Заседание № 230
30.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 578685-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6013 по 6168 из 9347
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Артёма Александровича Бичаева. Пожалуйста. БИЧАЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я напомню, что мы принимаем наш законопроект во исполнение поручения президента по итогам заседания Госсовета по поддержке и поднятию статуса педагога и наставника. Главной нашей задачей в этом законопроекте было создать институт наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и информационно обеспечить эту деятельность. Собственно, этим мы и занимались при подготовке ко второму чтению. Наши коллеги задали нам много вопросов в первом чтении. Хочу сразу сказать, что почти все существующие и возможные замечания были учтены, все недочёты, о которых говорилось в первом чтении, мы устранили. Мы добавили и нормы о том, кто может быть наставником, кто не может, об обязанности наставников проходить обучение, и процедуру включения и исключения из реестра, замены наставников. Также были включены в законопроект права и обязанности наставников и многое другое. К законопроекту ко второму чтению поступило пять поправок, все они включены в таблицу № 1. Комитет рекомендует принять данные поправки и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 07 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 32 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. БИЧАЕВ А. А. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку законопроекта во втором чтении. Как я уже сказал, законопроект является проработанной версией законопроекта первого чтения, поэтому предлагаем поддержать наше предложение и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Понятно, что всё, что касается темы возрождения института наставничества, неизменно находит поддержку у депутатов всех фракций в этом зале. Мы уже поддержали законопроект о трудовом наставничестве, поддержим мы и этот законопроект - уже проголосовали за при рассмотрении в первом и во втором чтениях. Но, Артём Александрович, не могу с вами согласиться в том, что учтены все предложения. Также мы высказывали опасения относительно новелл, которые содержатся в законопроекте. Ну, в частности, вызывает опасение подпункт 1 пункта 4 статьи 25-2, которая вводится в базовый закон, где говорится о том, что в информационную систему, которая создаётся этим законопроектом, будут вноситься помимо фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения и другой информации ещё данные паспорта, данные свидетельства о рождении, адрес места жительства, страховой номер лицевого счёта (СНИЛС), контактный телефон. Иными словами, если в случае каких-то преступных действий система будет взломана, то преступник получит все сведения о несовершеннолетнем ребёнке, да, впрочем, и о его семье, и в каких целях информация будет использована, мы с вами не знаем. Очень много случаев утечки этой информации, уже высказывают опасения и компании тоже. Мы знаем эти факты и примеры. Это первое. И второе. Здесь же, вот в этой же норме, говорится о том, что помимо сведений о несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, и их родителях в этой информационной системе будут содержаться сведения о несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации. А теперь внимание: в базовом федеральном законе нет такой дефиниции "трудная жизненная ситуация", но это понятие есть в другом законе - "Об основных гарантиях прав ребёнка...". Какие же дети относятся к категории "трудная жизненная ситуация"? Все дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, все дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие физические или психические недостатки в своём развитии. Поэтому вот из текста законопроекта не очень понятно, информация о каких детях, которые находятся в трудной жизненной ситуации, будет вноситься в эту государственную информационную систему. Недопустимо, если в этой информационной системе окажутся данные о детях-сиротах, данные о детях-инвалидах, о детях с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих какие-то физические или психические недостатки в своём развитии, или о детях, проживающих в малоимущих семьях. Поэтому давайте вместе возьмём это на контроль, будем мониторить ситуацию для недопущения злоупотреблений, чтобы информация о таких детях не ушла в публичное пространство. Наш комитет готов к взаимному сотрудничеству с вами в этой части, но просили бы учесть по очень... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хотите слово сказать? Бичаеву включите микрофон на трибуне. БИЧАЕВ А. А. Спасибо большое, Нина Александровна. Ваши опасения имеют под собой почву, мы понимаем, что все данные, о которых вы говорили, в принципе содержатся и в системе государственных услуг и точно так же могут быть утеряны. Но разработчики системы уверяют, что она максимально надёжно защищена, оператором её будет Министерство просвещения, и я уверен, что они кровно заинтересованы в том, чтобы не допустить никаких утечек данных, и уверен, что такого не произойдёт. А что касается подростков в трудной жизненной ситуации, да, действительно, давайте посмотрим на контроль и правоприменительную практику, чтобы не допустить злоупотреблений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 31 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принят единогласно в третьем чтении.
Заседание № 221
25.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 578685-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3216 по 3988 из 6557
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Артём Павлович Метелев. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем важный законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ" о наставничестве для трудных подростков, над которым мы работали два года. Для начала немного о состоянии подростковой преступности. Много ли сегодня в стране малолетних преступников? Благодаря комплексной государственной молодёжной политике за последние десять лет их число сократилось более чем в 2 раза. Однако остаётся актуальной проблема повторных преступлений. Мы запросили данные у Верховного Суда, и выяснилось, что 37 процентов детей, осуждённых в 2023 году, уже имели за спиной криминальный опыт, некоторые до 14 раз. Особую тревогу вызывает увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений, статистику вы можете видеть на слайдах*. Есть ли сегодня инструменты профилактики в работе с трудными подростками? Да, есть, но их количество ограниченно. В основном предлагается поставить ребёнка на учёт, заставить ходить отмечаться к участковому. На каждого участкового приходится по несколько тысяч человек, и думаю, что ни для кого не секрет специфика их работы. Будет ли он заниматься перевоспитанием детей - вопрос риторический. А кто тогда поможет ребёнку не сломать себе жизнь окончательно? Ведь таких парней и девушек в нашей стране не один, не два, их более 400 тысяч, это сравнимо с населением города Тверь примерно, то есть целый город детей, которые нуждаются во внимании государства, в поддержке, чтобы сойти со скользкой дорожки. Система профилактики нуждается в очень серьёзной корректировке, причём не только в отношении тех детей, которые уже получили криминальный опыт, но и в отношении тех, кто находится на так называемой грани, например стоит на внутришкольном учёте. Проблема в том, что действующая система работы с несовершеннолетними преступниками не способствует их перевоспитанию. Получая условный срок, подросток думает, что он откосил, и повторяет свой проступок, к сожалению, вновь. Очень важный момент: информация Верховного Суда показывает, что существенное влияние на поведение подростков оказывает их круг общения. По статистике, больше половины таких ребят совершили своё преступление именно в составе группы лиц, то есть не в одиночку. И часто к преступлениям подталкивает именно плохая компания, а альтернативного круга общения просто нет, как нет и осознанных взрослых, которые помогут встать на путь исправления. Именно поэтому Комитетом по молодёжной политике был разработан законопроект, цель которого - дать второй шанс тысячам ребят, возможность заменить своё окружение, помочь им обрести новые ценности и цели, показать, что вокруг множество возможностей и вариантов для позитивного досуга и самореализации. Для работы с детьми, склонными к девиантному поведению, мы предлагаем использовать механизм наставничества, привлекать к этой работе общественные, волонтёрские, благотворительные организации, привлекать наставников из числа физических лиц, тех, кто награждён государственными наградами, педагогических и социальных работников и иных лиц, прошедших подготовку. Отдельно отмечу, что мы планируем привлекать к ней и ветеранов специальной военной операции, они точно здесь будут очень востребованы. Важно сказать, что вовлечение волонтёрских и общественных организаций и наставников в систему профилактики поддержал и президент нашей страны Владимир Путин, он дал соответствующее поручение на заседании Госсовета по наставничеству в прошлом году. В ряде регионов практика наставничества уже действует, она себя успешно зарекомендовала: подростки после работы с наставниками, участия в социальных проектах снимаются с учёта и возвращаются в нормальную жизнь. Я лично знаю такие проекты, это проект "Хулиганодом" в Нижнем Новгороде, социальный проект "Трудный театр..." в Ростовской области, проект Анны Манойленко "Добрые вещи!" в Алтайском крае и многие другие, они доказали свою эффективность. Мы предлагаем эту практику законодательно закрепить, масштабировать и создать институт наставничества в системе профилактики, подчёркиваю, без вмешательства в дела семьи, обращу на это особое внимание. Знаете, Институт развития Интернета снял на эту тему целый сериал - "Трудные подростки". Я посмотрел все сезоны: очень разные дети, очень разные судьбы, и все их проблемы в основном шли именно из семьи, и каждый ребёнок в этом сериале как раз вернулся к нормальной жизни благодаря наставнику - их тренеру по футболу, который был в учреждении, где они находились. Вот примерно это же мы и хотели бы в нашей стране создать. Как мы это будем делать? Первое, планируется создать реестр лиц, допущенных к наставнической деятельности. Публичным контуром этой системы будет единая информационная система "ДОБРО.РФ". На её базе по поручению президента сегодня уже создана отдельная платформа по наставничеству, в ней зарегистрировано свыше 100 тысяч организаторов, в целом в этой системе более 6,5 миллиона пользователей, только детских и молодёжных профильных проектов 43 тысячи. Желающие стать наставниками смогут оставить на платформе заявку на внесение в реестр. Второе, мы создадим государственную информационную систему "Профилактика...". В ней будут работать 2,5 тысячи комиссий по делам несовершеннолетних, субъекты профилактики и специалисты. Сегодня взаимодействие между этими субъектами затруднено, ведение осуществляется в разных органах власти и в разных отраслях, кто-то на бумаге, кто-то на флешке, кто-то по электронной почте. И анализ резонансных ситуаций, которые периодически происходят, показывает, что есть трудности с оперативным реагированием, с верификацией данных, с прозрачным доступом и с контролем за реализацией мероприятий в этой очень чувствительной сфере. Две эти системы - "ДОБРО.РФ" и ГИС "Профилактика..." будут интегрированы между собой, и человек или организация смогут подавать свою заявку, заявка будет уходить на проверку в рамках межведомственного взаимодействия и в случае верификации и соответствия критериям будет попадать в реестр. Третье, критерии допуска наставников. Мы устанавливаем запрет для фигурантов уголовных дел, иностранных агентов, граждан, которые не допускаются к педагогической деятельности в соответствии с Трудовым кодексом, а также для тех, кто не может быть учредителем или участником, членом НКО. Более подробные правила и критерии установит Министерство просвещения. Четвёртое, подготовка наставников. Вместе с Министерством просвещения и "Движением первых" мы разработаем обучающие модули, систему тестирования и иной инструментарий, который будет использоваться для подготовки и проверки наставников. Ну и пятое, взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних. Решение о назначении наставника, его замене или отмене назначения будет принимать именно комиссия, разумеется, с согласия самого подростка и его семьи. От работы с наставником всегда можно будет отказаться, для этого подростку либо его родителям необходимо будет написать заявление. Ко второму чтению мы прямо в законопроекте закрепим перечень прав наставника и его функционал. Наставник будет отчитываться перед комиссией о проделанной работе, это позволит не только снизить возможные риски и держать всех в курсе происходящего, но и, наоборот, сообщать комиссии о том, что подросток исправляется и может быть рекомендован к снятию с учёта. В этом, собственно говоря, наша цель. Уважаемые коллеги, люди сегодня готовы стать наставниками, стать добровольцами, нам для этого необходимо создать все условия. Если ребята вместо деструктива будут играть в футбол, участвовать в социальных проектах, ходить в дополнительные кружки, я уверен, от этого все выиграют. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Артём Александрович Бичаев. БИЧАЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Иван Иванович, добрый день, коллеги! В наш комитет поступил законопроект, который предполагает внесение изменений в закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве...", а также в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и в другие законодательные акты. Основная цель законопроекта, как Артём Павлович уже доложил, - это создание института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и информационное обеспечение данной деятельности. В частности, предполагается создание государственной информационной системы, о ней автор уже подробно докладывал, для ведения во взаимодействии с существующей единой информационной системой в сфере добровольчества как раз таки реестра наставников, которые привлекаются для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и реестра организаций, которые участвуют в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Достаточно долго и подробно обсуждался этот законопроект, проводилось много совещаний вместе с правительством, с правоохранительными органами и другими заинтересованными лицами. Как я уже сказал, Артём Павлович достаточно подробно изложил суть данного законопроекта. Действительно, сейчас у нас в стране действует свыше 2,5 тысячи различных комиссий как раз таки по делам несовершеннолетних и разных других комиссий, и создание вот этой самой государственной информационной системы (ГИС) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" реально позволит обеспечить информационное взаимодействие между комиссиями и иными органами профилактики. Однако следует обратить внимание, что к законопроекту поступил ряд замечаний и от правительства, и от Генеральной прокуратуры, и от Росмолодёжи, а также от уполномоченного по правам ребёнка поступила просьба её интегрировать в данную систему. Я уверен, что авторы смогут более подробно ответить на ваши вопросы, если они будут. Комитет в свою очередь отмечает важность предлагаемых авторами изменений, направленных на повышение уровня социализации и получение реальной помощи несовершеннолетними, совершившими преступления или склонными к противоправному поведению. Бесспорно, индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и лицами, которые находятся в социально опасном положении, заслуживает самого пристального внимания. В то же время нам вместе важно определить необходимые условия для эффективной работы и эффективного наставничества, того самого, о котором наши коллеги говорили. Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений указывает на то, что законопроект в настоящий момент не дифференцирует подход к наставникам, деятельность которых связана с уязвимым положением или девиантным поведением несовершеннолетнего, и к наставникам, состояние подопечных которых можно охарактеризовать как благополучное. Проанализировав положения законопроекта, комитет считает необходимым указать, что концептуальная направленность законопроекта не вызывает сомнений, вместе с тем законопроект нуждается в дальнейшей проработке, доработке, требуется большая серьёзная работа ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению. Также обращаю ваше внимание, что та самая ГИС, о которой говорили, находится в высокой степени готовности, уже готова к запуску, нам надо постараться оперативно обеспечить её законодательное функционирование. И в связи с этим есть просьба установить срок представления поправок - до 3 июля (ранее в документах был установлен срок - 9 июля, сейчас предлагаем - до 3 июля), чтобы оперативно можно было доработать законопроект, внести в него все поправки от авторов и уже запустить ГИС в жизнь. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Александрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Артём Павлович, ну, вообще авторам вопрос. Полностью поддерживая, концептуально поддерживая данное предложение, поскольку это действительно очень важная структура, важный инструмент, хотя есть комплекс вопросов, которые, действительно, как было сказано, необходимо дорабатывать во втором чтении и в последующем, хотел бы спросить: вот назначение наставника будет осуществляться комиссией с согласия несовершеннолетнего или его представителей? То есть предусматривается ли возможность отмены или замены наставничества? И вот, как Артём Павлович показал, более 400 тысяч несовершеннолетних сегодня находятся, ну, в зоне риска, и потенциально они могут отказаться от... Как быть с взаимодействием при включении их, ну, в эту систему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Смотрите, наша принципиальная позиция такая: конечно, назначение наставника не должно быть какой-то карающей мерой, это должно быть с согласия самого подростка и его семьи. Решение об этом будет принимать, как я сказал, комиссия, потому что все эти 420 тысяч человек находятся в её поле работы. Когда люди будут подавать свои заявки либо когда организации будут подавать свои заявки на наставника, после прохождения всех проверок и подготовки они будут попадать в базу данных, с которой будет работать комиссия. Комиссия в конкретном муниципалитете, в городе смотрит, какие у неё на учёте подростки, которые готовы работать с наставниками, смотрит, есть ли у неё наставники, готовые работать с подростками, и их соответственно соединяет уже в офлайн-режиме, скажем так, в реальной жизни, организуя встречу, создавая план-график их работы и контролируя эту деятельность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Артём Павлович, думаю, законопроект будет принят, но у меня вопрос вот какой. Поймите, меня слегка пугает бюрократизация всего процесса: комиссия назначает наставников, и наставник перед комиссией отчитывается. По опыту многолетней работы я очень хорошо понимаю, что образовательные отношения - а речь идёт об образовательных отношениях - не столько юридические, сколько нравственно-психологические. Не считаете ли вы нужным уменьшить бюрократию при определении наставников? Это первая часть вопроса. И вторая: какие стимулы наставники получат для своей работы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артёму Павловичу Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Олег Николаевич, спасибо за вопрос и поддержку. Тема чувствительная, поэтому в любом случае необходимы определённые регламентирующие механизмы. Конечно, есть процедура, о которой я сказал, когда всё идёт через ГИС и комиссия принимает решение, однако на платформе "ДОБРО.РФ" будет в том числе публичный реестр наставников, готовых работать, и любой подросток или семья, если сама захочет, сможет связаться прямо в системе, без комиссии - если сама захочет. Но для того чтобы комиссия предлагала, там будет процедура, о которой сказано в законе. Это первое. Второе, что касается отчётов. Ну, всё-таки необходимо, чтобы и родители, и комиссия понимали, что вообще происходит во взаимодействии с ребёнком, поэтому мы такую норму закладываем, но это должна быть не ежедневная отчётность, мы обсуждаем, что либо раз в квартал, либо по тому графику, который определит сама семья и комиссия с этим наставником. В любом случае здесь будем вместе определять. И третье. По мерам поддержки мы закладываем во втором чтении норму, согласно которой органы власти и различные институты смогут вводить меры поддержки и стимулирования для наставников. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Артём Павлович, я внимательно прочитала пояснительную записку, послушала ваше изложение и видение этого законопроекта. У меня создаётся впечатление, что создаётся очередная структура, прислонённая к власти, потому что совершенно непонятно, какая всё-таки будет польза от расходования бюджетных средств на эту ГИС? Каким образом будут подбираться наставники, какую цель они ставят, какое у них будет образование? То ли это психологи, то ли юристы, то ли это люди, которые хотят улучшить жизнь молодого человека или, там, девушки, которые совершили правонарушения, и по их мнению подростков будут либо оставлять со статусом в этой, так сказать, беспризорной семье, либо снимать. Каким образом они будут зарабатывать себе на жизнь? Какой круг общественных организаций предположительно может быть вовлечён в эту деятельность? И вообще, будет ли наставничество это оплачиваться и готовы ли бюджеты регионов оплачивать деятельность, которая просто забюрократизирована?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Ольга Николаевна, вы задали девять вопросов в одном, ну, на часть из них я отвечал - видимо, вы не услышали. Я постараюсь на всё ответить, если успею. Первое. Мы предлагаем, чтобы эта деятельность была неоплачиваемой, безвозмездной, это будет учтено во втором чтении. Второе. Никакая новая структура, прислонённая к власти, не создаётся, ничего нового с точки зрения юрлиц не появляется. Государственная информационная система необходима для работы самой власти, для органов власти и тех институтов, которые сегодня осуществляют профилактику. Я уже пояснял проблему: у нас 89 разрозненных, даже 87, точнее, 85 разрозненных информационных систем, и если ребёнок с семьёй переезжает в другой регион, то сразу всё нарушается в отношении профилактики этого ребёнка, потому что данные не передаются. Между институтами профилактики сегодня тоже невозможно эффективное взаимодействие, потому что все в своих системах работают. Для того чтобы государство могло качественно осуществлять здесь политику, необходима одна единая государственная информационная система, которая интегрирует всё то разрозненное, что есть сегодня. Что касается деятельности наставников, ко второму чтению в проекте закона будет определён конкретный функционал по рекомендации Государственно-правового управления президента. Мы предполагаем, что это беседы с несовершеннолетними, это внеурочная деятельность, досуг несовершеннолетних, это с согласия родителей или иных законных представителей привлечение его к добровольческой, благотворительной, спортивной или культурной деятельности, в том числе посещение при необходимости там, где находится подросток, или иные функции, которые будут содействовать его интеллектуальному, психическому, духовно-нравственному развитию. Кто может стать наставником из организации, чётко указано в законопроекте - посмотрите, пожалуйста, текст, там всё это поименовано. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обухов Сергей Павлович. ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ. Президент Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Госсовета по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника. Это заседание Госсовета, как вы помните, было 27 декабря 2023 года. Так вот, одно из поручений было дано правительству: при участии Госсовета и объединения работодателей подготовить концепцию развития наставничества до 2030 года и представить доклад об этом до 1 июня. Может быть, конечно, не то наставничество имелось в виду, но в любом случае есть поручение президента правительству представить концепцию развития наставничества. Может быть, кто-то из докладчиков сообщит, представило ли правительство такую концепцию 1 июня, и если да, то согласуется ли ваш законопроект концептуально с этой концепцией? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. Метелев А. П. Спасибо. Конечно, это вопрос не по проекту закона, но я на него отвечу. Мы на совместном заседании с Комитетом по просвещению, с Ольгой Михайловной Казаковой, рассматривали этот вопрос, приглашали правительство, а в правительстве за это отвечает Министерство просвещения. В данный момент по инициативе министерства этот срок был перенесён, но летом эта концепция должна быть принята. Мы все свои предложения по концепции направили, в том числе собрали предложения заинтересованных депутатов и различных общественных институтов, которые этой темой занимаются. И концепция, которая будет утверждаться правительством, полностью согласуется с этим законопроектом. Там, в концепции, конечно же, будет отдельный раздел, посвящённый и этому направлению наставничества, а, как вы понимаете, наставничество гораздо шире: есть наставничество на производстве, в спорте, и так далее, в НКО, но тема профилактики там также будет учтена. Если вам будет интересно, я готов индивидуально включить вас в этот процесс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Артём Павлович, проект закона, конечно, крайне важный и нужный, но хотелось бы спросить по поводу порядка назначения наставника. По профессиональным требованиям здесь в принципе понятно, анализ можно сделать, а вот что касается морально-психологического состояния, хотелось бы понять, каким образом это будет происходить. И также хотелось бы спросить о предполагаемой в проекте закона государственной информационной системе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": не опасаетесь ли вы, что занесение данных о несовершеннолетних и членах их семей, находящихся в таком непростом, тяжёлом положении, создаст для них определённое, так сказать, социальное клеймо, которое затруднит интеграцию в обществе? В связи с этим не считаете ли вы целесообразным указать непубличность этой системы и прописать ответственность за разглашение сведений из неё? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Артёму Павловичу Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Уважаемый Владимир Владимирович, сначала на второй вопрос отвечу. Государственная информационная система - это закрытая система, я об этом говорил, то есть "ДОБРО.РФ" - публичный контур, ГИС "Профилактика..." - внутренний закрытый контур. Все данные будут закрыты, публичными они не будут, только у институтов профилактики будет информация об этих подростках, ну, она и сейчас у них есть, надо понимать, мы просто интегрируем разные системы в одну. Поэтому нет, мы не опасаемся, мы, конечно, понимаем, что важна безопасность ребёнка, - всё будет защищено в соответствии с действующим законом, это государственная система. Отвечая на первую часть вашего вопроса, скажу: это тонкий момент, как будут оцениваться моральные качества наставника. Мы сейчас ведём эту работу с Министерством просвещения и с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодёжи "Движение первых". В 11 регионах нашей страны сейчас запускается пилотная программа "Значимый взрослый", она как раз будет одним из инструментов реализации этого закона. В ней предполагаются и тестирование, и обучение этих наставников, и сопровождение этих наставников со стороны самого движения в муниципалитетах. Само министерство сейчас также совместно со специалистами, с психолого-педагогическими институтами прорабатывает этот инструментарий. Поэтому мы к моменту вступления в силу закона, с января следующего года, я уверен, подготовим всё для того, чтобы моральные качества можно было выявлять на входе и не допускать безответственных людей к нашим детям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Артём Александрович, хочу вам вопрос задать, поскольку вы сказали о высокой степени готовности государственной информационной системы. В 2024 году минпрос обратился к регионам с просьбой подключиться к уже созданной государственной информационной системе в рамках проекта "Патриотическое воспитание граждан..." нацпроекта "Образование". 22 региона с 2022 года пилот уже реализовывают, при этом у меня вот информация, там, из Дагестана, что только 23 процента, к великому сожалению, подключились к этому проекту, дальше невозможно... Но это делает некоммерческая организация - правильно ли это, ведь мы говорим "государственная информационная система", следовательно, это должны быть только ФОИВы, как минимум минпрос, Министерство внутренних дел? Будьте добры, расскажите, пожалуйста, какое отношение имеет к этому вот данный пилотный проект, будет ли он продолжаться, ну и сколько средств предполагается выделить на завершение создания этой государственной информационной системы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БИЧАЕВ А. А. Нина Александровна, на самом деле на этот вопрос вам всё-таки лучше Артём Павлович ответит как автор. А что касается некоммерческих организаций, то здесь информационная система и министерство находятся в закрытом контуре, систему разрабатывают и будут ею оперировать исключительно органы государственной власти, правоохранительные органы и другие, соответственно, отвечающие за это. Более подробно Артём Павлович вам ответит на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Нина Александровна, отвечу вам на вопросы. Действительно, система сегодня работает в пилотном режиме в 22 регионах, как вы правильно сказали... Нет, точнее, система сегодня работает, к декабрю 2024 года к ней присоединятся последние 22 региона - вот актуальные данные. То есть 89 минус 22 - 67 так или иначе сегодня взаимодействуют с ней. Но она будет доработана по итогам принятия этого закона. Что касается НКО - не совсем так. Эта система находится на балансе Министерства просвещения. Но по поручению президента у нас действительно создана автономная некоммерческая организация (АНО) - центр изучения экстремизма среди молодёжи в сетевой среде, - которая работает с администрацией президента, и она отвечает за вопросы, связанные с экстремизмом и подростковой преступностью. Эта организация уполномочена главой государства этим заниматься, поэтому это не просто какая-то НКО, это конкретный институт. И безусловно, ещё раз подчеркну, здесь участвует Министерство просвещения как балансодержатель. Что касается финансирования этой системы, оно заложено сегодня во всех соответствующих программах, и в бюджете на неё с 2021 по 2024 год, то есть на четыре года, заложено 371,6 миллиона рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Артёму Павловичу вопрос. Намерение, конечно, благое, и так когда-то уже было у нас, в советские годы. Но даже в советское время очень сложно было найти добровольцев, ну, например, в народные дружины по соблюдению порядка или по пожарной профилактике без мотивации. Я считаю, что сотни тысяч квалифицированных людей, которые могут и готовы работать и потом отчитываться перед комиссиями, найти будет крайне сложно. В этом узкое место этой идеи. Моё предложение: самыми активными в нашем обществе должны быть и, наверное, являются депутаты, чиновники, их миллионы в нашей стране, вот давайте из числа этих самых активных радетелей за страну и найдём... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артёму Павловичу включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Олег Анатольевич, вы абсолютно правы. Спасибо вам. Во-первых, давайте мы это добавим. Мы сейчас там перечислили педагогических, социальных работников и иных лиц, которые привлекаются к этой деятельности, мы можем отдельно отразить там и государственных служащих, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, мне кажется это абсолютно правильной, хорошей идеей. Более того, во многих регионах это уже есть. Например, в Татарстане есть практика: чиновники разных министерств становятся наставниками для таких ребят и снимают их с учёта. Во-вторых, что касается сложности поиска, мы посмотрели статистику "Яндекса", что люди в Интернете ищут. И вы, может, удивитесь, но каждый месяц порядка 400 тысяч россиян что-то ищут со словом "наставник". Они либо хотят стать наставниками, либо им нужен наставник, но они пока ничего найти не могут, потому что не создан соответствующий инструментарий, - наша платформа в том числе в этом поможет. Дополнительно к этому больше 600 тысяч человек подали свои заявки, чтобы стать наставниками в российском движении детей и молодёжи "Движение первых". И те и другие будут вовлечены в том числе в эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо. Вопрос разработчикам. Ну, конечно, это благая очень идея, и самое главное, чтобы этот институт, который создаётся, не превратился в институт ИБД (имитации бурной деятельности). Так вот, чтобы он в это не превратился, нужно два мощных инструмента - это ответственность и обязанности. Вот в данном контексте каковы обязанности наставника по отношению к наставляемому и каковы обязанности наставляемого по отношению к наставнику? Как это будет работать, будет ли заключаться какой-то договор, где всё прописывается, и так далее? Потому что, когда всё на добровольных основах, это всё посыплется, если не будет конкретной заряженности на результат конечный. Вот как вы это видите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артёму Павловичу включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемый Андрей Анатольевич... Простите, ещё хотел дополнить ответ Олегу Анатольевичу по его правильной инициативе про депутатов. Пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к коллегам-депутатам с призывом участвовать в этом и становиться наставниками для таких детей. Я думаю, мы доведём ещё отдельно информацию до всех, ну и в том числе будем работать над мерами поддержки для них. Андрей Анатольевич, я уже отвечал на этот вопрос - в части функционала наставника. Вот могу вам зачитать тот проект текста, коротко, который будет ко второму чтению, что мы предлагаем. С согласия родителей или иных законных представителей наставник может посещать несовершеннолетнего по месту, где он проживает, или по месту учёбы, содействовать организации внеурочной занятости, обеспечению досуга несовершеннолетнего, получению им дополнительного образования. Далее, проводить беседы с ним, его родителями или законными представителями. С согласия родителей или представителей привлекать к благотворительной, добровольческой деятельности, участию в спортивных, образовательных, культурных мероприятиях. И осуществлять иные функции в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовно-нравственному развитию. Это функционал наставника, которым он будет заниматься. Что касается обязанностей, они будут прописываться в том числе в порядке, разработанном Минпросвещения, и в том документе, который будет заключаться между наставником и комиссией. Там много тонкостей и деталей, я вам сейчас про всё это сказать просто не смогу, но это в том числе будет юридически закреплено между тремя сторонами: самой семьёй или законным представителем, комиссией и наставником. Будет план-график, содержание работы, и каждая сторона будет понимать, что она делает. И что касается ответственности другой стороны. Конечно, если принято решение, семья согласилась, комиссия назначила, ну, ребёнок в этом участвует... Если вдруг ребёнок не участвует, саботирует процесс, продолжает деструктив - это сигнал для комиссии относительно принятия решения оставлять его на учёте либо ужесточать, принимать какие-то меры. А если, наоборот, это происходит, соответственно, это сигнал о том, что ребёнок исправился, его можно снимать с учёта и возвращать в нормальную жизнь. Если же вдруг наставник не подойдёт, мы в законе отражаем, семья либо комиссия может, соответственно, отменить наставника либо его заменить, это всё тоже прописано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич - заключительный вопрос. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Артём Павлович, идея законопроекта хорошая, конечно, мы её поддержим. Я хотел бы обратить внимание вот на что. Наставник же формирует мировоззрение подростка и его поведение, и есть вероятность, что помимо хороших наставников и правильных пройдут все фильтры и зарегистрируются организации и люди, которые будут транслировать, ну, не совсем правильные взгляды подросткам. Вопрос: как вы считаете, должен ли наставник нести в каком-то виде ответственность за поступки своего подопечного? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артёму Павловичу Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Олег Юрьевич, ну, наша задача не допустить того, чтобы наставники были с какими-то не теми качествами, я уже об этом сказал. Что касается ответственности за подростка. Ну, я не думаю, что нам нужно это как-то закреплять, тем более где-то в законе. Мы понимаем, что с точки зрения смысла и сути, конечно, жизненная идея наставника - помочь ребёнку исправиться, встать, как говорится, на путь истинный, вернуться в нормальную жизнь, и он будет всё для этого делать. Если у наставника это не будет получаться, ну, значит, были исчерпаны его ресурсы, возможности, и либо он будет заменён, либо как-то что-то изменено. Но вводить ответственность, если ребёнок продолжает, там, кидать бутылки в машины и так далее или что-то воровать, чтобы ещё и наставник за это отвечал, - точно нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Артём Александрович, спасибо. Присаживайтесь. Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Коллеги, желательно по одному выступлению от фракции, ну, или два выступления по три минуты, как мы раньше договаривались. Покажите список. Артём Павлович, я вам дам заключительное слово, и вы сможете выступить и от фракции. Я думаю, что это будет правильно. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, это уже второй законопроект о наставничестве. Я напомню, что первый мы принимали 28 мая в первом чтении, были внесены изменения в Трудовой кодекс, в статью 151, где речь шла о трудовом наставничестве. Мы все единодушно поддержали его, и позвольте мне ещё раз напомнить, что это никакая не новелла, потому что это очень хорошо зарекомендовавший себя институт, который имел широкое распространение в нашей стране в те времена, когда рыночные отношения, конкуренция ещё не искоренили простое человеческое желание поделиться опытом, знаниями с новым поколением, с новыми кадрами. Конечно, концепцию этого законопроекта мы тоже не можем не поддержать, но есть у нас и вопросы. Ну, предположим... Вот депутаты Метшин, Кузнецов, Леонов задавали вопросы как раз о правах и обязанностях этого наставника. А почему не взять тогда за основу закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)"? Если это те же самые права и обязанности, что и у волонтёров, то, естественно, в таком случае нам это будет понятно. Отдавать критерии полностью на откуп министерству, не понимая, какие они... Мы, что называется, кота в мешке тоже не можем принимать. Ну, например, вы говорите, что уже есть 600 тысяч в реестре желающих стать наставниками. Первое - что это за люди, с каким образованием, кто эти люди? Если это участники спецоперации... Иногда сейчас приходят в школы ребята, которые, будучи героями там, к великому сожалению, не могут поделиться своим героическим опытом, и это вызывает вопросы и у педагогов, и у родителей тоже. Дальше. Комиссия по делам несовершеннолетних будет определять, быть наставником, не быть, - а если он лишён родительских прав? Вы ничего этого не прописали. В случае если эта деятельность - ну, добровольческая, волонтёрская - будет оплачиваться наставнику, тогда это будет стоить определённых средств, и тогда как ко второму чтению можно эти изменения вносить? Хотелось бы понимать сегодня, уже на этапе первого чтения, что в себя будет включать понятие "наставник", ведь это замечание сделало сегодня и Правовое управление, наше, думское. То есть принимаем закон о наставничестве, а понятия нет в законе. Спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы П. О. Толстой ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Нина Александровна. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо, Пётр Олегович. Уважаемые коллеги, ну, действительно, здесь затронуты очень серьёзные моменты, которые сейчас можно назвать, откровенно говоря, пробелами. Вот смотрите, наставник ведь чему-то должен учить, куда-то наставлять, что-то делать конкретно. Люди же все разные, у всех разные жизненные принципы, то есть один идёт в светлое будущее, к коммунизму, другой готовится к загробной жизни, третий ещё что-то... Да? И вот мы с вами должны понять одну простую вещь: вот в этом самом законопроекте и в самой той системе, которая предлагается концептуально в этом проекте закона - это очень правильно, что о такой системе мы задумались и начинаем её реализовывать, - отсутствует важнейший элемент, он называется "идеология". То есть вот почему и не сформулировано, кто такой наставник, почему нет самого понятия - да потому, что там нет идеологии сейчас. Кого мы подбирать-то туда будем? А отдавать это на добровольческую основу, без идеологии - это вдвойне опаснее, потому что, ну, как вы будете спрашивать с этого наставника, правильно ли он делает? Вы прикрепите наставника к человеку, отчитаетесь о том, что у нас ребёнок под присмотром и так далее, а он ему такое начнёт задвигать, что ребёнок ещё хуже станет. А ответственность наставник не несёт, потому что, ну, вот как мы сейчас услышали, мол, а зачем, это же ребёнок деструктивный, а не наставник. Вот это, наверное, самое слабое место. И к сожалению, надо констатировать, что даже если вот сейчас мы это примем - а мы примем, проголосуем в ожидании того, что во втором чтении что-то появится... Но давайте честно: а появится у нас ко второму чтению вот этот идеологический блок, с учётом того что у нас вообще в правовой системе сейчас идеологического блока нет? Вот это вот как бы закавыка. Конечно, я повторю, создать создадим, да, это всё будет, комиссии будут, бюрократия вся будет, вот о чём было сказано, процесс будет забюрократизирован, это да, это мы умеем делать и все, так сказать, бумажки будем... Потом будем ещё льготы давать, поддержку и так далее и отчитываться все будем. А вот самого главного - сердцевины, содержания - так и не будет. И будет ли это эффективно - большой вопрос. Вот поддержим, конечно, но есть предложение всё-таки рассмотреть вот этот пробел и предложения какие-то сформулировать. Наверное, это потребует, ну, серьёзных мероприятий. Вот сейчас отдаётся всё на откуп минпросу, а что у нас минпрос там напишет? У нас в минпросе-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Пожалуйста, Метелев Артём Павлович. Метелев А. П. Уважаемые коллеги, ну, вначале хочу сказать, что для нашей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и для Комитета по молодёжной политике тема наставничества и его развития - это приоритет. И, как уже Нина Александровна сказала, действительно, не первый законопроект мы здесь вносим и принимаем. Такой же законопроект был принят в отношении наставничества на рабочем месте, для создания условий, сейчас мы обсуждаем законопроект по наставничеству для профилактики - уверен, что он и не последний. В скором времени, этим летом, будет утверждена и концепция развития наставничества на период до 2030 года, об этом тоже сегодня мы говорили. У нас благодаря финансированию, которое заложено в бюджет благодаря "ЕДИНОЙ РОССИИ", 13 тематических фильмов появится в этом году по наставничеству, спонсированных Институтом развития Интернета. У нас запущена программа по наставничеству, по вовлечению участников специальной военной операции в эту тему - "Твой герой", они тоже будут привлечены к этой работе, это тоже важно сказать, и запущена с движением детей и молодёжи пилотная программа "Значимый взрослый", о которой я сегодня сказал, в 11 регионах. У нас создан методический центр по наставничеству по поручению президента - Центр знаний "Машук", который будет в том числе сопровождать методически этот вопрос, и платформа. Так что мы не просто принимаем какой-то один закон с какими-то точечными изменениями, у нас в стране создаётся комплексная система развития и поддержки наставничества, и она будет совершенствоваться и дополняться. Что касается конкретных комментариев, которые озвучила, например, Нина Александровна Останина, ну, на некоторые я просто уже отвечал в своём выступлении, относительно возмездности труда и так далее. Что касается прав и обязанностей волонтёров. Ну, Нина Александровна, конечно, мы не можем сделать такие же права, как у волонтёров. Добровольцы... там ответственность у людей гораздо ниже, просто потому что они добровольно, хотят - сегодня в этом участвуют, хотят - не участвуют. Здесь всё-таки мы говорим о жизни и здоровье, психологическом здоровье ребёнка - конечно, тут должны быть несколько другие права и обязанности, и они будут в том числе уточнены во втором чтении, вместе с профильным комитетом и другими структурами мы эту работу уже ведём. Относительно Министерства просвещения. Коллеги, вот я не соглашусь с таким как бы негативом в адрес ведомства. Коллеги очень активно работают по этому законопроекту, мы два года вместе с ними его сопровождаем, они никуда не уклоняются, и тот порядок, который будет утверждаться министерством, мы предварительно будем обсуждать на площадке Государственной Думы. Для всех хотел бы сказать, что закон у нас с 1 января вступает в силу, - не завтра, не в сентябре, достаточно времени для того, чтобы успеть подготовить все те нормативные и иные документы, которые будут регулировать эту деятельность наставников. А если есть конкретные предложения, у нас есть срок приёма поправок - до 3 июля, прошу вас их направить, мы вместе с вами их отработаем. Предлагаю принять законопроект. Большое спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении законопроект, с учётом того что срок подачи поправок - до 3 июля. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 05 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.