Заседание № 193
07.03.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 577392-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3072 по 3768 из 4692
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения". Докладывает Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вчера вам уже напоминал, что в 2000 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Декларацию тысячелетия, обозначив восемь основных целей, которыми рекомендуется руководствоваться государствам для уменьшения числа бедных, вообще стимулирования борьбы с бедностью. Что это за цели? Обеспечение прожиточного минимума, финансовая поддержка беднейших слоёв населения, поддержка пострадавших в катастрофах, медицинская поддержка, содействие в получении образования, обеспечение жильём, помощь в трудоустройстве, выплата временных пособий. Отмечу, что и 11 указов, уже упразднённых, и первая часть последнего послания президента были тоже как раз на эту тему. Если вы встречались вот сейчас с избирателями... Я, к своему удивлению, узнал от преподавателей большемартыновской средней школы, что у них оклад 8400 рублей, а у дворников - 11 285 рублей. Мы на самом деле увеличиваем нагрузку на наших граждан, мы ведь сначала увеличили сборы единого оператора по капремонту, теперь два раза в год повышаем тарифы ЖКХ, методично увеличиваем административные штрафы. Я вам уже приводил цифры Счётной палаты: налоговая и штрафная нагрузка на наших граждан за прошлый год составила 34 триллиона рублей при ВВП 97 триллионов. Ну и самое главное, что получается? Мы никаким образом не содействуем развитию нашей экономики, если пятый год подряд падают реальные доходы нашего населения. А что такое реальные доходы? Реальные доходы - это прямое воздействие и на торговлю, и на производство, которое должно наполнять торговые прилавки, но проблема здесь многогранна. Я вам в прошлом году приводил данные, кому принадлежат торговые сети. Первые 30 из них зарегистрированы в офшорах и контролируют 23 триллиона рублей в оптовой и розничной торговле, это колоссальная сумма. В данной ситуации получается, что уходят в тень не из-за того, что мы установили маленький МРОТ, мы его действительно повысили. Ну вот на прошлой неделе был проведён "круглый стол" с привлечением широкого круга специалистов и учёных. Не я, а учёные привели данные, что в развитых странах МРОТ считается с коэффициентом 3, то есть нужно обеспечивать не просто минимальный размер оплаты труда для работающего, наёмного работника, а возможность содержания минимальной семьи, хотя бы из трёх человек, понимаете? Что происходит у нас? Мы вроде как геройски доложили, что резко подняли МРОТ, но вы попробуйте на этот МРОТ прожить месяц. Я уверен, что ни один из присутствующих в зале не сможет из 11 285 рублей заплатить по тарифам ЖКХ, заплатить за вывоз мусора, заплатить за капитальный ремонт, заплатить за проезд. Кроме того, ещё же нужно питаться, и не только воздухом. В данной ситуации, мне кажется, наше предложение даже недостаточно, но оно хотя бы чуть-чуть исправляет ситуацию. Заключения и Правового управления, и комитетов, и правительства, с моей точки зрения, не выдерживают никакой критики. Во-первых, законопроект внесён своевременно, не наша же вина, что его рассмотрение 15 раз переносили. Во-вторых, да, безусловно, ввести закон в действие, если вы его вдруг примете, нельзя с 1 января, но у нас есть опыт введения в действие задним числом законов, правда, фискального характера: их рассматривали здесь в трёх чтениях и быстро принимали. В-третьих, да, мы понимаем, что необходимо порядка 630 миллиардов рублей, чтобы повысить минимальный размер оплаты труда, но я вам напомню, что за прошлый год профицит бюджета составил 3,8 триллиона рублей и мы не отдали их нашим гражданам, а канализировали и вывезли. Вот нам перед заседаниями регулярно дают "Российскую газету" - почитайте! В одном из номеров на первой странице справа, рядом с авторской колонкой, известный экономист, руководитель экспертной группы, член совета при Минфине Евсей Гурвич чёрным по белому написал, что с 2000 года из Российской Федерации, оказывается, выведено 900 миллиардов долларов, что прослеживается, а по зеркальной статистике и данным, приведённым французским учёным-экономистом, ещё 1,2 триллиона долларов выведено в офшоры по другим схемам, то есть всего 2,1 триллиона долларов. А в этом зале что принимается? У нас никто не хочет ничего слышать о необходимости внесения изменений в закон о валютном регулировании и пресечении вывоза капитала за рубеж. У нас за прошлый год вывоз капитала увеличился по сравнению с 2017 годом в шесть раз и составил, по нашей статистике, по данным ЦБ, 67,5 миллиарда долларов, а по данным ЕЦБ, отток капитала из России достиг 160 миллиардов евро, понимаете? За первый квартал этого года, за два месяца, рост вывоза капитала тоже не прекратился. Мы призываем вас... Да, можно найти кучу поводов для придирок, рассказать сказки о том, что бюджет не готов, - в условиях профицита бюджета средства есть. И мы должны раз и навсегда понять, что, если не обеспечим отложенный спрос - а он только увеличением зарплаты, минимального размера оплаты труда, пенсий и социальных выплат достигается, - экономика меняться не будет. Мы предлагаем установить МРОТ 25 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. Авторы рассматриваемого законопроекта не предлагают отменить или каким-либо образом изменить этот механизм. В то же время предлагается установить МРОТ 25 тысяч рублей, когда величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за второй квартал прошлого года составила 11 280 рублей и именно в этом размере федеральным законом установлен МРОТ. Также следует учесть, что предложенный размер повышения МРОТ авторами законопроекта никак не обоснован. Содержащееся в наименовании законопроекта указание на то, что он направлен на повышение прожиточного минимума, не соответствует содержанию предлагаемых законопроектом изменений. Фактически смысл изменений сводится к тому, что сокращается срок действия федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", а также изменяется порядок публикации сведений о величине прожиточного минимума. Государственной Думой уже были рассмотрены и отклонены два содержащих аналогичные предложения законопроекта. При их обсуждении отмечалось, в частности, что вопрос о сокращении срока действия потребительской корзины в целом по Российской Федерации необходимо рассматривать одновременно с проектом федерального закона об установлении новой потребительской корзины в целом по России, иначе может возникнуть правовая неопределённость в регулировании этих вопросов. По проекту федерального закона также имеются существенные юридико-технические замечания. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти двух субъектов Федерации - отрицательные отзывы, мнение остальных можно считать невыраженным. Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект, отмечая, что его принятие потребует выделения из федерального бюджета дополнительных ассигнований. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы есть масса замечаний. Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию предлагаемого законопроекта не поддерживает. Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, также не поддерживают указанный законопроект. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Николай Васильевич, вы сделали, безусловно, революционное предложение, назвав конкретную сумму. Но хотелось бы узнать: а вообще есть понимание, на какой срок эти 25 тысяч рублей, когда мы будем корректировать эту сумму, каждый год или через пять лет? Вот как вам это представляется? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Коломейцеву включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я и вам, и Михаилу Васильевичу хочу ответить сразу. Мы ежегодно утверждаем отдельными изменениями в закон минимальный размер оплаты труда, а прожиточный минимум, кстати говоря, утверждается в каждом регионе свой, на один год он утверждается, потом с учётом инфляции возможны изменения. Можем принять и на десять лет, хотя десять лет - это слишком большой срок. Но проблема эта, запомните, не моя, это проблема общества. Вот наша нынешняя стагнация связана с падением реальных доходов населения и с нашей большой охранительной грамотой для 7 процентов граждан, имеющих сверхдоходы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Михаилу Васильевичу вопрос. Михаил Васильевич, вы сказали, что правительство не поддерживает, так как нужны дополнительные средства из бюджета. Авторы указали, что нужно 315,6 миллиарда рублей. Может быть, вы позицию комитета изложите: скажете, сколько, по вашему мнению, требуется денег, - или правительством это посчитано, - чтобы понимание было? Вы-то сами считали, проверяли эту цифру или нет, может быть, другое какое-то мнение есть? ТАРАСЕНКО М. В. Да, конечно, Валерий Карлович, мы это считали. Во-первых, цифра, которую вы назвали... Николай Васильевич другую называл, он называл 630 миллиардов рублей. Речь идёт о бюджетных ассигнованиях. Но когда мы принимали новый минимальный размер оплаты труда, мы говорили: в чём проблема, почему 17 лет не могли решить этот вопрос? И все вместе пришли к выводу, что вся проблема в бюджетной сфере. В 2018 году мы смогли вывести минимальный размер оплаты труда на уровень прожиточного минимума только благодаря тому, что реальная экономика эту проблему давно решила, а потребовавшиеся государству средства на решение этой задачи касались только бюджетников - 65 миллиардов рублей по 2018 году и девяносто с лишним миллиардов рублей по будущему году. Но повышение минимального размера оплаты труда до 25 тысяч рублей - это увеличение более чем вдвое по сравнению с действующим. И это неизбежно коснётся не только МРОТ, но и всей цепочки заработных плат. В структуре валового внутреннего продукта, который в 2018 году, после выкрутасов новых статистиков, составил 102 триллиона рублей, доля заработной платы в экономике составляет третью часть, значит, заработная плата составляет 34 триллиона рублей. Если мы более чем вдвое увеличиваем МРОТ, это означает, что даже при схлопывании межразрядных соотношений мы должны не менее чем на 25 процентов увеличить долю заработной платы в структуре экономики, а это сопоставимо с размером федерального бюджета. Задача поставлена правильно, но решать её таким наскоком нельзя, ни к чему хорошему это не приведёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Михаил Васильевич, вопрос вам: ну понятно, что правительство против, потому что не хочет бюджетных трат, работодатели против, потому что хотят всегда снижать издержки и получать большую прибыль, а потом эту прибыль выводить за границу, но профсоюзы-то почему против? Мне, например, это абсолютно непонятно - вы большой специалист в сфере профсоюзной работы, объясните, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Я специально взял с собой заключение профсоюзной стороны, российской трёхсторонней комиссии. У профсоюзов есть своя точка зрения, на ближайшем съезде они будут жёстко и однозначно рассматривать вопрос о повышении минимального размера оплаты труда, но они дали отрицательное заключение, понимая, что увеличение МРОТ в 2,5 раза без изменения заработной платы на остальных участках ни к чему хорошему не приведёт. Я, честно говоря, не ожидал, что профсоюзы дадут такое заключение, но они дали именно такое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. От фракции, Валентин Сергеевич? Выступление от фракции - поставьте время. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос очень важный, притом это вопрос, который ведёт историю именно с момента уничтожения Советского Союза, разрушения социалистической системы и перехода на капиталистическую экономику. Вы хорошо помните, что в Советском Союзе, в Советской стране, при социализме доходы граждан состояли из двух частей - из заработной платы (я о пенсии сейчас не говорю) и тех самых средств общественных фондов потребления, которые имели прямое отношение к каждому гражданину. В Советском Союзе заработная плата действительно была ниже, чем в капиталистической системе, но общественные фонды потребления уравнивали материальное положение граждан, средства распределялись равномерно и были доступны, доходили до каждого гражданина - в этом как раз и заключается преимущество социалистической системы. Теперь, когда Советский Союз разрушили, от социализма ушли, пришли к дикому капитализму, средства на общественные фонды потребления заложены практически только в бюджете, у других предприятий, в целом во всей финансовой системе хозяйствующих субъектов, они практически не предусмотрены. Приведу простые примеры. В каждом трудовом коллективе профсоюзная организация распределяла путёвки, более того, так как бюджетные организации не имели своих пионерских лагерей, трудовые, производственные коллективы и на них распределяли: дети учителей, врачей, работников культуры могли отдыхать наравне с детьми работников производственных коллективов и учителя тоже получали путёвки - профсоюзы имели этот прекрасный опыт, справедливо распределяли всё это. Это действительно было огромное состояние. Сейчас эти расходы нужно уже оплачивать из собственного кармана, наша заработная плата, которая осталась после изъятия общественных фондов потребления, не позволяет выйти на советский уровень. Жилищно-коммунальная сфера. У меня тогда была двухкомнатная квартира - платили, я помню, 11 рублей 50 копеек в месяц, вы представляете? Это составляло порядка 3 процентов заработной платы, совокупного дохода семьи. Сейчас у нас норма - 22 процента дохода, вы знаете, в Москве - 10, в Санкт-Петербурге - 14 процентов, в каких-то других регионах тоже есть некоторое облегчение, но в целом ряде, в абсолютном большинстве регионов норма составляет 22 процента. Таким образом, от заработной платы учителя, медработника, работников бюджетной сферы, производственных коллективов ничего, по сути дела, не остаётся: не на что содержать семью, нет средств на оплату культурно-образовательных, медицинских и прочих услуг. Натуральные льготы. В 2004-2005 годах здесь шли настоящие бои - те из вас, кто здесь был в качестве депутата, хорошо это помнят, - правительство и правящая фракция убеждали, дескать, вот перейдём от натуральных льгот к денежным выплатам, и тогда всем будет хорошо. А оказалось-то, совершенно нет! Если раньше ветеран труда имел натуральную льготу - скидку 50 процентов на оплату коммунальных услуг и квартирную плату, то сейчас, например, в Чувашской Республике, которую я имею честь представлять, ветеранам труда выдаётся 1032, по-моему, рубля. Этого совершенно недостаточно: за двух- или трёхкомнатную квартиру в Чебоксарах (а в райцентрах тем более - там котельные маленькие, ещё больше затрат) нужно платить 4-5 тысяч рублей, это плата за жильё. По сути дела, мы недорабатываем. Не платят, присваивают, кладут себе в карман, выводят в офшоры, вот наши коллеги, товарищи говорили, мы знаем, какие суммы выводят - огромные! Если мы не примем этот закон, это будет означать, что трудящихся мы в очередной раз не поддержим, крупных олигархов мы поддержим, они будут продолжать в офшоры выезжать, кроме того, во Владивосток и в Калининград будут заезжать - в конечном счёте будут освобождены от налогов: в отличие от трудового человека, от простого рабочего им налоги платить там не надо, им там на десять лет мы установили такие льготы, которые простому человеку и не снились. По учителям. Сейчас была региональная депутатская неделя, встречались с избирателями, и они говорят: "Ну как же так? Сельский учитель, сельский врач, сельский работник культуры, ветеринарный врач, который работает на селе, были освобождены, у них же жилищно-коммунальные услуги были бесплатными..." То есть они квартирную плату не платили, и раньше, до газификации, им давали дрова, как положено, и за электричество они абсолютно ничего не платили, но тогда электричество на селе было дешёвое 2 копейки за киловатт, а сегодня сами знаете, какие тарифы на электрическую или тепловую энергию. И когда учителям даётся порядка 1 тысячи рублей, когда правительство говорит, мол, мы же вам всё компенсируем, а на самом деле, оказывается, ничего не компенсируется - это сплошное издевательство, как некоторые классики, как вы знаете, писали. Или давайте вернёмся к натуральным льготам, тогда заработную плату можно будет выдерживать на этом уровне - на уровне минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, - или давайте направлять средства. Правительство говорит, что средств нет, - отмечу: средств у нас навалом! Только в этом году порядка 4 триллионов рублей мы имеем дополнительно, но эти 4 триллиона опять за границей, и в конечном счёте те же самые наши, как вы говорите, проклятые враги - американцы пользуются, европейские банки пользуются, а народ страдает. Я, как один из авторов этого законопроекта, считаю, что, хотя, безусловно, сегодня правящая фракция за это не проголосует, но это шаг, если хотите, это импульс к тому, чтобы дальше размышлять о принципах социальной справедливости. Если власть хочет удержаться, без реализации на деле принципов социальной справедливости невозможно будет долго сидеть - хоть на штыках, хоть на запретах, хоть на всех остальных вещах. Просим поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна, пожалуйста. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У нас средняя заработная плата в стране по итогам третьего квартала 2018 года составила 41 830 рублей; разбег по зарплате, конечно, колоссальный: самая высокая средняя заработная плата - в Чукотском автономном округе, она уже перевалила за 92 тысячи рублей, а самая низкая - в Республике Дагестан, чуть ниже 20 тысяч рублей. Ну и вообще, если брать регионы России, во многих из них средняя (повторю: средняя) заработная плата составляет чуть более 20 тысяч рублей - конечно, средняя зарплата хотя бы 25 тысяч рублей была бы благом для таких регионов и значительным улучшением показателя заработной платы. Коллеги, мы именно поэтому в прошлом году пошли на нескольких шагов сразу по увеличению и минимального размера оплаты труда, и средней заработной платы, мы с 2012 года выполняем указы Президента Российской Федерации и подтягиваем зарплаты бюджетников в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в области культуры. И конечно, это даёт ощутимый рост в процентном отношении, но люди этого в своих кошельках порой не ощущают - нам нужно работать дальше. Мы уже сделали шаг по выравниванию минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума в Российской Федерации, но мы уже говорили, и я с этой трибуны тоже об этом говорила, что минимальная потребительская корзина в России несовременная, её нужно пересматривать. И наверное, метод, с помощью которого мы действуем, когда индексируем стоимость минимальной потребительской корзины в зависимости от статистических данных, которые высший федеральный орган статистики нам представляет ежегодно... Наверное, пора уже её действительно пересматривать, и мы говорим об этом Правительству Российской Федерации, об этом говорят профсоюзы, добиваются этого, в том числе на встрече с Президентом Российской Федерации Михаил Викторович Шмаков, председатель ФНПР, говорил, что МРОТ не должен содержать компенсационные и стимулирующие выплаты. Коллеги, вот такими постепенными шагами - ну, может быть, не такими низкими темпами, как сегодня, может быть, темпы действительно нужно увеличить, давайте обсудим это - необходимо увеличивать заработную плату в России: работающий человек не должен быть бедным, коллеги! Но любой первокурсник, студент экономического вуза скажет вам, что одномоментное, единовременное повышение сразу более чем вдвое, до 25 тысяч рублей, МРОТ, который сейчас составляет 11 280 рублей, - это просто обрушение экономики! И, коллеги, у нас даже есть уже примеры исторические, не такие давние, как говорится: я прекрасно помню 1998-1999 годы, когда, кстати, правящей фракцией (ну раз уж предыдущий докладчик несколько раз заявил: "правящая фракция", "правящая фракция") в Государственной Думе были отнюдь не "единороссы", а, как вы помните, фракция КПРФ, - принимались законы, расходные бюджетные обязательства по которым превышали во много раз возможности доходной части бюджета страны. К чему это привело - что, льготники были рады, что им повышали заработные платы и пенсии, если они фактически их не получали в денежном выражении? Это были пенсии, зарплаты только на бумаге, мы не могли, государство не могло исполнить эти обязательства. Вы знаете, я тогда работала в телекоммуникационной компании, в очень хорошей компании, директор был порядочным человеком, и нам увеличивали заработную плату дважды на дню, и мы дважды её получали, - представляете? - вот так он крутился. А продукты питания можно было получить только за бартер, потому что уже к вечеру эта сумма ничего не стоила. Коллеги, ну это утопия - ни одна страна в мире, ни одно правительство, даже самое популистское, не пойдёт на такое единовременное увеличение - более чем вдвое. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Я хочу сказать господину Тарасенко, в выступлении которого я услышал, что нет достаточного обоснования у предлагаемого законопроекта: у меня есть самое убедительное обоснование, которое я хотел бы, чтобы отметили СМИ, - очень кушать хочется, Михаил Васильевич! Всё, я всё сказал! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, от фракции? Выступление от фракции - поставьте, пожалуйста, время. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот законопроект. Почему мы его поддерживаем? Наверное, на первый взгляд предложение поднять минимальный размер оплаты труда с 11 200 рублей до 25 тысяч кажется революционным, но подчеркну: только на первый взгляд. При этом почему-то ни у кого не возникло вопросов, когда в декабре 2014 года покупательная способность рубля рухнула, уменьшилась в два с половиной раза в течение буквально нескольких дней. И ничего! То есть граждане потеряли половину своей заработной платы - и нормально, никто не посчитал, что это... это даже не посчитали форс-мажором. А ведь некоторые граждане не только доходы потеряли, они единственное жильё потеряли, я говорю о валютных ипотечниках, и суды не посчитали это форс-мажором, это не сочли какой-то экстраординарной ситуацией. Здесь же предлагается хотя бы компенсировать гражданам то, что они потеряли в 2014 году, падение покупательной способности, речь только об этом. Вы говорите: нет, денег много потребуется приводите какие-то мифические цифры, дескать, это сопоставимо с объёмом федерального бюджета. Но я же задавал вопрос: а вы считали вообще, цифры-то есть? Вот авторы посчитали, у них в финансово-экономическом обосновании написано: 315,6 миллиарда рублей в год. Опровержения не было? Не было, и альтернативных расчётов не было. Ну даже если, как вы говорите, потребуется 630 миллиардов рублей в год, эта сумма тоже посильная. Напоминаю, только профицит федерального бюджета в прошлом году - 3 триллиона рублей, а если посчитать, сколько на 1 января свободных средств, получится 10,7 триллиона рублей. Даже если потребуется 630 миллиардов рублей - ну поделите, получится, что у нас как минимум на 15 лет вперёд денег достаточно. Коллеги, если у государства есть деньги, куда оно должно их тратить, какие приоритеты у нас? На помощь самым бедным и обездоленным. Ну так вы знаете, что у нас... Вспомните послание президента, вспомните, как президент говорил, что ему стыдно за бедность, за то, как бедно живут наши люди. Так вот нам предоставляется возможность это исправить. Если вы считаете, что это будет слишком резкий переход, я думаю, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении можно проговорить, прописать поэтапный переход, но приемлемый, то есть не растягивать его на десять лет, а в течение года-двух, например, поквартально пересмотреть, это вполне возможно. Ещё одна предложенная новелла - сократить срок действия потребительской корзины, чаще её пересматривать. Это тоже не является чем-то сверхъестественным. У нас раньше действовала норма закона, которая обязывала нас раз в пять лет пересматривать потребительскую корзину. Какие тут проблемы? Мы считаем, что с учётом доработки к рассмотрению во втором чтении законопроект можно принимать. Концептуально мы его поддерживаем и считаем, что все условия есть. Другое дело, что, если мы не хотим решать проблемы граждан, тогда мы любые причины найдём: не в тот закон вносите изменения, не так написали, не так сели... Коллеги, мы поддержим этот законопроект и призываем вас сделать то же самое. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. Выступление от фракции - поставьте время, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данную законодательную инициативу. Мы сами последовательно выступали за то, чтобы повысить минимальный размер оплаты труда до 20 тысяч рублей в месяц, коллеги из фракции КПРФ предлагают - до 25 тысяч рублей, это вполне обоснованно. И если к рассмотрению во втором чтении фракция парламентского большинства внесёт поправку и снизит эту сумму до 17 тысяч рублей, до 20 тысяч, ну, это уже будет такое соломоново решение и вы действительно не будете выглядеть популистами, в чём вы постоянно обвиняете тех, кто хотел бы, чтобы граждане Российской Федерации не влачили нищенское существование. Мы вспоминали, нашего выдающегося учёного Жореса Алфёрова, который рассказывал о принципе бокала шампанского. В принципе его пытаются соблюдать и в Российской Федерации. В своё время, когда я занимался сельским хозяйством благодаря нашему губернатору Олегу Ивановичу Ковалёву, который решил, что хватит платить зарплаты депутатам областной Думы, пусть идут в народное хозяйство, мне приходилось прибегать к услугам гастарбайтеров, и вот приезжие из Узбекистана в то время, это были 2011-2013 годы, не собирались работать меньше чем за 800 рублей в день, то есть их зарплата стабильно составляла около 25-26 тысяч рублей в месяц, эти деньги они отправляли на родину. (Кстати, Узбекистан - одна из немногих союзных республик, численность населения которой после распада Советского Союза увеличилась на 10 миллионов человек в отличие от Российской Федерации: понимаете, там, где люди живут очень плохо, их численность сокращается, там, где живут не очень плохо, их численность увеличивается.) А вот чтобы жители Российской Федерации не были чересчур требовательны к власти, у них должно быть постоянное чувство страха, голода и голова должна быть забита не высокими материями - тогда они будут предъявлять требования к власти, - а мыслями о том, как завтра выжить, чем платить за обучение ребёнка в школе, в детском саду, на что купить лекарства и так далее. Поэтому сегодня можно говорить о трёх видах законов в Российской Федерации. Первый вид - это законы, принятие которых лоббируют олигархические группировки. Когда вы видите по телевизору новости, связанные с мусорными свалками, у вас может возникнуть мысль, что в стране начнут заниматься мусорной реформой, - нет, друзья мои, просто будет принят закон, благодаря которому некая компания будет зарабатывать ещё больше, и в стране будут просто пересмотрены тарифы, и граждане нашей страны будут платить ещё больше. Второй вид - это законы, которые принимаются для того, чтобы закрутить гайки, чтобы народ, ну, поаккуратнее вёл себя в Интернете, на дорогах, при общении с чиновниками. Друзья мои, а третий вид - это законы, принятия которых ждут от нас граждане, направляя своих представителей в Государственную Думу и наивно рассчитывая, что их народные избранники будут о них заботиться. Так вот проекты законов из третьей категории, в том числе тот, о котором мы сегодня говорим, никогда не проходят в Государственной Думе. Кто-то назвал этот законопроект революционным... Друзья мои, революционным можно назвать законопроект о пенсионной реформе, согласно которой наших людей просто-напросто кинули и даже не включили в льготную категорию ветеранов боевых действий, которые вернулись из Афганистана, отслужив там, им сейчас как раз исполняется 60 лет. Я направил законодательную инициативу, и мне уже по телефону сообщили, что даже для тех, кто является ветераном боевых действий, прошёл горячие точки, не хотят сохранить возраст выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Вот это революционная ситуация. Следующий вопрос, дорогие мои друзья. Вы говорите о том, что необходимо повышать пенсии пенсионерам, но откуда на это брать деньги? Более 30 процентов наших граждан - бюджетники. И когда будет принят закон о повышении минимального размера оплаты труда, те триллионы, которые находятся в бюджете нашей страны, и те миллиарды, которые вкладываются в американские и европейские ценные бумаги, можно будет направить на повышение заработной платы бюджетников, которых, как я уже сказал, более 30 процентов в стране, государство с этих денег заплатит налоги, и мы сможем обеспечить повышение пенсий, не надо будет повышать возраст выхода на пенсию с одной простой целью - чтобы не все до неё дожили. Повторяю, мы были на островах Итуруп и Кунашир и видели, что там местные органы буквально молятся на наших военных, потому что те обеспечивают покупательную способность: их высокими заработными платами, о которых я уже говорил, - 60-120 тысяч рублей - обеспечиваются доходы наших предпринимателей. Друзья мои, так какими доходами мы планируем обеспечивать наших предпринимателей, если получать 12 тысяч рублей в месяц у нас уже считается нормой, соответствующей законодательству? В одной из школ учительница сказала, что у них есть вакансия преподавателя по начальной военной подготовке. Я спрашиваю: "Почему? Столько же военных пенсионеров!" - "Да вы понимаете, у нас запланировано на это 0,5 ставки, а это 7 тысяч рублей. Что-то никто из подполковников и полковников - военных пенсионеров идти не хочет". Целых 7 тысяч рублей на Итурупе и Кунашире платят. Это же полный бред! Ну как можно в нашей стране планировать такие цифры?! Друзья мои, вот мы говорим, что в Российской Федерации должна развиваться нация, люди должны получать образование, нужно повышать уровень жизни, благосостояния, но этого не произойдёт в бедной стране. И я скажу, почему в России нынешняя власть никогда не позволит повышать уровень благосостояния граждан, почему вы не проголосуете за повышение минимального размера оплаты труда. Объясню, хотя будет, конечно, обидно: тупыми, голодными и больными управлять легче. Люди, которые могут себе позволить хорошее образование, люди, которые могут себе позволить качественную еду, люди, которые могут себе позволить расширять кругозор, выезжать на курорты, в туристические поездки, становятся чересчур требовательными к власти. А когда у человека исключительно потребность заплатить за коммуналку, чтобы не отобрали квартиру, заплатить штрафы, чтобы разрешили выезжать куда-нибудь из страны, чтобы не мучили коллекторы, когда у человека потребность одна: найти деньги и заплатить репетитору, чтобы ребёнок сдал ЕГЭ, потому что, если не нанять репетитора, ребёнок ЕГЭ не сдаст и никуда не поступит, тогда у человека никаких требований к власти нет. Поэтому о каком повышении минимального размера оплаты труда мы говорим?.. На содержание караульной собаки - 4,5 тысячи рублей в месяц, детское пособие - 50 рублей. Да здравствует Россия! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо большое за вопросы и активное обсуждение. Вы знаете, я вообще с сарказмом отношусь к высказываниям, что законопроект имеет массу юридико-технических замечаний. Да вы посмотрите, какой закон вы приняли. Мы же просто поменяли цифру, вы поняли, да? 11 280 на 25 000. Получается, свой закон с таким же текстом вы приняли - и замечаний к нему нет. Ну вы просто будьте аккуратнее, когда даёте оценки. Это первое. Второе. Михаил Васильевич лучше всех в зале - я это искренне говорю - знает, что доля заработной платы в ВВП развитых стран в 1,5-2, где-то даже в 3 раза больше, чем у нас, по процентам, доходит до 70 процентов в странах, где у центральных банков первым пунктом в обязанностях стоит не таргетирование инфляции и не поддержка национальной валюты, а рост экономики. Банкиры выступать не будут. У них 1,5 триллиона рублей прибыль за прошлый год, у них пенсионный фонд Центрального банка России, там всё в порядке, у них внутренние ссуды достигают колоссальных размеров, поэтому их всё устраивает, и вы для них работаете. Руководители госкорпораций, кстати, медленно перетекающих под юрисдикцию зарубежных государств, выступать не будут. В "Роснефти" из 11 руководителей уже 7 иностранных граждан, в "РУСАЛе" из 12 - 8 иностранцев. Я вам могу перечислить все 15 ведущих компаний, понимаете? Там дивиденды составляют 3,8 миллиарда рублей на 11 человек, но вас это не волнует, и вы не беспокоитесь, что зарплата у них при падении эффективности деятельности и набранных триллионах кредитов, которые будет Российская Федерация отдавать, по 280 миллионов, по 330 миллионов рублей. Но вы, наверное, сильно ненавидите или не уважаете свой народ, если хотите держать его в нищете и плодить нищету, потому что существующий минимальный размер оплаты труда плодит нищету, а те законы, которые мы принимаем, порождают дальнейшее расслоение общества. Что касается методики, о которой говорили вчера. Здесь же есть члены комитета по труду и социальной политике? Статс-секретарь - заместитель министра признал мою правоту насчёт отсутствия методики централизованного расчёта прожиточного минимума. Вы же знаете, почему прожиточный минимум вдруг во многих регионах упал: да потому, что если прожиточный минимум меньше среднефедерального, то доплаты до прожиточного минимума будут идти из федерального бюджета, если же он выше, то из регионального, и все регионы исходили не из потребностей своего населения, а из отсутствия средств. Также я напомню вам в сто первый раз: 184 полномочия передали по федеральному закону с уровня Федерации на регион, а регион - автоматически на муниципалитет, и всего 30 обеспечены финансовыми мандатами. Я вам напоминаю: 12,5 тысячи строек, в которые вложены бюджетные деньги, сегодня разрушаются, не законсервированы, вы из бюджета денег туда не направляете. Это я уже перехожу к следующему закону. Вы поймите, никакой революции нет! Китай, выполняя резолюцию ООН, за которую и мы голосовали, в 21 раз социальные расходы повысил за это время. А вы рассказываете о революциях, хотя революцию мы провоцируем своими законами, нищетой и разрушением предприятий. У нас ведь что получается? Вот был у нас здесь лоббист железной дороги. Посмотрите, что там происходит: резко ужесточили нагрузку на всех работников, которые обеспечивают безопасность, а заработная плата мизерная, у топ-менеджеров в сто раз выше. В этом проблема, понимаете? Давайте сделаем первый шаг, примем этот закон. Но если у нас будут Орешкины, будет такая статистика... Всем вам рекомендую: посмотрите статсборники за последние три года и попробуйте за эти три года проанализировать любую цифру. Не найдёте - у нас нет реальной статистики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич Тарасенко. Включите микрофон. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, обсуждение, я должен прямо сказать, не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме. Речь идёт не о МРОТ, речь идёт о системе оплаты труда в России. Имеет такой вопрос право на существование? Имеет. Но когда называется цифра, когда говорится, что это потребует 300 миллиардов рублей, считается только, на сколько нужно повысить заработную плату няни, а всю цепочку, то, на сколько надо повысить заработную плату медсестры, на сколько нужно повысить заработную плату врача, - вот эту цепочку никто не считает. И поверьте мне, если каким-то чудом вдруг был бы принят этот закон, это привело бы только к разбалансировке нашей экономики. Надо двигаться step by step, шаг за шагом. Мы 17 лет стояли в этом вопросе на месте, наконец-то в прошлом году сделали жёсткий и решительный шаг вперёд. Сейчас мы готовы к следующему шагу - полностью очистить минимальный размер оплаты труда от компенсационных и стимулирующих выплат. Профсоюзы России в мае проведут съезд, главной темой которого будет цена труда в России. Я полностью согласен с Николаем Васильевичем Коломейцевым в том, что в структуре ВВП развитых стран заработная плата составляет 65 процентов, у нас - 30 процентов, но это не только потому, что у нас низкая цена труда, но и потому, что в структуре этого валового внутреннего продукта мало добавленной стоимости, в ней много сырья, много чугуна, стали, а не добавленной стоимости. Если мы будем производить автомобили, дорогую технику, то будет расти ВВП, но в целом цена труда в России занижена, и это мешает развитию экономики. И безусловно, этим надо заниматься, но не такими скачками и не с помощью таких, будем говорить, популистских заявлений, которые здесь, к сожалению, прозвучали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 45 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.