Заседание № 250

21.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 684 по 701 из 5893
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, в связи с принятием Советом Думы решения вместе   
рассматривать 4, 5, 6-й вопросы, я всё же предлагаю, чтобы по каждому пункту    
можно было задать хотя бы по паре вопросов. Это же об исполнении бюджетов       
фондов.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, так оно и будет.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Выступление, мне сказали, одно...                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции одно, а вопросы да, можно по       
каждому задавать.                                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4052 по 5047 из 5893
У нас на фиксированное время поставлены три законопроекта: "Об исполнении       
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год", "Об исполнении     
бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010       
год" и "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской          
Федерации за 2010 год". Приступаем к обсуждению.                                
                                                                                
Я приглашаю Антона Викторовича Дроздова на трибуну для доклада по пункту 4      
повестки дня - о проекте федерального закона "Об исполнении бюджета             
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год".                            
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.                  
                                                                                
Добрый день, уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему         
вниманию предлагается проект закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда    
Российской Федерации за 2010 год". Я хотел бы доложить об исполнении бюджета    
фонда за прошлый год и вначале привести следующие цифры.                        
                                                                                
Доходы исполнены в сумме 4,6 триллиона рублей, или на 99,2 процента от          
назначений, расходы - 4,2 триллиона рублей, или 97,2 процента от назначений.    
По отношению к ВВП доходы составили 10,3 процента, расходы - 9,5 процента.      
Общий профицит бюджета фонда за 2010 год с учётом накопительной составляющей    
составил 360 миллиардов рублей, без накопительной составляющей с учётом         
трансферта из федерального бюджета в размере 1,3 триллиона рублей профицит      
составил почти 70 миллиардов рублей.                                            
                                                                                
Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда в 2010 году являлось          
введение с 1 января 2010 года новых законодательных норм в отношении            
следующих вопросов: реализация изменений норм пенсионного законодательства в    
части переоценки приобретённых пенсионных прав граждан - так называемая         
валоризация; установление федеральной социальной доплаты к трудовым и           
социальным пенсиям, размер которых ниже прожиточного минимума пенсионера,       
установленного в субъекте Российской Федерации; переход от уплаты единого       
социального налога к страховым взносам и возложение функции администрирования   
на Пенсионный фонд; переход на разнесение сведений индивидуального              
персонифицированного учёта по застрахованным лицам на полугодие (а с 2011       
года мы переходим на квартальное разнесение).                                   
                                                                                
Я хотел бы сказать, что все обязательства по повышению уровня пенсионного       
обеспечения наших граждан, - а в 2010 году у нас было 39,7 миллиона             
пенсионеров - выполнены фондом в полном объёме. Так, трудовые пенсии в 2010     
году повышались дважды: с 1 января была проведена валоризация пенсионных        
накоплений и в среднем увеличение было на 1 тысячу 60 рублей, с 1 апреля была   
осуществлена плановая индексация страховых пенсий на 6,3 процента. В            
результате среднегодовой размер трудовой пенсии повысился почти на 45           
процентов в сравнении с уровнем 2009 года, а среднегодовой размер трудовой      
пенсии по старости превысил 8 тысяч рублей и составил 178,2 процента к          
прожиточному минимуму пенсионера в Российской Федерации и 38,4 процента к       
заработной плате в среднем по Российской Федерации.                             
                                                                                
Социальные пенсии и соответствующие пенсии по государственному пенсионному      
обеспечению проиндексированы в 2010 году на 12,5 процента, при этом средний     
размер социальной пенсии на конец 2010 года составил 4 тысячи 731 рубль. На     
пенсионное обеспечение граждан в 2010 году было направлено 3,7 триллиона        
рублей, что на 1,1 триллиона больше, чем в 2009 году.                           
                                                                                
В 2010 году размеры ежемесячных денежных выплат для 17 миллионов наших          
граждан увеличились на 10 процентов при уровне инфляции за 2010 год 8,8         
процента. На эти цели было направлено около 300 миллиардов рублей. Кроме        
того, Пенсионным фондом осуществлена выплата к 60-летию Победы в Великой        
Отечественной войне почти 5 миллионам человек, на эти цели было направлено      
почти 11,5 миллиарда рублей.                                                    
                                                                                
С 1 января 2010 года минимальный уровень пенсионного обеспечения почти 5        
миллионов пенсионеров поддерживался на уровне прожиточного минимума за счёт     
реализации нормы о введении региональных и федеральных доплат. За счёт          
средств Пенсионного фонда осуществлялись федеральные социальные доплаты в       
шестидесяти шести субъектах Российской Федерации, и на эти цели было            
направлено более 31 миллиарда рублей.                                           
                                                                                
С 1 января 2010 года в связи с отменой единого социального налога и переходом   
на страховые взносы Пенсионным фондом осуществлялось администрирование этих     
выплат. Было собрано 1,9 триллиона рублей, что в полтора раза больше, чем в     
2009 году. План по администрированию страховых взносов, по сбору страховых      
взносов в целом был выполнен, и это позволило выполнить все социальные          
обязательства.                                                                  
                                                                                
Кроме того, мы реализовывали программу софинансирования пенсионных              
накоплений, и в прошлом году было собрано 3,6 миллиарда рублей, что на          
миллиард больше, чем в 2009 году. В программу на конец прошлого года вступили   
почти 4 миллиона человек. Для справки я хотел бы сказать, что по состоянию на   
1 сентября этого года число вступивших в программу составило почти 5,6          
миллиона человек.                                                               
                                                                                
Мы выплачивали средства материнского (семейного) капитала: на эти цели было     
направлено 98,6 миллиарда рублей, основная сумма, 70 процентов, - на            
улучшение жилищных условий, почти 20 процентов - для осуществления              
единовременной выплаты.                                                         
                                                                                
За счёт пеней и штрафов была реализована программа по укреплению                
материально-технической базы и строительству учреждений социального             
обслуживания населения и адресной помощи неработающим пенсионерам. На эти       
цели было направлено 560 миллионов рублей.                                      
                                                                                
Сумма превышения доходов над расходами по накопительной составляющей            
направляется на увеличение пенсионных накоплений наших граждан. С учётом        
итогов деятельности за 2010 год объём пенсионных накоплений по состоянию на 1   
января 2011 года составил 1 триллион 270 миллиардов рублей, из них более 300    
миллиардов находилось во временном размещении в Пенсионном фонде, средства в    
размере 631 миллиарда - в управляющих компаниях и остаток в сумме 325           
миллиардов рублей в 2011 году был направлен негосударственным пенсионным        
фондам и управляющим компаниям.                                                 
                                                                                
В целом я ещё раз хотел бы отметить, что исполнение бюджета Пенсионного фонда   
за 2010 год позволило нам реализовать все программы и выполнить все             
социальные обязательства. И с учётом этого я просил бы депутатов утвердить      
наш отчёт и принять проект федерального закона в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Мы договорились, что сейчас выслушаем все три доклада, потом будем задавать     
вопросы и затем - по одному выступлению от фракции. Правильно?                  
                                                                                
Пункт 5. О проекте федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального      
фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год". Андрей               
Владимирович Юрин докладывает, председатель соответствующего фонда.             
                                                                                
Ой, я увидел Николая Николаевича Гончара. Я прошу прощения.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, никто меня не поправил, я подумал, что вас не        
хотят слушать. Извините, Николай Николаевич, прошу вас на трибуну.              
                                                                                
Я прошу прощения и у докладчика.                                                
                                                                                
Николай Николаевич, пожалуйста, содоклад по пункту 4.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Исполнение бюджета Пенсионного    
фонда в 2010 году осуществлялось, как уже было сказано, в условиях реализации   
масштабной модернизации пенсионной системы. Пенсионный фонд в 2010 году         
осуществлял возложенные на него новые функции по администрированию страховых    
взносов на обязательное пенсионное страхование и на медицинское страхование.    
                                                                                
Проведённые в 2010 году фондом мероприятия по повышению уровня пенсионного      
обеспечения граждан в полном объёме создали условия для решения задач,          
поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Проведена    
валоризация, к тем пенсиям, размер которых оказался меньше прожиточного         
минимума в субъектах Российской Федерации, введены специальные социальные       
доплаты. К концу 2010 года средний размер трудовой пенсии по старости           
превысил 8 тысяч рублей в месяц. В полной мере начала функционировать система   
добровольного пенсионного страхования. Я не буду повторять все тезисы и         
цифры, которые были в докладе председателя правления Пенсионного фонда.         
                                                                                
На заседании Комитета по бюджету и налогам, когда рассматривался этот вопрос,   
Счётная палата Российской Федерации подтвердила исполнение показателей          
бюджета фонда и особенно отметила работу, проведённую фондом в сложных и        
временых, и политических условиях по администрированию страховых взносов.       
                                                                                
Вместе с тем приходится отмечать - и это замечание, может быть, даже не         
столько в адрес Пенсионного фонда, сколько в наш адрес, - что исполнение в      
2010 году закона о бюджете Пенсионного фонда осуществлялось в отсутствие ряда   
законодательных актов, которые должны обеспечивать полное и эффективное         
исполнение бюджета фонда и в 2010 году, и в дальнейшем. До настоящего           
времени, к сожалению, не принят федеральный закон, определяющий правовой        
статус фонда. Отсутствие федеральных законов "О порядке финансирования выплат   
за счёт средств пенсионных накоплений" и о внесении изменений в отдельные       
законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О порядке         
финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений" не позволило       
Пенсионному фонду в 2010 году осуществлять выплаты накопительной части          
трудовой пенсии. Данные законопроекты приняты Государственной Думой в первом    
чтении 6 июля этого года, и мы обязательно должны принять эти законы в эту      
сессию, до конца текущего года.                                                 
                                                                                
Также требуется внести изменения и в закон об инвестировании средств для        
финансирования накопительной части трудовой пенсии, которые регулировали бы     
порядок и сроки передачи фондом в государственную управляющую компанию          
средств пенсионных накоплений в связи с прекращением договора доверительного    
управления и прекращением действий лицензий негосударственных пенсионных        
фондов. Вы помните, что в 2010 году были прекращены договоры с тремя            
управляющими компаниями и двумя негосударственными пенсионными фондами. Кроме   
того, имеются не урегулированные законодательством вопросы, препятствующие      
эффективной работе фонда по размещению средств страховых взносов в депозиты в   
рублях в российских кредитных организациях и по администрированию страховых     
взносов.                                                                        
                                                                                
Отдельно хочу отметить, на заседании комитета об этом говорил представитель     
Счётной палаты, что те замечания, которые были сделаны год тому назад Счётной   
палатой, были очень внимательно проанализированы руководством Пенсионного       
фонда, по всем замечаниям были сделаны соответствующие выводы и приняты         
достаточно эффективные шаги по устранению отмеченных недостатков.               
                                                                                
Профильный комитет - Комитет по труду и социальной политике поддерживает        
принятие данного законопроекта. Комитет по бюджету и налогам рекомендует        
Государственной Думе утвердить отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда    
за 2010 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета         
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год".                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Ну, теперь я уже с очередными извинениями приглашаю Андрея Владимировича        
Юрина на трибуну.                                                               
                                                                                
ЮРИН А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,       
председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского        
страхования за 2010 год был исполнен в объёме 101,8 миллиарда рублей по         
доходам, по расходам исполнение составило 109,1 миллиарда рублей. Таким         
образом, как вы видите, расходы несколько превышали доходы, и эти расходы       
были осуществлены за счёт того объёма остатка средств, который образовался в    
бюджете фонда на 1 января.                                                      
                                                                                
Доходы фонда были сформированы из страховых взносов на обязательное             
медицинское страхование, которые зачисляются в бюджет фонда, это 97,1           
миллиарда рублей, и 4,7 миллиарда рублей составили трансферты из федерального   
бюджета - это целевые средства, которые обеспечивали проведение                 
диспансеризации работающих граждан и детей, находящихся в трудной жизненной     
ситуации.                                                                       
                                                                                
Основное направление деятельности фонда - это обеспечение финансовых гарантий   
предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. Именно на эти цели      
направляются основные средства.                                                 
                                                                                
На выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов было     
направлено 85,7 миллиарда рублей, это на 100 процентов соответствует            
бюджетным назначениям на 2010 год. И плюс ещё дополнительно были распределены   
средства нормированного страхового запаса, что тоже позволило увеличить         
финансовое обеспечение территориальных фондов.                                  
                                                                                
Исполнено на 100 процентов бюджетное назначение, связанное с предоставлением    
родовых сертификатов женщинам, это 17,5 миллиарда рублей.                       
                                                                                
И в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения была     
осуществлена дополнительная диспансеризация работающих граждан - на эти цели    
направлено 4,1 миллиарда рублей, это превышает даже бюджетное назначение 2010   
года опять-таки за счёт остатков, образовавшихся на 1 января, - и 800           
миллионов было направлено на диспансеризацию детей-сирот, это тоже несколько    
превышает бюджетное назначение за счёт образовавшихся остатков.                 
                                                                                
В целом расходы федерального фонда обеспечили выполнение тех расходных          
обязательств, которые предусмотрены были в бюджете фонда на 2010 год. Счётной   
палатой Российской Федерации отчёт об исполнении бюджета был проверен, и        
Счётная палата подтвердила отчёт об исполнении бюджета фонда.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова делает содоклад от комитета.                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по        
бюджету и налогам отмечает, что финансовая деятельность Федерального фонда      
обязательного медицинского страхования осуществлялась в 2010 году в             
соответствии с целями, которые были установлены Федеральным законом "О          
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год   
и плановый период 2011 и 2012 годов". Ну, о том, как исполнялся этот закон,     
подробно доложил председатель фонда Юрин Андрей Владимирович, поэтому на        
цифрах второй раз я останавливаться не буду.                                    
                                                                                
Отчёт фонда проверен Счётной палатой Российской Федерации. Она в своём          
заключении подтвердила показатели бюджета фонда, которые представлены в         
законопроекте, и отметила, что принцип исполнения действующих расходных         
обязательств, установленный в Бюджетном послании Президента Российской          
Федерации от апреля 2009 года, Федеральным фондом обязательного медицинского    
страхования соблюдён полностью и нецелевого использования средств при           
исполнении бюджета допущено не было.                                            
                                                                                
Профильный комитет - Комитет по охране здоровья в своём заключении также        
поддерживает проект федерального закона, и Правовое управление Аппарата         
Государственной Думы к проекту указанного закона замечаний не имеет. Комитет    
по бюджету и налогам предметно рассмотрел отчёт фонда и рекомендует             
Государственной Думе принять проект закона № 576710-5 "Об исполнении бюджета    
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год".         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
6-й пункт, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда              
социального страхования Российской Федерации за 2010 год". Доклад               
официального представителя правительства председателя фонда Сергея              
Анатольевича Афанасьева.                                                        
                                                                                
АФАНАСЬЕВ С. А., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Олег Викторович! Правительством внесён            
законопроект "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования...",          
который предусматривает утвердить исполнение по доходам за 2010 год в сумме     
463,8 миллиарда рублей, по расходам - 491,2 миллиарда рублей с дефицитом в      
размере 27,4 миллиарда рублей. По доходам и по расходам это 109 процентов к     
утверждённому законом бюджету.                                                  
                                                                                
Особенностью исполнения бюджета Фонда социального страхования в 2010 году был   
переход к администрированию уплаты страховых взносов, эта функция возвращена    
фонду. И вторая особенность - это то, что у нас изменилось законодательство     
об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи    
с материнством, были, в частности, отменены прямые ограничения размеров         
пособий максимумом, введён расчёт пособий непосредственно из заработка, на      
который начисляются страховые взносы. Помимо этого вида страхования фонд        
выполнял также страхование от несчастных случаев на производстве и              
профессиональных заболеваний, выполнял возложенные на него государственные      
функции в части выплаты пособий неработающим гражданам.                         
                                                                                
По обязательному социальному страхованию на случай временной                    
нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет исполнен по доходам в        
сумме 319,4 миллиарда рублей, по расходам - 353,6 миллиарда рублей с            
дефицитом в 34,2 миллиарда рублей. На покрытие дефицита использовались          
средства федерального бюджета - 29,5 миллиарда рублей, средства резерва по      
страхованию от несчастных случаев - в размере 30,5 миллиарда рублей, были       
привлечены средства работодателей в части превышения расходов на выплату        
пособий над страховыми взносами - 34,4 миллиарда рублей, которые подлежат       
возврату в 2011 году.                                                           
                                                                                
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2010 году          
возросли на 22,4 процента против прошлого года и составили 182,5 миллиарда      
рублей, средний размер пособий вырос более чем на 24 процента. Расходы на       
выплату пособий по материнству и детству в общей сложности составили 160,5      
миллиарда рублей по работающим и неработающим гражданам, или 46,7 процента      
расходов бюджета на выполнение публичных обязательств.                          
                                                                                
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на          
производстве и профессиональных заболеваний по доходам бюджет исполнен в        
сумме 62 миллиарда рублей, по расходам - 54,9 миллиарда рублей с профицитом в   
сумме 7,9 миллиарда рублей. В рамках этого вида страхования производились       
выплаты четырёмстам девяноста тысячам пострадавших на производстве. Размер      
выплат возрос на 10 процентов, достиг средней величины 6 тысяч рублей.          
                                                                                
Также осуществлялись расходы на социальную, профессиональную, медицинскую       
реабилитацию пострадавших на производстве и финансирование предупредительных    
мероприятий по сокращению производственного травматизма. Эти расходы            
составили 10,1 миллиарда рублей - 99,8 процента к плану.                        
                                                                                
Коэффициент сбора фондом страховых взносов в 2010 году превысил плановые        
назначения и составил 98,9 процента от начисленных взносов.                     
                                                                                
На выполнение государственных функций за счёт средств федерального бюджета      
направлено 65,7 миллиарда рублей. Основная часть расходов - на выплату          
неработающим женщинам пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста    
полутора лет, 42,7 миллиарда рублей, и пособия выплачены 1,6 миллиона           
граждан.                                                                        
                                                                                
На оказание отдельным гражданам государственной социальной помощи в форме       
санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугороднем транспорте к     
месту лечения и обратно расходы составили 5 миллиардов рублей, и этим видом     
лечения обеспечено 243,8 тысячи граждан. Также 887 тысяч инвалидов обеспечено   
техническими средствами реабилитации на сумму 10,8 миллиарда рублей.            
                                                                                
По программе "Родовой сертификат" учреждениям здравоохранения, оказывающим      
медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в период             
диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни, перечислено      
16,9 миллиарда рублей.                                                          
                                                                                
В 2010 году фонд в полном объёме обеспечивал выполнение возложенных на него     
обязательств по социальному страхованию и государственных функций,              
делегированных фонду.                                                           
                                                                                
Просим поддержать отчёт об исполнении этого бюджета.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Галина Николаевна Карелова сделает содоклад от комитета.                        
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по        
бюджету и налогам рассмотрел весьма подробно представленный законопроект,       
отчёт об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской            
Федерации за 2010 год.                                                          
                                                                                
В целом Комитет по бюджету и налогам отмечает, что бюджет выполнен в            
соответствии с принятым законом и все цифры, все показатели об исполнении       
бюджета практически подтверждены Счётной палатой. Такое заключение в Комитете   
по бюджету и налогам также подробно было рассмотрено.                           
                                                                                
Также в адрес Комитета по бюджету и налогам поступили заключения                
соответствующих комитетов, функциональных комитетов Государственной Думы и      
Совета Федерации. Практически во всех заключениях дана положительная оценка     
по исполнению бюджета, за исключением одной позиции, а именно: бюджет Фонда     
социального страхования был ориентирован на выполнение двадцати одного          
публичного нормативного обязательства... Кстати, количество публичных           
обязательств фонда, которые он выполняет, с каждым годом растёт. В частности,   
в 2009 году таких обязательств было шестнадцать. Так вот, из двадцати одного    
публичного обязательства одно обязательство сводится к тому, что Фонд           
социального страхования обеспечивает предоставление санаторно-курортного        
лечения гражданам льготных категорий. Эта позиция выполнена в полном объёме     
по расходам, однако что касается заявок, заявлений на санаторно-курортное       
лечение граждан льготных категорий, то выполнение составляет 42 процента. Я     
знаю, что и в каждом регионе, и на федеральном уровне эта позиция является      
очень острой. И в этой связи, учитывая, что мы рассматриваем исполнение         
бюджета фонда за 2010 год в преддверии принятия нового федерального бюджета     
на 2012 год, хотелось бы высказать пожелание всех комитетов, и прежде всего     
Комитета по бюджету и налогам, Правительству Российской Федерации, самому       
фонду рассмотреть пути решения этой проблемы и в этом году, и в 2012 году.      
Нужны определённые регламентные нормы, если, допустим, трудно ограничиться      
только теми средствами, которые на решение этой задачи идут по социальному      
пакету.                                                                         
                                                                                
Все остальные позиции, функции, обязанности, которые были возложены на Фонд     
социального страхования, выполнены в полном объёме. Более того, хотелось бы     
подчеркнуть, что Фонд социального страхования блестяще, на мой взгляд, - и      
позиция членов Комитета по бюджету и налогам здесь едина - выполнил             
обязательства, став в новых условиях администратором по сбору страховых         
взносов. Всё-таки эта функция ранее была утрачена, и необходимо было в          
кратчайшие сроки это восстановить.                                              
                                                                                
Учитывая сказанное, прошу поддержать позицию Комитета по бюджету и налогам,     
принять данный федеральный закон, утвердив отчёт об исполнении бюджета Фонда    
социального страхования за 2010 год.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Галина Николаевна.               
                                                                                
Предлагается задавать вопросы от фракций. Давайте так: давайте четыре круга     
сделаем, а вы уже сами формулируйте вопрос.                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Апарина.                                                    
                                                                                
АПАРИНА А. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я задам сразу несколько вопросов, чтобы потом...                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И исчерпаете тем самым все фракционные вопросы.           
                                                                                
АПАРИНА А. В. Нет, я не все...                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как же, у вас минута, задайте один вопрос.             
                                                                                
АПАРИНА А. В. Да я быстренько сейчас задам вопрос.                              
                                                                                
Я прошу уточнить: какой размер страховых взносов всё-таки для среднего и        
малого бизнеса сейчас установлен, если будут изменения, то с какого времени?    
                                                                                
И следующий вопрос: ходят слухи о том, что будут отменены государственные       
пенсии, это так?                                                                
                                                                                
И рассматривается ли всё-таки вопрос в правительстве о повышении пенсионного    
возраста, потому что опять об этом много говорят?                               
                                                                                
Я не знаю, кто ответит. Прошу ответить на данные вопросы.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Спасибо, Алевтина Викторовна.                                     
                                                                                
По поводу страховых взносов. В этом году ставка страховых взносов в             
Пенсионный фонд составляет 26 процентов, в целом на три фонда - 34 процента.    
Для организаций малого бизнеса установлены льготы, эти ставки снижены вплоть    
до 8 процентов. В следующем году общая ставка страховых взносов снижается на    
четыре процентных пункта - до 30 процентов, из них в Пенсионный фонд - 22       
процента, а для организаций малого бизнеса общая ставка 20 процентов, а все     
льготы для организаций малого бизнеса, которые ниже этой ставки, также          
остаются. Подробную информацию мы можем вам сейчас предоставить, если вы        
подойдёте.                                                                      
                                                                                
Что касается пенсионного возраста - повышаться он не будет.                     
                                                                                
И что касается отмены госпенсий - тоже не ожидается.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ЛДПР? Не настаивает.                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста, Иванов.                                    
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к Афанасьеву Сергею Анатольевичу. Уважаемый Сергей Анатольевич,   
как известно, инвалиды техническими средствами реабилитации обеспечиваются      
по-разному: часть из них обеспечивается социальными службами регионов за счёт   
федерального бюджета, а часть - подразделениями Фонда социального               
страхования, но из средств этого фонда. Вот, например, в Самарской области,     
которая обеспечивается социальными службами региона, процент обеспеченности     
по прошлому году составил всего 50 процентов, ну, мало поступает средств из     
федерального бюджета. Поэтому хотелось бы узнать, каков процент                 
обеспеченности инвалидов, которые обеспечиваются из средств Фонда социального   
страхования?                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АФАНАСЬЕВ С. А. Спасибо, Анатолий Семёнович, за вопрос.                         
                                                                                
В 2010 году у нас средний уровень обеспеченности инвалидов техническими         
средствами реабилитации был на уровне 80 процентов. Действительно, происходит   
постепенная передача полномочий субъектам Российской Федерации, которые         
высказали желание принять эти полномочия. В этом году двадцать один субъект     
Российской Федерации исполнял эти полномочия, на следующий год десять           
субъектов принимают полномочия по обеспечению техническими средствами           
реабилитации.                                                                   
                                                                                
Уровень обеспеченности действительно дифференцируется и по регионам, которые    
находятся в ведении фонда. Вопрос о достаточности или недостаточности           
финансирования мы в последний год ставим перед нашими региональными             
отделениями несколько по-другому: насколько эффективно осуществляются закупки   
на эти средства. И там, где эффективность высокая, там и уровень                
обеспеченности высокий - 80-90 процентов.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, кто задаёт      
вопрос? Нет, не настаивают.                                                     
                                                                                
Фракция КПРФ. Пожалуйста, Плетнёва.                                             
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня первый вопрос, наверное, к представителю Фонда социального               
страхования. Скажите, пожалуйста, почему участники Великой Отечественной        
войны и инвалиды стоят в одной очереди на приобретение путёвок? Много раз       
приходилось в это дело вмешиваться, ответ такой: таково было решение            
правительства. Я считаю, что оно неверное.                                      
                                                                                
И второй вопрос: почему Пенсионный фонд выдаёт только половину материнского     
капитала, который сегодня должен выдаваться особенно на приобретение жилья, и   
ссылается на то, что это тоже решение правительства, что всю сумму они не       
могут выдать даже многодетным семьям, которые своё жильё именно на эти          
копейки строят или ремонтируют? Объясните, пожалуйста.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Анатольевич.                           
                                                                                
АФАНАСЬЕВ С. А. Тамара Васильевна, отвечу на первый вопрос, второй - к          
Пенсионному фонду. У нас действительно с 2010 года приоритет в обеспечении      
путёвками на санаторно-курортное лечение отдаётся детям-инвалидам и ветеранам   
Великой Отечественной войны, такая установка есть. Нормативно это               
действительно не закреплено. Анализ прошлого года по тем субъектам, где была    
наименьшая обеспеченность ветеранов войны этими путёвками, показал, что         
всё-таки ветераны уже отказываются от путёвок, в силу того что далеко ехать и   
по другим причинам. Возможно, это надо нормативно урегулировать -               
приоритетность получения путёвок в условиях ограниченности ресурсов на эти      
цели, но над этим вопросом, я думаю, мы поработаем.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По материнскому капиталу.                                 
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. По материнскому капиталу. Ограничений по доле суммы               
материнского капитала нет. Если у вас есть такие случаи, обращайтесь к нам,     
мы будем разбираться. Есть общие ограничения: маткапитал может направляться     
на улучшение жилищных условий, то есть на покупку жилья; на погашение           
кредитов, взятых на приобретение жилья; на образование детей; на                
накопительную часть пенсии матери. А вот какую долю и как - это в законе не     
установлено, и ни в каких нормативных актах этого нет, это творчество местных   
властей. Направляйте к нам запрос, мы будем разбираться.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от "ЕДИНОЙ РОССИИ" нет желающих задать вопрос?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Тогда ещё один вопрос можно задать от фракции КПРФ. Пожалуйста, Локоть.         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Я, наверное, Сергею Анатольевичу Афанасьеву вопрос сформулирую.    
Хочу продолжить тему, которую затронула в своём выступлении Галина              
Николаевна. Когда она возглавляла фонд, функции по финансированию               
санаторно-курортного лечения, ну, так называемого долечивания, - это всё        
действительно было у фонда. Также у фонда была функция выделения льготных       
путёвок для детского отдыха. Сегодня ни того, ни другого у фонда нет. Ко мне    
вот, как к депутату, поступает очень много, масса обращений, в том числе от     
областного фонда социального страхования, от всех курортных заведений,          
которые есть в Новосибирской области, которые ну просто кричат о том, что       
после того, как изменилась форма финансирования, произошло резкое падение       
количества людей, которые могут проходить долечивание. А о детском отдыхе я     
вообще молчу, это отдельная тема. И тоже все крайне недовольны сегодняшним      
порядком. Есть ли возможность... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
АФАНАСЬЕВ С. А. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, решения эти принимались с        
учётом того, что долечивание работающих граждан - действительно, такое          
долечивание финансировалось фондом - у нас осуществляется в рамках другого      
вида страхования: обязательного медицинского страхования, и возврат тут,        
видимо, в ближайшее время не предвидится.                                       
                                                                                
Что касается финансирования детского оздоровительного отдыха, то такая          
выплата давно обсуждалась как выплата нестраховая, не имеющая целью             
возмещение утраченного заработка, и поэтому она исключена из расходных          
обязательств Фонда социального страхования, осуществляется по другой линии      
финансирования. Нам представляется, возврат её сейчас на повестке дня также     
не стоит.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то ещё настаивает на вопросе? Я сказал       
"четыре", поэтому если есть ещё один вопрос... И на этом завершим.              
                                                                                
Коломейцев Виктор Андреевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к представителю Пенсионного фонда. Антон Викторович,    
в 2010 году не выплачивалась накопительная часть трудовой пенсии в связи с      
отсутствием законодательства. А какое количество граждан было затронуто этим?   
И в этом году не выплачивается, так?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Законопроект о выплате накопительной части пенсии принят Государственной        
Думой в первом чтении, и мы надеемся, что с 1 января 2012 года мы будем её      
выплачивать, если вы примете этот закон с учётом поправок во втором и третьем   
чтениях.                                                                        
                                                                                
Что касается количества граждан, то массовые выплаты накопительной части у      
нас будут начиная с 2022, 2023 года, а пока на эту часть претендуют             
льготники, льготные категории, которые выходят на пенсию раньше срока.          
                                                                                
Кроме того, хотел бы отметить, что для негосударственных пенсионных фондов      
нет никаких препятствий для того, чтобы выплачивать накопительную часть         
пенсии сейчас.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто выступает от фракции КПРФ? Коломейцев? До семи минут, так как мы   
договорились.                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так решил Совет, Николай Васильевич, я не могу оспорить   
решение Совета.                                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, я знаю вас как одного из            
разработчиков Регламента Государственной Думы, и в нашем Регламенте вы не       
найдёте ни одной статьи, где говорится, что три вопроса могут рассматриваться   
одновременно, а если вы посмотрите заключение Счётной палаты, то на каждый      
фонд там примерно по сто страниц, поэтому... Ну, я не буду с вами спорить.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, чтобы...                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, Николай Васильевич.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...чтобы уберечь вас...                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просит десять минут Николай Васильевич в соответствии с   
тем, что у нас есть в Регламенте. Я напоминаю, что Совет принял решение - до    
семи. Но вы просите десять, Николай Васильевич?                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы же моё время забираете.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам верну его. Никто не возражает? Хорошо.              
                                                                                
Включите... Ну, девять минут теперь поставьте.                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, для того чтобы уберечь вас от фанфар,       
которые присущи нашему залу необоснованно, я вас хочу ненадолго на грешную      
землю вернуть, не своими словами, словами официального заключения Счётной       
палаты - ну, естественно, выдержками из заключений по всем трём фондам.         
Слушайте внимательно.                                                           
                                                                                
В 2010 году расходы федерального бюджета на предоставление трансфертов          
бюджетам государственных внебюджетных фондов по сравнению с 2009 годом          
увеличились на 25,4 процента (в 2009 году - на 33,7, в 2008 году - на 51,3) и   
составили 27,3 процента расходной части федерального бюджета (в 2009-м это      
было 21,9 процента, в 2008-м - 20). В бюджет Пенсионного фонда перечислено      
бюджетных средств на 36 процентов больше, чем в 2009 году, в 2009-м было на     
34,4 процента больше, чем в 2008-м, что свидетельствует о дальнейшем росте      
зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из              
федерального бюджета. В 2010 году средства федерального бюджета на покрытие     
дефицита ПФР по сравнению с 2009 годом увеличились в 3,3 раза, а в сравнении    
с 2008-м - в 6,7 раза. Расходы федерального бюджета на валоризацию величины     
расчётного пенсионного капитала составили 502,2 миллиарда рублей, или 19        
процентов общей суммы межбюджетных трансфертов бюджета Пенсионного фонда.       
Расходы федерального бюджета на предоставление бюджету Фонда социального        
страхования дополнительных средств на покрытие дефицита в 2010 году составили   
45,1 миллиарда рублей.                                                          
                                                                                
Я вам зачитал всего один абзац, но если вы внимательно посмотрите, то... К      
сожалению, несмотря на заявления в средствах массовой информации, заявления с   
этой трибуны, с той трибуны, до настоящего времени вообще отсутствует даже      
внесённый в Государственную Думу проект о Пенсионном фонде Российской           
Федерации, что является аномалией в условиях провала страховой пенсионной       
системы.                                                                        
                                                                                
Если вы посмотрите заключение Счётной палаты дальше, - я не буду зачитывать,    
- то там ровно на страницу список законодательных актов, поправок в законы и    
постановления правительства, в отсутствие которых исполнялся бюджет             
Пенсионного фонда. У меня нет вопросов и претензий к Пенсионному фонду. Ему     
всё, что добавляют... Это единственный фонд, бюджет которого исполнен с         
профицитом в данной ситуации, но он не повысил заработную плату своим           
несчастным сотрудникам, которых в массовом порядке на многих территориях        
будут привлекать к работе на выборах - незаконно.                               
                                                                                
Второй момент. Если вы посмотрите фонд медицинского страхования... Я вам        
напомню, что у нас, к сожалению, сегодня один из заместителей министров, ну,    
сидит ждёт разборки, да? Помните, сколько ещё руководителей региональных        
фондов было задержано, арестовано? Кто-то осуждён, кто-то отпущен. Но если вы   
почитали заключение Счётной палаты - в Федеральном фонде обязательного          
медицинского страхования даже постановление правительства по простому вопросу   
- раз в три месяца собирать правление и слушать - не исполняется. Вы            
понимаете, в чём проблема? Если такие элементарные вопросы, как тот, что        
любой руководитель обязан систематически проводить совещание, не исполняются,   
то ясно, почему у нас по плану предусмотрена диспансеризация всего 3,9          
миллиона человек, притом что по официальной статистике у нас 75 миллионов       
активного трудоспособного населения, правда, всего 25 миллионов числится в      
списках занятых. Если посмотрите дальше, то увидите, что по этому фонду не      
исполнены межбюджетные трансферты как раз на диспансеризацию, понимаете, в      
чём проблема? Всем до фонаря, какой у нас народ, вымирает он быстрее, чем       
рождается, - ну и пусть вымирает! Президент кричит: демографию давайте          
исправлять! - а там даже совещание раз в три месяца провести не могут.          
                                                                                
Перехожу к Фонду социального страхования. Милые, хорошие люди, мы вам при       
утверждении бюджета на 2010, на 2011 год криком кричали: люди добрые, детишки   
- это наше с вами будущее! Зачем же вы переводите финансирование летнего        
отдыха детей на региональный, а те - на местный уровень, муниципального         
образования, дотационный на 90 процентов?                                       
                                                                                
Второе, вот здесь говорили, что всего 247 тысяч получили льготные путёвки на    
оздоровление. Вот представьте: 25 миллионов работающих в списках числятся, а    
всего 247 тысяч получили, это 42 процента от обратившихся. Всего                
обратилось-то полмиллиона человек, у всех остальных просто денег нет даже на    
льготное! С нашей точки зрения, мы вообще-то должны с вами смотреть на это      
несколько по-другому: ведь это фонды, которые как раз и работают на             
демографию! Вот если эти три фонда будут достаточно обеспечены и будут          
правильно сформулированы их доходная и расходная части, то демография будет     
улучшаться. Если бюджеты этих фондов будут и дальше составляться и              
исполняться таким образом... Вот прочитайте первую страницу - ну хочется в      
ладоши хлопать и песни петь, какие молодцы ребята! И они действительно          
молодцы. Почему? Потому что когда тебе, как вьетнамскому космонавту, меняют     
маршрут и не разрешают ни на одну кнопку нажимать, то очень трудно исполнять    
даже то, что есть.                                                              
                                                                                
Надо отметить, что Счётная палата у нас, с моей точки зрения, один из самых     
эффективных государственных органов. Почему? Потому что они, даже если          
задерживают немного проверку, всегда фундаментальное дают заключение, на        
которое нет никакой реакции. Мы считаем, что Минздравсоцразвития просто         
обязано реагировать на эти вопросы. И вот смотрите, сегодня с гордостью         
господин Кудрин заявлял, что у него только одно постановление вовремя не        
выпущено, но ещё год назад у него было составлено всего 15 процентов            
необходимых документов. Может, нам и с Минздравсоцразвития такой же разговор    
повести, потому что нельзя исполнять бюджет, если нет руководящих документов.   
В противном случае ещё кого-то посадят, может, но невиновного человека,         
потому что нужно же выполнять свои обязательства перед страной.                 
                                                                                
Ещё один момент. С моей точки зрения, недопустимо, что в таких высоких          
органах федерального уровня не проводятся... ну, не знают, не составляется      
регламент проведения совещаний - ведь это же первое условие для любого, даже    
средней руки, руководителя. Ну напиши себе: каждую третью среду квартала        
проводить по уставу, который утверждён постановлением правительства,            
совещание правления фонда и составлять протокол. Ну какая проблема?! То есть    
получается, возникает подозрение, что бюджет фонда исполняется так: сам пью,    
сам гуляю, сам стелюсь и сам лягаю. Почему? Потому что, если вы почитаете,      
там есть пункт, что там незаконно вносятся изменения в роспись. А что такое     
незаконно? Это уже предтеча любого финансового преступления, потому что, если   
положено до такого-то числа, а вы после сделали, уже следователь может          
приходить и вести допрос.                                                       
                                                                                
Поэтому мы, вообще-то, хотели бы попросить, чтобы... Здесь, по-моему, Андрей    
Викторович Воронин, я видел, присутствует? Андрей Викторович, потом             
побеседуете. Вот надо всё-таки Министерству здравоохранения и социального       
развития более ответственно подходить к разработке нормативной документации,    
потому что вы же подставляете коллег и своих подчинённых. Вы прекрасный         
человек, но надо всё-таки дисциплинку подтянуть.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Станиславович Рохмистров.              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, мы рассматриваем три фонда, которые        
имеют прямое отношение к большинству наших граждан, являются жизненно           
важными, наверное, для самых обделённых слоёв нашего общества -                 
малообеспеченных, пенсионеров, людей, которые страдают заболеваниями.           
Наверное, символично, что мы все три фонда рассматриваем одним вопросом. Мы     
тем самым говорим: господа жители России, есть одна таблетка, помочь она        
может только одному, но мы её будем делить на троих. И эти трое и умереть не    
умрут, но и вылечиться не вылечатся.                                            
                                                                                
Сегодня основные проблемы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и    
Федерального фонда медицинского страхования, наверное, в том, что мы с вами в   
этом зале и правительство не можем сделать нормальную доходную часть бюджета,   
чтобы было чего делить. Это, наверное, основная проблема, с которой мы тут      
сталкиваемся.                                                                   
                                                                                
Второе. То, что мы с вами делим, наверное, не совсем правильно как-то           
делится. У нас очень любят показать достижения народного хозяйства. Россия -    
это единственная страна, где третий раз наступают на одни и те же грабли,       
получают по лбу и смеются, это наша национальная особенность. Вот мы опять с    
нашими фондами, с нашим бюджетом наступаем на те же самые грабли уже на         
протяжении последних двадцати лет и весело обсуждаем в зале, как у нас всё      
прошло. Ничего весёлого и радостного нет, и то, что происходит в фондах,        
наверное, не вызывает радости у населения.                                      
                                                                                
С одной стороны, наши граждане видят по телевизору, как открываются             
крупнейшие, современнейшие перинатальные центры, как у нас хорошо относятся к   
людям, которые получают квартиры из рук губернатора за то, что у них два        
ребёнка в семье, каким современным оборудованием оснащаются больницы, как       
правильно и хорошо распределяются путёвки. Я думаю, что каждый депутат...       
представительная власть тем и хороша, что каждый из нас выезжает в регионы,     
чуть подальше, на 100 километров, иногда и не надо на 100 километров            
отъезжать, чтобы увидеть, что на самом деле происходит.                         
                                                                                
Давайте начнём с медицины: что происходит в медицине? Вот есть Речицкая         
участковая больница, она совсем недалеко, это Раменский район Московской        
области. Я съездил посмотреть, что там происходит. Когда-то, когда мне было     
пять лет, я, как дачник, попал в эту больницу, и меня там полечили. Я помню,    
это была нормальная больница, ничем не хуже, чем больница четвёртого            
управления в городе Москве. Что сейчас там? А сейчас там рентгеновский          
аппарат одного со мной возраста, то есть 68-го года выпуска, один на двадцать   
с лишним тысяч людей, которые обслуживаются в этой больнице. Стационар:         
койки, по-моему, 47-го года выпуска; во всей больнице нет ни одного принтера,   
ни одного факса. Перед этим я как раз смотрел передачу о том, какие у нас       
отличные больницы, которые оснащены компьютерной техникой, и узнал, что у нас   
уже везде есть электронные карты больного. Там есть пара компьютеров, ну,       
чуть помоложе меня, но, во всяком случае, старше большинства тех пациентов,     
которые обращаются. Есть даже одна стоматологическая установка, она, правда,    
работает раз в месяц, всего два дня, в связи с уровнем износа в принципе в      
нормальной стране на свалку её сдали бы, и то за деньги, за утилизацию бы ещё   
деньги взяли. И так на самом деле, наверное, в большинстве регионов. Поэтому,   
если где-то построили две хорошие больницы и всем об этом рассказали,           
наверное, на этом основании не надо утверждать, что в нашей стране всё          
хорошо.                                                                         
                                                                                
Историю с закупкой медицинского оборудования тоже все слышали, когда за один    
аппарат заплатили в четыре-пять раз больше его цены. Что произошло дальше? Мы   
видим, что кого-то посадили? Нет. Мы узнаём, что там происходит, как            
расходуются средства? Основной принцип, который прописан в Бюджетном кодексе,   
- это целевое использование, прозрачность, контроль. Ни контроля, ни            
прозрачности мы не видим. Куда идут деньги и как они идут - ну, наверное, об    
этом говорить не надо.                                                          
                                                                                
Что касается поддержки молодых семей, тоже можно привести достаточно большое    
количество примеров того, как на наше пособие можно жить. Вы посмотрите, на     
ток-шоу у нас в последнее время любят вытаскивать всякие случаи не очень        
приятные, рассказывать о том, как в какой-то семье кого-то убили, как           
женщина, имея двух детей, вынуждена жить в семье и подвергать угрозе жизни      
своих детей, потому что она с двумя детьми, если уйдёт от плохого мужа, не в    
состоянии будет прожить. И государство этому, мягко говоря, никакого внимания   
не уделяет.                                                                     
                                                                                
Что касается получения квартир и улучшения демографической ситуации. Ну вот я   
где-то месяц назад, не только я, но и некоторые депутаты из других фракций,     
мы обращались в различные инстанции, чтобы помочь одному священнику, который    
живёт в Московской области, в Люберцах. У него восемь детей, а живёт он на 18   
метрах. Честно говоря, я думаю, вы догадываетесь, какие мы ответы получили.     
Оказывается, по закону - это мы с вами виноваты! - дать ему ничего нельзя. А    
уже устно ему говорили: "А зачем ты столько нарожал?" А у нас президент         
призывает, у нас все кричат: давайте больше рожать! И вот так везде. Я уже не   
говорю про Пенсионный фонд и про то, как существуют наши пенсионеры.            
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР не может признать отчёты фондов положительными, мы         
считаем, что всё отрицательно. И основная беда, наверное, всё-таки в том, что   
мы с вами в этом зале не хотим ничего сделать для того, чтобы помочь и          
пенсионерам, и малоимущим, и остальным нашим гражданам.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Габдрахманов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".            
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Особенность исполнения бюджетов   
Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования в 2010 году    
заключалась в том, что оно происходило в условиях существенного изменения       
законодательства. Я напомню, что в 2009 году, когда мы принимали эти            
изменения, немало наших коллег скептически относились к ним, а ряд фракций      
выступали категорически против. Но тем не менее сегодня у нас есть              
возможность оценить, насколько эффективно были исполнены те решения, которые    
были приняты благодаря фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я назову только некоторые из    
них.                                                                            
                                                                                
Первое. Была произведена так называемая валоризация, проще говоря,              
существенно проиндексирована пенсия тех пенсионеров, которые свой основной      
трудовой стаж заработали ещё в советский период. Вы знаете, что средняя         
прибавка составила около полутора тысяч рублей в месяц, а с учётом              
дополнительных индексаций, которые были произведены в 2010 году,                
среднегодовой рост пенсий составил 45 процентов. Это было довольно-таки         
сложное решение для государства, поскольку потребовало существенных вливаний    
из федерального бюджета, но тем не менее это было реализовано и сбоев с         
выплатой этих пенсий не происходило.                                            
                                                                                
Второе. Я напомню, что мы впервые в 2010 году ввели так называемые социальные   
доплаты для неработающих пенсионеров, имея в виду, что доход таких              
пенсионеров не может быть ниже прожиточного минимума в регионе их проживания.   
И в 2010 году почти пять миллионов человек получили эти социальные доплаты.     
При этом я обращаю ваше внимание, что этим людям не пришлось бегать по          
различным инстанциям, собирать справки, для того чтобы доказать своё право на   
эту социальную доплату, потому что Пенсионный фонд совместно с социальными      
службами в регионах в рамках межведомственного обмена постарался максимально    
снять эту проблему и самостоятельно собрать необходимые данные. И до этого мы   
приняли подобное решение, тоже облегчающее жизнь работающим пенсионерам, а их   
около тринадцати миллионов человек: им не нужно ежегодно ходить в отделения     
Пенсионного фонда за корректировкой пенсии, сейчас это в автоматическом         
режиме делается. В 2010 году такое решение тоже было реализовано.               
                                                                                
Третье очень важное новшество заключается в том, что мы упразднили единый       
социальный налог и ввели так называемые самостоятельные страховые взносы во     
внебюджетные фонды. При этом осуществлять сбор страховых взносов и,             
соответственно, выплаты мы предоставили непосредственно Пенсионному фонду и     
Фонду социального страхования. Тоже многие скептически относились к этой        
идее, говорили о том, что произойдёт падение по сбору страховых взносов. Тем    
не менее исполнение бюджетов показывает, что никакого провала со сборами        
страховых взносов не произошло, всё, что запланировано, собрали.                
                                                                                
При этом я обращаю ваше внимание, что решение о передаче функций по сбору       
страховых взносов Пенсионному фонду, по ведению персонифицированного учёта,     
связанного с разносом средств по счетам граждан, то есть решение о том, что     
это делает один орган - Пенсионный фонд, позволило снять ещё ряд важных         
проблем. Вы знаете, что до этого у нас была очень существенная проблема так     
называемых неопознанных платежей, это ситуация, когда работодатели              
неправильно уплачивали страховые взносы, потом закрывались, а в конечном        
счёте Пенсионному фонду не было понятно, за кого были уплачены эти страховые    
взносы. Сегодня, когда один орган - Пенсионный фонд - занимается сбором         
страховых взносов и персонифицированным учётом, такой проблемы не стало.        
Одновременно была разрешена проблема по своевременной передаче на               
инвестирование пенсионных накоплений. В силу того что раньше налоговые органы   
передавали эту информацию только по истечении года и, пока Пенсионный фонд      
разносил эти средства по счетам граждан, эти средства до полутора-двух лет      
практически лежали мёртвым грузом, проще говоря, не приносили доход нашим       
гражданам. Сегодня эта проблема также решена.                                   
                                                                                
Оценивая в целом исполнение бюджетов внебюджетных фондов, я считаю, что         
основные задачи, которые мы ставили, исполнены. Но это не означает, что нет     
никаких проблем, исполнение бюджетов внебюджетных фондов и показало, что,       
безусловно, есть проблемы. У нас до сих пор не принят закон о статусе           
внебюджетных фондов, у нас до сих пор не принят закон о выплатах пенсионных     
накоплений, о чём уже говорилось, - соответственно, в следующем году это        
коснётся более четырёх миллионов граждан. У нас есть проблемы по тарифам        
страховых взносов. Но мы над этими проблемами работаем и в ближайшее время      
постараемся их решить.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто выступает от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Депутат Дмитриева.              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, когда мы рассматривали отчёт об исполнении   
федерального бюджета, министру финансов задали вопрос о том, каковы             
поступления по социальным взносам, но министр финансов не смог ответить, а у    
меня не было времени в моём выступлении. Я хочу сказать, что та реформа         
социальных взносов, изменение закона привело к падению поступлений социальных   
взносов относительно плана. Планировалось, что страховых взносов и              
фиксированных платежей поступит на сумму 1 триллион 982 миллиарда. На самом     
деле поступило примерно на 200 миллиардов меньше. Это и потребовало дать        
дополнительное покрытие из федерального бюджета на дефицит Пенсионного фонда.   
Но покрытие было вызвано не тем, что предложили дополнительно увеличить         
средства на индексацию пенсий в бюджете на 2010 год, а тем, что та              
регрессивная шкала социальных взносов, которая была предложена в законе, и      
тогда ещё действовали старые ставки, на самом деле не принесла и не могла       
принести увеличения поступлений по социальным взносам.                          
                                                                                
Примерно аналогичная картина наблюдается и в текущем году: есть провал в        
части поступления социальных взносов по той регрессивной шкале социальных       
взносов, которая существует, то есть когда платится с заработка до 400 тысяч,   
ну, сейчас с 67 тысяч рублей в год, а всё, что свыше, не облагается налогом.    
Это означает, что, по разным оценкам, порядка 30-40 процентов фонда оплаты      
труда вообще выходит из-под налогообложения. Тут могут быть разные оценки, но   
есть данные российской экономической школы о том, что на доходы физических      
лиц (это не только заработок, но в целом доходы физических лиц) свыше 3         
миллионов рублей в год приходится 30-40 процентов совокупных доходов            
физических лиц. Это разные немножко измерения, но тем не менее вот такие        
данные есть. При этом по страховой части пенсии не поступило 145 миллиардов,    
по накопительной части пенсии недопоступления по сравнению с планом - 40        
миллиардов.                                                                     
                                                                                
Теперь посмотрим, каков реальный размер дефицита Пенсионного фонда. Реально     
его нужно смотреть не по тому, что считается в качестве дефицита Пенсионного    
фонда, а по тому, что отдельно считают компенсацию по страховым взносам на      
неповышение тарифа, отдельно деньги на валоризацию. Давайте посмотрим,          
сколько по совокупности платится страховой части трудовой пенсии, сколько       
собирается взносов, включая фиксированный платёж. Фактически часть страховой    
трудовой пенсии покрывается взносами в размере порядка 1 триллиона 698          
миллиардов рублей, а фактический дефицит не покрываемой страховыми взносами     
выплаты трудовой пенсии составляет 1 триллион 671 миллиард. То есть это и       
есть фактически дефицит Пенсионного фонда по страховой части пенсии - то, что   
в идеале должно покрываться взносами. Фактически это 50 процентов. При том      
что есть вот такой большой дефицит именно в части выплаты страховой пенсии,     
325 миллиардов идёт на накопительную часть пенсии, то есть якобы на             
накопления будущим пенсионерам. На самом деле это идёт на прокрутку теми или    
иными финансовыми посредниками, управляющими компаниями и негосударственными    
пенсионными фондами, и уже по этим деньгам у нас есть факты, данные об их       
обесценении.                                                                    
                                                                                
Семь лет, с 2004 года, включая 2010 год, происходило инвестирование средств,    
и мы имеем следующие данные. Средневзвешенная доходность по пенсионным          
накоплениям в негосударственных пенсионных фондах - там нет консолидированных   
данных - составляет от 2,6 процента до 7,4 процента, это средневзвешенная       
доходность за семь лет. Доходность управляющих компаний за семь лет - 7,4       
процента, в ВЭБе - 6,8 процента, при этом инфляция составляет 10,6. То есть     
практически доходность не покрывает инфляцию и существенно меньше, чем темп     
роста заработной платы, который составлял 21 процент. При этом хочу сказать,    
что среднегодовая индексация страховой части пенсии составляла 22 процента.     
Вот и сравните: индексация страховой части пенсии - 22 процента, то есть это    
то, как прирастает страховая часть пенсии, страховой условный капитал, а        
накопительная пенсия прирастает, ну, на 7,4, на 6,8 процента, то есть в три     
раза меньше, чем страховая часть пенсии. Поэтому те, кто имеет накопительный    
элемент, более молодое поколение, будут иметь пенсию при тех же самых           
условиях - при той же самой зарплате, при тех же самых отчислениях -            
существенно меньше, то есть это просто выброшенные деньги. С одной стороны,     
мы 325 миллиардов выбрасываем непонятно куда, с другой стороны, мы говорим,     
что денег нет, и восполняем дефицит пенсионного фонда из федерального           
бюджета. И это просто подарок наш из федерального бюджета в конечном счёте      
даже не пенсионерам, потому что у них-то 325 миллиардов забрали, а финансовым   
структурам.                                                                     
                                                                                
Нам представляется, что мы будем обречены на подобные отчёты об исполнении      
бюджета Пенсионного фонда, если не сделаем две вещи: первое - мы должны         
отказаться от накопительного элемента в качестве обязательного, второе - мы     
должны отказаться от регрессивной шкалы социальных взносов, снизить ставку,     
вернуться к старой и брать их со всего фонда оплаты труда.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить у полномочных представителей президента и       
правительства? Нет. Настаивает ли кто-то из докладчиков и содокладчиков на      
заключительном слове? Также нет.                                                
                                                                                
Выносим эти три рассмотренных вопроса на "час голосования".                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5454 по 5498 из 5893
Пункт 4, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда    
Российской Федерации за 2010 год". Голосуйте, коллеги.                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пункт 5, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда   
обязательного медицинского страхования за 2010 год". Голосуйте, коллеги.        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           94 чел.20,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пункт 6, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального    
страхования Российской Федерации за 2010 год". Голосуйте, коллеги.              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.