Заседание № 36
О проекте федерального закона № 57698-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Итальянской Республики в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, я по 16-му вопросу. Хотелось бы попросить докладчика, представителя МИДа, чтобы он был готов ответить на вопросы по базе в Ульяновске. Дело в том, что вчера в средствах массовой информации, в частности в газете "Аргументы недели", было опубликовано, что через эту базу уже перевезено триста семьдесят девять тысяч военнослужащих, сорок пять тысяч железнодорожных контейнеров с военными грузами и сделано более двухсот тысяч полётов. Вот хотелось бы всё-таки получить такую информацию: насколько это соответствует действительности и каким образом, по каким документам это всё проводится?
Депутат Шурчанов Валентин Сергеевич по пункту 16 попросил дать дополнительную информацию. Ну, я думаю, что во время его рассмотрения такой вопрос может быть задан докладчику и соответствующая информация может быть получена.
Так, уважаемые коллеги, рассматриваем пункт 16 повестки дня, "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации...". Доклад представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Александра Викторовича Грушко. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В., представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с линией руководства страны на поддержку усилий Международных сил содействия безопасности в Афганистане 16 февраля 2011 года в Риме было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Итальянской Республики в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Правительством Российской Федерации принято постановление № 601 от 20 июля 2011 года о механизме его реализации. Соглашение направлено на реализацию обязательства Российской Федерации в соответствии с резолюцией 1386 Совета Безопасности ООН об оказании содействия международным силам по стабилизации ситуации в Афганистане. Текст соглашения подготовлен на основе аналогичных документов о военном транзите с Германией, соглашение с которой было подписано 9 октября 2003 года, Францией и Испанией. В соглашении определяется порядок осуществления транзита воздушным транспортом через территорию Российской Федерации военного имущества и персонала Итальянской Республики. Итальянская сторона принимает на себя обязательство осуществлять транзит исключительно в целях соглашения. Российская сторона вправе отказать в выдаче разрешения на транзит в случае, если будет установлено, что перемещение груза и персонала может представлять угрозу для национальной безопасности Российской Федерации. В соответствии с соглашением итальянская сторона принимает на себя обязательство по возмещению ущерба, причинённого третьим сторонам в рамках осуществления пролёта и транзита. Транзит вооружения и боеприпасов, а также другого военного имущества осуществляется при условии обязательной промежуточной посадки на территории Российской Федерации, транзит итальянского персонала возможен без совершения промежуточной посадки. Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ. Итальянская сторона берёт на себя все расходы, относящиеся к аэропортовому, аэронавигационному обслуживанию в связи с транзитом и пролётом её воздушных судов. Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли какие-то вопросы к докладчику? Включите режим записи на вопросы. А, виноват. Приостановите запись на вопросы. Содоклад члена Комитета по международным делам Анвара Анасовича Махмутова. Пожалуйста. МАХМУТОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект закона о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Итальянской Республики в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Соглашение направлено на создание международно-правовой основы для предоставления Российской Федерацией возможности транзита через своё воздушное пространство вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала Итальянской Республики с целью поддержания международных усилий по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Двусторонние соглашения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества и персонала подписаны и ратифицированы Российской Федерацией также с ФРГ в 2004 году, с Испанией в 2010 году, с Францией в 2010 году, с США в 2011 году, готовится к ратификации соглашение со Швецией, подписанное в октябре 2011 года. Соглашением установлен порядок осуществления указанного транзита, согласно которому транзитная авиаперевозка вооружения, военной техники и военного имущества над территорией Российской Федерации осуществляется при обязательной промежуточной посадке. Это требование в полной мере соответствует Положению о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 306 (в редакции от 28 марта 2008 года). В то же время, как следует из пункта 1 статьи 2 соглашения, транзит воздушных судов, перемещающих итальянский персонал с личным оружием и индивидуальными средствами защиты и экипировки, может осуществляться без промежуточной посадки на территории Российской Федерации. Транзит осуществляется на основании генерального или разового разрешения, выдаваемого российским компетентным органом, причём за российской стороной соглашения сохраняется право отказать в выдаче такого разрешения в случае, если будет установлено, что перемещение груза и персонала может представлять угрозу для национальной безопасности Российской Федерации. При осуществлении транзита итальянский персонал несёт также юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с соглашением итальянская сторона берёт на себя все расходы, относящиеся к аэропортовому, аэронавигационному обслуживанию в связи с транзитом и пролётом её воздушных судов. Кроме того, итальянская сторона принимает на себя обязательства по возмещению ущерба, причинённого третьим сторонам в рамках осуществляемого пролёта и транзита. По мнению комитета, ратификация и последующее вступление в силу соглашения полностью отвечают интересам Российской Федерации, будут способствовать развитию российско-итальянских отношений и являются конкретным вкладом нашей страны в усилия международного сообщества по стабилизации положения в Исламской Республике Афганистан. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Итальянской Республики в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, давайте по два вопроса от фракции, не возражаете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всего восемь, и все от КПРФ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. У меня небольшой вопрос. Мне хотелось бы знать, где будут делать посадку итальянцы и каковы возможные объёмы перемещаемого вооружения? И если ещё пока не определены места посадки, я хотел бы пригласить натовцев из Италии посадку сделать под Воронежем и, думаю, в Ростовской области. Им было бы интересно посетить места времён Великой Отечественной войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, говорите, кому вопрос адресован. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Да, я готов ответить очень коротко. Если говорить об итальянцах, то надо сказать, что, хотя соглашение, которое сегодня выносится на ратификацию, применяется с момента его подписания, пока ни одного пролёта осуществлено не было. Но что касается статистики, могу сказать, что наиболее интенсивно воздушное пространство для целей транзита использовалось американцами - две тысячи полётов, тысяча восемьсот - ФРГ, тысяча четыреста - французы. Если мне не изменяет память, одним из пунктов для промежуточной посадки определён Ростов-на-Дону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заполев Михаил Михайлович. ЗАПОЛЕВ М. М. Александр Викторович, как скажутся последствия вывода вооружённого контингента альянса из Афганистана при одновременном наращивании усилий НАТО по расширению военно-политического сотрудничества со странами региона - Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией - на последующем развитии геополитической ситуации в Центральной Азии, что имеет непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности России в этом регионе? ГРУШКО А. В. В соответствии с решениями, которые приняты на саммите НАТО, сам альянс для себя определил такие задачи на период после 2014 года, то есть после вывода всех основных боевых контингентов: оказание содействия в подготовке сил безопасности и сохранение небольшого боевого присутствия для обеспечения безопасности тех, кто и будет, собственно, готовить эти силы. Российская Федерация исходит из того, что никакого существенного военного присутствия в этом регионе быть не может. Именно на этих условиях мы давали своё согласие оказывать помощь и Международным силам по содействию безопасности в Афганистане в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН и также оказываем содействие через Совет Россия - НАТО, где, вы знаете, реализуется целый ряд проектов, также предназначенных для укрепления собственного потенциала Афганистана. Речь идёт о подготовке под Москвой, в Домодедове, кадров для работы в сфере борьбы с наркотиками и подготовке афганских техников для обслуживания российских вертолётов, которые массово используются в Афганистане как иностранными контингентами, так и собственно силами безопасности Афганистана. Мы исходим из того, что после решения военной задачи НАТО должно из этого региона уйти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Викторович, скажите, пожалуйста, а почему мы не увязываем все вот эти ратификации с тем, скажем, фактом, что Италия отказалась поставлять, хотя заранее были заключены договоры, некоторые технологии для "Суперджета-100"? Или, скажем, вопросы по ПРО - также она страна НАТО. Почему не увязываем ратификацию таких соглашений с вопросами защиты интересов Российской Федерации? ГРУШКО А. В. Прежде всего оказание содействия МССБ - это в интересах национальной безопасности Российской Федерации. И ещё раз хотел бы подчеркнуть, что транзит - это наш вклад в международные усилия по стабилизации ситуации в Афганистане. Россия заинтересована в том, чтобы после ухода МССБ - а я напомню, что там участвует пятьдесят государств, а не только двадцать восемь натовских, сто сорок тысяч человек - эта страна была самодостаточной, сама могла обеспечивать безопасность и стабильность как по периметру своих национальных границ, так и вовне. Это первое. Второе. Что касается итальянского транзита, то Италия является одним из основных участников "Суперджета". Более того, итальянский вклад трудно, наверное, переоценить, может быть, только французский больше. У нас создана совместная компания, и итальянцы очень активно работают над продвижением "Суперджета" на западные рынки. Кроме того, я хотел бы отметить, что и в военно-технической области у нас неплохо развиваются отношения, в частности Министерство обороны в настоящее время реализует проекты по производству по итальянским технологиям определённых видов бронетехники в Российской Федерации. Что касается увязок, ну, мы всё, все отношения с НАТО рассматриваем в комплексе, существует органическая взаимосвязь. Но если говорить о транзите, то ещё раз подчеркну: этот транзит - это вклад не только в международную безопасность, но и в безопасность Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Александр Викторович, добрый день. Вопрос очень конкретный: какой из органов исполнительной власти Российской Федерации - МИД, ФСБ, Минобороны, Служба внешней разведки или ещё какой-то - будет принимать решение о наличии факта угрозы национальной безопасности Российской Федерации в процессе имплементации этого соглашения? ГРУШКО А. В. Оценку будет давать Совет Безопасности, будет давать президент, но, разумеется, эти оценки будут выстраиваться на основе анализа, который будет дан всеми ведомствами, перечисленными вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Викторович, у меня тоже к вам вопрос в связи с публикацией вчера в газете "Аргументы недели". Вот там утверждается, что, несмотря на все заверения, что пока по Ульяновску ничего нет, база фактически существует, и даже названы количественные показатели: две тысячи двести полётов самолётов, перевезено триста семьдесят девять тысяч военнослужащих и сорок пять тысяч железнодорожных контейнеров. Насколько это соответствует действительности? И вот то, что сказал Василий Николаевич: а насколько это способствует национальной безопасности, если в Ульяновске такое сосредоточение, собственно, натовских войск? Куда мы придём?! ГРУШКО А. В. Это ничему не соответствует, поскольку решение по Ульяновску формально не принято. Если есть время, я хотел бы чуть-чуть поподробнее рассказать. Суть проблемы заключается в том, что вооружение, техника, боеприпасы перевозятся в Афганистан и из Афганистана на основе двусторонних соглашений, которые мы заключаем с основными поставщиками контингента в Афганистан: это США, Италия, о которой идёт речь сегодня, Франция, Германия, Швеция, кстати говоря. Что касается перевозки нелетальных грузов, транзита в Афганистан и из Афганистана, то это не запрещено российским законодательством. И, учитывая просьбы руководства Международных сил по содействию безопасности, Правительство Российской Федерации приняло два постановления, которые обеспечивают упрощённый порядок транзита нелетальных - подчёркиваю, нелетальных - грузов в Афганистан и из Афганистана: это оборудование, компьютеры, средства личной гигиены, всё что угодно. К нелетальным грузам относятся все те товары, которые не приспособлены для ведения непосредственных боевых действий, - из чего стреляют и чем стреляют. В ходе реализации транзита выяснилось, что в этих постановлениях определена возможность использования лишь одного вида транспорта - железнодорожного или воздушного. В российском законодательстве отсутствует понятие комбинированного транзита. Это означает, что если, например, груз движется по территории Российской Федерации и его надо перегрузить с железнодорожной платформы на самолёт, то тогда он должен пройти таможенную очистку и уже считаться ввезённым на таможенную территорию Российской Федерации. Чтобы устранить вот этот недостаток законодательства, МИДом совместно с другими ведомствами было подготовлено распоряжение правительства, точнее, проект распоряжения правительства, который вводил в законодательную базу понятие комбинированного транзита. Вот, собственно, то, о чём говорят в привязке к Ульяновску. Теперь что касается самого Ульяновска. Российская сторона на основе многих факторов - учитывая интересы безопасности, учитывая наличие инфраструктуры, учитывая потребности в экономическом развитии - сама определила Ульяновск как оптимальное место, где может осуществляться перегрузка нелетальных грузов, контейнеров с железной дороги на самолёт и обратно. Почему? Потому что Ульяновск находится на международном железнодорожном маршруте, через него осуществляются железнодорожные перевозки и, второе, там находится крупнейший аэропорт, называется Восточный... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Александру Викторовичу. Александр Викторович, вот странно слышать из ваших уст и вообще из уст наших, российских официальных представителей, что наращивание иностранных военных сил у наших границ - это, оказывается, вклад в осуществление, так сказать, стабилизации обстановки в Афганистане. Вот скажите, почему же мы тогда в советское время такое наращивание наших сил в Афгане считали недопустимым? Вопрос мой такой. Вмешательство во внутренние дела является тем актом, который мы поддерживаем? Или, вы считаете, это нормально, что там стоят американские войска? Кстати, Пакистан не разрешил провоз туда военных грузов, а мы считаем, что это нормально. Ответьте, пожалуйста. ГРУШКО А. В. Это относится к такой категории вопросов, на которые, как мне кажется, можно не отвечать, но я говорил о другом. Дело в том, что в 2014 году контингент будет полностью выведен, и, когда мы говорим о транзите грузов, это будет в основном транзит грузов из Афганистана в те страны, которые направляли контингенты, а не в обратном, не в противоположном направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Александр Викторович, ответьте на такой вопрос. Вот данное соглашение мне напоминает нашу русскую пословицу о двух зайцах - мы хотим и тем, и этим угодить, то есть не хотим обидеть Итальянскую Республику и в целом альянс НАТО, и в то же время мы критически относимся, когда видим нападения, бомбёжки Афганистана со стороны США или в целом НАТО. Вам не кажется, что, приняв данное соглашение, мы можем испортить отношения со всем исламским миром? Спасибо. ГРУШКО А. В. Нет, не кажется. Во-первых, мы действуем в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, которая принималась при самом активном российском участии. И ещё раз хотел бы сказать, речь идёт о содействии международным силам по стабилизации ситуации в Афганистане - всё, точка, никакой другой повестки дня здесь нет и не будет. Это отвечает интересам национальной безопасности России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Викторович, на мой взгляд, это был в своё время подарок другу Берлускони, но друга Берлускони уже нет, а обязательства надо выполнять. Первое. Хотелось бы ещё раз напомнить, что данная ратификация происходит на фоне провала переговоров во время встречи "двадцатки". Всё, что ни предлагалось Обамой, всё провалилось. Западный мир не принимает наши предложения, а мы пытаемся свои обязательства выполнять. Второе. С какими ещё странами НАТО мы всё-таки предполагаем ратифицировать подобные договорённости, то есть кто ещё будет транзитом пролетать через нашу страну? И последнее. Принимается ли во внимание такой фактор, что в 2014 году, когда они оттуда выйдут - кто за океан, кто к себе в Европу улетит, - расхлёбывать эту кашу будем мы? Нам всё припомнят, все эти войны, потому что пуштуны этих вещей не забудут, безусловно. Спасибо. ГРУШКО А. В. Начну со второй части. Естественно, нас чрезвычайно беспокоит ситуация в Афганистане, и эта обеспокоенность выражается на самом высоком уровне. Россия выступает за то, чтобы после вывода иностранных войск в 2014 году Афганистан остался управляемым и был источником безопасности, а не источником нестабильности. Это принципиальная позиция, которая, ещё раз отмечу, есть на всех уровнях. Что касается транзита, я уже говорил о том, с какими странами у нас подписаны и действуют соглашения: это Франция, это Испания, это США, это Швеция - по-моему, все перечислил. Я не знаю о переговорах, которые сегодня ведутся с какими-то другими странами. С Италией мы этот процесс завершили, и не потому, что кому-то это нравится, а потому, что это отвечает национальным интересам России, Итальянской Республики и интересам стабилизации в Афганистане. Это наш вклад в урегулирование ситуации в Афганистане и вокруг него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Калашников Леонид Иванович, КПРФ. КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, неуместность сегодняшнего рассмотрения... Ну, вы знаете позицию нашей фракции на предыдущих голосованиях по афганскому транзиту, но неуместность сегодняшнего внесения нашим Советом Думы... Наверное, не подразумевалось, что именно 22 июня (мы с этого сегодня начали) будет рассматриваться поощрение в виде транзита для бывшего члена гитлеровской коалиции - Итальянской Республики. Я хотел бы сказать, что мы с вами, видимо, эту неуместность не понимаем. Мы не хотим обсуждать ещё и другие ситуации с участием нашей страны, которые являются сегодня предметом рассмотрения на международном уровне. Я имею в виду тот факт, что два дня назад в территориальных международных водах наше судно, которое направлялось как раз для того, чтобы доставить военное имущество в одну из стран, а именно в Сирию, было остановлено решительными действиями правительства Великобритании, которое указало своей страховой компании на то, что нужно немедленно расторгнуть такое соглашение. Мы же сегодня для следующего удара подставляем вторую щёку. О некоторых ударах здесь уже шла речь, например это противоракетная оборона, и никаких подвижек в этом плане мы не видим. Мы с вами, скорее всего, либо через неделю, либо уже во время осенней сессии будем размышлять о том, как парировать выпад парламента США, нижней палаты и верхней палаты, по так называемому закону Магнитского, и вот здесь те самые люди, кто проталкивает сегодня этот транзит, будут размышлять о том, как же нам измарать в грязи американцев и в этой связи что же нам придумать в качестве контрмер. Я предлагаю вам сегодня этим заняться, потому что дело в том... Вспоминая сегодня о начале войны, мы с вами должны вспомнить о политике умиротворения, к которой Европа прибегала, пытаясь обуздать аппетиты Гитлера. Мы это делаем сегодня, в настоящее время и на протяжении уже почти пятнадцати последних лет. Началось это всё с пьяных выходок Ельцина. Мало кто сейчас помнит, но мы говорили не так давно о том, что в 94-м году не кто иной, как Ельцин, во время его пьяной выходки в Варшаве сказал о том, что вполне можно рассмотреть вопрос о вступлении Польши в НАТО, тем самым он инициировал последующее вступление в НАТО тех самых стран, о которых Запад говорил, что они ни в коем случае не будут приняты в НАТО. Потом тот МИД пытался дезавуировать это заявление, но тот МИД больше работал тогда на Запад, нежели в интересах России. Сегодня положение несколько изменилось, я не могу моих коллег из Министерства иностранных дел в этом упрекнуть, ни Александра Викторовича, ни тем более Сергея Викторовича, но политика-то осталась прежняя. Вот я не такой уж опытный депутат, в прошлом созыве был полтора года, но могу напомнить: мы им договор о сокращении наступательных вооружений, о контроле, о разоружении - они нам там же, в Лиссабоне, всучивают программу по развитию третьего позиционного района ПРО. И наши дипломаты, вместо того чтобы дезавуировать это немедленно, как это мы сделали при подписании и ратификации соглашения... вместо этого мы молим их о каком-то совместном ПРО, о какой-то бумаге, о ненаправленности и так далее и тем самым легитимизируем, по сути говоря, создание НАТО этой самой противоракетной обороны. Дальше мы им дарим при определении границ с членом НАТО Норвегией кусок Баренцева моря, и они здесь же заявляют о размещении системы "Иджис" на кораблях, которые будут базироваться в Северном море. Мы готовимся вступать в ВТО - они нам сегодня уже фактически навязали решение вопросов через финансовые инструменты и показали, как они будут действовать по этим нормам ВТО теперь уже внутри нашего рынка, вот на примере случая с тем самым судном, о котором я сказал, где было всего лишь два наших вертолёта, советских вертолёта, которые были отремонтированы. Теперь любая страховая компания - а мы обязались допустить частные компании на наш внутренний рынок, обяжемся, вернее, по этим нормам, 4 июля будем рассматривать эту ратификацию здесь... В любой момент западные страны пойдут по этому пути. Они уже показали не только на примере этого случая, с помощью вот этого страхового рычага так называемого, - дано прямое указание с 1 июля прекратить вывоз нефти из Ирана. И последнее в этом ряду - это северный транзит, которым мы гордимся почему-то, считаем, что вот это окрашивает в том числе наши российско-американские отношения... Но это же уступка, причём уступка, совершенно ничего не приносящая нам взамен! Мы, фракция КПРФ, уже неоднократно говорили о том, что, если уж мы не можем топнуть ножкой, - у нас есть анклав в Калининграде, у нас есть военно-морская база в Балтийске, куда мы на свою территорию не можем транзит осуществлять на законных основаниях, - давайте хотя бы заставим Литву, которая является членом НАТО, подписать соглашение. Никаких подвижек со стороны нашей дипломатии не наблюдается! К счастью, есть такие примеры, великое множество таких вариантов, где мы можем реагировать, принимать решения. Вот вопрос, который задавали вам, Александр Викторович, по Ульяновску, лежит как раз в сфере тех самых интересов Америки и Запада. И пример нам показал Китай: как только США приняли решение поставить какое-то количество вооружения на Тайвань, Китай немедленно среагировал и сказал, что они откажутся от закупок "боингов". Или тот же Пакистан по южному транзиту: как только произошёл известный всем инцидент, они немедленно прикрыли южный транзит. Это союзники США! Мы же не можем даже сартикулировать, поставить те цели и задачи, которые... Ладно, ПРО - проблема слишком серьёзная, но вот та проблема по Балтийску, о которой я сказал, проблема по транзиту гражданских лиц - все эти вопросы должны быть увязаны нашей дипломатией, представлены, конечно же, для решения президенту прежде всего, а не так, как сейчас, когда в ответ на вопрос моего коллеги вы говорите, что это вот в рамках работы международных сил содействия: мы же ещё за это деньги берём, мы же не просто помогаем. Фракция КПРФ будет голосовать против ратификации данного соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зелинский Ян Викторович, ЛДПР. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, вдумайтесь в само название данного соглашения - о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Итальянской Республики в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Страна имеет законно избранную законодательную и исполнительную власть, а европейские страны во главе с НАТО пытаются стабилизировать и восстановить Исламскую Республику Афганистан! Уважаемые коллеги, о каком восстановлении и стабилизации идёт речь с помощью вооружения, боеприпасов и военной техники? И это называется стабилизацией?! Это называется военными действиями, которые продолжаются натовскими силами, против мирного населения Республики Афганистан. Сначала мы предоставляем аэродром для перевозки боеприпасов НАТО, сегодня - Итальянской Республике, входящей в коалицию, в НАТО. Идёт постепенное предательство интересов нашей страны. Уважаемые депутаты, перед тем как нажать кнопки, представьте себя на месте мирных жителей Афганистана! Теперь я хотел бы пройтись по правовым нюансам данного соглашения. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 данного соглашения мы даём возможность перевозить любую технику и боеприпасы любого государства, в том числе и США. В статье 1, пункт 2, подпункт "а", имеются волшебные слова "и иные грузы" - под этим понимается то, что необходимо в данный момент, например массовое биологическое оружие, которое может применяться в том числе и против нашей страны. В статье 1, пункт 2, подпункт "g", указано: "пункт пропуска" - территория в пределах аэропорта или аэродрома, открытая для международного сообщения... или иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный и таможенный контроль, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу Российской Федерации пассажиров, транспортных средств и грузов". Под этим понимается любая территория нашей страны для осуществлении любых действий при совершении якобы любых видов контроля. В статье 9 сказано: "Информация, получаемая одной Стороной в связи с пролётом или транзитом, не может быть передана третьей стороне без письменного согласия другой Стороны". То есть данным соглашением заложили норму, при которой Итальянская Республика будет собирать любую информацию о нашей стране в связи с перелётом, в том числе информацию о национальной безопасности. Статья 10 побила все мои ожидания! Здесь сказано: "Ни одна из Сторон не предъявляет претензий другой Стороне в связи с деятельностью, осуществляемой во исполнение настоящего Соглашения, в отношении причинения смерти, телесного повреждения или материального ущерба, за исключением случаев, когда это является результатом преднамеренных действий". Эта статья не требует комментариев, все, кто здесь сидят, - грамотные люди, понимают, о чём я говорю. Экономическое обоснование изменения Итальянской Республикой маршрута перемещения своего военного контингента с предыдущей линии на линию через Российскую Федерацию обусловлено втягиванием России в конфликт со всеми странами исламского мира. Подписав данное соглашение, мы становимся участниками преступных действий, которые там творятся. Уважаемые депутаты, для того чтобы определиться с данным соглашением, посмотрите на это с другой стороны: предположим, Афганистан предоставил бы свою территорию для перемещения боеприпасов, военной техники Соединённым Штатам Америки - как мы к этому отнеслись бы? Наверное, не молчали бы в зале, а очень жёстко выступали! Вспомните недавнюю истерию руководства страны по поводу того, что пытаются ВТО в Восточной Европе... Наше руководство очень часто говорит о том, что мы многонациональный народ, но это руководство спросило у многонационального народа, в частности у мусульман, как он относится к этому? Ведь в результате того беспредела, который творится в Афганистане, убивают их братьев и сестёр, мирных жителей, а не боевиков, как они говорят. Ну а где же наша Общественная палата, где общественное мнение по важному закону? Нет, опять молчим, ничего нет! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шхагошев Адальби Люлевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Принимать непривычные, нестандартные политические решения всегда непросто, и сегодняшнее обсуждение именно из такого разряда. Как мне кажется, сегодня самое главное - оценить нашу позицию и не драматизировать ситуацию, используя при этом аргументы времён холодной войны. Речь всё-таки идёт о долгосрочных планах национальной безопасности целой страны, не говоря уже о том, что сотрудничество России и Североатлантического блока, НАТО, всё-таки предполагается осуществлять на коммерческой основе и обязательно - я подчёркиваю: обязательно! - при таможенном контроле всех грузов. Глупо было бы думать, что экономическая сторона вопроса на первом месте, - естественно, это не так, и рассматривать соглашение в таком ключе категорически невозможно. Гораздо важнее для наших национальных интересов, конечно же, политический мотив. Как бы прагматично это ни звучало, но сегодня, к большому сожалению, для ведения серьёзных политических международных разговоров необходимы аргументы, и если нет этих аргументов, то мы не можем добиваться своих целей по значимым для нашей страны вопросам. Располагая такими аргументами, Россия, во-первых, может добиваться достижения своих требований, как мы это делаем последние десять лет, - мы возвращаемся на международную арену, во-вторых, может в принципе сохранять и подтверждать свою репутацию как серьёзного и надёжного партнёра в сфере безопасности - мы обязаны, должны и делаем это. Мы знаем, что у нас есть интересы в Афганистане. "Талибан", который сегодня действует на территории этой республики, создаёт мировому сообществу серьёзнейшие проблемы, очень много угроз исходит сегодня из этого региона, основные из них - это, конечно же, экстремизм, терроризм и наркоторговля, наркотрафик. Соединённые Штаты Америки, войска НАТО пытаются сегодня решить эту проблему. Конечно, это абсолютно отдельный вопрос - эффективность того, каким образом они это всё решают, но тем не менее они этим занимаются и предлагают сотрудничать России в военно-техническом оснащении и транспортном сообщении. Насколько всё-таки правильно это сближение? Безусловно, это вопрос очень серьёзный. С одной стороны, в недавнем прошлом советским войскам противостояли вооружённые отряды, которые финансировались Соединёнными Штатами Америки и всем Западом, с другой стороны, Афганистан сегодня своими силами точно не сможет решить вопрос таким образом, чтобы хаос не распространялся по всему миру. Я повторюсь: когда мы говорим, что не вмешиваемся в дела других стран, мы должны чётко представлять и понимать, что и наркотрафик, и терроризм, которые исходят из Афганистана, учитывая нашу географию, в первую очередь касаются, конечно же, нас. Я лично не хотел бы, чтобы участие в обеспечении безопасности на этой территории осуществлялось таким образом, как это было лет пятнадцать - двадцать назад. Там сегодня не воюют наши солдаты, и это уже очень хорошо, но я ещё раз повторю: видимо, это сейчас самый, а может быть, единственно правильный вариант участия в обеспечении безопасности, которую действительно необходимо обеспечить там, в Афганистане. И что хотелось бы сказать в завершение. Вообще, конечно, сегодня всё наше заседание проходит на эмоциональном уровне. Я постарался выступить без эмоций. Решение этого вопроса при наличии объективных данных, для того чтобы всё-таки обеспечить афганский транзит, - это не выбор между человеческими принципами и государственными интересами, другими словами, это не выбор между делом и совестью - это всё-таки выбор цивилизованной геополитики. Именно за это выступает сегодня наша фракция. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Викторович, есть необходимость комментарии какие-то дополнительно дать? ГРУШКО А. В. Только один комментарий. Так получилось, что я не ответил на вопрос об Ульяновске. Хочу ещё раз подчеркнуть: никакой базы не будет, никакого иностранного военного персонала не будет. Если будет принято Правительством Российской Федерации соответствующее решение, там просто будут перегружаться контейнеры нашими же рабочими с самолёта на железнодорожную платформу и наоборот. Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос выносится на "час голосования".
16-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 06 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается.