Заседание № 193

07.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 575260-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодёжи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3773 по 4426 из 4692
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой     
кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодёжи,       
окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации". И    
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон        
Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с   
принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс           
Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодёжи, окончившей   
средние профессиональные и высшие образовательные организации". С докладом по   
этим двум законопроектам выступает Николай Васильевич Коломейцев.               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это также          
приоритетный законопроект нашей фракции, и мы убеждены, что при нынешней        
структуре безработицы, в условиях алкоголизации, наркоманизации населения       
страны... Есть официальные цифры: у нас 6 миллионов хронических алкоголиков,    
у нас до 20 миллионов имеющих алкогольную зависимость, у нас 7 миллионов        
наркоманов, у нас 1,1 миллиона больных СПИДом - это данные официальные, их с    
этой трибуны академики приводили. Но давайте подумаем: что со структурой        
безработицы? У нас в структуре безработицы на сегодняшний день более 30         
процентов - молодёжь до 30 лет. Прочитайте официальную справку Минобрнауки      
(которое, кстати, контролирует и учитывает только тех, кто окончил бюджетные    
вузы, то есть тех, кому обучение оплачивал бюджет, но не учитывает платные):    
30 процентов выпускников не имеют занятости, реально - больше; во многих        
вузах есть специальности, по которым работают только 3-5 процентов              
выпускников.                                                                    
                                                                                
Вопрос: зачем мы тратим деньги на систему образования, зачем мы готовим         
ненужных специалистов, почему не обеспечиваем, не даём гарантий занятости? Я    
вот могу в пример свою альма-матер привести: начали строить крупный завод в     
1929 году - в 1930 году распоряжением правительства были учреждены              
технический университет, пять ремесленных училищ и два техникума, но если       
посмотреть, какие там были отделения и кафедры, то становится ясно, что они     
все учитывали набор профессий, необходимых для изготовления сложного            
машиностроительного изделия, поэтому все выпускники были востребованы, давали   
колоссальный рост производительности труда и ВВП - и в результате в 1937 и      
1960 годах на международной выставке в Париже были получены золотые медали за   
изделия, которых до этого не было, понимаете?                                   
                                                                                
Мы должны осознать: псевдореформирование, которое произошло в 2000-х годах,     
было навязано извне, и они это прямо признают. Почитайте речь Клинтона,         
почитайте речь его бывшего госсекретаря, почитайте речи известной "железной     
леди" Великобритании Маргарет Тэтчер - они же прямо говорят: мы добились        
победы без войны, мы разрушили, поставили на колени Россию. Вы что, не          
понимаете, что реформы 90-х годов были реализованы по лекалам США и ключевым    
образом вышибали фундамент из-под нашей страны? Система образования нам была    
умышленно навязана, и у нас сегодня трудно найти квалифицированных инженеров,   
потому что нельзя устроиться даже на практику, практика платная.                
                                                                                
Суть нашего законопроекта проста: не уменьшая тех квот, которые уже             
предусмотрены для отдельных категорий занятых, мы предлагаем всё-таки дать      
хотя бы минимальную гарантию выпускникам средних и высших учебных заведений     
при первом трудоустройстве, обеспечить гарантию государства - 2 процента        
таких молодых специалистов должны планировать у себя все предприятия,           
численность работников которых свыше 250 человек (ну, это по нашей              
классификации чуть больше малого предприятия, среднее). Этим мы создадим хотя   
бы минимальную гарантию, ну а впоследствии можно будет эту норму расширять.     
                                                                                
Второй законопроект как раз обязывает... У нас нет сегодня органа, который      
следил бы за обеспечением даже тех гарантий, которые уже предусмотрены,         
понимаете? Мы считаем, что службу занятости надо обязать контролировать эти     
процессы вместе с министерством образования.                                    
                                                                                
Но я глубоко убеждён, что, если мы фундаментально не пересмотрим отношение к    
структуре, к возрождению, нашего реального сектора, мы не сможем                
фундаментально решить вопросы колоссальной безработицы и депрофессионализации   
в нашей стране. У нас сегодня проблема со сложными техническими                 
специальностями: гастарбайтеры заканчиваются, те, кто остался, как бы по        
инерции, с советских времён, заканчиваются, оставшиеся ПТУ сегодня готовят...   
Их сохраняется примерно 10 процентов, вот Григорий Артёмович лучше всех в       
этом зале знает структуру профессионально-технических, средних учебных          
заведений. У нас технические специальности вымерли или выметены как класс! У    
нас готовят парикмахеров (ну, нужная профессия, наверное), бухгалтеров,         
аудиторов - я не знаю, как в ПТУ можно аудитора подготовить, сегодня даже       
экономические вузы, к сожалению, не могут квалифицированно подготовить          
экономиста и финансиста.                                                        
                                                                                
И в данной ситуации я ещё раз обращаюсь к вам: поймите, если мы действительно   
хотим уменьшить молодёжную преступность, если мы действительно хотим поднять    
престиж учёбы... Сегодня дети могут окончить два учебных заведения с красным    
дипломом, но они никому потом не нужны - это приводит к разочарованию во        
всём, и это колоссальная проблема! Вы можете запреты принимать, но большая      
часть постящих в социальных сетях - это как раз люди, которые, ну, потеряли     
веру в будущее, потеряли веру в государство, понимаете? Вот вы внимательно      
посмотрите на возраст и социальное положение представителей молодёжи, которые   
наиболее злобно пишут. И в данной ситуации никакой революции мы не              
предлагаем, мы предлагаем сделать один маленький шажок, но, безусловно, нам с   
вами надо потом принять ещё целый комплекс мер, потому что у нас неправильная   
политика Банка России, я тысячу раз об этом говорил, у нас убивающая            
экономику страны денежно-кредитная система - ну не может при среднестрановой    
рентабельности 7,7 процента ключевая ставка быть 7,95! Не может малый бизнес    
работать, если вы ему не даёте оборотных средств и не создаёте отложенный       
спрос.                                                                          
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Валентины Викторовны Кабановой.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Уважаемый Николай            
Васильевич очень подробно рассказал о состоянии дел в нашей экономике и,        
конечно же, о законопроектах, которые сегодня предлагаются вашему вниманию.     
Суть одна - установить квоту 2 процента всем предприятиям, где работает свыше   
250 человек, для выпускников средних и высших учебных заведений, первый раз     
поступающих на работу.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас есть закон о занятости и есть меры, которые            
позволяют исполнять этот закон. Я приведу ряд законов о занятости в субъектах   
Российской Федерации, конкретные меры по трудоустройству. Закон Волгоградской   
области, Южный федеральный округ - да, Николай Васильевич? Такой закон есть?    
Есть, для молодёжи от 18 до 30 лет. В Самарской области также такой закон       
есть, в Москве. Представляя Московскую область, хочу сказать, что и у нас       
есть такие законопроекты. Ну, вы скажете, мол, это Москва, Московская           
область... Мы - работодатели, профсоюзы и Министерство образования Московской   
области - 21 февраля провели, готовя законопроект, совещание, обсудили          
состояние дел именно по занятости в Московской области. Никто с вами не         
спорит - да, ситуация, в которую попала наша страна после 1990 года, конечно    
же, необычная: предприятиям, которые начинают развиваться, нужны технические    
специалисты, предприятия трудности испытывают, недостаток кадров, а наши        
учебные заведения не готовят технических специалистов.                          
                                                                                
И конкретные примеры. В городе Электростали, где у нас атомный,                 
металлургический, машиностроительный, химический заводы, за 2018 год 20 тысяч   
человек обратились по поводу трудоустройства после окончания учёбы - а          
требуется 45 тысяч!                                                             
                                                                                
Вы предлагаете принять на федеральном уровне один закон и все регионы           
уравнять, но в каждом регионе своя ситуация. Я посоветовалась с коллегами из    
других регионов. Вот рядом со мной сидит представитель Магнитки, на Магнитке    
работают 20 тысяч человек, он говорит: "2 процента? Да мы их и так принимаем    
после окончания - там, где есть работа!"                                        
                                                                                
Но я абсолютно согласна с вами в том, что нам надо изменить подготовку          
кадров, чтобы люди могли трудоустраиваться. В маленьких городах есть филиалы    
высших учебных заведений и техникумов. Их оканчивают примерно 50 человек,       
выпускаются две группы юристов - могут они в городе или даже в области сразу    
устроиться? А в каждом филиале у нас есть юридический и экономический           
факультеты. Могут выпускники трудоустроиться по этой специальности? Конечно     
нет! Помогут им эти 2 процента квот? Конечно нет! Поэтому правильно             
работодатели говорят: систему подготовки кадров нужно менять. Поэтому мы за     
то, чтобы... Здесь нет злодеев - ни во фракции КПРФ, ни во фракции "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ", - мы готовы вместе сесть и готовить законопроекты, касающиеся          
трудоустройства молодёжи, но надо изменить систему подготовки кадров. Это       
первое. А во-вторых, надо дать возможность и работодателям создавать рабочие    
места, чтобы готовить в этих учебных заведениях тех, кто нужен. Почему? Вот     
вы приводили пример, и я позволю себе привести пример: Ликинский автобусный     
завод расположен в отдалённом моём восточном районе, где тоже есть проблемы с   
трудоустройством, потому что раньше там были текстильные фабрики, теперь нет    
их, и молодёжи некуда трудоустроиться, но наша молодёжь, окончившая и высшие    
учебные заведения, и средние технические, не идёт работать на заводы, поэтому   
на Ликинский автобусный завод возят работников автобусами из Владимирской       
области.                                                                        
                                                                                
Говорить, что только квота 2 процента сможет решить эту проблему, конечно же,   
неправильно. И самое главное, сначала мы здесь критикуем, говорим, что надо     
дать возможность регионам развиваться, и требуем от правительства увеличить     
финансирование регионов, а тут вдруг мы от всего отказываемся, мол, нет, нам    
нужен один федеральный закон, единый для всех регионов, несмотря на то что в    
каждом регионе складываются свои ситуации. Мы предлагаем данный законопроект    
отклонить и вместе поработать над тем, чтобы действительно помочь каждому       
молодому человеку, который окончил учебное заведение, получил образование по    
желанию и хотел бы работать.                                                    
                                                                                
И ещё один пример. Вы говорите, вот, мол, бюджетные деньги израсходовали, а     
они не могут устроиться. А есть и другие примеры, когда за бюджетные деньги     
медицинские училища окончили, но работать уехали в Москву, а в области не       
хватает медсестёр - молодёжь считает, что лучше в Москве сутки отработать и     
трое быть дома. То есть в каждом регионе своя ситуация.                         
                                                                                
Я предлагаю те законы в отношении занятости, которые у нас есть,                
скорректировать с учётом сложившейся ситуации.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы сразу по двум законопроектам - пункты 14 и 15?         
Депутат Гартунг. Ещё есть? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Николай Васильевич, ваша законодательная инициатива              
предусматривает дополнительные полномочия чиновникам, а вот на самом деле       
сколько таких людей, которые окончили средние профессиональные и высшие         
учебные заведения и не имеют места работы? Есть такая статистика? Ради чего     
нам принимать этот закон?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Коломейцеву включите микрофон.                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Если вы меня внимательно слушали, по данным министерства       
образования, всего 30 процентов выпускников, окончивших средние и высшие        
учебные заведения на бюджетной основе, трудоустроились по профессии, а 70       
процентов не трудоустроены.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Николай Васильевич, скажите, пожалуйста, а почему планируется      
устанавливать квоту законодательным актом субъекта Федерации? Это во-первых.    
А во-вторых, какая ответственность будет за то, что эта квота, допустим, не     
будет работодателем соблюдаться?                                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. По поводу субъектов говорил содокладчик. Я лично считаю, что   
в такой большой стране, как наша, должно быть побольше федеральных законов во   
избежание дезинтеграции в случае ухудшения экономической ситуации, которая      
прямо ведёт к политической дестабилизации. Поэтому мы и предлагаем... Вы        
поймите, я рад за Московскую область, за Волгоградскую, но я вот был в          
250-300 километрах от Ростова - там в сельских районах и малых городах          
безработица огромная. Они и в Московскую область едут, но с удовольствием       
работали бы у себя, а для этого надо вернуть работоспособность экономике. Но    
я хочу сказать о другом. Вы поймите, мы предлагаем не 78 тысяч порушенных       
приватизацией предприятий одномоментно восстановить, мы предлагаем на тех       
предприятиях, которые действуют, если численность работников свыше 250, всё     
же ввести квоту.                                                                
                                                                                
А по поводу юристов, о которых говорила уважаемая Валентина Викторовна, -       
юридическая безграмотность населения прогрессирует. Что если мы обяжем службы   
занятости - пусть они адвокатские конторы организуют для людей, чтобы люди      
хотя бы положенные социальные выплаты могли оформить и получить? У нас же       
большая часть населения не может бумагу составить, элементарное заявление!      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к Валентине Викторовне.                                           
                                                                                
Уважаемая Валентина Викторовна, пенсионная реформа принесла много негативных    
моментов, но, пожалуй, самый серьёзный - это то, что в результате этой          
реформы на рынке труда окажутся дополнительно около 11-12 миллионов людей.      
Разные оценки экспертов - разные цифры, тем не менее они достаточно             
серьёзные. Если мы для выпускников учебных заведений не установим какие-то      
квоты, то в результате можем получить просто чудовищную безработицу и среди     
молодых людей. Это может привести в том числе к росту преступности, потому      
что молодым людям просто не на что будет жить. И вот если сегодня эта квота     
будет установлена, это поможет решению данной проблемы. Почему вы               
сопротивляетесь принятию этого законопроекта?                                   
                                                                                
КАБАНОВА В. В. Я уже в своём выступлении сказала: я не сопротивляюсь, я за      
то, чтобы законы, которые мы принимаем и о которых говорил уважаемый Николай    
Васильевич и сегодня, и вчера, о том, что вот сюда должны приходить             
подготовленные люди... И я обращаюсь к нам, ко всем депутатам: мы должны        
принимать такие законы, которые пойдут на пользу, а не просто - вот приняли     
закон, а как он дальше будет реализовываться и поможет ли он делу, непонятно.   
Так вот принятие только нормы о 2 процентах квоты не поможет поправить          
положение дел. И не потому, что реформа, без реформы оно тоже не помогло бы     
поправить положение дел. Это первое.                                            
                                                                                
И второе, что я хотела бы сказать. Вы предлагаете ввести квоту только для       
окончивших государственные и муниципальные учебные заведения, а почему дети,    
окончившие за собственные деньги частные высшие или средние специальные         
учебные заведения (они и хорошо учатся, и оканчивают), не могут иметь           
преимущество получить первое рабочее место где-то? Родители платят,             
стараются, а главное, сами дети стараются получить хорошее образование, но      
они не получают никаких преимуществ при трудоустройстве.                        
                                                                                
Кроме того, предусматривается контроль за трудоустройством не только таких      
граждан, но и всех остальных, испытывающих трудности в поиске работы. А у нас   
ко всем остальным, испытывающим трудности в поиске работы, помимо молодых       
специалистов относятся инвалиды, лица, освобождённые из учреждений,             
исполняющих наказание в виде лишения свободы, лица предпенсионного возраста,    
беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и      
члены их семей (передо мной выступал коллега из ЛДПР и про военнослужащих       
говорил) - и все они имеют преимущественное право трудоустройства.              
                                                                                
И вот сталкивать тех, кто окончил учебное заведение, получил образование за     
государственные деньги, со всеми остальными... Или надо вносить изменения во    
все остальные законы, и об этом я и говорю: надо собираться и разрабатывать     
законопроект, который действительно устроит и выпускников вузов, и...           
                                                                                
И самое главное, нам же надо ещё профориентацией заниматься. Мы совсем не       
говорим о том, что детям надо технические специальности получать, поэтому они   
и не идут на такую работу и на учёбу, только на пекаря, аптекаря, юриста,       
экономиста, а вот фрезеровщиков, токарей, слесарей нет - как в Электростали,    
я говорила, пример приводила. У нас нет людей таких специальностей, и           
техникумы не готовят: они деньги получили, израсходовали, заполнили учащимися   
- всё!                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Валентина Викторовна, очень хорошо разъяснили, как      
плох этот законопроект, но вы же заместитель председателя профильного           
комитета - скажите мне, пожалуйста, альтернативный законопроект                 
разрабатывается комитетом? Вы над ним...                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я не закончил ещё задавать вопрос, успеете ответить.              
                                                                                
Вы признаёте, что действительно есть проблема с трудоустройством выпускников?   
Это первый вопрос. Второй: если да, то разрабатываете ли вы законопроект,       
который решил бы проблемы с профориентацией, с трудоустройством, с              
обеспечением необходимыми специалистами компаний и предприятий, которые         
испытывают сегодня дефицит кадров? Есть у вас какие-то решения? Готов           
послушать.                                                                      
                                                                                
КАБАНОВА В. В. Я сразу сказала во время выступления, что да, я признаю, что     
такая проблема есть, но она в каждом регионе своя (вы понимаете, да?), и        
принятие закона, которым гарантируется квота в размере 2 процентов по России,   
не решит этой проблемы.                                                         
                                                                                
Что касается работы каждого депутата в каждом комитете. Я работаю над           
законопроектом, который объединит в решении проблемы подготовки кадров          
министерство образования и работодателей, и говорю: все, у кого имеются         
предложения, не только представители "ЕДИНОЙ РОССИИ", но и представители всех   
остальных фракций, добро пожаловать, вносите свои предложения.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Выступление от фракции.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - поставьте время, пожалуйста.     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я понимаю,     
что все устали, конец рабочего дня, вы торопитесь, но вопрос очень важный - я   
постараюсь кратко объяснить позицию фракции. Наша фракция поддерживает оба      
законопроекта. Да, действительно, они не решат всех проблем, кстати, авторы     
этого и не утверждают, не говорят, что это панацея и что теперь всё сразу       
зацветёт. Точно так же из ответа представителя комитета я услышал, что и у      
них тоже пока нет решения этой проблемы, нет готового решения. Я задал          
вопрос, попросил рассказать, но скромно умолчали, сказали только, мол, да, мы   
работаем - приходите, мы ваши предложения тоже учтём.                           
                                                                                
Что предлагают авторы этого законопроекта? Они предлагают возродить систему,    
которая была в советское время, многие из сидящих в этом зале, наверное, ею     
пользовались, и я в 1983 году был распределён на Челябинский                    
кузнечно-прессовый завод, я отработал там практически на всех должностях.       
Было квотирование, у меня была такая возможность, и на четвёртом курсе нам      
давали возможность выбирать работодателя, правда, тем, кто шёл на красный       
диплом, а тех, у кого не было такого диплома, выбирали работодатели, ну это     
тоже хороший принцип. Почему не возродить эту систему?                          
                                                                                
Да, действительно, этот закон не решит всех проблем - было бы правильно дать    
предприятиям право самим организовывать систему профориентации и обучения       
своих кадров, но есть проблема с обучением своих кадров. Крупные промышленные   
предприятия имеют свои обучающие центры, к ним приходят выпускники вузов или    
ПТУ, обучаются, повышают квалификацию, а потом переходят на другое              
предприятие просто из-за того, что там более высокая заработная плата. Чтобы    
защитить интересы этих компаний, нужно за счёт государственного бюджета         
покрывать расходы предприятий на подготовку кадров. Вот вам идея, профильный    
комитет, - пожалуйста, используйте её! Если предприятие тратит деньги на        
переподготовку своих кадров, например 3 процента фонда оплаты труда, тогда в    
пределах этих 3 процентов компенсируйте им расходы за счёт уплаченных           
налогов, например. Пожалуйста, вот вам тема! Я вам больше скажу: тогда вам не   
нужно будет заботиться, тех ли специалистов вы готовите, которые нужны          
промышленности, потому что предприятия будут готовить именно тех, кто им        
нужен в данный момент. Я вам ещё больше скажу: потребности предприятий в        
квалифицированных работниках настолько быстро меняются, что никакая             
государственная система профтехобразования или высшего образования за ними не   
успеет. Потребности рынка меняются очень быстро: пока вы сформируете учебный    
план, пока наберёте группу, предприятиям уже будут нужны специалисты другой     
квалификации - не другой профессии, а именно другой квалификации. Нужны         
специалисты, которые обладают широкими способностями или широкой                
квалификацией в разных профессиях, а у нас нет таких, мы этому не учим, не      
готовим.                                                                        
                                                                                
Мы считаем, что этот законопроект - шаг в правильном направлении, мы готовы     
его поддержать, призываем вас также поддержать, ну а во втором чтении...        
Зачем откладывать возможность внесения изменений в законодательство? Хорошо,    
вам не нравится то, что авторы внесли, - давайте примем законопроект в первом   
чтении, а во втором всё, что вы приготовили, внесём в виде поправок.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, от фракции.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемые коллеги, конечно, проблема комплексная, здесь           
правильно об этом говорили, но конкретно эти, представленные нами               
законопроекты - о необходимости реализации конституционного права на труд, по   
крайней мере в отношении молодёжи. По опросу Всероссийского центра изучения     
общественного мнения, результаты которого были опубликованы в нашей             
"Парламентской газете" в декабре прошлого года, 40 процентов опрошенных         
граждан считают это право наиболее важным из основных прав и свобод.            
                                                                                
Какие аргументы выдвинуты в заключениях и отзывах против принятия               
законопроектов помимо стандартного "не указаны бюджетные источники"?            
                                                                                
Аргумент первый (мы его и с трибуны услышали): уже существуют меры поддержки,   
в регионах есть законы о квотировании рабочих мест. Но на наш взгляд, этот      
факт как раз доказывает обратное: если такие законы в регионах есть, значит,    
они нужны, и теперь необходимо решить вопрос на федеральном уровне, чтобы       
право молодых граждан на гарантированное первое рабочее место не зависело от    
места проживания или от перемещения по территории страны. Прозвучало, что 2     
процента мало, что это не решит проблему, что крупные предприятия и так берут   
это количество молодых ребят, - ну, квоту эту можем и пересмотреть. Главное -   
закрепить принцип на федеральном уровне.                                        
                                                                                
Аргумент второй: в случае принятия закона выпускники государственных вузов и    
ссузов будут поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими    
категориями граждан, например с теми, кто обучался в частных образовательных    
организациях. Послушайте, но разве государство, инвестировав бюджетные          
средства в подготовку специалистов, не вправе обеспечить хотя бы для части      
этих специалистов гарантированные рабочие места, с тем чтобы потом получить     
отдачу от этих специалистов в виде налоговых, неналоговых доходов в бюджет и    
так далее? Этот вопрос тоже можно урегулировать во втором чтении, если мы       
считаем, что частные вузы и частные средние профессиональные учебные            
заведения могут быть рассмотрены, здесь нет никаких принципиальных              
возражений.                                                                     
                                                                                
А теперь о двух главных аргументах по поводу того, почему нужно принять         
данные законопроекты.                                                           
                                                                                
Первый - демографическая ситуация. Россия за последние два года переживает      
естественную убыль населения, более 320 тысяч человек. Не случайно в майском    
указе 2018 года поставлены такие цели, как устойчивый естественный рост,        
увеличение коэффициента рождаемости, увеличение числа граждан, ведущих          
здоровый образ жизни. И дело не только в демографической яме, которая связана   
с Великой Отечественной войной, но и в том, что приватизация по Чубайсу         
уничтожила народно-хозяйственный комплекс, в том, что много лет в стране нет    
стратегического планирования размещения производительных сил, развития рынка    
труда, и так далее. Что нужно молодому человеку, что нужно для укрепления       
молодой семьи, для того, чтобы в семье с радостью принимали решение о           
рождении детей? После достойного образования - жильё, нормальная крыша над      
головой, и гарантированная работа с достойной зарплатой. Рассматриваемые        
законопроекты как раз это и предлагают.                                         
                                                                                
Второй аргумент в пользу законопроектов - социальная ситуация. Мы убеждены,     
что важнейшее условие успешного развития России - это единство и сплочённость   
общества, это недавно прозвучало и в президентском послании. Но вместо этого    
в России сильнейшая дифференциация в доходах, в уровне жизни: несколько         
процентов сверхбогатых и десятки миллионов на грани бедности, 20 миллионов      
официально бедных. Но когда нет работы, а среди безработных каждый третий -     
молодой человек, можно ли уменьшить число бедных? Вопрос риторический.          
Нельзя!                                                                         
                                                                                
И далее. Если у миллионов молодых людей, получивших профессиональное            
образование, нет гарантированного рабочего места, это неизбежно скажется на     
общем морально-политическом состоянии общества, и скажется негативно. Если у    
молодого человека нет оптимизма, нет созидательных целей в жизни, если ему      
негде приложить свои силы - вот и почва для экстремизма, для асоциального       
поведения, для пьянства, наркомании, преступности и так далее. Очень жаль,      
что, как отмечено в развёрнутом заключении Комитета по труду, социальной        
политике и делам ветеранов, сторона Российской трёхсторонней комиссии по        
регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские       
объединения профсоюзов, своего мнения по законопроекту не представила.          
                                                                                
Нельзя не вспомнить и о том, что не выполнена задача майского указа 2012 года   
по созданию 25 миллионов рабочих мест. А правительство усугубило ситуацию,      
навязав обществу повышение возраста выхода на пенсию, - ситуация с рабочими     
местами становится ещё более острой. И это в условиях, когда судьба России      
зависит от научно-технического прорыва, который неизбежно повлечёт за собой     
исчезновение целого ряда профессий и высвобождение множества рабочих рук!       
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждая данные законопроекты, мы рассматриваем вопрос о     
будущем страны, о тех, кто спустя 15-20 лет, а может быть, и раньше займёт      
руководящие посты, возглавит, своевременно получив первый профессиональный      
опыт, предприятия, отрасли, государственные органы и учреждения.                
                                                                                
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации настаивает на принятии     
указанных законопроектов и предлагает сделать то же самое всем депутатам        
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Николай Васильевич, вы уж простите за назойливость,      
но, пока мы во фракции не определились, я всё-таки хочу повторить вопрос,       
который я вам задал и на который вы, к сожалению, не ответили. Почему вы        
предлагаете установить законодательным актом именно субъекта Российской         
Федерации квоту 2 процента? И второй вопрос, который я задал: какая будет       
ответственность за то, что работодатель не выполнит предписания?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста.                 
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ну, не хотел выступать, но вынудили.                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот в связи с тем, о чём мы сегодня говорим, откройте        
закон "Об образовании...", там есть отдельная статья, в которой говорится о     
целевом приёме и чётко прописано, что все бюджетные места наши                  
образовательные организации могут отдать под целевой приём. Поступающий на      
целевое обучение подписывает контракт, заключённый между тремя-четырьмя         
сторонами, где указано, куда он должен идти по окончании обучения на работу     
минимум на три года, всё указано в этом контракте. Давайте использовать эту     
норму, мы ведь её практически не используем. Несколько лет назад мы дали        
регионам право, прописали, что они обязаны участвовать в регулировании          
целевого приёма: регион должен определить, какие специалисты там будут нужны    
в ближайшие годы, и, ещё раз скажу, все бюджетные места могут быть под это      
отданы. У нас нужны, например, врачи, учителя и так далее, к сожалению, их      
нет, а вместо этого бюджетные места отдаются под профессии, которые просто не   
востребованы, и этот вопрос пока, к сожалению, регулируют только                
образовательные организации. Ну неправильно это! Инструменты у нас есть. Хочу   
напомнить, в этом же контракте предусмотрено, куда пойдёт молодой специалист,   
какой должна быть его зарплата, каким жильём он должен быть обеспечен, даже     
предусмотрены штрафные санкции на случай, если он не пойдёт на это рабочее      
место: он должен будет вернуть средства, которые на него потрачены.             
                                                                                
Уважаемые друзья, давайте эту схему развивать, она есть, она жива. Если нужно   
что-то поправить, давайте проработаем. Но законопроекты, которые внесены,       
наша фракция не поддержит. Механизм есть, давайте его использовать, а не        
закрывать глаза на его наличие.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, большое спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна, пожалуйста.                                       
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Действительно, по оценкам специалистов, страна нуждается во врачах,             
инженерах, учителях, а молодые люди предпочитают получать образование в сфере   
муниципального и государственного управления. И вот такая                       
несбалансированность, неэластичность рынка труда и приводит к проблемам,        
когда молодёжь не может трудоустроиться, особенно получить первое рабочее       
место.                                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, в конце 2016 года мы приняли закон о "Справочнике            
профессий", но он только-только начинает работать. В регионах мы собираем       
информацию, какие специальности, профессии будут нужны в будущем, но мы         
понимаем, что на подготовку специалиста нужно как минимум четыре-пять лет.      
Следовательно, это всё-таки проблема и сегодняшнего дня, и будущего. Чтобы мы   
не наступили на те же грабли ещё через год, через два, мы должны готовить тех   
специалистов, в которых нуждается рынок. Это первое.                            
                                                                                
Второе. Сегодня Иванов Сергей Владимирович несколько раз задал один и тот же    
вопрос и не получил на него ответа. Ответ следующий: эти функции в сфере        
занятости населения возложены на регионы, законодательными собраниями           
регионов инициируются законопроекты, в соответствии с которыми проводится       
квотирование рабочих мест. Вот просто навскидку скажу: в Астрахани определена   
квота для молодёжи 1 процент; в Волгограде квота для молодёжи в возрасте от     
18 до 30 лет 1 процент; в Адыгее для несовершеннолетних детей в возрасте от     
15 до 18 лет квота 1 процент; в Краснодарском крае для несовершеннолетних в     
возрасте от 14 до 18 лет, а также для молодых людей, впервые ищущих работу,     
получивших среднее специальное образование, в возрасте от 18 до 23 лет квота    
на предприятиях численностью от 100 работников в размере 2 процентов. Вот,      
кстати, в Ростове, Николай Васильевич, у вас квота ноль, у вас есть только      
квота 1 процент для инвалидов. Может быть, нам всем вместе надо поработать в    
регионах над тем, чтобы мотивировать органы исполнительной, законодательной     
власти вводить соответствующие квоты, если это требуется в регионе?             
                                                                                
И Сергей Владимирович задал ещё один вопрос: а какова ответственность           
работодателя? Вы знаете, законы у нас хорошие, а правоприменительная практика   
не всегда хорошая. Например, мы сталкивались с тем, что торговая сеть квоту     
для инвалида разделила по нескольким отдалённым посёлкам по одной десятой       
вакансии и считала, что тем самым не нарушает закон, и профсоюз при обращении   
в надзорные органы получил ответ, что работодатель, оказывается, не нарушил     
право инвалида. Всё-таки здесь необходимо контролировать, вводить депутатский   
контроль.                                                                       
                                                                                
Что касается введения одинаковых квот для всей страны в целом, я считаю, что    
излишне. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить законопроект в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет.                   
                                                                                
Докладчик, пожалуйста.                                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! У нас        
неоднократно были случаи, когда состоящий из двух статей закон во втором        
чтении превращался в фолиант. Приведу наглядный пример: Уголовный кодекс,       
Мизулина здесь ещё сидела тогда, - принесли проект на ста тринадцати            
страницах, а закончили тысячей страниц. Как говорится, совершенству нет         
предела.                                                                        
                                                                                
Да, здесь написано "законодательным актом субъекта", но во втором чтении мы     
можем это убрать. Но здесь же предлагается дополнить статьёй 272-1 Трудовой     
кодекс. Если это будет принято, то будет введена обязанность принимать на       
работу.                                                                         
                                                                                
Что касается ответственности. К сожалению, ответственность, скажем так,         
растворена во многих кодексах - в КоАП, в Уголовном кодексе. Если вы            
посчитаете, что надо в тюрьму посадить за то, что не трудоустроят, давайте      
отдельный законопроект внесём: этими двумя законопроектами вносятся изменения   
- давайте третий внесём, я с удовольствием поддержу ваше предложение, думаю,    
что и фракция поддержит ваше предложение о необходимости установления более     
чёткой ответственности.                                                         
                                                                                
В целом я хочу поблагодарить за активное обсуждение. Но меня настораживает и    
даже огорчает непонимание, что наша страна, наши граждане разделены из-за       
очень неадекватной бюджетной обеспеченности. Повторяю сорок пятый раз: у нас    
всего 9 субъектов Российской Федерации формируют бездефицитный бюджет, 56 -     
на грани, я бы сказал, близки к банкротству, 2,5 триллиона рублей составляет    
задолженность субъектов Российской Федерации. Именно поэтому требуются          
централизация принятия решений и более объективное распределение сверхдоходов   
и профицита бюджета.                                                            
                                                                                
Спасибо вам.                                                                    
                                                                                
Прошу поддержать. (Аплодисменты.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, пожалуйста.                                                        
                                                                                
Включите депутату Кабановой микрофон.                                           
                                                                                
КАБАНОВА В. В. Я благодарю всех выступивших, и хотелось бы ещё раз обратить     
внимание на то, что в ходе выступлений поступили очень интересные               
предложения, которые будут использованы в дальнейшей работе.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения            
трудоустройства молодёжи, окончившей средние профессиональные и высшие          
образовательные организации", пункт 14.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в     
связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс   
Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодёжи, окончившей   
средние профессиональные и высшие образовательные организации", пункт 15.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.