Заседание № 245
29.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 575296-8 "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о регулировании труда работников, выполняющих функции наставников; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2492 по 2574 из 5994
Переходим к 7-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации". С докладом выступит Виктория Сергеевна Родина. Пожалуйста, Виктория Сергеевна. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный законопроект разработан в целях закрепления гарантий работников, выполняющих функции наставника, и направлен на популяризацию наставничества в различных отраслях. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило три поправки, две из которых носят юридико-технический характер, а третья уточняет сроки вступления в силу федерального закона. Уважаемые коллеги, просим поддержать таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 12 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 35 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Виктория Сергеевна, пожалуйста, вам слово. РОДИНА В. С. Уважаемые коллеги, данный законопроект полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Просим поддержать законопроект в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Возражений нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 18 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 215
28.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 575296-8 "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации" (о регулировании труда работников, выполняющих функции наставников).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3932 по 4423 из 6605
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад Артёма Павловича Метелева. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем в первом чтении законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ" о наставничестве на рабочем месте. Это тот случай, когда закон небольшой, но очень важный. На необходимость законодательно урегулировать эту сферу неоднократно обращал внимание наш президент. Цель нашего законопроекта - закрепить статус наставника и показать, что быть наставником - это не дополнительная нагрузка, а почётная миссия по передаче знаний и накопленного профессионального и жизненного опыта молодому поколению и начинающим специалистам. Есть ли сейчас наставничество? Конечно есть, мы все с вами это знаем, оно и было, однако в отсутствие закреплённых в Трудовом кодексе гарантий работа наставников часто не оплачивается, а условия даже внутри одной отрасли сильно разнятся, что не даёт возможности организовать системную работу по развитию этого института. Главное, что мы предлагаем сделать этим законопроектом, - закрепить в Трудовом кодексе само явление наставничества, а также необходимость доплачивать наставникам за свою работу. Если работник помимо своих прямых обязанностей ещё и занимается с менее опытными коллегами, помогает им быстрее адаптироваться и овладеть профессией, это будет считаться дополнительной работой, и доплаты наставникам будут гарантироваться законом. Работодатель будет об этом знать. Учитывая, что в каждой отрасли есть свои нюансы, мы обсуждали долго при проработке этого проекта закона с правительством, как здесь лучше поступить. Мы предлагаем закрепить, что перечень функций и сроки работы наставника будут устанавливаться работодателем с письменного согласия работника с учётом гарантий, которые утверждаются законом, нормативными актами субъектов, актами социального партнёрства, федеральных органов исполнительной власти, а при их отсутствии актами работодателя. Такая гибкость заложена специально, однако данная конструкция никого не ограничит и предоставит федеральным ведомствам все полномочия по регулированию этой темы у себя в отраслях при необходимости. Вот у меня в том числе на слайдах* сегодня будут примеры разных отраслей. Федеральные министерства уже сегодня активно эту сферу стараются регулировать, но каждое по-своему. Законопроект делает шаг к формированию единого подхода к содержанию наставничества и регулированию этих трудовых отношений для каждой профессиональной сферы. Многие помнят, что в истории нашей страны было время, когда наставничество применялось почти во всех сферах общественной жизни. Государство понимало, что благодаря наставничеству сотрудники быстрее повышают свою квалификацию, новички быстрее вливаются в профессиональный коллектив. На предприятиях существовали книжки наставника, велись отдельные дневники, оформлялись специальные удостоверения и так далее. И этот опыт необходимо, конечно, развивать, адаптировать, в том числе под актуальные задачи. Сегодня в различных отраслях система наставничества, ещё раз скажу, есть - в здравоохранении, в культуре, в спорте, в образовании. Мы видим, что сегодня разными компаниями и государственными учреждениями активно используется этот подход. И мы с вами понимаем, я уверен, здесь большинство это понимает, что выплаты наставникам - это не только расходы, эффективно работающая система наставничества даёт ещё и экономический эффект, социальный эффект, в том числе в адаптации персонала на рабочем месте, в профессионализме и, главное, в производительности труда, в снижении текучки кадров на предприятиях. Все эти показатели напрямую влияют и на экономику, на экономический показатель любой компании, поэтому это выгодно с экономической точки зрения. Можно посмотреть на реальный сектор экономики: КамАЗ, "Газпром", "Сбер", "ЛУКОЙЛ" - многие компании (тысячи компаний, по данным Роструда) сегодня это внедряют, и 60 процентов предприятий отмечают, что благодаря наставничеству их бизнес успешно развивается. 35 процентов организаций, по исследованию ВЦИОМ, готовы инвестировать в программы наставничества, но не у всех есть достаточные ресурсы, экспертиза, чтобы отстроить эту систему. В том числе поэтому мы принимаем этот законопроект, мотивируем принимать соответствующие гарантии на федеральном уровне федеральные органы исполнительной власти и даём такую возможность работодателям. Также хотел бы отметить, мы понимаем, что сегодня многие рабочие места освободились, так как многие работоспособные мужчины сейчас защищают интересы нашей Родины на фронте. На их место приходят молодые люди, и как раз для них, для молодых специалистов в том числе, нужен этот закон. Построенная система передачи опыта поможет в кратчайшие сроки сделать из них полноценных специалистов, готовых к выполнению рабочих задач. Уважаемые коллеги, законопроект был поддержан в правительстве, в Совете Федерации - собственно, мой коллега Игорь Кастюкевич, который перешёл от нас, стал сенатором Совета Федерации, вместе с Комитетом по молодёжной политике работал над этим законопроектом, - поддержан Государственно-правовым управлением, Федерацией независимых профсоюзов. Мы получили замечания к нему, со многими из них согласны, и уже сейчас идёт работа над текстом, будем дорабатывать уже совместно с профильным комитетом - по труду и социальной политике. Прошлый год был Годом педагога и наставника. В "ЕДИНОЙ РОССИИ", в нашей партии, и в Комитете по молодёжной политике мы этой темой заниматься не бросили: мы недавно проводили с Ольгой Михайловной Казаковой совместное заседание комитетов, посвящённое теме наставничества, работаем с правительством над созданием концепции по развитию наставничества, это ещё один документ, который и позволит терминологию закрепить, и покажет направления развития наставничества, в том числе на рабочем месте. Впереди ещё много работы по развитию этого института, и законопроект, который мы сегодня принимаем, не последний. Однако если мы примем данный законопроект, тысячи россиян скажут нам большое спасибо. Большая просьба его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Коллега Метелев достаточно подробно рассказал о тех новациях, которые авторы законопроекта предлагают внести в Трудовой кодекс, чтобы наставничество из теоретической плоскости перевести в практическую. Мне представляется, что все замечания Правового управления, Счётной палаты, Правительства Российской Федерации, профсоюзов - а их много, и они в большинстве своём достаточно обоснованны - могут быть учтены ко второму чтению. Представляется, что в ходе дискуссии, которая уже началась, переоцениваются те расходы, которые понесёт работодатель, которые понесёт бюджет, стимулируя и поощряя наставничество. Мне представляется, что на самом деле это далеко не так. Действительно, одно дело - оказывать содействие штамповщику или, скажем, токарю, который работает на одном и том же рабочем месте, и совсем другое дело - оказывать содействие слесарю-ремонтнику, который ходит по всему цеху, который всё время сталкивается с новым оборудованием, которое нужно приводить в порядок. Я уже молчу про медицину, про авиацию, где есть своя специфика, в каждой отрасли, конечно, на каждом предприятии есть своя специфика. По большому счёту, законопроект даёт право, а не вводит обязательство по наставничеству, он легитимизирует это направление деятельности. И поэтому, уважаемые коллеги, просьба поддержать принятие законопроекта в первом чтении, а ко второму чтению мы его совместно доработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Артёму Павловичу. В финансово-экономическом обосновании вы утверждаете, что закон не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В то же время основное содержание законопроекта касается доплаты за выполнение функции наставника, то есть фонды оплаты труда в тех бюджетных организациях и учреждениях, где появятся наставники, должны быть увеличены. Вопрос: вы не сумели сделать финансово-экономический расчёт и только декларируете наставничество или всё-таки бюджетники, которые станут наставниками, будут работать бесплатно? С другой стороны, остаётся неясным вопрос по определению объёма нагрузки и результата труда наставника для обоснования размера выплат. В этой части появляется возможность для недобросовестного увеличения выплат одним и невыплат другим - какое решение вы можете предложить в этом варианте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Мы занимались, конечно же, при проработке этого законопроекта вопросом ФЭО, но ещё раз скажу: как уже было отмечено несколько раз, так как наставничество предлагается как право, а не как обязанность, никаких негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий здесь не предполагается. Такое же мнение в том числе и у Счётной палаты, и даже сама Счётная палата нам просчитать подобное не смогла по нашему запросу, потому что сам институт, по её мнению, находится в стадии становления в нашей стране. В условиях отсутствия понимания расчёта размера доплат, потому что их будет устанавливать работодатель, места этих доплат в структуре фонда оплаты труда, сроков и так далее это сделать невозможно. Но для федерального бюджета таких расходов у нас не будет, это право, которым будет пользоваться работодатель. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Артём Павлович, у меня в продолжение вопроса: скажите, пожалуйста, а какая примерно доплата будет - либо в проценте от заработной платы, либо... Какая сумма будет? МЕТЕЛЕВ А. П. Анжелика Егоровна, ну я не могу вам сказать, потому что это даже неправильно с нашей стороны - влезать в экономику каждого предприятия и компании. Мы отдельно пишем в законопроекте, что работодатель вместе с сотрудником с письменного согласия соответственно решение примет. Я уверен, что после принятия нашего закона профсоюзы активное участие примут в этом процессе, обсудят со своим работодателем и установят соответствующие суммы исходя из возможностей предприятия, в том числе и тех гарантий, которые на федеральном уровне будут установлены. Говорить об этом сегодня ну просто невозможно, потому что у нас разные отрасли, разные предприятия, разная специфика, разные особенности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо. Артём Павлович, идея благая, но я хотел бы обратить внимание, что, на мой взгляд, без заинтересованности работодателя институт наставничества вряд ли повсеместно нам удастся внедрить. Скажите, пожалуйста, при подготовке данного законопроекта обсуждалось ли с правительством, с другими заинтересованными структурами, с экспертами, что дополнительно государство может сделать для того, чтобы всё-таки стимулировать работодателей внедрять наставничество? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос. Мне кажется, это тоже нам ещё предстоит совместно с комитетом по труду обсудить. Мы знаем, что, во-первых, на федеральном уровне у нас есть государственная награда за наставничество и её получают как раз в первую очередь представители производств, крупных компаний. Это тоже стимулирует работодателей это дело развивать. Во-вторых, возможно, нам нужно подумать, когда этот институт устоится, над дополнительными условиями для тех компаний (если мы говорим о льготах), которые внедряют наставничество, тут разные могут быть варианты. Мы обсуждали с правительством, что это должно быть постепенно: для начала надо принять этот законопроект, создать условия, в том числе гарантии на федеральном уровне и в отраслях, после чего стимулировать те компании, которые по каким-то иным причинам наставничество не будут внедрять. Но мы готовы, открыты к предложениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Артём Павлович, всё-таки в отношении модели, которая будет по стимулирующим выплатам, точнее, по выплатам за наставничество. Если это будут стимулирующие выплаты, ну, поэтому вам правительство так и ответило: просто из той части стимулирующих выкроят ещё одну дополнительную, скажут, что она будет называться стимулирующей, при одном и том же фонде оплаты труда. Это, собственно, никак не приведёт к повышению реальной заработной платы. Второй вариант - это выплата компенсационная, мы уже тут говорили с представителями комитета как раз на эту тему. Это было бы более реально и понятно. Компенсационная выплата - это когда за неё доплачивают, её нельзя никуда, там, сократить, убрать, и это, наверное, было бы правильно. Есть ещё третий вариант - советский, когда, в общем-то, были, я напомню, мастера производственного обучения и просто мастера, у которых в должностных инструкциях уже была написана как раз вот эта функция наставничества и благодаря чему их оклад первоначально уже был выше. Вы как видите всё-таки, как будет сформулирована или сделана вот эта вот модель по оплате за функцию наставничества? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Если возможно, может быть, коллегам из комитета тоже слово предоставить? Мы обсуждали это с правительством и с Минфином. Я могу сказать, что стимулирующие выплаты могут устанавливаться работодателем, могут не устанавливаться - здесь слишком большая воля, поэтому мы на это не пошли. На систему компенсационных выплат тоже много нареканий. В связи с этим мы фиксируем в Трудовом кодексе, что доплата за наставничество должна быть, и говорим, что она гарантируется законодательством с точки зрения справедливой оплаты труда. Как непосредственно это будет осуществляться? Я думаю, мы с министерством труда должны будем подготовить дополнительные разъяснения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Я хотел бы поддержать коллегу Куринного в том плане, что, конечно же, это будет не стимулирующая выплата. Стимулирующая выплата может быть, а может и не быть в зависимости от финансового положения, а это... Да, здесь ещё будет впереди большая дискуссия. Профсоюзы вообще считают, что изменения вносятся не в те статьи Трудового кодекса, что наставничество не должно приравниваться к другим видам дополнительной нагрузки, что это должен быть самостоятельный участок работы, который достоин отдельной статьи Трудового кодекса. Я думаю, что ко второму чтению мы найдём правильное решение, но хочу подчеркнуть, и это позиция всего комитета: будут, безусловно, не стимулирующие выплаты, ведь это дополнительная нужная работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к авторам. А что этот закон изменит в функционировании уже действующего института наставничества? Тут много говорили о том, что закон приведёт к становлению этого института, - вы знаете, в январе 1983 года я пришёл на Челябинский кузнечно-прессовый завод, и там уже было наставничество. Прошёл 41 год. Скажите мне, пожалуйста, что этот закон меняет в том, что сейчас у нас уже действует в промышленности? МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Валерий Карлович. Этот законопроект закрепляет статус наставника в Трудовом кодексе и гарантирует доплату за работу, соответственно, мы создаём дополнительные условия. Если где-то это работает, хорошо, но много где этого нет, и мы создаем условия для того, чтобы это было. В этом заинтересованы федеральные ведомства, мы встречались отдельно со многими из них - с министерствами здравоохранения, науки, спорта и другими. Они заинтересованы в создании условий в своих отраслях. В том числе было необходимо предоставить такое право, установить такие гарантии на федеральном уровне - в Трудовом кодексе. Какие-то предприятия это реализуют - здорово, а данный законопроект закрепляет статус (об этом сказал президент на заседании Государственного совета: престиж наставничества закрепить) и гарантирует доплату за эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Артём Павлович, безусловно, с моей точки зрения, это очень важный законопроект, предложение, инициатива, которую необходимо дорабатывать, и в связи с этим, услышав ваши ответы, задам вопрос по объёму средств наставничества. Не считаете ли вы всё-таки необходимым во втором чтении конкретизировать вот этот момент, этот вопрос, чтобы вне зависимости от профессиональной принадлежности был какой-то единый подход к объёму средств наставничества, определить во втором чтении всё-таки какой-то единый подход в этом вопросе? МЕТЕЛЕВ А. П. Айдар Раисович, спасибо за предложение. Ну, это как раз был ключевой предмет дискуссии. На наш взгляд и на взгляд в том числе министерства труда, это излишне, потому что в каждой отрасли, в каждом производстве есть свои особенности, есть свои нюансы у каждого работодателя. Предусмотреть это, наверное, невозможно, а может быть, и неправильно, но мы в любом случае ещё раз это обсудим с Михаилом Васильевичем, с комитетом по труду при подготовке поправок. Если такое решение будет принято в первую очередь самими работодателями и федеральными ведомствами, которые отвечают за отрасль, пойдём по этому пути, но при подготовке к первому чтению был избран другой путь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Вы знаете, на моём родном предприятии, Таганрогском металлургическом заводе, мальчишки, которые были с наставником, даже походку его копировали, настолько он становился для них авторитетом. В металлургии наставничество было и осталось, но во многих отраслях оно забыто или неизвестно. Пытаться сейчас каким-то образом создать единый механизм работы и в педагогике, и в медицине, и в металлургии бесполезно. Надо просто создать условия для того, чтобы наставничество реализовалось везде, где оно уместно, где оно возможно. А какие будут суммы... Извините, помимо всего прочего, разное количество молодёжи будет приходить в разные годы в экономику, поэтому эти вопросы будут нарабатываться в ходе выработки подходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, вопрос у меня, наверное, к авторам законопроекта, хотя, Михаил Васильевич, важна и ваша позиция. Прежде всего, замечательно, что рыночные реалии не искоренили замечательный советский институт наставничества, и вы сейчас об этом говорили. Но если вопросы выплат - это предмет будущего... Хотя мне непонятна поддержка ведомств, министерств, которые никакого отношения к финансированию этого не имеют. Всё взваливается на руководителей предприятий и на регионы - что тогда наши ведомства высказывают своё отношение к этому? А вопрос такой: какие требования к самому наставнику - возраст наставника, квалификация наставника, стаж, навыки и так далее, то есть обсуждалась ли необходимость включения требований к наставникам в трудовое законодательство, будут ли вноситься такие изменения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемая Нина Александровна, спасибо за вопрос. Надо сказать, что мы всё-таки считаем, что работодатель должен установить соответствующие требования к наставнику. Нам точно здесь, в Государственной Думе, влезать в этот вопрос не стоит, ведь везде есть свои нюансы. Например, сейчас параллельно у нас идёт работа над наставничеством для детей в трудной жизненной ситуации, как раз в том числе с вашим комитетом. И вот там, где так или иначе уже есть вмешательство в вопрос семейный, конечно, будут и требования, а там, где мы говорим про наставничество на производстве, на рабочем месте, сам работодатель должен их установить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот законопроект, но не потому, что он необходим и без него никак не будет развиваться наставничество, а потому, что он ничего не портит. Первое. Я же недаром задал вопрос: а что он меняет в законодательстве, что такого произойдёт, что сейчас взрывной рост наставничества будет? Наставничество существует много лет - я говорил, когда вопрос задавал, - в 1983 году, в январе, я пришёл на кузнечно-прессовый завод работать слесарем, и у меня был наставник. И сейчас на этом заводе есть наставничество, и никто не ждёт этот законопроект. Мало того, тут куча вопросов задаётся: а как платить?.. Да всё это уже давно отрегулировано, коллеги! Не ломайте копья здесь, сходите на предприятие и спросите, как там это организовано. Вам там скажут, всё давно организовано. Единственное, что нужно было решить здесь, для того чтобы наставничество пошло там, где законом всё отрегламентировано, - нужно было сюда включить средства на наставничество. Средства на наставничество включили? Не включили. Вот и всё! Вот он так легко и прошёл - денег не надо, никто не просит, и законопроект ничего не меняет. Ну, как минимум ничего не портит. Мы его поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стенякина Екатерина Петровна. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотела бы сделать один акцент на то, чему уделяли внимание коллеги - автор законопроекта Артём Павлович Метелев и Михаил Васильевич Тарасенко. Данный законопроект прежде всего о трудовых гарантиях наставникам, тем людям, профессионалам, которые много лет трудятся в промышленности, в медицине, работают педагогами и которые готовы передать свой опыт. А передача опыта - это очень сложный и очень тяжёлый труд, я думаю, каждый из вас это знает. Теперь давайте немного разберёмся по сути. Законопроект о наставниках, подготовленный фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - это ещё один шаг на пути реализации послания президента. Давайте вспомним, президент ставил всем нам задачу - подготовить к 2028 году более миллиона новых профессиональных специалистов. Очень важно не только подготовить специалиста, но и довести его до предприятия и оставить там работать, именно эту миссию будут выполнять наши наставники. Я готова вам рассказать о том, что более 40 процентов предприятий сталкиваются с неимоверной текучкой кадров, большая часть людей уходит, это именно те, кто не проработал на предприятии и года, то есть это те молодые специалисты, которые ещё вчера были выпускниками профтехучилищ. А в чём причина? Не смогли адаптироваться на работе, не могут выполнить план, нет поддержки от старших товарищей - вот наставники как раз таки помогут нам сохранить молодых специалистов и, что важно, вырастить их на предприятии. Я хотела бы сказать, что есть позитивный опыт тех предприятий, которые сами внедряют систему наставничества. И последние пять лет внедрять эту систему помогает не что-то мифическое, а именно национальный проект "Производительность труда" и федеральный проект, который работает в рамках этого национального проекта, "Лидеры производительности". Есть конкретная статистика, есть механизмы работы, и, поверьте, если предприятие захочет внедрить у себя институт наставничества, то как раз наши национальные проекты помогут это сделать. Уважаемые коллеги, я хотела бы, чтобы вы поняли: этот законопроект в интересах не только молодых специалистов, но прежде всего тех профессионалов, которые готовы делиться своим опытом. Мы должны защитить их права, трудовые права, и гарантировать им доплату за их сложную работу. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Мы, безусловно, поддержим этот законопроект, однако, к сожалению, он не заработает в полную силу, и причина этого - 163-е постановление правительства, принятое 25 февраля 2000 года, об особых условиях охраны труда несовершеннолетних. Очевидно, что самая главная группа молодых сотрудников, работников, которым нужно наставничество, - это выпускники системы среднего специального профессионального образования, это несовершеннолетние. Более того, мы сами вместе с правительством сделали всё для того, чтобы ускорить подготовку специалистов, выделили средства на проект "Профессионалитет", но мы сталкиваемся с удивительной ситуацией: молодой человек, девушка получают ускоренную подготовку по системе "Профессионалитет" и, наверное, получили бы себе наставника - мы сегодня это создаём, - но им нельзя работать. Я обращаюсь к правительству (мы уже в процессе переписки), правительство говорит о том, что в принципе в этом постановлении 2000 года всё написано, что надо делать. Там три огромных барьера - нужно провести несколько экспертиз, чтобы принять одного человека на одно рабочее место, поэтому я прошу, чтобы мы так или иначе в рамках новой ответственности правительства перед нами решили комплексно эту проблему и дали возможность выпускникам по проекту "Профессионалитет" начинать работу на современных, модернизированных, экологически чистых производствах и пользоваться услугами тех самых наставников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы поблагодарить всех за предложения, замечания. У нас будет сейчас открыт сбор поправок, давайте вместе доработаем законопроект. Нам, молодёжи, этот закон нужен, люди скажут спасибо. Огромное количество людей сегодня являются наставниками, ещё больше людей ими станут. Большое спасибо за будущую поддержку этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 52 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.