы, которые позволяют технологически эксплуатировать трубопроводные системы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, я хочу два вопроса задать вам. Первый. Почему России так выгодно торговать сегодня только сырой нефтью? Почему мы теперь не только на Запад, но и на Восток гоним сырую нефть, а не продукты нефтепереработки: бензин, дизельное топливо, в конце концов, резину, полиэтилен и так далее, и так далее, и так далее? Мы становимся сырьевым придатком не только Запада, но и Востока. И второй вопрос. В минувшие выходные в Новосибирской области цена на 92-й бензин поднялась на три с половиной пункта, на три с половиной рубля он стал дороже. Такое второй раз за эту осень происходит, в результате - дефицит, не просто цена поднялась, а дефицит бензина. При этом - я вам докладываю - в Сибири у нас ещё уборочная не закончилась. И чем всё это дело... Под снег просто поля уйдут. Нельзя разобраться и навести порядок в этом хозяйстве? Считайте это официальным запросом. Спасибо. СЕНТЮРИН Ю. П. По первому вопросу - почему сегодня осуществляются экспортные поставки нефтяного сырья и возник восточный маршрут. Как нам кажется, эту точку зрения разделяют коллеги из соседних министерств. Появление наряду с западным восточного маршрута, его инфраструктурное обустройство повышает конкурентоспособность экспортных потоков российской нефти и нефтепродуктов, поэтому появление китайского вектора позволяет в целом с более маркетинговых позиций подходить к партнёрским отношениям и с теми потребителями, которые оперируют на западном театре нефтепродуктопоставок. Это абсолютно выигрышная позиция. Что касается превращения в сырьевой придаток, я с этим не соглашусь по ряду причин. На сегодняшний день объём добываемой в России нефти - а по прогнозам в 2011 году эта цифра составит порядка 509-510 миллионов тонн, - позволяет в полной мере загрузить нефтеперерабатывающие предприятия внутри страны и обеспечить выполнение обязательств в рамках межправительственных соглашений. Что касается особенностей поставок на экспорт нефти и нефтепродуктов. Вы наверняка в курсе, что сегодня идёт большая работа по иной схеме налогообложения, которая позволит сделать акцент на поставки за рубеж как раз продуктов высокой переработки, сместив этот акцент, может быть, с сырья и с тёмных продуктов нефтепереработки. Это целая большая программа, она отражена в программном документе - стратегии развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года, я приглашаю познакомиться с этим документом. Касательно второго вопроса, по ситуации с ценой на нефтепродукты на новосибирском рынке. Я вижу в нём два аспекта. Первый аспект - это поставка нефтепродуктов в рамках уборочной кампании. Информирую, что в нашем министерстве совместно с Минсельхозом создана специальная межведомственная рабочая группа, которая рассматривает каждую такую ситуацию и руководствуется планом поставки нефтепродуктов для сельхозпроизводителей, который был утверждён по поставщикам, по объёмам и по ценам ещё в конце 2010 года. Напомню, что поставки нефтепродуктов для сельхозпроизводителя осуществляются по ценам на 10 процентов ниже, чем те, которые сформировались на 1 ноября 2010 года - это всех, безусловно, удовлетворяет. Если где-то возникает недостаток, недопоставка нефтепродуктов, названная комиссия оперативно такие вопросы рассматривает, собираясь каждый четверг. Что касается дефицита нефтепродуктов для общего рынка по Новосибирской области - спасибо за конкретный депутатский запрос, который вы сейчас разместили, - мы эту ситуацию внимательно разберём и обязательно дадим ответ, что получилось, что возникло с поставками нефтепродуктов на рынок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Юрий Петрович, я всё-таки с коллегой Локотем согласен. Я не удивлюсь, если через некоторое время мы будем покупать нефтепродукты, ввозимые с китайской территории, то есть мы будем поставлять туда нефть, а бензин, дизтопливо будем завозить оттуда, как это произошло с лесом, кстати: круглый лес продаётся опять же в Китай, а мы оттуда получаем продукты лесопереработки. Это первое. Ну и второе. Всё-таки непонятно: мы, имея такой огромный опыт строительства трубопроводного транспорта, обслуживания его, защиты, поддержания безопасности, отдали подряды китайской стороне, которая такого опыта не имеет. У нас "Голубой поток", у нас "Северный поток"... Строители - я знаю, я общаюсь с ними - говорят, что они готовы выполнять работы, им нужны подряды, а мы отдаём китайцам, в общем-то, выгодный подряд и на своей территории обеспечивать безопасность этого трубопровода... Странно. СЕНТЮРИН Ю. П. Анатолий Геннадьевич, по поводу того, что только что обсуждалось - по поводу экспорта нефтяного сырья и продуктов переработки нефти. Там гораздо больше данных и инструментов, которыми сегодня располагает российское правительство. Напомню, что с весны действуют заградительные пошлины на вывоз нефти, тёмных нефтепродуктов, и сегодня для поставщиков из России возможности по продаже нефтепродуктов внутри страны и за рубежом уравнены. Это привело к стабилизации нашего внутреннего рынка, внутренний рынок насыщен нефтепродуктами, стабилизированы и цены на нефтепродукты. Вот ситуация, которую депутат Локоть описал, требует отдельного рассмотрения, но по тем оценкам, которые имеются в министерстве, ситуация на внутреннем рынке стабилизирована, поэтому мы считаем, что сегодня сбалансированы поставки нефти и продуктов её переработки на экспорт и на внутренний рынок. Что касается использования китайских подрядных организаций для выполнения строительных работ. Напомню: ВСТО ("Восточная Сибирь - Тихий океан") - колоссальная трубопроводная система. На строительстве участков этой трубопроводной системы задействованы, конечно же, российские подрядные организации, и первой очереди, и второй очереди работы в отношении неё сегодня уже завершаются. С китайскими партнёрами установлены контрактные отношения, они привлекались для работ по строительству подводного участка через реку Амур, а сухопутная часть трубопровода строилась нашими силами. Для чего это было сделано? Для ускорения работ, для экономического эффекта было подписано межправительственное соглашение, были заданы очень жёсткие сроки, для того чтобы выполнить свои обязательства. Исходя из экономической целесообразности наши хозяйствующие субъекты пошли на такие договорённости. Здесь мы не видим ущерба интересам России, потому что сегодня эти трубопроводные системы действуют, по ним начались поставки нефти, а об эффекте от них я в своём докладе сообщил всем присутствующим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Петрович, странно слышать вот ваши заявления, притом что вчера целый ряд СМИ сообщил о том, что мощности Комсомольского-на-Амуре НПЗ загружены наполовину из-за отсутствия нефти и резкого увеличения цен. Но я о другом. Аналогичный участок ВСТО, о котором вы сказали, в Китае стоит, по утверждению газеты "Ведомости", в два раза дешевле, чем он стоит в России. И притом что официальная безработица сегодня у нас, по официальной статистике, шесть миллионов - а как раз в Амурской области, в Забайкальском крае она достигла колоссальных размеров, - странно слышать, что вы хотите и туда завозить китайцев плюс к двумстам пятидесяти пяти соглашениям, которые уже заключены. Объясните, пожалуйста, вообще-то, как может отсутствовать ущерб бюджету, если вы своими устами произнесли: освобождение от налоговых сборов и таможенных пошлин временного ввоза... (Микрофон отключён.) СЕНТЮРИН Ю. П. Николай Васильевич, речь в данном конкретном случае идёт об узком участке нашего взаимодействия с партнёрами из Китая. Речь идёт, по существу, об аварийных бригадах, которые будут работать в рамках гарантийных обязательств китайской подрядной организации. Это не означает, что под этот протокол будут приезжать тысячи и тысячи работников из Китая к нам в Россию, для того чтобы работать на российском участке трубопроводной системы, или что-то ещё. Речь идёт о том, чтобы не допустить экологических катастроф, свидетелями которых в бассейне реки Амур, к сожалению, мы все были, и мы знаем ещё такие примеры. Речь идёт о должном обслуживании в течение гарантийного срока построенной нашими подрядчиками части трубопроводной системы. Что касается стоимости трубопровода на китайской территории и на нашей территории, здесь многое обусловливается возможностями, условиями и спецификой каждой из стран. Ни для кого не является тайной, что сегодня китайские товары и производимые Китаем работы - и не только этого вида работы, но и многие другие - более конкурентоспособны, чем товары и работы, производимые другими государствами, в силу разной стоимости рабочей силы и особенностей экономики и экономических отношений в этих странах. Однако хочу сказать, что по поручению правительства у нас в министерстве начат процесс подготовки развёрнутой программы по сокращению издержек при реализации инфраструктурных проектов в области энергетики. Мы сейчас проводим анализ, сравнение стоимости строительства инфраструктурных объектов и изыскиваем, где у нас есть резервы, для того чтобы обеспечить сокращение себестоимости производства работ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, торговать природными ресурсами и строить трубы во все концы мира мы научились, но не прозвучало в вашем докладе, каковы обязательства с китайской стороны по отношению к России. Они что, получая нашу энергию, будут продолжать поставлять в Россию напичканную пестицидами сельхозпродукцию в ущерб нашему крестьянину и бросовый товар? Назовите конкретно заградительные меры против этого в этом протоколе. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Данный протокол не содержит заградительных мер для китайских партнёров, потому что, подчеркну, он нацелен на конкретную тему, на конкретный сюжет. Речь идёт о соглашении о сотрудничестве в нефтяной сфере, протокол касается вопросов строительства инфраструктуры в качестве базы для такого сотрудничества и оговаривает важные, на наш взгляд, для российской стороны возможности. Вот я упомянул о том, что поставки нефти по этой трубопроводной системе гарантированно будут осуществляться по долгосрочным договорам в течение двадцати лет. Оговорен объём - 15 миллионов тонн поставок ежегодно. Оговаривается рыночная цена - по текущей рыночной цене. Это высокая цена, по имеющимся у меня данным, это 317 долларов (называю цену в валюте США, потому что эта валюта оговаривается как валюта контракта). Долгосрочные отношения в этой сфере, поставки по рыночным ценам - это преимущества этого документа. Кроме того, - я напомню об этом, коллеги в курсе - в рамках этого соглашения российской стороной от китайских кредитных организаций получен солидный кредит в размере 25 миллиардов долларов, что позволило реализовать целый ряд крупнейших инфраструктурных проектов на территории Сибири и Дальнего Востока. Поэтому вывод, который сегодня заявлялся в докладах, - что эти протокол и соглашение в интересах российской стороны - подтверждается и конкретной экономической статистикой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, в связи с тем что мы явно задерживаемся с обсуждением очень важных вопросов, у меня предложение сократить большой перерыв на час, начать работу в 15.00, на это время зафиксировать кадровые вопросы, требующие присутствия председателя Центрального банка Сергея Михайловича Игнатьева, и тогда мы всё успеем - и "правительственный час", и это, и всё остальное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, да, у нас в 12.30 - "правительственный час", затем, в 16 часов, у нас фиксированное время, напоминаю вам. Надо голосовать предложение Резника или нет возражений? Есть возражение у Гартунга. Тогда ставлю на голосование предложение депутата Резника. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, есть возражение, я так понимаю, что вы возражаете, поэтому я ставлю на голосование. Включите микрофон депутату Гартунгу. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, планирование работы парламента - серьёзный процесс, и это нужно делать заранее. Есть перерыв, мы его тратим отнюдь не на обеды, у нас в перерыв запланированы встречи, мероприятия. И мы же договаривались, что, если будут какие-то изменения, это нужно делать заранее, планировать их... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, вы правы, вы большой знаток думской процедуры, но спланировать то, что на два вопроса по ратификации с вашим участием мы затратим два часа, очень сложно, потому что иногда мы такие вопросы проходим за тридцать минут. Ставлю на голосование предложение депутата Резника. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 51 сек.) Проголосовало за 265 чел.58,9 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 283 чел. Не голосовало 167 чел.37,1 % Результат: принято Есть ли желающие выступить по данной теме? Есть - депутаты Жириновский и Гартунг. Тогда, видимо, второе выступление будет после трёх часов. Пожалуйста, Жириновский. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не получится. В три часа мы рассмотрим кадровые вопросы Центробанка, а потом будет выступление депутата Гартунга по данному вопросу. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я согласен с тем, что нельзя ломать наш график, но, видимо, и нельзя, действительно, запланировать, сколько времени мы потратим на обсуждение. Поэтому я много раз уже предлагал установить жёсткий регламент. Все доклады, и докладчика, и выступающего, не более пяти минут - уже сокращаем наполовину время. Второе, содокладчик не нужен, представитель комитета с места говорит: "Комитет поддерживает принятие" - всего три слова, как во всём мире. Зачем он сюда выходит и десять минут пересказывает то, что сказал докладчик? Выступления только от фракций, по одному, и вопросы только от фракций, по одному! Четыре вопроса, четыре выступления - всё! И вопрос только один, а не три-четыре, как навешивают. И мы тогда в два раза быстрее будем работать и быстрее закончим разворачивать наши залежи. Я это говорю, а вы меня не слышите - зачем тогда нужен такой комитет по Регламенту? Сделайте, как я сказал, и тогда у нас будет европейский регламент и не будет проблемы. Другая часть. Гартунг говорит: не надо здесь отношения выяснять. Абсолютно прав депутат, но зачем вы провоцируете выяснение? Ваш депутат Миронов подаёт на меня в суд - так что же мне делать? Вы же меня заставляете этим заниматься. Из-за вас, Гартунг, из-за ваших заявлений на "Поединке" я сказал массу вещей, которые Миронову не понравились. Так что вы сами спровоцировали это обострение. Подумайте об этом, и тогда у вас не будет необходимости здесь говорить, что трибуна только для обсуждения закона. Согласен, вот и обсуждаем сейчас ратификацию соглашения с Китаем. Тут опять прозвучало много вопросов, были интерпретации, ведь соглашение касается одного перехода, даже не всего нефтепровода, перехода Сковородино - Мохэ, там, я не знаю, пять километров, только этого перехода касается режим, но поскольку это с Китаем связано, то, естественно, депутаты вправе сомневаться, подозревать, что здесь тоже будут плюсы только в пользу Китая. Конечно, выгоднее продавать переработанное сырьё. Эта ошибка длится уже много десятилетий: Советский Союз гнал везде нефть и газ, хотя были мощности переработать всё и нефтепродукты стоят в несколько раз дороже. А мы идём по иранской схеме: нефтедобывающая страна не может производить свой мазут. Нефть есть - мазута нету, представляете?! Конечно, можно строить газопроводы и нефтепроводы, но за счёт страны, которая хочет получать наши нефть и газ по этим нефтепроводам, а стоимость строительства будет компенсирована этой стране за счёт временной бесплатной поставки газа и нефти. Как только компенсировали стоимость - получаем прибыль. Тогда будет бесплатно всё: все газопроводы, все нефтепроводы - и прибыль. Вот что нужно делать! Конечно, должна быть переработка, но переработка на современных НПЗ. Вот те НПЗ, которые мы построили, - это огромные территории, проблемы с экологией... Так что это наша проблема, нашей русской промышленности. И отношения с Китаем. Мы туда поставляем, а о будущем мы с вами думаем? Уже сегодня Китай занимает второе место с претензией в 2030 году, а может быть, даже раньше, стать первой промышленной державой мира при населении в полтора миллиарда людей. Граница в основном с нами, и, естественно, возникает угрожающая ситуация, потому что при любом обострении мировой экономики - а оно продолжается, как у нас гражданская война продолжается, так мировая экономика в кризисе будет постоянно - китайская промышленность остановится, если мы им не будем поставлять нефтепродукты. Тогда куда пойдут все молодые рабочие? В народное ополчение. А это сто миллионов. У нас армия - один миллион. Они затопчут нас, или мы должны будем применить ядерное оружие. Тогда вопрос: кто всё это создал? Ваш любимый товарищ Сталин: он один решал - поддержать Чан Кайши или Мао Цзэдуна, представляете? Он один решил - а мы будем мучиться сто лет со дня принятия этого решения в 48-м году или в 49-м. Уже прошло шестьдесят лет, и ещё сорок пройдёт, прежде чем будет решена китайская проблема. Там обязательно появится китайский Горбачёв, но хорошо, чтобы он появился раньше и быстрее произошёл бы распад Китая, как и СССР, и произошло обрушение экономики со второго места на двадцатое. Наверняка ЦРУ готовит этого китайского Горбачёва, и он уже в тюрьме сидит в Китае, там уже им правозащитники занимаются, там много кандидатов... Но наша с вами ошибка: если бы Сталин лучше соображал в географии и был бы хоть небольшим футурологом, он бы обязательно сделал ставку на Чан Кайши и сегодня мы имели бы слаборазвитый Китай, никому не мешающий, и наша армия не ушла бы с Дальнего Востока, а вместо американцев оккупировала бы острова Окинава, Хонсю, Хоккайдо, и никто про Курилы не спрашивал бы, а просили бы нас вывести оккупационные войска, а мы бы не выводили, как это сегодня делают американцы. То есть мы до сих пор переживаем ошибки нашей внешней политики и до сих пор идём тем же путём: в 10 утра мы приняли закон, помогая Казахстану и Белоруссии, теперь помогаем Китаю - и всё за счёт России и в основном за счёт русского народа, потому что после распада СССР Евросоюз, США, НАТО, Турция, Иран, все помогают бывшим национальным регионам, чтобы они были более развитые, чтобы они не тянулись к России. А России никто не помогает, а наоборот: провокации, диверсии каждый день, начиная с последней диверсии - потушить у памятника Вечный огонь. Ну зачем это делать? Что, павшие солдаты виноваты в том, что городские власти не заплатили за стоимость газа? При чём здесь памятник? Значит, головы нету. Криминал сидит на Дальнем Востоке. Кри-ми-нал! Ему наплевать на все войны, на всю историю России. Не платите - и вырубает рубильник, наслаждается он. Проверьте как следует весь бизнес Приморья, вы увидите: криминал на криминале сидит, криминалом управляет. Это же проблема. И у них, к сожалению, у всех членские билеты в основном одной партии. Вот и подумайте, кто вырубал вчера или позавчера Вечный огонь у памятника неизвестному солдату. Это китайская проблема, это не Вьетнам, это не Куба, это не Ангола - это всё мелочь, китайская - это главнейшая проблема, которую мы с вами имеем сегодня. Вот три фактора. НАТО подошло - четыре минуты до Петербурга лететь, но никогда не полетят самолёты бомбить Петербург, до Москвы - пятнадцать минут, но никогда не будут бомбить. А вот юг будет дымить, четыреста миллионов населения в мусульманских странах с юга подпирают нас, и полтора миллиарда Китай - два миллиарда. Представляете, какая армия стоит?! Два миллиарда! И кругом американские и натовские базы. Более тяжёлой ситуации, чем сейчас, не было никогда. Даже Карибский кризис - было легче, даже американские ракеты в Турции - было легче, а сейчас тяжелее всего. Это всё последствия ошибок: октябрь 17-го, 22-й - создание СССР, ошибки 41-го, ошибки 45-го, ошибки 91-го, ошибки ельцинские, ошибки сегодняшние, 2011 года. И вот это коллективным разумом мы должны предусмотреть, чтобы нас больше не обманывали. Если бы мы не заключили договор с Гитлером, Второй мировой войны бы не было: он бы испугался, что Франция, Британия и Советский Союз одновременно нападут - Германии конец. То есть Сталин правильно делал: отодвигал границы дальше на Запад, но спровоцировал 22 июня, ибо, если бы он не договорился с Гитлером, мы бы не вошли в Польшу, Гитлер бы не вошёл в Польшу. Он вошёл в Польшу, зная, что мы дали добро и с Востока ему угрозы нет. Поэтому оперативно Сталин выиграл, а стратегически проиграл. Но он-то умер, а мы до сих пор всё переживаем, ибо вместо Гитлера НАТО стоит ближе ещё, чем Гитлер хотел. Гитлер хотел только Прибалтику и часть Украины, он не хотел всю Белоруссию, Закавказье, Среднюю Азию. То есть НАТО получило больше, чем хотел Гитлер. Дальний Восток. Нашими руками громят Квантунскую армию, США оккупируют Японию, а мы получаем Северную Корею в нагрузку и помогаем Китаю, до сих пор помогаем. До сих пор мы помогаем Китаю, а в ответ - отравленные продукты питания, и ширпотреб, и поджог лесов наших, и вывоз нашего леса, и население гонят к себе, не как Чингисхан, а люди идут сами: им дешевле поехать в Пекин, чем в Москву, им дешевле отдыхать в Китае, чем ехать в Сочи, где сидят чиновники бывшие (Кондратенко - коммунист, кого он оставил преемником, вы знаете). И там сегодня дорого даже нашей мафии отдыхать, даже наша мафия едет дальше, на Запад. Это всё проблемы внешней политики, это всё нужно решать коллективным разумом, специалисты должны решать. Я здесь выступаю как профессор международного права, больше ведь нет ни одного профессора. Сейчас придёт Гартунг, он же бизнесмен, у него рынки, магазины, заводы, это не международные отношения, а я - профессор. Он сейчас выйдет, у него хватит наглости... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3587 по 3736 из 7447
до перерыва. Я предлагаю сейчас заслушать выступление депутата Гартунга, тем самым завершить обсуждение 4-го вопроса, и, может быть, мы успеем рассмотреть 5-й вопрос, поскольку там только таблица поправок. Докладчик по 5-му вопросу здесь. Пожалуйста, депутат Гартунг, на трибуну. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, у нас сейчас есть время, и такая практика у нас есть, когда мы заканчиваем рассмотрение незавершённых вопросов. ГАРТУНГ В. К. Дело в том, что в три был бы Владимир Вольфович Жириновский, а сейчас его нет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но он вас слушает внимательно... ГАРТУНГ В. К. А, он слушает меня внимательно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно! ГАРТУНГ В. К. Вот он тут жаловался, что я ему задавал вопросы неудобные в эфире, что из-за этого он наговорил много лишнего, что его вызвали в суд... Так вот, неудобные вопросы будут задавать не только депутаты от других фракций, но и избиратели будут задавать, и надо уметь на них отвечать честно. А вопрос, который я задал в эфире Владимиру Вольфовичу Жириновскому, был простой: почему он голосовал против повышения денежного довольствия военнослужащим? Его это ввело в ярость. Ну простой, казалось бы, вопрос: объясните избирателям, почему вы так голосовали. Вот, собственно говоря, простая позиция, и вопросы такие мы будем задавать. И если Владимир Вольфович будет говорить неправду... Ну, мы к этому привыкли уже, мы знаем, что он часто такое делает, но теперь ещё и суд это установит. Мы доведём эту информацию до избирателей, а избиратели сами дадут оценку. Это что касается выступления Владимира Вольфовича. Он, скажем так, сам напросился, вот мы и отвечаем. Что касается имущества. Он и тут, и в эфире говорил, что ездит на "запорожце", хотя приезжает на "майбахе", который до 30 миллионов стоит. Вот тоже вопрос к нему: у человека, который ни дня не работал в бизнесе, откуда деньги на такой автомобиль? Этот вопрос избиратели тоже задают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, вы хотя бы через раз "ратификация" произносите... ГАРТУНГ В. К. А теперь перейду... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...а то как-то непонятно. ГАРТУНГ В. К. Олег Викторович, когда мой коллега... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вот класс Владимира Вольфовича как раз состоит в том, что он говорит то же самое, но при этом через раз произносит ключевые слова по той теме, по которой выступает. Вы ещё ничего не сказали по данной теме. ГАРТУНГ В. К. Олег Викторович, ну не торопитесь вы, ну какой вы нетерпеливый! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, дело в том, что у меня есть право, как у ведущего, если депутат выступает не по объявленной теме, лишить его слова. Я не хочу этого делать, поэтому и предлагаю вам... ГАРТУНГ В. К. Олег Викторович, я по теме выступаю, я как раз сейчас перехожу к ратификации, а вы у меня отнимаете время. Что касается ратификации. Соглашения, которые подписывает Российская Федерация и которые направлены на усиление потока сырья за рубеж, мы поддерживать не будем. Мы считаем, что нам другие предложения здесь нужны, нам, наоборот, нужно уменьшать сырьевую зависимость. Вот возьмём тот же Китай, с которым мы подписали такое соглашение. Ведь они очень грамотно себя ведут, фактически они дают нам кредит на то, чтобы мы продавали им сырьё, а они бы его перерабатывали. Мало того, все затраты при производстве осуществляют китайские компании, они зарабатывают, получают большую прибыль. И мы фактически продаём сырьё, а получаем оттуда, вдумайтесь... Ну, я понимаю, мы торговали с Германией, например, и получали бы высокотехнологическую продукцию. Мы с Китаем уже торгуем сырьём, сырьём их снабжаем! То есть мы сырьевая провинция Китая, а это колониальная страна вообще-то уже! Если мы по этому пути хотим идти, то, конечно, нужно ратифицировать такие соглашения, но мы за такие соглашения голосовать не будем. Мы считаем, что народ наш ждёт от правительства других решений, мы, наоборот, должны строить так отношения с Китаем, чтобы от нас шли машины, оборудование, высокотехнологичный экспорт шёл, а оттуда чтобы мы получали ширпотреб, как это было раньше. Сейчас ситуация поменялась. Так надо проанализировать, почему так поменялась ситуация, что произошло за эти двадцать лет в Китае и что произошло у нас. Поинтересуйтесь! Жалко, что здесь уже нет представителя правительства, приходится выступать в его отсутствие, но надеюсь, что он хотя бы стенограмму почитает, если они не знают ответа на этот вопрос: что нужно делать, чтобы стать великой индустриальной державой, а не торговать сырьём? Понимаете, конечно, торговля сырьём может иметь два аспекта: можно назвать себя великой энергетической державой, а можно - сырьевым придатком, в том числе и развивающихся стран, это кому как нравится. Я всё-таки считаю, что более точная формулировка вторая: мы - сырьевой придаток, потому что даже вот наши законы, которые сейчас у нас действуют... Представитель Министерства энергетики об этом сказал, и, кстати, Эльвира Сахипзадовна об этом тоже сказала. Ну почему такое налогообложение у нас используется, когда нам гораздо выгоднее тёмные нефтепродукты продавать за рубеж, чем светлые нефтепродукты у себя вырабатывать? И доработались до того, что у нас, у нефтяной державы, цены на бензин выше, чем в странах, которые импортируют всё. Ну это уже мы до крайней точки дошли! Поэтому мы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Так не было всегда. (Шум в зале.) Не было так всегда! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихо, тихо, коллеги! ГАРТУНГ В. К. Включат вам микрофон, и тогда скажете. Олег Викторович!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прерываю, делаю замечание залу. ГАРТУНГ В. К. Да, прерывайте, пожалуйста. Просто у меня время идёт. Олег Викторович, попросите... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вы не перебивайте, а то потом Валерий Карлович попросит дополнительное время. ГАРТУНГ В. К. Да, дополнительное время попрошу, поэтому не перебивайте. Мы считаем, что Россия нуждается в другой политике. Нужно развивать обрабатывающие отрасли и переносить нагрузку с обрабатывающих отраслей на сырьевые. Как это сделать? У нас есть предложения, их нужно только услышать, но, к сожалению, на наши предложения даже ответа не поступает. Вот мы Эльвире Сахипзадовне задали вопрос: почему? Она говорит: проблема в том, что у нас отсутствует конкуренция, мы будем это развивать. Мы простой вопрос задаём: а кто мешает сейчас в 94-м законе убрать статью, по которой правительство имеет право размещать заказы у единственного поставщика? Дважды вносили такие поправки - не были приняты. Сейчас закон внесён в Государственную Думу, но на первое чтение не ставится, говорят: ждём, что правительство разработает проект и внесёт. Так правительство уже год назад обещало внести такой законопроект - до сих пор его нет! А почему так происходит? Да потому, что откаты сумасшедшие у нас в госзакупках: на 4 триллиона рублей только федеральные и региональные власти закупают! К 4 триллионам добавьте госкомпании - вот вам федеральный бюджет будет: 10 триллионов - и двадцатипроцентные откаты! 2 триллиона рублей - это фактически вторая пенсия для всех пенсионеров страны. Мы ждём других решений от правительства и предлагаем принять предложения, которые мы вносим для изменения сырьевого характера развития экономики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы завершили рассмотрение 4-го вопроса, поскольку ни докладчик, ни содокладчик не настаивают на заключительном слове.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5884 по 5903 из 7447
Ставится на голосование пункт 4 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 21 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принято.