Заседание № 83
08.12.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 5790-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении материнского (семейного) капитала отдельным категориям граждан в случае рождения (усыновления) третьего ребёнка в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4573 по 4687 из 5709
34-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", также приоритетный законопроект фракции ЛДПР. Доклад Сергея Дмитриевича Леонова. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наш законопроект направлен на создание в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью дополнительных благоприятных условий для рождения в семье третьего ребёнка. По оценке Росстата, в 2020 году на фоне пандемии естественная убыль населения составила 688 тысяч человек и стала рекордной за 15 лет. В 2020 году по сравнению с 2019 годом число умерших выросло на 18 процентов, а рождаемость снизилась на 3,3 процента. Число родившихся в 2020 году детей стало минимальным с 2002 года. По относительным показателям рождаемости и смертности самое большое сокращение населения наблюдается в Республике Мордовия, Смоленской, Тульской, Тамбовской областях. Также очень важным демографическим показателем является суммарный коэффициент рождаемости. Самый низкий он в Воронежской, Смоленской, Ленинградской областях, Республике Мордовия. На демографию, конечно, влияет экономическая ситуация, а также принятие государственных мер для поддержки семей и стимулирования рождаемости. Наиболее действенной для стимулирования рождаемости мерой явилось предоставление материнского (семейного) капитала. В целом у нас сначала семейный капитал предоставляется на второго ребёнка, а сейчас - и на первого, и на второго. После введения материнского (семейного) капитала на первого ребёнка в 2020 году сразу же был рост количества рождений на 9 процентов по сравнению с 2019 годом. Субъекты Российской Федерации, понимая, что необходимо стимулировать рождение третьих и последующих детей в семьях, вводят те или иные социальные льготы и выплаты, но они составляют достаточно небольшие суммы, где-то от 100 до 150 тысяч рублей, и на самом деле не во всех субъектах введены. Поэтому мы считаем, что всё-таки необходимо ввести дополнительную меру на федеральном уровне и выплачивать материнский капитал в том числе и на рождение третьего ребёнка. Мы предлагаем этот материнский капитал сделать точно таким же, как и на первого, ну, чуть более 500 тысяч рублей, и считаем, что это существенно улучшит демографическую ситуацию в нашей стране. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад - Буцкая Татьяна Викторовна. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается внести изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающие предоставление материнского капитала - дальше прошу обратить внимание - отдельным категориям семей, где рождается третий ребёнок, в отдельных регионах с низкой рождаемостью. Это предполагается реализовать за счёт федерального бюджета, а определять такие регионы с низкой рождаемостью будет Правительство Российской Федерации. Какие у нас есть вопросы по этому законопроекту? Во-первых, вводимая в законопроекте дифференциация граждан в зависимости от места проживания может поставить в неравное положение семьи, которые проживают в разных регионах Российской Федерации, и на это также обращает внимание и Правительство Российской Федерации, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Во-вторых, фактически предполагается введение повторного материнского капитала, что сейчас концепцией федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми не предусматривается. Следующее, сумма в 503 200 рублей значительно меньше тех 693 тысяч рублей, которые сейчас составляют материнский капитал, а на 2023 год планируется около 779 тысяч рублей. Кроме того, статьёй 2 законопроекта предусматривается срок вступления закона в силу с 1 января 2022 года. Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта на его реализацию потребуются дополнительные расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета, расчёты же этих расходов, источники и порядок финансирования в прилагаемых к законопроекту материалах, к сожалению, отсутствуют. Законопроект не поддерживают Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации. У Счётной палаты, кстати, есть очень важное замечание: в законопроекте не прописано, собственно, как долго конкретная семья должна проживать в указанном регионе. Может получиться - ну, вот если кто-то помнит сказку про Карлсона, то, как он переодевал носок с правой ноги на левую, - что у нас семья из одного региона будет приезжать в другой регион, там у неё будет рождаться ребёнок, она будет получать выплату, но при этом решения главного вопроса - повышения рождаемости в стране не будет. На законопроект поступило 22 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти, из них 14 отрицательных; 42 - от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 33 отрицательных. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию данного проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование законопроект, пункт 34. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 45 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 102 чел. Не голосовало 348 чел.77,3 % Результат: не принято Не принимается.