Заседание № 43
О проекте федерального закона № 575306-5 "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части установления предельных размеров оплаты труда в акционерных обществах; внесён депутатами Государственной Думы Ф. С. Тумусовым, С. М. Мироновым, О. Г. Дмитриевой, И. Д. Грачёвым, Д. В. Ушаковым, А. Д. Крутовым, Н. Р. Петуховой, а также К. А. Лукьяновой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об акционерных обществах". Пожалуйста, Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выносит на ваше рассмотрение проект закона "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об акционерных обществах". Предлагаемый нами законопроект в случае принятия позволит устранить социальную несправедливость, существующую в сфере заработной платы в коммерческих структурах в целом и в особенности в коммерческих структурах с участием государства. Мы все знаем, что притчей во языцех в обществе стала разница в доходах 10 процентов самых богатых людей и 10 процентов самых бедных людей в нашей стране, которая находится по этому показателю чуть ли не на самом первом месте в мире, впереди планеты всей. Мы полагаем, что решение этой социальной проблемы надо начинать именно с коммерческих структур, где в числе собственников государство. Мы считаем, что разница в размерах наивысшей заработной платы и наименьшей заработной платы не должна превышать определённые пределы, например, если количество работающих на предприятии не превышает двухсот человек, эта разница не должна быть более чем в десять раз, а если же число работающих превышает десять тысяч человек, то эта разница должна быть не более чем в шестнадцать раз. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что сплошь и рядом именно на государственных предприятиях, в акционерных обществах, где 25 и более процентов акций является государственной собственностью, заработная плата в десятки, сотни, а иногда и тысячи раз больше, чем самая низкая заработная плата на том же предприятии. Такая ситуация, например, имеет место в акционерной компании "АЛРОСА". При этом мы отнюдь не предлагаем снижать заработную плату так называемых топ-менеджеров, мы считаем, что надо не снижать их зарплату, а, наоборот, повышать заработную плату низкооплачиваемых работников. Уважаемые коллеги, просим поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Следует отметить, что чрезмерный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой в ряде коммерческих и некоммерческих организаций с государственным участием негативно воспринимается определённой частью общества, особенно в условиях кризисных явлений в экономике, при отсутствии существенных положительных результатов в деятельности таких организаций. Такое негативное восприятие может явиться одним из факторов, способствующих росту социальной напряжённости, вне всякого сомнения, поэтому содержащиеся в законопроекте идеи установления предельных размеров оплаты труда работников для определённых категорий юридических лиц в целом имеют право на существование, но с одной существенной оговоркой: такое ограничение может рассматриваться исключительно как антикризисная и носящая временный характер мера. Однако признание нами принципиальной возможности законодательного регулирования пределов оплаты труда отнюдь не означает автоматической поддержки представленного законопроекта. У комитета имеются серьёзные замечания, которые ставят под сомнение необходимость его принятия. Прежде всего следует отметить весьма неудачный выбор структурной единицы - самого законодательного акта для внесения предлагаемых законопроектом изменений, так как тематика законопроекта никоим образом не относится к содержанию Федерального закона "Об акционерных обществах", к статье 64. Поскольку существо предлагаемых законопроектом поправок относится к сфере регулирования трудовых отношений, такие изменения будет целесообразно вносить в Трудовой кодекс Российской Федерации. При этом в законопроекте следует дать разъяснение, что именно подразумевается под термином "размер оплаты труда", и определить, должны ли учитываться при определении размера оплаты труда денежные выплаты, полученные от общества в рамках заключённых с обществом гражданско-правовых договоров его работниками, а также членами совета директоров, не являющимися работниками акционерного общества. Кроме того, необходимо определить, каким образом и за какой период должен определяться размер оплаты труда работников. Следует также принять во внимание, что вознаграждения и компенсации, которые могут выплачиваться лицу в связи с исполнением им функций члена совета директоров, не являются заработной платой с точки зрения положений Трудового кодекса Российской Федерации. Представляется также достаточно односторонним выбор авторами законопроекта организационно-правовой формы юридического лица - акционерное общество, в отношении которого устанавливаются пределы размера оплаты труда. Между тем могут существовать также юридические лица иных организационно-правовых форм с участием государства или муниципального образования, которые в отличие от акционерных обществ полностью или частично осуществляют свою деятельность за счёт бюджетных средств, однако законопроектом не предлагается каких-либо ограничений размеров оплаты труда работников таких организаций. Между тем предусмотренные законопроектом ограничения по размеру оплаты труда было бы более уместным устанавливать именно в отношении организаций, которые осуществляют свою деятельность исключительно за счёт бюджетного финансирования. Следует также иметь в виду, что реализация положений законопроекта может привести к оттоку из акционерных обществ с государственным участием высококвалифицированных специалистов. Также это будет провоцировать работодателей к использованию различного рода серых схем выплаты заработной платы, что в свою очередь может привести к снижению поступлений доходов в бюджеты различных уровней, поскольку, естественно, с заработных плат, полученных, что называется, в конверте, никто налогов платить не будет. Кроме того, в сопроводительных материалах к законопроекту отсутствуют какие-либо расчёты и обоснования предлагаемых пределов размера оплаты труда в акционерных обществах с государственным и муниципальным участием. С учётом всего изложенного комитет считает, что данный законопроект в представленной редакции не может быть поддержан, и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Федот Семёнович, скажите, пожалуйста, а почему законопроект касается только акционерных обществ? Ведь это не единственная форма, в которой могут участвовать государство и муниципалитеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович, кому вопрос? САВЕЛЬЕВ Д. И. Федоту Семёновичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. В представленном нами законопроекте именно так и написано, хотя мы предлагаем более широко регулировать этот вопрос, но начать надо именно с акционерных обществ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Игорьевич, скажите, пожалуйста, а в комитете вообще изучали опыт Европы, Америки - у них ведь действует дифференцированная шкала налогообложения, которая является как раз ограничителем и индикатором, уменьшающим, скажем, разницу в доходах? Почему наш комитет этот опыт не перенимает? Вот другие разные вопросы, например, как в оффшорную экономику превратить нашу экономику, решают быстро, а этот не решают. Почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И. Спасибо за вопрос. Ну, дифференцированная шкала налогообложения - это, наверное, относится немножко к другой компетенции, не к тому законопроекту, который был представлен авторами, но тем не менее ведь члены комитета не отмели идею, идея обсуждается в комитете. Но ваш вопрос, извините, никак не связан с тем законопроектом, который представлен авторами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. У меня тоже вопрос Владимиру Игорьевичу. Скажите, пожалуйста, какова ваша позиция вот в таком вопросе: в акционерном обществе с долей государства более 51 процента (тем более 100 процентов) заработная плата руководителей, топ-руководителей, может быть, больше, чем заработная плата президента, премьера, министров, депутатов? Какова ваша позиция, ваш ответ на этот конкретный вопрос. И если вы согласны, то давайте тогда вот таким законопроектом и исправим эту несправедливость, которая сегодня существует, когда основные руководители страны получают в десятки, а иногда в сотни раз меньше, чем руководители государственных компаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И. Уважаемый Олег Анатольевич, дело в том, что при обсуждении я представлял мнение комитета относительно того законопроекта, который мы рассматриваем, но если вы задали вопрос о моём мнении по заработной плате, я думаю, что было бы некорректно, если вопрос не касается темы законопроекта, отвечать сейчас. А отдельно я с вами с удовольствием это обсужу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. Николай Васильевич, вам семь минут надо или поменьше? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос очень интересный, конечно, семь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление, семь минут. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, законопроект, который внёс Федот Семёнович, носит ограничительный характер, но странно выглядит позиция комитета. Вот обратите внимание, у нас в последнее время многие комитеты избрали интересную тактику: они соглашаются, что поднятая проблема существует, рассуждают о ней, говорят, что такая идея бродит и в комитете, но никак, как молодое вино, не выбродит в форме законопроекта. Но в то же время, обратите внимание, именно комитет реализовал задумки правительства о том, чтобы у нас многие госкомпании со стопроцентным капиталом государства прописали себе интересные гарантии: они как священная корова - депутат не может обратиться с запросом и получить информацию об эффективности работы этих компаний, но вместе с тем там заработная плата менеджмента - до двух миллионов в месяц. Интересный бизнес получается: независимо от эффективности работы компании идёт гарантированная сверхмотивация по заработной плате. Кроме этого, обратите внимание, у нас ведь комитет по собственности, мне кажется... я, конечно, понимаю, что не нынешний состав комитета виноват, но предыдущий сделал так, что у нас налог на дивиденды, причём эти дивиденды колоссальны, - 9 процентов, а подоходный налог - 13 процентов. Понимаете, сегодня интересный капитализм получается в государственных компаниях, притом что идёт распродажа так называемых непрофильных активов - это остатки санаториев, остатки баз отдыха, остатки земельных участков на Черноморском побережье и в туристических местах Кавказа. Вообще-то, непонятно, чьи интересы в данной ситуации лоббируют те, кто отвергает попытки внесения хоть минимальной ясности и ограничения аппетитов. Мне кажется, наступило время пересмотреть эту позицию и комитету, и Государственной Думе в целом. У нас множество упавших спутников, многомиллиардные потери для бюджета - это нельзя исправить, скажем, одним увольнением генерального директора центра имени Хруничева, потому что это приобрело уже характер системы разрушения, это как экономическая тля. Приняли законы, которыми учредили государственные компании, сделали колоссальные заработные платы, убрали возможность контроля, но мы с вами прекрасно понимаем, что если над человеком не висит дамоклов меч ответственности, контроля, спроса, то он будет сам разлагаться и разлагать всю систему. Поэтому мы поддержим этот законопроект и, по опыту "ЕДИНОЙ РОССИИ", считаем, что можно ко второму чтению подготовить расширяющие поправки, чтобы начать наводить порядок в этой сфере, потому что если государство не может навести порядок, то, наверное, неэффективен менеджмент. И вообще я считаю, что в законе надо записать отдельной строкой о невозможности выступлений управленцев, менеджеров государственных компаний и министров с рассказами о неэффективности государства: если вы, занимая государственный пост, рассуждаете о неэффективности государства, значит, вы вредитель и вас надо привлекать к ответственности, в противном случае государство и не станет эффективным. Мы поддерживаем этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Владимирович Ушаков. Также семь минут выступление по поручению фракции. УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В стране сохраняется и продолжает увеличиваться из года в год разрыв в доходах между бедными и богатыми. Достаточно странно выглядит ситуация, когда не поддерживается любая идея, направленная на улучшение условий оплаты труда рабочего класса и граждан со средним уровнем достатка. До сих пор не нашла поддержку идея введения прогрессивной шкалы налогообложения, введения налога на роскошь. Сегодня отклонён законопроект моего коллеги Белякова. Данный законопроект предлагает ещё одну меру, направленную на сокращение пропасти между бедными и богатыми. Ещё раз скажу о его сути. Если в акционерном обществе доля государства более 25 процентов, то разрыв в зарплате между самым низкооплачиваемым работником и топ-менеджментом не может превышать определённых величин. В настоящее время выплаты топ-менеджменту в разы превышают зарплату рабочего. Законопроект устанавливает условия: при численности работников в акционерном обществе в пять тысяч человек и зарплате рабочего, например, в 25 тысяч рублей в месяц члены совета директоров получают не более 350 тысяч рублей в месяц; при численности работников в акционерном обществе более десяти тысяч человек и зарплате рабочего в 30 тысяч рублей член совета директоров получит не более 480 тысяч рублей в месяц. Автор в своём докладе уже указывал компании, в которых в двадцать и более раз разрыв между зарплатой рабочего и топ-менеджмента. Могу привести ещё факты: например, по итогам 2010 года Сбербанк выплатил 1 миллиард рублей четырнадцати членам правления, это в среднем по 70 миллионов рублей на каждого. И задача законопроекта - дать толчок госсобственнику ограничить аппетит топ-менеджмента, а если у государства или у муниципального образования доля акций 25 процентов плюс одна акция, то это фактически блок-пакет и любое решение общего собрания, которое не устраивает акционера, может быть заблокировано. Акционерное общество, в котором нет доли государства, этот законопроект не затрагивает, и частный собственник никаких ограничений в этой связи не испытывает. Есть некоторые недостатки у законопроекта, мы их в комитете по собственности подробно обсуждали. В целом хотелось бы отметить, что комитет проделал большую работу, подготовил хорошее заключение и с частью замечаний авторы согласны, но жаль, что это заключение ведёт к отклонению законопроекта, а не к совместной конструктивной работе. Всё-таки прошу поддержать и вместе поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Викторович Чиндяскин. ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела данный законопроект, поддерживает позицию Комитета по вопросам собственности, которая прозвучала в содокладе (не хочу повторяться), и предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик и содокладчик будут выступать ещё раз? Нет. Представители президента и правительства? Тоже нет. Ставлю на голосование данный законопроект. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 20 сек.) Проголосовало за 190 чел.42,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1 % Результат: не принято Отклонён.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 575306-5 "О внесении изменения в статью 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части установления предельных размеров оплаты труда в акционерных обществах; внесён депутатами Государственной Думы Ф. С. Тумусовым, С. М. Мироновым, О. Г. Дмитриевой, И. Д. Грачёвым, Д. В. Ушаковым, А. Д. Крутовым, Н. Р. Петуховой, а также К. А. Лукьяновой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, просьба авторов законопроекта из пункта 28 - о внесении изменения в закон "Об акционерных обществах" - перенести указанный законопроект на 15 мая в связи с их отсутствием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 28? АФОНСКИЙ В. И. Да, пункт 28, комитет по собственности.
Владимир Игорьевич Афонский предлагает перенести на 15 мая пункт 28 повестки. Нет возражений? Не голосуем, да? Спасибо.