Заседание № 225
09.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 578594-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о государственно-частном партнёрстве в сфере космической деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4760 по 4849 из 7155
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Денис Борисович Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект о государственно-частном партнёрстве в сфере космической деятельности, подготовленный сенаторами Кутеповым и Хапсироковым, является фундаментальной инициативой, которая позволит создать новую точку роста рынка частной космонавтики. Поправки, подготовленные нами совместно с сенаторами Российской Федерации ко второму чтению, направлены на уточнение, в отношении каких именно объектов можно будет заключать концессионные соглашения и соглашения о ГЧП, и предусматривают сохранение стратегических космических объектов в исключительном ведении государства. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту нет. Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации законопроект также поддержан. Учитывая изложенное, мы предлагаем утвердить таблицу поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по экономической политике к принятию. Таблицы поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 49 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 14 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за поддержку. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые согласования проведены, соответствующие документы имеются. Прошу рассмотреть этот законопроект в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 02 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 215
28.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 578594-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о государственно-частном партнёрстве в сфере космической деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5509 по 6036 из 6605
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сенатора Российской Федерации Мурата Крым-Гериевича Хапсирокова. ХАПСИРОКОВ М. К.-Г., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию законопроект, основная цель которого - установить правовые условия для внедрения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере космической деятельности. На законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым законопроект был доработан перед внесением в Государственную Думу. Законопроект предусматривает правовое регулирование, обеспечивающее возможность заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнёрстве в сфере космической деятельности, в частности наделяет госкорпорацию "Роскосмос" отдельными полномочиями концедента, или публичного партнёра, по указанным соглашениям, а также определяет объекты таких соглашений - объекты космической инфраструктуры, являющиеся недвижимым имуществом, а также указанные объекты и технологически связанные с ними космические объекты, то есть космические аппараты, устанавливает отдельные особенности такого регулирования применительно к космической отрасли. Потребность распространения механизмов государственно-частного партнёрства на сферу космической деятельности связана прежде всего с необходимостью привлечения российских частных космических предприятий к развёртыванию и поддержанию полномасштабных орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих удовлетворение в полном объёме прогнозируемых потребностей социально-экономической сферы, науки в результатах космической деятельности, а также к участию в освоении и развитии Арктики. Законопроект обсуждался на площадках Совета Федерации с представителями российских частных компаний и был поддержан последними. Мы понимаем, что законопроект ещё можно и нужно дорабатывать в рамках его подготовки ко второму чтению, и со своей стороны готовы принять активное участие. Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дениса Борисовича Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект данного федерального закона, который подготовили наши коллеги-сенаторы, и отмечает следующее. Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О космической деятельности", в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", в Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иные законодательные акты, направленные на создание условий для обеспечения возможности заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнёрстве в отношении объектов космической инфраструктуры, являющихся недвижимым имуществом, а также технологически связанных с ними космических объектов. В связи с этим законопроектом предлагается: во-первых, ввести новый принцип космической деятельности - принцип защиты государством прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках космической деятельности; во-вторых, ввести термин "космический объект"; в-третьих, установить, что объекты космической инфраструктуры, а также технологически связанные с ними космические объекты могут являться объектами концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). Полномочиями по заключению от имени Российской Федерации концессионных соглашений, соглашений о ГЧП в отношении указанных объектов, а также по осуществлению полномочий концедента, или публичного партнёра, по таким соглашениям при наличии соответствующего разрешения Правительства Российской Федерации предлагается наделить Государственную корпорацию "Роскосмос". Одновременно законопроектом предусмотрены корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О навигационной деятельности". Комитет, поддерживая необходимость привлечения частных инвестиций в развитие космической отрасли, считает необходимым отметить, что ряд положений законопроекта требует дополнительного уточнения. В частности, требуются дополнительная детализация имущества, которое предполагается к отнесению к объектам концессионного соглашения и соглашения о ГЧП, регламентация вопросов разграничения прав собственности на объекты соглашения о ГЧП, а также критериев разграничения реализации соответствующих проектов посредством заключения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП. Кроме того, комитетом отмечается необходимость внесения юридико-технических правок к законопроекту. Данные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Вопрос докладчику. Уважаемый Мурат Крым-Гериевич, хороший законопроект, но есть ряд вопросов. Скажите, пожалуйста, не могли бы вы привести примеры частных партнёров, которым согласно концепции могли бы быть переданы объекты космической инфраструктуры? Будут ли эти компании исключительно российскими? Ведь такая деятельность материально и финансово затратна - не считаете ли вы, что это несёт определённые риски при передаче государственной собственности? ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Спасибо большое за вопрос. Эти компании исключительно российские, отвечаю на первую часть вашего вопроса. Второе. Согласно "дорожной карте", которая была подписана между Правительством Российской Федерации и госкорпорацией "Роскосмос" с заинтересованными организациями, все эти организации имеют исключительно российское происхождение. С этой точки зрения вопросов никаких нет. И мы все понимаем, что, безусловно, мы должны обеспечить все необходимые условия для привлечения частных инвестиций, - собственно говоря, на это и направлен концептуально наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КРАВЧЕНКО Д. Б. Я дополню своего коллегу-сенатора и скажу, что в рамках "дорожной карты" предварительные соглашения заключены на сумму порядка 380 миллиардов рублей, это частный вклад в развитие отрасли. Мы считаем, без принятия данного законопроекта корпорация просто не сможет привлечь дополнительное частное плечо для развития важнейших направлений деятельности: это и формирование группировки, и создание наземной космической инфраструктуры, и спутники для обеспечения доступа к широкополосному Интернету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тогда к обоим докладчикам вопрос. То есть 415 миллиардов - это что, это какие направления, о которых сейчас спрашивали, которые будут реализовываться? Второй момент. Соглашение ГЧП, к сожалению, в рамках наших коммунальных реформ очень плохо закончилось. Московская область и прошедшая зима - пример классический. Не произойдёт ли то же самое у нас в космической отрасли? И вот интересный момент: о передаче космической техники и (или) компонентов космической техники, которые являются государственной собственностью, за исключением той, которая имеет двойное и военное назначение, - а разве не вся космическая техника сегодня у нас имеет двойное назначение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КРАВЧЕНКО Д. Б. С конца вопроса начну. Не вся космическая техника имеет двойное назначение, это факт. А что касается вашего вопроса, ну, если более развёрнуто, "дорожная карта" включает мероприятия частных компаний-участников, направленные на создание ракет-носителей, на создание наземной космической инфраструктуры, на создание спутников, как спутников связи, так и, собственно, спутников, которые формируют возможность для раздачи широкополосного Интернета, спутников дистанционного зондирования Земли. Это вот основные направления, по которым было заключено предварительное соглашение между государственной корпорацией и частными игроками. И не 415 миллиардов, а 380 миллиардов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительственная ложа? Докладчик добавит что-то? Пожалуйста. ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Хотелось бы также добавить, что механизмы ГЧП позволяют объединить ресурсы публичной и частной сторон для достижения общей цели. С учётом специфики проекта и распределения соответствующим образом прав на объект соглашения можно эффективно распределить риски между сторонами соглашения, то есть это действующие механизмы в рамках сегодняшнего законодательства, которые позволят привлечь частников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Вот вы в обоснование всегда говорите о привлечении частных инвестиций. Читаю текст законопроекта - а там прямо противоположное, там речь идёт только о передаче имущества, созданного за государственный счёт, частным компаниям. Причём, мало того, передаются полномочия правительства "Роскосмосу" для проведения в этой части торгов, аукционов и так далее. Вот у меня вызывает сомнения истинная цель этого законопроекта. Развейте мои сомнения! ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Если можно, я отвечу на этот вопрос. "Роскосмос" не будет стороной этих отношений - будет Правительство Российской Федерации, а "Роскосмос" будет выступать как публичный партнёр. Это такое существенное замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Мурат Крым-Гериевич, согласно законопроекту предполагается, что космическая техника, компоненты космической техники, а также объекты космической инфраструктуры могут быть переданы лицу, являющемуся концессионером, или частному партнёру, если такая передача предусмотрена соответствующими условиями концессионного соглашения. Уточните, что имеется в виду под передачей таких объектов и являются ли эти объекты предметом соответствующих соглашений? Или они нужны только для реализации на срок, установленный такими соглашениями? И вопрос Денису Борисовичу, как законодателю, который ведёт эту отрасль. А есть ли вообще, Денис Борисович, понимание актуальности и необходимости такой законодательной инициативы? В пояснительной записке об этом ничего не сказано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Анатолий Борисович, я вот сейчас как раз просматриваю: соответствующие положения законопроекта, о передаче имущества, будут доработаны в рамках процедуры подготовки ко второму чтению, поскольку подобные вопросы поступили также по линии Минфина и Комитет Государственной Думы по экономической политике, когда рассматривал данный текст при подготовке к первому чтению, разделил эти опасения Министерства финансов. Предварительно предполагается, что после доработки будет возможна передача объектов космической инфраструктуры частной стороне только в том случае, если такие объекты фактически не используются по назначению, - это важный момент, - в иных случаях передача государственного имущества не будет предполагаться. Дополнительные требования к деятельности концессионера или частного партнёра также будут проработаны. Что касается актуальности этой темы, ну вот только что уважаемые коллеги из КПРФ задавали похожий вопрос. Мы говорим о том, что в конце прошлого года, 2023-го, между государственной корпорацией "Роскосмос" и частными игроками, частными инвесторами была подписана "дорожная карта" на общую сумму до 380 миллиардов рублей, которая по значимым направлениям предполагает взаимодействие в рамках государственно-частного партнёрства и концессии. Соответственно, это невозможно, пока мы данную законодательную инициативу не поддержим в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Вопрос инициаторам законопроекта. Уже говорилось, что концессии в жилищно-коммунальной сфере заключаются в основном в том, что коммерческие предприятия эксплуатируют инфраструктуру, доводят её практически до уничтожения, а потом отпускают эту ситуацию. Вот мы недавно смотрели: было 5 тысяч сетевых компаний, сейчас осталось 500, и старые сети сбрасывают на государственный уровень. Здесь у нас то же самое: преференции будут коммерческим компаниям, им будут передаваться инфраструктура и космические аппараты. А какова защита бюджетных вложений от того, чтобы в космосе не повторилась эта ситуация, так что коммерческие предприятия, дабы получить максимальную прибыль, будут эксплуатировать государственные космические аппараты, скажем так, просто уменьшая свои... (Микрофон отключён.) ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Коллеги, первое, все условия будут предусмотрены в концессионном соглашении. Второе, "Роскосмос" ни в коем случае не отстраняется от контроля за космической деятельностью. Работа проведена действительно большая, поэтому никто не будет пускать это дело на самотёк, как в тех случаях, о которых вы сказали, в сфере ЖКХ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к разработчикам. За последнее время это второй законопроект, связанный с "Роскосмосом". Первый, если вы помните, не так давно мы рассматривали - о размещении коммерческой рекламы на космических аппаратах. Теперь вот предлагается, так сказать, по частным рукам уже фактически всю отрасль пустить, весь наш "Роскосмос". У меня вопросы следующие. Почему у нас такие законопроекты вносятся от лица депутатов, сенаторов, а не от самого "Роскосмоса"? Это первый вопрос. Второй - в представленных документах я не увидел заключения правительства по данному законопроекту. И всё-таки хотелось бы узнать перечень всех тех частных лиц, которые всё-таки заинтересованы в этом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо за вопрос. Я, Александр Дмитриевич, отвечу как автор предыдущего законопроекта и как представитель комитета-исполнителя. Смотрите, к глубокому сожалению, советское время, когда страна активно вкладывала в ракетно-космическую отрасль и не жалела сил и средств, давно закончилось. Мы помним замечательные проекты, и "Буран", и "Энергия - Буран", и строительство космической станции и так далее. Сейчас мы с вами - и не раз мы в дискуссиях об этом говорили - испытываем нехватку государственных бюджетных ассигнований на развитие этой значимой для нашей страны отрасли. Поэтому последовательно наши инициативы, как мои, как депутата Государственной Думы, так и других депутатов, сенаторов - наших коллег (я лично приветствую их инициативу) направлены на то, чтобы мы создавали условия для привлечения частных инвестиций в ракетно-космическую отрасль, как это происходит во всём, как принято говорить, цивилизованном мире. По всему миру, может быть, отчасти за исключением Китая, хотя Китай последние три-пять лет тоже сделал огромный рывок в направлении частной космонавтики, частные средства приветствуются для привлечения в ракетно-космическую отрасль. Эти две инициативы, хотя они несколько разные, как раз таки нацелены на то, чтобы частные средства приходили в отрасль. Мы формируем новые сферы для привлечения частного капитала. Какая ещё часть вопроса была? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КРАВЧЕНКО Д. Б. Ну, в принципе, в общем, очевидная история. За последние 10-12 лет бюджетное финансирование Государственной корпорации "Роскосмос" только снижалось, поэтому мы предлагаем, именно мы, законодатели, предлагаем сдемпфировать эту ситуацию и помочь частным игрокам - сформировать для них прозрачные правила, закреплённые в законодательстве. Что касается конкретных частных игроков, о которых вы спрашиваете, - кто эти потенциальные инвесторы? - ну, я полагаю, мы не сможем это раскрыть, это элемент коммерческой тайны, но, я думаю, придёт время, и это будет публичной информацией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста, от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Наберитесь терпения. Я понимаю, что к пяти часам, наверное, кто-то уже устал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Ну, тот, кому надоел, может выйти из зала, я думаю, что зал не обеднеет от этого. Ну а теперь по сути давайте поговорим, кому-то надоело... Значит, о чём идёт речь? Нам тут рассказывают о том, что... ну, это действительно объективная ситуация, и надо отдать должное представителю комитета, он правду сказал здесь, что государство в последние годы не вкладывает в космос и пытается привлечь частные инвестиции. Но читаем законопроект, причём говорят, мол, при сохранении контроля и так далее, читаю: "...слова "при сохранении государственного контроля за их использованием" заменить словами "защиты государством прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках космической деятельности...". Слушайте, вы поняли, что я прочитал?! То есть государство законодательно отказывается от контроля за космической деятельностью и защищает частные интересы. Вы не заметили диссонанса в том, что нам тут рассказывают и что на самом деле написано? То есть речь не идёт о привлечении частных инвестиций, речь идёт о передаче государственного имущества, государственных космических аппаратов, которые за многие десятилетия финансировались государством, в частные руки. Вот о чём идёт речь. Другой вопрос - ну, наверное, нам нужно что-то с "Роскосмосом" делать. У нас идёт специальная военная операция, наверное, я не открою здесь государственной тайны, потому что всё это в Интернете есть, все знают, как у нас используются космические группировки разных стран, и в том числе частных компаний, для наведения на объекты, военные объекты и на территории Российской Федерации, и в зоне боевых действий. Понятно, да? То есть для нас, конечно, это проблема реальная. Нам нужно развивать свою космическую группировку. Но, мне кажется, подход здесь должен быть другим: нужно привлекать частные инвестиции, как правильно говорят авторы, а не отдавать государственное имущество, отказываясь от государственного контроля, в частные руки, заметьте, это две большие разницы! Когда мы привлекаем частные инвестиции, они вкладывают деньги, создают свою частную группировку, которая работает в том числе на государственные задачи. А что здесь написано? А мы государственное имущество отдаём в частные компании, а потом мы у них что, покупать будем или как? На каких условиях? Тендеры, аукционы кто будет проводить? Нам говорят, что "Роскосмос" не концедент, не сторона вот этих отношений, это будет Правительство Российской Федерации. А вы здесь записываете прямо в законе, что вы эти полномочия "Роскосмосу" передаёте от Правительства Российской Федерации, и что? Всё, круг замкнулся. Коллеги, мне кажется, нас тут вводят в заблуждение. То есть под видом защиты государственных интересов, развития космоса даже то, что ещё осталось у государства, пытаются сейчас, законодательно закрепив, отдать в частные руки. Ну, не знаю, наша фракция за это голосовать не будет, а вы уж сами решайте. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! При всём моём глубоком уважении к предыдущему оратору хочу сказать: в законопроекте речь идёт совсем не об этом. Рано или поздно нам нужно привлекать частные инвестиции в космос, и чем раньше мы это сделали бы, тем эффект был бы больше. Частные инвестиции - это то, чего сегодня не хватает. Обратите внимание на последнюю статистику в отношении тех средств, накопленных, аккумулированных сегодня в стране, которые не ушли на Запад. Их куда-то нужно вкладывать, нужна сфера перспективная, сфера, которая даст реальную прибыль. Ну а как по-другому? О чём мы всё время говорим? Если нет прибыльности - бизнеса не будет. Но бизнес будет прибыльным тогда, когда во главе его встаёт человек, который реально отвечает за результат и который хочет себя сделать и заработать. Сколько талантов было похоронено в нашей России из-за того, что государство наступало на горло собственной песне! Мы потеряли Сикорского, вспомните, что творилось с Грабиным, который делал своё оружие, как говорится, в тайне от Политбюро. Великая пушка отечественной войны была сделана благодаря его инициативе и риску директора, который пустил её в производство. Вот что такое частная инициатива! В конце концов, Валерий Карлович, я даже ваш пример могу привести по поводу того, что только частная инициатива сегодня двигает нашей промышленностью. Да, возможно, есть какие-то недоработки, наверное, они есть, но у нас есть второе чтение. Самое главное - надо открыть небо. Посмотрите, из-за того что армия закрыла небо, у нас нет беспилотных летательных аппаратов, в загоне наша гражданская частная авиация. У нас её нет только потому, что каждый вылет нужно регистрировать с невероятными трудами, любой полёт летчика-любителя должен быть задекларирован за месяц вперёд. Это что за частная авиация?! Кто будет в это вкладывать? Где беспилотные аппараты? Тридцать три раза говорили: дайте возможность летать, ведь нет возможности летать! В конце концов, наша Государственная Дума неординарная. Мы все сюда пришли для того, чтобы принимать решения, и это одно из решений за открытый космос. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? По ведению потом дам слово. А? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну надо записываться тогда на выступления. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я вас сильно не задержу. Такое пафосное выступление меня просто с места сдвинуло. Уважаемые коллеги, у нас 30 лет добывающие отрасли и первый передел в металлургии и химии получали в три с половиной раза больше налоговых льгот, чем обрабатывающие отрасли, космос и авиация. Именно поэтому у нас нет ни космоса, ни авиации, ни обрабатывающих отраслей. Это первое. Второе. Запомните, преференции частные или не частные... Ну создали вы два острова, и что? Где олигархи, бегущие в очереди зарегистрироваться на острова Октябрьский и Русский? Проблема же в мотивации, поймите! А что такое мотивация? Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс. Если вы не создадите для производителя мотивации, неважно, частный или государственный это... Вы правы, у нас разрушена государственная ответственность чиновников, поэтому они по триллиону воруют. Вот сейчас арестовали несколько генералов, у них там - бог ты мой!.. А представьте, если арестовать тех, кто арестовывает. Понимаете, в чём проблема? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже было в 1937 году, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, ну, наверное, законотворцы трудились, но проблема в "Роскосмосе" в другом. С моей точки зрения, туда надо вернуть Королёвых. Раньше в "Роскосмосе" была конкуренция, было восемь двигателестроительных корпораций, понимаете? Был конкурс идей! А потом всё объединяли-объединяли, оптимизировали... И плюс манагеров пустили вместо генерального директора и генерального конструктора. Вот это главная проблема космоса. Ну, вы мне хотите сказать, что Илон Маск гений. Да, он гений в части пиара, понимаете? Он выставил активы на фондовый рынок, надул капитализацию, собрал денег. Да, он сегодня эффективнее, но посмотрите реальную капитализацию, она же совсем не такая! Давайте прежде всего проинвентаризируем все предприятия "Роскосмоса", посмотрим, кто их возглавляет, какова их эффективность. Я работаю с несколькими промышленными ассоциациями, и мне один генеральный директор сказал, мол, Николай Васильевич, мы с "Роскосмосом", с его предприятием, заключили договор, заплатили деньги заранее, но там не могут выполнять вовремя. Почему? Потому что нет ответственности - вот в чём проблема! Мне кажется, вы заблуждаетесь в том, что вы частный бизнес завлечёте при нынешней налоговой системе, это заблуждение. Разворовать - да, ликвидное имущество расторговать - да, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Я хотел бы коллегам напомнить, что законопроект не претендует на универсальность, сейчас первое чтение, и предстоит огромная работа с ФОИВами, с "Роскосмосом", со всеми заинтересованными лицами. Естественно, он будет дорабатываться. И хотел бы поблагодарить своих коллег, Комитет Государственной Думы по экономической политике за конструктивную, плодотворную работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик - заключительное слово? Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич. Спасибо за дискуссию. Действительно, комитет открыт к предложениям. Мы видим ряд недостатков, я это отметил в своём выступлении, представляя позицию комитета, но вместе с тем я всё-таки обращаю внимание коллег, наших уважаемых коллег, на то, что мы, Российская Федерация, сейчас теряем позиции из-за отсутствия устойчивого интереса к космонавтике у частных игроков. Этого интереса нет ввиду отсутствия, во-первых, законодательной базы, во-вторых, чётких, прозрачных правил игры. Безусловно, никакой частный игрок не будет допущен к направлениям, связанным с обороноспособностью и безопасностью, с научной деятельностью и так далее, с наземной космической инфраструктурой, - это задачи государства, государственной корпорации. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 16 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.