Заседание № 215
28.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 577722-8 "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2659 по 2922 из 6605
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра иностранных дел Михаил Юрьевич Галузин. ГАЛУЗИН М. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона о денонсации российско-украинского межправительственного соглашения о культурных центрах, внесённый МИД России, подготовлен во исполнение соответствующего поручения Президента Российской Федерации. Проект согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров было подписано в Москве 27 февраля 1998 года и вступило в силу 17 апреля 2012 года после ратификации Россией. Украина ратифицировала это соглашение в 1999 году. Соглашением предусматривалось создание российского культурного центра в Киеве и украинского культурного центра в Москве. Российский центр науки и культуры был открыт в Киеве в 2007 году и размещался в помещениях на правах аренды. После неоднократных нападений украинских радикалов на центр и его сотрудников, а также введённых Киевом в 2021 году санкций против Россотрудничества российский центр, который одновременно являлся представителем упомянутого федерального агентства, был вынужден полностью свернуть свою работу. Национальный культурный центр Украины разместился в Москве на улице Арбат, дом 9, строение 1, в здании, которое было приобретено в собственность на основании договора купли-продажи с фондом имущества города Москвы, а земельный участок арендуется. После начала специальной военной операции в феврале 2022 года, разрыва Киевом дипломатических отношений с Россией и выезда на Украину всех сотрудников украинских представительств центр фактически прекратил свою деятельность. При этом сам центр и его помещение всё ещё пользуются юрисдикционным иммунитетом, поскольку соглашение формально продолжает действовать. Российская сторона всегда исходила из того, что культурные и гуманитарные связи не должны становиться заложниками политики, поэтому мы не форсировали разрыв соглашения 1998 года, пока оставалась хоть малейшая надежда на диалог. Сейчас уже очевидно, что с учётом проводимой властями Украины оголтелой антироссийской линии говорить в обозримом будущем о перспективах возобновления конструктивного взаимодействия с нынешним киевским режимом, в том числе в гуманитарной и в культурной сфере, не приходится. В случае же гипотетической перезагрузки диалога в области культурного сотрудничества потребуется заключение иного документа, учитывающего новые реалии. В сложившихся условиях представляется целесообразным прекратить действие рассматриваемого соглашения о культурных центрах, как неработающего и потерявшего свою актуальность документа. С учётом изложенного прошу поддержать проект федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы услышали информацию, доклад Михаила Юрьевича, замминистра иностранных дел, подробный, чёткий, внятный и понятный для каждого из здесь сидящих. После событий 2014 года РЦНК нашего Россотрудничества функционировал в крайне сложных условиях, подвергался нападениям националистических группировок, что нарушало статью 8 соглашения, согласно которой стороны обеспечивают беспрепятственный доступ общественности на мероприятия, проводимые нашим центром Россотрудничества, и на основе взаимности принимают необходимые меры по обеспечению безопасности персонала и помещений центров, а также проводимых мероприятий. Из-за введения Киевом санкций против федерального агентства Россотрудничества в 2021 году российский центр, который являлся также представительством агентства, полностью свернул свою работу. После начала специальной военной операции в феврале 2022 года, разрыва Киевом дипотношений с Россией и выезда на Украину всех сотрудников украинских представительств культурный центр Украины, действующий в Москве, приостановил свою деятельность. Формально соглашение продолжает действовать, законопроектом предлагается его аннулировать. По законопроекту в комитете проведена необходимая экспертная работа, в материалах имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет рекомендует Государственной Думе денонсировать упомянутое соглашение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддержит данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Михаил Юрьевич, это не столько вопрос, сколько пожелание. Оно звучало во время обсуждения этого вопроса на заседании нашего комитета, в котором вы участвовали. Безусловно, я очень сожалею, что мы пришли к тому, что должны денонсировать соглашение о деятельности украинского информационно-культурного центра в России. Я надеюсь, мы на перспективу понимаем, что не хотим отдавать Украину и украинцев вообще на откуп тому режиму, который сегодня осуществляет власть на Украине. И мы когда-нибудь вернёмся к тому, что такой центр должен существовать в России в годы мира, а не войны. Но я хотел бы быть уверенным, как и все остальные, что это помещение в центре Москвы - 4 с лишним тысячи метров, - в случае если из него уйдёт этот украинский центр, не окажется добычей каких-то банков, контор и всего такого. На что, конечно, МИД не влияет, а влияют власти Москвы. Мы хотели бы, чтобы там размещались... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЗАТУЛИН К. Ф. Мы хотели бы, чтобы в этом помещении, если оно будет освобождено от функций информационно-культурного центра, находились те самые организации, в том числе выходцев с Украины, землячеств Украины, которые вместе с нами борются за правильную Украину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич, пожалуйста. ГАЛУЗИН М. Ю. Уважаемый Константин Фёдорович, спасибо за вопрос. Мы, конечно же, исходим из того, что здание центра должно в дальнейшем служить интересам Российского государства, должно служить интересам укрепления дружбы с народом Украины. Формально-юридически в случае денонсации соглашения этот вопрос перейдёт уже в плоскость гражданско-правовых отношений в соответствии с российским законодательством. Насколько мне известно, высказываются различные идеи по поводу будущего этого комплекса, этого здания, вы их сейчас тоже озвучили. Вот в таком ключе, наверное, и будет решаться вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Михаил Юрьевич, ну, на протяжении двух лет культурный центр Украины не работает, и эти здания, насколько я понимаю, успешно сдаются в аренду в центре Москвы. Деньги зарабатывает Украина, деньги тратят на поддержку вооружённых сил Украины, которая воюет с Российской Федерацией, деньги тратятся на поддержку и проведение террористических актов на территории Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, почему... я понимаю, что мы не хотели обострять, как говорится, но тем не менее почему так долго ждали, прежде чем выйти с этим вопросом на Думу? Это первое. И второй момент. Есть ли какие-то мысли или пожелания, чтобы после принятия решения по этому вопросу сейчас, всё-таки это помещение не сдавалось в аренду и не зарабатывала Украина деньги, которые идут на войну против Российской Федерации? ГАЛУЗИН М. Ю. Уважаемый Андрей Геннадьевич, признателен вам за вопрос. Мы до конца старались бережно относиться ко всем международным правовым инструментам, которые так или иначе способствуют культурно-гуманитарным связям с народом Украины, между народами России и Украины. Если те аспекты, которые вы упомянули, имели место, я исхожу из того, что это, наверное, становилось предметом внимания наших компетентных органов. Сегодня же мы вносим предложение о принятии закона о денонсации этого утратившего свою актуальность документа, и я хотел бы выразить уверенность в том, что с денонсацией этого соглашения те вопросы, о которых вы сказали, о которых вы упомянули, найдут своё решение опять же в соответствии с интересами России, в соответствии с интересами Российского государства. Ну а что касается дальнейшего использования здания, то я уже отметил, что мы исходим из того, что это вопрос гражданско-правовых отношений в соответствии с российским законодательством, он будет в случае денонсации решаться опять же в интересах Российского государства, в интересах укрепления связей, дружественных связей с народом Украины в дальнейшем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Новиков Владимир Михайлович. НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, спасибо. Я в продолжение вопроса коллеги Альшевских. Михаил Юрьевич, вот скажите, какие ещё остались межправительственные соглашения, на которых правительство Украины зарабатывает деньги? Вот есть ли среди таких соглашений работающие? А если есть только неработающие, то какие планы по их дальнейшей денонсации? ГАЛУЗИН М. Ю. Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо за вопрос. Ну вот в такой плоскости, с точки зрения наличия соглашений, на которых правительство Украины зарабатывает деньги, я бы ответил, что пока таких... то есть не пока, а вот в настоящее время таких соглашений я не вижу. Но коль скоро вы задали вопрос, конечно же, он будет рассмотрен дополнительно и будет дан с нашей стороны, со стороны Министерства иностранных дел, соответствующий ответ. В прошлом году мы денонсировали - МИД вносил предложение, и Государственная Дума утвердила, - был принят федеральный закон о денонсации российско-украинских межправительственных документов, связанных с режимом использования акватории Азовского моря. Так что работа в этом направлении велась, и, если возникнет потребность в дальнейшем, конечно же, она будет сделана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Петрович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование... Альшевских Андрей Геннадьевич хочет выступить. Тогда включим режим записи на выступления. Включите режим записи на выступления. Я не сразу увидел руку, Андрей Геннадьевич. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Я, честно говоря, хотел выступить после коллеги Альшевских. Он в своём вопросе утвердительно сказал о том, что два года правительство Украины получало деньги на продолжение своей борьбы против России от эксплуатации этого центра. Это неправда. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Ну, спорить не буду, вам, наверное, виднее. Тем не менее я высказал свою точку зрения, которая имеет место быть. Это первое. Второе. Я хотел бы, уважаемые коллеги, обратить внимание на то, что у нас во многих городах есть общественные организации, которые имеют отношение к Украине. И тоже хотелось бы обратить внимание на их деятельность, которая в субъектах Российской Федерации осуществляется. Я не исключаю, что и там могут подобные вещи происходить. Так что нам на это тоже есть смысл обратить внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич, есть необходимость в заключительном слове? ГАЛУЗИН М. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я хотел бы искренне поблагодарить вас за эту дискуссию и, конечно же, заверить в том, что Министерство иностранных дел и впредь будет держать в поле постоянного и очень, очень серьёзного внимания вопросы, связанные с комплексом отношений с Украиной, и вопросы договорно-правовой базы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 54 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.